Перевод госслужащего на нижестоящую должность. Допустим ли перевод госслужащего на временную должность? Перевод в другое структурное подразделения

Огромные экономические и социальные потрясения в период Гражданской воины, когда резкая вспышка национализма и сепаратизма поставила под сомнение саму возможность дальнейшего существования централизованного Российского государства, государственное устройство нашло свое выражение в форме сложной, многоступенчатой федерации. В 1922 г. РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (в составе Грузии, Армении и Азербайджана) образовали Советский Союз. При этом кроме Украины, Белоруссии и республик Закавказья все остальные территории бывшей Российской империи вошли в состав РСФСР. В договорных отношениях с ней находились возникшие в Средней Азии Бухарская и Хорезмская республики.

В рамках такой государственной структуры Россия сама являлась сложной федерацией, в состав которой вошли автономные республики и области. К моменту образования Советского Союза в РСФСР входили 8 республиканских автономий: Туркестанская АССР - на территории Средней Азии и Южного Казахстана, Башкирская АССР, Киргизская АССР - территории Северного и Центрального Казахстана, Татарская АССР, Горская АССР - в составе современной Северной Осетии и Ингушетии, Дагестанская АССР, Крымская АССР, Якутская АССР. Кроме того на территории РСФСР находилось еще 12 автономных областей, обладавших меньшими правами по сравнению с автономными республиками: Вотская (Удмуртская) АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО, Бурят-Монгольская АО в Восточной Сибири, Бурят-Монгольская АО Дальнего Востока, Кабардино-Балкарская АО, Коми (Зырян) АО, Адыгейская (Черкесская) АО, Карачаево-Черкесская АО, Ойратская АО - на территории Горного Алтая, Чеченская АО. В состав РСФСР на правах автономных областей входили так же Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна.

Сложившаяся в 20-е годы форма сложной, многоступенчатой федерации представляла определенный компромисс между необходимостью жесткой централизации власти и стремлением многочисленных народов России к национальному определению. Поэтому государственное устройство в виде СССР и РСФСР позволяло проводить так называемое «национальное строительство», то есть по мере роста численности населения, развития экономики и культуры повышать ранг автономий. В то же время в условиях партийной диктатуры страна по существу сохраняла унитарный характер, поскольку права даже союзных республик были существенно ограничены властью центральных органов.

Границы союзных, автономных республик и областей определялись не столько по этнической структуре населения, сколько на основе экономического тяготения территорий. Например, при образовании Казахской (Киргизской) АССР в ее состав был включен Северный Казахстан и Южный Урал с преобладающим русским населением, а столицей первое время был г. Оренбург. К тому же в сложном процессе становления на местах Советская власть в борьбе против казачества опиралась на местные национальные силы, поэтому в процессе становления административно-территориального деления приграничные русские территории были включены в состав национальных образований.

Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. - республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР - союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.

Органы государственной власти

По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 - 158 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76 Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР - Совет Союза и Совет Национальностей - являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.

Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.

Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 159 Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.

Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.

Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.

На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.

Органами исполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являются Советы депутатов трудящихся, которые избираются населением этих административно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководят деятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др. Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемые Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитеты во главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными функциями обладают председатель и секретарь.

Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159

Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.

В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.

Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.

Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.

Сегодня мы рассмотрим вопрос о форме государственного устройства Советского Союза. Россия является федерацией , это знают все граждане России. Даже в конституции написано, что определения Россия и Российская Федерация равнозначны. Многие спорят, СССР — конфедерация или федерация из-за того, что знают что в союз входило 15 государств и может быть они были как-то по-своему независимы, поэтому появляются сомнения по поводу формы гос.устройства СССР.

Данный вопрос будет интересен тем читателям, которые интересуются государственным устройством Советского Союза. Важно знать прошлое нашей страны .

В данной статье вы узнаете:

  • Разницу между федерацией, конфедерацией и унитарным государством, а так же примеры на каждый тип
  • К какому типу территориально-государственному устройству относится СССР
  • Причины, почему СССР относится к такому типу

Разница между федерацией, конфедерацией и унитарным государством

Для начала необходимо понять, что такое федерация и конфедерация, и чем они отличаются. Самое главное — в конфедерации все её субъекты независимы , могут легко выйти из неё, имеют свою столицу, государственные органы, а в федерации все субъекты едины, имеют власть и полномочия , нет границ внутри страны и все подчиняются одному центру. В федеративном государстве есть свои гос.органы, законы, национальная валюта. Унитарное же государство не имеет деления на субъекты , которые к тому же не имеют никакой власти. Например, в современном мире унитарным государством можно назвать Украину, федерацией — Россию или США, конфедерацией — Содружество Наций. Стоит отметить, что конфедераций в мире меньше всего.

Какая форма государственного устройства СССР?

СССР — это федерация (федерация=союз). А почему же мы сделали такой вывод?Конфедерацией он не может быть из-за того, что все подчинялись одному центру, были зависимы. Так же в конфедерации нет единой системы управления государством и тем более единой финансовой системы. А в советском союзе была одна валюта — советский рубль. Унитарным не может из-за того, что внутри страны было деление на республики, имеющие власть. Поэтому делаем вывод, что СССР — это не конфедерация, а федерация. Многие историки спорят по этому поводу, но большинство придерживаются к тому, СССР — федерация.

Кстати, совсем недавно мы подробно рассматривали Там вы сможете узнать какие конфедерации существовали в истории , сомнения насчёт принадлежности той или иной страны к типу государственному-территориальному устройству.

5.4. Анализ государственного устройства СССР

Сейчас аксиомой стало утверждение о недемократизме советского общества. Но если рассматривать тот строй не с точки зрения абстрактной, формальной демократии, а с точки зрения выполнения тех целей, ради которых и существует демократия, не все выходит так уж безнадежно. Возьмем правовую защищенность рядового человека. Она была задекларирована (с учетом времени - факт уже важный), да и на практике соблюдалась, если этот человек не нарушал негласно установленных правил политической игры. Скажем, зарвавшегося чинушу простой гражданин мог через жалобу в партийные органы запросто поставить на место. Было бы желание. И получалось это куда более эффективно, чем сейчас. Даже в западных демократиях люди более бесправны перед рядовыми клерками, чем были советские граждане. Кто бывал за границей, знает, о чем я говорю. Может быт, там хамство «повежливее», но их клерки, начиная с таможенников в аэропорту, заканчивая полисменами, куда самоувереннее, чем советские. Попробуйте поспорить с полисменом на лондонской улице, и вы убедитесь в моей правоте. Теоретически клерка можно поставить на место через суд, хотя теоретически такая возможность не исключалась и в СССР. Но суды - слишком хлопотное и волокитное дело. Разумеется, для борьбы с хамами в СССР надо было потратить время. Но зато результат был эффективным. Помню, будучи простым сержантом Советской армии, я нашел средство борьбы с командованием части, написав письмо в газету «Красная Звезда». Когда оттуда пришел ответ, все были в шоке. Письмо вскрыли еще в штабе дивизии. На листе с фирменным бланком газеты было всего несколько простых и строгих слов - «Пришлите побольше фактов». После получения письма начальство извинилось, меня заверили, что все будет нормально, только писать больше не надо. И вправду, после этого до самого конца службы у меня не было замечаний к моему командованию. То же и на работе. При всем всевластии директоров рабочий в СССР имел больше прав, чем сотрудник нынешней частной фирмы.

Кроме того, в Союзе по отношению к карьере люди были гораздо равноправнее, чем сейчас Да, и тогда был блат, протекция, подхалимаж, но не в таком объеме, как ныне. Сейчас каждый начальник норовит посадить на свое место родственника или знакомого. Уже никто не скрывает того факта, что чиновничья, финансовая и политическая верхушка обновляется почти исключительно за счет своих . Человека со стороны туда просто не допустят. На Западе имеет место весьма похожая картина.

В СССР же каждый человек из любого села или города мог попасть во власть. Если вы посмотрите биографии нынешних власть имущих из числа людей старшего поколения, то увидите, что почти все они начинали карьеру слесарями или колхозниками. Ведь было так - если это парень, то ему, чтобы сделать карьеру, надо было всего лишь хорошо учиться, поработать на производстве, отслужить армию, закончить вуз, вступить в партию, стать активистом, не пьянствовать, соблюдать определенный политический этикет во время публичных выступлений. Иногда не надо было выполнять все пункты, перечисленные мной, для карьеры хватало и части. То есть парень мог сделать карьеру без денег, без связей, только благодаря себе самому. Это касалось и женщин - тем более что за ними резервировали квоту на властном Олимпе.

К слову, «демократы» долго издевались над тем, что в Союзе были квоты для женщин, рабочих и колхозников. А ведь так обеспечивалось народное представительство. Не стало квот - в том же парламенте резко уменьшилось число женщин, рабочих и селян. А потом и сами демократы на Западе тоже пришли к созданию квот. Когда они изобрели политкорректность, то каждый режиссер фильма должен был выделять негласную квоту для негров и представителей сексуальных меньшинств, причем место им надо найти только среди положительных героев. По-моему, куда лучше выделять квоту для женщин, чем для педерастов.

Да, конечно, и в СССР была протекция, продвигали наверх родственников, но это никогда не делалось публично, это осуждалось, и это явление было значительно менее распространенным, чем сейчас. Скажем, сын многолетнего министра иностранных дел СССР Андрея Громыко - Анатолий - был талантливым международником, но вынужден был заниматься не дипломатией, а юриспруденцией, потому что на ниве дипломатии путь наверх для него был закрыт. Стань он послом или замминистра, сказали бы: «Это же сынок министра!». Да и не назначили бы его послом в тех условиях. Или, например, Сталин сместил своего сына Василия с поста командующего округом ПВО (сместил за дело), не посчитавшись с тем, что Василий был талантливым и храбрым летчиком. Склонность к протекционизму свойственна людям от природы (какие родители не желают добра своим детям?), но именно государственное устройство, общественная атмосфера не дают нормальным человеческим побуждениям превратиться в аномалию. В СССР приветствовались только два вида «династий» - трудовая и научная. Потому что в той же науке родственные связи могли дать только «первый толчок», заключавшийся в получении хорошего образования, а дальше бездарю никакой папа-академик не мог помочь стать выдающимся ученым. А сейчас под ширмой демократии процветает родственный протекционизм. Так, ни один правитель Советского Союза не передал власть своему сыну. А в демократиях мы сплошь и рядом наблюдаем правящие династии. Например, династия Бушей в США, широко известна династия премьер-министров Англии - Питтов. Посткоммунистические государства, образовавшиеся на территории СССР, тоже стараются не отставать: династия Алиевых в Азербайджане - яркий тому пример.

Но карьера в то время была не только средством продвижения снизу вверх. Дело в том, что, попадая во власть, бывший рабочий или колхозник мог влиять на эту власть. При царизме, да и ныне, власть имущие не были связаны с простым народом - они не знали и не знают жизни людей, не знают их психологии. В СССР властный олимп был открыт для выходцев из народа. То есть таким непонятным для Запада способом народ через своих выдвиженцев мог оказывать влияние на политику страны.

Причем Компартия не была партией в западном смысле этого слова. Фактически это была одна из государственных структур. Это был становой хребет государства и своеобразная корпорация, обеспечивающая связь низов с верхами. КПСС надо рассматривать именно так. Она была огромной - включала в себя почти каждого десятого жителя страны. Политика была задумана так, чтобы отбирать в партию самых лучших (на деле это не получилось, в партию проникло много карьеристов). Именно из народных масс отбирался контингент для формирования власти. Более того, для социальной верхушки той поры (например, для вузовской интеллигенции) создавались некоторые ограничения при приеме в партию. Делалось это для того, чтобы судьбы страны вершил именно простой народ. Естественно, большинство коммунистов оставалось работать на производстве. И кроме дополнительной нагрузки членство в партии им ничего не давало, но они волей-неволей становились причастными к ритуальному осуществлению власти.

Кстати, заблуждение думать, что карьеру в СССР мог сделать только партийный человек, беспартийными были многие писатели, например, А. Толстой, Н. Тихонов (депутат Верховного Совета, как и Толстой, а также председатель Советского комитета защиты мира) и многие ученые. Так, трижды Герой Социалистического Труда А. Александров - президент Академии Наук СССР - стал академиком и дважды Героем еще до вступления в партию. Даже военный министр СССР маршал А. Василевский вступил в партию уже будучи сотрудником генштаба, после того как сделал крутую военную карьеру.

Я не идеализирую ту систему - наличие огромной массы людей, покинувших партию в трудную минуту, показывает, что система была несовершенна. Я анализирую советскую систему как стихийную попытку найти равновесие между двумя традициями - той, что была до 1917 года, и той, что принесли марксизм и свержение самодержавия. В СССР было много похожего на традиционные демократии. Да, выборы тогда шли сверху вниз, а не снизу вверх, как велят демократические установки. Но ведь и в современных демократиях решение кому идти в депутаты принимает партийная верхушка. В СССР также был властный совещательный орган, из членов которого формировалось реальное правительство (как в парламентских республиках). Только орган этот назывался не парламентом, советский парламент- Верховный Совет - лишь оформлял решения, принятые вверху. Реальным парламентом Страны Советов был Центральный Комитет Компартии. Реальным правительством был вовсе не Совет Министров - этот орган занимался в основном хозяйственными вопросами. Реальным правительством было Политбюро ЦК КПСС. А вот в состав Политбюро, как правило, входили и руководитель правительства, и глава парламента, нередко - второй и третий по значимости руководители страны. Публичные дебаты ушли из ЦК рано, где-то в начале 1930-х. Но ЦК всегда состоял из весьма влиятельных людей, и комитет этот был реальным коллективным органом власти. Что доказали события 1950-х и 1960-х гг. В 1957 году Центральный Комитет не выполнил решение своего Президиума (так тогда называлось Политбюро) и не снял Н. Хрущева, наоборот, выгнал организаторов свержения Никиты Сергеевича - Вячеслава Молотова, Георгия Маленкова, Лазаря Кагановича. В 1964 году ЦК снял руководителя страны - своего первого секретаря Никиту Хрущева, чем доказал свою дееспособность.

Во время перестройки снятие Никиты Сергеевича подавали чуть ли не как заговор будущих идеологов «застоя» - сталинистов и ретроградов. Даже фильм про это сварганили. На самом деле процесс был демократичен. Да, члены ЦК, обсуждая между собой способы отстранения Хрущева, не ставили его в известность о своих планах, но разве не так делают в самой наидемократической стране, разве там инициаторы отставки главы правительства не обсуждают между собой вопрос заранее? Тем более, семидесятилетний Хрущев был отправлен на пенсию. Возраст вполне пенсионный. Пенсию ему назначили очень высокую, дали резиденцию, автомобиль с шоферами. И главное, Хрущев был снят за дело - в конце правления он так зазнался, оторвался от жизни, что стал просто опасен для окружающих. Снят он был в полном соответствии с законодательством того времени. То есть в соответствии с Уставом партии. Устав партии тогда был фактически одним из законов страны.

Хочу обратить внимание на один важный момент. Еще до того, как Хрущева сняли, то есть еще тогда, когда он был правителем, его вызвали на заседание Президиума ЦК КПСС. Хрущев был в отпуске, ехать не хотел, но все же подчинился. Этот эпизод лишний раз показывает, что правитель в СССР был подконтролен коллективному органу власти.

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

автора Щепетев Василий Иванович

Формы национально-государственного и административно-территориального устройства Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства В начале XX в. в России шел процесс политического самоопределения различных слоев населения.В рамках этого процесса еще в конце XIX в. появляются первые политические партии. Особенно бурно

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕГИОНА И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Приблизительно до второй половины XIII в. над большей частью территории континентальной Юго-Восточной Азии сохранялся контроль четырех основных держав, сформировавшихся в более ранний период (к X в.):

Из книги Моммзен Т. История Рима - [краткое изложение Н.Д. Чечулина] автора Чечулин Николай Дмитриевич

Из книги Разгром советской державы. От "оттепели" до "перестройки" автора Шевякин Александр Петрович

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДРЫВА СССР Во многом настоящий раздел - краеугольный как в плане методологии произошедшего, так и в плане написания книги. В нем предстоит - в рамках настоящего исследования - осветить такие понятия, как система, системный подход и, в частности,

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Зачатки государственного устройства Предположительная реконструкция политических структур Карпато-Дунайского региона, произведенная путем обобщения археологических данных о расположении и группировке поселений, может быть дополнена сведениями письменных

Из книги Древний Рим. События. Люди. Идеи. автора Утченко Сергей Львович

5. Учение о смешанной форме государственного устройства. Учение о смешанной форме государственного устройства играло определенную и весьма заметную роль в политических теориях древности. Оно возникло в качестве составной части этих теорий еще у древнегреческих

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Соединение земель Литовской, Жмуди и Белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права и с точки зрения аналогичных примеров

Из книги История Рима автора Моммзен Теодор

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава VII Начало права и государственного устройства Общество Основой всей политической, экономической, правовой и религиозной жизни древних славян был род, затем племя и родоплеменное объединение. Каждая из этих общностей, представлявшая собою ступень в развитии

Из книги Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе автора Грэхэм Лорен Р.

Анализ исторического развития философии науки в СССР Автор этой книги Лорен Грэхэм - профессор Массачусетского технологического института США - известен многими фундаментальными работами в истории науки. Центральное место среди них занимают исследования истории

автора

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Россия, Польша, Германия: история и современность европейского единства в идеологии, политике и культуре автора Коллектив авторов

Зофья Зелиньска (Варшава) Позиция Петербурга в отношении планов реформ государственного устройства Речи Посполитой в 1738–1744 гг Высказанные в историографии оценки международного положения Речи Посполитой в 30–40-е гг. XVIII в. с точки зрения возможностей проведения реформ

Решение вопроса национальных республик при создании СССР

В 20-е гг. решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской империи утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения предусматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не предусматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской республики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 г. входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (включающая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, в работе которого приняли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Советский Союз формально учреждался как федерация суверенных советских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматривался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами - ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Положение Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием II Всесоюзным съездом Советов I Конституции СССР в январе 1924 г.

Установление единоличной власти Сталина

Решение вопросов национально-государственного устройства являлось важным элементом формирования советской политической системы. В 30-е гг. окончательно оформилась та политическая система управления советским обществом, которая была тесно связана с функционированием государственной партии, обладавшей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 г. осуществлять власть в центре и на местах, стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно освоить технику государственного управления и заменить Советы.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 г. 1200 тыс. человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка, втянутая в борьбу за власть, была ослаблена, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП (б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съезд ввел новую структуру партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Возникали, таким образом, параллельные отделы парткомов, наряду с отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и др. при исполкомах Советов. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б). Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Комиссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил «зоны вне критики», деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений. Если первые два пункта можно признать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех вышестоящих партийных органов.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического централизма была возведена съездом в закон, распространяющий свое действие не только на партийную, но и на другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в одном строго заданном направлении - только сверху вниз и, следовательно, не могла быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В этом же году происходит численное увеличение милиции, которая переходит в подчинение Объединенного Главного политического управления (ОГПУ) на уровне Союза, выходя тем самым из республиканского подчинения. В декабре 1932 г. в стране введена особая паспортная система. Все сельское население страны, за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. ОГПУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренних дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю неофициально как «съезд расстрелянных». Действительно, из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98.

Главной причиной репрессий, организованных Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, приведшие к многочисленным жертвам. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.М. Кирову, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

В день убийства Кирова по телефонному распоряжению Сталина в экстренном порядке было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел, срок действия был ограничен 10 сутками, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По существу, это постановление можно квалифицировать как постановление о массовом терроре.

Машина репрессий набирала ход. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Невинные жертвы призывали к сопротивлению, с которым набравшая силу власть расправлялась немедленно.

Сопротивление продолжалось и «наверху». Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и тем не менее люди шли на это. В высшем эшелоне политического руководства в 1930 г. образовалась группа во главе с Председателем Совнаркома РСФСР, кандидатом в члены Политбюро С.И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома партии В.В. Ломинадзе. Группа советских и партийных работников выступила против некомпетентности и бюрократизма партийно-советского аппарата. Вопрос о Сырцове и Ломинадзе рассматривался на специальном заседании Совнаркома.

Партийные и советские работники краев и областей РСФСР весной и летом 1930 г. подняли вопрос о создании РКП (б), перенесении столицы России в Ленинград. Расправа с участниками этой группы проходила с грубым нарушением Устава партии и советских законов.

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора «Союза марксистов-ленинцев» (1932 г.), подготовил основной программный документ этой организации «Сталин и кризис пролетарской диктатуры», а также манифест-обращение «Ко всем членам ВКП(б)». Впервые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам партии. Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а общей политики. Лозунг «ликвидация кулачества как класса» - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы находятся в условиях перманентной войны. Рютин и его последователи утверждали, что Политбюро в результате программных изменений превратилось в банду политиканов. Они предупреждали, что борьба будет длительной и потребует много жертв, но иного пути нет, и прямо призывали к свержению Сталина. Расправа с членами «Союза» была скорой и вершилась в обстановке особой секретности. Находясь в заключении, Рютин теоретической деятельности не прекращал.

Впервые в «деле Рютина» была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не случайно, видимо, к этому делу были подключены Г.Е. Зиновьев и Л.В. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии и осуждены во внесудебном порядке.

В 30-е гг. раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина. Наиболее известны группа А.П. Смирнова, Н.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта - трех наркомов; группа Крылова - активного участника социалистической революции и гражданской войны, заместителя начальника сектора пропаганды Наркомсвязи. Ее главной задачей было «свержение строя и замена его Российской демократической республикой с выборным президентом по образцу Франции и Америки».

После убийства С.М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) выступили член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каминский, которые потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Они были тут же арестованы.

С апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мнению выступили «невозвращенцы» - В.Г. Кривицкий, И. Рейсс, дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин. В стране их представили как отщепенцев, дискредитирующих СССР накануне нападения на него фашистской Германии.

Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина, был академик И.П. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что «мы живем в режиме террора и нажима», что «все происходящее в стране -- гигантский эксперимент» и т. п. И это действительно было так: к этому времени в стране установился режим произвола и репрессий, тоталитарно-командная система набирала силу...

Таким образом, Советская власть, провозгласив своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути вершила высшую социальную несправедливость, террор и беззаконие. В ее основе, как считает академик РАН В.Н. Кудрявцев, лежали следующие положения:

подмена социализации основных средств производства их огосударствлением;

деспотизм и произвол «вождя», хотя и опиравшегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоявшего над партией и аппаратом;

административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора;

неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни;

закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;

идеологический конформизм и послушание масс, деспотизм в науке и культуре.

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Отношение народа к власти в начале 19 века

Было бы неверным сводить весь социально-политический и экономический механизм 20-30-х гг. к одним лишь репрессиям, арестам, судам, расстрелам и т.д. Дело в том, что репрессии - не универсальный способ решения всех проблем. Они имеют свои пределы, так как их эффективность постепенно снижается. Репрессии могут несколько сократить преступность, улучшить дисциплину, но наладить производство, ускорить темпы его развития, тем более обеспечить хотя бы сносное их качество, они не могут.

Между тем, как видно из приведенных выше данных, наша страна добилась ощутимых результатов в экономическом и культурном развитии. В стране поддерживался трудовой энтузиазм у значительной части людей; у них был довольно оптимистический жизненный тонус; они находились в состоянии повышенной мобилизационной готовности, что имело немаловажное значение в условиях надвигавшейся войны. Значит, действовали какие-то другие причины.

Важнейшими факторами, объяснявшими, почему советские люди сумели перенести столько страданий, лишений, невзгод и сохранить при этом стойкость духа и достойно, не согнувшись, встретить врага в начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войне, были следующие.

Для большинства граждан страны сложившийся в 30-е гг. государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в конституции их выбором. Во всяком случае формально в этом плане была соблюдена демократия. Психологически они были уверены в прочности государства, которое признано во всем мире, пользуется авторитетом, одерживает победы в спорте, искусстве и т. д. Образ жизни - считали справедливым, хотя и была невероятная бедность и тьма недостатков.

Идея тернистого пути к светлому будущему вдохновляла многих людей. Пропаганда, лозунги того времени воспринимались однозначно: ради светлого будущего своих детей, ради Отечества да и всего человечества можно не жалеть не только своего труда, но и своей жизни. Показательно в этом плане последнее письмо Н.И. Бухарина. В.В. Маяковский выразил настроение своего времени словами о том, что общим памятником для всех станет «построенный в боях социализм».

Также не следует сбрасывать со счетов социальные завоевания 30-х гг.: бесплатное образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье и др. К концу второй пятилетки по сравнению с 1933 г. явно были сдвиги к улучшению материального благосостояния. Низкий уровень жизни объяснялся без труда: создание современной индустрии требовало больших затрат. Революция произошла в отсталой стране, приходится отбивать натиск империалистов и т. д.

У большинства населения одобрение вызывали массовые выдвижения во всех звеньях государственного, партийного и хозяйственного руководства. Во всех этих сферах была значительной прослойка представителей трудовых слоев. У простых людей появилась реальная возможность «выйти в люди»: стать крупным военачальником, советским и партийным работником, ученым и т. д. Власть, хорошо понимая и улавливая эти настроения, время от времени устраивала чистки начальства. Рядовые работники, «винтики», люди труда, стахановцы, ударники в официальной пропаганде ценились очень высоко; создавался культ человека труда.

В 30-е гг. отсутствовала явная безработица. Таким образом, большинство народа поддержало партийно-государственное руководство. Хотя оставалось много недовольных и враждебно настроенных к существующему строю людей.



error: Контент защищен !!