Организация лечебно профилактической помощи. Организация лечебно-профилактической помощи взрослому населению

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ в СССР - государственная система оказания населению всех видов медицинской помощи.

Л.-п. п. строится на принципах бесплатности, общедоступности и профилактической направленности, участковости и преемственности в работе. Система Л.-п. п., или, как ее раньше называли, «лечебное дело»,- одна из главных функций советского здравоохранения.

Л.-п. п. в СССР представлена широкой сетью амбулаторно-поликлинических учреждений, станций скорой и неотложной медпомощи, больничных, диспансерных, санаторно-курортных учреждений, учреждений охраны материнства и детства, станций переливания крови и других учреждений, укомплектованных кадрами и оснащенных современными техническими средствами, оказывающих медпомощь как в учреждениях, так и на дому. Л.-п. п. приближена к населению, оказывается как по месту жительства (территориальными леч.-проф, учреждениями), так и по месту работы (МСЧ) и строится по участковому принципу (см. Врачебный участок , Сельский врачебный участок , Цеховой врачебный участок).

Материально-техническая база Л.-п. п. фактически создана за годы Советской власти. В 1913 г. в России было 5,7 тыс. врачебных и фельдшерских учреждений, оказывающих населению амбулаторную помощь, и 5,3 тыс. больничных учреждений с фондом 207,6 тыс. коек, или 13 коек на 10 000 жит., рассредоточенных по подчиненности более чем в 12 ведомствах. В 35% городов страны б-ц не было. Число больничных коек к 1979 г. увеличилось более чем в 15,4 раза, обеспеченность ими возросла в 9,3 раза, а число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось почти в 6 раз. Коечный фонд страны к 1979 г. достиг 3 млн. 206 тыс., при этом обеспеченность населения больничной помощью составила 122 койки на 10 тыс. населения. Возросло также число врачей, оказывающих населению Л.-п. п. и другие виды мед. обеспечения. Их количество к 1979 г. достигло 923 тыс., а к концу десятой пятилетки составит 960 тыс. и приблизится к показателю 36 врачей на 10 тыс. жит.; на страже здоровья народа стоит более чем шестимиллионная армия медработников.

Рост числа учреждений, оказывающих Л.-п. п. населению, и числа больничных коек показан в табл. 1.

Наиболее характерной особенностью развития Л.-п. п. являются: все нарастающее количество крупных многопрофильных, технически оснащенных мед. учреждений и сокращение мелких; постепенная дифференциация действующих и вновь создаваемых учреждений; специализация внутриучрежденческой структуры, коечного фонда, а также врачебных кадров.

Вместо 3-4 типов леч. учреждений, действовавших в дореволюционный период, в стране создано и оказывают Л.-п. п. населению св. 50 типов специализированных леч. учреждений. Средняя мощность областных б-ц за 1970-1976 гг. увеличилась с 549 до 736 коек, городских - с 166 до 197, центральных районных - с 65 до 213 коек.

Приказом М3 СССР № 1000 от 23 октября 1978 г. введена в действие номенклатура леч.-проф. учреждений.

Генеральным направлением совершенствования леч.-проф, помощи населению в СССР является ее специализация и интеграция на базе крупных многопрофильных леч.-проф. учреждений, объединенных с поликлиникой, а также создание самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений (см. Амбулатория , Больница , Поликлиника). Объем леч.-проф, помощи, оказываемой в СССР стационарными учреждениями, в 1960-1975 гг. представлен в табл. 2, специализация коечной сети - в табл. 3.

Важной особенностью Л.-п. п. является то, что вместо небольших амбулаторий дореволюционной России получили широкое развитие мощные поликлиники (от 400 до 1600 посещений в смену) с наличием в их составе до 25 специализированных диагностических, исследовательских и леч. отделений, кабинетов (доврачебных приемов, смотровых), клинических, биохимических, цитологических, эндоскопических лабораторий, диспансерных и методических отделов и т. д. В 70-х гг. в поликлиниках стали создаваться отделения восстановительного лечения (см. Поликлиника).

Развитие сети мед. учреждений, оказывающих врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь, в 1960-1975 гг. представлено в табл. 4.

В амбулаторно-поликлинические учреждения ежегодно обращается за медпомощью св. 50% населения городов и р-нов, из них от 80 до 90% проходят полный курс лечения.

Объем деятельности амбулаторнополиклинических учреждений СССР за 1960-1975 гг. приведен в табл. 5.

Особенностью Л.-п. п. сельскому населению является этапность. На первом этапе медпомощь оказывается сельским врачебным участком (колхозным родильным домом, амбулаторией, участковой б-цей, а доврачебная - фельдшерско-акушерским пунктом и др.). На втором этапе медпомощь оказывают районные леч.-проф, учреждения (центральная районная б-ца, объединенная с поликлиникой, районная б-ца, диспансер), где больные получают специализированную медпомощь по основным ее видам, а на третьем - областной (краевой, республиканской) б-цей, диспансерами и городскими учреждениями, где сельским жителям оказываются все виды специализированной медпомощи. В 1975 г. в расчете на 100 жит. села было госпитализировано в районные б-цы и б-цы, расположенные в городах, 22,5 чел., а в расчете на 100 жит. городов этот показатель составил 21,3, что является крупным шагом в выравнивании уровня и качества Л.-п. п. городскому и сельскому населению.

На промышленных предприятиях, в строительных организациях и на транспорте создаются медико-санитарные части (см.) в составе объединенной с поликлиникой б-цы, цеховых врачебных участков, здравпунктов (см.), санаториев-профилакториев (см.) и др. Они выполняют функцию леч.-проф, помощи рабочим с учетом производственных условий, а также активно участвуют в решении вопросов улучшения условий труда и охраны здоровья.

Л.-п. п. больным сердечно-сосудистыми, онкологическими, кожно-венерологическими, психоневрологическими заболеваниями, туберкулезом и нек-рыми другими оказывают диспансеры (см. Диспансер).

Стоматологическая помощь населению (см. Стоматология, организация стоматологической помощи) осуществляется в стоматол, поликлиниках, зубоврачебных кабинетах и отделениях б-ц. В стране к 1976 г. было 23 550 стоматол, поликлиник, отделений и кабинетов и 6114 зубопротезных кабинетов.

Отличительной особенностью леч.-проф. помощи является диспансеризация (см.) и активное наблюдение за здоровьем определенных контингентов населения. В 1977 г. диспансерным методом обслуживалось св. 35 млн. чел. При этом большое внимание придается периодическим медосмотрам рабочих отдельных цехов и профессий, профилактическим осмотрам детей, учащихся, призываемых в ряды Советской Армии, занимающихся физкультурой и спортом и др. Широко проводятся массовые целевые медосмотры населения, направленные на раннее выявление заболеваний или патол, процессов, вызываемых различными факторами. В 1975 г. медосмотр прошли 106,9 млн. чел. (см. Медицинский осмотр).

Служба скорой и неотложной медпомощи представлена широкой сетью станций скорой и неотложной медпомощи (см. Скорая и неотложная медицинская помощь). В крупных городах в их составе создаются специализированные кардиологические, травматологические, педиатрические, токсикологические, неврологические, реанимационные, интенсивной терапии и другие бригады, а также организуются б-цы скорой и неотложной медпомощи, объединенные со станциями. В 1975 г. экстренная медпомощь была оказана более 71 млн. больных и пострадавших. Учреждения переливания крови представлены станциями переливания крови (см.).

К системе Л.-п. п. относятся также учреждения охраны материнства и детства: детские ясли и ясли-сады (см. Ясли, ясли-сад); дома ребенка (см. Дом ребенка); молочные кухни (см. Молочная кухня); родильные дома (см.); женские консультации (см.), являющиеся структурным подразделением родильного дома; поликлиники или амбулатории. Л.-п. п. детям оказывают детские больницы и поликлиники (см. Детская больница , Детская поликлиника). См. также Здравоохранение, охрана здоровья женщин и детей ; Охрана здоровья детей и подростков ; Охрана материнства и детства .

Организация отдыха и сан.-кур. лечения населения играет важную роль в системе леч.-проф, помощи населению. В 1975 г. в стране было 11 697 санаториев и учреждений отдыха на 1795 тыс. мест (см. Здравоохранение, санаторно-курортная помощь). Основным типом леч. учреждения на курортах является санаторий (см.). Леч. процедуры, как правило, осуществляются в бальнеологических лечебницах (см. Бальнеолечебница , Водолечебница), грязелечебницах (см.) и т. д. Больные, не нуждающиеся в строгом санаторном режиме, амбулаторно-курсовое лечение получают в курортных поликлиниках.

В целях дальнейшего развития системы Л.-п. п. населению в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) намечена комплексная программа, в к-рой предусматривается совершенствование первичных звеньев здравоохранения (поликлиник, учреждений скорой и неотложной медпомощи, сельских участковых б-ц и амбулаторий), развитие материально-технической базы здравоохранения на основе рационального сочетания строительства многопрофильных и специализированных мед. учреждений, расширение сети МСЧ, укрепление центральных районных б-ц и других леч.-проф, учреждений, оказывающих медпомощь рабочим промышленных предприятий и сельскому населению. Предусматривается повышение качества и культуры оказания медпомощи населению на основе широкого внедрения в мед. практику достижений науки и техники, передового опыта и научной организации труда (см. Научная организация труда в здравоохранении), совершенствование проф. подготовки и идейно-политического воспитания.

К 1980 г. в СССР будет св. 60 тыс. мощных специализированных и хорошо оснащенных объединенных б-ц g коечным фондом 3,5 млн. коек (13 коек на 1000 населения), обеспечивающим в течение года полное завершение стационарного лечения св. 60 млн. жителей, поликлинических и диспансерных учреждений на 2,5 млрд. посещений в год (9-10 посещений на каждого жителя в год), что обеспечит удовлетворение потребностей населения в амбулаторно-поликлинических видах помощи.

НОМЕНКЛАТУРА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Больничные учреждения

Больница на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная)

Больница на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)

Городская больница

Городская больница скорой медицинской помощи

Госпиталь для инвалидов Отечественной войны

Детская больница на железнодорожном транспорте

Детская городская больница Детская областная (краевая, республиканская) больница Детская окружная больница Областная (краевая, республиканская) больница

Окружная больница Районная больница Участковая больница Центральная городская больница Центральная окружная больница Центральная районная больница

Специализированные больницы: детская инфекционная больница; детская ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения; детская психиатрическая больница; детская туберкулезная больница; инфекционная больница; ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения; оториноларингологическая больница; офтальмологическая больница; психоневрологическая больница (для больных хроническим алкоголизмом); психиатрическая больница; туберкулезная больница; физиотерапевтическая больница;

Лечебно-профилактические учреждения особого типа

Лепрозорий

Диспансеры

Врачебно-физкультурный

Кардиологический

Кожно-венерологический

Наркологический

Онкологический

Противозобный

Противотуберкулезный

Психоневрологический

Трахоматозный

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Амбулатория

Врачебный здравпункт

Городская поликлиника

Детская городская поликлиника

Детская стоматологическая поликлиника

Косметологическая лечебница

Поликлиника на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая портовая, линейная)

Поликлиника на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)

Стоматологическая поликлиника

Фельдшерский здравпункт

Фельдшерско-акушерский здравпункт

Физиотерапевтическая поликлиника

Центральная районная поликлиника

Учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и учреждения переливания крови

Станция переливания крови

Станция скорой и неотложной медицинской помощи

Учреждения охраны материнства и детства

Детские ясли (Ясли-сад)

Дом ребенка

Колхозный родильный дом

Молочная кухня

Родильный дом

Санаторно-курортные учреждения

Бальнеологическая лечебница

Грязелечебница

Детская бальнеологическая лечебница

Детская грязелечебница

Курортная поликлиника

Детский санаторий

Санаторий

Санаторий-профилакторий

Специализированный санаторный пионерский лагерь круглогодичного действия

Таблицы

Таблица 1. РОСТ ЧИСЛА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР, ОКАЗЫВАЮЩИХ НАСЕЛЕНИЮ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ* И ЧИСЛА БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК (1940-1975 гг.; все ведомства)

Таблица 2. РОСТ ОБЪЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ СТАЦИОНАРНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, в 1960-1975 гг* (в учреждениях системы М3 СССР)

Показатели

Число поступивших в больничные учреждения городских поселений и сельских местностей (в тыс.)

В том числе:

число городских жителей, поступивших в стационары городских поселений и сельских местностей (в тыс.)

в среднем на 100 жителей городских поселений

число сельских жителей, поступивших в стационары городских поселений и сельских местностей (в тыс.)

в среднем на 100 жителей сельских местностей

число сельских жителей, госпитализированных в городские стационары (в % к общему числу госпитализированных сельских жителей)

Среднее число дней занятости койки в году (все койки):

Среднее число дней пребывания больного на койке:

Таблица 3. РОСТ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СССР БОЛЬНИЧНЫМИ КОЙКАМИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ в 1960-1975 гг.

Показатели

Число коек для:

терапевтических больных (в тысячах)

хирургических больных (в тысячах)

беременных и рожениц (в тысячах)

в расчете на 10 000 чел. населения

гинекологических больных (в тысячах)

в расчете на 10 000 чел. населения

больных туберкулезом (в тысячах)

в расчете на 10 000 чел. населения

инфекционных больных (в тысячах)

в расчете на 10 00 0 чел. населения

больных детей (в тысячах)

в расчете на 10 000 чел. населения

нервнобольных (в тысячах)

в расчете на 10 000 чел. населения

Таблица 4. РАЗВИТИЕ В СССР СЕТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВРАЧЕБНУЮ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ, в 1960-1975 гг.

Показатели

Число амбулаторно-поликлинических учреждений - всего*

Из них поликлинических отделений:

областных больниц

городских больниц

районных больниц сельских районов

участковых больниц

детских больниц (неинфекционных)

родильных домов*

диспансеров всех профилей *

прочих больничных учреждений (включая специальные)

Необъединенные амбулаторно-поликлинические учреждения (включая детские поликлиники, женские консультации)

Стоматологические поликлиники (самостоятельные)

Врачебные здравпункты

Учреждения скорой и неотложной медицинской помощи

Отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных (республиканских) больниц

* В городских поселениях и сельских местностях.

** Некоторое уменьшение обусловлено укрупнением учреждений.

Таблица 5. ОБЪЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СССР в 1960-1975 гг. (системы М3 СССР)

Показатели

Число посещений во врачебных лечебно-профилактических учреждениях (млн.):

к врачам на амбулаторном приеме

врачами на дому

Число посещений в фельдшерских учреждениях сельских местностей (млн.):

к среднему медперсоналу на самостоятельном амбулаторном приеме

средним медперсоналом на дому

Число посещений в среднем на одного жителя:

городского

Нет данных

сельского

Нет данных

Число лиц, находившихся в течение года под диспансерным наблюдением по поводу заболеваний:

взрослых и подростков от 15 лет и старше (тыс. чел.)

Нет данных 1

на 100 0 чел. этого возраста

Нет данных

детей в возрасте до 14 лет включительно (тыс. чел.)

Нет данных

на 10 00 чел. этого возраста

Нет данных

* Неполные данные.

Библиогр.: Захаров Ф.Г. Организация медицинской помощи промышленным рабочим России и СССР, М., 1969; Народное хозяйство СССР за 60 лет, с. 625, М., 1977; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и др., М., 1976, библиогр.; Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Н. А. Виноградова, т. 2, с. 81, М., 1974; Серенко А. Ф., Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1976; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, с. 7, 143, М., 1977.

Ф. Г. Захаров.

Номенклатура учреждений здравоохранения (ЛПУ).

1. Больничные учреждения:

Больницы районные, городские, областные, республикаские.

Госпитали для инвалидов ВОВ.

Специализированные больницы (инфекционные, офтальмологические).

2. Учреждения особого типа – лепрозории.

3. Диспансеры: врачебно-физкультурные (для здоровых людей), противотуберкулезные, онкологические, психоневрологические, наркологические, кардиоревматологические, противозобные, кожно-неврологические, травматологические.

4. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

5. Учреждения скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови.

6. Учреждение по охране материнства и детства (РОДДОМ, дом ребенка, ДДУ, детская молочная кухня).

7. Санаторно-курортное учреждение (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнео и грязелечебница).

8. Учреждения профилактической медицины (центры Здоровья).

9. Аптечные учреждения.

10. Диагностические центры, дневные стационары, стационары на дому.

ЛПУ подчиняются минздраву; санитарно-профилактические учреждения подчиняются ГосКомСэс.

Амбулаторно-поликлинические учреждения в городе:

1. Поликлиника.

2. Амбулатория.

3. Поликлиники диспансеров.

4. Поликлиника МСЧ.

5. Женские консультации.

6. Стом. поликлиники, физиотерапевтические поликлиники.

7. Здравпункты врачебные или фельдшерские.

Это самый массовый вид мед. помощи населению. Он дает возможность осуществить раннюю диагностику заболеваний. Обеспечивает более благоприятные условия для профилактических мероприятий.

Поликлиника.

Это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать мед. помощь населению на догоспитальном этапе.

По организационному принципу поликлиники делятся на:

1. Объединенные со стационаром;

2. Не объединенные со стационаром.

По мощности делятся на 5 категорий (по числу посещений в смену):

Структура городской поликлиники.

· Регистратура.

· Отделение профилактики (в крупных поликлиниках).

· Отделение восстановительного лечения (в крупных поликлиниках).

· Лечебно-профилактическое отделение: кабинеты участковых терапевтов; подростковый кабинет; специальные кабинеты – неврологический, лор и др.Количество специальностей определяется категорией.

· Вспомогательно-диагностическое отделение: рентген-кабинет, лаборатория, кабинет функциональной диагностики, эндоскопический кабинет.

· Управление поликлиникой: кабинет главного врача, заместителей главного врача, кабинет мед. статистики, АХЧ.

Руководит поликлиникой – главный врач поликлиники. Если поликлиника объединена со стационаром, то руководит зам. главного врача по поликлинике.

Задачи поликлиники :

1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.

2. Проведение комплексных профилактических мероприятий на территории обслуживания.

3. Организация диспансерного наблюдения населения – подростки, рабочие, онкобольные, СС-больные.

4. Организация сан - гиг. воспитания и обучения населения, пропаганда здорового образа жизни.

5. Изучение причин заболеваемости населения, причин инвалидности, смертности.

Работа в поликлинике организуется по участковому принципу. На одного участкового терапевта – 1700 человек взрослого населения. Преимущества участкового принципа: наблюдение в динамике, своевременная диагностика, адекватное лечение, знание социальных условий проживания населения.

Задачи участкового терапевта:

· Оказание помощи в поликлинике и на дому (20-30%)

· Оказание экстренной помощи всем нуждающимся

· Своевременная госпитализация больных

· Использование консультаций с врачами др. специальностей, зав. отделений, др. мед. учреждений

· Проведение экспертизы временной нетрудоспособности

· Комплекс мероприятий по диспансеризации населения своего участка

· Проведение противоэпидемических мероприятий на участке – раннее выявление инфекционных заболеваний, экстренное извещение об остро заразных заболеваниях СЭС

· Сан – просвет. работа.

На каждые 8 терапевтических участков выделяется должность зав. отделением. Сейчас по участковому принципу начинают работать и врачи др. специальностей. Это метод бригадной участковости. При этом врач узкой специальности может быть вызван на дом к больному, можно получить талон на прием к узкому специалисту минуя терапевта. Увеличивается объем помощи на дому, врач узкой специальности наблюдает больных в динамике. Руководит бригадой участковый терапевт. Важно составить график работы. Терапевт 4 ч. в поликлинике, 2 ч. на дому. Хирург, невропатолог – так же. Лор, окулист 5ч. в поликлинике, 1,5 ч. на дому.

Отделение профилактики для диспансеризации населения:

1. Кабинет доврачебного приема.

2. Анамнестический кабинет.

3. Женский смотровой кабинет и кабинет проф. осмотров.

4. Кабинет централизованного учета лиц на диспонсеризацию.

5. Лаборатория.

6. Кабинет пропаганды здорового образа жизни.

Отделение планирует работу по диспансеризации, организует проф. осмотры, сан.-просвет. работу, анализирует эффективность диспансерного наблюдения.

Отделение восстановительного лечения:

1. Физиотерапевтический кабинет.

2. Кабинет лечебно физкультуры.

3. Кабинет рефлексотерапии и т.д.

Структура отделения зависит от мощности поликлиники. Организация работы поликлиники должна быть такой, чтобы: было минимальным время ожидания больным приема, равномерна нагрузка на врачей, ликвидированы отказы от приема больного, ликвидирована обезличенность наблюдения за больным, обеспечена своевременность попадания больного к узкому специалисту.

Всех больных, посещающих поликлинику делят на:

1. 20-30% - острые заболевания или обострения хронических (немедленная помощь).

2. 28-33% - люди, страдающие хроническими заболеваниями (обозначается день).

3. 15-10% - лица, обращающиеся по собственной инициативе (не срочно).

4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).

5. 3-5% - нуждаются в приеме нескольких врачей.

Регистратура . Распределяет больных и равномерно нагружает врача по талонной системе или журналу самозаписи. Выдает талон на первичное посещение врача, на повторное посещение выдает талон врач. Терапевт – 5 больных в час. Регистратура хранит и выдает мед. документы, а также регистрирует вызовы на дом. Есть окно по оформлению больничных листков. Выполняет справочную функцию.

Кабинет доврачебного приема . Его задачи:

1. Первичный прием больных.

3. Обращающимся может быть проведена антропометрия, термометрия, измерение АД и ВГД.

4. Выдача справок и оформление выписок из амбулаторной карты.

Помимо территориальных поликлиник организуются КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ. Такие поликлиники есть в составе многопрофильных больниц, мед. вузов, НИИ. В них ведется узкоспециализированный прием. Они выполняют функции:

1. Консультативная помощь врачами-специалистами.

2. Проведение исследований, которые невозможно провести в территориальной поликлинике (серологические, иммунологические).

3. Диспансерное наблюдение больных, которые нуждаются в специализированной помощи.

5. Повышение квалификации врачей обще лечебной сети.

Диагностические центры

Диагностические центры организованны в 76 городах России. Они созданы для полного обследования больных на основе исследования новейшими методами диагностики: компьютерная томография, УЗИ, эндоскопия. В ДЦ концентрируется дорогостоящая техника. ДЦ работает в непрерывном режиме и обслуживает максимальное количество пациентов (в 2 смены). В ДЦ обследуют по направлению территориальных поликлиник или на платной основе по желанию пациентов.

Стационарная помощь

Нужна при наиболее тяжелых заболеваниях, которые требуют комплексного подхода в диагностике и лечении, если больной нуждается в оперативном вмешательстве, в постоянном лечении или интенсивном уходе. Обеспеченность койками должна быть 134 на 10000 населения, к 2000 году планировалось до 148 коек, в мире – 45 коек, развитые страны – 130-140 коек на 10000 населения.

Все больничные учреждения делятся на несколько типов:

1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.

· Для кратковременного пребывания больного; обеспеченность ими 90 на 10000 населения.

· Для долговременного пребывания больного (39 на 10000 населения).

2. Больницы для оказания медико-социальной помощи хроническим больным и престарелым 8% коечного фонда. Предназначены для длительного ухода и облегчения состояния больных.

Больничные учреждения классифицируются по нескольким признакам:

1. В зависимости от административного подчинения: районные, городские, областные.

2. По профилю: многопрофильные, специализированные.

3. По мощности (определяется количеством коек): первой категории (800-1000 коек). Каждая последующая категория на 100 коек меньше. Самая малая категория – 100 коек.

4. Объединение и не объединение с поликлиниками.

Управление стационаром осуществляет главный врач, у которого есть заместители по мед. части. Если больница объединена с поликлиникой, то есть зам. по поликлинике; имеются зам. по экспертизе трудоспособности (врачей более 25), зам. по АХЧ, кабинет мед. статистики, мед. архив и бухгалтерия.

Функциональные подразделения:

1. Приемное отделение – централизованное и децентрализованное.

2. Специализированные палатные отделения.

3. Опер. блок.

4. Вспомогательные лечебно-профилактические подразделения (лаборатория, рентген кабинет и т.д.)

5. Аптека.

6. Патологоанатомическое отделение.

7. Вспомогательные службы (пищеблок, прачечная).

Задачи приемного отделения :

1. Установление диагноза.

2. Решение вопроса о необходимости в госпитализации. В случае отказа – ведется журнал отказа от госпитализации.

3. Санитарная обработка больных при необходимости.

4. Регистрация и учет движения больных (выписка, перевод из одного в другое отделение).

5. Оказание неотложной помощи (по скорой или самотеком, т.е. больной приходит сам)

6. Изоляция некоторых больных, которые поступают с признаками инфекционных заболеваний. Могут быть палаты сортировочного отделения, где наблюдают за больными. Количество коек из расчета 2-3 койки на каждые 100 коек стационара.

7. Организация справочной службы.

Основное структурное подразделение стационара на 40 коек – отделение. Есть 3 отделения, в которых есть палаты по 3-4 койки. Выделяется должность зав. отделением на 40 коек стационара.

Между поликлиникой и стационаром есть преемственность:

2. Направление амбулаторной карты в стационар для записи эпикриза после лечения в стационаре.

3. Заполнение в поликлинике стационарной формы истории болезни.

Группы больных:

1. Больные с травмами, отравлениями, «острым животом» или массивным кровотечением (подлежат немедленной госпитализации).

2. Больные, которые безусловно нуждаются в больничном лечении, но госпитализация может быть отсрочена на 1-2 суток (пневмония, СС-заболевания).

3. Больные, которым желательна госпитализация когда будут места в стационаре.

Условием поступления больного в стационар является всесторонняя подготовка больного к стационару. В амбулаторных условиях должен быть проведен максимум обследований, в стационаре большее внимание уделяется лечению.

Существует 2 системы ухода в стационаре: двухстепенная и трехстепенная. Двухстепенная система подразумевает работу врача, мед. сестры (санитарка только для уборки помещений). Эта система используется чаще для больных детей. Трехстепенная подразумевает участие врача, мед.сестры, санитарки.

Существует бригадная форма обслуживания – выполняются смежные виды работ. Каждый получает согласно коэффициенту трудового участия.

Дневные стационары

Организуются на базе обычного стационара или поликлиники, где выделяются 2-3 комнаты. Больной в течение дня находится в стационаре и проходит лечение под наблюдением медработника. Преимущества: нет отрыва от семьи, за счет этого повышается эффект лечения. Наиболее часто такая форма используется для детей и женщин.

Стационары на дому

Больной лечится дома под наблюдением медработника. Врач осуществляет активные выходы. Мед.сестра выполняет лечение на дому. Такая форма используется для детей и престарелых.

Перечень и содержание лекционного курса.

Организация здравоохранения.

VI семестр

Тема 1.1. Основы организации лечебно-профилактической помощи населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь, современные проблемы.

Лечебно-профилактическая помощь как основной вид медицинской помощи. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению (принципы, учреждения, особенности). Общая врачебная практика (определение, реформирование). Городская поликлиника, роль, задачи, структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности. Организация сестринского процесса в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения.

Тема 1.5. Организация скорой медицинской помощи населению.

Нормативно-правовое обеспечение организации скорой медицинской помощи населению. История возникновения службы. Организация деятельности больницы, станции и подстанции скорой помощи. Деятельность линейных и специализированных бригад. Задачи и функции среднего медицинского персонала выездной бригады.

Тема 1.6. Стационарная и стационарзамещающая помощь населению.

Виды стационарных учреждений. Стационар (функции, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Развитие стационарной помощи в условиях реформы здравоохранения. Стационарозамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому и т. д.). Организация сестринского процесса в условиях стационара.

Тема 1.9. Охрана материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи

Основные этапы развития системы охраны материнства и детства, ее задачи, основные направления. Принципы системы охраны материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи (принципы учреждения). Женская консультация, роддом (задачи, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Факторы риска перинатальной и материнской смертности. Пути реформирования акушерско-гинекологической помощи населению (перинатальный центр). Деятельность среднего медицинского персонала.

Тема 1.12. Организация медицинской помощи детям .

Нормативно-правовое обеспечение организации медицинской помощи детскому населению в РФ. Организация медицинской помощи детям (принципы, учреждения). Детская поликлиника (задачи, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Задачи и функции среднего медицинского персонала.

VII семестр

Тема 2.1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). История становления. Бюджет ВОЗ. Основные направления деятельности. Международное сотрудничество в здравоохранении. Программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Здоровье для всех в 21 веке».

Организация здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество. Международные медицинские организации, ассоциации, общества. Всемирная организация здравоохранения (история, финансирование, структура, основные направления деятельности). Разделы деятельности, связанные со средним медицинским персоналом.

Тема 2.2. Управление здравоохранением. Органы здравоохранения, задачи, функции.

Основные принципы управления здравоохранением в РФ. Законодательные основы управления. Структура и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Федеральные агентства и федеральные службы. Особенности управления здравоохранением на современном этапе.

Тема 2.3. Законодательная основа деятельности Министерства здравоохранения и социального развития и медицинских учреждений . Номенклатура медицинских учреждений.

Нормативно-правовая база деятельности Министерства здравоохранения и социального развития. Законы и подзаконные нормативные акты , регламентирующие деятельность медицинских учреждений. Номенклатура медицинских учреждений. Приказ МЗ РФ № 000.

Тема 2.4. Организация медицинской помощи рабочим промышленных предприятий. МСЧ, структура, задачи, содержание работы. Показатели деятельности МСЧ.

Особенности и основные формы организации медицинской помощи рабочим и служащим промышленным предприятий. МСЧ, здравпункт (задачи, структура, функции, анализ деятельности). Задачи медицинской сестры цехового врача-терапевта. Диспансерное наблюдение различных групп работающих. Организация и проведение медицинских осмотров рабочих. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Особенности организации медицинской помощи на промышленных предприятиях разных форм собственности.

Тема 2.6. Состояние и перспектива развития медицинской помощи сельскому населению.

Особенности организации медицинской помощи сельскому населению (этапы). Сельский врачебный участок (структура, функции). Участковая больница. Амбулатория. Фельдшерско-акушерский пункт. Задачи и функции среднего медицинского персонала. Центральная районная больница (задачи, структура, функции). Областные медицинские учреждения (роль, задачи, структура, функции). Пути приближения специализированной медицинской помощи сельскому населению.

Тема 2.8. Экспертиза нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза.

Цели и задачи экспертизы нетрудоспособности. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Медико-социальная экспертиза. Причины инвалидности. Группы инвалидности.

Тема 2.10. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы в РФ.

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Предупредительный и текущий санитарный надзор. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (основные понятия, определения). Санитарно-гигиенический мониторинг. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора.

VIII семестр

Тема 3.1. Состояние и перспективы реформирования здравоохранения в РФ.

Внедрение в отечественное здравоохранения принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Изменение соотношения в финансировании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Развитие стационарзамещающих технологий. Внедрение сестринской истории болезни, понятий «сестринский диагноз» и др.

Тема 3.3. Модернизация здравоохранения.

Регистр медицинских работников. Паспорт системы здравоохранения. Паспорт системы здравоохранения региона. Основные разделы программы мероприятий программы модернизации Иркутской области . Основные социально – экономические показатели. Оптимизация инфраструктуры здравоохранения Иркутской области для обеспечения порядков и стандартов медицинской помощи. Совершенствование оказания медицинской помощи в Иркутской области на основе соблюдения стандартов и порядков медицинских услуг. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Иркутской области. Направления, относящиеся к деятельности среднего медицинского персонала.

Тема 3.5. Структура и функции Роспотребнадзора.

Структура, функции, задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Содержание деятельности Территориального управления и ФГУЗ. Санитарно-гигиенический мониторинг. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора.

Тема 3.10. Планирование здравоохранения. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

Планирование в здравоохранении, принципы планирования в отечественном здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Методика расчета показателей.

Лечебно-профилактическая помощь — общегосударственная система обеспечения населения всеми видами медицинской помощи с проведением лечебно-диагностических и профилактических мероприятий. В организации Л.-п.п. нашли отражение все основные принципы советского здравоохранения, направленного на сохранение и укрепление здоровья населения. Лечебно-профилактическая помощь представляет собой сложную систему, включающую разные виды оказываемой медпомощи и различные типы учреждений. Л.-п.п. подразделяется на внебольничную, стационарную (больничную) и санаторно-курортную. Внебольничная помощь, в свою очередь, дифференцируется на амбулаторно-поликлиническую и скорую медицинскую помощь. Л.-п.п. различается также по особенностям организации помощи отдельным социальным группам населения — городским и сельским жителям, рабочим промышленных предприятий, детям, беременным женщинам.

Лечебно-профилактическая помощь может быть врачебной (осуществляется лицами с законченным высшим медицинским образованием) и доврачебной (оказывается лицами со средним медицинским образованием — фельдшером, медсестрой, акушеркой). Она оказывается в лечебно-профилактическом учреждении и на дому как по месту жительства (территориальный принцип), так и по месту работы (производственный принцип). Особое место занимает первая медицинская помощь, представляющая собой комплекс срочных мероприятий, необходимых для спасения жизни человека и предупреждения возможных осложнений при несчастных случаях, травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях. Отличием первой медицинской помощи, оказываемой, как правило, на месте происшествия, является то, что она может осуществляться не только медработниками, но и в порядке само- и взаимопомощи. В связи с этим очень важное значение приобретает обучение населения приемам первой медицинской помощи, которое проводится в школах, СПТУ, высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях, в колхозах и других организациях по программе Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

На предприятиях для оказания первой медицинской помощи организуются специальные санитарные посты (см. Санитарный пост), оснащенные носилками, аптечками и т.д. К самым доступным и наиболее массовым видам Л.-п.п. относятся амбулаторно-поликлиническая помощь и скорая медицинская помощь. Амбулаторно-поликлинические учреждения являются ведущими в системе организации первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается широкой сетью амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, самостоятельными городскими поликлиниками и сельскими врачебными амбулаториями, диспансерами, женскими консультациями, здравпунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами. Одним из достижений советского здравоохранения стало создание общегосударственной системы скорой медицинской помощи. В основе ее организации — территориальный принцип обслуживания населения, а также обеспечение своевременности и непрерывности лечебных мероприятий на догоспитальном и госпитальном этапах. Этот вид помощи определяется как медицинскими показаниями — помощь при угрожающих жизни состояниях, так и временными — оказание медпомощи в кратчайшие сроки, что и обусловливает необходимость ее постоянной мобильной готовности.

В задачи службы скорой медицинской помощи входит оказание круглосуточной экстренной помощи при несчастных случаях, тяжелых повреждениях, внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, перевозка больных в стационары по заявкам врачей (исключая инфекционных больных), профилактическая работа и подготовка кадров для службы. Стационарная (больничная) медицинская помощь является врачебной и осуществляется в учреждениях, специально предназначенных для этой цели. Стационарная медицинская помощь оказывается в основном при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования, лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода. Развитие Л.-п.п. приводит к дифференциации функционирующих и созданию новых типов учреждений, совершенствованию их номенклатуры. Номенклатура лечебно-профилактических учреждений периодически пересматривается и утверждается МЗ.

Действующая номенклатура лечебно-профилактических учреждений включает больничные учреждения, лечебно-профилактические учреждения особого типа (лепрозорий), амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства и санаторно-курортные учреждения. Задачи по повышению уровня здоровья населения предусматривают в первую очередь совершенствование организации медпомощи на основе широкого внедрения в практику здравоохранения научно-технических достижений, повышение уровня и качества медпомощи и эффективности работы учреждений здравоохранения, расширение использования форм и методов научной организации труда медперсонала, совершенствование подготовки медицинских кадров. Решению проблемы наиболее полного удовлетворения потребности населения в различных видах Л.-п.п. способствует развитие материально-технической базы здравоохранения в целом и сети лечебно-профилактических учреждений в частности путем строительства новых учреждений, укрупнения, модернизации и технического перевооружения действующих учреждений, создания высокого кадрового потенциала и т.п.

Повышение уровня качества и эффективности Л.-п.п. обеспечивается разработкой и внедрением в практику новых видов медицинской техники, инструментов, оборудования, медикаментов; более современных способов и средств профилактики, диагностики и лечения; совершенствованием форм и методов организации лечебно-профилактических процессов; развитием специализированных видов медпомощи и их интеграции; созданием единого процесса поэтапной реабилитации; усилением профилактической направленности в деятельности всех типов лечебно-профилактических учреждений и поэтапным введением диспансеризации всего населения; проведением комплекса мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, травматизма и инвалидности; улучшением гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни и др. Только такой многоплановый и в то же время интегральный подход к развитию системы Л.-п.п. способствует оптимальному решению задачи полного удовлетворения потребности общества в высокоспециализированной медицинской помощи на уровне современного развития науки и техники.

Принципы организации Л.-п.п. едины как для городского, так и для сельского населения. Однако многообразие условий жизни (географических, экономических, градостроительных, транспортных и др.) обусловливает специфику организации медпомощи различным группам населения. Основными среди медицинских учреждений, оказывающих внебольничную медицинскую помощь городскому населению, являются поликлиники. С развитием внебольничной специализированной помощи в крупных городах страны появился новый тип поликлиники — городская поликлиника консультативно-диагностической помощи, которая организуется в городах с численностью населения свыше 460 тыс. человек в составе крупных многопрофильных больниц, клиник медицинских вузов, научно-исследовательских институтов. Основным учреждением в системе организации медпомощи рабочим промышленных предприятий, строительства и транспорта является медико-санитарная часть (МСЧ) — больнично-поликлинический комплекс, в котором функционируют поликлиника, стационар (не во всех МСЧ), врачебные и фельдшерские здравпункты, расположенные непосредственно в цехах предприятия, и другие лечебно-оздоровительные структурные подразделения (фотарии, ингалятории, физиотерапевтические кабинеты).

Важным звеном в общем комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий по охране здоровья промышленных рабочих стали санатории-профилактории (см. Санаторий-профилакторий). Несмотря на развитие сети учреждений, оказывающих Л.-п.п. работающим на промышленных предприятиях, строительстве и на транспорте по производственному принципу, большая роль в охране здоровья этих контингентов населения принадлежит и лечебно-профилактическим учреждениям общей территориальной сети: больницам, поликлиникам, диспансерам. В частности, медпомощь на дому оказывается, как правило, участковыми терапевтами городских поликлиник по месту жительства. Некоторые виды узкоспециализированной помощи, не представленные в МСЧ в основном из-за отсутствия достаточных контингентов больных, также осуществляются учреждениями общей городской сети, что требует особого внимания к вопросам взаимосвязи и преемственности в лечении больных между различными лечебно-профилактическими учреждениями. Главной особенностью организации медпомощи сельскому населению является этапность ее оказания.

Первый этап — сельский врачебный участок, объединяющий участковую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), ясли (ясли-сады), фельдшерские здравпункты на предприятиях (совхозах). Второй этап включает районные медицинские учреждения. Ведущее учреждение на этом этапе — центральная районная больница (ЦРБ), где сельским жителям оказывают основные виды специализированной медицинской помощи. На третьем этапе жители села получают высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь практически по всем специальностям в областных (краевых, республиканских) учреждениях, в частности в областной больнице. Т.о., медпомощь сельским жителям обеспечивается комплексом лечебно-профилактических учреждений, в состав которых входят областные, центральные районные (районные), участковые больницы и амбулатории, а также широкая сеть ФАП в колхозах и совхозах. Кроме того, значительная часть сельских жителей получает амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь в городских лечебно-профилактических учреждениях. С каждым годом расширяется объем всех видов амбулаторно-поликлинической помощи; увеличивается количество самостоятельных сельских врачебных амбулаторий, которые играют важную роль в приближении медпомощи к сельскому населению.

Широко используются, особенно в период массовых сельскохозяйственных работ, передвижные врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, стоматологические кабинеты, выполняющие большой объем профилактической и лечебной работы (см. Подвижные средства и комплексы медицинского назначения). Определенное развитие на селе получила скорая медицинская помощь. Характерной особенностью развития Л.-п.п. является ее специализация. Это исторически обусловленный процесс развития медицинской науки и практики и результат научно-технического прогресса. От уровня специализации, форм и методов организации различных видов специализированной медицинской помощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний. Отражением процессов специализации и интеграции в практическом здравоохранении является совершенствование организационных форм оказания специализированной медицинской помощи: создание специализированных кабинетов, отделений, консультативно-диагностических центров (см. Диагностический центр), консультативных поликлиник и т.п. Широкая сеть специализированных лечебно-профилактических учреждений, включающая амбулаторно-поликлинические, диспансерные и стационарные, создает все условия для успешного решения основных задач системы здравоохранения по разработке и внедрению в практику современных методов профилактики, диагностики, комплексного лечения и реабилитации. Общая схема специализированной медицинской помощи предусматривает следующую организацию: участковый (цеховой) терапевт, педиатр (см. Врачебный участок); специализированный кабинет в территориальных поликлиниках (медико-санитарных частях); консультативно-диагностические поликлиники; специализированные отделения в стационарах различного типа и профиля и специализированные центры.

Особую роль при этом играет создание специализированных центров разного типа, подчиненности и профильности, основными функциями которых являются: научно-методическое и организационное руководство специализированной службой; консультативно-диагностическая помощь; лечебная помощь; подготовка кадров; научные исследования; внедрение достижений науки, техники и передового опыта в практику; совершенствование организации лечебно-диагностического процесса по соответствующему профилю в медицинских учреждениях конкретной территории и т.д. В системе организации специализированной медицинской помощи населению важную роль играет также сеть диспансеров и диспансерных отделений, которые ведут большую организационно-методическую работу по объединению сил и средств для борьбы с теми или иными заболеваниями. Специализация медпомощи выдвинула и проблему подготовки соответствующих специалистов. Изменения, внесенные в систему медицинского образования, были обусловлены необходимостью сочетания специализированной подготовки с общемедицинским образованием на широкой естественнонаучной социально-гигиенической основе.

Библиогр.: Организация скорой медицинской помощи, под ред. Б.Д. Комарова и П.М. Исаханова, М., 1980; Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына, т. 2, с. 110, М., 1987; Серенко А.Ф., Ермаков В.В. и Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982; Стационарная медицинская помощь (основы организации), под ред. А.Г. Сафонова и Е.Д. Логиновой, М., 1989.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению РФ. Изучить структуру и функции лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь сельскому населению и знать основы организации медицинского обслуживания взрослых и детей в сельской местности. Изучить функциональные обязанности медицинского персонала учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую помощь сельским жителям. Овладеть методикой анализа деятельности ЛПУ, обслуживающих сельское население.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету производят вычисление показателей деятельности центральной районной больницы. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каковы особенности организации медицинской помощи сельскому населению?

2. Какие существуют этапы в оказании медицинской помощи сельским жителям?

3. Назовите задачи, структуру и функции сельского врачебного участка.

4. Какое лечебно-профилактическое учреждение является ведущим на уровне сельского врачебного участка?

5. Каковы функциональные обязанности врача общей практики, работающего в сельской участковой больнице?

6. Какие функции выполняют фельдшерско-акушерские пункты в структуре сельского врачебного участка?

7. Каковы задачи учреждений сельского врачебного участка по охране здоровья матери и ребенка?

8. Назовите основные задачи, структуру и функции центральной районной больницы (ЦРБ).

9. Какие формы и методы работы используют врачи ЦРБ для приближения специализированной медицинской помощи сельским жителям?

10. Каковы задачи, структура и основные функции областной (краевой) больницы?

11. Каковы задачи и содержание работы отделения экстренной и планово-консультативной помощи и отдела клинико-экспертной и организационно-экономической работы областной больницы?

Медицинская помощь сельскому населению основана на тех же принципах, что и городскому населению, но особенности жизни сельского населения (характер расселения, низкая плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) требуют создания особой системы организации лечебно-профилактической помощи. Организация медицинской помощи на селе, её объем и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности ЛПУ квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи. Особенностью медицинского обслуживания сельского населения является этапность оказания медицинской помощи. Существуют три этапа оказания медицинской помощи сельским жителям:

1. Сельский врачебный участок - объединяет сельскую участковую больницу, врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты, фельдшерские пункты, детские дошкольные учреждения, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилакторий. На этом этапе сельское население может получать квалифицированную медицинскую помощь. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

2. Районные медицинские учреждения - ЦРБ, районные больницы, районные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. На этом этапе сельские жители получают специализированную медицинскую помощь.

3. Республиканские (краевые, областные) медицинские учреждения: Республиканские (краевые, областные) - больницы, диспансеры, поликлиники, центры государственного санитарно–эпидемиологического надзора. На этом этапе оказывается высококвалифицированная и узкоспециализированная медицинская помощь.

Сельский врачебный участок (СВУ)

СВУ представляет собой комплекс медицинских учреждений, обеспечивающих население определенной территории квалифицированной медицинской помощью, оказываемой по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Количество СВУ в районе определяется численностью населения и расстоянием до районной больницы. Средняя численность населения на одном сельском врачебном участке колеблется от 7 до 9 тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7- 10 км. Территория сельского врачебного участка включает, как правило, 3-4 населенных пунктов. Структура учреждений, входящих в состав сельского врачебного участка определяется в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономического состояния района, состояния дорог.

Участковые больницы являются ведущим медицинским учреждением на сельском врачебном участке. Сельские участковые больницы (СУБ) - это объединенные учреждения, в структуре которых предусмотрен стационар и амбулатория. Мощность сельской участковой больницы определяется числом коек в стационаре. СУБ первой категории рассчитаны на 75 – 100 коек, второй – на 50 – 75 коек, третьей на 35 – 50 коек, четвертой на 25 – 35 коек. В настоящее время основу оказания медицинской помощи сельскому населению составляют сельские участковые больницы преимущественно 3 и 4 категории. В зависимости от мощности участковые больницы имеют определённое число отделений. В больнице 1 категории шесть отделений: терапевтическое, хирургическое, акушерско-гинекологическое, педиатрическое, инфекционное, противотуберкулёзное. В каждой последующей категории – на 1 отделение меньше. В больнице 2 категории нет противотуберкулёзного отделения, в 3 категории нет противотуберкулёзного и педиатрического, в 4 категории есть терапевтическое, хирургическое и акушерско-гинекологическое отделения. Врачебный штат в стационаре устанавливается исходя из норматива – одна врачебная должность на 20 - 25 коек, таким образом, в больнице четвертой категории на 3 отделения выделяется 1 врачебная должность. Врачебный штат для амбулаторно-поликлинической помощи определяют исходя из рекомендованного числа должностей на 1000 сельских жителей (взрослого и детского населения).

Штат участковой больницы

В настоящие время идёт процесс укрупнения сельских участковых больниц, строятся, главным образом, больницы 1 и 2 категории. Больницы 3 и 4 категории будут превращаться во врачебные амбулатории либо в отделения ЦРБ. Больницы 1 и 2 категории лучше оснащены аппаратурой и врачами. Отрицательной стороной укрупнения является отдаление медицинской помощи от сельского населения.

Основные задачи сельской участковой больницы:

1.Обеспечить население СВУ квалифицированной амбулаторной, стационарной и неотложной врачебной помощью.

2.Проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения.

3.Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка.

4.Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью ФАП и других учреждений, входящих в состав СВУ.

5.Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь входят в круг прямых обязанностей врачей участковой больницы, независимо от ее мощности. СУБ осуществляет амбулаторный врачебный прием по основным специальностям (терапия, хирургия, стоматология и др.). К амбулаторному приему в отдельных случаях (отсутствие врача, его болезнь, отпуск, большое количество обращений) привлекаются и фельдшеры. Часы амбулаторного приема должны быть наиболее удобными для работников сельского хозяйства и распорядок работы амбулатории определяется с учетом сезонности полевых работ и времени года. Помощь на дому должна быть безотказной и своевременной, все вызовы должны выполняться в тот же день. В дальнейшем врач обязан обеспечить систематическое (активное) посещение больного на дому. В соответствии с принятыми нормативами врач СУБ ежедневно выполняет 5-6 посещений на дому. На одно посещение в среднем отводится 40 минут рабочего времени. В последние годы увеличивается потребность в медицинской помощи на дому в связи с увеличением доли лиц пожилого и старческого возраста в структуре сельского населения, при этом особую роль играет организация ухода за больными.

Организация скорой и неотложной медицинской помощи на сельском врачебном участке осуществляется персоналом участковой больницы в порядке круглосуточного дежурства. График дежурств по оказанию медицинской помощи в ночное время устанавливается главным врачом СУБ. Ввиду ограниченных штатов дежурный персонал по оказанию скорой и неотложной помощи может находиться на дому с правом сна и не может отлучаться из дома без разрешения главного врача. В случае необходимости госпитализации больного по экстренным показаниям, пациента доставляют в стационар службой скорой медицинской помощи ЦРБ или санитарным автотранспортом участковой больницы в сопровождении медицинского работника. В случае нетранспортабельности больного, созывается консилиум с привлечением соответствующих специалистов районного, при необходимости областного (краевого, республиканского) уровней.

Большое место в деятельности медицинских работников сельского врачебного участка занимает диспансеризация. Этот вид работы имеет некоторые отличительные особенности в сельской местности. Основным лицом, осуществляющим диспансеризацию сельского населения, является участковый врач, но поскольку полноценное диспансерное наблюдение врач может осуществить лишь за небольшой группой больных лиц (60-70 человек), помогают ему в проведении диспансерного наблюдения фельдшеры ФАПов, а также выездные бригады врачей из центральных районных больниц.

В СУБ имеются клинико-диагностическая лаборатория, а в наиболее крупных - рентгенологический кабинет.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - лечебно-профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на определенной территории. Является первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, ФАП располагается в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах, что приближает медпомощь к сельскому населению. Обслуживает часть территории сельского врачебного участка, подчиняясь по медицинским вопросам участковой больнице или амбулатории (когда в районе нет этих учреждений - центральной районной больнице). В штате ФАП: заведующий - фельдшер; акушерка (патронажная медсестра) и санитарка. Персонал ФАП оказывает больным доврачебную помощь (в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки) на амбулаторном приеме и на дому, консультирует их у врача, выполняет врачебные предписания. В период полевых работ персонал ФАП при необходимости оказывает помощь непосредственно на полевых станах.

Врач участковой больницы (амбулатории) в соответствии с заранее составленным графиком выездов на ФАП осуществляет систематический надзор за качеством и своевременностью медпомощи, оказываемой на ФАП, а также консультирует больных.

Важным разделом деятельности ФАП является оказание лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. В обязанности акушерки входит выявление беременных и постановка их на учет в ранние сроки беременности, систематическое наблюдение за беременными женщинами, подготовка их к рождению ребенка. Женщин с патологией беременности акушерка обязана своевременно передать под наблюдение участкового врача или акушера-гинеколога ЦРБ. Медперсонал ФАП систематически наблюдает за здоровыми детьми до 1 года жизни и осуществляет патронаж детей в возрасте от 1 года до 3 лет, оказывает медицинскую помощь заболевшим детям, а при необходимости направляет их к врачу или вызывает врача на дом, направляет больных на госпитализацию. В обязанности работников ФАП входит медицинское обслуживание дошкольных учреждений, не имеющих в штате медработников.

Персонал ФАП наблюдает за состоянием здоровья сельского населения, проводит по указанию врача осмотр больных для направления их на диспансеризацию, составляет картотеки диспансерного учета, вызывает больных на плановые обследования, обследует производственные условия и быт лиц, состоящих на диспансерном учете, контролирует выполнение рекомендаций по их трудоустройству. Работники ФАП проводят санитарно-противоэпидемическую работу, в частности, выявляют заразных больных, осуществляя подворные обходы. До госпитализации больного сотрудники ФАП обеспечивают проведение противоэпидемических мероприятий в очаге - текущую дезинфекцию, отстранение лиц, бывших в контакте с больным, от работы в пищевых, детских и лечебных учреждениях и т.д. Заключительную дезинфекцию проводят участковая больница или соответствующий центр санитарно-эпидемиологического надзора. Медперсонал ФАП проводит также профилактические прививки.

Работники ФАП осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за территорией населенных мест, водоснабжением, производственными помещениями, коммунальными объектами, предприятиями общественного питания, торговли, школами и другими детскими учреждениями, а также за хранением и использованием ядохимикатов и др.

Персонал ФАП под руководством врача принимает участие в анализе заболеваемости и травматизма и разработке плана мероприятий по их предупреждению.

Помещение ФАП должно состоять не менее чем из трех смотровых комнат. Необходима отдельная смотровая комната для приема беременных и родильниц. Оснащение фельдшерско-акушерского пункта предназначено для обеспечения мероприятий по оказанию неотложной доврачебной, в т.ч. экстренной акушерской помощи. Оно включает приборы, аппараты, наборы медикаментов, медицинские инструменты, медицинскую мебель и оборудование, дезинфекционную аппаратуру, санитарные носилки, предметы для санитарно-просветительской работы. На каждом ФАП имеются предметы ухода за больными: медицинские банки, глазные ванночки, грелки и др.

Необходимые лекарственные средства содержатся в фельдшерском наборе, а также в настенном шкафу для лекарств. Оснащение ФАП осуществляется в пределах ежегодно выделяемых на эти цели ассигнований. При этом привлекаются средства государственных, кооперативных и других организаций. Перечень лекарственных средств для оказания неотложной доврачебной помощи определяется с учетом местных условий и утверждается главным врачом центральной районной или участковой больницы.

На ФАП выдаются справки о рождении ребенка, о проведенных прививках, а также справки о смерти, если проводились наблюдение за больным и лечение.

Ведущим учреждением второго этапа является центральная районная больница, которая осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН. На уровне района определяются районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационная работа по специальности.

Основные задачи центральной районной больницы

1. Оказание высококвалифицированной и специализированной лечебно-профилактической помощи населению района и районного центра.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью.

3. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения района, снижение заболеваемости, смертности, укрепление здоровья.

4. Оказание консультативной помощи специалистам СВУ, повышение их квалификации.

5. Оказание скорой и неотложной помощи жителям района.

Ведущим структурным подразделением ЦРБ является стационар с основными пятью отделениями: терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерско-гинекологическое, инфекционное. Профиль и количество отделений в составе ЦРБ зависит от мощности больницы. ЦРБ первой и второй категории, рассчитанные на 300-350 и большее количество коек, могут располагать и специализированными отделениями.

Поликлиника обеспечивает квалифицированную и специализированную помощь с консультативными приемами врачей-специалистов по 10–12 специальностям. В поликлинику ЦРБ обращаются сельские жители по направлению из медицинских учреждений сельских врачебных участков для функционального обследования, консультации и лечения у врачей-специалистов. Для приближения специализированной помощи сельским жителям в ЦРБ организуют бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи. Выездная врачебная бригада работает по плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом центральной районной больницы. В состав бригад входят терапевт, педиатр, стоматологи, акушер-гинеколог, детские медицинские сестры, лаборанты и аптекарские работники. При необходимости в состав выездных бригад могут быть включены и врачи-специалисты – невропатологи, офтальмологи, аллергологи и др. Выездные бригады обеспечиваются транспортными средствами, оснащаются необходимой портативной аппаратурой и оборудованием для обследования и лечения больных. Выездная бригада развернутая на базе ФАП и СУБ играет значительную роль в диспансеризации сельского населения.

Важное структурное подразделение ЦРБ - организационно-методический кабинет, основной задачей которого является разработка мероприятий по совершенствованию медпомощи населению района. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе. Ежегодно анализируя деятельность медицинских учреждений, организационно-методический кабинет выявляет определенные закономерности и сдвиги в их работе. Деятельность лечебно-профилактических учреждений района анализируется по таким показателям, как объем и качество помощи, оказываемой в поликлинике и на дому, нагрузка врачей отдельных специальностей, использование коечного фонда, организация и качество диспансеризации и т.д. Велика роль организационно-методических кабинетов в планировании и организации специализации и повышения квалификации врачей и средних медработников. Осуществляя руководство и контроль за деятельностью лечебно-профилактических учреждений района, ЦРБ систематически направляет на места бригады врачей-специалистов, заслушивает отчеты о работе главных врачей участковых больниц, амбулаторий, заведующих ФАП, анализирует планы их работы, статистические отчеты, истории болезни умерших, акты патологоанатомических вскрытий и другую документацию. Большая роль в этой деятельности принадлежит главным специалистам района. В целях лучшего обеспечения населения сельских районов специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью в крупных ЦРБ организуются межрайонные специализированные центры, которые оказывают также организационно-методическую и консультативную помощь медработникам лечебно-профилактических учреждений прикрепленных районов, занимаются повышением их квалификации, разработкой конкретных мероприятий по улучшению соответствующих видов специализированной медпомощи.

При ЦРБ, как и при других больницах, функционируют медицинский совет, больничный совет, совет медсестер, а также секции научных медицинских обществ. Основными критериями эффективности деятельности медицинских учреждений сельского района являются: показатели заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность, смертности, детской смертности; число жалоб населения и др.

Областная (краевая, республиканская) больница оказывает узкоспециализированную стационарную и амбулаторно-консультативную помощь населению области (края, республики) и является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Задачи областной (краевой) больницы

Оказание высококвалифицированной и узкоспециализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению.

Оказание выездной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта.

Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях области (края).

Введение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования.

Основные структурные подразделения областной (краевой) больницы: консультативная поликлиника, крупный стационар с приемным отделением, диагностический отдел (организуется путем функционального объединения всех диагностических подразделений поликлиники и стационара), организационно-методический отдел, отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы, отделение выездной экстренной и плановой консультативной помощи, патологоанатомическое отделение, аптека. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи является, как правило, базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. Имеет парк автомобилей для выезда в сельскую местность. Авиа задания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями. Основные функции: оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты и места работы сельских жителей, обеспечивает транспортировку больных в медицинские учреждения, направляет специалистов по вызовам из районов, в неотложных случаях обеспечивает срочную доставку различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных.

Областные (краевые, республиканские) больницы создавались преимущественно для лечения больных, проживающих в сельской местности, где отсутствовала специализированная стационарная, а нередко и амбулаторная помощь. В настоящее время многие из этих больниц, сконцентрировав наиболее подготовленный медперсонал и современное техническое оснащение, превратились в ведущие медицинские центры на соответствующей административной территории. В связи с этим областные больницы оказывают медицинскую помощь и сельскому, и городскому населению, осуществляют организационно-методическое руководство другими лечебно-профилактическими учреждениями области (края), проводят анализ состояния здоровья, заболеваемости населения своего региона, а также уровня и качества медпомощи, оказываемой в нем.

Состояние здоровья жителей села и организационные аспекты оказания им медицинской помощи, во многом, обусловлены особенностями жизни в сельской местности. Уровень жизни сельских жителей низок. По сравнению с городским населением, у людей, проживающих на селе, меньше доходы, хуже условия работы и проживания, ниже общеобразовательный уровень. На селе отмечается высокая распространенность вредных привычек - злоупотребления алкоголем и табакокурения. С каждым годом число жителей сельских местностей сокращается. Наблюдается «старение» сельского населения сельских районов, доля граждан старше трудоспособного возраста среди сельских жителей достигает 30-33 %. Смертность населения в сельской местности выше, чем в городе. Максимальные различия показателей смертности горожан и сельских жителей относятся к молодым возрастам. В структуре смертности сельских жителей заметно выше доля неестественных и насильственных причин. На состояние здоровья населения оказывает влияние специфика сельскохозяйственного труда, воздействие различных вредных факторов: физических (пыль, шум, вибрация), химических (пестициды, удобрения), биологических (туберкулез, бруцеллез), резкие климатические колебания. Серьезной проблемой остается обеспечение качественной питьевой водой. Неблагоприятные условия труда и жизнедеятельности, высокая распространенность злоупотребления алкоголем способствуют росту травматизма. В 2005 году показатели травматизма в аграрном комплексе были в 1,7 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. По количеству травм со смертельным исходом аграрный сектор уступает только лесному хозяйству и строительству.

Состояние здоровья сельского населения значительно хуже, чем городского. Это касается и взрослых и детей. Среди сельских жителей отмечается высокий уровень заболеваемости туберкулезом, кишечными инфекциями, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими и наркологическими расстройствами. Наиболее тяжелой проблемой сельского населения являются наркологические расстройства и, прежде всего, алкоголизм. Проблема алкоголизма на селе имеет глубокие социально-экономические корни. Реальная ситуация с распространенностью этого недуга среди сельских жителей столь неблагополучна, что необходимо принятие неотложных комплексных мер со стороны государства и общества.

При этом потребности сельского населения в доступной и качественной медицинской помощи удовлетворяются в наименьшей степени, а само сельское здравоохранение фактически находится в критическом положении. Учитывая то, что численность сельского населения составляет 38,3 млн. человек или 26,6% от общей численности населения Российской Федерации, проблема доступности и качества медицинской помощи жителям села является одной из важнейших для отечественного здравоохранения.

Здравоохранение на селе традиционно отстает по развитию от городского, что обусловлено социальными и экономическими различиями города и села. Диспропорции сельского здравоохранения существенно обострились в период социально-экономических преобразований. В условиях децентрализации системы здравоохранения оказание медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, осуществляется муниципальным звеном здравоохранения, ресурсное обеспечение которого было и остается явно недостаточным. Негативно отразились на состоянии сельского здравоохранения кризисные явления в сельском хозяйстве и изменение форм собственности сельскохозяйственных предприятий, поскольку в советский период материально-техническое и финансовое обеспечение сельских учреждений здравоохранения во многом зависело и от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий. Затратность деятельности медицинских учреждений на селе и сложности тарифообразования сдерживают полноценное включение сельских ЛПУ в систему ОМС.

Основными проблемами здравоохранения на селе является преобладание в его структуре маломощных ЛПУ, кадровый некомплект, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе сельского здравоохранения затрудняет обеспечение сельского населения медицинской помощью. Проводимая реструктуризация сельского здравоохранения осуществляется медленно и имеет не только свои преимущества, но и недостатки, в числе которых нарастающая отдаленность получения жителями села медицинской помощи, что снижает ее доступность. Критическое состояние материально-технической базы сельских ЛПУ наглядно подтверждают следующие данные: износ медико-технической аппаратуры сельских ЛПУ составляет 58 %, износ транспорта – 62 %, около 90% ФАПов и 70 % врачебных амбулаторий не имеют центрального отопления, водопровода и канализации, в 25 % ФАПов нет телефонной связи, лишь 0,1 % ФАПов обеспечены транспортом. Более половины сельских ЛПУ нуждаются в капитальном ремонте. Отсутствие современного медицинского оборудования в сельских учреждениях не позволяет внедрять новые эффективные методы диагностики и лечения пациентов, что влечет за собой негативные медико-социальные и экономические последствия. Работа скорой помощи на селе существенно осложняется острой нехваткой автотранспорта, горюче-смазочных материалов, средств связи, кадровыми проблемами.

Снижается доступность сельским жителям специализированной медицинской помощи. Малодоступны для сельских пациентов и высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи. Существенная проблема для жителей села – это лекарственное обеспечение. Дефекты оказания первичной медицинской помощи, практически прекращение работы по профилактике заболеваний, диспансеризации населения приводят к росту случаев диагностики тяжелых заболеваний на поздних, запущенных стадиях, что способствует высокой инвалидизации и смертности среди сельских жителей.

Обеспеченность сельского населения врачами и средними медицинскими работниками по сравнению с городским населением меньше в 3,4 и 1,6 раза соответственно. В сельской местности наиболее перспективным представляется развитие общеврачебной практики. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, малой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой. С 1января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации приняты меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, к которым относятся и сельские ЛПУ, однако устанавливаются они органами местного самоуправления.

В течение последних лет реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в которой предусмотрены средства и на развитие первичного звена здравоохранения на селе. Однако финансирование указанной ФЦП в прошлые годы было сконцентрировано на мероприятиях по другим разделам (газификация, транспортные коммуникации, культура и т.д.). Сельское здравоохранение на 80 процентов финансируется из местных бюджетов. В условиях законодательного проведения разграничения полномочий между уровнями власти к полномочиям органов местного самоуправления в настоящее время отнесена организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В целях реализации положений законодательства специализированные медицинские учреждения передаются с муниципального уровня на уровень субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, при разграничении полномочий в сфере здравоохранения обозначился ряд нерешенных проблем, в том числе непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи сельскому населению. Нечеткость формулировки в законодательстве понятия «специализированная медицинская помощь» вызывает неоднозначные толкования и, как следствие, на местах принимаются различные организационные решения. В неопределенном правовом положении в крупных муниципальных учреждениях оказались специализированные отделения и кабинеты, целесообразность сохранения которых доказана многолетним опытом. Проводимая реформа местного самоуправления, выделение новых муниципальных образований, в том числе сельских, в ряде случаев потребует реорганизации и перераспределения сил и средств муниципальной системы здравоохранения. Существуют опасения, что вновь образованные муниципальные образования будут стремиться построить свою собственную замкнутую систему здравоохранения, что приведет к нарушению принципа этапности оказания медицинской помощи, нерациональному расходованию и так ограниченных ресурсов здравоохранения на местном уровне. Опыт последних лет свидетельствует, что без активной поддержки со стороны федерального центра и субъектов Российской Федерации муниципальное звено здравоохранения не в состоянии обеспечить для граждан доступность и качество медицинской помощи. Кроме того, для достижения более высокой эффективности использования ресурсов в целях обеспечения первичного медицинского звена требуется более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем муниципальное образование. В отношении специализированной медицинской помощи в рамках разграничения полномочий это уже сделано.

Основные положения приоритетных проектов в области здравоохранения направлены на улучшение качества жизни граждан, в том числе проживающих в сельской местности. В области здравоохранения (проект «Здоровье») планируется:

Развитие первичной медицинской помощи, в т.ч. профилактика заболеваний,

Диспансеризация населения,

Оснащение диагностическим оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения,

Повышение оплаты труда участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам,

Дополнительная подготовка врачей первичного звена,

Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок,

Выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита и гепатита,

Внедрение новых программ медицинского обследования новорожденных,

Обновление автомобильного парка службы скорой медицинской помощи,

Повышение доступности для населения высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Для решения указанных задач запланировано выделение с 2006 года значительных средств из федерального бюджета. Реализация намеченных задач напрямую должна затронуть и сельское здравоохранение. При реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" рекомендуется обеспечить в первоочередном порядке укрепление именно сельского здравоохранения, создать необходимые условия для повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому населению. Разработать комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья сельского населения (диспансеризация, выездные формы оказания специализированной помощи и т.п.). Привлечь молодых специалистов, обладающих современным уровнем знаний к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения в сельской местности. Обеспечить своевременное и полное финансирование мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».

Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1999, с. 347 - 358.

Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-Петербург, 2002, с. 431 – 452.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002, с. 258 – 265.



error: Контент защищен !!