Модель человеческого тела наглядное пособие для будущих. Расположение органов таза

Вам никогда не казалось странным то, что вы живёте не первый десяток лет, но совершенно ничего не знаете о собственном теле? Или что вы оказались на экзамене по анатомии человека, но совершенно к нему не подготовились. В обоих случаях нужно наверстать упущенные знания, и получше узнать органы человека. Их расположение лучше смотреть в картинках — наглядность очень важна. Поэтому мы собрали для вас картинки, в которых расположение органов человека легко прослеживается и подписано надписями.

Если вам нравятся игры с внутренними органами человека, обязательно попробуйте на нашем сайте.

Чтобы увеличить любую картинку, нажмите по ней, и она откроется в полном размере. Так вы сможете прочитать мелкий шрифт. Итак, начнём сверху, и пойдем вниз.

Органы человека: расположение в картинках.

Головной мозг

Головной мозг человека — самый сложный и наименее изученный орган человека. Он управляет всеми остальными органами, координирует их работу. Фактически, наше сознание — и есть мозг. Несмотря на малую изученность, мы всё-же знаем расположение основных его отделов. На этой картинке подробно описана анатомия головного мозга человека.

Гортань

Гортань позволяет нам издавать звуки, речь, пение. Строение этого хитрого органа показано на картинке.

Основные органы, органы груди и живота

На этой картинке показано расположение 31 органа человеческого тела от щитовидного хряща до прямой кишки. Если нужно срочно посмотреть расположение какого-либо органа, чтобы выиграть в споре с другом или получить экзамен, эта картинка поможет.

На картинке показано расположение гортани, щитовидной железы, трахеи, легочных вен и артерий, бронхов, сердца и легочных долей. Не так уж много, но зато очень наглядно.

Схематичное расположение внутренних органов человека от трохеи до мочевого пузыря показано на этой картинке. За счёт небольшого размера она быстро загружается, экономя вам время для подсматривания на экзамене. Но мы надеемся, что если вы учитесь на врача, то вы не нуждаетесь в помощи наших материалов.

Картинка с расположением внутренних органов человека, на которой также видна система кровеносных сосудов и вен. Красиво изображены органы с художественной точки зрения, некоторые из них подписаны. Надеемся, среди подписанных есть те, которые нужны вам.

Картинка, на которой подробно расписано расположение органов пищеварительной системы человека и малого таза. Если у вас болит живот, то эта картинка поможет вам локализовать источник, пока действует активированный уголь, или пока вы облегчаете пищеварительную систему в удобствах.

Расположение органов таза

Если вам нужно узнать расположение верхней надпочечной артерии, мочевого пузыря, большой поясничной мышцы или любого другого органа брюшной полости, то эта картинка вам поможет. В ней подробно расписано расположение всех органов данной полости.

Мочеполовая система человека: расположение органов в картинках

Всё, что вы хотели знать о мочеполовой системы мужчины или женщины показано на этой картинке. Семенные пузырьки, яйцеклетка, половые губы всех мастей и конечно же, мочевыделительная система во всей красе. Наслаждайтесь!

Мужская репродуктивная система

Многие собирали (и собирают) партворк со скелетом, но есть готовые модели. Они небольшие, стоят недорого, и на них тоже можно прекрасно посмотреть, как устроено человеческое тело. Наборы есть разные.

Купила пока один - посмотреть, понравился.

Публикую фотоотчёт.

Реалистичная естественная модель человеческого тела (кости, органы, внутренности + проиллюстрированное руководство на английском языке + инструкция на русском языке).

Высота - 27 см.

Эта модель в два раза выше моего. Для школы удобнее - лучше видно издалека.

Анатомия человеческого тела - набор.

Рекомендуемый возраст для игры и изучения: от 10 до 99 лет. Это наглядное пособие по анатомии для изучения тела человека. Из 11 частей собирается точная копия внутреннего строения тела. Очень натуральная и правдоподобная.
Подробная инструкция по сборке на русском языке прилагается. Там указаны медицинские названия органов и частей тела. Высота фигурки - 50 см. Это уже совсем большая модель.

Гид по анатомии человека. Внимание! Набор содержит мелкие предметы, которые могут быть опасны для детей младше 3 лет. Не рекомендуется детям младше 6 лет.

И самый большой набор здесь.

Узнать, как устроен человеческий организм, вашему ребенку поможет набор Анатомия человеческого тела. Съемные части тела помогут составить ребенку правильное представление о строении и функционировании человеческого организма.

В комплекте 45 деталей: кожа, скелет и жизненно важные органы.

Иллюстрированное учебное руководство так же прилагается.

Возраст: от 10 лет. Размер: высота модели - 560 мм.

Анатомический набор Edu Toys

Анатомический набор Edu Toys. Собранная модель.

Модель анатомии тела человека - туловища. Модель состоит из 32 частей.

Основные составные части:

1. Череп.
2. Легкие.
3. Печень.
4. Желудок.
5. Сердце.
6. Грудная клетка.
7. Толстая кишка.
8. Тонкая кишка.

Очень удобно для использования в качестве наглядного пособия. Можно использовать и в школе на уроках, и дома.

Высота - 127 мм. Понравилось, что модель небольшая, очень удобно хранить в коробочке, места занимает немного. Это настольный вариант.

Анатомический набор Edu Toys

Анатомический набор Edu Toys - коробка-упаковка, очень удобная, открывается как книжечка, крышка держится на липучке. После сборки там удобно хранить модель.

Коробка с обратной стороны - все детали набора.

Внутри коробки модель упакована вот так, частично собрана.

Внутри коробки - всё нарисовано и подписано.

Развёрнутая книжка-коробка.

Есть очень подробная инструкция по сборке.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела — наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Будущие студенты-медики сегодня лишены возможности изучать тело человека, препарируя человеческие трупы. Вместо этого на занятиях по анатомии используют тушки гусей, свиные сердца или коровьи глазные яблоки. В медвузах говорят: через пару лет в больницы придут врачи, которые совсем не знают человеческое тела. И за их квалификацию сложно поручиться.

Препараты с мясокомбината

На занятиях анатомии сегодняшние студенты Оренбургской медакадемии работают с телами умерших, побывавшими в руках не одного поколения будущих медиков. Эти анатомические препараты уже почти потеряли сходство с человеческими телами.

По признанию заведующего кафедрой анатомии Льва Железнова, уже больше пяти лет поступлений нового биологического материала в их вуз не было.

«Когда училось наше поколение в 80-х годах, мы, например, накладывали швы на фрагментах конечностей, а сегодня и на нашей кафедре, и на кафедре оперативной хирургии трупного материала не хватает. Мы изучаем какие-то вещи на органах животных - например, глазные яблоки берем у крупного рогатого скота, благо, с этим проблем нет. Студенты из деревень привозят что-то из своих хозяйств, часть приобретается на мясокомбинатах и рынках. А делать операции они тренируются, в том числе, и на животных», - комментирует Лев Железнов.

Трупный материал, который изредка удается добыть медицинским вузам, обычно уже теряет первозданный вид. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Тем временем у студентов Самарского медицинского университета идет лекция по анатомии: «Пищевод. Желудок. Кишечник». Преподаватель показывает студентам натуральный экспонат, дает нужные пояснения. Можно только посмотреть, нельзя тренироваться в надрезах. Трупный материал в вуз практически не поступает, все, что есть в наличии - хорошо законсервированное старое. Старший преподаватель университета СамГУ Евгений Баладянц лично собирал коллекцию на протяжении 14 лет, еще в то время, когда вузы легко получали биологический материал для практики.

Мертвые учат живых

В средневековье многие врачи познавали анатомию человека, изучая трупы. Среди них был и знаменитый персидский ученый Авиценна. Даже самые передовые современники осуждали врача за «кощунство» и «надругательство» над мертвыми людьми. Но именно труды средневековых врачей, которые вели исследования вопреки обвинениям, легли в основу целой науки - анатомии. В России девятнадцатого века знаменитый российский хирург Николай Пирогов проводил анатомические исследования на трупах неопознанных людей. В медвузах СССР использовали ту же практику - неопознанные и невостребованные тела попадали на занятия будущих медиков. Все изменилось в 90-е годы прошлого века. Mortui vivos docent (мёртвые учат живых) - гласит латинская пословица. Современным студентам, возможно, повезло даже меньше, чем средневековым врачам - они практически лишены возможности работать с человеческими тканями.

Студенты тренируются шить на органах животных. Фото из архива кружка ВолгГМУ

Проблемы с поставками тел для учебно-научных целей в медицинские учреждения начались в середине 1990-х годов, когда был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Традиционные для медицины условия, когда анатомические исследования проводились на трупах неопознанных людей, с принятием закона поменялись кардинально. Чтобы получить тело умершего в свое распоряжение, медикам нужно было добиться согласия ближайших родственников, либо прижизненного согласия самого человека на изъятие органов и тканей после смерти. Согласия, предсказуемо, не выдавались. Вузы полностью лишились возможности получать анатомические препараты.

Закон «Об охране здоровья граждан», принятый в 2011 году, разрешил медикам использовать в учебных целях невостребованные родственниками тела в порядке, установленном правительством. Этот документ ждало все научное сообщество. В августе в 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Регламент передачи тел есть, однако анатомических препаратов у студентов-медиков так и не прибавилось.

Прежде, чем оперировать человеческое сердце, студенты оттачивают мастерство на сердце свиньи. Фото из архива ВолгГМУ

Закон появился, но трупов - нет

«В постановлении четко прописано, что, во-первых, тело передается только в том случае, если установлена личность, то есть все неопознанные тела под действие закона не попадают, даже если остаются невостребованными. Во-вторых - при наличии письменного разрешения на передачу, выданного органами, назначившими судебно-медицинское исследование. Вот с этим разрешением-то и проблема», - рассказывает Лев Железнов.

«Чтобы получить биологический материал для обучения, нам необходимо собрать около десяти подписей, начиная от главы района, заканчивая прокурором», - говорит Александр Воронин, ассистент кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии СамГМ.

Путей получения трупного материала два - бюро судмедэкспертиз и морги. При этом, в качестве учебно-научного пособия может быть использовано тело, которое находится «в хорошем состоянии», но судмедэксперты не имеют права использовать консервирующие методики, а их холодильники не обеспечивают полную сохранность тела.

Студенты хирургической кафедры работают с трупным материалом. Фото из архива Кубанского медицинского университета

«Трупы, которые можно передать на изучение, должны быть не востребованы в течение длительного времени. Но тогда они уже почти не интересны вузам. А тела недавно умерших людей «отдать» нельзя», - объясняет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Оренбургской области Владимир Филиппов .

Екатерина, студентка второго курса лечебного факультета одного из российских вузов рассказала, что трупные препараты в вузе они все-таки получают, но их качество - низкое. «Во-первых, неприятный запах, вызывающий раздражение слизистой оболочки. Во-вторых, сложно разобраться в довольно старом и разложившимся трупе, некоторые анатомические образования походят друг на друга. Свой первозданный вид трупы потеряли, учебной пользы - ноль», - говорит девушка.

Трупный материал, который в медвузы могут поставлять патологоанатомы, тоже не доходит до студентов. Заведующий патологоанатомическим отделением оренбургской областной больницы №2 Виктор Кабанов пояснил, что те люди, которые умирают в стационаре, как правило, имеют родственников, которые забирают тело для захоронения. За последние 10 лет его работы не было ни одного невостребованного тела.

«Как это происходило ранее? Тогда в законодательстве не было четких формулировок, и тела на основании справок из милиции передавались в медицинские институты», - рассказывает Виктор.

За рубежом (в Европе и Америке) существует практика добровольного завещания тела на учебные и научные цели, которое нотариально оформляется при жизни этого человека. В России эта система не работает - нет традиции.

Урок анатомии у студентов Самарского медицинского университета. Фото: АиФ / Ксения Железнова

Следователи против

Если региональные вузы с трудом, но получают хотя бы ничтожное количество трупных препаратов, то в столичных «медах» ситуация сложнее. За прошедшие несколько лет на занятия не поступило ни одного трупа. Сотрудники вузов говорят о ситуации так: «Это саботаж и диверсия».

В Москве, по сути, готов целый пакет документов, разрешающий медикам использовать трупы в учебной деятельности. Есть известное постановление правительства РФ. Согласно документу, условиями передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека являются: запрос принимающей организации и разрешение, выданное лицом или органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу невостребованного тела, то есть следователем. Есть решение главы департамента здравоохранения Москвы с поручением судебным медикам решить вопрос о передаче трупов - скоро этому документу исполнится год. Есть письма ректоров 1-го и 3-го меда главному судебному медику Москвы Евгению Кильдюшеву - и даже его положительное решение о передаче вскрытых (и только вскрытых, что противоречит постановлению правительства) трупов на учебные цели.

«Процесс остановился на этапе выдачи разрешений следователями - им это просто не нужно, - говорит заведующий кафедрой анатомии одного из московских медвузов, пожелавший остаться неназванным. - Они жили без этой для них дополнительной головной боли, а судебные медики жили без необходимости связываться с ними по этому вопросу. Ни судебным медикам, ни следователям это не нужно совершенно. Это нужно только студентам и преподавателям. Но как это должно выглядеть - профессора и студенты идут в прокуратуру договариваться со следователями и прокурорами? Так это выглядит и реально делается в российской глубинке, но не в Москве и Санкт-Петербурге».

Что взамен?

Пока на кафедрах борются за право своевременно получать качественный анатомический материал, в вузах активно ищут замену трупным препаратам. В пример приводят Европу, где «симуляторы» используют уже не один десяток лет. Заменить человеческие ткани пытаются с помощью кукол, роботов и компьютерных программами.

Гордость медицинской академии Челябинска - учебная операционная. Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Александр Чукичев утверждает: в ней и сейчас можно провести хирургическую операцию, все ее оборудование находится в рабочем состоянии, просто оно старое, в больницах используются уже более современные модели. Раритетный советский микроскоп «Красногвардеец» - местная легенда. О нем говорят: научишься работать на таком, никакое оборудование больше не страшно.

На экране отображается все, что делает хирург. Такое же изображение хирурги видят во время реальных операций на мониторе эндоскопической стойки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Студентка третьего курса Татьяна проводит малоинвазивную эндоскопическую операцию. Конечно, на тренажере. Им служит прозрачный ящик с небольшими сквозными отверстиями, в которые вставлены специальные датчики. На экран монитора выведено изображение человеческих тканей: в программу загружены данные «воображаемого» пациента. Программа учитывает все действия будущего медика, и рассчитывает реакцию виртуального больного. В случае большого количества ошибок программа сообщает о смерти «пациента». Студентка старается, но пока «хирургическое вмешательство» дается с трудом: нити постоянно расползаются в разные стороны, шов не ложится. Хотя пациент еще дышит.

Студентка третьего курса отрабатывает навыки малоинвазивной операции. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Во время реальных эндоскопических операций хирург тоже смотрит, в основном на монитор, так как делает всего два-три надреза. Картинка на тренажере от того, что видят праикующие врачи, практически не отличается.

«Опыты на трупах уходят в прошлое, - считает Александр Чукичев. - Безусловно, они дают необходимые навыки, ценны, но материал дорого хранить и непонятно, где доставать. Это я в свое время, когда учился много лет назад, мог почти в любой день пойти в морг и попросить, чтоб мне дали тело для отработки навыков».

«Мне импонирует, как решен этот вопрос в Татарстане, - комментирует ученый, - там тела хранят в контрафактной водке, которую получают бесплатно, по договоренности с соответствующими структурами. Я пытался решить эту проблему таким же образом, ведь формалин токсичен, но ничего не получилось. Кроме того, тело в нем все же деформируется, меняется плотность и цвет тканей. А симуляторы практически вечны».

Человеческие органы в формалине — одно из немногих учебных пособий, доступных сегодня студентам-медикам. Фото: АиФ / Полина Седова

Штучный товар

Один из главных недостатков симуляторов - цена. Хорошие аппараты стоят несколько миллионов. Это так называемый «штучный» товар, не для массового использования. Несмотря на большое количество медицинских институтов по всей стране, продавец закладывает в стоимость тот факт, что такие комплексы покупаются не чаще, чем раз в 10 лет.

Позволить тебе хорошее оборудование может далеко не каждый вуз. В Волгограде медицинских тренажеров вообще нет. В Самаре пытаются разрабатывать сами - местные специалисты написали собственную программу «Виртуальный хирург».

«Мы можем взять от реального человека данные и внедрить в систему «Виртуального хирурга». Студент, к примеру, берет анализы реального человека, загружает эти данные в тренажер и сначала тренируется на виртуальной модели, отрабатывает необходимые методики и навыки, чтобы потом использовать их в лечении человека», - поясняют сотрудники.

Самарский ученый Евгений Петров занимается разработкой способов полимерного бальзамирования. Такая методика позволяет сделать биологические препараты практически вечными для использования студентами и преподавателями. Они не имеют запаха, эластичны, долго сохраняют свои качества. Конечно, для того, чтобы их изготовить, всё равно нужен трупный материал, но зато каждый препарат можно использовать тысячи раз. И не только, чтобы «просто посмотреть».

В Кубанском государственном университете работают и с телами животных. «Некоторые органы свиньи идентичны человеческим. А вот на кроликах, например, хорошо проводить офтальмологические операции», - говорят педагоги. С января в вузе начнут работу с минипигами.

Но врачи признают: идеальной замены тканям человека по плотности пока нет. Все изобретения, скорее, от безысходности.

«Для того, чтобы научиться ездить, необязательно сразу садиться на «Феррари», - проводит аналогию доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ, к.м.н., Екатерина Литвина. - Безусловно, возможность работать с трупным материалом для всех студентов, как это было во время СССР, позволяла студентам оттачивать свое мастерство на натуральных тканях, но в современных реалиях мы вынуждены исходить из того, что есть».

«Учитесь сами»

Для того, чтобы в наши дни получить хорошую практику, будущим врачам иногда приходится «уходить в подполье», как это делали средневековые медики: тайком напрашиваться на судебно-медицинские экспертизы, договариваться с работниками моргов. И обязательно подрабатывать в больницах, чтобы наблюдать за реальными операциями и работой опытных врачей.

«Заменить человеческие органы и ткани синтетическими аналогами крайне трудно и зачастую невозможно, - считает студент 5 курса лечебного факультета ВолгГМУ Михаил Золотухин . - В хирургии есть такое понятие как чувство ткани. Это чувство развивается в течение многих лет практики. Поэтому самое лучшее для будущего хирурга - это ассистирование на хирургических операциях. Во время операций есть возможность почувствовать живую ткань в реальной ситуации, ощутить сопротивление тканей».

В Волгоградском медицинском университете пока нет даже тренажеров-симуляторов. Фото из архива ВолгГМУ

Михаил, рассказывает, что частенько дежурит в волгоградских клиниках: «Только так студенты могут получить опыт общения с пациентами и перенять знания от старших коллег-врачей, - уверен юноша. - В хирургических стационарах врачи никогда не отказываются от помощи студента, который может сделать ту работу, которая опытному врачу в тягость, а у студента вызывает непреодолимый восторг. В награду за терпение и трудолюбие, будущие хирурги делают под контролем врачей малые хирургические манипуляции, ассистируют на операциях, выполняют некоторые этапы хирургических операций».

« Кто хочет - тот научится» , - говорят студенты. Пока только так. Но многие сотрудники медвузов продолжают надеяться, что процедура получения трупного материала станет немного проще - но для этого нужен более четкий регламент и, что самое сложное, межведомственное взаимодействие: отсутствие противостояния со стороны больниц, судмедэкспертов, местных чиновников. Все это требует вмешательства на самых высоких уровнях. «Все это должно быть оформлено соответствующим постановлением Минздрава, где рядом должны стоять визы всех ведомств, участвующих в данном процессе - иначе даже хороший закон так никогда и не заработает», - говорят сотрудники медицинских вузов.

Что касается Министерства здравоохранения, то там обещают в течение пяти лет обеспечить все вузы качественными симуляторами.

Изучение сложного строения человеческого тела и схемы расположения внутренних органов – этим занимает анатомия человека. Дисциплина помогает разобраться с устройством нашего организма, который является одним из самых сложных на планете. Все его части выполняют строго определенные функции и все они взаимосвязаны между собой. Современная анатомия – наука, которая различает как то, что мы наблюдаем визуально, так и скрытое от глаз строение тела человека.

Что такое анатомия человека

Так называется один из разделов биологии и морфологии (наряду с цитологией и гистологией), изучающий строение организма человека, его происхождение, формирование, эволюционное развитие на уровне выше клеточного. Анатомия (от греч. Anatomia – разрез, вскрытие, рассечение) изучает, как выглядят внешние части тела. Также она описывает внутреннюю среду и микроскопическое строение органов.

Выделение анатомии человека из сравнительных анатомий всех живых организмов обусловлено наличием мышления. Существует несколько основных форм этой науки:

  1. Нормальная, или систематическая. Этот раздел изучает тело «нормального», т.е. здорового человека по тканям, органам, их системам.
  2. Патологическая. Это научно-прикладная дисциплина, изучающая болезни.
  3. Топографическая, или хирургическая. Так называется, потому что имеет прикладное значение для хирургии. Дополняет описательную анатомию человека.

Нормальная анатомия

Обширный материал привел к сложности изучения анатомии строения организма человека. По этой причине стало необходимым искусственно разделить его на части – системы органов. Они рассматриваются нормальной, или систематической, анатомией. Сложное она раскладывает на более простое. Нормальная анатомия человека изучает тело в здоровом состоянии. В этом ее отличие от патологической. Пластическая анатомия изучает внешний вид. Она используется при изображении фигуры человека.

  • топографическую;
  • типовую;
  • сравнительную;
  • теоретическую;
  • возрастную;
  • рентгеноанатомию.

Патологическая анатомия человека

Эта разновидность науки наряду с физиологией изучает изменения, происходящие с организмом человека при определенных заболеваниях. Анатомические исследования проводят микроскопическим путем, который помогает выявить патологические физиологические факторы в тканях, органах, их совокупностях. Объектом в этом случае выступают трупы лиц, умерших от разных болезней.

Исследование анатомии живого человека проводится при помощи безвредных методов. Эта дисциплина является обязательной в медицинских вузах. Анатомические знания здесь разделяются на:

  • общие, отражающие методы анатомических исследований патологических процессов;
  • частные, описывающие морфологические проявления отдельных заболеваний, например, туберкулеза, цирроза, ревматизма.

Топографическая (хирургическая)

Данная разновидность науки развилась в результате необходимости для практической медицины. Создателем ее считается врач Н.И. Пирогов. Научная анатомия человека изучает расположение элементов относительно друг друга, послойное строение, процесс лимфотока, кровоснабжение в здоровом организме. При этом учитываются половые особенности и изменения, связанные с возрастной анатомией.

Анатомическое строение человека

Функциональными элементами тела человека являются клетки. Их скопление образует ткань, из которой состоят все части тела. Последние объединяются в организме в системы:

  1. Пищеварительную. Считается самой сложной. Органы пищеварительной системы отвечают за процесс переваривания пищи.
  2. Сердечно-сосудистую. Функция кровеносной системы – кровоснабжение всех частей тела человека. Сюда входят и лимфатические сосуды.
  3. Эндокринную. Ее функцией является регулировка нервных и биологических процессов в организме.
  4. Мочеполовую. У мужчин и женщин она имеет отличия, обеспечивает репродуктивную и выделительную функции.
  5. Покровную. Защищает внутренности от внешних воздействий.
  6. Дыхательную. Насыщает кислородом кровь, перерабатывает в углекислый газ.
  7. Опорно-двигательную. Отвечает за передвижение человека, поддержание тела в определенном положении.
  8. Нервную. Включает спинной и головной мозг, которые регулируют все функции организма.

Строение внутренних органов человека

Раздел анатомии, изучающий внутренние системы человека, называется спланхнологией. К ним относят дыхательную, мочеполовую и пищеварительную. Каждая имеет характерные анатомические и функциональные связи. Их можно объединить по общему свойству обмена веществ между внешней средой и человеком. В эволюции организма считается, что дыхательная система отпочковывается от определенных отделов пищеварительного тракта.

Органы дыхательной системы

Обеспечивают непрерывное снабжение всех органов кислородом, удаление из них образующегося углекислого газа. Эта система разделяется на верхние и нижние дыхательные пути. Список первых включает:

  1. Нос. Производит слизь, которая при дыхании задерживает инородные частицы.
  2. Синусы. Заполненные воздухом полости в нижней челюсти, клиновидных, решетчатых, лобной костях.
  3. Глотку. Разделяется на носоглотку (обеспечивает ток воздуха), ротоглотку (содержат миндалины, несущие защитную функцию), гортаноглотку (служит проходом для пищи).
  4. Гортань. Не допускает попадания еды в дыхательные пути.

Другой отдел этой системы – это нижние дыхательные пути. Они включают органы грудной полости, представленные в следующем небольшом списке:

  1. Трахея. Начинается после гортани, протягивается вниз до грудной клетки. Отвечает за фильтрацию воздуха.
  2. Бронхи. Сходны по своему строению с трахеей, продолжают очищать воздух.
  3. Легкие. Расположены по обеим сторонам от сердца в грудной клетке. Каждое легкое отвечает за жизненно важный процесс обмена кислорода с углекислым газом.

Органы брюшной полости человека

Сложным строением обладает брюшная полость. Ее элементы располагаются по центру, слева и справа. Согласно анатомии человека, основные органы в брюшной полости следующие:

  1. Желудок. Находится слева под диафрагмой. Отвечает за первичное переваривание пищи, подает сигнал о сытости.
  2. Почки расположены внизу брюшины симметрично. Они выполняют мочевыделительную функцию. Вещество почки состоит из нефронов.
  3. Поджелудочная железа. Расположена чуть ниже желудка. Вырабатывает ферменты для переваривания.
  4. Печень. Находится справа под диафрагмой. Выводит яды, токсины, удаляет ненужные элементы.
  5. Селезенка. Располагается позади желудка, отвечает за иммунитет, обеспечивает кроветворение.
  6. Кишечник. Размещен внизу живота, всасывает все полезные вещества.
  7. Аппендикс. Является придатком слепой кишки. Его функция – защитная.
  8. Желчный пузырь. Располагается ниже печени. Накапливает поступающую желчь.

Мочеполовая система

Сюда относятся органы полости таза человека. У мужчин и женщин в строении этой части есть значительные различия. Они заключаются в органах, обеспечивающих репродуктивную функцию. В целом описание строения таза включает информацию о:

  1. Мочевом пузыре. Накапливает мочу до мочеиспускания. Расположен внизу перед лобковой костью.
  2. Половых органах женщины. Матка находится под мочевым пузырем, а яичники чуть выше над ней. Вырабатывают яйцеклетки, отвечающие за репродукцию.
  3. Половых органах мужчины. Предстательная железа тоже расположена под мочевым пузырем, ответственна за выработку секреторной жидкости. Яички находятся в мошонке, они образуют половые клетки и гормоны.

Эндокринные органы человека

Система, отвечающая за регуляцию деятельности человеческого организма посредством гормонов – эндокринная. Наука выделяет в ней два аппарата:

  1. Диффузный. Эндокринные клетки здесь не сконцентрированы в одном месте. Некоторые функции выполняют печень, почки, желудок, кишечник и селезенка.
  2. Гландулярный. Включает щитовидную, паращитовидные железы, тимус, гипофиз, надпочечники.

Щитовидка и паращитовидные железы

Самой крупной железой внутренней секреции является щитовидная. Она расположена на шее перед трахее, на боковых ее стенках. Частично железа прилегает к щитовидному хрящу, состоит из двух долей и перешейка, нужного для их соединения. Функция щитовидки – выработка гормонов, которые способствуют росту, развитию, регулируют обмен веществ. Недалеко от нее располагаются паращитовидные железы, имеющие следующие особенности строения:

  1. Количество. Их в организме 4 – 2 верхние, 2 нижние.
  2. Место. Расположены на задней поверхности боковых долей щитовидной железы.
  3. Функция. Отвечают за обмен кальция и фосфора (паратгормон).

Анатомия вилочковой железы

Тимус, или вилочковая железа, находится позади рукояти и части тела грудины в верхнепередней области грудной полости. Представляет собой две доли, связанные рыхлой соединительной тканью. Верхние концы тимуса более узкие, поэтому выходят за пределы грудной полости и достигают щитовидной железы. В этом органе лимфоциты приобретают свойства, которые обеспечивают защитные функции против чужеродных для организма клеток.

Строение и функции гипофиза

Небольшая железа шаровидной или овальной формы с красноватым оттенком – это гипофиз. Он связан непосредственно с головным мозгом. Гипофиз имеет две доли:

  1. Переднюю. Она влияет на рост и развитие всего тела в целом, стимулирует деятельности щитовидной железы, коры надпочечника, половых желез.
  2. Заднюю. Отвечает за усиление работы гладкой мускулатуры сосудов, повышает кровяное давление, влияет на реабсорбцию воды в почках.

Надпочечники, половые железы и эндокринная часть поджелудочной железы

Парный орган, находящийся над верхним концом почки в забрюшинной клетчатке – это надпочечник. На передней поверхности имеет одну или несколько борозд, выступающих воротами для выходящих вен и входящих артерий. Функции надпочечников: выработка адреналина в крови, нейтрализация токсинов в мышечных клетках. Другие элементы эндокринной системы:

  1. Половые железы. В яичках есть интерстициальные клетки, отвечающие за развитие вторичных половых признаков. Яичники выделяют фолликулин, который регулирует менструации, влияет на нервное состояние.
  2. Эндокринная часть поджелудочной железы. В ней содержатся панкреатические островки, который выделяют в кровь инсулин и глюкагон. Это обеспечивает регуляцию углеводного обмена.

Опорно-двигательная система

Эта система представляет собой совокупность структур, обеспечивающих опору частям тела и помогающих человеку передвигаться в пространстве. Весь аппарат делится на две части:

  1. Костно-суставной. С точки зрения механики, это система рычагов, которые в результате сокращения мышц передают воздействие сил. Эта часть считается пассивной.
  2. Мышечный. Активная часть опорно-двигательного аппарата – это мышцы, связки, сухожилия, хрящевые структуры, синовиальные сумки.

Анатомия костей и суставов

Скелет состоит из костей и суставов. Его функциями являются восприятие нагрузок, защита мягких тканей, реализация движений. Клетки костного мозга вырабатывают новые клетки крови. Суставами называются точки соприкосновения между костями, между костями и хрящом. Самым распространенным типом являются синовиальные. Кости развиваются по мере взросления ребенка, обеспечивая опору для всего тела. Они составляют скелет. Он включает 206 отдельных костей, состоящих из костной ткани и костных клеток. Все они располагаются в осевом (80 штук) и аппендикулярном (126 штук) скелете.

Вес костей у взрослого составляет около 17-18% от массы тела. Согласно описанию структур костной системы, основными ее элементами являются:

  1. Череп. Состоит из 22 соединенных костей, исключая только нижнюю челюсть. Функции скелета в этой части: защита мозга от повреждений, поддержка носа, глаз, рта.
  2. Позвоночник. Образован 26 позвонками. Основные функции позвоночника: защитная, амортизационная, двигательная, опорная.
  3. Грудная клетка. Включает грудину, 12 пар ребер. Они защищают грудную полость.
  4. Конечности. Сюда относятся плечи, кисти, предплечья, кости бедра, стопы и голени. Обеспечивают основную двигательную активность.

Строение мышечного скелета

Аппарат мышц тоже изучает анатомия человека. Существует даже специальный раздел – миология. Основной функцией мышц является обеспечение человека возможностью двигаться. К костям скелетной системы прикрепляется около 700 мышц. От массы тела человека они составляют около 50%. Основные виды мышц следующие:

  1. Висцеральные. Располагаются внутри органов, обеспечивают перемещение веществ.
  2. Сердечная. Находится только в сердце, необходима для перекачивания крови по телу человека.
  3. Скелетные. Эта разновидность мышечной ткани управляется человеком сознательно.

Органы сердечно-сосудистой системы человека

В состав сердечно-сосудистой системы входит сердце, кровеносные сосуды и около 5 л транспортируемой крови. Основной их функцией является перенос кислорода, гормонов, питательных веществ и клеточных отходов. Работает эта система только за счет сердца, которое, оставаясь в состоянии покоя, перекачивает по телу около 5 л крови ежеминутно. Оно продолжает работать даже ночью, когда большая часть остальных элементов организма отдыхает.

Анатомия сердца

Данный орган имеет мышечную полую структуру. Кровь в нем вливается в венозные стволы, а затем прогоняется в артериальную систему. Сердце состоит из 4 камер: 2 желудочков, 2 предсердий. Левые части выступают артериальным сердцем, а правые – венозным. Такое деление основано на находящейся в камерах крови. Сердце в анатомии человека является насосным органом, так как его функцией выступает перекачивание крови. В организме существует всего 2 круга кровообращения:

  • малый, или легочный, транспортирующий венозную кровь;
  • большой, несущий кровь, насыщенную кислородом.

Сосуды легочного круга

Малый круг кровообращение перегоняет кровь из правой части сердца по направлению к легким. Там она наполняется кислородом. Это и есть основная функция сосудов легочного круга. Затем кровь возвращается обратно, но уже в левую половину сердца. Легочный контур поддерживают правое предсердие и правый желудочек – для него они являются насосными камерами. К этому кругу кровообращения относят:

  • правую и левую легочную артерии;
  • их разветвления – артериолы, капилляры и прекапилляры;
  • венулы и вены, сливающиеся в 4 легочные вены, которые впадают в левое предсердие.

Артерии и вены большого круга кровообращения

Телесный, или большой, круг кровообращения в анатомии человека предназначен для доставки кислорода и питательных веществ ко всем тканям. Его функцией является последующее удаление из них углекислого газа с продуктами обмена. Круг начинается в левом желудочке – из аорты, несущей артериальную кровь. Далее идет разделение на:

  1. Артерии. Идут ко всем внутренностям, кроме легких и сердца. Содержат питательные вещества.
  2. Артериолы. Это мелкие артерии, несущие кровь к капиллярам.
  3. Капилляры. В них кровь отдает питательных вещества с кислородом, а взамен забирает углекислоту и продукты обмена веществ.
  4. Венулы. Это обратные сосуды, обеспечивают возвращение крови. Похожи на артериолы.
  5. Вены. Сливаются в два крупных ствола – верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие.

Анатомия строения нервной системы

Органы чувств, нервная ткань и клетки, спинной и головной мозг – вот из чего состоит нервная система. Их совокупность обеспечивает контроль тела и взаимосвязь его частей. Центральная нервная система – это центр управления, состоящий из головного и спинного мозга. Она отвечает за оценку поступающей из вне информации и принятие человеком определенных решений.

Расположение органов у человека ЦНС

Анатомия человека говорит, что основной функцией ЦНС является осуществление простых и сложных рефлексов. За них отвечают следующие важные органы:

  1. Головной мозг. Расположен в мозговом отделе черепа. Состоит из нескольких отделов и 4 сообщающихся полостей – мозговых желудочков. выполняет высшие психические функции: сознание, добровольные действия, память, планирование. Кроме того, поддерживает дыхание, частоту сокращения сердца, пищеварение и артериальное давление.
  2. Спинной мозг. Находится в позвоночном канале, представляет собой белый тяж. На передней и задней поверхности имеет продольные борозды, а в центре – спинномозговой канал. Спинной мозг состоит из белого (проводник нервных сигналов из мозга) и серого (создает рефлексы на раздражителей) вещества.
Смотрите видео о строении головного мозга человека.

Функционирование периферической нервной системы

Сюда относятся элементы нервной системы, находящиеся за пределами спинного и головного мозга. Эта часть выделяется условно. В ее состав входит следующее:

  1. Спинномозговые нервы. У каждого человека из 31 пара. Задние ветви спинномозговых нервов идут между поперечными отростками позвонков. Они иннервируют затылок, глубокие мышцы спины.
  2. Черепные нервы. Насчитывается 12 пар. Иннервируют органы зрения, слуха, обоняния, железы полости рта, зубы и кожу лица.
  3. Сенсорные рецепторы. Это специфические клетки, воспринимающие раздражение внешней среды и преобразующие его в нервные импульсы.

Анатомический атлас человека

Строение тела человека подробно описывается в анатомическом атласе. Материал в нем показывает организм как едино целое, состоящее из отдельных элементов. Много энциклопедий было написано разными учеными-медиками, изучавшими курс анатомии человека. Эти сборники содержат наглядные схемы размещения органов каждой системы. Так проще увидеть взаимосвязь между ними. В целом анатомический атлас – это подробно описанное внутреннее строение человека.

Видео



error: Контент защищен !!