Правильная последовательность процессов при костной проводимости звука. Евстахиева труба

Глухота великого композитора Бетховена вызывает у школьников недоумение: как же он мог писать музыку?! Это один из самых ярких примеров того, как костная проводимость звука может помочь человеку: композитор прикладывал к голове специальные трубки, чтобы слышать звук, а мы, благодаря этой технологии, можем наслаждаться шедеврами романтического гения.

Kuaf.com

Как работает костная проводимость

Очень просто. Наша слуховая система поделена на внешнее ухо, среднее и внутреннее. Костная проводимость звука минует два канала, отправляя звуки напрямую ко внутреннему уху. Поэтому костная проводимость, к сожалению, бессильна, когда глухота человека связана с нарушением работы внутреннего уха.

Изначально технология костной проводимости была доступна только хирургически: нужен был специальный титановый имплант. Лишь последние лет десять развитие технологии пассивной костной проводимости стало набирать обороты. Она активно применяется спортсменами, дайверами, военными, водителями и офисными работниками.

Устройства костной проводимости не закрывают уши, поэтому человек может слушать музыку или общаться по телефону и при этом реагировать на окружающие звуки.

По статистике ГИБДД, лишь за 9 месяцев прошлого года и только по Москве и области на дорогах пострадали свыше 400 велосипедистов. Гарнитуры с костной проводимостью звука помогают уменьшить эту печальную цифру: велосипедист услышит сигнал автомобиля, даже если в наушниках играет музыка. Гарнитуры удобно сидят на голове, не мешают проводами и оголовьем, их можно носить с очками и шлемом.

Каким будет звук в наушниках костной проводимости

Непохожим на звук, к которому вы привыкли в наушниках обычных. Самое явное отличие - при костной проводимости басы чувствуются, а не слышатся. Основа наушников - пьезодинамик, который преобразует звук в колебания, а они, в свою очередь, на высокой громкости передают бас как вибрацию, и вы чувствуете музыку телом. Технология костной проводимости должна понравиться меломанам, которые буквально глохнут из-за густого баса.

При этом в хороших наушниках нет никаких искажений, выпадений, заиканий или хрипов - это всё та же музыка, но с вибрацией на месте глубокого баса.

Ещё один несомненный плюс: прослушивание музыки в наушниках костной проводимости считается более безопасным для слуха, так как наши кости крепче барабанных перепонок. И вопреки распространённому мнению, вибрация от наушников вам никоим образом не повредит. Закройте уши пальцами и скажите пару слов. Слышите себя? Звук собственного голоса мы воспринимаем с помощью всё той же костной проводимости. И это, кстати, объясняет, почему в записи он кажется другим.

Зачем нужны наушники костной проводимости, если вы не спортсмен

Ситуаций, когда костная проводимость очень удобна, немало:

  • вы работаете в офисе и общаетесь в Skype, слушаете музыку, но при этом вам важно слышать, о чём беседуют коллеги;
  • вы смотрите фильмы вечером, а в соседней комнате спит ребёнок;
  • вы много ездите за рулём, но вам надо отвечать на звонки;
  • вы не можете ходить по улице без музыки, но беспокоитесь за свою безопасность на дороге;
  • вы постоянно слушаете музыку или аудиокниги, но боитесь испортить слух.

Вы сами наверняка сможете вспомнить примеры, когда костная проводимость звука выручает. Кроме того, это просто очень любопытно: закройте уши пальцами, приложите к локтю наушники Aftershokz, и вы будете слышать музыку!

Какие наушники костной проводимости выбрать

Лидером на рынке наушников костной проводимости остаётся компания Aftershokz. Мы собрали несколько моделей наушников, различных по характеристикам и цене.

Aftershokz Sportz Titanium

Самая младшая модель и самая недорогая - это проводные наушники без микрофона с лёгким титановым оголовьем. Динамики проще, чем в более продвинутых моделях, и взыскательный слушатель почувствует, что низкие частоты различаются хуже.

Цена: 3 490 рублей.

Для использования в офисе или для компьютерных игр подойдут наушники с микрофоном, которые стоят чуть дороже.

Aftershokz Bluez 2S

Одна из первых по-настоящему заметных гарнитур, которая вытеснила обычные Bluez 2. Они, кстати, были достаточно успешны: одно время даже продавались в официальном магазине Apple.

Беспроводная гарнитура с пластиковым оголовьем: благородный дизайн, несколько ярких расцветок. С этой модели, можно сказать, началась и новая эра для компании - тут впервые были применены технологии, которые обеспечили высокое качество звука и отличную изоляцию.

Aftershokz Trekz Titanium

Флагман в линейке Aftershokz - модель Trekz Titanium. При её разработке компания учла все вопросы и пожелания пользователей: улучшено воспроизведение музыки, переработан микрофон, буквально заново изобретены характеристики звукоизоляции.

Доработано оголовье: теперь оно сверхпрочное и очень гибкое, его можно завязать практически в узел.

Корпус защищён от пыли, брызг и обильного пота, что делает такие гарнитуры весьма востребованными среди спортсменов. Ещё один плюс - до 7 часов непрерывной работы.

Trekz легко управляются прямо с корпуса. Одна функциональная кнопка для удобства вынесена прямо на динамик. Нажав на неё, можно ответить на звонок, остановить и снова запустить музыку.

В некоторых отзывах о гарнитурах костной проводимости пользователи жалуются на плохую звукоизоляцию: все вокруг слышат, что играет в наушниках. Такое очевидное звучание было в ранних версиях гарнитур - Bluez и Bluez 2S, частично подобный эффект сохраняется и в проводных моделях, но уже сдержаннее.

У Trekz Titanium эта проблема решена: на средней громкости, комфортной для слушателя, окружающим звуки становятся не слышны или как минимум неразличимы. Дополнительную звукоизоляцию обеспечивает более плотное прилегание к голове.


Что такое костная проводимость?

Упрощенно наша слуховая система делится на три части: наружное ухо, среднее и внутреннее. Когда мы слышим чужую речь или музыку, мы воспринимаем звук с помощью воздушной проводимости — он проходит по наружному слуховому проходу к среднему, а затем к внутреннему уху.

При костной проводимости звук, преобразованный в вибрацию, минует внешний проход и средний, отправляясь напрямую к внутреннему уху.

Это какие-то нанотехнологии?

Ничего нового в данном способе передачи звука нет, однако достоянием широкой общественности костная проводимость была не всегда. До последнего десятилетия с этим способом работали исключительно в медицине, так как при определенных патологиях костная проводимость была единственным способом для человека услышать звуки. Исторический пример использования костной проводимости — творчество «глухого» Бетховена, который прикладывал специальные отводящие трубки к инструменту и к костям черепа.


Где еще применяется костная проводимость?


Наука. Например, при изучении подводного мира аквалангисты для связи с поверхностью используют данный тип передачи звуков. Это обусловлено строением костюмов и тем, что подобные динамики хорошо поддаются герметизации.

Армия. Гарнитуры с костной проводимостью звука не закрывают уши: можно принимать команды, но при этом реагировать на окружающие звуки.

Любительский спорт и туризм. Причины те же — гарнитуры с костной проводимостью позволяют слышать больше: и звуки музыки, и все, что происходит вокруг, за счет того, что уши остаются открытыми для воздушной проводимости. Это позволяет обезопасить себя от внешних опасностей и при этом поддерживать постоянную связь с другими участниками турнира, забега или туристического похода.

А это не вредно?

Нет, костная проводимость звука — биологическая способность организма, и восприятие звуков таким способом не «вскипятит» ваш мозг и не нанесет никакого вреда костям черепа. Это легко проверить: заткните уши, скажите что-нибудь — вы прекрасно слышите себя. С первых дней жизни звук собственного голоса мы воспринимаем через кости — используем костную проводимость звука.

Так, а что с музыкой?


Первыми, кто открыл костную проводимость для простых пользователей, была компания Google. В первой версии Google Glass был встроенный в дужку динамик, который обеспечивал передачу звука таким способом. Сегодня гарнитуры, которые позволяют «слышать больше», стали доступнее и их действительно используют для прослушивания музыки или аудиокниг. Международная компания Aftershokz производит целый ряд наушников, чья работа строится на основе костной проводимости звука.


Сейчас в линейке четыре основные модели: флагманская новинка Aftershokz Trekz Air, Aftershokz Trekz Titanium, Aftershokz Bluez 2S и модель Sportz. Все модели кроме Sportz — беспроводные.

Звук совсем не отличается?

Восприятие звука действительно будет отличаться от того, что вы привыкли слышать в обычных наушниках. Это происходит из-за неполной изоляции — из-за этого звук слегка «рассеивается». С другой стороны — такой способ восприятия бережет барабанные перепонки. Они, поверьте, гораздо более хрупкие, чем кости.

Еще одно отличие — в басах. Динамик в гарнитурах Aftershokz — это металлическая пластина, которая преобразует звук в колебания или вибрации. То есть глубокие басы вы не слышите, а ощущаете. Это похоже на ощущения, которые человек испытывает во время концерта — вибрации передаются тактильно и вы ощущаете легкое подрагивание. В наушниках эффект будет похожим, но в несколько раз слабее.

Мы часто пишем про Aftrshokz - наушники с технологией костной проводимостью звука, которые привезли в Россию несколько лет назад, и в какой-то момент мы стали получать вопросы, а есть ли еще? Есть. И много. Порылись на китайских барохолках, посмотрели, кто из крупных игроков есть на этом рынке, и подготовили подборку о наушниках с технологией костной проводимости от Китая до Kickstarter"а. Под катом золотая 10-ка.

Без них никуда, так что извините, но:

Aftershokz Bluez 2

Одна из самых известных моделей таких наушников и образец для клонов из Китая. Компания Aftershokz занимается разработками с 2001 года, а первую серийную «бытовую» модель для пользователей запустила несколько лет назад.

Впервые именно они стали отождествлять «костная проводимость = спорт», хотя применяются они сильно шире: среди водителей, для работы в офисе, на прогулке вечером и т. п. И, конечно, в медицинских целях. В Россию Aftershokz привез коллектив нашего магазина.
Самой востребованной моделью остается их беспроводная версия: Bluez 2 .

Официальная рекомендованная стоимость Aftershokz Bluez2 определяется производителем, и на нашем сайте они стоят 6 700 рублей , или ок. $100, равно, как и в магазине Apple, например .

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Damson headbones

Гарнитуры Damson сразу поделены на две категории для слабослышащих и спортивные . Переживут дождь и потливость, работают в радиусе до 10 - 15 метров от устройства, крепятся на скулах, имеют панель управления. Стоимость в официальном магазине - $149 .

  • Bluetooth - 3. 0 и выше
  • Батарея - 320 mAh
  • Поддержка голосового набора
  • Диапазон - 50 - 20 000 Гц

DigiCare

Компания известна своими «клонами» и аналогами, вот, например, коллекция фитнес-трекеров и умных часов .

Привычная конструкция, которая обеспечивает крепление наушников на скулах, доступна в разных цветах, но в отличие от Aftershokz, DigiCare и др. - эти наушники «складываемые».

Обещают:

  • Шумоподавление
  • Диапазон частот: 20-2000HZ
  • Чувствительность: 123±5Дб
  • Bluetooth от 3.0 и выше
  • Радиус действия 10 - 15 м
  • Время разговора - до 8-ми часов

Revolution of Digital Technology, сайт которых редиректит на Kscat.hk и не быстро грузится, предлагает несколько спортивных моделей наушников с технологией костной проводимости.

Модели позиционируются как спортивные, и обладают соответствующими характеристиками: прочные, влагозащищенные, с временем работы до 8-ми часов. Возможность отвечать на звонки и управлять громкостью без привлечения телефона - прилагаются.

Yjkgroup

Удивительный случай, когда компания-производитель ласт и резиновых перчаток, значится как изготовитель наушников при том, что на официальном сайте об этом информации нет.

Наушники, при описании которых просто не стали заморачиваться, а скопировали фото Aftershokz , все-таки слегка отличаются по дизайну:

  • Аккумулятор - 220 mAh (до 6-ти часов разговора)
  • Частоты - 20 ~ 20 кГц
  • Чувствительность - -40Дб±2Дб

Компания, известная на рынке специального оборудования для сотрудников охраны, как оказалось, тоже использует технологию костной проводимости для своих устройств. За 1 550 рублей можно купить такую гарнитуру:

Совместима она будет только с рациями Kenwood.

Motorola

Еще раз отвлекусь на гарнитуры для телефонов - Motorola HX-1. Ссылка на Amazon . Гарнитура с поддержкой технологии костной проводимости и обычной звукопередачей была представлена еще в 2009 году.

Еще несколько Noname-моделей из Китая

В качестве промежуточного вывода, стоит сказать, что большинство моделей явно или скрыто копируют по дизайну модели наушников Aftershokz, но тут есть и объективные причины. Дизайн наушников с технологией костной проводимости очень «замкнут»: чаще всего они должны иметь возможность крепиться на скулах, а это диктует и форму оголовья. Цвет в данном случае серьезным критерием выбора не является. На оголовье могут быть добавлены кнопки управления, громкости, включение/выключение музыки и прием вызова. Примеры дизайна:

С помощью данной технологии звук передается через твердые ткани черепа к внутреннему уху, минуя воздушную проводимость. Технология известна, если не издревле, то достаточно давно, и в истории самый известный пример - композитор Бетховен, который использовал эту технологию, когда стал терять слух. Эту историю мы коротко описывали, когда говорили о нарушениях слуха .

Наушники с костной проводимостью звука не закрывают уши и позволяют слышать внешний мир и музыку или разговор по телефону.

В настоящее время наушники с такой технологией востребованы среди спортсменов, так как это позволяет им контролировать все, что происходит вокруг, своевременно реагировать на сигналы автомобилей и общаться с близкими или слушать музыку. Также такие наушники могут быть применимы водителями или при работе в офисе.

И завершается моя история о звуке моей любимой мелодией. Nino Rota:

Опыт использования необычных беспроводных Aftershokz Trekz Titanium, заточенных под спорт и прочую активность.

Это самые безопасные наушники в мире. Почему? Да потому что их не нужно втыкать в уши , чтобы слушать музыку.

Aftershokz Trekz Titanium передают звук через лицевые кости прямо к внутреннему уху. Таким образом и музыку слышно неожиданно хорошо, и уши открыты – слышно всё, что происходит вокруг. Очень необычные ощущения.

Наушники не для ушей

Тот факт, что человеческие кости являются хорошим проводником звуковых волн было известно достаточно давно; эта особенность организма уже несколько веков является альтернативой восприятия звука, если у человека имеются проблемы с обычным слухом.

Яркий пример – великий композитор Бетховен, который страдал глухотой и мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к голове разные устройства, которые превращали звуковые волны в вибрации.

До недавнего времени технология передачи звука с помощью черепных костей использовалась только в медицинских целях: с помощью специальных приборов пациенты с деформированным слухом могли воспринимать звуки и мелодии не хуже здоровых людей.

Из медицины эта технология перекочевала и в потребительскую сферу – компания Aftershokz просто порвала краундфандинговую площадку Indiegogo, за один день собрав необходимую сумму на производство своих наушников с технологией передачи звука через лицевые кости.

Пользователей привлёк дизайн – эти наушники не боятся пота, влаги и грязи. В составе этих наушников есть титан – скорее небо упадёт на землю, чем ты сломаешь этот аксессуар.

Ты можешь слушать музыку, говорить через них по телефону и даже общаться с голосовым помощником – но в то же время ты слышишь всё, что происходит вокруг тебя. И уши не устают (как у меня после любых «затычек» ), потому что наушники не втыкаются в уши, а прижимаются к черепу рядом с ушами.

Я взял Aftershokz Trekz Titanium в недавнее путешествие в Нью-Йорк и провёл в них большую часть времени (точнее, 6 часов из 10 ) на борту самолёта. Могу с уверенностью сказать, что даже после нескольких часов нет совершенно никакого дискомфорта: такой уровень удобства действительно могут повторить далеко не каждые наушники.

Звук

Восприятие звука через кости немного другое, нежели традиционное, через уши. Поначалу ощущается некая вибрация, но буквально через несколько минут привыкаешь к ней и перестаёшь замечать.

Качество звука, прошедшего через кости, слегка теряет изначальную чёткость и становится более усреднённым, из-за эффекта «рассеивания». Поэтому я не ждал чего-то сверхъестественного, а про басы даже и не смел мечтать. Будет играть что-нибудь, да и ладно, думал я.

Однако, подключив их к iPhone, был приятно удивлён.

Первым делом включил специально скачанный новый Live-альбом великолепного Gary Clark Jr. и при первых звуках бас-гитары натурально потерял челюсть. Уж слишком качественно и глубоко всё звучит.

Aftershokz Trekz titanium звучат ничуть не хуже тех же Power Beats 2 , и уж точно намного лучше многих спортивных наушников. Проверено.

Создатели запихали в маленький корпус Aftershokz Trekz кучу разных технологий с внушительными названиями: например, за качество звука и отличные басы отвечает технология PremiumPitch, которая предотвращает рассеивание звука и «прокачивает» низкие частоты.

Дослушав Кларка Младшего и подобрав челюсть, пробежался по другим жанрам – фанк, рок, металл; всё звучит очень хорошо, только рок всё-таки воспринимается чуть плосковато, хотя всё равно лучше, чем в EarPods, определённо.

Необычно удобно

Aftershokz Trekz – необычные беспроводные наушники. В мире портативного звука это одна из немногих новинок за последние месяцы, которая меня реально удивила и порадовала как качеством материалов (титановый каркас можно крутить и гнуть как угодно – они реально неубиваемые ), так и богатством звукопередачи столь необычным способом, через лицевые кости.

Возможно, некорректно сравнивать их с «вкладышами» той же ценовой категории (в пределах 8-9 тыс. рублей ), потому что Aftershokz Trekz точно превосходят по степени удобства и комфорта использования любые наушники , которые у тебя были за всю жизнь. Да, заявляю вот так безапелляционно, потому что опробовал их сам.

Тип наушников: беспроводные
Тип крепления: затылочная дужка
Тип динамиков: датчики-преобразователи костной проводимости звука
Режим звука: стерео
Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Максимальное звуковое давление: 100 дБ
Встроенный микрофон: есть
Чувствительность микрофона: 41 дБ
Тип подключения: Bluetooth v. 4.1 (обратно совместим с Bluetooth 3.0)
Радиус действия: до 10 метров
Цвет: серый, салатовый, синий
Вес: 36 г
Защита: Наушники защищены от влаги, пота, от капель воды и от пыли – по стандарту IP55. Плавать и нырять в наушниках AfterShokz Trekz Titanium нельзя.

Есть и минус, куда без него: наушники достаточно громкие для окружающих. То есть, если слушать музыку на 50% громкости, стоящий рядом человек без труда расслышит и музыку и слова. Это может доставлять присутствующим некий дискомфорт.

Но это несущественный минус – всё-таки это в первую очередь спортивные наушники , так что во время пробежки или в спортзале никто не будет прислушиваться к тому, что у тебя там играет.

Однако, если использовать наушники в качестве разговорной гарнитуры, очередная технология LeakSlayer превращает для окружающих речь твоего собеседника в чуть слышное бормотание – расслышать что-либо практически невозможно.

Одного заряда наушников хватает примерно на 6 часов беспрерывной работы. Зарядка аккумулятора занимает 1,5 часа. Aftershokz Trekz выпускаются в нескольких цветовых решениях , от классического серого до ярко-салатового. Есть из чего выбрать.

Я с удовольствием использовал эти наушники, и не нашёл явных недоработок и изъянов. Их смело можно рекомендовать как спортсменам для тренировок, так и велосипедистам или даже водителям за рулём, которые жить не могут без разговоров по телефону.

Воздушные звуковые волны от источника звука, распространяясь, по наружному слуховому проходу достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания, которые через систему слуховых косточек передаются на овальное окно. Смещение стремени в полость лестницы преддверия вызывает колебания перилимфы, которые через геликотрему передаются перилимфе барабанной лестницы, и происходит смещение мембраны круглого окна в сторону барабанной полости среднего уха (рис. 56).

Рис. 56. Схема распространения звуковых колебаний в улитке:

1 - наружное ухо, 2 - среднее ухо, 3 - улитка

Упругость мембраны круглого окна позволяет перилимфе смещаться между овальным и круглым окнами при воздействии звуковых волн. Колебания перилимфы верхнего канала улитки через тонкую вестибулярную мембрану передаются на эндолимфу улиткового протока. В результате перемещений перилимфы и эндолимфы приводится в движение основная мембрана с расположенным на ней кортиевым органом, что вызывает колебание волосковых клеток . Волоски этих клеток, касаясь покровной мембраны,деформируются , что является причиной возникновения возбуждения (потенциала действия) в рецепторных слуховых клетках. Таким образом, во внутреннем ухе происходит преобразование физической энергии звуковых колебаний в возбуждение слуховых клеток, возникающие нервные импульсы по волокнам слухового нерва и проводящим нервным путям поступают в подкорковые отделы, а затем – в слуховую сенсорную зону коры головного мозга. Экспериментально установлено, что в улитке при звуковом раздражении возникают переменные электрические токи, которые по своему ритму и величине полностью повторяют частоту и силу звуковых колебаний. Улитка как бы играет роль микрофона, преобразующего механические колебания в электрические потенциалы.


4. Слуховые косточки. Строение и участие в формировании слуха.

СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ - комплекс из мелких косточек в среднем ухе. Находятся в барабанной полости три маленькие слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремя. Колебания барабанной перепонки (в барабанной полости) улавливаются молоточком, усиливаютсядвижениями наковальни и передаются на стремечко,

которое соединено с овальным окном в УЛИТКЕ внутреннего уха.

1.Молоточек снабжен округлой головкой, которая при посредстве шейки, соединяется с рукояткой.

2. Наковальня, имеет тело, и два расходящихся отростка, из которых один более короткий, направлен назад и упирается в ямку, а другой - длинный отросток, идет параллельно рукоятке молоточка медиально и кзади от нее и на своем конце имеет небольшое овальное утолщение, сочленяющееся со стременем.

3. Стремя, по своей форме оправдывает свое название и состоит из маленькой головки, несущей сочленовную поверхность для наковальни и двух ножек: передней, более прямой, и задней, более изогнутой, которые соединяются с овальной пластинкой, вставленной в окно преддверия. В местах сочленений слуховых косточек между собой образуются два настоящих сустава с ограниченной подвижностью. Пластинка стремени соединяется с краями при посредстве соединительной ткани.

Слуховые косточки укреплены, кроме того, еще несколькими отдельными связками. В целом все три слуховые косточки представляют более или менее подвижную цепь, идущую поперек барабанной полости от барабанной перепонки к лабиринту. Подвижность косточек постепенно уменьшается в направлении от молоточка к стремечку, что предохраняет спиральный орган, расположенный во внутреннем ухе, от чрезмерных сотрясений и резких звуков.

Цепь косточек выполняет две функции:

1) костную проводимость звука

2) механическую передачу звуковых колебаний к овальному окну преддверия.


5. Строение внутреннего уха. Звуковой и вестибулярный анализатор. Анатомия, физиология. Ототопика.

Внутреннее ухо, или лабиринт, располагается в толще пирамиды височной кости между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом, через который выходит из лабиринта.

Костный лабиринт состоит из: вестибулярный лабиринта, костного лабиринта, перепончатого лабиринта, улитки; преддверия; полукружных каналов.

У современного человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы - преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью - перилимфой.

Улитка. Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен Кортиев орган - скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток, которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепных нервов - преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

Преддверие и полукружные каналы - органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва - в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях - например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где - низ.

Различают костный и перепончатый лабиринты, причем последний лежит внутри первого. Костный лабиринт, представляет ряд мелких сообщающихся между собой полостей, стенки которых состоят из компактной кости. В нем различают три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку; улитка лежит спереди, медиально и несколько книзу от преддверия, а полукружные каналы - кзади, латерально и кверху от него.

Преддверие , образующее среднюю часть лабиринта, - небольшая, приблизительно овальной формы полость, сообщающаяся сзади пятью отверстиями с полукружными каналами, а спереди - более широким отверстием с каналом улитки. На латеральной стенке преддверия, обращенной к барабанной полости, имеется отверстие, занятое пластинкой стремени. Другое отверстие, затянутое находится у начала улитки. Посредством гребешка, проходящего на внутренней поверхности медиальной стенкипреддверия, полость последнего делится на два углубления, из которых заднее, соединяющееся с полукружными каналами. Под задним концом гребешка на нижней стенке преддверия находится небольшая ямка, соответствующая началу перепончатого хода улитки.

Костные полукружные каналы , - три дугообразных костных хода, располагающихся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Передний полукружный канал, расположен вертикально под прямым углом к оси пирамиды височной кости, задний полукружный канал, также вертикальный, располагается почти параллельно задней поверхности пирамиды, а латеральный канал, лежит горизонтально, вдаваясь в сторону барабанной полости. У каждого канала две ножки, которые, однако, открываются в преддверии только пятью отверстиями, так как соседние концы переднего и заднего каналов соединяются в одну общую ножку. Одна из ножек каждого канала перед своим впадением в преддверие образует расширение, называемое ампулой.

Перепончатый лабиринт, лежит внутри костного и повторяет более или менее точно его очертания. Он содержит в себе периферические отделы анализаторов слуха и гравитации. Стенкиего образованы тонкой полупрозрачной соединительнотканной перепонкой. Внутри перепончатый лабиринт наполнен прозрачной жидкостью - эндолимфой.Т.К.перепончатый лабиринт несколько меньше костного, то между стенками того и другого остается промежуток - перилимфатическое пространство, наполненное перилимфой. В преддверии костного лабиринта заложены две части перепончатого лабиринта: эллиптический мешочек и сферический мешочек. Перепончатый лабиринт в области полукружных протоков подвешен на плотной стенке костного лабиринта сложной системой нитей и мембран. Этим предотвращается смещение перепончатого лабиринта при значительных движениях. Ни перилимфатическое, ни эндолимфатическое пространства «не закрыты намертво» от окружающей среды. Перилимфатическое пространство имеет связь со средним ухом через окна улитки и преддверия, которые эластичны и податливы. Эндолимфатическое пространство связано через эндолимфатический проток с эндолимфатическим мешочком, лежащим в полости черепа; он является эластичным резервуаром, который сообщается с внутренним пространством полукружных протоков и остальным лабиринтом.



error: Контент защищен !!