Уникальный метод Аюрведы — диагностики по пульсу человека. Пульсовая диагностика

Перечень болезней, которые развиваются мгновенно, — ничтожно мал, узнать о болезни вовремя — первый и, пожалуй, главный шаг к победе над ней.

Одно из основных направлений диагностики здоровья в Аюрведичекой медицине является пульсовая диагностика. Данному методу уже более пяти тысяч лет, опыт методики пульсовой диагностики организма, сохранённый и преумноженный поколениями, позволяет с точностью рассказать о здоровье, состоянии организма, психологической конституции человека.

  • Специалист-пульсолог выявляет даже скрытые и пролеченные заболевания, может определить предрасположенность к той или иной патологии.
  • Нет равных этому методу при распознавании тяжёлых болезней на самой ранней стадии их развития, ведь любой дисбаланс в работе организма обязательно проявляется в пульсе, а значит, будет продиагностирован.
  • Пульсовая диагностика является комплексной полной диагностикой всего организма, всех органов и систем человека. Проведённое обследование всего организма дополняется консультацией по типам дош, рекомендациями по питанию по всем канонам аюрведы, рекомендациями по режиму и распорядку дня. Также возможно назначение травяных аюрведических натуральных препаратов (БАД) и рекомендации по проведению оздоровительных процедур аюрведы.

Принцип пульсовой диагностики организма заключается в том, что опытный специалист, зная расположение активных точек в лучезапястных зонах суставов пациента, поэтапно обследует их.

  • Для каждой точки существует более 80 различных видов пульса, каждый из которых сообщает о процессах происходящих в организме. Специалист прощупывает биение пульса в точках на различных уровнях. Оцениваются различные параметры — частота ударов в единицу времени, ритмичность, изменчивость (лабильность), наполнение, напряжение стенки артерии в период её наполнения пульсовой волной, равномерность, характер пульсовых волн, определяемый по скорости нарастания и спаду волны, качества стенки артерии. Для пульсолога это полная программа действий: он действительно видит, как помочь человеку восстановить равновесие жизненных процессов, как вернуться в нормальное состояние, каким образом запустить работу естественных защитных сил организма.

Оставив ложную скромность, констатируем, что даже скептически настроенные люди, приходя к грамотному специалисту "просто так" и получая детальную информацию о состоянии своего здоровья, кардинально меняли своё отношение и взгляд на проблему. А ещё хороший специалист должен обладать всеми качествами пульсолога, ведь для успешной и точной работы мастера, который практикует пульсовую диагностику, обязательной должна является его способность выкинуть из головы все мысли, которые могут помешать концентрации.

Аюрведа выделяет 6 стадий развития болезни:

  • психофизиологическая;
  • энерго-информационная (эфирная);
  • нейро-эндокринная (дисбаланс трёх дош);
  • эндоскопическая;
  • симптоматическая (проявленная);
  • и терминальная.

Первые три стадии считаются легко излечимыми,

четвёртая — излечимая,

пятая — трудно излечимая,

а шестая — неизлечимая.

К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой (!) стадии развития болезни.

Это обусловлено отсутствием медицинской грамотности среди населения, несовершенством диагностических методов и не совсем точной концепцией в определении понятия "болезнь" в современной медицине.

При достаточном опыте и мастерстве врача он способен поставить точный диагноз человеку на любой из шести стадий развития болезни.

В Аюрведической медицине такая диагностика называется методом "пяти зеркал" и включает в себя выявление заболевания по пульсу, языку, ушным раковинам, глазам и кожным покровам.

Большинство людей обращается за медицинской помощью только на пятой стадии, когда процесс лечения является достаточно сложным и требует огромного упорства и терпения как врача, так и больного. В таком случае используется весь спектр Аюрведический медицины, опыт которой насчитывает несколько тысяч лет успешной практики.

Если не удаётся преодолеть болезнь на предыдущих фазах, она неизбежно переходит в терминальную стадию. На этом этапе защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма.

Например, в результате развития мочекаменной болезни образуется огромный коралловидный камень, что приводит к гидронефрозу и гибели почки; или, например, в результате многочисленных инфарктов миокарда развивается сердечная недостаточность.

Единственное, что остаётся пациенту на этой стадии, это обратиться за помощью к хирургу. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и замедлить финал заболевания. Таким образом, мы видим, что аюрведическая медицина являет неоспоримое преимущество системы ранней диагностики и повышает тем самым возможности успешного лечения болезней.

Главное — это своевременная и точная диагностика.

Для полного исследования пульса врач становится перед пациентом и проверяет пульс и правом, и на левом запястье пациента, так как показания пульса на них различаются.

На пульс может также повлиять нахождение тела около источника тепла или энергичные физические упражнения.

Пульс не должен проверяться:

  1. После массажа
  2. После принятия пищи или алкоголя
  3. После солнечной ванны
  4. После сидения у огня
  5. После большого напряжения, тяжелой физической работы
  6. После секса
  7. При голоде
  8. После купания

Пульс проверяется тремя пальцами: указательным, средним и безымянным:



Чтобы проверить собственный пульс, держите руку, слегка согнув запястье. Положите три пальца на запястье, немного ниже лучевой кости, и почувствуйте точки пульса. Затем немного уменьшите давление пальцев, чтобы почувствовать различные удары пульса.

1) Положение указательного пальца определяет пульс доши ВАТА. (См. определение и описание типов дош) Когда в конституции преобладает вата, указательный палец будет ощущать биение пульса очень сильно. Он будет нерегулярный и слабый, волнообразного характера, наподобие движения змеи. Поэтому такой тип пульса называется «пульс змеи», и он указывает на ухудшение вата в организме. При этом пульс ощущается как движение змеи – быстрое и скользящее.

2) Положение среднего пальца определяет пульс доши ПИТТА. Когда в конституции преобладает питта, пульс под средним пальцем будет очень силен. Такой пульс активен и скачкообразен, подобно движению лягушки. Поэтому он называется «пульс лягушки» и указывает на ухудшение питта.

3) Положение безымянного пальца определяет пульс доши КАПХА. Когда в организме доминирует капха, биение пульса под безымянным пальцем будет наиболее заметным. Ощущение этого пульса очень сильно, это спокойный пульс, движение его напоминает движение плывущего лебедя. Он называется «пульс лебедя».

Определение типов пульса:

1 – Пульс «змеи» (под указательным пальцем) – быстрый, затрудненный, слабый, холодный, нерегулярный. Темп: 80-100 ударов в минуту.

2 – Пульс «лягушки» (под средним пальцем) – скачкообразный, возбужденный, рельефный, горячий, умеренный, регулярный. Темп: 70-80 ударов в минуту.

3 – Пульс «лебедя» (под безымянным пальцем) – спокойный, сильный, уравновешенный, мягкий, насыщенный, регулярный, теплый. Темп: 60-70 ударов в минуту.

Исследованием поверхностной и глубокой пульсации можно определить не только конституцию тела, но и состояние различных органов.

Биение пульса связано не только с биением сердца, пульс несет информацию о важных меридианах, связанных с течением пранической энергии в теле. Поток этой энергии циркулирует в крови, проходя через такие жизненно важные органы, как печень, почки, сердце и мозг. Внимательный исследователь, различая поверхностную и глубокую пульсацию, может определить состояние этих органов.

Каждый палец расположен на меридиане, связанным с определенными органами с одной стороны и с определенной дошей, с другой стороны.

Например, указательный палец , находящийся на меридиане ВАТА, указывает на воздух в теле, средний палец находится на меридиане ПИТТА и указывает на огонь,безымянный палец , ощущающий капха пульс, указывает на воду.

на правом запястье:

Указательный палец , лежащий на правом запястье пациента в том месте, где при поверхностном касании можно ощутить деятельность толстой кишки, может почувствовать деятельность легких при сильном давлении. Если при поверхностном касании указательного пальца на правом запястье чувствуется очень сильная пульсация, значит в толстой кишке ухудшилась вата; если в той же позиции указательного пальца силен глубокий пульс, значит есть закупорка в легких. Средний палец , находящийся на правом запястье, может указать на состояние желчного пузыря (при поверхностном касании) и на печень (при сильном давлении пальца). Безымянный палец чувствует перикардиум (сердечную сумку) при поверхностном касании, а при глубоком давлении он указывает на гармонию вата-пита-капха.

на левом запястье:

Указательный палец , лежащий на левом запястье пациента, контролирует деятельность тонкой кишки, а сердце проверяется сильным давлением этого пальца. Поверхностное давление среднего пальца определяет деятельность желудка, а сильное давление обнаруживает состояние селезенки. Состояние мочевого пузыря обнаруживается поверхностным касанием безымянного пальца , а сильное давление этого пальца проверяет функции почек.


Правая рука:

поверхностное касание: 1 – толстая кишка, 2 – желчный пузырь, 3 – перикардиум;

сильное давление: 1 – легкое, 2 – печень, 3 – вата-питта-капха.

Левая рука:

поверхностное касание: 1 – тонкая кишка, 2 – желудок, 3 – мочевой пузырь;

сильное давление: 1 – сердце, 2 – селезенка, 3 – почка.

1 – точка пульса измеряется указательным пальцем другой руки,

2 – точка пульса измеряется средним пальцем другой руки,

3 – точка пульса измеряется безымянным пальцем другой руки.

Чтобы научиться технике исследований пульса, требуется внимание и повседневная практика. Пульсовая диагностика довольна сложна, но если вы будете терпеливы и в период обучения будете контролировать себя по другим диагностикам и признакам, то наверняка научитесь хорошо ее применять. Вы сможете почувствовать изменения вашего пульса в разное время дня. Вы также заметите изменения пульса после мочеиспускания, когда вы голодны или когда вы в гневе. Наблюдая такие изменения, вы будете учиться читать пульс.

Искусство распознавания пульса - Акрути (объем и напряжение)

"Диагностика по пульсу" Васант Лад

Акрути означает объем и напряжение. Объ ем, или наполнение пульса, ощущается по степени подъема пальпирующего пальца. Нет необхо димости сдавливать лучевую артерию. Достаточ но просто почувствовать пульсовые толчки, лег ко расположив пальцы на артерии. Объем пуль са соответствует анатомическому кровяному давлению (тому количеству крови, которое вы брасывается или нагнетается в артериальную систему во время систолы желудочков сердца). Если объем пульса большой, то и систолическое давление тоже высокое. Малый объем пульса говорит о низком систолическом давлении. Так врач, практикующий аюрведу, определяет кро вяное давление без использования сфигмоманометра. При большом объеме большое количест во крови проходит через артериальную и веноз ную системы. У людей питта-конституции объем настолько большой, что приподнимает пальцы. В случае застойной сердечной недостаточности объем пульса маленький, как и в случае анемии, дегидратации и чрезмерно низкого кровяного давления. Малый объем пульса также характерен для людей с вата-конституцией, а люди капха-типа обычно имеют умеренный пульсовой объем. У пациента в состоянии шока внезапно падает давление, возникает сильное пото отделение и потеря сознания. Бледность, потоотделение, отсутствие пульса и рез кое падение артериального кровяного давления - это основные симптомы шока.

Наполнение кровеносного сосуда зависит от количества выпиваемой воды, свойств раса дхату и общего объема крови. Если у человека достаточный общий объем крови и оптимальная раса дхату, то вены выпуклы, рельефны. Люди с вата-конституцией, жировой слой у которых недостаточно развит, имеют выступающие вены, но тонкие артерии. Круглолицые, полнощекие люди капха-типа, наоборот, имеют тонкие вены, но широкие артерии. Поэтому при сильной анемии, дегидрата ции и потерях крови вены становятся тонкими и спавшимися.

Чтобы оценить наполнение пульса, его пульсовой объем, надавите легко на артерию и почувствуйте пульсовые толчки под пальцами. Интенсивная пульсация говорит о большом пульсовом объеме и обозначается тремя плюсами (+ + +). При малом объеме, выражающемся одним плюсом (+), пульсация едва ощутима. Это относительная система оценки в зависимости от пракрити данного человека. Если ощущается высокая пульсация под средним пальцем, это говорит о хорошем объе ме, или наполнении питта-типа. При умеренном объеме капха-типа, пульсация ощущается под безымянным пальцем. И если пульсовые толчки едва ощутимы под указательным пальцем, это указывает на малый объем вата-типа. Не следует на жимать слишком сильно, достаточно пальпировать со средней силой. При дейст вительно большом объеме и наполнении средний палец будет прыгать, что дало повод сравнить пульс питта-типа с прыгающей лягушкой. Амплитуда пульсового толчка при этом высокая, а чем выше амплитуда, тем больше объем. Чем ниже амплитуда толчка, тем ниже и пульсовой объем, что характерно для ваты.

Напряжение определяется путем надавливания безымянным пальцем до пере жатия лучевой артерии с последующим определением напряжения под средним и указательным пальцами, как если бы кровеносный сосуд был резиновой трубкой, наполненной водой. Напряжение - это давление между двумя пульсовыми толч ками, то есть диастолическое давление. Это постоянное напряжение в артерии, равное диастолическому давлению, которое воспринимается средним и указатель ным пальцами.

Даже когда нет выброса крови в артериальное русло, артериальные сосуды никогда не бывают пустыми. Если сосуды опустевают, жизнь уходит, и у человека развивается шоковое состояние. Напряжение поддерживается вьяна вайю и аваламбака капхой, в то время как объем поддер живается прана вайю и ранджака питтой. Ранджака питта горячая, она расправляет, растяги вает кровеносные сосуды. Прана порождает пульсацию. Аваламбака, пребывающая в серд це, поддерживает постоянное давление в сосу дах. Для того чтобы наиболее полно оценить акрути, необходимо оценить и объем, и напря жение.

Можно сделать несколько интересных на блюдений касательно объема и напряжения. Если у человека с питта-пракрити редкий пульс, например 55, но при этом высокое на пряжение пульса, можно предположить, что он принимает бета-блокаторы для снижения вы сокого артериального давления. Бета-блокато ры увеличивают капха дошу в раса дхату, что приводит к урежению пульса и снижению кро вяного давления, но может привести к непро ходимости бронхиального дерева в результате спазма бронхов.

Существует вид пульса, называемый в со временной медицине «пульс типа гидравличес кого пресса», при котором наблюдается высо кий пульсовой объем при низком напряжении (систолическое давление около 200, диастолическое давление всего лишь около 30). Такая огромная разница между систолическим и диастолическим кровяным давлением вызывает коллапс пульса. В современной медицине этот вид пульса связывается с аортальной недоста точностью. В этом случае кровь, вибрируя, ус тремляется обратно в левый желудочек из аор ты. Определяется «кошачье мурлыканье» в фазу диастолы, хорошо слышимое над аортой. Из-за высокого давления коллапсоидный пульс будет ощущаться даже на поднятой руке.

Поднимите руку пациента и обхва тите запястье, как показано на рисун ке. При коллапсоидном пульсе будет ощущаться резкое спадание пульса по сле каждой систолы сердца.

Такой пульс очень характерен для высокого пульсового давления, при котором хорошо оп ределяется даже капиллярный пульс. Его мож но наблюдать, если надавить на ногтевую плас тинку, в результате чего ногтевое ложе будет состоять из участка красного цвета и участка белого цвета. В случае усиленной капиллярной пульсации красный участок будет вторгаться на участок белого цвета. Наличие капиллярно го пульса может быть определено на языке, если прижать к языку стеклянную пластинку, в результате чего будет появляться бледный уча сток при каждой систоле сердца и происходя щей при этом регургитации крови из аорты об ратно в левый желудок сердца.

Аюрведа является практической, клинической наукой. Присущая ей методология диагностики уникальна и имеет восемь составляющих - исследование пульса, мочи, кала, глаз, языка, речи, кожи и формы тела. Исследование пульса - это наиболее важное искусство, которым обладает клиницист и к которому в аюрведе прибегали на протяжении многих веков. Опытный врач, практикующий аюрведу, по пульсу оценит вашу пракрити и викрити, определит заболевания, возникшие в результате нарушения равновесия дош, и другие не бросающиеся в глаза симптомы и даже сделает прогноз развития болезни. Исследование пульса открывает двери восприятия для постижения скрытых секретов жизни.

Пульс - это проявление биения космического сознания в человеке. Как известно, кровь, проходя пульсовой волной по телу, несет питательные вещества всем клеткам тела. Существует непрерывный информационный поток, связывающий клетки между собой. Этот поток является ничем иным, как клеточным разумом, который проявляет себя определенным типом конституции человека и отражается в пульсе.

В литературе на санскрите встречается много слов, которые можно перевести как пульс. Наиболее часто употребляемое в этом значении слово «нади», что в переводе означает «река жизни, выраженная в пульсе». Другое слово, которое переводится как пульс, - «снайю», что буквально означает подкожная ткань, или фасция, а как известно, пульс прощупывается именно в пределах глубины залегания фасции, что и дало ему название снайю. Танту - третий синоним пульса, означающий струну музыкального инструмента, подразумевает, что с помощью пульса можно услышать музыку чувств и эмоций.

Хамси - еще один встречающийся в литературе синоним пульса. Вдыхании есть звук, который можно передать как «со-хам», «хам-са». На вдохе внутрь входит «со», а во время выдоха наружу выходит «хам». При повторении «хам-са», «хам-са», «хам-са» оно превращается в «Со-Хам». «Со-хам» - это Шива, «хам-са» - это Шакти. Шива и Шакти - это древние индийские боги, воплощающие мужское и женское начала. Они едины, и «со-хам» и «хам-са» едины. Это естественно - вдыхать «со» и выдыхать «хам». «Со» есть высшее сознание, которое входит внутрь. «Хам» - это эго, которое выходит наружу. «Со-хам» - это «хамса», что значит «лебедь». Хамса - лебедь мужского пола, хамси - женского. Эти звуковые вибрации дыхания движутся по нади, поэтому пульс также называют хамси.

Другой синоним слова «пульс» - «дхамани». «Дхамани» переводится как «артерия», «пульсирующий сосуд, уносящий кровь от сердца». В процессе работы сердце издает звук «дхум-дхум», и прана разносится по дхамани ко всем дхату, или тканям. Вот почему пульс называется дхамани.

Слово «дхарани» означает «держать» или «поддерживать». Пульсовая волна проходит по всем органам, это движение как бы связывает все органы воедино, и поэтому пульс называется дхарани - то, что поддерживает жизнь. Пульс также называют словом «дхара», что означает «непрерывный поток сознания». Другие синонимы: «джива», отражающий то, что в пульсе проявляется душа человека («джива» букв, означает «душа»), и «сарита» - «река повседневной жизни».

Слово «нади» используется и в других случаях. «Вишва» означает «вселенная», и «вишва нади» переводится как «поток энергии вселенной, который соединяет все индивидуальные жизни посредством праны (дыхания)».

Сядьте спокойно и сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Постарайтесь определить, через какую ноздрю проходит больший поток воздуха. Затем ощутите легкое чувство касания воздушного потока внутренней поверхности ноздри. Через правую ноздрю происходит вдыхание мужской, солнечной энергии; через левую ноздрю входит женская, лунная энергия. Смена пути проникновения потоков через левую или правую половину носа происходит каждые полтора часа.

Когда при вдохе и выдохе есть ощущение более сильного касания воздушным потоком внутренней поверхности ноздрей ближе к небу, это означает преобладание вибраций элемента земли, что создает чувство приземленности и стабильности.

Когда же превалируют вибрации элемента воды, и при дыхании воздушный поток больше ощущается на внутренней поверхности ноздрей ближе к щекам, человек чувствует наплыв эмоций сострадания и любви. Если, однако, дыхание больше касается краев ноздрей, то преобладают вибрации элемента огня, и человек готов вспылить, настроен критически, осуждает все окружающее, в нем обостряется амбициозность и дух соперничества. При активизации элемента воздуха воздушный поток ощущается ближе к кончику носа, это сопровождается непостоянством, отсутствием ясности и гиперактивностью ума.

Когда же преобладает действие эфира, дыхание становится легким, не касающимся ни внешней, ни внутренней стороны ноздрей. Оно проходит по центральным осям ноздрей, принося покой и умиротворение. Таким путем можно на собственном опыте частично ощутить, как вселенские элементы эфира, воздуха, огоня, воды и земли связаны посредством вишва нади с индивидуальной жизнью.

Другая нади, встречающаяся в шастрах, называется гуру нади. Слово «гуру» означает «мастер», «учитель», «просвещенный». В момент посвящения гуру «всматривается» в третий глаз посвящаемого, делая при этом (определенные жесты, называемые мудрами, и большим пальцем руки дает шактипат, то есть передает энергию, которая пробуждает в человеке гуру нади, или интуицию. Когда гуру нади начинает пульсировать, пракрити и викрити приходят в равновесие. При таком состоянии раскрывается центральный канал в позвоночнике, вызывая процесс трансформации. Счастлив тот, чья гуру нади пробудилась. Это духовный опыт, который получают лишь с помощью гуру. Когда гуру нади включается в работу, происходит пробуждение кундалини шакти. Гуру нади является основой полярности вселенной, она уравновешивает противоположные начала в пределах индивидуума.

Когда гуру нади пробуждается, человек начинает ощущать свой собственный пульс и, «вглядываясь» посредством своего пульса в третий глаз другого человека, может чувствовать то, что происходит с этим человеком. «Смотрите» прямо в третий глаз человека, чье состояние вы пытаетесь оценить. Полностью освободите свой ум и в этой пустоте постарайтесь отчетливо увидеть все, что возникнет. Это состояние пассивного, не требующего усилий осознавания. Почувствуйте, что произойдет, если вы перенесете осознавание в кончики своих пальцев.

Искусство создавать пустоту - это искусство осознавания, и гуру нади задействуется в этом вневременном состоянии. Необходимо видеть целое, не выделяя фрагментов. Истина цельна, реальность фрагментарна. Охватите целое и войдите в коренную причину. Такой подход выглядит иррациональным. Однако аюрведа дает нам логику и затем помогает выйти за ее пределы. Слова-синонимы, о которых рассказывалось в этой главе, отражают различные стороны пульса.

Существуют еще слова на санскрите, относящиеся к пульсу и встречающиеся в литературе - Праначарья и Дханвантари, то есть тот, кто использует прану и высшие состояния сознания для исцеления людей. В ведической литературе на протяжении тысячелетий наиболее обычным словом для обозначения пульса был термин «нади», в этом значении он чаще других используется в аюрведе. В этой книге для обозначения пульса также используется слово «нади», а искусство или наука распознавания (прочтения) пульса называется нади виджнянам.

Нади Парикша – это древняя аюрведическая техника диагностики по пульсу. Помогает выявить текущее состояние тела, ума и дисбаланс дош – ваты, питты и капхи. Используется как инструмент диагностики и прогнозирования заболеваний.

История метода

В Индии верят, что нади парикшу создал Агастья, один из семи ведических мудрецов, посланных богами нести знания человечеству. В 13 веке ачарья Сарангадхара в Сарангадхара самхите описал знание о нади – системе каналов в теле человека, по которым двигается жизненная сила – прана. Позднее техника была доработана в таких трудах, как Йогаратнакара и Бхавапракаша.

Особенность метода

Нади Парикша открывает информацию о прошлом, настоящем и будущем человека. Многие болезни зависят от кармы и влияния планет. Благодаря Нади Парикше можно определить истинную причину заболевания и выбрать верный способ лечения.

В теле человека насчитывается 35 миллионов каналов нади, и только 8 из них подходят для диагностики. Наиболее часто используемый метод Нади Парикши называется Хаста Нади Парикша, или диагностика по артериальному пульсу.

Три доши

Доши образуются путем различных комбинаций 5 элементов – эфира, воздуха, огня, земли и воды.

Вата - эфир и воздух.

Питта - огонь.

Капха - земля и вода.

Любой дисбаланс в дошах приводит к недомоганию, которое в дальнейшем оборачивается болезнью. У каждой доши свои характеристики, а значит и индивидуальные показания и противопоказания. С помощью Нади Парикши можно определить, насколько текущее состояние дош соответствует истинной конституции человека.

Болезни тела напрямую связаны с ментальным и эмоциональным состоянием человека. Изменения в уме оказывают влияние на прану, а значит, и на баланс дош.

Как определить дошу

Положите три пальца (указательный, средний и безымянный) на кисть пациента чуть ниже основания большого пальца. Прикосновение должно быть мягким, но крепким, чтобы уловить даже небольшое движение пульса.

Таким образом, три пальца встают прямо на нади, который указывает на состояние трех дош:

Указательный палец - Вата доша;
средний палец - Питта доша;
безымянный палец - Капха доша.

Над каким пальцем терапевт ощутил наиболее сильное движение, та доша и преобладает в теле пациента.

Для диагностики у женщин используется левая рука. У мужчин - правая.

Самодиагностика по пульсу

Тем, кто только начинает изучать диагностику по пульсу, рекомендуется начать с самодиагностики, и лишь потом перейти к чтению пульса других людей.

Лучше всего считывать пульс ранним утром в спокойном месте. Ум должен быть свободен от каких-либо мыслей и сконцентрирован на пульсе. Поэтому необходима длительная и регулярная практика, в том числе, в пранаяме и медитации, о которых мы расскажем позже.

Ежедневная практика чтения собственного пульса благоприятно скажется на физическом и ментальном здоровье – постепенно вы научитесь слушать и слышать себя.

Важно помнить, начинающим диагностам следует избегать поспешных выводов и не заниматься самолечением, так как на первых этапах очень высока вероятность ошибки.

Ежедневная практика

Начинать практику следует с воздействия на марма-точки – нажатиями большим пальцем, около 2-3 минут на каждую точку:

1. Талахридайя – расположена в центре ладони (необходима для установления связи между доктором и пациентом).

2. Кшипра – расположена между большим и указательным пальцами (помогает настроить энергетический канал).

3. Манибанда – расположена в запястье (помогает увеличить чувствительность пальцев).

Самостоятельная стимуляция этих точек помогает наполнять жизненной энергией ваши каналы нади. Эта практика улучшает способность считывать пульс за счет повышения концентрации тела и ума.

Анулома Вилома пранаяма

Усмирить ум и настроить его на нужную вибрацию поможет Анулома Вилома пранаяма. Это самый важный вид пранаямы, данная техника напрямую связана с главными нади - Ида и Пингала. Для наилучших результатов пранаяму следует практиковать каждое утро, после марма-стимуляции. Техника: cложите руки в хаста мудру. Вдох через левую ноздрю, выдох через правую. Затем вдох через правую, выдох через левую.

Материал подготовлен на базе интервью с доктором аюрведы и марма-терапии Ниилом Венугопалом («Керала»).

Текст: Евгения Турецкая

Очень большое место уделяется в Аюрведе диагностике заболеваний. Заболевания могут вызываться кармой, греховными действиями, дисбалансом Тридоша, накоплением Амы, неправильной диетой, влиянием злых духов, времени и другими причинами. "Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо исследовать все, что поддается чувственному восприятию - доша, Дхату, мала и их проявления, и только выяснив причину заболевания можно приступать к его лечению."- говорят древние тексты. Это подтверждают и такие корифеи Аюрведы, как Бхавамишра в своей "Бхавапракаше" и Шарангадхара в "Шарангадхара Самхите". Они делают упор на пульсовой диагностике заболеваний и описывают около ста пятидесяти видов патологического и физиологического пульса, различая его по силе удара, скорости, частоте, ритму, сочетаниям ит.д. По пульсу различаются практически все виды дисбаланса Тридоша, и можно сказать какая из доша и субдоша связана с Амой, какая преобладает, а какая - угнетена.

Пульсовая диагностика

Традиционно Аюрведический врач определяет пульс тремя пальцами в трех точках лучевой артерии, ибо считается, что в них пребывают все три доша. Каждый палец врача проверяет одну из трех доша - указательный определяет Вата-доша, средний - Питта-доша, и безымянный - Капха-доша. Пальцы кладутся таким образом, чтобы указательный палец был ближним к запястью больного, причем доша полых органов исследуются поверхностным надавливанием пальцев, а доша плотных органов - глубоким. Если у человека преобладает Вата-доша, пульс под указательным пальцем будет ощущаться достаточно резко, но не регулярно, вразнобой. Он будет иметь волнообразный характер, очень похожий на движение змеи по земле. Такой пульс называется Наганади, или "пульс змеи". Если у человека преобладает Питта-доша, то сильный пульс будет нащупываться под средним пальцем. Пульс Питта очень силен, активен и имеет скачкообразный характер, похожий на движения прыгающей лягушки. Такой пульс называется Маугланади или "лягушачий пульс". Если у человека в организме преобладает Капха-доша, наиболее ощутим будет пульс под безымянным пальцем врача. Этот пульс будет ровный и сильный. Он имеет волновой характер. Его удары можно сравнить с движением лебедя, плывущего в озере, поэтому такой пульс называется Хамсанади, или "пульс лебедя". При смешанном влиянии Тридоша на организм будут возникать те или иные сочетания этих трех видов пульса. Помимо распознавания состояния трех доша с помощью пульса, можно выявить функцию тех или иных Ваху, или энергетических меридианов. В основным эти меридианы бывают двух типов - поднимающие энергию и опускающие ее (на это очень похожа система каналов Инь и Янь китайской медицины). В одной и той же точке сочетаются соответствующие меридианы плотных и полых органов, причем на разных руках находятся выходы меридианов разных органов. Таким образом после диагностики врач получает двенадцать разных пульсов и по ним ставит диагноз. Признаком здорового пульса является его равномерность и неизменность силы толчков, причем на один цикл дыхания - выдох-вдох должно попадать пять ударов пульса. Если пульс ударяет пятьдесят раз равномерно, как часы, без резких скачков и убыстрений или замедлений, без пропусков, то все пять плотных органов здоровы, и меридианы, поднимающие энергию, работают сбалансированно и нормально. Если из сорока ударов выпадает один, то в одном из пяти этих органов застой или переполнение энергии и барахлит соответствующий меридиан, если из тридцати выпал один - то больны два о-гана и два их меридиана и т.д. Таким образом устанавливается наличие Праны во внутренних органах. Глубина пульса помогает определить глубину проникновения болезни - при поверхностном пульсе болезнь не успела глубоко проникнуть в организм, а если пульс глубокий, то болезнь перешла внутрь исследуемого органа.При постановке диагноза по пульсу учитываются так же следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
1. Доминирующая доша человека.
2. Доминирующая доша сезона и часа, в который происходит исследование.
3. Психическое и психологическое состояние больного.
4. Бодрствовал он или спал.
В теле человека есть множество пульсирующих сосудов, таких какартерия стопы, височная артерия, сонная артерия и др. но на них пульс не исследуют, ибо он не имеет диагностического значения. В Бхавапракаше дается около тридцати основных типов патологического пульса, каждый из которых имеет несколько подтипов, причем там указывается, что пульсы могут накладываться один на другой, что может создавать некоторые сложности при диагностике. К сожалению, обучение пульсовой диагностике затруднено субъективным описанием типа пульса, ведь он сравнивается с животными, огнем, водой, звуками музыкальных инструментов и другими явлениями, поэтому обучиться этому можно только у учителя, который будет показывать и объяснять значение каждого его вида.

Диагностика по языку и другие методы лицевой диагностики

Следующим методом диагностики, упоминаемой в Аюрведических текстах, является диагностика по кха-мала, или по налету на языке. Дело в том, то язык, кожа, глаза, волосы, кал и моча отражают состояние всего организма. Язык тесно связан с Капха-доша, а также с желудком, кишечником, сердцем, почками и печенью, поэтому по нему тоже можно судить о состоянии этих органов. На языке различаются четыре зоны, соответствующие этим органам. Сердцу и печени принадлежит кончик языка, середина отводится желудку с поджелудочной железой и селезенкой, корень языка отвечает за состояние кишечника, боковые его участки отвечают за печень и почки. Отдельно оценивается состояние тела языка, его цвет и характер сосочков, и отдельно налет на языке. С точки зрения Аюрведы вид языка у здорового человека меняется в зависимости от сезона и времени суток. Так, летом сосочки несколько увеличены в размерах и имеют немного красноватый оттенок (влияние Питта-доша), а осенью и весной они более светлые или желтоватые. Современная медицина так же проводит диагностику заболеваний поязыку больного, но в ничтожно малых размерах. Она выделяет несколько основных диагностических признаков:
Во-первых, так называемый "географический язык", при котором наблюдается неравномерное слущивание и регенерация эпителия слизистой оболочки языка. Считается, что он проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, глистных инвазиях, а так же у беременных женщин при токсикозе и у детей при диатезах.
Во-вторых - глоссит (поверхностное воспаление сосочков языка).Он возникает при некоторых инфекционных заболеваниях.
В-третьих - треммор языка, возникающий при нервных расстройствах.
Аюрведа более широко использует сведения, которые сообщает язык. Например, влажность или сухость налета указывает на состояние Капха-доша, появление или исчезновение налета - соответственнопризнак улучшения или ухудшения течения болезни. Цвет налета также имеет свое значение:
1. Желтый налет говорит о Питта дисбалансе и проникновении огня внутрь органов, что может привести к нарушению функции органовпищеварения.
2. Черный налет говорит о Вата дисбалансе и испарении из телавнутренней воды (сгущение крови). Происходят тяжелые хронические нарушения функций органов пищеварения, на которые накладываетсяобезвоживание и ацидоз, что может происходить, например, при холере.
3. Толстый белый налет - Вата дисбаланс (Апана Ваю), сопровож-дающейся запорами и накаплением Амы и токсинов в организме.
4. Толстый белый налет, со временем утончающийся - благоприят-ный признак, говорит об улучшении состояния больного.
5. Коричневый налет - Вата-Капха дисбаланс в легких, который может проявляться как пневмония.
Диагностика по цвету тела языка заключается в следующем:
1. Розовый язык, ровный, без налета, трещин и линий - нормальный цвет языка. Организм здоров или болезнь только-только начинается.
2. Бледный язык - Ракта-нарушения - анемия, истощение.
3. Красный язык - Питта нарушения, особенно в сердце и легких,возможна пневмония с высокой температурой, заражение крови или тяжелые инфекционные заболевания.
4. Темно-красный язык - то же самое, только в угрожающем дляжизни масштабе.
5. Блестящий гладкий язык - истощение Капха и Питта-доша. Анемия.
6. Фиолетовый язык - резкое повышение Питта и Капха-доша. Отравление крови и легких. Опасная стадия болезни. Необходимо срочно снижать Питта-доша.
7. Синий язык - застой Капха в сердце, печени и почках. Снижение Питта-доша, не хватает тепла, организм застужен. Нарушение легких, сбой в системе кровообращения, и очищения крови. Яды в крови, опасная стадия болезни.
8. Резко синий язык - признак скорой смерти. Только молиться.
9. Линия, идущая по середине языка, особенно если с искривлениями, указывает на напряжения в позвоночном столбе, иск-ривление позвоночника и выбитость позвонков.
10. Трещины языка - хроническое Вата нарушение (Апана-Ваю).
Таким образом по состоянию языка устанавливается весь диапазон нарушений Тридоша и многие заболевания. Остается добавить, что помимо времени года и суток, на состояние языка влияет пища, выполнение очистительных процедур, а так же ожоги горячей пищей (чего, кстати, делать не следует, иначе нарушается вкусовая чувствительность языка, что ведет к дисбалансу Тридоша.) С диагностикой по языку тесно связана диагностика по губам. На них, как и на языке, существуют проекции внутренних органов. Если губы сухие и грубые - это Вата - нарушение, если бледные - Ракта нарушения (анемия), желтые - Питта нарушения (желтуха). Воспаление на определенных участках губ так же является диагностическим признаком. При сердечных заболеваниях губы слегка синеют.

Ногтевая диагностика и диагностика по волосам

Большое внимание Аюрведа уделяет ногтевой диагностике, а так же диагностике по состоянию волос. Современная медицина обращает свое внимание на состояние ногтей, но только при очень незначительном числе заболеваний. Например, она ввела такое понятие, как "барабанные палочки". Эта форма ногтей бывает при пороках развития сердца (чем тяжелее порок, тем сильнее выраженнее изменения, затрагивающие так же и форму пальцев.) Современная медицина так же считает, что бледные, синюшные ногти бывают при тех или иных формаханемии (малокровия). Аюрведа выделяет много больше видов изменения ногтей при техили иных нарушениях семи дхату или баланса Тридоша. Например, желтые ногти говорят о Питта дисбалансе, возникшем в печени, красные - о Ракта нарушениях. Ломкие ногти говорят о преобладании Вата-доша, толстые и крепкие - на преобладание Капха-доша, а мягкие и розовые - на преобладание Питта-доша в теле. Белые пятнышки на ногте в детском возрасте говорят о росте иразвитии сердца, но во взрослом организме указывают на нарушение Вата-доша сердца, проблемы с калий-натриевым балансом в сердечной мышце, боли в сердце и другие нарушения сердечно-сосудистой системы. Поперечные желобки на ногтях говорят о наличие нелеченных хронических заболеваний или указывают на частые ангины и простуды. Слоятся ногти при нехватке кальция или при его неусвоении в кишечнике. Изменения структуры ногтя бывает нескольких видов, и каждый вид помогает диагностировать те или иные нарушения в организме.Если образуется нарост на конце ногтя, это говорит о хронических заболеваниях легких, а так же частых простудах в детстве. Если ноготь сразу же за краем пальца загибается вниз - Капханарушения в легких (Аваламбака Капха). Если ноготь маленький и имеет шишковатую форму - это указываетна непроходимость легочной и сердечной Ваху. При диагностике заболеваний следует обращать внимание и на волосы человека. Если волосы здоровые, крепкие, густые, то у челове-ка много Праны, он быстро выздоравливает, у него хороший иммунитет. Волосы становятся жидкими при Вата- Капха нарушениях. Чем тяжелее заболевание, тем хуже состояние волос. Волосы начинают выпадать при увеличении Питта-доша в почках, половых органах, а так же при нехватке кальция в организме, при лишаях и нарушении кожного питания. Цвет волос ухудшается при хронических стрессах и внутреннем напряжении. Очень большого расцвета достигла диагностика как отдел хиромантии. По расположению линий на ладоне и стопе предсказывались те или иные заболевания, особенно болезни печени, сердца, крови, нервные и психические нарушения. За это отвечает линия сердца, головы и печени, а так же линия жизни и некоторые другие линии ладони. Вообще, каждый палец связан с одним из первоэлементов, ведь по ним проходят Ваху определенных органов:
1. Большой палец - эфир - Ваху мозга
2. Указательный палец - воздух - Ваху легких
3. Средний палец - огонь - Ваху желудка и кишечника
4. Безимянный палец - вода - Ваху почек
5. Мизинец - земля - Ваху сердца.
Эти знания так же используются в диагностике состояния организма.

Диагностика по трем мала



Особое место отводится диагностике по трем основным мала - моче, калу и поту. Аюрведа устанавливает тесную связь между мочой и потом. Моча и пот должны выделяться в определенной пропорции, которая изменяется в зависимости от времени года и влияния Тридошана организм. Если баланс потерян - моча нарушается, возникают болезни. При преобладании мочи возникают всевозможные кожные заболевания, в частности, псориаз. При преобладании пота над мочой возникают болезни почек. Для проверки мочи, ее надлежит собрать или в прозрачный чистый сосуд, или в чистую тарелку. Таким образом определяется ее цвет и прозрачность. (Исследуют утреннюю мочу.) Если моча мутная - Капха дисбаланс, излишек Капха-доша в почках и мочевом пузыре. Светло-желтый прозрачный цвет мочи - человек здоров. Темно-коричневая моча с зеленым оттенком - Питта нарушения,обычно - желтухи. Темно-красный цвет мочи, моча мутная - Ракта-нарушения, кровьв моче, цистит или уретрит, в зависимости от чистоты цвета. Цвет "крепкого чая" моча имеет при яде в крови, в основном приотравлении или гемолитической желтухе, укусах змей или скорпионов.Темно-желтая моча - при недостаточном питье в жаркую погоду. Помимо цвета и прозрачности определяется запах мочи. В норме моча имеет характерный запах, который меняется при тех или иных нарушениях. Запах прелых яблок появляется при Капха нарушениях (диабет идр).Вонючая моча - накопление Амы и токсинов. Кислый запах мочи - Питта нарушение. Если моча имеет осадок, это может указывать на инфекцию почекили мочевого пузыря, а так же песок или камни. Следующее определение проводят с помощью капли кунжутного масла. В сосуд с мочой капают одну каплю кунжутного масла, и если капля быстро растворяется, то болезнь легко вылечить, если каплятонет, зависая в толще жидкости, болезнь вылечить сложнее, а если капля оседает на дно, то болезнь очень трудно вылечить. Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, то у больного Вата нарушение, если в виде масляной пленки - Питта нарушение, а если рассыпается на много капелек, как жемчуг - то это Капха нару-шение. После этого исследуется количество мочи, выделяемое человеком за сутки (в сравнении с выпитой водой). Если выделяется очень много мочи, это говорит об уравновешивании Капха-доша, схождении отеков, или диабете. Если мочи выходит мало, это говорит о Вата нарушениях, или жаркой погоде (много пота), или о сухоедении. При почечных заболеваниях и образовании отеков тоже бывает мало мочи. Отеки под глазами - болезни почек, отеки на ногах - болезни сердца. Если моча вообще отсутствует, это говорит о глубоком дисбалансе Вата-доша (инсульт, инфаркт, мозговые кровоизлияния, поражения почек, препятствия к выведению мочи - камень, опухоль предстательной железы; психозы). Если моча выходит часто по нескольку капель - Вата нарушения в почках в сочетании с Питта нарушениями (острые циститы и уретриты). При исследовании мочи учитывается преобладающая доша человека, его питание и образ жизни (при физической работе моча может пениться и быть мутноватой). И в последнюю очередь определяется "липкость" мочи. Если два пальца, смоченные мочой, прилипают друг к другу - Капха нарушения (диабет). Исследование кала принадлежит к той части Аюрведы, которая рассматривает диагностику и лечение, находящиеся в гуне невежества. Но в Кали-югу эти исследования проводятся. Если у человека Ватанарушение (она повышена) , то кал выходит жидкий и пенистый, в немнаходятся много непереваренной пищи. Это указывает также на слабый Агни. Если Вата-доша угнетена, то человек страдает запорами и кал у него твердый. Если происходит Капха нарушение (опухоль кишечника), то кал будет лентовидный. Если дисбаланс Вата-доша порождает спазмы, то кал будет выходить небольшими круглыми камешками (заячий кал). Если слабый Пачака Агни и сильный Апана Ваю, токал будет иметь золотисто-желтый цвет. При Ракта нарушениях калбудет красного цвета (амебиаз) - слизь с кровью, при тифе будет похож на дал (гороховый суп), при нарушениях Питта в кишечнике - неокрашенный. При глистах - они будут обнаруживаться в кале. По наличию мокроты судят о состоянии Аваламбака Капха. Если учеловека отходит большее количество мокроты, это говорит об увеличении этой субдоша и рекомендуется тем или иным способом снизить ее количество.

Диагностика по марма-точкам

Наиболее древняя система диагностики, дающая наиболее точные результаты при проведении исследований - это диагностика с помощью определенных Марма-точек, находящихся на всех основных Вахуи дающих информацию о состоянии всех органов, всех каналов, всех Дхату и о балансе или дисбалансе Тридоша. Всего существует сто восемь марма-точек, пять из которых - основные (Маха-марма). Диагностика заключается в надавливании на марма-точки и выясне-нии, являются ли эти надавливания болезненными или наоборот, а также смотрится состояние точек (уплотнение, припухлость, продавленость) и тип ощущения в них. Вообще марма-диагностика очень близка с древнекитайской акопунктурной диагностикой, да и вообще сакопунктурой. Многие марма-точки и китайские точки совпадают (в частности все Маха-марма находятся на передне-срединном меридиане), но аюрведическая традиция более древняя, чем китайская. Нельзя сильно воздействовать и повреждать марма-точки, это может привести к тяжелым расстройствам в организме человека и к смерти. Диагностика в Аюрведе проводится в строго определенной последовательности:
1. Расспрос пациента
2. Объективный осмотр
3. Исследование марма-точек, пульса, трех мала.

Сушрута самхита утверждает:

Дошам душам балам калам аналам пракритимВаяха саттвам сатьям татхарамАвастхаш ча притак видхаШукшма шукшмам парикшашам дошаушадха нирупанеЙо вартате чикитшаям насаскалати джатхуджитах.

/Сушрута Самхита./

"Аюрведический врач должен сопоставить воздействие доша, возраст пациента, его Пракрити, гуну, в которой он пребывает, его жизненную энергию, жизненные силы, ментальный статус, пищу, которой обычно человек питается, его пульс, три мала, задать вопросы по самочувствию и времени возникновения заболевания, и только после этого следует начать размышлять о заболевании и ставить диагноз. "Ибо все это влияет на правильность постановки диагноза, и в конечном счете на лечение болезни.

Источник http://razum.kz/



error: Контент защищен !!