Защита животных в России: фонды, государственная и общественная поддержка. Спасение животных: реальные истории

В нашей статье мы хотим поговорить о проблеме защиты животных в РФ. Этот вопрос всегда был и остается актуальным. Очень часто люди причиняют вред животным, сами того не понимая. А между тем только мы сами можем им помочь.

Проблема бездомных животных

Проблема бездомных собак и кошек захлестнула Россию еще в девяностые годы, когда рынок неконтролируемого разведения домашних животных привел к их избыточному количеству и обесцениванию. Как результат, на улицах появились первые стаи ничейных собак.

В тот период из сел стали перебираться ближе к городам люди, потерявшие работу в развалившихся колхозах. Естественно, что с собой они не забирали домашних стали собираться в стаи и тоже мигрировали ближе к населенным пунктам. Они размножались, количество их росло. Надо сказать, что служба отлова в те времена прекратила свое существование, регулированием численности бездомных собак никто не занимался.

В начале двухтысячных годов постепенно начали заниматься этой проблемой, пытаясь внедрить гуманные методы борьбы с бездомными животными. В Москве, например, стартовала в 2002 году программа стерилизации животных. На это были выделены бюджетные деньги, однако толку было мало. Сложно проверить, или нет, но средства ушли, а проблема осталась.

В 2008 уже был настоящий наплыв полудиких животных. Поэтому было принято решение обустраивать приюты для бродячих зверей и там содержать их пожизненно. Однако и это не дало никакого результата. Средства вновь были потрачены, а проблема никоим образом не решена.

Приют для животных

На данном этапе в России есть два вида приютов. Это муниципальные и частные. Как вы сами понимаете, финансирование муниципальных происходит из государственного бюджета. Но они являются наиболее актуальными в РФ, поскольку именно они имеют хоть какое-то правовое регулирование.

Датой начала функционирования таких приютов можно считать период появления официального документа «О проектировании приютов для в городе Москве» (от 29 декабря 2006 года).

Как в такие приюты попадают бездомные собаки или кошки? Механизм очень прост. Существуют специальные организации, которые занимаются отловом зверей. Потом их отправляют жить в приют для животных.

Надо сказать, что все эти места содержания зверей на сегодняшний день пока далеки от идеала. Сказывается нехватка финансирования, однако проблему бездомных животных пытаются решить гуманными и цивилизованными способами. Огромную помощь в этой работе оказывают волонтеры, небезразличные к этой проблеме.

Негосударственные приюты

Частные приюты создаются на собственные деньги граждан. Деятельность таких организаций не регламентируется никакими законодательными актами. Очень часто защитники зверей сталкиваются с тем, что содержание животных в таких местах никак нельзя назвать гуманным, условия совершенно не соответствуют никаким нормам, поэтому говорить о том, что там котам и собакам живется лучше, нельзя.

Однако существуют и такие приюты, где работают люди, действительно любящие животных. Они обеспечивают надлежащий уход питомцам. К сожалению, таких организаций крайне мало, они вечно переполнены четвероногими. Поэтому прием новых жильцов крайне ограничен. Принять всех желающих с улицы такие приюты просто не в состоянии. Таких организаций должно быть намного больше, кроме того, их деятельность должна находится в правовом поле, регулироваться законодательными актами, а для этого необходимо принять ряд законов относительно животных и их защиты.

Мифы о приютах для животных

В России насчитывается сто пятьдесят приютов для зверей, сорок из них расположены в Москве. Только в них находятся сотни тысяч животных. Можно было бы людям, которые решили приобрести себе питомца, воспользоваться услугами приюта и взять к себе животное. Однако у многих сложились стереотипы относительно четвероногих, проживающих в таких местах. Мол, они все больные и грязные. Однако это не так, поскольку по прибытии в приют их осматривают и прививают. Просто им требуется уделить намного больше внимания, чем другим животным.

Нельзя сказать, что даже в самом хорошем месте четвероногим друзьям живется прекрасно. В приютах мало места, кроме того, питомцам там явно не хватает человеческой ласки и заботы.

Проблемами неправильного отношения животных из приюта занимаются разные фонды. Одним из таких является фонд «Дарящие надежду». В его попечительский совет входят достаточно известные личности: Елена Яковлева, Константин Хабенский, Андрей Макаревич и другие звезды.

Защита зверей в питомниках

Надо сказать, что в приюты закрытый вход. Попасть туда не так просто, только по пропускам. И на это есть свои причины. Так пытаются защититься от людей с живодерскими наклонностями, которые способны убивать животных. Именно поэтому в интернете никогда не указывают прямых адресов приютов, а лишь примерное месторасположение. Всем, кто хочет попасть в приют и взять себе животное, нужно связаться прежде всего с волонтерами.

Законодательная защита животных

В то же время люди стали использовать не только домашних, но и диких животных в коммерческих целях. Немало примеров того, как, например, в каком-то придорожном кафе или ресторане для привлечения посетителей в жутких условиях содержаться дикие животные (медведи, обезьяны, экзотические ящерицы). Мало того что звери могут просто сбежать оттуда и нанести вред людям, они просто не должны жить в подобных условиях. И с такими фактами коммерческого использования зверей нужно бороться. Проблема спасения животных назрела уже давно.

А значит, необходим полноценный закон, который бы регулировал этот процесс, не допуская Многие страны давно уже приняли подобные нормативные акты (Австрия, Англия).

Однако проблема животных имеет более глубокие корни. С одной стороны, наблюдается неконтролируемое размножение бездомных особей, что крайне опасно для общества. А с другой, сами люди порой тоже наносят им значительный вред. Поэтому спасение животных - глубокий вопрос, требующий всестороннего обдумывания и решения.

Служба спасения животных

Надо сказать, что в повседневной жизни не только ничейные животные попадают в беду, но и даже самые любимые домашние питомцы. Бездомные собаки могут рассчитывать только на самих себя, а у домашних особей есть шанс получить помощь от своих хозяев.

В последнее время в больших городах стали появляется специальные службы, которые занимаются тем, оказывают помощь домашним и диким зверям. Спасение животных - это их первоочередная задача.

Как правило, такие службы спасения работают круглосуточно. Люди могут просто позвонить в них и получить нужную информацию о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь своим четвероногим друзьям.

К сожалению, в России нет подобных А потому спасение животных от гибели происходит только на коммерческой основе. Ни один человек не выедет бесплатно для оказания помощи или лечения. Надо сказать, что обязательный прием абсолютно всех зверей не ведется даже в государственных приютах.

Более того, на большей части РФ нет соответствующих природоохранных и егерских служб, которые бы могли выезжать на места при возникновении сложных ситуаций. Спасение диких животных могло бы стать вполне решаемым вопросом при наличии таких организаций.

Спасатели и альпинисты

Поскольку ждать помощи от не приходится, то можно уповать только на платные услуги частных организаций, для которых спасение животных стало работой.

В Москве и крупных мегаполисах работают спасатели и альпинисты, которые оказывают услуги по спасению животных. Они могут вам помочь снять с высоты кошку, вытащить заблокированного питомца из недоступного места.

Однако даже они не всегда могут справиться в сложной ситуации, поскольку не имеют определенного оборудования. В таких случаях можно попытаться обратиться в МЧС. Безусловно, эта служба не занимается животными, у них нет подобных специалистов, однако они могут помочь необходимыми инструментами или оборудованием. Например, приподнять тяжелую плиту. В МЧС неохотно откликаются на подобные просьбы, ведь у них хватает своей работы, но в исключительных случаях можно попробовать с ними связаться.

Фонд Ifaw (International Fund For Animal Welfare)

Спасение животных - это актуальная проблема современного общества. По всему миру их подстерегает множество разных опасностей: потеря привычной среды обитания, конфликтные ситуации между человеком и животными, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, жестокое обращение и неправомерная торговля четвероногими.

Всеми этими вопросами занимаются специалисты международного фонда Ifaw. Они всегда стараются помочь животным, которые попали в беду, и направляют свои усилия на решение проблем, приведших к неблагополучной ситуации.

Фонд спасения животных приходит на помощь медведям, пингвинам, слонам, носорогам и многим другим диким животным, которые без постороннего участия были бы обречены на верную гибель. Специалисты фонда не только спасают зверей, но и стараются провести необходимую реабилитацию, прежде чем выпустить на волю.

Деятельность фонда в России

Цель фонда - спасение животных и возращение их в дикую природу. Организация является международной. В России она также осуществляет свою деятельность, в частности, в Тверской области расположен центр фонда по реабилитации медвежат-сирот, где занимаются выкармливанием и выращиванием детенышей, оставшимся без мам. Повзрослевших особей стараются наиболее комфортно вернуть в естественную среду обитания. Правда, это не всегда возможно. Сложные ранения и долгий период неволи мешают быстрому процессу адаптации. В подобных случаях животных определяют в приют, где они содержатся до конца жизни.

Кроме помощи зверям, работники фонда активно пытаются устранить те причины, которые негативным образом сказываются на жизни животных, насколько, конечно, это возможно. Цель организации - во что бы то ни стало сохранить дикую природу во всей ее красоте и разнообразии.

Из истории фонда

В России Ifaw начал работать еще в 1994 году. Первая деятельность была связана с научными исследованиями морских млекопитающих и поиском альтернатив охоты на тюленей в Белом море. Потом программы значительно расширились, и теперь работники фонда направили свои усилия на защиту китов, белых и бурых медведей, диких животных, которые стали предметом коммерческой торговли и использования, а также тигров, стоящих на пороге исчезновения в России на Дальнем Востоке.

Реальные примеры спасения зверей

Чтобы привести примеры спасения животных, далеко ходить не нужно. Их масса, ведь в ходе своей деятельности работники Ifaw помогают не только представителям дикой природы, но и домашним питомцам.

В январе 2016 года в Центр реабилитации медвежат, о котором мы рассказывали ранее, поступили пятеро детенышей. Их история похожа на многие другие. Остались они без мам из-за того, что их спугнули из берлог звуки лесозаготовительных работ. Спасатели услыхали, как скулят брошенные медвежата, и спасли их от неминуемой смерти. Сейчас малыши себя хорошо чувствуют и постепенно их подготавливают к жизни в условиях дикой природы. Одного из них назвали Майком, а другую - Клеопатрой. Их лечат и кормят из бутылочки.

Это не единственные медвежата в этом питомнике. Ежегодно сюда поступает достаточное количество малышей в ослабленном и полуживом состоянии даже из отдаленных регионов. Всех их по возможности выхаживают.

Не так давно работниками фонда была подобрана молоденькая тигрица. В питомнике она находится уже более двух месяцев. А в ее спасение принимали участие очень много людей, даже местные жители. Но в настоящее время животное прекрасно себя чувствует и проходит реабилитацию.

Ifaw и домашние животные

Фонд активно принимает участие в защите домашних питомцев, поскольку те часто и густо страдают от своих же хозяев. Ведь жизнь братьев наших меньших напрямую зависит только от нас. Порой и не умышленно мы можем нанести им вред. Поэтому спасение домашних животных - одна из задач организации.

В этой области специалисты организации проводят скорее образовательную работу по предоставлению людям необходимой информации о том, как нужно ухаживать за животными, чем кормить, какие заболевания переносят питомцы, как избежать агрессии и нападений со стороны подопечных и многое другое.

Ifaw пропагандирует ответственное и гуманное отношение к животным и в то же время безопасное взаимное существование людей и зверей.

Вместо послесловия

Защита животных и их спасение - актуальная проблема современного общества, которая должна решаться на законодательном уровне при всесторонней поддержке не только волонтеров и отдельных организаций, но и широких общественных масс. Самая главная задача - достичь наиболее комфортного существования людей с домашними и дикими животными, исключая ущерб с обеих сторон.


Международный фонд защиты животных (International Fund for Animal Welfare – IFAW), крупнейшая неправительственная организация в области защиты животных, имеющая представительства в 15 странах мира, работает во взаимодействии с государственными структурами, научными и общественными организациями. В 2004 г. IFAW отметил 35-летие своей деятельности в мире и 10-летие работы в России.
В России IFAW осуществляет и финансирует различные проекты. Среди них мобильная ветеринарная клиника в Москве (с 2000 г.) и ЦБЖ (2007 г.), в Тверской области программа спасения и возвращения в природу медвежат-сирот (с 1995 г.); центр реабилитации хищных птиц в московском парке Лосиный остров; общероссийский просветительский проект для молодежи «Неделя в защиту животных», в которой участвуют ежегодно более 300 тысяч человек; сотрудничество с Российскими правительственными организациями в целях содействия выполнению Россией своих обязательств по Конвенции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС); защита серых китов у берегов Сахалина (с 1997 г.); изучение и охрана китов-белух в Белом море (с 1994 г.) и белых медведей на острове Врангеля, сохранение в природе амурских тигров и дальневосточных леопардов; кампании за принятие федерального закона против жестокого обращения с животными, за запрет зимней охоты на бурого медведя, приводящей к гибели сотен медведиц и их новорожденных детенышей, и другие проекты.
1.1. Настоящие правила распространяются на всех владельцев собак и кошек в г. Москве, включая предприятия, учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности.
1.2. Разрешается содержать животных как в квартирах, занятых одной семьей, так и в комнатах коммунальных квартир при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии).
1.3. Обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм общежития.
1.4. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях.
1.5. Собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства начиная с трехмесячного возраста, независимо от породы, в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций-владельцев животных. Вновь приобретенные животные должны быть зарегистрированы в двухнедельный срок.
1.6. При регистрации собак владельцу выдается регистрационное удостоверение, и его знакомят с настоящими правилами.
1.7. При продаже и транспортировке собак за пределы города оформляется ветеринарное свидетельство установленного образца, где указывается дата вакцинации против бешенства.
1.8. Разрешается провозить животных всеми видами наземного транспорта при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров. Собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке. В метрополитене разрешается провозить мелких животных в закрытых сумках.
1.9. Не запрещается поселение в гостинице владельца с собакой или кошкой по согласованию с администрацией и при соблюдении санитарно-гигиенических правил.
1.10. При отсутствии воспрещающих надписей не запрещается появление владельца с собакой на коротком поводке в наморднике в учреждениях, непродовольственных магазинах, на почтах.
1.11. Запрещается разведение кошек и собак с целью использования шкуры и мяса животного.
1.12. При нанесении собакой, кошкой покусов человеку или животному владельцы животных обязаны сообщить об этом в ближайшие государственные ветеринарные учреждения, доставлять животных для осмотра и карантирования в необходимых случаях в ветеринарные учреждения в течение 10 дней.
1.13.. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и пр., подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций.
2.1. Владелец животного обязан содержать его в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с животным, не оставлять его без присмотра, без пищи и воды, не избивать и в случае заболевания животного вовремя прибегнуть к ветеринарной помощи.
2.2. Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.
2.3. Владельцы животных обязаны принять меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных.
2.4. Владельцы кошек и собак обязаны предоставлять их по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.
2.5. При выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину – предотвращать лай собак до 8 утра и после 10 часов вечера.
2.6. Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.
2.7. Выводить собаку надо на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.
2.8. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории или на привязи. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
2.9. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части.
2.10. При невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.
2.11. О приобретении, потере или гибели собаки владелец сообщает в жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.
2.12. При гибели животного труп его отдается в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать труп павшего животного. Регистрационное удостоверение собаки сдается в ветеринарное учреждение, где она была зарегистрирована.
3.1. Любое животное является собственностью владельца и, как всякая собственность, охраняется законом.
3.2. Животное может быть изъято у владельца по решению суда или в ином порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3.3. Владелец имеет право на ограниченное время оставить собаку привязанной на коротком поводке возле магазина или другого учреждения (крупную собаку в наморднике).
4.1. За несоблюдение настоящих временных правил владельцы собак и кошек несут ответственность в установленном законом порядке.
4.2. Вред, причиненный здоровью граждан, или ущерб, нанесенный имуществу собаками и кошками, возмещается в установленном законом порядке.
4.3. За жестокое обращение с животными или за выброшенное на улицу животное владелец несет административную ответственность, если его действия не могут быть расценены как злостное хулиганство и не подлежат уголовному наказанию в соответствии с действующим законодательством.
5. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ
5.1. Жилищно-эксплуатационные организации:
– обеспечивают поддержание санитарного состояния территории домовладельца;
– обеспечивают содержание подвалов, чердаков и других подсобных помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;
– сообщают организациям, занимающимся отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек;
– оказывают содействие работникам ветеринарной службы в проведении противоэпизоотических мероприятий, бесплатно выделяют помещения для проведения профилактических прививок против бешенства в зимне-весенний период;
– вывешивают на видном месте для ознакомления граждан «Временные правила содержания собак и кошек в Москве», адреса и телефоны ее ветеринарных учреждений, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию и лечение животных, организаций, которые занимаются отловом безнадзорных собак и кошек, и Общественной инспекции по защите животных в г. Москве.
5.2. Органы ветеринарного надзора:
осуществляют контроль за выполнением ветеринарных требований владельцами животных и проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболеваний животных; осуществляют регистрацию и перерегистрацию собак, а также выдачу регистрационных удостоверений.
5.3. Общественная инспекция по защите животных в г. Москве:
разъясняет и пропагандирует выполнение настоящих Временных правил; в необходимых случаях оказывает помощь владельцам в содержании животных. Совместно с правоохранительными органами привлекает к ответственности владельцев животных за нарушения «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве».
СТАТЬЯ 230 (ЧАСТЬ 1 , РАЗДЕЛ 2 , ГЛАВА 13 )
Безнадзорное животное.
1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или иных безнадзорных животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления...
2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании или сданы для содержания и пользования другому лицу, имеющему необходимые условия для этого...
3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в размере их стоимости.
СТАТЬЯ 231
Приобретение права собственности на безнадзорных животных.
1. Если в течение 6 месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них...
СТАТЬЯ 232
Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них.
1. В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, у которого они находились на содержании или в пользовании, имеет право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, имеет право на вознаграждение в соответствии с пунктом 2 статьи 229 настоящего Кодекса...
СТАТЬЯ 245 . ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ .
1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

Фонд был организован в 1969 г. в Канаде. Фонд является не государственной организацией, имеет специальный консультативный статус в экономическом и социальном совете ООН. В Фонде работают более чем 200 специалистов, имеющих опыт проведения кампаний, юридических и политических экспертов и ученых, пользующихся международным признанием; они работают в 13 странах мира. Фонд поддерживает около двух миллионов сторонников во всем мире.

IFAW начал работать в России в 1994 году, начав с поддержки научных исследований по морским млекопитающим и выявления реальных альтернатив охоте на белька гренландского тюленя на Белом море. В последующем программы Фонда стали включать усилия по защите китов, бурого и белого медведя, домашних любимцев - кошек и собак, диких животных, являющихся жертвами коммерческой торговли, а также тигров, находящихся под угрозой исчезновения на Дальнем Востоке России.

Международный опыт территориальной охраны природы

В настоящее время в мире насчитывается около 40 тыс. видов охраняемых территорий по данным Международного союза охраны природы (МСОП). Терминология в отношении охраняемых природных территорий имеет существенные особенности в разных странах. Например, полные заповедники с строгим режимом охраны называются национальными парками в Швейцарии и природными парками в Финляндии. Охраняемве ландшафты имеют статус национального парка в Великобритании и природного парка в Германии.

МСОП классифицирует ОПТ по их назначению (категориям) и формам управления. Такая классификация позволяет сравнивать и обобщать сведения об ООПТ всего мира вне зависимости от их национальных особенностей.

В соответствии с назначением охраняемых территорий МСОП подразделяет их на следующие категории :

I - Ia Strict Nature Reserve управляемые в научных целях и для охраны ненарушенных («диких») территорий; Ib Wilderness Area - управляемые для сохранения ненарушенных («диких») территорий;

II National Park - управляемые в целях охраны экосистем и для рекреационного использования;

III Natural Monument - управляемые для сохранения определенных природных объектов;

IV Habitat/Species Management Area - управляемые в целях сохранения некоторых видов и их среды обитания, часто с помощью различных регуляционных, биотехнических и других мероприятий;

V Protected Landscape/Seascape - управляемые для сохранения ландшафтов и в рекреационных целях;

VI Managed Resource Protected Area - управляемые для обеспечения устойчивого использования природных ресурсов.

В соответствии с формой управления охраняемых территорий, МСОП подразделяет их на:

А - управляемые правительственными органами национального или регионального уровня;

B - управляемые совместно двумя и более государственными и (или) общественными организациями;

C - управляемые собственниками земли или ресурсов;

D -управляемые местными общинами (коренные народы, длительно проживающие в данном регионе и т.д.).

Сравнительная оценка по различным критериям для категорий ОПТ дана в приложениях 22, 23.

С 1962 по 2003 г. число охраняемых территорий в мире возросло с 9214 до 102102, площадь с 2,4 млн. кв.км до 18,8 млн. кв.км. В 2003 г. на суше под охраной находилось 17,1 млн. кв.км или 11,5% общей земной поверхности, морские охраняемые природные территории занимали 1,7 млн. кв.км. или 0,5% поверхностей морей и океанов.

Сравнительный анализ уровня охраны различных биомов мира показывает, что наиболее полно охраняются смешанные островные системы, тропические влажные леса, смешанные горные системы и тропические злаковые саванны (приложение 24).

Доминируют по количеству охраняемые территории категорий IV и III; по площади - II, VI, и IV (приложение 25). Таким образом, в мире оказывается большинство охраняемых территорий с управляемыми природными ресурсами и средним уровнем строгости охраны. Это оказывается иллюстрацией к взятому мировым сообществом курсу на устойчивое развитие, в том числе и за счет традиционных форм природопользования.

Среди стран, имеющих наибольшее количество охраняемых территорий, относительно площади страны, следует отметить Эквадор, Венесуэлу, Данию и Норвегию (приложение 26). Следует напомнить, что минимальная доля охраняемых территорий, обеспечивающая эффективность охраны и устойчивое развитие, составляет 3% территории страны.

США - пионеры в развитии дела территориальной охраны природы. Первый национальный парк был открыт в 1872 г., первый национальный заказник в 1903 г. К 1914 г. в США уже имелось 11 национальных парков и 28 национальных памятников. Среди созданных до 1914 г. были такие национальные парки: парк генерала Гранта (2536 акров), Секвойя-парк (161.597 акров), созданные в 1890 г., Ледниковый национальный парк (915000 акров), созданный в 1910 г., национальный парк горы Реньэ (207306 акров), созданный в 1899 г., национальный парк Кратерного озера (159360 акров) созданный в 1902 г., парк Меза-Верде (42376 акров), созданный в 1905 г., национальный парк Ветряной пещеры (10522 акров), созданный в 1903 г., а также два национальных парка, созданных в 1904 г. - национальный парк Плат и Сулис Хилл (по 848 и 780 акров).

Создаваемые охраняемые природные территории имели разное подчинение - Лесная служба, Департамент Внутренних дел, Военный Департамент и т.п. В 1916 г. Президентом США В. Вильсон подписал Закон «О Службе национальных парков». Ее первым руководителем стал С. Мафер, миллионер и лоббист этого Закона. Закон определял, что цель национальных парков состоит в сохранении «находящихся на их территориях ландшафтов, природных и исторических объектов, живой природы и получении удовольствия при их использовании таким образом и такими средствами, которые оставят их нетронутыми для наслаждения будущих поколений». Согласно Закону все существующие и будущие национальные парки и памятники переходили в подчинение Службы национальных парков. В 1933 г. уже все американские национальные парки и национальные памятники были подчинены Службе национальных парков.

Законодательство . Национальные парки создаются по специальным решениям конгресса США и открываются Министерством внутренних ресурсов страны. Национальные памятники учреждаются «прокламацией» президента США. Резерваты для диких животных создаются Министерством внутренних ресурсов.

Управление. Министерство внутренних ресурсов со специализированными службами: Службой национальных парков и Службой рыбы и дикой фауны.

Парки и резерваты штатов находятся в ведении специальных органов в администрации штатов. Чаще всего это отделы парков и рекреации в составе департаментов природных ресурсов или департаментов (агентств) окружающей среды. Чаще всего это отделы парков и рекреации в составе департаментов природных ресурсов (Аляска, Висконсин, Гавайи, Делавэр, Джорджия, Западная Виргиния, Индиана, Колорадо, Миннесота, Миссури, Мичиган, Мэриленд, Нью-Мексико, Флорида, Юта) или департаментов (агентств) окружающей среды (Алабама, Вермонт, Виргиния, Иллинойс, Коннектикут, Массачусетс. Мэн, Невада, Нью-Джерси, Огайо, Пенсильвания, Теннесси); в шт. Орегон такой отдел входит в состав департамента транспорта. В некоторых штатах созданы отдельные департаменты парков, рекреации и туризма (Айдахо, Арканзас, Калифорния, Кентукки, Оклахома, Северная Дакота, Техас, Южная Каролина), служба парков и рекреации (Нью-Йорк), департамент диких животных, парков и лесного хозяйства (Южная Дакота), управление парков штата и ресурсов (Канзас). В ряде штатов (Айова, Вайоминг, Вашингтон, Иллинойс, Луизиана, Миссисипи, Небраска) парками, резерватами, рекреацией и т.п. ведают специальные административные комиссии.

Большим количеством охраняемых территорий управляют научные и общественные организации: Национальная ассоциация национальных парков и охраны природы; Национальное Одюбоновское общество; Национальная федерация дикой фауны; «Сьерра-Клаб»; общественная организация Nature Conservancy, региональные и местные общества, университеты.

К федерально-управляемым природным территориям США относятся: национальный лес, национальная прерия, национальный морской заказник, военные резервации и тренировочные полигоны, земли Департамента энергетики, индейские резервации, земли Бюро землепользования, национальные резерваты диких животных, национальные зоны отдыха, национальные дикие и живописные реки, дикие земли, национальные живописные тропы, объекты системы национальных парков.

В последнюю категорию (объекты системы национальных парков) входят такие национальные объекты как: национальный парк, национальный памятник, национальный научный резерват, национальный исторический парк, национальный военный парк, национальный мемориальный парк, национальное поле битвы, национальный парк поля битвы, национальная местность поля битвы, национальная историческая местность, национальная историческая местность не в федеральном владении, национальный мемориал, национальное кладбище, международный парк, Белый Дом, национальное морское побережье, национальная парковая автострада, национальная зона отдыха, национальное озерное побережье, национальный пейзажный речной путь, национальная пейзажная тропа, национальный исторический маршрут, национальный столичный парк, прочие парки, национальный резерват.

Кроме национальных парков, национальных памятников и Национальной системы территорий дикой природы насчитывалось 18 национальных рекреационных территорий, 10 национальных морских побережий, 26 мемориалов, 10 полей сражений, 10 военных парков, 69 исторических местностей, 31 исторический парк, 50 парков, 11 парков штатов, 10 национальных морских побережий (на 1991 г.).

На 1999 г. Служба рыбы и дичи США имела 475 охотничьих заказников, охватывающих 37.9 млн. га. В этих заказниках можно наблюдать за дикими животными, заниматься охотой (на 40% территории заказника), рыбалкой, фотосъемкой.

В Национальную систему диких и живописных рек на 1993 г. входило 153 реки (участка) длиной около 18000 км с прилегающими 4 млн. га долин, что составляет 0,33% от всех рек США.

Общественной природоохранной организации Nature Conservancy принадлежит 1600 резерватов общей площадью 4,1 млн. га. Одюбоновскому обществу - более 100 заказников.

Украина

Нормативно-законодательная база ООПТ. Основные:

Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.).

Закон “О природно-заповедном фонде Украины” (1992 г.).

Закон об экологической сети (2000 г.)

Важные для территориальной охраны природы законы:

Закон «О животном мире» (1993);

Закон «О растительном мире» (1999);

Закон «Об экологической экспертизе» (1995);

Закон «О культурном наследии» (2000);

Положение о Красной книге Украины (1992);

Положение о Зелёной книге Украины (1997);

Положение о водно-болотных угодьях общегосударственного значения (1999).

Природный заповедник (I кат. МСОП);

Биосферный заповедник;

Национальный природный парк (II кат. МСОП)

Региональный ландшафтный парк (V кат. МСОП);

Заказники (ландшафтные, лесные, ботанические, общезоологические, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, гидрологические, общегеологические, палеонтологические, карстово-спелеологические) (IV кат. МСОП);

Памятники природы (комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические, геологические) (III кат. МСОП);

Заповедное урочище (III, IV кат. МСОП);

Ботанический сад;

Дендрологический парк;

Зоологический парк;

Памятник садово-паркового искусства.

Заказники, памятники природы и искусственно-созданные объекты (ботсады, дендропарки, зоопарки, парки-памятники садово-паркового искусства) могут быть как общегосударственного, так и регионального значения. Биосферные заповедники, природные заповедники, национальные природные парки и другие объекты общегосударственного значения учреждаются указом Президента Украины. Региональные ландшафтные парки и другие объекты местного значения учреждаются областными советами народных депутатов.

Биосферные заповедники, природные заповедники, национальные природные парки и региональные ландшафтные парки, где созданы администрации парков, существуют как юридические лица.

Природный заповедник должен быть землепользователем на всей своей территории. Биосферный заповедник, национальный природный парк, региональный ландшафтный парк должен быть землепользователем на наиболее ценных частях своей территории, которые выделяются в заповедные зоны. Другие зоны (буферные, рекреационные или хозяйственные) этих категорий, а также территории заказников, памятников природы и охраняемых урочищ не изымаются у землепользователей, которые, в свою очередь, обязаны соблюдать режим ООПТ, находящихся на их землях.

Иные виды охраняемых территорий. Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает выделение курортных и природно-оздоровительных территорий, а также рекреационных зон.

Согласно Лесному кодексу (1994), к особо охраняемым категориям лесов относятся леса первой группы (леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса в пределах природно-заповедного фонда, лесоплодовые насаждения и участки субальпийской древесно-кустарниковой растительности).

Водный кодекс (1995) предусматривает охрану следующих объектов: малые реки; прибрежные защитные полосы (от 25 до 100 м в зависимости от величины водного объекта и 2 км около морей), полосы отвода, береговые полосы водных путей; зоны санитарной охраны.

Земельный кодекс (1992) также предусматривает, что водные объекты должны быть окружены водоохранными полосами и зонами.

Кодекс о недрах (1994) определяет создание геологических заповедников, заказников и памятников природы.

Указом Президента Украины «О резервировании для последующего заповедания ценных природных территорий» (1994) утверждён перечень резервируемых ценных природных территорий. На зарезервированных землях без согласования с Министерством экологии и природных ресурсов Украины не допускается строительство, мелиоративные работы, распашка земель, залесение целины и т.д. До принятия решения о создании ООПТ эти земли не подлежат приватизации.

Сеть ООПТ. Первый (частный) резерват на современной территории Украины – «Памятка Пеняцка»– был создан в 1886 г. и просуществовал до первой мировой войны. В 1997 г. в непосредственной близости от его бывшей территории создан региональный памятник природы с тем же названием. Первый частный резерват на месте ныне существующего биосферного резервата Аскания-Нова был создан в 1898 г.

В 1991 г. Украина «унаследовала» от советского периода 11 природных заповедников, 4 биосферных заповедника, 3 национальных парка. Состав и динамика формирования сети основных ООПТ Украины представлены в приложении 27-29. Общая площадь Природного Заповедного Фонда составляет более 4% территории страны.

Наряду с перечисленными ООПТ, на Украине по состоянию на 01.01.2000 имелось:

· 26 региональных ландшафтных парков общей площадью 410,3 тыс. га,

· 2372 заказника общегосударственного и регионального значения (991,7 тыс. га),

· 746 охраняемых урочищ (78,5 тыс. га),

· 2963 памятника природы (205,6 тыс. га).

К водно-болотным (рамсарским) угодьям международного значения отнесены 22 объекта, общей площадью 650 тыс. га. Примерно половина этой площади находится в пределах ООПТ.

Международный статус биосферного резервата имеют: Черноморский биосферный заповедник (создан в 1984 г.), биосферный заповедник “Аскания-Нова” (с 1985 г.), Карпатский биосферный заповедник (с 1992 г.), Дунайский биосферный заповедник (1998 г.), украинская часть международного биосферного резервата «Восточные Карпаты» в составе Ужанского национального природного парка и Надсянского регионального ландшафтного парка (с 1999 г.)

В 1997 г. Карпатский заповедник награждён Европейским дипломом категории «A».

Управление ООПТ. Министерству экологии и природных ресурсов (Минэкоресурсов) Украины подчинены: 1 биосферный заповедник, 4 природных заповедника, 8 национальных парков.

Государственному комитету лесного хозяйства - 6 природных заповедников и 3 национальных парка.

Национальной Академии Наук Украины - 2 биосферных и 3 природных заповедника; Украинской Аграрной Академии Наук - 1 биосферный и 1 природный заповедники.

По одному природному заповеднику имеется в ведении Национального университета имени Тараса Шевченко (Киев) и Министерства образования.

Экологический контроль за деятельностью ООПТ осуществляют Государственная экологическая инспекция Минэкоресурсов, а также ведомственные службы охраны Государственного комитета лесного хозяйства и Государственного комитета рыбного хозяйства. Развитие природно-заповедного фонда, методическое обеспечение функционирования ООПТ и контроль научной деятельности ООПТ возложено на главное управление национальных природных парков и заповедного дела Минэкоресурсов.

Основу финансирования заповедного дела составляет госбюджет. Финансовую поддержку территориальной охране природы оказывают внебюджетные экологические фонды, а также поступления из международных и зарубежных источников – ГЭФ, WWF, TACIS, ECONET Action Fund, Darvin Initiative Fund (UK), Wetlands International, EUCC (малые проекты), МСОП и др.

Состояние и перспективы формирования экологической сети. Принятие в конце 2000 г. «Закона об экологической сети» завершило большую работу по созданию единой правовой базы формирования Экологической сети Украины.

Защищённые ключевые территории имеются во всех выделенных биорегионах в пределах Украины. При анализе с позиций более дробного физико-географического зонирования включающего 12 равнинных физико-географических провинций (47 физико-географических областей) и 2 горные страны (10 физико-географических областей), а также с учётом биогеографического зонирования, выявляется неравномерность размещения ООПТ регионального значения. Степи в целом хуже представлены заповедными эталонами, нежели лесные и горные территории.

Резервирование земель для создания ООПТ способствует сохранению природных территорий, которые в будущем войдут в состав экологической сети Украины.

Проект Программы развития национальной экологической сети составлен с учётом зональности, миграционных путей, эндемизма и реликтовости Украинской экологической сети должна включать 7 коридоров первого порядка (широтных и долготных).

Планирование размещения охраняемых репрезентативных ключевых территорий осуществлялось исходя из принципа: «каждой физико-географической провинции – один биосферный заповедник, а каждой физико-географической области – как минимум, один природный заповедник или национальный парк, или, в виде исключения, региональный ландшафтный парк». Для всех природных регионов Украины, выделенных с позиций физической и биогеографии, даны предложения по защите ключевых территорий путём создания биосферных и природных заповедников, национальных природных и региональных ландшафтных парков.

Наряду с развитием сети ООПТ, Программа предполагает восстановление нарушенных природных участков (в том числе, мелиорированных земель, которые сейчас практически не используются), создание буферных зон и экологических коридоров при строительстве транспортных магистралей и т.д. Подготовлен ряд предложений по формированию сети трансграничных ООПТ.

Основные проблемы формирования Экологической сети:

· фрагментация природных территорий на значительной части территории страны;

· трудности выполнения природоохранного законодательства, связанные со сложной экономической ситуацией, и недостаток финансирования природоохранных мероприятий;

· проблемы межведомственной координации при управлении системой ООПТ.

Вопросы:

  1. Какие международные природоохранные конвенции, стратегии и соглашения ратифицировала Россия?
  2. Какие международные природоохранные организации имеют свои отделения в России?
  3. Какие особенности территориальной охраны природы существуют в США или Украине?

Литература:

Биосферные резерваты России. 2010. // Ред.-сост. А.А. Билялитдинов, А.А. Лущекина, В.М. Неронов. / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Вестник, № 12. 217 с.

Борейко В.Е., 2001 г. История заповедного дела в Украине. Издание 2-е, дополн. - Киев: Киевский эколого-культурный центр. 173 с.

Борейко В.Е., 2001. Аскания-нова: тяжкие версты истории 1826–1997. Издание 2-е, дополн. - Киев: Киевский эколого-культурный центр. 96 с.

Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., 1985. Охраняемые природные территории мира. / Нац. парки, заповедники, резерваты: справочник. - М.: Агропромиздат. 310 с.

Водно-болотные угодья России. Том 1. Водно-болотные угодья международного значения (под общ. ред. В.Г.Кривенко), 1998. - М.: Wetlands International Global Series, №. 3.

Водно-болотные угодья России. Том 3. Водно-болотные угодья, внесенные в Перспективный список Рамсарской конвенции (под общ. ред. В.Г.Кривенко), 2000. - М. Wetlands International Global Series, № 3. 490 с.

Дёжкин В.В., 2005. Особо охраняемые природные территории мира и некоторые проблемы российского заповедного дела. // Бюлл. «Использование и охрана природных ресурсов в России». - М.: НИА-Природа, № 3. С. 142-150.

Забелина Н.М., 1987. Национальный парк. - М.: Мысль. 171 с.

Заповедники Украины и Молдавии (серия Заповедники СССР), 1987. - М.: Мысль, 272 с.

Заповедными тропами зарубежных стран. Отв. ред. А.Г. Банников.- М.: Мысль. 351 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., 2006. Устойчивое развитие: вводный курс. Уч. пособие. - М.: Университетская книга. 312 с.

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России, 2001.- М.: РАН-МПР. 75с.

Николаевский А.Г., 1985. Национальные парки. - М.: Агропромиздат. 189 с.

Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия. Перспективы европейского природного наследия, 1996. - Амстердам, Совет Европы/ ЮНЕП/Европейский центр охраны природы. 50 с.

Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития, 2009. Авт.-сост. В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. - М.: «Орбис Пиктус». 455 с.

Севильская стратегия для биосферных резерватов, 2000. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 30 с.

Стратегия сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации, 1999. - М.: Wetlands International Global Series, № 1. 50 с.

Сушкин П.П., 1936. Национальные парки и охрана природы в Соединенных Штатах Северной Америки. // Научный работник. № 5-6. 28 с.

Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обращении объектов СИТЕС (нормативные документы и методические материалы), 2005. Сост. Вайсман А.Л., Дронова Н.А., Ляпустин С.Н. - М.: Из-во ВВФ. 311 с.

Формирование экологических сетей в странах бывшего СССР: современное состояние, основные проблемы и перспективы, 2001. http://www.need.narod.ru/nis_report.htm

Шестаков А.С., 2009. Программа работы по охраняемым природным территориям Конвенции о биологическом разнообразии. Комментарии для практического применения в регионах России. - М.: Изд-во ВВФ. 96 с.

http://www.biodat.ru/chm/conv.htm

http://www.cbd.int

http://www.cites.org

http://www.ecnc.nl/doc/europe/legislat/strafull.html

http://www.ifaw.org

http://www.iucn.ru

http://www.ramsar.org

http://www.unep.org

http://www.unesco.org/mab

http://www.wwf.ru


Приложения

Приложения к разделу 2

Приложение 1.



error: Контент защищен !!