Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Анатомо-физиологические особенности развития опорно-двигательной системы у детей младшего школьного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей
  • 2. Химический состав кости. Окостенение
  • 3. Мышцы, их форма, классификация и свойства
  • 4. Осанка. Признаки правильной осанки. Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Органы движения представляют собой единую систему, где каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянном взаимодействии друг с другом. Элементы, входящие в систему органов движения, подразделяют на две основные категории: пассивные (кости, связки и суставы) и активные элементы органов движения (мышцы).

Размер и форма тела человека в значительной мере определяется структурной основой - скелетом. Скелет обеспечивает опорой и защитой все тело и отдельные органы. В составе скелета имеется система подвижно сочлененных рычагов, приводимая в движение мышцами, благодаря чему и совершаются разнообразные движения тела и его частей в пространстве. Отдельные части скелета служат не только вместилищем жизненно важных органов, но и обеспечивают их защиту. Например, череп, грудная клетка и таз служат защитой мозга, легких, сердца, кишечника и др.

До недавнего времени господствовало мнение о том, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении (это и послужило причиной появления термина «опорно-двигательный аппарат»). Благодаря современным исследованиям представление о функциях скелета значительно расширилось. Например, скелет активно участвует в обмене веществ, а именно в поддержании на определенном уровне минерального состава крови.

Целью работы является изучение особенностей опорно-двигательного аппарата у детей.

· Изучить химический состав костей;

· Рассмотреть свойства и виды мышц;

· Проанализировать необходимость правильной осанки у детей.

1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата у детей

В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7-8 недель. Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей. После рождения процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. При этом для каждой кости они относительно постоянны, по ним можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте.

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением и химическим составом. Развитие скелета у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет).

Существует два пути развития кости.

1. Первичное окостенение, когда кости развиваются непосредственно из зародышевой соединительной ткани - мезенхимы (кости свода черепа, лицевой части, отчасти ключица и др.). Сначала образуется скелетогенный мезенхимный синцитий. В нем закладываются клетки - остеобласты, которые превращаются в костные клетки - остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями кальция и превращающиеся в костные пластинки. Таким образом, кость развивается из соединительной ткани.

2. Вторичное окостенение, когда кости первоначально закладываются в виде плотных мезенхимных образований, имеющих примерные очертания будущих костей, затем превращаются в хрящевые ткани и замещаются костными тканями (кости основания черепа, туловища и конечностей).

При вторичном окостенении развитие костной ткани происходит замещением и снаружи, и внутри. Снаружи образование костного вещества происходит остеобластами надкостницы. Внутри окостенение начинается с образования ядер окостенения, постепенно хрящ рассасывается и замещается костью. По мере роста кость рассасывается изнутри специальными клетками - остеокластами. Нарастание костного вещества идет снаружи. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, расположенных между эпифизом и диафизом. Эти хрящи постепенно сдвигаются в сторону эпифиза Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 93..

Многие кости в человеческом организме закладываются не целиком, а отдельными частями, которые потом сливаются в единую кость. Например, тазовая кость сначала состоит из трех частей, сливающихся вместе к 14-16 годам. Также закладываются тремя основными частями и трубчатые кости (ядра окостенения в местах образования костных выступов не учитываются). Например, большеберцовая кость у зародыша первоначально состоит из сплошного гиалинового хряща. Окостенение начинается в средней части приблизительно на восьмой неделе внутриутробной жизни. Замещение на кость диафиза происходит постепенно и идет сначала снаружи, а затем изнутри. При этом эпифизы остаются хрящевыми. Ядро окостенения в верхнем эпифизе появляется после рождения, а в нижнем - на втором году жизни. В средней части эпифизов кость сначала растет изнутри, потом снаружи, в результате чего остаются отделяющие диафиз от эпифизов две прослойки эпифизарного хряща.

В верхнем эпифизе бедренной кости образование костных балочек происходит в возрасте 4-5 лет. После 7-8 лет они удлиняются и становятся однородными и компактными. Толщина эпифизарного хряща к 17-18 годам достигает 2-2,5 мм. К 24 годам рост верхнего конца кости заканчивается и верхний эпифиз срастается с диафизом. Нижний эпифиз прирастает к диа-физу еще раньше - к 22 годам. С окончанием окостенения трубчатых костей прекращается их рост в длину.

2. Химический состав кости. Окостенение

Химический состав кости. Высушенная и обезжиренная кость имеет следующий состав: органические вещества - 30 %; минеральные вещества - 60 %; вода - 10 %.

К органическим веществам кости относят волокнистый белок (коллаген), углеводы и многие ферменты.

Минеральные вещества кости представлены солями кальция, фосфора, магния и многими микроэлементами (такими как алюминий, фтор, марганец, свинец, стронций, уран, кобальт, железо, молибден и др.). Скелет взрослого человека содержит около 1200 г кальция, 530 г фосфора, 11 г магния, т. е. 99 % всего кальция, имеющегося в теле человека, содержится в костях.

У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет более гибкий, эластичный, легко деформируется при длительной и тяжелой нагрузке или неправильных положениях тела. Количество минеральных веществ в костях с возрастом увеличивается, в связи с чем кости становятся более хрупкими и чаще ломаются.

Органические и минеральные вещества делают кость прочной, твердой и упругой. Прочность кости обеспечивается также ее структурой, расположением костных перекладин губчатого вещества соответственно направлению сил давления и растяжения.

Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита - в 2,5 раза. Кость прочнее дуба. По прочности она в девять раз превосходит свинец и почти так же прочна, как чугун. В вертикальном положении бедренная кость человека выдерживает давление груза до 1500 кг, а большеберцовая кость - до 1800 кг.

Процесс окостенения. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин - к 17-21, у мужчин - к 19-24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.

С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости. К 2,5-3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют, хотя в течение второго года жизни большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение.

Пониженная функция желез внутренней секреции (передней части аденогипофиза, щитовидной, околощитовидных, вилочковой, половых) и недостаток витаминов (особенно витамина D) могут вызвать задержку окостенения. Ускорение окостенения происходит при преждевременном половом созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения чаще всего проявляются до 17-18 лет, и разница между «костным» и паспортным возрастами может достичь 5-10 лет. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.

С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. По мере роста значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, меняется соотношение между ними. Так, у маленьких детей в костях больше всего задерживается кальция, однако по мере взросления происходит смещение в сторону большей задержки фосфора. Неорганические вещества в составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого - четыре пятых Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004. С. 156..

Изменение строения и химического состава костей влечет и изменение их физических свойств. У детей кости более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.

Возрастные различия в строении и составе костей особенно отчетливо проявляются в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их число уменьшается, а расположение и строение изменяются. Чем старше ребенок, тем больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого вещества. К 7 годам строение трубчатых костей сходно с таковым у взрослого человека, однако между 10-12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее изменяется, его строение стабилизируется к 18-20 годам.

Чем младше ребенок, тем больше надкостница сращена с костью. Окончательное разграничение между костью и надкостницей происходит к 7 годам. К 12 годам плотное вещество кости имеет почти однородное строение, к 15 годам совершенно исчезают единичные участки рассасывания плотного вещества, а к 17 годам в нем преобладают большие остеоциты.

С 7 до 10 лет резко замедляется рост костно-мозговой полости в трубчатых костях, окончательно она формируется с 11-12 до 18 лет. Увеличение костно-мозгового канала происходит параллельно с равномерным ростом плотного вещества.

Между пластинками губчатого вещества и в костно-мозговом канале находится костный мозг. В связи с большим количеством кровеносных сосудов в тканях у новорожденных есть только красный костный мозг - в нем происходит кроветворение. С шести месяцев начинается постепенный процесс замены в диафизах трубчатых костей красного костного мозга на желтый, состоящий по большей части из жировых клеток. Замена красного мозга заканчивается к 12-15 годам. У взрослых красный костный мозг сохраняется в эпифизах трубчатых костей, в грудине, ребрах и позвоночнике и составляет приблизительно 1500 куб. см.

Срастание переломов и образование костной мозоли у детей происходит через 21-25 дней, у грудных детей этот процесс происходит еще быстрее. Вывихи у детей до 10 лет редки ввиду большой растяжимости связочного аппарата.

3. Мышцы, их форма, классификация и свойства

Общие сведения о мышцах. В человеческом теле насчитывается около 600 скелетных мышц. Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. Так, в возрасте 17-18 лет она составляет 43-44 %, а у людей с хорошей физической подготовкой может достигать даже 50 %. У новорожденных масса всех мышц составляет всего 23 % массы тела.

Рост и развитие отдельных мышечных групп происходят неравномерно. В первую очередь у грудных детей развиваются мышцы живота, несколько позже - жевательные мышцы. Мышцы ребенка в отличие от мышц взрослого человека бледнее, нежнее и эластичнее. К концу первого года жизни заметно увеличиваются мышцы спины и конечностей, в это время ребенок начинает ходить.

За период от рождения и до окончания роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В 12-16 лет (период полового созревания) из-за удлинения трубчатых костей интенсивно удлиняются и сухожилия мышц. В это время мышцы становятся длинными и тонкими, из-за чего подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет происходит поперечный рост мышц. Их развитие продолжается до 25-30 лет.

Строение мышц. В мышце различают среднюю часть - брюшко, состоящее из мышечной ткани, и концевые участки - сухожилия, образованные плотной соединительной тканью. Сухожилиями мышцы прикрепляются к костям, однако это не обязательно. Мышцы могут прикрепляться и к различным органам (глазному яблоку), к коже (мышцы лица и шеи) и т. д. У мышц новорожденного сухожилия развиты довольно слабо, и лишь к 12-14 годам устанавливаются мышечно-сухожильные отношения, которые характерны для мышц взрослого человека. Мышцы всех высших животных являются важнейшими рабочими органами - эффекторами.

Мышцы бывают гладкие и поперечно-полосатые. В организме человека гладкие мышцы находятся во внутренних органах, сосудах и коже. Они почти не контролируются центральной нервной системой, поэтому их (а также мышцу сердца) иногда называют непроизвольными. Эти мышцы обладают автоматизмом и собственной нервной сетью (интрамуральной, или метасимпатической), в значительной степени обеспечивающей их автономность. Регулировка тонуса и двигательной активности гладких мышц осуществляется импульсами, поступающими через вегетативную нервную систему и гуморально (т. е. через тканевую жидкость). Гладкая мускулатура способна осуществлять довольно медленные движения и длительные тонические сокращения. Двигательная активность гладкой мускулатуры часто имеет ритмический характер, например маятникообразные и перистальтические движения кишечника. Длительные тонические сокращения гладких мышц очень четко выражены в сфинктерах полых органов, что препятствует выходу содержимого. Это обеспечивает накопление мочи в мочевом пузыре и желчи в желчном пузыре, оформление каловых масс в толстой кишке и т. д.

Гладкие мышцы стенок кровеносных сосудов, особенно артерий и артериол, находятся в состоянии постоянного тонического сокращения. Тонус мышечного слоя стенок артерий регулирует величину их просвета и тем самым уровень кровяного давления и кровоснабжения органов.

Поперечно-полосатые мышцы состоят из множества отдельных мышечных волокон, которые расположены в общем соединительно-тканном футляре и крепятся к сухожилиям, которые, в свою очередь, связаны со скелетом. Поперечнополосатые мышцы подразделяют на два типа: а) параллельно-волокнистый (все волокна параллельны длинной оси мышцы); б) перистый (волокна расположены косо, прикрепляясь с одной стороны к центральному сухожильному тяжу, а с другой - к наружному сухожильному футляру).

Сила мышцы пропорциональна числу волокон, т. е. площади так называемого физиологического поперечного сечения мышцы, площади поверхности, пересекающей все действующие мышечные волокна. Каждое волокно скелетной мышцы - это тонкое (диаметром от 10 до 100 мкм), длинное (до 2-3 см) многоядерное образование - симпласт - возникающее в раннем онтогенезе из слияния клеток-миобластов.

Главной особенностью мышечного волокна является наличие в его протоплазме (саркоплазме) массы тонких (диаметром около 1 мкм) нитей - миофибрилл, которые расположены вдоль продольной оси волокна. Миофибриллы состоят из чередующихся светлых и темных участков - дисков. Причем в массе соседних миофибрилл у поперечно-полосатых волокон одноименные диски расположены на одном уровне, что и придает регулярную поперечную исчерченность (полосатость) всему мышечному волокну.

Комплекс из одного темного и двух прилежащих к нему половин светлых дисков, ограниченный тонкими Z-линия-ми, называется саркомером. Саркомеры - это минимальный элемент сократительного аппарата мышечного волокна Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004. С. 73..

Мембрана мышечного волокна - плазмалемма - имеет сходное строение с нервной мембраной. Ее отличительной особенностью является то, что она дает регулярные Т-образные впячивания (трубки диаметром 50 нм) приблизительно на границах саркомеров. Впячивания плазмалеммы увеличивают ее площадь, а следовательно, и общую электрическую емкость.

Внутри мышечного волокна между пучками миофибрилл параллельно продольной оси симпласта располагаются системы трубочек саркоплазматического ретикулума, представляющего собой разветвленную замкнутую систему, тесно прилегающую к миофибриллам и своими слепыми концами (концевыми цистернами) к Т-образным впячиваниям плазмалеммы (Т-системе). Т-система и саркоплазматический ретикулум - это аппараты передачи сигналов возбуждения с плазмалеммы на сократительный аппарат миофибрилл.

Снаружи вся мышца заключена в тонкую соединительнотканную оболочку - фасцию.

Сократимость как основное свойство мышц. Возбудимость, проводимость и сократимость - основные физиологические свойства мышц. Сократимость мышц состоит в укорочении мышцы или в развитии напряжения. Во время эксперимента мышца отвечает одиночным сокращением в ответ на одиночное раздражение. В организме человека и животных мышцы из центральной нервной системы получают не одиночные импульсы, а серию импульсов, на которые они отвечают сильным, длительным сокращением. Такое сокращение мышц называется тетаническим (или тетанусом).

При сокращении мышцы совершают работу, которая зависит от их силы. Чем мышца толще, чем больше в ней мышечных волокон, тем она сильнее. Мышца при пересчете на 1 кв. см поперечного сечения может поднять груз до 10 кг. Сила мышц зависит и от особенностей прикрепления их к костям. Кости и прикрепляющиеся к ним мышцы представляют собой своеобразные рычаги. Сила мышцы зависит от того, как далеко от точки опоры рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 53..

Человек способен длительное время сохранять одинаковую позу. Это называется статическим напряжением мышц. Например, когда человек просто стоит или держит голову в вертикальном положении (т. е. совершает так называемые статические усилия), его мышцы находятся в состоянии напряжения. Некоторые упражнения на кольцах, параллельных брусьях, удержание поднятой штанги требуют такой статической работы, при которой необходимо одновременное сокращение почти всех мышечных волокон. Разумеется, такое состояние не может быть продолжительным из-за развивающегося утомления.

Во время динамической работы сокращаются различные группы мышц. При этом мышцы, совершающие динамическую работу, быстро сокращаются, работают с большим напряжением и потому скоро утомляются. Обычно при динамической работе различные группы мышечных волокон сокращаются поочередно. Это дает мышце возможность совершать работу длительное время.

Управляя работой мышц, нервная система приспосабливает их работу к текущим потребностям организма, в связи с этим мышцы работают экономно, с высоким коэффициентом полезного действия. Работа станет максимальной, а утомление будет развиваться постепенно, если для каждого вида мышечной деятельности подобрать средний (оптимальный) ритм и величину нагрузки.

Работа мышц является необходимым условием их существования. Если мышцы длительное время бездействуют, развивается атрофия мышц, они теряют работоспособность. Тренировка, т. е. постоянная, достаточно интенсивная работа мышц, способствует увеличению их объема, возрастанию силы и работоспособности, а это важно для физического развития организма в целом.

Мышечный тонус. У человека мышцы даже в состоянии покоя несколько сокращены. Состояние, при котором длительно удерживается напряжение, называют тонусом мышц. Тонус мышц может немного снижаться, а тело расслабляться во время сна или наркоза. Полное исчезновение мышечного тонуса происходит только после смерти. Тоническое сокращение мышц не вызывает утомления. Внутренние органы удерживаются в нормальном положении только благодаря тонусу мышц. Величина мышечного тонуса зависит от функционального состояния центральной нервной системы.

Тонус скелетных мышц непосредственно определяется поступлением к мышце с большим интервалом нервных импульсов из двигательных нейронов спинного мозга. Активность нейронов поддерживается импульсами, идущими из вышележащих отделов центральной нервной системы, от рецепторов (проприорецепторов), которые находятся в самих мышцах. Велика роль мышечного тонуса в обеспечении координации движений. У новорожденных преобладает тонус сгибателей руки; у детей 1-2 месяцев - тонус мышц-разгибателей, у детей 3-5 месяцев - равновесие тонуса мышц-антагонистов. Это обстоятельство связано с повышенной возбудимостью красных ядер среднего мозга. По мере функционального созревания пирамидной системы, а также коры больших полушарий головного мозга тонус мышц снижается.

Повышенный мышечный тонус ног новорожденного постепенно снижается (это происходит во втором полугодии жизни ребенка), что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы.

Утомление. Во время длительной или напряженной работы снижается работоспособность мышц, которая восстанавливается после отдыха. Это явление называется физическим утомлением. При резко выраженном утомлении развиваются длительное укорочение мышц и их неспособность к полному расслаблению (контрактура). Это связано в первую очередь с изменениями, которые происходят в нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах. При утомлении запасы химических веществ, которые служат источниками энергии сокращения, истощаются, а продукты обмена (молочная кислота и др.) накапливаются.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Утомление может быть связано с неблагоприятной обстановкой. Быстро вызывает наступление утомления неинтересная работа.

Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется. В грудном возрасте утомление наступает уже через 1,5-2 ч бодрствования. Неподвижность, длительное торможение движений утомляют детей.

осанка опорный двигательный ребенок

4. Осанка. Признаки правильной осанки. Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Осанка имеет большое эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.

Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009. С. 26..

Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.

У человека с правильной осанкой грудная клетка выступает вперед, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Он держится свободно, непринужденно, но и не расслабленно.

Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т.п. Человек с подавленным настроением опускает голову, подает плечи вперед, близорукий сутулится, здоровый счастливый человек держит голову прямо и гордо, плечи расправляет. О психологическом значении осанки очень удачно сказал профессор Е.А. Аркин: «Выпрямляя свою спину, ребенок в известной мере выпрямляет свою душу».

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.

Дома детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять все, что может быть причиной нарушения осанки. Важно систематически следить за правильным положением детей во время занятий, отдыха и выполнения физических упражнений. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно распределяли тяжесть тела на обе ноги, держали бы голову и туловище прямо, не горбились, не стояли наклонив голову вперед или выпятив живот.

Необходимо систематически следить за осанкой и во время ходьбы. Девочки должны ходить легко, изящно и грациозно. Следует им напоминать, чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, нижние углы лопаток чуть-чуть сводили, мышцы живота подтягивали. Вид у идущей девочки должен быть нерасслабленный, но и ненапряженный. При ходьбе нельзя сгибать туловище вперед и раскачиваться в стороны. Правильная осанка воспитывается путем тренировки.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека (неуклюжая походка, асимметричное положение плечевого и тазового пояса), но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки (куриная и плоская грудь), поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности. Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволит предотвратить возникновение изменений в опорно-двигательном аппарате. Всестороннее физическое развитие предупреждает нарушение осанки.

Возможные дефекты осанки:

1. Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые.

Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи свисают вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.

2. При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.

3. Лордотическая осанка характеризуется увеличением поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается вперед.

4. При кругловогнутой спине увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ягодицы резко выпячены назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.

5. При плоской спине недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад. Передне-задний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.

6. Косая спина (асимметричная Осанка) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, характерные для очень тяжелого заболевания - сколиоза.

Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному сидению за партой и за столом, из-за усталости меняют позу, находят наиболее удобное положение, которое постепенно закрепляется и переходит в привычное Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004. С. 67..

Нарушения осанки возникают также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями, развитием косоглазия и др.

Школьники очень много времени проводят сидя, причем часто сидят неправильно: горбятся, низко склоняют голову, неровно держат плечи. Такая вредная привычка очень пагубно сказывается на осанке.

Во время чтения сидеть надо удобно, упираясь спиной о спинку стула, руки на столе располагать симметрично, без напряжения, плечи удерживать на одном уровне, голову слегка наклонять вперед; Стол должен быть на 2-3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Расстояние от тетради до глаз - 35 см, причем нижний левый угол тетради у середины груди.

Важной причиной, способствующей возникновению дефектов осанки школьников, является также нарушение режима питания, сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Чем раньше выявлены дефекты осанки и устранены причины, вызывающие отклонения (не соответствующая дли занятий мебель, ношение груза в одной руке, нарушение режима питания, сна, отдыха и т.п.), тем легче их исправить.

Приступая к методике воспитания осанки, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры:

1) сиденье стула,

2) спинка стула,

3) пол или подножка.

Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому.

Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз - стол высок, ниже - стол низок.

При использовании мебели, которая по размерам ниже ростовых показателей учащихся, под столы и стулья подбиваются деревянные бруски.

Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.

Вместе с тем следует признать, что изложенные рекомендации вынужденно приспособлены к низкой шкале возможных материальных затрат, к которой на практике прибегает большинство современных школ. По санитарным же нормам и правилам, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано пятью размерами школьной мебели (на рост учащихся от 115 см до более 175 см), причем с учетом потребности в каждом ростовом размере.

Второе, чему нужно внимание в профилактике нарушений осанки - это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стола на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого нужно показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудиной и краем стола Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009. С. 67..

Особое внимание необходимо обратить и на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Заключение

Известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт выдвинул положение о взаимосвязи физического и психического развития детей: физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей, что, в свою очередь, отражается на развитии психики. Иначе говоря, физическое развитие обусловливает психическое. Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии. Детей, с рождения имеющих такой дефект, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. Или другой пример: после удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.

Установлено, что умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, небольшого комплекса физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.

Список использованной литературы

1. Буц Л.М. О формировании правильной осанки. М.: 2008.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2004.

3. Косицкий Г.И. Физиология человека. М.: Медицина, 2005.

4. Крейз Р. К здоровью через естественную осанку. М.: 2009.

5. Локацков. П.И. Возрастная физиология. М.: 2005.

6. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. Т. 6. М.: Медицина, 1991-2006.

7. Матюшонок М.Т., Турин Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. М.: Высшая школа, 2004.

8. Ноздрачев А. Д. Общий курс физиологии человека и животных: В 2 т. Т. 2. М.: Высшая школа, 2001.

9. Нордемар Р. Боль в спине. М.: 2001.

10. Хрипкова А.А. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Понятие, причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки у детей. Профилактика и лечение сколиоза. Факторы риска детского церебрального паралича. Особенности эмоционально-личностного развития данных детей.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

    реферат , добавлен 24.01.2008

    Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки, причины и факторы ее нарушения у детей дошкольного возраста. Определение особенностей физического развития и физической подготовки детей. Формы лечебной физкультуры для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Классификация костей скелета. Рентген анатомия опорно-двигательной системы у детей. Методы визуализации скелета. Важность второй проекции. Основные рентгенологические симптомы. Изменение костной структуры. Рентгенологические стадии ревматоидного артрита.

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Понятие об опорно-двигательном аппарате: мышечная и костная системы. Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА), факторы, их обуславливающие. Плавание как метод реабилитации при травмах и заболеваниях ОДА. Оздоровительное и лечебное плавание.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Причины, диагностика, профилактика и лечение остеопороза, остеоартроза, артрозоартита. Действия медсестры в связи с выявленными проблемами пациентов, страдающих заболеваниями суставов.

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.
Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.
Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.
Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.
Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.
Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет.
Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.
Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.
Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы - его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название "костный возраст".

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу "зелёной ветки". Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Другие статьи на эту тему:

http://www.medmoon.ru

2.1. Значение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого – движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. «Все бесконечноеразнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, – писал создатель русской физиологии И. М. Сеченов, – сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Скелет выполняет также опорную функцию для тела и защищает от повреждения нервную систему и внутренние органы.

У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило ему преимущество перед остальными представителями органического мира: сугубо человеческие качества – труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

2.2. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И. А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии.

Около 50% своего времени младенец проводит в движении. Ограничивать его двигательную активность – значит тормозить развитие ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятным образом сказываются на развитии: улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается масса головного мозга, улучшается его функциональное состояние.

Особенно важную роль играют движения в психическом развитии ребенка. В лаборатории проф. М. М. Кольцовой были получены интереснейшие данные о влиянии двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. По мнению М. М. Кольцовой, существуют две формы влияния движений на функции мозга: специфическая и неспецифическая. Первая связана с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц, А. С. Батуев). Вторая форма связана с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условнорефлекторных связей и функционированию старых (М. М. Кольцова, 1973). Согласно данным М. М. Кольцовой, ведущее значение имеют движения рук, особенно тонкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки тонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились.

Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и требуются для развития сугубо человеческих функций: речи и мышления, т. е. являются необходимым фактором нормального психического развития ребенка.

2.3. Значение знания физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе

Совершенствование обучения, физического воспитания и военно-патриотической подготовки учащихся требует от педагогов знания анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательной системы детей и подростков, физиологических основ физических упражнений и физического труда. Причины столь пристального внимания к развитию физических способностей ребенка вполне понятны. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы – нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и т. д. – тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой. Так, например, нервная система управляет работой опорно-двигательной системы, нервные импульсы вызывают мышечные сокращения, обеспечивая их согласованность между собой, и меняют в мышцах интенсивность обменных реакций. Мышечная деятельность в разумных пределах в свою очередь оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние всех отделов нервной системы. Положительно влияет нормальная мышечная деятельность и на вегетативные функции организма: активизируется дыхание и работа сердечно-сосудистой системы, меняются процессы обмена веществ, процессы выделения и т. д.

Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.

http://www.studfiles.ru

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.
Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.
Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.
Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.
Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.
Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет.
Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.
Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.
Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.

Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

  1. Резкое мартовское похолодание может вызвать болезненный синдром сухого глаза Новости медицины
  2. Тысячам пациентов в Великобритании делают ненужные операции на открытом сердце Новости медицины
  3. Соя может увеличить продолжительность жизни после рака молочной железы Новости медицины
  4. В Китае число жертв птичьего гриппа превысило 160 человек Новости медицины
  5. Безглютеновые диеты повышают риск сахарного диабета 2-го типа Новости медицины

Оцените уровень бесплатной медицины в своем регионе

Может быть интересно:

  • Развитие и возрастные особенности костей туловища Анатомия человека
  • Учение о костях - остеология (osteologia) Анатомия человека
  • Болезни костно-мышечной системы Патологическая анатомия
  • Плоскостопие – предупредить проще, чем лечить! Педиатрия
  • Дети дошкольного возраста. Ходьба. Здоровье ребенка

http://medichelp.ru

Помимо гиподинамии на функционирование организма детей и подростков может оказывать влияние и чрезмерная двигательная активность. Чаще всего она обусловлена чрезмерными физическими или спортивными нагрузками (тренировками, соревнованиями и др.) на фоне большого эмоционального напряжения. Комплекс этих факторов может спровоцировать ряд неблагоприятных изменений в строении и работе опорно-двигательного аппарата: растяжение связок, деформацию межпозвонковых дисков, изменения в суставах и связанные с этим нарушения функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, а также ослабление иммунитета и существенное снижение сопротивляемости организма различным инфекциям.

В ходе развития у детей и подростков могут наблюдаться различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Привычное положение тела человека во время ходьбы, в положениях стоя и сидя в процессе работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке оптимально функционируют системы органов движения, правильно размещены внутренние органы и расположен центр тяжести.

Целый ряд причин, таких как нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки, приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения.

Искривления позвоночника возникают в период роста костей. При отсутствии своевременного внимания дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют.

Нарушению осанки способствуют и усвоенные вредные привычки: сидеть, горбясь (кифоз) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиоз) в поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу; ходить с наклоненной вниз головой и т.д.

Нарушениям осанки и искривлению позвоночника может способствовать также неправильная организация ночного сна.

Общеукрепляющими организм оздоровительными мерами являются: рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, полноценное питание и закаливание.

Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, чаще обеих, называется плоскостопием. Это довольно распространенное нарушение опорнодвигательного аппарата. Оно сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже - врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно, если нагрузка на связки, мышцы и кости не соответствует гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, переноска чрезмерных для возраста тяжестей, ношение обуви без каблука). Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие сопровождает заболевания нервной системы, чаще всего это следствие детского паралича.

Профилактировать плоскостопие можно, если воспитать у ребенка правильную походку. Носки при ходьбе и в положении стоя должны смотреть прямо вперед, нагрузка должна приходиться на пятку, I и V пальцы, а внутренний свод не должен опускаться.

Рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают подвижные игры (волейбол, футбол и др.).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям.

Задания для самопроверки

  • 1. Перечислите факторы, определяющие работоспособность мышц.
  • 2. Охарактеризуйте механизм развития утомления.
  • 3. Поясните опасность гиподинамии.
  • 4. Охарактеризуйте нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактику.

Рост и развитие костей. В эмбриональном периоде развития скелет закладывается как соединительнотканное образование. В не­которых костях непосредственно в соединительнотканном скелете появляются очаги окостенения, т. е. кость в своем развитии минует хрящевую стадию. Такие кости называют первичными (кости.че­репа). Для большинства костей характерно замещение соедини­тельной ткани хрящевой, после чего хрящ разрушается и вместо него образуется костная ткань. Так формируются вторичные кости.

Окостенение происходит двумя путями: энхондральное окосте­нение, когда очаги окостенения появляются внутри хряща, и пери- хондральное, начинающееся с его поверхности.-

В коллагеновых волокнах формирующейся костной ткани (в оп­ределенных их участках) содержатся активные центры кристалли­зации, обладающие реакционноспособными группами. Предпола­гают, что процесс обызвествления начинается с взаимодействия аминокислоты лизина, входящей в реакционную группу коллагена, с ионами фосфата. На первых стадиях минерализации кристаллы неорганических солей не ориентированы относительно осей колла­геновых фибрилл. Но по мере минерализации образующиеся кри­сталлы ориентируются своими длинными осями параллельно осям тех коллагеновых фибрилл, с которыми они связаны. В эпифизах, в коротких костях, в отростках костей окостенение осуществляется по энхондральному типу, а в диафизах - по перихондральному. Окостенение начинается со средней части диафиза, где образуется благодаря деятельности остеобластов костная манжетка. Костная манжетка растет в направлении к эпифизам. Вместе с тем происхо­дит увеличение ее толщины за счет образования все новых и новых слоев костной ткани. Одновременно внутри происходит рассасы­вание хрящевой и костной тканей, при этом формируется костно­мозговая полость. Таким образом, снаружи происходит все новое наслоение пластов костной ткани, а изнутри разрушение остатков хрящевой и костной тканей. За счет этого кость растет в толщину. На определенном этапе эмбрионального развития появляются очаги окостенения в эпифизах. Однако длительное время на границе диафиза и эпифиза сохраняется хрящевая зона - пластинка роста, обусловливающая способность роста костей в длину.

Для осуществления сложного процесса формирования кости

необходимо полноценное как в качественном, так и в ко­личественном отношении пи­тание. Пища ребенка долж­на содержать в достаточном количестве соли Р и Са, без которых невозможен процесс обызвествления, а также необходимое количество ви­таминов. Так, недостаток ви­тамина А вызывает сужение сосудов надкостницы и свя­занное с этим расстройство питания формирующейся костной ткани, в результате чего кость перестает расти. При недостатке витамина С не формируются костные пластинки. При недостатке витамина В нарушается об­мен фосфора и кальция. Во­зникает заболевание - ра­ хит, проявляющееся в нару­шении процесса формиро­вания костной ткани. Это

заболевание характеризуется размягчением костной ткани, и де­формацией вследствие этого костей, а также усиленным разраста­нием ткани, которая отличается от костной своей структурой и химическим составом (рис. 91).

Возрастные особенности структуры костей. Окостенение начи­нается во внутриутробном периоде развития, когда появляются первичные ядра окостенения. Значительно большее число ядер око­стенения возникает после рождения ребенка. Эти ядра называют вторичными. Всего за время развития в скелете человека форми­руется 806 ядер окостенения.

Только в черепе почти все ядра окостенения появляются во внутриутробном периоде развития. Во всех же остальных частях скелета число вторичных ядер больше числа первичных. У взрос­лого число костей значительно меньше, чем у подростка 14 лет: у взрослого - 206, в 14 лет - 356. Отсюда следует, что и после 14 лет продолжается срастание костей.

Кость новорожденного характеризуется большим количеством хрящевой ткани, большой толщиной надкостницы, богатой сосуди­стой сетью, неправильным расположением гаверсовых каналов. Кристаллы апатита имеют очень малый размер, диаметр коллаге-новых волокон невелик. Вновь сформированная костная ткань богата водой. Неорганическое вещество кости составляет лишь половину ее массы. Все это делает кость менее плотной, порозной, более упругой, эластичной и гибкой.

Рис. 91. Изменения скелета при рахите:

А - искривление ног; В - деформация черепа, позвоноч­ника, грудной клетки.

Возрастные особенности скелета черепа. Череп начинает диф­ференцироваться на 2-м месяце внутриутробной жизни. Кости че­репа развиваются и первичным, и вторичным путем. К моменту рождения ядра окостенения имеются во всех костях черепа, но их разрастание и срастание происходит в постнатальном периоде. У новорожденного объем мозгового черепа в 8 раз больше лице­вого, а у взрослого - только в 2-2,5» раза. В 2 года отношение лицо/череп равно 1:6, в 5 лет-1:4, в 10 лет-1:3 (рис. 92, Б). Меньшая величина лицевого черепа у новорожденных зависит от недоразвития лицевых, главным образом челюстных, костей. С ро­стом зубов эти соотношения приближаются к соотношению их у взрослого.

У новорожденного между костями черепа имеются простран­ства размером около 3 мм, заполненные соединительной тканью. Их называют швами. В процессе постнатального развития ширина швов уменьшается, так что соединительнотканная прослойка ста­новится едва различимой. После 30 лет происходит окостенение швов.

Углы костей черепа не окостеневают к моменту рождения, и места их соединения также заполняет соединительная ткань. Эти участки называют родничками (рис. 92, А). Различают передний, задний и боковые роднички. Передний, лобный родничок располо­жен между лобной и теменными костями, его размер составляет 2,5-5 см. Он прогрессивно уменьшается к 6 месяцам постнаталь­ного развития и полностью закрывается к 1,5-2 годам. Задний, затылочный родничок находится между затылочной и теменными костями, он имеет размер до 1 см. Обычно он уже закрыт к моменту рождения, но иногда сохраняется до 4-8 недель. Боковой перед­ ний родничок помещается в месте схождения лобной, теменной, основной и височной костей, а боковой задний - между затылочной и височной костями. Их закрытие происходит либо во внутриутроб­ном периоде развития, либо в первые недели после рождения. При рахите закрытие родничков происходит в более поздние сроки.

Рис. 92. Особенности черепа новорожденных:

Л - расположение родничков: / -- лобный; 2 - затылочный; 3 - задний боковой;

4 - передний боковой; Б - соотношение между лицевой и мозговой частями черепа

у новорожденных и взрослых / - у ново­рожденного; 2 - у взрослого

Рис. 93. Развитие лобной пазухи (А) и пазухи верхней челюсти (Б).

Длительное сохранение родничков считается одним из симптомов этого заболевания. Наличие к моменту рождения родничков и швов имеет большое значение, ибо позволяет смещаться костям черепа ребенка при его рождении, облегчая тем самым прохождение через родовые пути матери.

Затылочная кость у новорожденных состоит из четырех не-сросшихся костей, височная - из трех, нижняя челюсть - из двух половин, лобная - из двух, в клиновидной кости не сращены пе­редняя и задняя части ее тела, а также крылья с телом. На первом году жизни срастаются большие крылья с телом клиновидной кости, срастание передних и задних участков ее тела происходит только в 13 лет. Половинки нижней челюсти срастаются к 2 годам. Сра­стание отдельных частей височной кости происходит в 2-3 года, затылочной - в 4-5 лет. Сращение двух половин лобной кости заканчивается к концу 3-го года жизни, шов между ними исче­зает в 7-8 лет.

Пазухи в костях черепа формируются в основном после рожде­ния ребенка. У новорожденного имеется только зачаток верхне­ челюстной, или гайморовой, полости. Формирование пазух закан­чивается только в зрелом возрасте. На рисунке 93 хорошо видны изменения размера пазух в разные периоды постнатального раз­вития.

У новорожденного кости черепа очень тонкие, их толщина в 8 раз меньше, чем у взрослого. Однако благодаря интенсивному процессу костеобразования уже на первом году жизни толщина стенок увеличивается в 3 раза.

Довольно быстро изменяется объем черепа: у новорожденного он составляет 1 /з> в 6 месяцев - "/г. а к 2 годам - 2 / 3 объема черепа взрослого. С 10-12 лет величина его меняется мало.

Возрастные особенности скелета туловища. Позвонки, форми­рующие позвоночный столб, развиваются как вторичные кости, т. е. они проходят хрящевую стадию. Ядра окостенения в них появляются на 2-м месяце внутриутробного развития. Процесс окостенения позвоночного столба происходит в строго определен­ном порядке. Очаги окостенения сначала появляются в грудных позвонках, и.затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

На 40-50-е сутки внутриутробного развития ядро окостенения появляется в теле 12-го грудного позвонка, к концу 4-го месяца тела всех грудных позвонков, шейных, поясничных и двух первых крестцовых имеют ядра окостенения. В этот же период появляются ядра окостенения в дугах позвонков. Слияние ядер окостенения правой и левой половин дуг позвонков происходит только после рождения. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. Только к 7 годам все дуги оказываются за­крытыми. Исключением может быть лишь дуга первого крестцо­вого позвонка. Иногда она закрывается позднее. Передняя дуга атланта может оставаться открытой до 9 лет.

В 8-11 лет появляются ядра окостенения в эпифизарных хря­щевых дисках, ограничивающих позвонки сверху и снизу. С 15 до 24 лет происходит срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка. Раньше всего это происходит в грудном отделе позво­ночника, затем в шейном и поясничном. Полное срастание отрост­ков с телом позвонка осуществляется в возрасте 18-24 лет.

Тела позвонков у новорожденных сплющены так, что их по­перечный диаметр больше продольного и соотношение между диа­метрами равно 5:3. В период полового созревания это соотноше­ние становится равным 4:3, а у взрослого - 3:3. В целом на весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания увеличивается в 3,5 раза.

Рис. 94. Изгибы позвоночника :

А - форма позвоночника взрослого; Б - появление изгибов у детей: / - в связи с держанием головы; 2 - при сидении; 3 - при стоянии.

Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания.

Позвоночный столб новорожденного имеет только небольшой крестцовый изгиб (рис. 94). Первым появляется шейный изгиб в возрасте 2,5-3 месяцев, когда ребенок начинает держать го­ловку. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называют лор­дозом. Следовательно, первым появляется шейный лордоз. В воз­расте около 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает изгиб в грудном отделе, направленный выпуклостью назад. Такие изгибы, направленные выпуклостью назад, называют кифозами. К моменту начала ходьбы формируется поясничный изгиб. Это сопровождается изменением положения центра тяжести, что пре­дотвращает падение тела при переходе к вертикальному положе­нию. Таким образом, к году имеются уже все изгибы позвоночника. Сначала образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах позвоночника происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам.

Окостенение грудины происходит вторичным способом, причем первые ядра окостенения появляются в рукоятке и теле ее еще во внутриутробном периоде развития. В мечевидном отростке ядро окостенения возникает лишь в 6-12 лет.

Полное срастание всех костных участков грудины осуществля­ется после 25 лет.

Окостенение хрящевых ребер начинается на 6-8 неделе внутри­утробного развития. Раньше всего появляются ядра в средних ребрах. Вторичные ядра возникают в 8-11 лет. Слияние костных частей ребра происходит в возрасте 18- 19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет.

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши. Верхняя часть груд­ной клетки узкая, нижняя из-за высокого расположения внутренних органов расширена, передне-задний диаметр ее больше попереч­ного (рис. 95). С развитием легких, которые начинают занимать большое пространство, верхние ребра, располагавшиеся косо, начинают занимать гори­зонтальное положение.

Рис. 95. Различные формы грудной клетки:

А - у новорожденных; Б - у взрос­лых.

В связи с этим грудная клетка принимает бочкообразную форму. Верхний край грудины у грудного ребенка находится на уровне первого грудного позвонка. Изогнутость ребер невелика. Угол между ребрами и позвоночником, так же как и между ребрами и грудиной, большой. Так, реберно-позвоночный угол у новорожденного составляет 82°, а в 3 года - 62°. Форма грудной клетки в этот период соответствует фазе максимального вдоха. Отсюда понятно, что дыхание в этом возрасте осуществляет­ся в основном за счет диафрагмы. К 3-4 годам верхний край гру­дины опускается до уровня 3-4-го грудного позвонка (как у взрос­лых) . Вместе с грудиной опускаются ребра, увеличивается их изог­нутость, уменьшаются реберно-позвоночный угол и угол между реб­рами и грудиной. Это приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки. Эта зависимость уже отчетливо проявляется у 3-летнего ребенка.

Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам.

Возрастные особенности скелета конечностей. Все кости пояса верхних конечностей, за исключением ключицы, проходят дряще-вую стадию. В ключице предхрящевая ткань сразу замещается костной. Процесс окостенения, начавшись в ней на 6-й неделе внутриутробного развития, почти полностью заканчивается к мо­менту рождения. Лишь грудинный конец ключицы не имеет ядра окостенения. Оно появляется только к 16-22 годам, а срастание его с телом происходит к 25 годам.

В большинстве костей свободных верхних конечностей первич­ные ядра окостенения возникают в течение 2-3 месяцев эмбрио­нального развития. В костях запястья они появляются после рожде­ния: в головчатой и крючковатой - на 4-5-м месяце, а в осталь­ных - в период от 2 до 11 лет. Сращение первичных и вторичных ядер окостенения в костях пояса заканчивается к 16 - 25 годам.

Почти во всех костях пояса нижних конечностей первичные ядра окостенения появляются также в эмбриональном периоде раз­вития. Лишь в костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) они образуются в период от 3-х месяцев после рож­дения до 5 лет.

Таз у новорожденного имеет форму воронки. Его переднезадний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Плоскость входа расположена значительно более вертикально, чем у взрослого. Таз новорожденного состоит из отдельных, несросшихся костей. Ядра окостенения в подвздошной, седалищной и лобковой костях появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития. С 12 до 19 лет появляются вторичные ядра окостенения. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а вто­ричные ядра соединяются с ранее сформировавшимися и срос­шимися костями таза только к 25 годам.

В постнатальном периоде происходит изменение формы и раз­мера таза под влиянием самых различных факторов: под влиянием давления, оказываемого массой тела и органами брюшной полости,

под воздействием мышц, в результате давления головки бедренной кости, под влиянием половых гормонов и т. д. В результате этих разнообразных воздействий увеличивается переднезадний диаметр таза (с 2,7 см у новорожденного до 8,5 см в 6 лет и 9,5 см в 12 лет), возрастает его поперечный размер, который в 13-14 лет становит­ся таким же, как и у взрослых. Плоскость таза в поперечном диа­метре становится в этом возрасте овальной.

После 9 лет отмечается разница в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у де­вочек.

Таким образом, не только в дошкольном возрасте, но и в школь­ном рост и развитие скелета далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам, воспитателям, родителям и стараться выполнять все те гигиенические требования, которые предъявляются к организации условий жизни ребенка. Мебель, не соответствующая росту ребенка, плохая освещенность помещения во время его за­нятий, неудобная обувь, обувь на высоком каблуке, ограничение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильная в количественном и качественном отноше­нии организация питания могут явиться причиной тех или иных нарушений формирования скелета, что в свою очередь может быть причиной патологии внутренних органов. Так, резко выраженный кифоз (сутулая спина) нередко приводит к расстройству деятель­ности органов дыхания. Деформация грудной кости может отрица­тельно влиять на работу сердца и т. д. Иногда возникают боко­вые искривления позвоночника - сколиозы. Они также могут быть причиной нарушения работы органов грудной полости.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц с воз­ растом. Формирование скелетных мышц происходит на очень ран­них этапах развития. На 8-й неделе внутриутробного развития раз­личимы уже все мышцы, а к 10-й неделе развиваются их сухо­жилия. Связь первичной закладки мышц с соответствующими нервами обнаруживается уже на 2-м месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на 4-м месяце внутриутробного развития.

Созревание мышечных волокон связано с увеличением коли­чества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увели­чением числа ядер. Оно осуществляется в разных мышечных во­локнах с неодинаковой скоростью. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем - мышцы верхней конечности и в последнюю очередь - мышцы нижней конечности.

У новорожденных масса мышц составляет 23,3% (у взрослых - 44,2%) от массы всего тела. Сухожильная часть мышцы развита слабо и составляет меньшую, чем у взрослых, часть от всей длины мышцы; фасции и сухожилия широких мышц очень тонки, непрочны, легко от них отделяются. Соединительная ткань, которая образует внутримышечные перегородки, отличается от соедини­тельной ткани мышц взрослого большим количеством клеток и меньшим числом волокон. Поперечнополосатые мышечные волокна характеризуются очень большим числом ядер, которые имеют овальную форму. Продольный диаметр относится к поперечному, как 2:1. Различные мышечные волокна у новорожденных мало отличаются по своему диаметру. Сарколемма начинает выявляться к 6-му месяцу внутриутробного развития. У новорожденного она отчетливо выражена и" характеризуется наличием большого коли­чества тонких волоконец, в расположении которых не отмечается никаких признаков упорядоченности.

В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения как макро-, так и микроструктуры скелетных мышц. Созревание различных мышц и даже различных пучков волокон одной и той же мышцы происходит с разной скоростью. Эта ско­рость определяется функцией, которую выполняет данное анатоми­ческое образование на том или ином возрастном этапе. Как пра­вило, раньше всего созревают функционально активные мышцы. В целом масса мышц за весь период развития увеличивается примерно на 21%. К 8 годам масса мышц по отношению к массе всего тела становится равной 27,2%, к периоду полового созре­вания- 32,6%, а в 17-18 лет - 44,2%. Отсюда следует, что на­иболее интенсивная прибавка массы происходит в период полового созревания. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. Их масса составляет около 40% от массы всех мышц (у взрослых - до 30%).

Масса мышц верхних конечностей по отношению к массе мышц всего тела возрастает от рождения до 23-25 лет, когда закан­чивается онтогенетическое созревание мышц, всего лишь на 2%. Следовательно, к моменту рождения они уже обладают достаточно большой массой, и дальнейшее увеличение ее шло в полном соот­ветствии с увеличением массы всего тела. В то же время масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличи­вается за весь период развития более чем на 16%. В мышцах верхних конечностей особенно резко увеличивается в дошкольном и младшем школьном возрасте масса тех из них, которые вызывают движения пальцев. Масса мышц-разгибателей увеличивается ин­тенсивнее, чем сгибателей, так как к моменту рождения сгибатели, обусловливающие в период внутриутробного развития характерную позу плода, уже значительно развиты. Разгибатели, обеспечиваю­щие вертикальное положение тела, интенсивно созревают после рождения ребенка.

Мышцы, которые обусловливают большой размах движения, интенсивно растут в длину, а мышцы, функция которых требует сокращений большой силы, увеличиваются в диаметре. Развитие их характеризуется ростом степени перистости.



error: Контент защищен !!