Доминантное поведение у собак может принимать различные формы. Доминантное поведение у собак, стерилизация (кастрация) как способ коррекции поведения

June 20th, 2013 , 07:54 pm

Возник вопрос. Если собака имеет явно доминантный характер, то должна ли она проявлять его даже тогда, когда хозяин для неё безусловный вожак и лидер? Другими словами, по собачьим законам, имеет ли право собака на проявление самостоятельности и лидерских качеств в обход своего вожака?
Теперь перейдём к сути дела. Имею доминантную собаку. Одна из проблем, собственно единственная проблема - её реакция на других собак в районе нашего проживания. Сама-то по себе реакция совершенно нормальная для доминантной собаки, но неудобная для меня. На меня она в такие моменты плевать хотела, всё её внимание приковывает собака и ведёт она себя в такие моменты как заправский гопник в режиме активного отжима. Правда отжимать нечего, но не в этом дело.))) В общем, кто имел дело с доминантными собаками, меня поймёт.
Когда это у неё началось, в подростковом возрасте, я сразу не просёк её мотивов (не имел до этого дела с доминатными собаками) и начал с рывков поводком. Быстро увидел, что это не помогает, даже усугубляет и тогда начал её подавлять физически. Пытался «гасить» силой, как мог, собачка не маленькая, её особо-то не загасишь. Эффект нулевой. Но я понимаю, что по собачьим меркам моё физическое воздействие для неё - это тьфу и растереть. Ну не избивать же мне её. Тогда я попробовал в корне другой путь. Я перестал её наказывать, а стал предлагать альтернативу в виде команды «сидеть» и активного лакомства за выполнение команды и контакт со мной. То есть вместо подкрепления возбуждения перешёл к его успокоению. Отчасти это работает, но лишь отчасти. Наличие собаки в поле зрения её всё равно сильно возбуждает, а если та ещё и рыпнется, то тут уж моя забудет любые вкусняшки и только поводок помешает ей пойти на разборку.
И вот что хотелось бы понять. Это нормально, что она проявляет такую самостоятельность или я для неё не слишком авторитет? Или от доминантной собаки бессмысленно ждать раболепия и полной покорности? Почему она продолжает гнуть своё, несмотря на мои крайне внушительные убеждения этого не делать? Недостаточно внушительно убеждаю? Или просто у неё темперамент такой и полностью подавить его нельзя?

Власть и лидерство традиционно находятся в поле влияния и исследования «гуманитариев» - философов, психологов, социологов. Однако в настоящее время все чаще для анализа данных феноменов исследователи прибегают к этологии – науке о поведении животных. Особое внимание в данном ключе уделяется агрессивному поведению и доминированию.

С точки зрения этолога нападение и агрессия – различные понятия. Хищник нападает, но его нападение не агрессивно: он охотится.

Агрессивное поведение сопровождается эмоциями страха, ненависти, гнева. Так поведение собаки, которая выгоняет со двора незнакомого, можно назвать агрессивным.

Межвидовая агрессия служит сохранению вида в конкурентной борьбе за жизненные ресурсы. Кроме межвидовой агрессии существует также внутривидовая агрессия, направленная на изгнание конкурентов со своей территории. Этологи характеризуют агрессию как:

Совместимую со страхом (агрессивно-трусливое состояние – самое опасное);

Способную накапливаться;

Способную переадресовываться;

Способную демонстрировать и запугивать, не нападая.

К.Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение (т.е. сложное агрессивное поведение) – одно из замечательных созданий естественного отбора.

Внутривидовая агрессия обеспечивает отношения доминирования и подчинения, после того, как наиболее сильный самец завоюет право лидера в стычках (в бою). Победа в стычках достается не обязательно тому, кто сильнее. Она дается тому, кто агрессивнее: любит навязывать конфликт, много и смело угрожает, а сам сравнительно легко выдерживает чужие угрозы. Ему уступают отчасти потому, что «нет охоты связываться». Это важная особенность доминирования.

Отмечают еще одно интересное обстоятельство. В детстве небольшой ростом и слабый мальчик проигрывал стычки (потому что у детей сила важна, они ею меряются). В результате в нем накапливается заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг «взрослыми» способами, действуя интригами, травлей и т.п. Психологами описано несколько подобных историй взросления тиранов.

Открытые архивы в настоящее время позволяют нам получить информацию, подтверждающую догадку этологов.

7 января 1932 года. Никому не доверяющий Гитлер ждет решения коллег по партии относительно своего лидерства. «Как всегда в таких случаях, он шантажирует соратников самоубийством: «Как только я буду убежден, что все потеряно, Вы знаете, как я поступлю с собой» Я не могу принять поражение. Я оставлю записку и пущу себе пулю». («Известия», 31 января 2003, С. 3).

Выяснение отношений при помощи силы и запугивания заканчивается построением иерархии. Во главе иерархии стоит доминирующий самец, который свою агрессию «делегирует» самцу «на ступень ниже», и таким образом, «тычки» как бы катятся с вершины пирамиды вниз.

«На дне», в основании пирамиды собираются, как правило, трусливые, завистливые особи, полные скрытой агрессии. Нуждаясь в разрядке, они переадресуют ее неодушевленным предметам, совершая акты бессмысленного вандализма. Разрушение «зоологической» иерархии в человеческом обществе ведет в первую очередь к смягчению агрессивного поведения лидеров и нейтрализации вандализма «низов».

Анализ социального поведения ближайших животных «родственников» человека – приматов показывает, что, например, группа горилл устроена как патриархатная автократия (власть доминантного зрелого самца). В данной группе другие молодые самцы образуют простое иерархическое соподчинение. Доминант постоянно напоминает о своем ранге, заставляя подчиненных уступать ему пищу, удобные места, оказывать знаки внимания. До открытой агрессии, как правило, противостояние не доходит, глава группы ограничивается демонстрацией силы и символического наказания провинившихся.

У других «дальних родственников» - павианов – геронтократия (власть стариков). На вершине группы стоит группа патриархов. Их отношения конкурентные, однако они смогли образовать союз для удержания иерархической власти. Три предмета постоянно беспокоят патриархов: сохранение и приращение территории стада, удержание самок (контроль над репродуктивной функцией и лояльность) и власть.

У приматов также существуют символы власти. Главный из них – зрительное возвышение над остальными. Вожак всегда занимает высокое место: бугор, камень, пень (у людей – трон, престол, президиум, трибуна).

В тех группах приматов, где царит геронтократия, патриархи на вершине власти окружают себя детенышами. Им они передают свой опыт, перед ними чувствуют себя более уверенно. Этологи подчеркивают, что человеческие тираны также окружают себя детьми, особенно это очевидно на праздниках и шествиях.

Итак, в первобытном стаде предков человека не равноправия, существовали общества с жесткими иерархическими пирамидами во главе с властным вожаком. Иерархическая пирамида самцов строилась в первую очередь по возрасту.

Внутри каждой возрастной группы самцы боролись за свой иерархический ранг как в одиночку, так и объединяясь в неустойчивые союзы. Если союз получался достаточно прочным, он пытался свергнуть самцов более высокого уровня в пирамиде. Если союз пробивался на вершину, образовывалась геронтократия.

Если на вершину прорывался один выдающийся по агрессивности самец – образовывалась автократия. Автократа окружали «шестерки» - особи с невысокими личными возможностями, но услужливые, коварные, жестокие. Иерархи все время прессовали субдоминантов, то есть немедленно переадресовывали агрессию на подчиненных, последние в свою очередь, на своих подчиненных, и так до дна пирамиды.

Стадо, особенно его подавленная часть, поддерживала автократа или геронтов, когда те наказывали кого-нибудь, особенно субдоминантов.

Самки принимали участие в коллективных осуждениях и расправах. Автократ и геронты в случае необходимости натравливали дно пирамиды на опасных для власти самцов.

Детеныши видели в иерархах своих отцов, а те, по мнению этологов, занимались их обучением. Иерархов почитали самки, дети и самцы более низких рангов и только субдоминанты питали к ним подавленную агрессивность.

Таким образом, биологическое лидерство, непосредственно связанное с доминированием и агрессивностью, обеспечивало власть и доступ к ресурсам. Это значило, что и сам лидер, и его потомство имело больше шансов выжить.

Иерархические программы не единственные программы общения, заложенные в человека естественным отбором. Существуют и альтернативные программы, на основе которых у человечества есть шанс построить иные отношения.

Однако демократия, возможно, опираясь на другие инстинктивные - «доброжелательные программы» межличностных отношений, тем не менее основана более на разуме, чем на инстинктивных программах. При всей значимости инстинктов движение человеческой цивилизации обусловлено человеческим выбором и разумом.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аннотация
Данный учебный курс непосредственно связан с базовым курсом «Социальная психология»и «Психология управления», таким образом, опираясь на знания студента в области социальной психоло

Концептуальные основы психологии лидерства
Реальная жизненная практика требует от субъекта деятельности постоянной активности, инициативы и принятия ответственности. Наблюдения над социальными процессами помогают осознать, что в большинстве

Стили лидерства
Модель лидерства как научного управления, при котором руководителя интересует не сам работник, а наиболее оптимально устроенная среда, заменились в середине двадцатых годов на модель «человеческих

Зарубежные исследования психологии лидерства
Рассмотрим более подробно некоторые современные зарубежные теории лидерства. В настоящий период наблюдается расцвет двух областей лидерства – политического и организационного и формирование двух но

Отечественная психология и исследования лидерства
Социально-экономические изменения российского общества в конце ХХ века повлияли на развития исследований в отечественной психологии лидерства. Ослабление идеологического давления на ученых, появлен

Успешные лидеры и лидеры-неудачники: поведенческий портрет
Исследования психологов часто были сопряжены с поиском ответа на вопрос: кто становится лидером, кто может эффективно управлять группой. Первоначально исследования проводились путем выявления лидер

Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения
В дифференциально-психологическом исследовании проблемы жизненной успешности важное место занимает анализ взаимосвязи индивидуальных поведенческих стратегий, многие из которых обнаруживают себя уже

Лидерство, авторитет и групповое давление: анализ результатов исследований экспериментальной социальной психологии
Лидерство неразрывно связано с проблемой последователей и тех, кто лидерство принимает и подчиняется лидеру. Лидеров в социуме гораздо меньше, чем тех, кто за лидерами следует и лидерам подчиняется

Кросс-культурные аспекты лидерства
Кросс-культурные исследования в области психологии лидерства предпринимаются для сравнения как далеких, так и достаточно близких культур. Изучаются и политическое лидерство, и менеджмент организаци

Гендерные аспекты лидерства
Гендерные исследования в гуманитарных и социальных науках являются таким инструментом анализа, который способен идентифицировать социальное неравенство и дикриминационные социальные практики, в осн

Власть и лидерство
Как мы убедились из материалов предыдущих лекций, лидерство в социуме позволяет получить власть - дополнительный доступ к ресурсам, что обеспечивает максимально благополучное выживание индивида. По

Феномен политического лидерства
Собственно концепции политического лидерства появились в конце XIX – начале XX века. В работах М.Вебера, Р. Михельса, К.Левина и других проблема политического лидерства стала рассматриваться как са

Психология политического лидерства
Л.Я. Гозман утверждает, что в человеческом обществе существует три способа выдвижения лидеров: - борьба за лидерские позиции в иерархии, которая предполагает фактически насильственные спос

Изучение личности политического лидера в психологии
В политической науке проблема личности и лидерства в политике относится к числу наименее исследованных. В профессиональных политологических изданиях число публикаций на эту тему – минималь

Женское политическое лидерство
Анализируя европейские и американские исследования последних 30-ти лет, посвященные гендерному измерению политики, Анна Темкина, профессор социологии Открытого Европейского Университета, подчеркива

Деструктивные лидеры»: лидеры тоталитарных обществ и лидеры террористических организаций
Большая часть известных человечеству режимов были диктаторскими. Не смотря на идеи демократического устройства общества в ХХ веке, во многих странах диктатуры сменяли демократически

Тренинги развития лидерства и руководства
Тренинговые программы для развития лидерских качеств возможно условно разделить на две большие группы. Во-первых, это программы для уже реально действующих руководителей, которые хотели бы

Эмпирическое исследования лидерства: создание исследовательских программ
В изучении лидерства, также как и в ситуации с тренингами, следует различать подходы, направленные на психодиагностику руководства и лидерства как стихийного процесса. Рассмотрим основные подходы к

Глоссарий
Агрегативное направление – ведущее направление в изучении личности политического лидера, выстраивающее факты личности биографии политика в исторический контекст самого политического

У человека множество потребностей, производных от четырех базисных:
- потребности в веществе и энергии;
- потребности в безопасности;
- потребности в продолжении рода;
- потребности в новой информации.

Вместе с тем известно, что в центральной нервной системе не бывает «путаницы» при удовлетворении потребностей: как только определится, какая потребность получает право быть удовлетворенной в первую очередь, так ей и подчиняется поведение. Как правило, не бывает так, чтобы, начав удовлетворять какую-либо важную потребность, человек «оставлял» ее и хватался за что-либо другое, начинал действия, важные для удовлетворения другой потребности. Иначе говоря, хаоса в удовлетворении потребностей, тем более базисных, не бывает: он не совместим с жизнью.

У нормального индивида поведение, как правило, объяснимо, предсказуемо, упорядоченно, внутренне цельно и логично. Напротив, при каких-либо нарушениях функционирования головного мозга поведение может стать нелепым, нелогичным, неупорядоченным, «судорожным».

Упорядочение потребностных циклов (и соответствующих им потребностных возбуждений) в единую поведенческую структуру происходит за счет формирования доминанты. Доминанта - это специальный механизм удержания приоритета той потребностью, удовлетворение которой уже началось. Этот особый механизм позволяет потребности удовлетворяться до конца, обеспечивая полноту и надежность ее удовлетворения в условиях различных внешних помех и в условиях возможной актуализации других потребностей.

В ходе эволюции в головном мозге сформировалось несколько функциональных центров («блоков»):
- центр базисных жизненных функций (продолговатый мозг): центры дыхания и кровообращения;
- центр формирования побуждений к тому или иному виду жизнедеятельности с точки зрения удовлетворения базисных потребностей (гипоталамус: пищевой, половой и т.д.); потребностное возбуждение возникает здесь и именно отсюда распространяется на другие отделы центральной нервной системы);
- центр все более полной, гибкой и точной оценки степени и стоимости удовлетворения в различных ситуациях потребностей и выбора в соответствии с этим наиболее эффективных способов поведения (лимбическая система);
- центр прогнозирования событий внешнего мира и формирования моделей собственного поведения ради удовлетворения потребностей, надежного функционирования организма и поддержания жизнедеятельности (кора больших полушарий головного мозга и особенно лобные ее доли).

Наряду с этим постепенно сформировалась система энергетического обеспечения деятельности всех этих центров и головного мозга в целом - ретикулярная формация.

Доминанта (от лат. domimns - господствующий) - понятие, предложенное А.А. Ухтомским, обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит «переключение» раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение «накапливается», а работа других нервных центров тормозится. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа которых находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения.

Доминанта обеспечивает:
- первоочередность данного нейропсихического процесса или явления перед другими до его собственного естественного завершения;
- обязательность реализации психического процесса или явления до его собственного естественного завершения;
- обеспечение полноты реализации психического процесса или явления (доведения до завершения действий, направленных на удовлетворение потребности).

Свойства доминанты:
- Способность к суммации (накоплению) возбуждения под влиянием приходящих нервных импульсов.
- Инертность (в положительном смысле): способность удерживать в себе и продолжать уже начавшееся возбуждение.
- Способность подчинять себе другие нервные центры (т.е. как бы отнимать энергию, за их счет увеличивая собственную, в этом и заключается смысл термина "доминирование".

А.А. Ухтомский приводит следующие характеристики доминанты :
- повышенная возбудимость того или иного центра, чтобы он стал способен принимать приходящий импульс;
- стойкость возбуждения («возбуждение не должно быть мимолетным во времени»); вероятно, чем больше нервных элементов участвует в констелляции доминанты, тем дольше она не может «успокоиться», однажды придя в состояние возбуждения, тем больше будет ее инерция, тем длительнее ее влияние на течение реакции в организме.

Колесов Д.В. утверждает, что существуют два основных стимула:
- стимульное возбуждение - возбуждение в ответ на стимул;
- потребностное возбуждение - возбуждение как результат отсутствия стимула. При этом отсутствие не всяких стимулов возбуждает центральную нервную систему, а только тех (стимулы внешней среды), которые связаны с удовлетворением какой-либо потребности.

Потребностное (депривационное) и стимульное возбуждения - два различных и самостоятельных вида возбуждений, играющих различную роль в осуществлении процессов жизнедеятельности и соответственно в удовлетворении потребностей. Потребностное возбуждение имеет приоритет перед стимульным в удовлетворении всех потребностей, за исключением потребности самосохранения, где они совпадают.

Доминанта формируется путем распространения потребностностного возбуждения на те или иные отделы центральной нервной системы И только после этого и в результате этого они обретают способность воспринимать ранее индифферентные для них стимулы а также способность суммировать и удерживать стимульные возбуждения (т.е. реализовывать свойства нервных клеток к инерции состоянии и суммации возбуждений).

По существу доминантной на время становится вся та нервная «территория», на которую распространилось потребностное возбуждение. Это распространение - фактор объединения центров (единым состоянием!), после чего на всей их совместной территории становится возможной суммация стимульных возбуждений а затем формирование совокупности исполнительных элементов И наконец, команда к действию - действию до того самого момента когда потребность будет удовлетворена. После этого потребностное возбуждение угасает - потребностное побуждение прекращается Следовательно, угасает и сама доминанта.

Существует механизм, который поддерживает вероятность ее возобновления: механизм проторения (принцип «проторенного пути»). Суть его в том, что нечто однажды произошедшее может повториться с большей вероятностью, чем возникновение чего-то совсем иного. В его основе - следы предшествующих возбуждений имеющие, возможно, и структурное (морфологическое) основание" Интенсивность и устойчивость этих следов - один из важнейших механизмов обучения, запечатления («импринтинга») и установки

Следует различать не только два вида возбуждения, но и два вида доминант:
- доминанта отношения;
- доминанта исполнения (рабочая доминанта).

Вторая формируется на «территории» первой путем суммации стимульных возбуждений в тех именно участках доминирующей констелляции центров, которые позволяют удовлетворить данную потребность наиболее полно именно в данных условиях. Доминанта отношения выражает саму природу потребности, а рабочая доминанта - возможность реализовать эту потребность в конкретной ситуации конкретными действиями, т.е. в пределах единичного по-требностного цикла.

У каждой потребности есть ядро, а в нем две части: генератор возбуждения и модель потребного результата. Ядро потребности - группа клеток гипоталамуса, способных вырабатывать нервные импульсы, распространяющиеся на другие отделы центральной нервной системы, а от них в конечном счете в виде специальных команд -на исполнительные органы. Исполнительная система воздействует на объект потребности, вследствие чего с ним происходят необходимые изменения.

У каждой из базисных потребностей свои причины для возрастания активности генератора возбуждения в ее ядре. У потребности в веществе и энергии - снижение во внутренней среде организма содержания необходимых для продолжения жизни существа веществ. У потребности в воспроизведении потомства - ослабление следов (впечатлений) от предыдущих взаимодействий с представителями другого пола, некое состояние специфической (сексуальной) депри-вации. У потребности в самосохранении, напротив, поступление в ядро потребности информации, свидетельствующей об опасности.

Соответственно потребным результатом для первой из этих потребностей будет появление во внутренней среде организма в нужном количестве нужных веществ, для второй - получение существом должного количества ощущений от взаимодействия с представителем другого пола, для третьей - прекращение информации об опасности.

Совпадение реально достигнутого результата с моделью потребного результата, с тем, что требовалось, вызывает ощущение удовлетворенности, удовольствия. Это удовольствие есть сигнал полного совпадения достигнутого с необходимым. Но у него есть и еще одна, и очень важная функция: оно способствует закреплению избранного способа действий (оказавшегося удачным, поскольку удовлетворение было достигнуто) - объективно как необходимого, субъективно как наиболее приятного. Доминанта совершенствуется по мере накопления жизненного опыта. В ходе накопления опыта успешных действий доминанта совершенствуется благодаря участию гедонического механизма, и все ненужные (лишние) движения или действия для удовлетворения потребности впредь отпадают.

Как собеседники, люди могут делиться по нескольким типам, но есть два направления, которые наиболее обобщенно указывают нам на тип собеседника с которым мы общаемся. Это доминантный – недоминантный собеседник, мобильный и ригидный собеседники. В этой статье мы разберем особенность доминантного собеседника, а также приемы общения с ним. Доминантные собеседники не редкость в наши дни, их сразу можно определить после первой же минуты разговора. При общении с доминантным собеседником, вы ощущаете давление с его стороны, он довольно напорист, часто жестко изъясняет свою позицию, постоянно сокращает дистанцию между вами. Психически он вас подавляет, прет на вас как танк, не обращая внимания на ваш дискомфорт, в связи с этим, не заботясь о том, поймете ли вы его или нет, интересует ли он вас вообще. Общаться он может на достаточно высоком эмоциональном тоне, перебить который практически невозможно.

Если вы начнете что-нибудь говорить, то вероятно обязательно будете неоднократно перебиты, на ваши аргументы могут последовать насмешки с его стороны, жесты характеризующие безразличие или непонимание. Все это приемы психического подавления, лишение вас уверенности в себе, дабы вы признали себя неправым и начали сомневаться в себе. На ваши вопросы он не считает нужным отвечать, демонстрируя тем самым несерьезность ваших слов и вас самих.

Доминантный собеседник может неожиданно замолкнуть, выдержать паузу, дабы вы вновь и вновь повторяли свои аргументы, демонстрируя непонимание и недоумение, и высокую степень концентрации. Вы начинаете теряться в догадках, перебирать свои доводы и аргументы, пытаетесь выяснить, понимают ли вас и вашу позицию. На самом деле доминанту на вашу позицию наплевать, его задача вдолбить в вас свою позицию, установить свои правила, навязать свою точку зрения. Если он и будет вас выслушивать, то задаст массу уточняющих вопросов, с некой степенью сомнения, что безусловно окажет на вас давление и вызовет чувство неуверенности в себе. Доминанты никогда не признают своей неправоты, и если даже вам удастся в чем-нибудь его убедить, то похвала в связи с этим будет достаточно шумной и эмоциональной с таким чувством, будто он наконец-то чего-то дельного от вас дождался. Это естественно тоже демонстрация силы, также подсознательно оказывающее давление на вашу психику. Доминантные люди имеют свои преимущества, они хорошие ораторы и лидеры, способные повести за собой. Такой человек не боится в трудный момент взять на себя ответственность за происходящее, принять решение, направить в нужном направлении действия других. Одним словом эти люди старательно пытаются выделить себя из числа остальных, стремятся взять все в свои руки, жаждут славы и признания, не признают никакой иной роли, кроме роли лидера.

Способов общения с такими людьми может быть несколько, в зависимости от того, какой собеседник вы. Если вы такой же доминантный собеседник, то не исключена ситуация конфликта, и в зависимости от цели общения и отстаивания интересов, конфликт может быть единственным решением договориться. Это действительно так, ведь только ощутив характер и силу собеседника, доминантная личность может проявить к нему уважение. Если вы не такой человек, а более сдержанный и менее агрессивный, то вам рекомендуется применить иные приемы общения с такими людьми. Доминанты обычно рассчитывают на панику своего собеседника, его реакции на провокацию, тем самым укрепляя свою позицию. Потому делать этого не следует, ведите себя так, как будто общение со столь агрессивным собеседником для вас обычное дело, и даже чувствуя дискомфорт и нервозность, ни в коем случае не демонстрируйте этого. Пусть проявляет свою динамичность и упорство, не мешайте ему, на любые провокации реагируйте свободно, соглашайтесь, признавайте правоту доминантного собеседника, признавайте его силу. А в момент когда он захочет получить от вас ответ, как результат своих усилий, сделайте паузу и спокойно, уверенно, без доли сомнения, повторите свою позицию, настаивая на своих требованиях. Это уже ошеломит его, ибо вы продемонстрируете свою решительность, смелость, покажете что не боитесь лающего пса.

Еще один пример менее распространен, но иногда его можно применить. Это поведение аналогичное предыдущему, игра как бы в поддавки доминанту, а потом неожиданно, с большой мощью, вы начинаете проявлять агрессию и жесткость в общении. Доминантный собеседник вроде бы подумает, что вы поддались на провокацию, что возможно будет конфликт, что вас удалось вывести из себя. Но также как и внезапный взрыв с вашей стороны, следует спокойное и рациональное рассуждение, к которому вы возвращаетесь, после мощного нажима на собеседника. Вероятно даже доминантная личность, не особо захочет, вновь разбудить в вас зверя, и потому будет вести себя более сдержано. Ну и на конец, последний прием, наиболее распространенный в общении с доминантными людьми, с доминантным собеседником – это полное согласие с его позицией. Такое нередко применяется в дипломатии, когда вроде бы все договоренности решены, но потом оказывается, что человек все равно сделал по своему, объясняя это банальным пересмотром своей позиции, либо недопониманием собеседника. Это мягкая позиция, достаточно хитрая, как уже было сказано в основном применяемая в политике, где лишние конфликты не к чему, где главное отстоять свои интересы, пусть даже самыми подлыми и лживыми методами.

При таком методе, надо отвечать уклончиво, избегать конкретики, не указывать четких сроков исполнения договоренности, ссылаться на третьих лиц в принятии решения, говорить, что вам надо подумать или посоветоваться. Только уж если собеседник сильно настаивает на конкретике, можно с ним согласиться, ведь найти причину для того, чтобы поменять свое решение, вы всегда можете. Вот собственно основные способы общения с доминантными собеседниками, какой из них применять выбирайте сами, тут как уже было сказано, все зависит от вашего характера. Главное помните, что не следует бояться общения ни с какими людьми, всегда есть возможность переиграть любого собеседника, отстоять свою позицию и свои интересы, в общем, прийти к тому результату, который нужен вам. Так что не думайте о поражении никогда, каким бы, не был ваш характер и характер вашего собеседника.

«Нехороших» симптомов в поведении собаки, указывающих на ее доминантность, может быть очень много.

Учтите, что каждая собака индивидуальна, и поведение различных особей в одной и той же ситуации может отличаться коренным образом.

В целом картина может быть примерно следующей.

Признак 1. Собака сама решает, что и когда ей делать

Выглядит это примерно так. Вы усаживаетесь в кресле перед телевизором или ноутбуком, а ваша собака начинает трогать вас лапой, становиться на ваши колени, совать вам в руки игрушку, поводок, лаять, пытаясь обратить на себя внимание.

Все это выглядит иногда очень забавно и безобидно. Но это только на взгляд неискушенного собаковода. На самом деле собака не заигрывает с вами, а вынуждает вас делать то, чего хочется ей. При этом она проводит своим нехитрые эксперименты, выясняя ваш уровень прочности и прощупывая ваши слабые места. Если вы хоть раз после того, как она начнет лаять на вас, встанете и сделаете то, чего она добивается, собака крепко усвоит, что на нас можно влиять лаем. В следующий раз она сразу начнет облаивать вас, требуя поступить так, как ей захотелось.

Запомните, вожаку никто никогда не диктует, чем ему заняться. Собака может прийти к вам, лечь у ноги, принести мячик, посмотреть жалобными глазами, если хочет поиграть. Это нормальное поведение. Но если она буквально лезет вам на голову, знайте, вы перестали быть для нее авторитетом. Решать, когда вы будете начинать и заканчивать игру с собакой, должны только вы.

Признак 2. Собака сама решает, где она будет находиться

У каждой собаки в доме должно быть Собака может находиться и в других местах, например, возле вас, когда вы ей это позволяете. Но она должна отправляться на свое место по первой же вашей команде.

Доминантная собака не желает мириться с таким положением вещей. Мало того, что ее невозможно водворить на ее лежанку, так она еще и претендует на самое комфортабельное место в квартире. Например, ваше любимое кресло. Не думайте, что собаки ничего не замечают – собака прекрасно знает, что это место занято вами. И если вы раз от разу начнете уходить на диван в углу, когда ваш пес залезет в ваше кресло, не удивляйтесь, если при попытке выгнать его оттуда вы встретитесь с яростным сопротивлением.

Признак 3. Собака сама решает, как ей вести себя с другими людьми и животными

В стае решение по поводу отношений с соседями принимает только вожак. Если вы идете по улице, а ваша собака по своему усмотрению рвет поводок на каждую встречную собаку или случайного прохожего, — это нехороший признак.

А если собака швыряется на человека, с которым вы завели дружескую беседу, — это уже явный вызов. Собака слышит вашу дружелюбную интонацию, понимает, что вам ничего не угрожает, но считает, что вправе сама определять «врагов».

Признак 4. Собака охраняет от хозяев свою миску с едой или свои игрушки

Забавно наблюдать, как неуклюжий полуторамесячный щенок рычит, когда вы пытаетесь забрать у него миску с кашей. Но вы перенеситесь на год вперед и представьте, что это делает уже ваш годовалый Поверьте, это не очень смешно. Это может даже очень плохо закончиться.

Никогда не позволяйте даже маленькому щенку проявлять какие-то признаки агрессии, особенно во время кормления. Процесс кормления, кстати – прекрасный инструмент для корректировки поведения собаки. В стае кормежка подчиняется строгим правилам, почти ритуалам. Важно знать, что первым всегда ест вожак, и лишь потом все остальные члены стаи. Если вожаку вздумается вернуться к трапезе, никто не имеет права перечить – это табу. Подумайте о выработке такого табу для своей собаки.

Признак 5. Собака не выполняет команды хозяина

Иногда складывается впечатление, что ваша собака временно оглохла, поэтому никак не реагирует на ваши команды. Да, собака, особенно в юном возрасте, может увлечься чем-либо настолько, что действительно перестанет вас слышать. Но если это происходит регулярно, можно сказать только одно: вы не настолько важны для своей собаки, чтобы она стремилась выполнять ваши указания. Проще говоря, не такой вы уже и вожак для нее.

В природе ослушаться вожака – значит, рискнуть своим статусом в стае, а то и вовсе быть изгнанным из нее. Исключение только одно – у вожака появился сильный конкурент, который явно претендует на его место. Дальше знаете сами. Если не хотите стать подчиненным у своей собаки, всегда добивайтесь выполнения своих команд.

Признак 6. Собака проявляет агрессию по отношению к хозяину

Крайняя форма доминантного поведения у собаки.
Обычно именно на этом этапе хозяева приходят в ужас и начинают искать помощи у профессионалов. В их рассказах о проблемном поведении собаки часто фигурируют слова «вдруг», «внезапно», «ни с того, ни с сего». Внезапно собака напала на хозяина, вдруг собака зарычала на ребенка, ни с того, ни с сего собака набросилась на хозяйку, которая стояла возле собачьей миски…

На самом деле, никакого «вдруг» здесь нет – ваша собака постепенно, мелкими шажками шла к тому, чтобы занять лидирующее положение в своей стае – вашей семье. Просто вы не считали нужным обратить внимание на эти «звоночки» или ленились заниматься со своей собакой. А сейчас, когда собака уже прощупала все ваши слабые стороны, она принялась в открытую строить свою собственную иерархию стаи. Догадайтесь, кому в ней отведена роль вожака?

Если вы заметили у своей собаки подобное поведение (достаточно одного), обязательно проконсультируйтесь со специалистами!

Возможно, причиной такого нежелательного поведения собаки является нечто иное (например, сильный стресс, страх одиночества, физическое недомогание, грубое и жестокое обращение с собакой). Разобраться в причинах и начать работу над ошибками следует как можно раньше. Помочь в этом вам могут другие владельцы такой же породы, а также грамотные



error: Контент защищен !!