Как надо кофе пить. Как пить кофе

Что определяет поведение человека?

Мышление человека, способ восприятия себя и окружающего мира, — таков ответ когнитивной психотерапии .

Если вы считаете, что абсолютно беспомощны, хотя в реальности это может быть не так, то при возникновении трудностей, будете испытывать чувства тревоги или отчаянья, и потому будете всеми силами избегать самостоятельных действий и решений. Основные ваши мысли будут такими, — "не способен ", "не справлюсь ". Именно они и будут определять ваше поведение.

Если же перенаправить эти нерациональные мысли и жизненные убеждения в другое русло и учиться конструктивно решать текущие вопросы и задачи, то возможно избавиться от переживаний и тревожных состояний. В когнитивной психотерапии разработаны эффективные приемы и упражнения , направленные на развитие способности мыслить более конструктивно, созидательно, позитивно и позволяющие человеку самостоятельно справляться с возникающими негативными переживаниями.

Основателем когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии считают американского психиатра Аарона Бека . Когнитивная психотерапия — это терапевтический подход, который помогает человеку распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы. Бек считает, что настроение и поведение человека в большей степени определяется тем, каким способом он истолковывает окружающий мир. Он сравнивает такое видение с фильтром или очками, сквозь которые человек видит мир и соответственно интерпретирует его. Развитие навыков саморегуляции, замена негативных мыслей конструктивными, изучение ожиданий, установок, которыми руководствуется наше сознание, и их переосмысление — основные отличительные черты когнитивной психотерапии.

На сегодняшний день, когнитивная психотерапия находится на стыке когнитивизма , бихевиоризма и психоанализа . Хотя когнитивно-поведенческая терапия сравнительно молодое направление, ему всего около трёх десятилетий, она признана весьма эффективной при лечении депрессивных, тревожных и панических состояний . Когнитивная психотерапия даёт более долговременный эффект, чем лекарственная терапия .

Аарон Бек считал терапию неким тренингом , в процессе которого пациент обучается новым, более эффективным способам решения проблем. "Никто не требует и не ждет, что пациент в совершенстве овладеет когнитивными и поведенческими техниками преодоления депрессии, акцент делается на другом — на росте и развитии. По окончании терапии у пациента будет достаточно времени, чтобы отточить приобретенные умения ".

Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерна вера в то, что человек может быть полноценным участником психотерапевтического процесса. Терапевт побуждает пациента бросить вызов своим разрушительным мыслям и начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Важно, чтобы пациент на основе опыта убедился в том, что благодаря собственным установкам он не так счастлив, как мог бы быть, если бы мыслил по-другому. Терапевт предлагает на рассмотрение пациента альтернативные правила, а не устраивает ему "промывку мозгов ". У человека есть альтернатива начать мыслить по-другому. Особое внимание в когнитивной терапии уделяется настоящему, работе с сознательным содержанием, в отличие от психоанализа.

Один из способов создания у человека новых убеждений состоит в предложении вести дневник "дисфункциональных мыслей", в котором он должен ежедневно записывать свои позитивные и негативные переживания в период, когда эти убеждения активны. Также можно использовать набор карточек , на одной стороне которых человек записывает неприятную дисфункциональную установку, указывая факты, свидетельствующие против неё, а другой стороны карточки — более функциональные установки и факты. Так человек может регулярно оценивать степень своей убежденности в каждой установке. Он учится брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так, чтобы с большей вероятностью достигать своих целей.

Человек — это существо думающее, активное, способное изменять себя и свою жизнь. Это основные фундаментальные представления когнитивной психотерапии.

В настоящее время в когнитивной психотерапии выделяют следующие разновидности: п озитивная психотерапия А.Пезешкиана и когнитивно-бихевиоральная психотерапия .

Ещё Сократ виртуозно выявлял искажения человеческого разума и помогал людям избавиться от неверия в себя, печали, невыносимого страха смерти. Когнитивная психотерапия — это искусство, трансформированное в научно-обоснованную систему, помогающую человеку начать мыслить по-новому.

Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова () и Скиннера (Skinner В. F.), ().

По мере того как новые поколения врачей применяли поведенческие техники, стало выясняться, что ряд проблем пациентов гораздо сложнее, чем сообщалось в прежних публикациях. Обусловливание адекватно не объясняло сложный процесс социализации и научения. Интерес к самоконтролю и саморегуляции в рамках поведенческой психотерапии приблизил «средовой детерминизм» (жизнь человека определяется прежде всего его внешним окружением) к реципрокному детерминизму (личность - не пассивный продукт среды, а активный участник своего развития).

Публикация статьи «Психотерапия как процесс научения» в 1961 г. Бандурой (Bandura А.) и его последующие работы были событием для психотерапевтов, ищущих более интегративные подходы. Бандура представил в них теоретические обобщения механизмов оперантного и классического научения и одновременно подчеркнул важность когнитивных процессов в регуляции поведения.

Модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на когнитивных процессах. Эта тенденция была очевидной в реинтерпретации систематической десенсибилизации Вольпе (Wolpe J.) как противообусловливающей техники с точки зрения таких когнитивных процессов, как ожидание, копинг-стратегия и воображение, что привело к подобным специфическим направлениям терапии, как скрытое моделирование (Cautela J., 1971), тренинг навыков и умений. В настоящее время существует по меньшей мере 10 направлений психотерапии, делающих акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента (Beck A.T., 1976; Ellis A., 1977; Meichenbaum D., 1986). Приведем их общие принципы.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь пациенту изменить неадаптивное поведение, психотерапевт должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высокоиндивидуализирован для каждого пациента и семьи. Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени развитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психотерапевту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в дисфункциональной манере. В отличие от пациентов, имеющих диагноз 1-й оси, у лиц с личностными расстройствами труднее формируется «доброкачественная» альтернативная когнитивная система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода. Это требует функционального анализа, т. е. детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психотерапия использует достижения, методы и техники классического и оперантного научения по моделям, когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства и их следствия - с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Когнитивное не является первоисточником или причиной неадаптивного поведения. Мысли пациента в такой же степени влияют на его чувства, как чувства - на мысли. Мыслительные процессы и эмоции рассматриваются как две стороны одной медали. Мыслительные процессы - лишь звено, часто даже не основное, в цепи причин. Например, когда психотерапевт пытается определить вероятность рецидива униполярной депрессии, он может сделать более точное предсказание, если поймет, насколько критичен супруг пациента, вместо того чтобы опираться на когнитивные показатели.
6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур. Термин «когнитивные события» относится к автоматическим мыслям, внутреннему диалогу и образам. Это не означает, что человек постоянно ведет разговор с самим собой. Скорее можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев неосмысленно, автоматично. Ряд авторов говорят, что оно идет «по сценарию». Но бывают случаи, когда автоматизм прерывается, человеку необходимо принять решение в условиях неопределенности, тогда и «включается» внутренняя речь. В когнитивно-бихевиористской теории считается, что ее содержание может оказать влияние на чувства и поведение человека. Но, как уже было сказано, то, как человек чувствует, ведет себя и взаимодействует с окружающими, также может существенно влиять на его мысли. Схема - когнитивная репрезентация прошлого опыта, негласные правила, организующие и направляющие информацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы оценки событий и процессы приспособления. В силу такой важности схем основной задачей когнитивно-поведенческого психотерапевта является помощь пациентам в понимании того, как они истолковывают реальность. В этом отношении когнитивно-поведенческая психотерапия работает в конструктивистском ключе.
7. Лечение активно вовлекает пациента и семью. Единицей анализа в когнитивно-поведенческой психотерапии в настоящее время являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Более того, когнитивно-поведенческая психотерапия также заинтересовалась тем, как принадлежность к определенным социальным и культурным группам влияет на системы убеждений и поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, т. е. методика психотерапии структурирована.
8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения. Если раньше поведенческая психотерапия ставила основной своей задачей устранение или исключение нежелательного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время акцент смещен на научение пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное мышление, достижение целей и т. д.), активизацию ресурсов личности и ее окружения. Иными словами, происходит смещение с патогенетического на саногенетический подход.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (моделирование поведения) является одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров.

Моделирование поведения - метод, легкоприменимый в амбулаторных условиях, он ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что привлекает клиентов, которые не хотели бы именоваться «пациентами». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно для пациентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Кроме того, многие приемы когнитивно-поведенческой психотерапии представляют конструктивные копинг-стратегии, помогая пациентам приобрести навыки адаптации в социальной среде.

Когнитивно-поведенческая психотерапия относится к краткосрочным методам психотерапии. Она интегрирует когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности; подчеркивает влияние когниций и поведения на эмоциональную сферу и функционирование организма в широком социальном контексте. Термин «когнитивный» используется потому, что нарушения эмоций и поведения нередко зависят от ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении. В «когниций» входят убеждения, установки, информация о личности и среде, прогнозирование и оценка будущих событий. Пациенты могут неправильно интерпретировать жизненные стрессы, судить себя слишком строго, прийти к неправильным выводам, иметь о себе негативные представления. Когнитивно-поведенческий психотерапевт, работая с пациентом, применяет и использует логические приемы и поведенческие техники для решения проблем совместными усилиями психотерапевта и пациента.

Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

Тревога может быть нормальным и адаптивным ответом на множество ситуаций. Способность распознавать угрожающие события и избегать их является необходимым компонентом поведения. Некоторые страхи исчезают без всякого вмешательства, но длительно существующие фобии могут оцениваться как патологический ответ. Тревожные и депрессивные расстройства нередко связаны с псевдовосприятием окружающего мира и требованиями среды, а также жесткими установками по отношению к себе. Депрессивные пациенты оценивают себя как менее способных, чем здоровые лица, в связи с такими когнитивными ошибками, как «селективная выборка», «сверхобобщение», «принцип все или ничего», минимизация позитивных событий.

Поведенческая психотерапия служит средством выбора при обсессивно-фобических расстройствах и по необходимости дополняется фармакотерапией транквилизаторами, антидепрессантами, бета-блокаторами.

Следующие поведенческие лечебные цели осуществляются у пациентов с обсессивно-фобическими расстройствами: полная элиминация или редукция навязчивой симптоматики (мысли, опасения, действия); перевод ее в социально приемлемые формы; устранение индивидуальных факторов (чувство малоценности, недостаток уверенности), а также - нарушений контактов по горизонтали или вертикали, потребности в контроле со стороны значимого микросоциального окружения; устранение вторичных проявлений болезни, таких как социальная изоляция, школьная дезадаптация.

Когнитивно-поведенческая психотерапия при нервной анорексии преследует следующие кратко- и долгосрочные лечебные цели. Краткосрочные цели: восстановление преморбидного веса тела как необходимого условия для психотерапевтической работы, а также восстановление нормального пищевого поведения. Долгосрочные цели: создание позитивных установок или развитие альтернативных интересов (других, чем соблюдение диеты), обновление поведенческого репертуара, постепенно заменяющего анорексическое поведение; лечение фобии или страха потери контроля над весом, нарушений схемы тела, заключающееся в способности и потребности распознавать собственное тело; устранение неуверенности и беспомощности в контактах, в отношении полоролевой идентичности, а также проблем отделения от родительского дома и принятие роли взрослого. Это ключевые задачи психотерапии, которые приводят не только к изменениям веса (симптомоцентрированный уровень), но и к разрешению психологических проблем (личностно-центрированнный уровень). Распространен следующий алгоритм психотерапевтических мероприятий: когнитивно-ориентированная поведенческая психотерапия вначале в индивидуальной форме. Она состоит из приемов самоконтроля, шкалирования целей, тренинга уверенного поведения, тренинга решения проблем, подписания контрактов по восстановлению веса, прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона. Затем пациент включается в групповую психотерапию. Практикуется интенсивная поддерживающая психотерапия. Параллельно с этим проводится системная семейная психотерапия.

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). При проведении психотерапии определяется распределение обоих видов подкреплений при оценке психического статуса пациента. Позитивное подкрепление включает удовольствие от приема психоактивного вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абстиненции в начальный период приема веществ, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, иногда условную приятность роли больного. Негативные последствия аддиктивного поведения - более частая причина обращения к специалисту. Это появление физических жалоб, ухудшение когнитивных функций. Для включения такого пациента в лечебную программу необходимо найти «замещающее поведение» без приема психоактивных веществ или других видов девиантного поведения. Объем психотерапевтических вмешательств зависит от развития социальных навыков, степени выраженности когнитивных искажений и когнитивного дефицита.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом:
1) проведение функционального поведенческого анализа;
2) изменение представлений о себе;
3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
4) развитие компетентности в социальном функционировании.

Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в поведенческой психотерапии. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние). Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и их последствиях.

Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование терапии и ее ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения. При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем: 1) описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка; 2) отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психотерапевту; 3) выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение; 4) наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) малоприменимо для последующей психотерапии. Необходимо качественное и количественное описание признаков; 5) оценить количественные и качественные последствия поведения.

Другим вариантом функционального поведенческого анализа является составление мультимодального профиля (Лазарус (Lazarus А. А.)) - специфически организованный вариант системного анализа, проводимый по 7 направлениям - BASIC-ID (по первым английским буквам: bechavior, affect, sensation, imagination, cognition, interpersonal relation, drugs - поведение, аффект, ощущения, представления, когниции, интерперсональные отношения, лекарства и биологические факторы). В практике это необходимо для планирования вариантов психотерапии и для обучения начинающих врачей-психотерапевтов методам когнитивно-поведенческой психотерапии. Использование мультимодального профиля позволяет лучше войти в проблему пациента, соотносится с многоосевой диагностикой психических расстройств, дает возможность одновременно наметить варианты психотерапевтической работы (см. Мультимодальная психотерапия Лазаруса).

В работе над типичной проблемой необходимо задать пациенту серию вопросов для прояснения имеющихся трудностей: правильно ли пациент оценивает события? Являются ли ожидания пациента реалистичными? Не основана ли точка зрения пациента на ложных выводах? Адекватно ли в этой ситуации поведение пациента? Есть ли на самом деле проблема? Сумел ли пациент найти все возможные решения? Таким образом, вопросы позволяют построить психотерапевту когнитивно-поведенческую концепцию, из-за чего пациент испытывает трудности в той или иной области. В ходе интервью, в конечном счете, задача психотерапевта состоит в выборе одной или двух ключевых мыслей, установок, поведения для психотерапевтического вмешательства. Первые сеансы обычно нацелены на присоединение к пациенту, идентификацию проблемы, преодоление беспомощности, выбор приоритетного направления, обнаружение связи между иррациональным убеждением и эмоцией, выяснение ошибок в мышлении, определение зон возможного изменения, включение пациента в когнитивно-поведенческий подход.

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта - сделать пациента активным участником процесса на всех его этапах. Одна из фундаментальных задач когнитивно-поведенческая психотерапия - установление партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в форме терапевтического договора, в котором психотерапевт и пациент соглашались вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего. Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе лечения; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление пациента, возникающее нередко как следствие восприятия психотерапевта агрессором или идентификации его с родителем, если он пытается контролировать пациента; в-третьих, договор помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения пациента может заставить психотерапевта двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психотерапии и ее срыву.

Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема «психотерапевтического обучения» - определение мотивации пациента. Для усиления мотивации к лечению учитываются следующие принципы: совместное определение целей и задач психотерапии. Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через «Я хочу», а не «Я хотел бы»; составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов; проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха; усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует «повестка дня» каждого занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии. При подписании психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и выздоровлению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует «повестка дня», благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические «мишени». «Повестка дня» обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает обратную связь психотерапевта по поводу домашних заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в «повестку дня». По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии.

Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать. Когнитивно-поведенческие техники основаны на изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией. Одна из принципиальных задач каждой поведенческой техники - изменить дисфункциональное мышление. Например, если в начале терапии пациент сообщает, что его ничего не радует, а после проведения поведенческих упражнений меняет эту установку на позитивную, то задача выполнена. Поведенческие изменения часто возникают как результат когнитивных изменений.

Наиболее известными являются следующие поведенческие и когнитивные приемы: реципрокная ингибиция; методика наводнения; имплозия; парадоксальная интенция; методика вызванного гнева; метод «стоп-кран»; использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций, методов релаксации одновременно; тренинг уверенного поведения; методы самоконтроля; самонаблюдение; прием шкалирования; исследование угрожающих последствий (декатастрофизация); преимущества и недостатки; опрос свидетельских показаний; исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий; парадоксальные приемы и др.

Современная когнитивно-поведенческая психотерапия, подчеркивая значимость принципов классического и оперантного научения, не ограничивается ими. В последние годы она абсорбирует также положения теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем, вследствие чего модифицируются и интегрируются методики и техники этого направления в психотерапии.

У многих из нас утро начинается с чашечки ароматного кофе. Правда, отпив глоточек, мы часто задаемся вопросом: а не вредно ли это?..

Учёные считают, что 2–3 чашки кофе в день не принесут организму никакого вреда. Только пить его лучше после еды, а не натощак.

Доводы «ЗА»

Кофе повышает работоспособность. Кофеин стимулирует деятельность центральной нервной системы и улучшает работу мозга. 1–2 чашки кофе в день помогают сконцентрироваться и настроиться на деловой лад.

Обладает мягким мочегонным эффектом. Это может быть полезным для тех, кто часто сталкивается с отёками, а также для женщин в период предменструального синдрома.

Улучшает настроение. Всего одна чашка кофе повышает уровень эндорфинов в крови. Именно эти вещества дарят нам ощущение радости.

Бережёт зубы от кариеса. Несмотря на то что кофе окрашивает зубную эмаль в жёлтый цвет, напиток мешает стафилококкам прикрепляться к поверхности зубов. Так что пейте кофе, но не забывайте регулярно очищать зубной налёт в кабинете стоматолога.

Доводы «ПРОТИВ»

Опасен для сердечников. Кофеин заставляет сердце биться чаще и повышает давление. А потому тем, кто страдает гипертонией, не стоит злоупотреблять бодрящим напитком.

Делает кости хрупкими. Кофе мешает организму усваивать кальций. Поэтому лучше добавлять в чашку немного молока, чтобы восполнить потери.

Мешает усвоению некоторых витаминов. Крепкий кофе, выпитый натощак, повышает кислотность желудочного сока и мешает усвоению витаминов. Поэтому лучше не начинать завтрак с чашечки кофе, а заканчивать трапезу ароматным напитком.

На заметку

Какой кофе выбрать, зависит от того, как вы будете его готовить.

Для варки в турке подойдут зёрна мелкого помола.

Для кофеварки выбирайте более крупный помол.

Растворимый кофе лучше не покупать совсем. Никакой пользы этот напиток не принесёт.

Виды кофе

Эспрессо

Очень крепкий чёрный кофе, подаётся в маленьких толстостенных чашечках, которые долго сохраняют напиток горячим. Стандартная порция эспрессо – 30 мл.

Иногда напиток украшают небольшим количеством взбитых сливок. Тогда он превращается в макиато.

Отличается от капучино количеством молока. В латте его больше. Часто латте наливают в высокие прозрачные бокалы слоями, чередуя кофе и молоко.

Капучино

На дне чашки – кофе, сверху – взбитое в пену молоко, а затем – слой молочно-кофейной пены. Кстати, своё название напиток получил именно благодаря последнему слою. В переводе с итальянского капучино означает «капуцин» – монах в остроконечном капюшоне. Этот головной убор отдалённо напоминает пенную шапку на чашке кофе.

Американо

Представляет собой некрепкий чёрный кофе. По сути это разбавленный водой эспрессо. Стандартная порция – 150 мл.

Глясе. Кофе с мороженым.

Мокко. Кофе с шоколадом.

Романо. Кофе с лимоном.

Кофе по-венски. Напиток, щедро украшенный взбитыми сливками и сахарной пудрой.

Худеем на кофе

Сейчас часто звучат заявления о том, что зеленый кофе способствует похудению.

Популярность зелёный кофе обрёл в 2012 году, когда статусный американский журнал опубликовал результаты исследования, проведённого в Университете Скрэнтона. Согласно данному научному эксперименту вещество, содержащееся в зелёном кофе, – хлоро­геновая кислота, ускоряет расщепление жира. Автор исследования утверждал, что благодаря БАД на основе зелёного кофе можно сбрасывать до 8 кг в неделю без соблюдения диеты. В дальнейшем данное исследование не раз критиковалось специалистами по питанию.

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе? Аргументы за и против

Во-первых, похудение на 8 кг в неделю нельзя считать физиологичным (ВОЗ рекомендует не более 1 кг в неделю).

Во?вторых, нет ни одного чудодейственного ингредиента, который помог бы сбросить вес без соблюдения правил рационального питания и определённой физической нагрузки.

Если вы будете вприкуску с зелёным кофе есть печенье или бутерброды с маслом, то о каком похудении может идти речь? Употребление тех или иных «суперпродуктов для похудения» вкупе с правильным питанием, возможно, полезно с психологической точки зрения: «Я, наконец-то, начал заботиться о своём здоровье». Но подумайте: хотите ли вы за подобную мотивацию платить дополнительные деньги, ведь цена зелёного кофе и продуктов на его основе неоправданно высокая.

Юлия Верн 21 151 1

Кофе - это самый популярный напиток, приготовленный из жареных и перемолотых зерен, большинство людей именно с него начинают свой день. Но мало кто знает, как правильно пить кофе, чтобы максимально получить пользу и удовольствие.

Тонкости дегустации заключаются в следующих нюансах:

  • Крепко сваренный напиток наливается только в небольшие чашки из тонкого фарфора.
  • Капучино разливается в фаянсовые чашки с объемом 150 мл.
  • Кофе с молоком или взбитыми сливками удобнее пить из стандартных чайных чашек.
  • В напиток добавляются различные пряности, насыщающие его более глубоким вкусом и придающие неповторимый аромат: имбирь молотый или кусочек натертого корня, кардамон, зерна которого достаточно просто расплющить ложкой, гвоздику. В соответствии с рецептом, кофе, приготовленный в восточном стиле, не следует интенсивно размешивать, чтобы со дна посуды не поднимался осадок. Поэтому, во многих странах при сервировке стола ложку к нему не подают. Сахар в чашку насыпается предварительно или вообще отсутствует.
  • Черный кофе отлично сочетается со сладким ликером или коньяком, имеющим высокое качество. Алкоголь можно добавлять прямо в чашку, можно пить отдельно маленькими глотками, чередуя с напитком. Приятным дополнением к кофейной церемонии служат бисквиты, сдобные кексы и низкокалорийные пирожные, по желанию прибавляется лимон.
  • Напиток из кофейных зерен обычно пьют не торопливо, с наслаждением.
  • Не рекомендуется пить на голодный желудок, так как может появиться изжога, в дальнейшем перерастающая в язву.

Некоторые люди запивают его охлажденной водой. Жидкость обостряет вкус и аромат, при этом бодрящие свойства кофе проявляются более интенсивно. Любители кофе с многолетним стажем советуют перед тем, как выпить горячий напиток, сделать пару глотков прохладной воды, тогда послевкусие сохранится надолго.

Во многих кофейнях подают воду к кофе. Считается, что данная традиция зародилась в Греции, затем ее переняли в Турции, откуда она последовала в страны Европы. Стакан холодной воды обычно подается к различным видам эспрессо и кофе по-турецки.

Любители бодрящего напитка нередко задумываются над тем, зачем к кофе подают холодную воду? Для этого существует несколько причин:

  • Напиток, если его сварили по правилам, имеет плотный вкус и ярко-выраженный аромат. Эти качества не ощущаются в полном объеме по причине того, что рецепторы, отвечающие за вкус, адаптируются к раздражителям и человек не получает должного наслаждения. Чистая прохладная вода, не имеющая запаха и вкуса, употребляемая маленькими глотками, очищает рецепторы. Это позволяет снова почувствовать все оттенки ароматного, немного горьковатого вкуса.
  • Медицинские работники рекомендуют чередовать кофе с водой. Ведь напиток содержит кофеин, повышающий давление, а прохладная жидкость обладает свойством предотвращать его негативное воздействие на человеческий организм. Она понижает массовую долю кофеина, регулирует ритмы сердцебиения, предотвращает внезапные скачки давления. Полезно данное действие и людям, имеющим проблемы с желудком.
  • Кофе, ежедневно принимаемый людьми, окрашивает эмаль зубов, образовывая на ней желтоватый налет. Глоток воды, употребляемый после напитка, оказывает благотворное воздействие на состояние зубов, так как он успевает смывать пигмент, не давая ему впитаться.
  • Вода, подаваемая в жаркое время к кофе, дает возможность получить двойное удовольствие: во- первых, она придает организму дополнительный заряд бодрости, во-вторых, освежает. Кофейный напиток разогревает организм, повышая его тонус, а холодная жидкость немного остужает. Например, в странах, где жаркий климат, подают стакан воды после употребления кофе, не чередуя напитки. Таким образом достигается более яркий эффект свежести.
  • Вода предотвращает обезвоживание организма, восполняет потери от воздействия кофеина, который обладает мочегонным свойством.

Качество воды

Лучшим вариантом воды, подаваемой к кофе, является кипяченная, очищенная в бутылках или родниковая, не содержащая хлора в составе. Она должна быть холодной, но не студеной, с мягким нейтральным вкусом. Слишком холодная жидкость, особенно со льдом, заглушает чувствительность вкусовых рецепторов, создавая существенно резкий перепад температурного режима.

Многие любят пить кофе, принимая затем минеральную воду. Она имеет свой вкус, оказывающий влияние на восприятие напитка. Контраст между ними все равно сохраняется, сильнее выражая содержание кофеина.

Для ароматизации можно добавить в жидкость кружок лимона, цедру апельсина, листья свежей мяты и немного настоять. Ингредиенты следует дозировать, иначе вкус получиться чересчур резкий, перебивающий желаемый аромат.

Как правильно употреблять кофе с водой?

Для получения максимального наслаждения от употребления напитка следует следовать определенным правилам, которые, конечно же, можно подстроить под свои предпочтения:

  • не стоит спешить, прежде чем приступить к кофе, следует сделать пару глотков воды для очищения рецепторов, подготавливая их к восприятию аромата и вкуса;
  • при чередовании кофе и воды надо делать маленькие глоточки, ненадолго задерживая их во рту;
  • делать небольшие интервалы, потому что ускоренное чередование напитков притупляет чувствительность, заглушая вкусовые качества и оказывая пагубное воздействие на зубы;
  • вода смывает послевкусие ароматного напитка, поэтому каждый определяет сам, допивать ли ему кофе до дна.

Кофейный напиток позволяет себя ощущать свежим и бодрым, тонизируя организм на целый день. После кофе надо пить воду, ведь чередование принесет больше удовольствия, позволяет получить более насыщенный яркий аромат.

О пользе кофе рассказывает кандидат медицинских наук Анна Романовна Александрова.

В медицинской литературе уже несколько десятилетий ведутся споры о том, полезно или вредно пить кофе. Люди давно уже оценили прекрасный вкус и возбуждающее действие этого напитка, связанное с содержанием в нем вещества кофеина. Сегодня стало ясно, что кофеин оказывает возбуждающее и стимулирующее действие не только на головной мозг, но и на всю центральную нервную систему. Потому-то после чашечки крепкого кофе исчезает сонливость, апатия, вялость. Улучшается также работа органов чувств - чуть лучше становится зрение, слух, обоняние. Легче происходит запоминание, переработка информации, выработка новых идей.

Однако кофе содержит не только кофеин, но и многое другое - кислоты, ароматические соединения, красящие и вкусовые вещества. Какие из этих веществ попадут в организм, зависит от способа приготовления, обжарки, концентрации и разновидности кофе. По-видимому, с действием этих сопутствующих веществ и связано благотворное влияние кофе на желудок и кишечник. Кофе усиливает выделение желудочного сока, причем действие его равносильно действию мясного бульона. Если после плотного обеда или завтрака вы выпьете чашечку черного кофе, через 20-30 минут кислотность в желудке достигнет максимума, и переваривание и усвоение пищи будет более быстрым и эффективным. В связи с этими особенностями людям с язвенной болезнью и гастритом с повышенной кислотностью черный кофе не рекомендуется.

Что делать, если кофе все равно хочется? Можно заменить натуральный кофе ячменным, желудевым и другими напитками. Если все эти варианты неприемлемы, пейте кофе с молоком, сливками и сахаром: это уменьшает возбуждающее влияние кофе на выделение желудочного сока. А вот при пониженной кислотности черный кофе полезен и может употребляться без серьезных ограничений.

Кроме того, совсем недавно выяснилось, что регулярное употребление кофе уменьшает риск возникновения опухолей кишечника. Оказалось, что кофе также влияет на работу некоторых желез внутренней секреции. Например, он повышает усвояемость сахара и угнетает выработку гормонов щитовидной железы. Поэтому людям со склонностью к диабету и нарушениями со стороны щитовидной железы стоит проконсультироваться со своим лечащим врачом, сколько и как можно употреблять кофе.

Давно известно, что кофе может оказывать на организм и вредное действие. Не стоит чрезмерно возбуждать свою нервную систему тем людям, у которых она и без того излишне возбудима. Кофеин способствует сужению сосудов, поэтому кофе противопоказан при гипертонии. Расхожее мнение о том, что пристрастие к кофе может привести к развитию гипертонической болезни и проблемам с сердцем, имеет под собой основание. Но только в том случае, если у человека есть предрасположенность к этим заболеваниям.

В медицинской прессе уже много лет ведутся дискуссии о том, сколько же можно пить кофе без вреда для организма. Этот спор тем более актуален, что некоторые народы традиционно употребляют вместо чая кофе. Можно сказать, пьют его веками и отказываться от этой привычки не собираются. Одно из исследований шведских ученых подводит итог: чтобы была только польза, лучше ограничиться тремя чашками крепкого кофе в день. Конечно, кофе должен быть натуральным. Растворимый традиционно приготовляют из более дешевых сортов кофе, и при этом используют способы обжарки, не вполне безобидные для здоровья. К тому же и кофеина в нем, как правило, содержится больше.

И еще вопрос: стоит ли фильтровать черный натуральный кофе? Ответ однозначен: не стоит. Фильтрация удаляет из напитка часть полезных веществ. Многие опасаются: не приведет ли ежедневное употребление кофе к привыканию, подобному тому, которое возникает при приеме наркотиков. Ведь известно, что заядлым кофеманам требуется в день гораздо больше кофе, чем тем, кто пьет этот напиток эпизодически. Многие из-за этого переходят на чай. Но в чае тоже содержится кофеин, чем объясняется его тонизирующее действие. Просто в чае он находится в другой химической форме и поэтому освобождается постепенно, так что действие его менее заметно. Сегодня стало очевидно: пристрастие к кофе не имеет отношения к химической зависимости. Американцы не так давно провели специальные исследования и выяснили, что возникает не химическая, а чисто психологическая зависимость от приема кофе. Человек, привыкший начинать день с чашечки душистого бодрящего напитка, с трудом отказывается от этой приятной привычки. Она вполне безобидна, если соблюдать меру и не пренебрегать советами своего врача.



error: Контент защищен !!