Опорно-двигательный аппарат детей старшего дошкольного возраста.

В каждом возрастном периоде организма человека имеет свои анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности. Эти особенности определяют жизненные процессы, физическую и умственную деятельность. В частности, дети младшего школьного возраста резко отличаются от детей среднего и старшего школьного возраста .

Развитие организма ребенка в младшем школьном возрасте происходит интенсивно. При этом анатомо-физиологические аспекты изменений относительно спокойные и гармоничные.

Длина и масса тела. В младшем школьном возрасте дети продолжают расти. Однако после периода первого физиологического вытяжения (ростового скачка), приходящиеся на возраст 5-7 лет, и до начала пубертатного скачка в 11 – 13 лет отмечают самые низкие показатели увеличения длины и массы тела ребенка, соответственно на 3-4см и на 2-3 кг в год. Длина тела увеличивается в этот период быстрее, чем масса. Меняется пропорция тела ребенка .

У детей начинают появляться индивидуально-типологические особенности телосложения. Пропорции тела ребенка приближается к пропорциям тела взрослого.

Опорно-двигательная система. Рост и развитие костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата в младшем школьном возрасте происходит достаточно равномерно.

В возрасте 7 до 12 лет продолжает формироваться скелет ребенка. В костя у детей больше органического вещества оссеина, поэтому они более упругие редко ломаются. Рост костей ускоряется и становится максимальным после 11 лет. В этом возрасте формируется окончательный рельеф кости и костномозговая полностью. Окостенение эпифизов завершается 8 - 10 годам .

С 7 до 13 лет отмечается медленный рост черепа зачет мозгового отдела. абсолютные размеры черепа соответствует таковым у взрослого.

Существенно увеличивается окружность грудной клетки. Например, мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 сантиметров. Красная клетка приобретает форму конуса, обращенного основанием вверх.

Малый таз климат цилиндрическую форму. Половые различия таза начинают проявляться в 8 - 10 лет. У девочек по форме он более широкий, заметна тенденция к расширению бедер.

Младший школьном возрасте продолжается формирование суставов и суставных поверхностей костей, сухожильная структур. Соединительно-тканные структуры аппарата движения (фасции, апоневрозы, связки) в данном возрасте не имеют черты морфологического зрелости. Например, прочность ахиллова сухожилия на разрыв у детей 7 - 9 лет составляет около 200 килограмм, а 17 - 18 лет уже в два раза больше. В возрасте 6 - 10 лет происходит усложнение всех составных частей сустава .



Подвижность суставов максимально 3 – 8 - летнем возрасте, у детей младшего школьного возраста они тоже достаточно подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Этот возрастной период наиболее благоприятен для направленного роста подвижности во всех основных суставов.

Позвоночник также сохраняет большую подвижность до 9 лет, отличается гибкостью и неустойчивостью основной изгибов грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7 году жизни, а позднее 12.

Мышцы у детей младшего школьного возраста слабые, не способна к длительному напряжению (особенно мышцы спины), имеет тонкий волокна, эластичные и богатые водой. При этом содержание белковых веществ, жиров и неорганических соединений ниже, чем у взрослых .

Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски, слаборазвиты мышцы спины и брюшного пресса не в состояние долго поддерживать тело ребенка младшего школьного возраста в правильном положении. Это может вызвать ассиметричное положение тела, развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие расстройства.

В данном возрасте продолжается рост мышц, в том числе в длину. Так, масса множество мальчиков 8 лет составляет 27% масса тела, в возрасте 12 лет составляет 29,4%. одновременно с увеличением массы мышц совершенствуют их функциональное свойство, увеличивается иннервация .

Мышечная система у детей младшего школьного возраста способны к интенсивному развитию, что выражается увеличение объема мышц и мышечной силы, обеспечивая высокую подвижность и неутомимость детей, длительная поддержание и быстрое восстановление работоспособности. Объем выполняемой работы у детей 70 лет увеличивается в 4 раза, поэтому данные возраст сенситивен для формирования физической целенаправленности деятельности. На возраст 8 - 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности.



Дети владеешь всеми видами естественных движений, в том числе обеспечивающих письмо, лепку, двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Отчасти связанные с несовершенством нервных механизмов регуляции движений, из-за чего движение детей и достаточно легкий, экономно, сопровождается повышенным расходом энергии .

Мышцы в младшем школьном возрасте развивается неравномерно: быстрее развиваются груди это одна из причин того, что дети не всегда справляются с упражнениями на точность.

У большинства детей младшего школьного возраста сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей высшие силы соответствующих мышц левой стороны.

Развитие мышц происходит в связи с достаточным количеством движения и мышечной работы. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность высокой двигательной активности. Двигательная активность определяется как суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 70 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Размер подобной активности девочек на 16:30 процентов ниже, чем у мальчиков. Девочки меньшей мере проявляет двигательную активность самостоятельно, поэтому необходимо привлекать к участию в подвижных играх, других организованных формах физического воспитания .

Зимой двигательная активность детей снижается на 30 45%, а у живущих в северных широтах и Крайнем Севере на 50 70%.

Под физическими качествами понимают социально обусловленная системно-структурированные психобиологические свойство человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности.

К числу основных физических качеств относятся силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач посредством выполнения соответствующих двигательных действий.

Двигательные действия это дома для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. От них отличаются более высокий темп выполнения, у других более высокая точность воспроизведения параметров движение и т. п. Например, в ходе эстафеты с ведением мяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости передвижения, а другие - за счет техники ведения. Наблюдаемые различия объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражаются по своей сути уровень развития тех или иных физических способностей.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивое, врождённые и приобретённые психофизические особенности моторных функций человека, определяющие качественные характеристики выполнения движения и двигательных действий .

Врождённые особенности детерминируются соответствующими задатками, а приобретенная - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физические способность развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражают характер и уровень развитие функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющиеся совокупность физических способностей определяется уровень развития того или иного физического качества. Например, выносливости человека, только основываясь на его результаты в беге на дистанцию 800 метров. Данное качество можно охарактеризовать лишь тогда, когда человек способен длительно поддерживать работу при всем многообразии ее выполнения (например, в беге на дистанцию и 1500 м, и 5000 м, при многоразовом поднимание тяжестей различного веса и т. д.) .

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственные программы индивидуального развития организма и социально-экологическая его адаптация (приспособления к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогических направляемого изменения функциональных свойств и возможности органов и структур организма. Изложение представления о сути физических качеств и физических способностей позволяет заключить следующее:

а) возрастное воспитания физических качеств лежит через развития физических способностей. Чем более развитые способности, выражающее данное физическое качество, тем более устойчиво она проявляется в предметной деятельности при решении соответствующих двигательных задач;

б) развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальными возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражены соответствующие физические способности в двигательных действия;

в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, развитие физических способностей через выполнение двигательных заданий.

Возможность решения многообразных задач, характеризуемые всесторонностью развития физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активности организма и структуры организма говорит о гармоничное развитие физических качеств .

Школьный возраст - это период жизни и развития детей, продолжительностью 9-10 – 11- 12 лет, охватывающие время обучения и общеобразовательном учреждении. Этот период подразделяет на три возрастных этапа:

Младший школьный возраст: 6 - 11 лет (образовательный стандарт I степени -начальная общее образование 3-4 года);

Средний школьный возраст или подростковый: 11 - 15 лет (образовательный стандарт II степень – основным общее образование 4-5 лет);

Школьный возраст или возраст юности: 15 - 18 лет (образовательный стандарт III степень – среднее (полное) общее образование 2-3 года).

Система использования средств физической культуры исключительно важно, так как именно в этот период продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям и физическом развитии детей, ослабленных защитных сил организма снижение умственных способности, к падению работоспособность целом. Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Соответствие педагогических воздействий возрастных особенностей скачать хорошие плоды и воспитания и развития. В каждом возрастном периоде имеются свои отличительные особенности, и, если что лучше обучение и воспитание идет неверно, может нанести существенный вред развитию и формированию личности .

Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этом период практически одинаковые. Как мальчики, так и девочки 10 - 11 годом достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняем упражнения в этом период должна быть разнообразны, и строится от простого к сложному, через игру и развитие естественных форм движений. Наиболее интенсивно к 10 - 11 годам развиваются скорость одиночного движения, скоростные способности, взрывной эмоциональностью, и координационные способности, связанные с естественными движениями. Этому способствует сбалансированная и согласованная работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В младшем школьном возрасте легче развивать такие качества, как гибкость и ловкость. Величие гибкости связано с хорошей подвижностью суставов и эластичности связок. Известно, что качество ловкость окончательно формируется в возрасте от 7 до 12 лет. Для ребенка характерно овладение частными движением последующим их объединениям в целостное движение, поэтому нельзя применять раздельное обучение движения. Развитие непосредственно качества ловкости зависит от обучения с учетом возраста, от развития физических качеств и объема умений и навыков младшего школьника .

Силовые возможности в 7 - 12 лет у мальчиков и девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые особенности изотермические (статистические) не выражают у детей быстрое утомление. Эти дети приспособлены к кратковременному скоростно-силовым упражнением динамического характера. Однако младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз для формирования скелета, при этом большое значение имеет развитие мышц туловища. Упражнения на силу, как правило, нужно выполнить с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, ползание, висы, упоры, приседания. Можно использовать отягощение в виде набивных мячей 1 кг, гантели 1 кг. После выполнения упражнений тяги высших мячей, сходимость сделать упражнения в висе или на растяжку позвоночника. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремление вперед, а равнодушие учителя тормозит процесс развития .

Быстрота или скоростные способности – это способности человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют три формы проявления быстроты

Латентное (скрытое) время двигательной реакции

Скорость одиночного движения

Частота движения

Между этими формами прямой зависимости не существует, так, например, ученик с хорошей двигательной реакцией не обязательно выполнит движение с максимальной частотой .

У младших школьников для воспитания скоростных способностей наиболее благоприятным является период с 8 до 11 лет: развивается быстрота реакции, частота движений. По данным В.Ф. Ломейко, В.И. Ляха, скоростные способности у мальчиков в этом возрасте улучшается на 14-17%. Развитие быстроты у детей младшего школьного возраста происходит не изолированно, а зависит от уровня развития других физических качеств.

Упражнения скоростной направленности целесообразно применять в конце подготовительной ли в начале основной части урока, пока у учащихся не наступило утомление.

Выносливость – это способность человека противостоять утомлению в физической работе. Различают два вида выносливости – общую и специальную. Общая выносливость – способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающие функционирование большей части мышечного аппарата (бег, ходьба, передвижение на лыжах, езда на велосипеде). По-другому ее называют аэробной выносливостью .

Специальная выносливость – это выносливость, проявляющаяся в определенной двигательной деятельности (скоростная или анаэробная, силовая, координационно-двигательная).

Нагрузка на развитие выносливости должно строго соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников. Интенсивность нагрузки регулируется по показателям пульса. Рекомендуемый пульс для развития общей выносливости – 130 – 160 уд./мин.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Различают два в основных вида гибкости – активную и пассивную .

Активная гибкость – это максимальная амплитуда движения, которую человек может проявлять самостоятельно, без посторонней помощи, а пассивная гибкость проявляется с помощью внешних сил (отягощение, снаряд, усилия партнера).

Наиболее часто для развития гибкости используют следующие упражнения: маховые движения, пружинистые движения с выпадами, приседания, наклоны, движения с опорой снаряда, упражнения с помощью партнера. Целесообразно проводить эти упражнения в конце основной или в заключительной части урока. Кроме уроков физической культуры упражнения для развития гибкости следует включать в утреннею гимнастику, физкультминуты и другие формы физического воспитания младших школьников .

Младший школьный возраст - хороший период для формирования черт личности. В игре ребенок растет и развивается, у него появляются время для творчество и общение в коллективе, идет бурный всплеск эмоций, создается возможность применения полученные навыки и умения на практике, происходит направленная реализация природных ресурсов.

Младший возраст - прекрасная почва для развития организма и формирования психологических черт личности при усвоении качественной организации занятий с наличием четкого планирования, с учетом роста способностей индивидуально, в правильной дозировка нагрузки и своевременное ее коррекция .

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, способность выполнять двигательные действия необходимы амплитуда (подвижностью в суставах). Ловкость развивает посредством обучения действия и решения двигательной задачи, требующие постоянного изменения структуры действий. При обучение обязательное требования - новизна разучиваемого упражнения и условия его применения. Элемент новизны поддерживается координационной сложности действия и создания внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решения двигательных задач предполагает выполнение основных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности связаны с качеством управление движениями в пространстве и времени. Среди этих способностей выделяют:

а) пространственную ориентировку;

б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

в) статистические и динамические равновесия.

Пространственная ориентировка подразумевает: 1) сохранение представление о параметрах измерения, в которых выполняется двигательного действия и 2) умение перестраивать двигательные действия в соответствии с этими изменениями. Человек непросто реагирует на внешнюю ситуацию: он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий в связи с этим действует для достижения положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием чувствительный механизмов регуляции движений .

Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которые задают заранее (например, по команде учителя удержать равновесие в позе ласточка). Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательных действия характеризуется способностью дифференцировать о создании или необходимости связанной с условиями данного упражнения.

Точность пространственных перемещений суставов прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет. Средствами ее развития служат упражнения на воспроизведение под человека, когда параметры расположения тела задается учителям.

Развитие пространственных ощущений происходит в несколько этапов. На первом этапе с помощью простых упражнений у детей развиваются способность оценивать пространственное расположение своего тела (например, отведение руки на 45 градусов или на контуре под углом 90 градусов). На втором этапе предполагается принять различные позы по заданию. Сложность выполнения этих заданий можно увеличить путем сочетания в статических поз с передвижениями, например, во время ходьбы по сигналу учителя школьники останавливаются и воспроизводятся заданную позу. На третьем этапе развития точности достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного описания учеником выполненного действия. Сложность выполнения точных движений повышается при "выключении" зрения, а также при использовании отягощений .

Точность воспроизведения мышечных усилий при выполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с 8 летнего возраста. При этом способность оценивать вес предмета развивается в основном в 8 - 10 лет, а способность воспроизводить задаваемое величину мышечного усилия - после 11 лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, причем предметов строго дозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метания спортивных снарядов на разные расстояния, что обусловливает приложение различных мышечных усилий.

Для развития данной способности у младших школьников используют упражнения с предметами, схожими по форме, но разные по весу. Начало ученику предполагают попробовать все предметы расположены по возрастанию их веса. Затем последовательность расположение предметов меняют, и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой (например, в 2 раза тяжелее). Закрепление приобретенные способности осуществляется при усложнения заданий (например, выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организует методику развития точность мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений. Вначале ученику предполагают выполнить прыжок (например, в длину, с максимальным результатом). Устанавливают ориентиры, соответствующие 25- 50-70% максимального результата, и школьники выполнять прыжки по заданию учителя (на заданное расстояние). Затем прыжки по задания выполнять без ориентиров, и, наконец, школьники выполняет прыжки самостоятельно на выбранное расстояние, сообщая свой результат учителю. Для развития точности усилий мышц плечевого пояса эффективные упражнения в метании спортивных снарядов .

Развитие точности временных параметров движений направлена на совершенствование так называемого чувства времени, то есть умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развития обеспечиваются упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием механических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Точность определения времени выполнения двигательного действия интенсивно развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитию этого качества содействуют упражнения, изменять продолжительность движения в большом диапазоне. На начальном этапе ученики выполняют упражнения за лидером: учитель бежит с определенной скоростью, а дети бегут за ним, выдерживая необходимо дистанцию. Затем ученики бегут самостоятельно заданной скоростью, а учитель с помощью секундомера корректирует ее.

В целом двигательном действии все три ведущие координационные способности: точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнения) позволяет акцентуированная воздействовать на одну из них. Осуществляя такое воздействие, необходимо помнить, поставить насчёт наиболее эффективно развиваться у школьников в фазе повышенной работоспособности. Нарастание утомление ведёт к резкому повышение числа ошибок в воспроизведение, если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок .

Сохранение устойчивости тела (равновесия) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статистическое и динамическое равновесия. Первая проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - происхождение направленности перемещение человека при непрерывно меняющихся позах (например, ходьба на лыжах). Статистическое равновесие развивают посредством усложнение упражнения изменение психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют рождение с поворотами положение, кувырки, вращения например, ходьба по гимнастической скамейке после серия кувырком .

Чувство равновесия развивается на протяжении всего младшего школьного возраста. Навыки в статистическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности декоративного действия, в динамическом - постепенным изменение условия выполнения упражнений. Например, при развитие статистического равновесия начал выполнять упражнения из исходного положения, затем - стоя на носках или стоя на гимнастической скамейке. Упражнения могут быть осложнены посредством вариативности их выполнение (например, стоя поочередно на правой или левой ноге и т. д.). Выполнение вызывают необходимость сохранения заданной позы (например, и. п.- о. с., руки в стороны - держать на три счета, подняться на носки - держать на три счета и т. д.). Динамическое равновесие характеризуется удержание тела в пространстве при выполнение двигательных действий. Здесь используют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнение необходимо точное воспроизведение амплитуды движения, сохранения направленности двигательных действий .

В разные возрастные периоды естественное, обусловленное созреванием организма развитие ловкости протекает неравномерно. Наиболее интенсивно показатели ловкости нарастают с 7 до 9 лет и с 9 до 12 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют весьма благоприятные социальные, психологически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования ловкости.

Влияние половых различий на показатели ловкости имеет свои особенности. Так, в показателях способности к воспроизведению, дифференцированию и отмериванию параметров движений, отдельных признаков способности к ориентированию в пространстве и статического равновесия это влияние незначительно и несущественно.

Во все периоды школьной жизни мальчики и девочки имеют выраженные индивидуальные особенности в уровне развития ловкости. Особо впечатляют в этой связи дети, показатели которых резко отличаются от средних показателей ловкости. Их сверстников и близки к таковым у взрослых и спортсменов, а иногда и превосходят их. Это говорит о значительной обусловленности ловкости наследственными факторами, с возрастом и под влиянием целенаправленных воздействий индивидуальные различия хотя и несколько уменьшаются, но могут быть весьма существенными.

Показатели ловкости в возрасте 8-9 лет зависят от характера и объема мышечной нагрузки, от стадии полового созревания, успеваемости и от других факторов.

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы.

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.

В первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку...

Младенцев; ¨ во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни; В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику: Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной. В...

1. Какими свойствами обладает скелетная мышца к моменту рождения ребенка? Как изменяется упругость, прочность и эластичность мышц с возрастом?

Возбудимостью, проводимостью, сократимостью, эластичностью и растяжимостью, т. е. всеми свойствами мышцы взрослого. Упругость и прочность увеличиваются, эластичность уменьшается.

2. Как изменяются в онтогенезе возбудимость, проводимость, сократимость, утомляемость, быстрота сокращения и расслабления, скелетной мышцы?

Показатели всех перечисленных свойств увеличиваются.

3. Каковы соотношения силы мышц мальчиков и девочек в период от 7 до 8 лет, в возрасте 10 – 12 лет и 15 – 18 лет?

До 7 – 8 летнего возраста сила их мышц одинакова, в 10 – 12 лет – больше у девочек, в 15 – 18 лет – больше у мальчиков.

4.Что такое выносливость школьника.В каком возрасте наблюдается максимальная выносливость к физическим нагрузкам?

Выносливость способность к выполнению физической нагрузки на фоне нарастающего утомления. Это проявляется в возможности продолжения работы с не снижающейся мощностью. В возрасте 6–11 лет выносливость невысокая, возрастает в подростковом периоде и становится максимальной в юношеском периоде. У юношей 17 лет выносливость в 2 раза выше, чем у 7 –летних. Наибольшие приросты выносливости отмечаются в 7–10 и в 13–16 лет. Однако уровень мышечной выносливости в эти возрастные периоды значительно ниже, чем у взрослых. В 17–18 лет выносливость составляет 85 % величины выносливости взрослых. Максимальная выносливость к физическим нагрузкам – в возрасте 20 – 29 лет. Далее с возрастом она снижается.

5. Каковы половые различия в развитии выносливости?

У мальчиков 12–14 лет выносливость выше, чем у девочек. С 14 лет дети способны продолжать утомительную работу с не снижающейся мощностью. У них компенсация нарастающего утомления происходит за счет рефлекторного изменения, приспособления функций основных систем организма.

6. Как влияют на организм младшего школьника силовые и статические нагрузки?

У младших школьников силовые и статические мышечные нагрузки вызывают быстрое утомление. Им более доступны кратковременные динамические упражнения (бег, прыжки и др.). У шестилетних школьников через 5–10 минут сокращенные мышцы расслабляются. Отсюда – двигательное беспокойство, отвлечение от работы на уроке. Шестилетним детям нужна смена деятельности, в том числе физкультурные паузы в школе и дома.

7. В чем заключаются возрастные особенности выносливости ?



Выносливость зависит от энергетического обеспечения мышечной системы. По мере развития ребенка усиливается энергетическое обеспечение мышечной системы и увеличивается выносливость, как при статической, так и при динамической работе. Хорошим средством развития выносливости являются физические упражнения, медленный бег, быстрая ходьба и др.

1. Каковы возрастные закономерности роста позвоночного столба?

Позвоночник наиболее интенсивно растет в первые 2 года жизни, 6–7 лет и в 13–16 лет. Четыре его изгиба возникли в ходе онтогенеза в связи с вертикальным положением тела: лордозы – с выпуклостью вперед и кифозы – с выпуклостью назад. Шейный лордоз появляется в 2 мес, когда ребенок начинает держать головку; грудной кифоз образуется к 6 мес, когда ребенок начинает сидеть; поясничный лордоз формируется к 9 –12 мес, когда ребенок начинает стоять и ходить; крестцовый кифоз формируется значительно позже.

9.Назовите особенности формирования скелета кисти.

Детская кисть не сформирована, поэтому быстро утомляется. Для ее развития требуются умеренные и доступные движения. Если ребенка обучают игре на фортепиано с раннего детства, то в этом случае задерживается окостенение фаланг пальцев, что приводит к их удлинению.

10.Назовите особенности формирования грудной клетки у детей.

В ходе развития ребенка меняется форма грудной клетки. В грудном возрасте ее переднезадний размер больше поперечного. К 7 годам грудная клетка приближается к форме взрослого, развиваются дыхательная мускулатура, частота дыхания уменьшается до 25 дыхательных движений в мин, увеличивается жизненная емкость легких. К 12–13 годам уже преобладает поперечный размер, как у взрослого. При неправильной посадке, когда ребенок упирается грудью о край стола, возможна деформация грудной клетки.

11. Какие особенности характерны для развития мышечной системыу детей?



У новорожденного есть все скелетные мышцы. К моменту рождения развиты мышцы ротовой полости, обеспечивающие акт сосания; мышцы диафрагмы, отвечающие за дыхание. Врожденными двигательными умениями и навыками являются также движения конечностей.

Для грудных детей характерно активное состояние мышц (тонус мышц). Это необходимо для обеспечения организма теплом. У ребенка 2–3 мес сохраняется повышенный тонус мышц-сгибателей, поэтому руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу. Мышцы шеи слабые вплоть до 2 мес, и поэтому голову ребенок способен держать не ранее 2-х месячного возраста.Мышечные волокна детей раннего возраста характеризуются малой толщиной и большей растяжимостью. С возрастом происходит утолщение мышечных волокон и за счет этого мышечная масса увеличивается. Рельеф мышц появляется к 5–7 годам.Скелетные мышцы ребенка обладают низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, что является физиологической основой большей подвижности детей от 5 до 7 лет, особенно после статических нагрузок.

Мышцы у детей развиваются гетерохронно: сначала мышцы плеча, предплечья, а потом – кисти. Поскольку мышцы кисти слабо развиты, то до 6 лет выполнение тонкой работы пальцами рук невозможно. Мышцы рук и мимические, жевательные мышцы формируются значительно быстрее, чем мышцы ног, которые формируются до юношеского периода. При резком снижении двигательной активности ребенка нарушаются функции сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

12. Каковы особенности развития мышц кисти у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но слабо развиты мелкие мышцы кистей рук. Поэтому дети легко усваивают ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении тонких движений пальцев рук. Например, младшему школьнику с трудом удается письмо, он плохо осуществляет манипуляции с компьютерной мышью, текст набирает только с помощью указательного пальца. Особенности развития кисти у детей необходимо учитывать на занятиях, дозируя нагрузки на кисть, так как интенсивное ее напряжение может вызвать деформацию костей запястья.

Опорно-двигательный аппарат - это единый костно-мышечный комплекс, который представляет собой кости, связки, мышцы, суставы и нервные окончания, он обеспечивает человеку опору и передвижение тела в пространстве, а также двигательную активность всех частей тела и органов.

Нарушение функций этой системы влечет за собой ухудшение качества жизни маленького пациента или даже его инвалидность.

Эта система имеет две составляющие.

  • Пассивная (скелет) - это каркас тела, с помощью которого осуществляется защита внутренних органов человека от механических повреждений.
  • Активная (мышечная ткань) - это эластичные волокна, которые крепятся к скелету человека и способны сокращаться под воздействием нервных импульсов.

Наиболее часто встречающиеся заболевания

Дисплазия тазобедренных суставов

Такая патология встречается у 10-20% новорожденных. Она представляет собой нарушение формирования тазобедренного сустава, которое характеризуется недоразвитостью костной ткани. При этом определяют следующие состояния:

  • нормы;
  • пограничное состояние;
  • дисплазию;
  • подвывих;
  • вывих.

информация Это заболевание в основном выявляют врачи-неонатологи еще в роддоме или педиатры на .

Основными симптомами дисплазии являются:

  • неполное разведение ножек в тазобедренном суставе;
  • щелчок при таких манипуляциях;
  • асимметричность складок на внутренней поверхности бедра.

Диагноз дисплазия или вывих тазобедренных суставов ставит врач-ортопед. Сначала он проводит вытяжение нижней конечности, ее исправление со следующей фиксацией шиной, лонгетом или гипсовой повязкой. В исключительных случаях может понадобиться оперативное вмешательство.

Сколиоз

Представляет собой боковое искривление позвоночника, которое может быть врожденным или приобретенным. Этой болезнью страдают в основном дети раннего школьного возраста (6-8 лет), а также подростки, которые отличаются неправильной осанкой при сидении на уроках в комплексе с неразвитой костной тканью. Выделяют четыре степени деформации позвоночника.

Все дети с диагнозом сколиоз должны находиться на диспансерном учете у врача-ортопеда. Им необходимо получать умеренные физические нагрузки, лечебный массаж, физио- и мануальную терапию. Запущенные стадии сколиоза лечатся только с помощью хирургического вмешательства.

Рахит

Это заболевание детей грудного и раннего возраста, которое характеризуется нарушением обмена веществ и недостатком в организме ребенка витамина D. Для этого заболевания характерны:

  • деформация конечностей;
  • изменение формы черепа;
  • проблемы с .

важно В наше время рахитом страдают около 50% детей возрастом до 5 лет.

Лечение этого заболевания должны проводить комплексно педиатр, эндокринолог и невропатолог. Оно включает в себя прием витаминных комплексов, особенно витамина D, лечебный массаж, длительное пребывание на свежем воздухе и ультрафиолетовые ванны.

Плоскостопие

Это заболевание, которое представляет собой нарушение формирования свода стопы. Оно развивается вследствие большой нагрузки на позвоночник и ноги ребенка, также имеет место при рахите. Может быть следствием ношения неправильной обуви или донашивания ее после старших деток. По данным ортопедов, страдают около 40% детей дошкольного возраста. Такое заболевание лечится специальными упражнениями для стоп, ношением правильной ортопедической обуви с высоким задником, жестким супинатором и ортопедической стелькой.

Кривошея

Представляет собой очень распространенное заболевание у детей грудного возраста и проявляется изменением скелета, мышц и нервов шейного отдела позвоночника, при котором голова ребенка наклонена в одну сторону, затылок скошен и приподнята одна лопатка.

Как правило, своевременная диагностика и вовремя начатое консервативное лечение кривошеи гарантируют скорое выздоровление. Следует включить правильный уход, общеукрепляющие процедуры, массаж, занятия в бассейне.

ДЦП (детский церебральный паралич)

Это серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата, причинами которого являются нарушения внутриутробного развития плода , травмы при родах, а также травмы головного мозга на . У таких детей имеют место двигательные расстройства, которые сочетаются с нарушением психики, речи, слуха и восприятия окружающего мира.

важно ДЦП очень трудно поддается лечению, и родители должны быть готовыми к такому развитию событий.
Для лечения этого заболевания применяются сильные медикаменты, снижающие тонус мышц, нейрохирургические вмешательства, лечебный массаж, занятия с логопедом и психологом.

Основные причины заболеваний опорно-двигательного аппарата

  • Плохая экологическая обстановка.
  • Ранняя либо поздняя беременность .
  • Нехватка витаминов, минералов во время беременности, плохое питание.

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.

Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.

Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.

Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.

Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.

Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет. Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.

Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.

Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.



error: Контент защищен !!