Познавательные психические процессы. Учебное пособие: Познавательные психические процессы мышление

2.1. Ощущение…………………………………………………………….26

2.2 Восприятие…………………………………………………………...28

2.3. Внимание…………………………………………………………….31

2.4 Память………………………………………………………………...34

2.5.Мышление…………………………………………………………….37

2.6. Воображение…………………………………………………………41

2.7 Речь……………………………………………………………………44

Глава 3. Эмоциональные состояния

3.1 Общая характеристика эмоций и чувств……………………………46

3.2 Эмоциональные состояния………………………………………….50

3.3 Способы саморегуляции эмоциональных состояний……………..62

Глава 4.Индивидуальные особенности личности

4.1 Темперамент, как динамическая характеристика человека………67

4.2 Характер………………………………………………………………73

4.3 Акцентуации характера………………………………………………77

4.4 Способности человека………………………………………………..82

Глава 5 Социализация личности

5.1. Понятие и механизмы социализации……………………………….87

5.2. Стадии социализации……………………………………………..94

5.3 Воспитание в семье как средство социализации ребенка………..99

Глава 6. Общность и социальная группа

6.1. Понятие общности………………………………………………….104

6.2. Социальная группа. Виды социальных групп………………….107

6.3. Определение малой группы и ее классификация……………….110

Глава 7 Динамические процессы в малой группе

7.1. Понятие групповой динамики……………………………………...113

7.2 Стадии и уровни развития малой группы…………………………120

7.3. Феномен группового давления……………………………………122

7.4 Лидерство и руководство в малой группе………………………..125

Глава 8. Особенности общения в группе

8.1. Понятие общения, виды и функции общения в группе………….127

8.2. Вербальные и невербальные средства общения. Язык мимики и

Жестов…………………………………………………………….….132

8.3. Эффекты межличностного восприятия в группе………………….141

Глава 9. Психология конфликта

9.1 Понятие и границы конфликта……………………………………145

9.2. Классификация конфликтов………………………………………148

9.3. Причины конфликтов в организациях……………………………..151

9.4. Управление конфликтами…………………………………………152

9.5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………………154

Глава 10 Психология семейных отношений

10.1 Понятие и функции семьи………………………………………....161

10.2Типологии семьи…………………………………………………...163

10.3 Жизненный цикл семьи и семейные кризисы……………………168

Литература……………………………………………………………………..179

ВВЕДЕНИЕ

Человек – это целый мир…

Ф.М.Достоевский

Данная книга является учебным пособием к курсу «Психология личности и группы» для студентов технических и гуманитарных специальностей, изучающих психологию.

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии личности и группы. Фактическое содержание информации, включенной в учебное пособие, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.


Каждая глава включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретного раздела психологии личности и группы. Целью учебного пособия является восполнение и расширение знаний, умений и навыков в области психологии, повышение психологической компетентности студентов. Авторы надеются, что данное издание будет способствовать личностному и профессиональному становлению студентов – будущих специалистов высокого уровня.

В учебном пособии дано представление об основных учениях в области психологии, о соотношении наследственности и социальной среды. Авторы постарались дать всестороннюю характеристику личности человека, рассмотреть психические познавательные и эмоциональные процессы, раскрыть сущность социализации человека, факторов, влияющих на вхождение человека в общество и культуру. Прочитав предлагаемое учебное пособие, студенты ознакомятся с социально-психологическими явлениями в коллективе и обществе, узнают, что такое малые группы, как происходит процесс принятия группового решения, какие факторы влияют на формирование групповой сплоченности, почему лидер и руководитель чаще это не один и тот же человек.

Название дисциплины, читаемой студентам всех специальностей, - «Психология личности и группа» обусловлено тем, что психология всегда изучает не конкретного индивида, изолированного от общества, а только личность, в той или иной мере связанную с определенной значимой (референтной) группой. Психология изучает, что и как люди думают, чувствуют, ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей. Прямо или косвенно мы представлены другому человеку, он оказывает на нас влияние. Нет таких ситуаций, где бы человек не находился под влиянием других людей (влияние оказывает также воображаемое присутствие другого человека). Человек всегда думает и чувствует под влиянием других людей.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожалению, авторам учебного пособия не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик. Прикладная психология заслуживает не одного, а возможно, нескольких отдельных изданий.

Учебное пособие рекомендуется студентам технических и гуманитарных специальностей, а также тем, кому интересны проблемы психологии личности, социализации человека, общения, взаимодействия и взаимоотношений людей в малых группах, в том числе в семье.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов .

Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
физическое и психическое состояния матери в период беременности;
хромосомные аномалии;
экологические условия проживания;
особенности питания ребенка;
социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.

4.1 Внимание

4.2 Ощущение

4.3 Восприятие

4.4 Память

4.5 Мышление

4.6 Воображение

4.1. Человек познает окружающий мир с помощью внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих позна­вательных процессов обеспечивает познание определенных свойств окружающего мира.

1.Внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и со­средоточивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, прежде всего ретикулярной формации и нейронов внимания, располагающихся в основном в лобных долях коры больших полушарий.Физиологической основой внимания является условно-ориентировачный рефлекс «Что это такое?»(И.П.Павлов)Ухтомский А.А.-господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга.

Свойства внимания :

    объем - показатель количества объектов, одновременно находя­щихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти-семи объектам);

    устойчивость -временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;

    концентрация -показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;

    распределение - способность удерживать внимание на несколь­ких объектах одновременно, что дает возможность совершать сра­зу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;

    переключение -показатель скорости перехода от одного вида де­ятельности к другому;

предметность - способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью; например, слушая музыку, человек не обращает внимания на дру­гие звуки.

В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания .

Виды внимания

Вид внимания

Условие возникновения

Особенности проявления

Непроизвольное

Воздействие сильного

Или значимого

Раздражителя

Осуществляется непредна-

меренно, не требует

волевых усилии; легко

происходят переключение

и прекращение

Произвольное

Постановка и принятие

задачи как пути

решения проблемы

Требует волевых усилий,

сохранения контроля

за поведением, при дли-

тельной концентрации

вызывает утомление

Послепроизвольное

Увлеченность процессом

решения задачи

Высокая сосредоточенность

на решении задачи

при снятии напряжения,

не требует значительных

волевых усилии

Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению вни­мания:

    характер раздражения (новизна, контраст, физические характерис­тики - величина объекта и пр.);

    отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для чело­века, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание прежде всего).

Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающие его устойчивость:

    монотонность и стереотипность выполняемых действий;

    однообразие и недостаточность (избыток) информации.

Итак, внимание особым образом организует процессы психическо­го отражения действительности, первичной формой которых является ощущение -психический процесс отражения отдельных свойств пред­метов и явлений окружающего мира.

4.2.Фактически ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой (и прежде всего корой головного мозга) раздражителей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека.

Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и перера­ботки таких раздражителей, И. Павлов назвал анализатором.

Каждый анализатор состоит из таких органов:

    рецептора (органа чувств) - сенсорных клеток, "настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и пр.) и преобразующих их воздействия в электрохимические импульсы;

    нервных (проводящих) путей, передающих эти импульсы в цент­ральную нервную систему;

    центра анализатора - специализированного участка в коре го­ловного мозга, в котором импульсы "декодируются", физиологи­ческий процесс превращается в психический (ощущения) и человек осознает, что на него действует, - шум, запах, тепло и пр.

Выделяют следующие виды ощущений :

    Внешние(экстероцептивные), возникающие при воздействии раздражителей на рецеп­торы, расположенные на внешней поверхности тела, - зритель­ные (наиболее важные для функционирования человеческой пси­хики), слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые;

    Органические(интероцептивные), сигнализирующие о том, что происходит в организ­ме (ощущение боли, голода, жажды и пр.);

    Кинестетические(проприоцептивные), с помощью которых мозг получает информацию о положении и движении различных частей тела; их рецепторы рас­полагаются в мышцах и сухожилиях.

К числу особенностей ощущений относятся:

а) адаптация - приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей. Она может проявляться как полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя или как повышение или понижение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя;

б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она также может развиваться и с помощью специальных упражнений (у музыкантов – слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельная и вкусовая и т.д.);

в)взаимодействие ощущений - можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям.

г) явление контраста - различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают ее;

д) последовательные образы - продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.

Е)синестезия - (от греч.- совместное чувство) усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть добавочные ощу­щения, характерные для другого. Например, музыка может вызвать цветовые ощу­щения, некоторые цвета могут вызвать ощущения прохлады или тепла.Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией – известный мнемонист Ш. – был подробно изучен А. Р. Лурией.

4.3. В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений ок­ружающего. Процесс создания этих образов называется восприятием .

Восприятие-целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга, без которой невозможно осмысленное понимание характера воздействующего раздражителя. Именно оно обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех его свойств в целостном образе.

Виды восприятия:

1.В зависимости от цели:преднамеренные(в основе лежит сознательная цель и волевые усилия) и непреднамеренные.

2.В зависимости от наличия организации:организованные(зависит от второй сигнальной системы, являются целенаправленными,планомерными) и неорганизованные.

3.В зависимости от формы отражения:

Восприятие времени -отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений жизни, в основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.

Восприятие движения - это отражение во времени, изменения положенияобъектов или самого наблюдателя в пространстве.

Наблюдая движение воспринимают: характер, форму, амплитуду, направление, скорость, продолжительность и ускорение.

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объёмности, объектов. расстояние между ними взаимного расположения, удалённости и направленности в котторых они находятся.

К основным свойствам восприятия относят :

    константность - неизменность образа восприятия при изменяю­щихся физических условиях; например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; благодаря этому человек может воспринимать и позна­вать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные призна­ки при малейшем изменении, например, освещенности или рассто­яния до воспринимаемого объекта;

    предметность - восприятие внешнего мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в про­странстве предметов; при этом воспринимаемая реальность раз­деляется на два слоя - образ предмета (фигуру) и образ окружа­ющего предмет пространства (фон); интересно, что в качествефигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека; такая зависимость от содержа­ния психической деятельности человека называется апперцепцией ;

    целостность - независимость воспринимаемого образа от иска­жения и замены его компонентов; например, можно сохранить пор­третное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллю­зии восприятия, например иллюзию стрелы;

(длина средней части первой стрелы кажется больше длины второй; объясняется установкой: если больше целое, то больше и его части)

обобщенность -возможность правильного опознания объекта и отнесения его к определенному классу независимо от его индиви­дуальных особенностей; так, мы можем опознать стол как таковой независимо от его формы, размеров и пр.; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка. Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни.

Избирательность- это способность человека воспринимать лишь те предметы,которыепредставляют для него наибольший интерес.

Условиями становления адекватного восприятия (и чувственных форм познания в целом) являются активность человека, установление обрат­ной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обес­печение определенного минимума и привычной структурированности по­ступающей извне информации.

Эти условия и свойства необходимо учитывать человеку при разви­тии восприятия, наблюдательности (учась не только смотреть, но и ви­деть, не только слушать, но и слышать и т. п.) в результате наблюдения - преднамеренного, планомерного восприятия предметов и явлений окру­жающего мира.

4.4. Образы, возникшие в процессе восприятия, сохраняет и дает возмож­ность в дальнейшем работать над ними память человека - процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта. Она осно­вана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающих изнутри организма.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов,сохранённых в коре больших полушарий головного мозга. В результате пластичности нервной системы любой процесс не проходит бесследно для нервной ткани оставляя в ней след в виде функциональных изменений. В дальнейшем - это облегчает протекание нервных процессов при их повторении.В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования так называемых процессов реверберации возбуждения, которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

двигательную;

эмоциональную;

образную;

словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности на:

Непроизвольную;

Произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на:

кратковременную;

долговременную;

оперативную.

4)степени осмысленности запоминания (механическая, логическая, или смысловая, память

Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности сохранения информации:

    мгновенная (сенсорная) память - сохраняет информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3-1,0 с; особое значение имеет мгновенная зрительная (иконическая) па­мять, которая, задерживая образы на период закрывания глаз вовремя моргания и других движений, обеспечивает слитное вос­приятие мира; с помощью иконической памяти человек может по­лучить значительно больше информации, чем потом воспроизвес­ти; этот факт используется в известном феномене "25-го кадра", когда при монтаже в киноленту вклеивается каждый 25-й кадр с информацией, постепенно накапливающейся, как показали ис­следования, в подсознании;

    кратковременная память - обеспечивает оперативное сохране­ние и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями (7+2 структурные единицы);

    промежуточная память - сохраняет информацию в течение не­скольких часов и отличается значительно большей емкостью, чем кратковременная; интересна гипотеза, согласно которой в период ночного сна информация малыми порциями (7+2 единицы) посту­пает в кратковременную память, где перерабатывается (на стадии "медленного сна") и сохраняется для дальнейшей переработки (на стадии "быстрого сна");

    долговременная память - сохраняет информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основ­ным механизмом перевода информации из кратковременной памя­ти в долговременную считают повторение.

Процессы памяти.

1.Запоминание-это запечатление в сознании человека полученных им форм, которые необходимы для обогащения новыми знаниями,опытом,формами поведения.Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т.д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

2.Сохранение-это удержание в памяти полученных знаний в течении длительного времени.

3.Воспроизведение-это активизация, закреплённого ранее содержание психики.

4.Узнавание-это явление психики, которое позволяет процессом памяти более эффективно функционировать. Возникает в процессе повторного восприятия.

5.Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Например, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Однако процесс забывания можно замедлить. Для этого необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу.

Хотя память зависит от множества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей лич­ности), существует общий путь ее улучшения - овладение приемами продуктивного запоминания.

Приемы продуктивного запоминания Р. Грановская разделяет на две группы:

    основанные на привнесении извне искусственных логических свя­зей в запоминаемый материал (мнемонические приемы);

    основанные на выявлении логических связей в запоминаемом ма­териале.

Мнемонические приемы (от греч. тпетоткоп - искусство запоми­нания) основаны на образовании ассоциативных связей между элемента­ми запоминаемого и опорного ряда. В качестве опорного ряда могут вы­ступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат в квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организованные в осмыс­ленную фразу.

Так, для запоминания порядка цветов в спектре используют фразу "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", в которой первые бук­вы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответству­ющего цвета спектра. Номера телефонов запоминают, увязывая их с хо­рошо знакомыми датами событий или разбивая на части в определенной ритмической структуре.

Приемы, основанные на выявлении логических связей в запоми­наемом материале, включают ряд логических операций: смысловую группировку (разбиение материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (давая название каждой выделенной части), состав­ление плана. Кроме того, установлено, что запоминание материала улуч­шается, если он включен в активную деятельность. Поэтому, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, нежели просто читать его несколько раз, не пересказывая.

Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целесо­образно повторять информацию с определенными интервалами-через 15-20 мин, через 8-9 и 24 ч.

Не менее важно создание положительного эмоционального фона и установки (в виде самоинструкции) на долговременное запоминание.

Итак, в памяти сохраняются и перерабатываются образы внешнего мира, возникают вторичные образы - представления, которые в даль­нейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимаемую инфор­мацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает мышление - высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми предметами и явлениями.

4.5.В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея­тельность коры головного мозга.

Мышление -это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Непосредственное, чувственное познание предметов и явлений в ощу­щениях и восприятиях сменяется в мышлении логическим познанием: наблюдая за одними явлениями, мы судим о других, которые определен­ным образом связаны с ними. Таким образом, мышление открывает путь для получения новых знаний, выявления скрытых свойств вещей, в том числе вообще недоступных органам человеческих чувств. Например, рентгеновские лучи были открыты по их воздействию на фотографичес­кую пластину.

Физиологическую основу мышления составляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.

В осуществлении процесса мышления принимают участие все отделы коры головного мозга. Вследствие их взаимодействия мозговыми концами анализаторов образуются сложные временные связи и отношения (ассоциации). Далее они дифференцируются, уточняются, закрепляются и становятся новой физиологической основой более точных знаний о внешнем мире. Выполнение этих психических действий обеспечивается системами функционально объединенных нейронов (нейронных кодов) головного мозга, которые отвечают за выполнение конкретных мыслительных операций.

Основные свойства мышления:

    отвлеченность, которая состоит в том, что, думая о каких-либо яв­лениях, мы выделяем только те их признаки, которые важны для решения проблемы, отвлекаясь от несущественных;

    обобщенность, предполагающая в результате выделения важных, существенных признаков сосредоточение мысли на том общем, что характеризует целые классы явлений.

Сам процесс мышления развертывается в определенной последо­вательности с помощью таких операций:

    сравнение - сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств;

    анализ (от греч.- разложение, расчленение) - мыслен­ное расчленение предмета или явления на части, выделение опре­деленных его элементов, свойств, связей;

    синтез (от греч.- соединение, составление) - мыслен­ное воссоединение целого из частей, соединение различных сто­рон, элементов предметов или явлений в единое целое;

    абстракция (от лат.- отвлечение) - мысленное вычле­нение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных;

    обобщение-мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам;

Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, использование выявленных закономерностей в конкретных примерах.

Мышление оперирует элементарными (образ, представление) и логи­ческими формами мышления. К последним относят:

    понятие - форму мышления, отражающую существенные свой­ства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную сло­вом или группой слов;

    суждение-форму мышления, содержащую утверждение или от­рицание связи между предметами и явлениями;

    умозаключение - форму мышления, при которой на основе не­ скольких суждений выводится новое суждение.

Выделяют такие виды мышления :

1.По способу преобразования материала:наглядно-действенное, осущест­вляемое во время практических действий с конкретными предметами; наглядно-образное, предполагающее оперирование образами и пред­ставлениями; словесно-логическое (абстрактное), оперирующее логи­ческими формами мышления.

2.По типу решаемых задач: теоретически - практическое.

3.По степени развёрнутости: дискурсивное, то есть основанное на логике и интуитивное.

4.По степени новизны: репродуктивное (заранее известным способом) и продуктивное.

5.По характеру обобщений: эмпирическое (житейское) и научное (теоритическое).

6.По отношению к реальному и внтреннем миру:реалистическое и аутистическое.

Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью - процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она явля­ется единственно возможной формой словесно-логического мышления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не может быть выра­жена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических раз­рядов можно зарегистрировать специальными приборами. Аналогичные электрические разряды регистрируются и при неречевых видах мышления.

Развитие мышления, возможно, прежде всего при условии осознания закономерностей мыслительной деятельности. Повышает продуктив­ность мыслительной деятельности развитие таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и пр.

Если мышление оперирует в основном понятиями, то воображение (форма психического отражения, состоящая в создании новых образов, на основе воспринятых ранее) оперирует представлениями.

Принято считать, что средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов и явлений, подвергаемых мыслительному анализу. Первое из них позволяет существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.

Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения . Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

Более подробное рассмотрение физиологических основ речи требует понимания сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в процессе их повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались.

В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи : знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.

О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам : содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

4.6.В основе воображения лежит процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. В результа­те воображение делает возможным предвидение конечного результата деятельности, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Как и в процессе представления, физиологической основой воображения является связь между нейронами коры головного мозга. Однако она образуется не на основе воспринимавшегося материала, а с использованием уже осмысленного опыта и знаний. В итоге этой сложной психической деятельности и возникают новые, не имевшие ранее места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющих базу образов воображения.

Приемами воображения являются:

Агглютинация (от лат.- склеивать) - комбинация, слияние отдельных элементов или частей различных предметов в единый образ;

    акцентирование - увеличение или уменьшение отдельных при­знаков, частей предмета;

    схематизация-подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнамен­тах);

    типизация - выделение существенного, повторяющегося в одно­родных образах, создание обобщенных, типичных образов.

    гиперболизация-это приувеличение или приуменьшение объекта по сравнению с реальным.

В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения :

    пассивное , которое может быть преднамеренным (грезы - об­разы фантазии, преднамеренно вызванные, но не предполагающие воплощения в жизнь) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации и пр.);

    активное , подразделяющееся на воссоздающее (создание образов со слов других людей, на основе письменных и вещественных документов) и творческое (создание нового, оригинального об­ раза).

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого бу­дущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечта может быть реальной и нереальной. Нереальная мечта замыкает челове­ка в своем внутреннем мире, не дает возможности реализовать себя как личность. Реальная мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческого потенциала человека.

Воображение и творчество как процесс создания новых, оригиналь­ных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны. По степени новизны и оригинальности выделяют воссоздающее и творческое воображение.

Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определен­ными закономерностями, приемами. На этой основе разрабатываются теория и методы решения творческих задач, а также методы активизации поиска творческих идей, к которым прежде всего относят:

    метод "мозговой атаки" (брейнсторминг), заключающийся в пре­одолении стереотипных форм принятия решений посредством идей, не оценивая их как истинные или ложные (такая оценка про­ изводится позже, в расчете на то, что среди высказанных идей ока­жутся несколько, содержащих удачные решения);

    метод фокальных объектов, предполагающий перенесение при­знаков случайно выбранных объектов на изучаемый (фокальный) с целью получения необычных сочетаний, способных преодолеть психологическую инерцию (например, если случайным объектом взят "орел", а фокальным - "ручка", получают сочетание типа "крылатая ручка" и т. п., развивая которые иногда можно прийти к оригинальным идеям); метод контрольных вопросов, предусматривающий применение наводящих вопросов типа "А если сделать наоборот?" и др.

PAGE_BREAK--Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций - функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.
Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которой исследуются общие отношения меду мышлением и материей; социологии, где изучается зависимость мышления от социальной структуры общества и процесса его развития; логики, которая исследует закономерные связи между такими основными формами мышления, как понятие, суждение и умозаключение; физиологии и других наук. Реально совершающееся мышление может быть, и часто бывает, неправильным с точки зрения формальной логики. Оно может определяться субъективными пристрастиями, быть непоследовательным, свернутым, в процессе его осуществления могут допускаться логические ошибки, но именно это живое, обусловленное собственно психологическими факторами мышления и интересует психологов. При изучении мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах были получены очень важные факты. В частности, было обнаружено, что с точки зрения достижения конечного результата, «ошибка»- понятие, весьма относительное, так как именно «ошибка» может выполнять очень важную подготовительную функцию при решении задач. Если логика изучает отношения между готовыми, уже сформированными понятиями, то психологию интересует также сам по себе процесс формирования понятий, при котором может происходить, например, приписывание вещам отсутствующих у них свойств. Кроме того, психологию интересуют не только развитые формы мышления, основанные на оперировании понятиями, но и более простые его формы. Основной тезис о взаимосвязи психических явлений реализуется в исследовании влияния на мышление других психических процессов, состояний и свойств личности, таких как эмоции, установки, характер, личностные особенности.
Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаем однообразное поведение, слышим давно известные истины, знаем, что человек слепо верит во что-то, мы говорим, что здесь нет и намека на мысль. Приспособительная изменчивость поведения животных в некоторых ситуациях также побуждает нас предполагать наличие в нем разумной основы.
Приспособление к окружающей среде может осуществляться двумя принципиально различными путями: а) путем выполнения автоматизированных, жестко запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств; б) путем выработки в данных, конкретных ситуациях новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия. В связи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная) программа поведения не может полностью соответствовать изменяющимся условиям среды, любое поведение, основанное на психическом отражении, можно считать разумным, то есть целесообразным, где разумное означает индивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным обстоятельствам (О. К. Тихомиров). В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходных путей и использование орудий. Даже у животных всякое поведение представляет собой сплав врожденных и индивидуально-изменчивых форм поведения.
Несмотря на то, что по признаку индивидуального приспособления к изменяющимся условиям между поведением животных и человека имеется много общего, поведение человека, основанное на мышлении, и разумное поведение животных отличаются друг от друга существенно и принципиально. Главное отличие в том, что поведение животных - приспособительное, поведение человека –приспособительно преобразующее. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки целенаправленных действий. То и другое возможно только на основе использования языка как средства, в котором в обобщенной форме закреплены наиболее общие свойства предметов и явлений и отношения между ними. Формирования языка, существующего в речевой форме и являющегося средством общения, в свою очередь возможно только в социальной среде. Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будет представлено только на сенсорно - перцептивном уровне, как это случается при восприятии речевых звуков - можно услышать фразу, произнесенную на родном языке, но не понять ничего.
Человеческое мышление, обладая всеми присущими ему специфическими свойствами, не обнаруживающимися в рассудочной деятельности животных, не является в то же время внезапно возникшим феноменом и имеет определенные предпосылки - биологические и социальные.
В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутри этих условий –совместных действий с предметом – в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки. В качестве биологической предпосылки выступает развитое восприятие, которое дает субъекту максимально адекватный образ объекта, без чего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно, невозможно отражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующей функции образов невозможны также первичные исходные формы предметной деятельности и общения: без наличных образов люди, образно говоря, просто не нашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В свою очередь, совместная предметная деятельность и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой и главным фактором развития мышления. Исключительно мощным средством формирования мышления, таким образом, является вовсе не созерцание, а деятельность, действие, которое, по образному выражению С.Л. Рубинштейна, «как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем». Разламывая кость, раскалывая орех, копая землю, бросая камень, царапая и пробивая мягкое твердым, человек постигает открывающиеся при этом связи между объектами.
Исходной предпосылкой для развития мышления является непосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Данная активность приводит к формированию первой фазы всего процесса - формированию и совершенствованию специальных органов действия. У человека таким органом является рука. Совершенствование руки заключалось в постепенном приобретении ею такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным, что способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фаза определяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно опосредованным, то есть, и сами орудия, и цели, и значение действия определяются совместно с другими людьми. Далее орудийная коммуникативно опосредованная деятельность сама становится главным фактором становления мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Наблюдения за детьми, которых воспитали животные, полностью подтверждают эти представления: у них морфологически (биологически) развитый орган действий – рука – в действительности не является таковым или является только отчасти, в той же мере у них оказывается неразвитым и мышление.
Итак, на начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли. Об этом следует помнить каждому, кто в своем интеллектуальном развитии не желает останавливаться на достигнутом.
Мысль как единица мышления.
Мышление представлено субъекту не только в форме его результата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса, а также характера производимых при этом операций потребовались специальные исследования.
Основной характеристикой ощущения является его модальность (звук, свет, вкус, запах и т.д.); отличительной характеристикой образа восприятия является его предметность, то есть отражение в нем отдельного объекта как предмета с его очертаниями, объемом рельефом; особенной характеристикой мысли, отличающей ее от чувственных образов, является представленность в ней вычлененных из чувственных образов понятных субъекту отношений между отдельными объектами или отдельными свойствами, характеристиками объекта. Можно, например, с помощью ощущений, восприятия и представлений «отразить» стоящую на окне вазу с цветами. При этом можно почувствовать запах цветов, различить их расцветку, осмотреть и ощупать подоконник, окно, вазу и цветы и таким образом постичь их форму, можно определить, какой из цветков находится ближе, а какой дальше. С помощью восприятия мы можем также выделить вазу с цветами как фигуру, при этом окно и все остальное окружение станет фоном. Мы можем воспринять окно целиком, вместе с вазой, которая будет «встроена» в образ окна, и в этом плане отношения между ними уже будут представлены, но они не будут вычленены, абстрагированы и, таким образом, поняты. Только с помощью мышления мы можем понять , чтоваза именно стоит на окне. То, что она именно стоит , а не, например, лежит, или прибита, или приклеена к окну, можно понять, только произведя какую-то операцию соотнесения- попытаться физически поднять ее, толкнуть, повернуть или проделать это мысленно, манипулируя наличными образами или представлениями, либо проанализировать ситуацию, используя отвлеченные понятия, выраженные с помощью слов. В результате этих действий , связанных с выполнением операций соотнесения предметов, образов и понятий, и будут обнаружены истинные, недоступные для восприятия отношения между вазой и окном.
На этой неспособности нашего восприятия постичь истинные отношения между явлениями и, таким образом, его способности вводить нас в заблуждение построены некоторые приемы в кино. Мы видим, например, как герой с неимоверным напряжением сил, весь в поту, на одних пальцах отчаянно карабкается по отвесной скале. Вдруг мы с изумлением замечаем, что капающий с его измученного лица пот падает не вниз, в пропасть под его ногами, а вбок, на скалу, прямо перед его носом. Только тогда, когда оператор поворачивает камеру на 90 градусов и дает общий план, мы начинаем понимать , что герой просто ползет горизонтально по бутафорской «отвесной стене».
Несмотря на усилия специалистов, как это ни парадоксально звучит, феномен понимания по-прежнему остается до конца не понятным. Коварство этого феномена заключается в резком расхождении между субъективной ясностью и отчетливостью его переживания и чрезвычайной трудностью его аналитического описания. Как бы там ни было, ясно, что, хотя понятными или непонятными могут быть образы, эмоции, воспоминания, понимание является специфической характеристикой именно мысли, мышления. Ведь ни образ, ни эмоция, ни воспоминание не утрачивают своих основных качеств даже в том случае, если они остаются непонятными. В отличие от них непонятная мысль перестает быть мыслью, а средство, с помощью которого она передается, превращается в пустую оперативную оболочку. Если это было речевое высказывание, то оно превращается в своеобразный «речевой труп». Усвоение такого грамматически правильного набора слов без понимания его смысла – частое следствие зубрежки или бездумного повторения чужих фраз.
Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения, «синтетического обнаружения» является такое физическое или мысленное переструктурирование ситуации, при котором ее компоненты, включенные в новую структуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения и усматриваются. Они и предстают перед субъектом в форме понимания. Здесь вновь отчетливо видно, что в основе понимания – специфической характеристике мышления - лежит активное вмешательство в ситуацию, активное действие. Следовательно, для того, чтобы понять, нужно самостоятельно это что-то сделать или переделать, переставить, разобрать и вновь собрать и т.д.
Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения объектами, является суждение . Суждение- это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическое суждение есть связь между субъектом и предикатом, где, в общей форме, субъект – это обозначаемое, а предикат- то или иное его свойство, качество. Поскольку суждение является логическим следствием усмотрения отношений, выявляемых уже на уровне перцепции, в нем могут отражаться отношения еще до формирования понятия. Суждение с понятиями в качестве его структурного элемента – это только частная, хотя и высшая форма суждений.
Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления- понятия и умозаключения.
Понятие- мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
Умозаключение- форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия-операции соотнесения элементов друг с другом.
Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения:
· сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
· анализ- расчленение целостной структуры объекта;
· синтез- воссоединение элементов в целостную структуру;
· абстракция и обобщение- выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;
· конкретизация- операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.
В связи с тем, что некоторые из этих операций соотнесения можно производить не только с понятиями, но и с объектами и их образами, мышление имеет различные уровни.
Генетически наиболее ранним уровнем является наглядно - действенное мышление. Это такой уровень мышления, при котором отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами. Когда ребенок открывает для себя, что один мяч можно привести в движение, толкнув его другим мячом, или когда плотник, приложив одно бревно к другому, начинает понимать, что именно мешает им лежать плотно, они пользуются наглядно- действенным мышлением. Таким образом, хотя этот уровень характеризует мышление преимущественно высших животных и детей раннего возраста, он присутствует и в деятельности взрослых людей с их развитым понятийным мышлением.
Следующим уровнем развития является мышление образами, или наглядно- образное мышление. Это тот уровень, на котором человек вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с другом образы одного и того же предмета или образы различных предметов. когда человек, для того, чтобы понять устройство какой – нибудь машины, разглядывает ее с разных сторон и таким образом сравнивает ее образы, полученные в разных ракурсах, он манипулирует образами восприятия. Когда он для тех же целей представляет предмет и мысленно поворачивает его в разных плоскостях, он оперирует образами представления. И в том, и в другом случае образы являются «атомами» мысли, из которых формируется ее «молекула»- понятое отношение между ними.
продолжение
--PAGE_BREAK--Наивысшим уровнем мышления является мышление, при котором в качестве элементов, над которыми производятся перечисленные и иные операции, служат понятия, представленные словом, - понятийное или словесно-логическое мышление.
Итак, мысль представляет собой результат соотнесения предметов, образов или понятий, причем данный результат может непосредственно отразиться в форме суждения, либо в форме понятия, либо в форме суждения, выведенного из последовательного ряда других суждений. Человеческое мышление отличается от мышления животных тем, что все эти операции совершаются посредством системы знаков - языка. Использование знаков с соответствующими правилами связи между ними значительно облегчает процесс мышления с его операциями соотнесения. Оперировать символами гораздо легче, чем предметами или даже чувственными образами. Способность к использованию символов в качестве заместителей категорий объектов дает человеку огромные преимущества перед другими животными в приспособлении к окружающему миру.
Мышление как процесс.
Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.
Мышление как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов:
1. замешательство;
2. обращение к образам памяти и понятиям;
3. манипуляция образами и понятиями;
4. преодоление препятствия.
Для того, чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача , которая формулируются на ее основе.
Задача является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания- это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления.
Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми.
Все задачи имеют одну общую объективную структуру и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия итребование. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность. Проиллюстрировать возникновение проблемной ситуации и структурных компонентов задачи можно на простом жизненном примере.
Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег(требование).
Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», является признаком начала работы мысли, поэтому отсутствие вопросов – «грозный индикатор отсутствия работы мысли» (он же). Является ли в нашей задаче адекватным вопрос, часто предлагаемый студентами в ходе занятий: «Как перебраться на другой берег?». Этот вопрос не является адекватным, потому что его содержание выходит за рамки явных и скрытых условий и требования, ведь на другой берег можно перебраться по воздуху, по дну реки, вплавь, мысленно. С учетом условий адекватным будет вопрос: « Что именно из имеющихся предметов способно выдержать вес человека вместе с корзиной грибов и может послужить в качестве плавательного средства для преодоления реки?».
Следующей фазой мыслительного процесса является перебор возможных, вероятных вариантов решения задачи. В нашем примере таковыми будут: лодка, бревна, бочки, доски, которые могут быть использованы в качестве плавательных средств.
На следующем этапе из всех возможных способов в качестве гипотезы выбирается наилучший вариант на основе различных критериев – «стоимости», субъективной привлекательности и, наконец, вероятности выполнения требования,- вытекающих из субъективного опыта и знаний. Из этих критериев наиболее важным является вероятность достижения цели. В нашем случае объектом, удовлетворяющим этому критерию, является, конечно, лодка. На этом же этапе осуществляется проверка выбранной гипотезы. Вы осмотрели лодку и обнаружили такую пробоину, с которой, едва отплыв от берега, лодка может утонуть. Выбор конкретной гипотезы при переборе возможных вариантов осуществляется не только на основе рациональных соображений, в этом процессе принимают участие и неосознаваемые факторы. В совокупности эти процессы приводят к оценке адекватности выбранной гипотезы на основе своеобразного, хорошо знакомого всем «вдохновения», которое еще называют «чувством близости решения». Осмотрев на берегу бревна, бочки, доски, заметив, что веревка достаточно длинная, вы чувствуете, что решение где-то здесь, в бочках, досках и веревке.
Решение задач завершается получением ответа или формулировкой суждения. Мысленно соединив пустые бочки с досками и веревкой, вы находите, что при этом может получиться вполне надежное, достаточно управляемое, способное выдержать необходимый вес плавательное средство. Задача в принципе решена, благодаря чему может быть разрешена и проблемная ситуация- преодоление препятствия.
Поскольку в повседневной жизни в процессе приспособления к физическому миру и социальной среде человек сталкивается с препятствиями на каждом шагу, эффективность их преодоления зависит от того, в какой мере он при этом пользуется усвоенными навыками или ищет новые пути решения. Мышление при этом пронизывает все формы деятельности человека.
Формирование понятий.
Наиболее развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме понятий - обобщенных внечувственных, умственных образах (репрезентациях) этих объектов и явлений. В них отражаются общие для данного класса объектов существенные и отличительные признаки. Обобщение признаков невозможно вне использования специальных средств- символов или знаков, объединенных между собой определенными правилами связей, то есть языка. В историческом процессе формирование понятий и развитие языка шли в тесном взаимодействии друг с другом. Язык как система знаков, выступающая в качестве средства общения и мышления, воплощенного в форму общения – речь, служил и служит той направляющей и организующей силой, которая связывает понятие (значение) со знаком и, таким образом, ограничивает количество и качество признаков, составляющих данное понятие.
Сталкиваясь в процессе взаимодействия с миром, с каким- либо объектом этого мира, имеющим всегда множество признаков, человек получает от окружающих разъяснения по поводу его наименования. При отсутствии такового в общественном словаре для обозначения данной категории объектов, например, при столкновения с совершенно незнакомым объектом, он может получить новое наименование. Запоминая признаки данного объекта, человек связывает с ними услышанное имя всякий раз, когда признаки и имя появляются вместе. Индивидуальные признаки объектов одного и того же класса, объединяемых окружающими одним именем, неизбежно меняются, в то же время существенные для данного имени признаки остаются неизменными. Получая от окружающих при столкновении с данным объектом, с данным набором признаков подтверждение или одобрение по поводу соответствия сочетания признаков данному имени, человек отбрасывает редко подкрепляемые таким образом другими людьми признаки и оставляет часто подкрепляемые, то есть обобщает их в процессе общения. Процесс обобщения признаков, согласованный с другими людьми, касается не только свойств самого объекта, но и всех аспектов взаимодействия с ним. Например, в понятие «еда» включаются самые разнородные объекты, объединяемые, тем не менее, одним очень важным признаком- съедобностью.
Формирование понятия - процесс социальный, содержание понятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность признаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вследствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах. Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. В общем, можно сказать, что во всех человеческих сообществах имеются тождественные понятия, в которых сходным образом отражены части тела, потребности в пище, воде, крове, типичные человеческие чувства, глобальные пространственные и временные отношения, а также наиболее общие свойства объектов, отражение которых обусловлено общим для всех строением органов чувств человека. Понятия, связанные с изменчивыми природными условиями существования, своеобразием хозяйственной деятельности, изменчивой формой удовлетворения потребностей и проявления чувств, понятия, в которых фиксированы единицы измерения пространства, времени, и иных свойств объектов, основанные на взаимной договоренности, могут существенно различаться от культуры к культуре.
Язык и дискурсивное мышление.
Язык- это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению.
Эволюционное развитие познавательных процессов происходило закономерным образом: для успешного приспособления к окружающей среде субъект должен был располагать средствами, с помощью которых в его субъективном пространстве были бы представлены жизненно важные характеристики данной среды. Такими средствами являются ощущения, образы восприятия, представления, а также пронизывающая все познавательные процессы память. С появлением способности постигать отношения между объектами появилась потребность в новом средстве их отражения. Образ объекта, в котором эти отношения представлены в единичной форме, в качестве такого средства не годится, поскольку он, во-первых, глубоко субъективен, поэтому недоступен другим, во-вторых, изменяется при хранении в памяти и в третьих, в нем эти отношения существуют в скрытом, не вычлененном виде. Для фиксации этих отношений потребовалось такое средство, которое обладало бы свойствами вещи и в то же время служило бы носителем этих отношений. Таким средством и является знак- любой предмет или звук, в котором в неизбежно обобщенной форме фиксируются отношения между объектом и его признаками и между объектами, что, в общем, одно и то же. Неизбежно обобщенную форму отношения приобретают потому, что для их вычленения требуется наблюдение за множеством аналогичных событий.
Помимо свойства независимости от конкретных вещей, внутри которых отношения имеются, данное средство должно обладать еще одним важным качеством- подобно субъективному образу оно должно всегда быть под рукой. Таким средством и оказался звук. Издаваемый речевым аппаратом звук обладает качеством изменяемости. Количество сочетаний отдельных звуков практически бесчисленно, как и количество отношений между объектами. Таким образом, отношения приобрели такую форму вещи, которой можно манипулировать так же, как и предметами. Знак становится удобным орудием мышления, в котором в обобщенной форме представлены предметы и отношения между ними. Общение и обобщение, посредством знака, тесно связаны друг с другом. Для того, чтобы указать другому человеку на вещь или направить его к ней, необходимо указать на ту категорию, к которой она принадлежит. Обобщение признаков посредством знаков возможно только в процессе общения, обусловленного необходимостью совершения совместных действий по преобразованию среды или при приспособлении к ней. Отношения между знаком и закрепляемыми в нем свойствами и отношениями также произвольны, но однозначны. Произвольность этой связи придает языку чрезвычайную гибкость в отражении мира, однозначность же достигается путем установления согласия между людьми относительно данной связи.
Язык и фиксируемые в нем понятия об объектах, их свойствах и отношениях между ними, развиваясь вместе с понятиями, в свою очередь оказывают влияние на восприятие человеком мира и на процесс классификации явлений.
Наиболее развитой формой мышления, осуществляемого посредством языка, является рассуждение - дискурсивное мышление. Оно представляет собой цепь суждений, элементами которой являются понятия, и в конце которой появляется новое суждение, являющееся производным от предыдущих. Дискурсивное мышление возможно только с использованием языка в качестве его средства. Правильность логического вывода зависит не только от правильного выполнения логических операций, но от ряда других условий, в частности от исходных понятий, личным и общественным опытом, существующим в форме убеждений, в том числе и иррациональных.
Двумя способами дискурсивного мышления являются индукция и дедукция.
Индукция - это движение мысли в процессе рассуждения от частных суждений к общему выводу.
Дедукция – это движение мысли от общих положений к частным суждениям. Такое движение мысли в формальной логике приобретает форму силлогизма , который состоит из общей и частной посылки и вывода. Дедуктивное мышление требует от субъекта большей способности к отвлечению и обобщению, а также к децентрации - способности на время рассуждения преодолеть эгоцентрическую позицию, взглянуть на явление как бы со стороны. В скрытой форме дедукция, так же как и индукция, присутствует в мышлении человека всегда, однако при решении отвлеченных задач люди с эгоцентричным мышлением справляются с такими задачами с трудом.
В силлогизме общие и частные посылки часто основываются на убеждениях, распространенных в данной культуре. В связи с этим безупречные с точки зрения формальной логики дедуктивные рассуждения могут приводить к выводам, в своих исходных пунктах основанным на верованиях, иррациональных убеждениях. Выводы в дедуктивном мышлении могут определяться и личными верованиями и убеждениями, в том числе и основанными на предрассудках и приметах. Например, вывод о бессмертии души конкретного человека основан на вере в бессмертие души вообще. Сочетание ложной посылки с нарушениями логики рассуждений приводит к формированию ложных, болезненных убеждений, как это случается при душевных заболеваниях. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, люди постоянно сверяют свои представления о мире с представлениями других людей и вносят в свою картину мира соответствующие коррективы. При отсутствии подобного согласования, например, в условиях полной социальной изоляции, человек может потерять устойчивые ориентиры, связывающие его с реальностью, утратить с ней контакт и таким образом превратиться в психотика.
Способность к дискурсивному мышлению открывает небывалые до того возможности для планирования и организации деятельности. Пользуясь словом как средством для закрепления отношений не только между объектами, но и между действиями, человек может составить программу действий, зафиксированную в ряде словесных высказываний. Затем сверять этапы реально выполняемых действий с имеющейся словесной программой, и вносить коррективы как в действия, так и в программу в зависимости от конкретных обстоятельств.
продолжение
--PAGE_BREAK--



error: Контент защищен !!