Современные технологии как инструмент управления качеством образования. Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии как инструмент управления качеством образования

Технология игры

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара


  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”

  1. Вступительная часть

  2. Теоретическая часть

  3. Практическая часть
1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

  1. Рефлексия

  2. Итог семинара
I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Перед вами задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Нужно подчеркнуть подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Представлять своего соседа, начиная со слов: “Для … самое главное…”. Например: Для Валентины Аркадьевны самое главное, чтобы у нее дети окончили четверть успевающими.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Н.Е. Щуркова является одним из наиболее авторитетных ученых страны в области воспитания, автором известных учебно-методических пособий: «Программа воспитания школьников», «Прикладная педагогика воспитания», «Педагогическая технология», «Воспитание на уроке», «Классное руководство. Игровые методики» и др.

В работах Щурковой Н.Е., Селовко Г.К. и других рассматривается изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Я предлагаю вам рассмотреть воспитательную технологию игры. Щуркова Н.Е. предлагает технологический алгоритм игры в процессе воспитания. Представлен он тремя основными компонентами.

1. Создание у участников игрового состояния.

2. Организация игрового общения.

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

Установления личного контакта участников игры;

Добровольного принятия детьми игровой роли;

Установления игровых правил, обязательных для всех участников;

Организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому профессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя.

Быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

Проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

Тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

3. Организация игрового действия.

Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Рассмотрим пример организации игры со старшими школьниками.

Наиболее успешным я считаю применение игровых технологий Н.Е.Щурковой.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий в конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?(Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Приложение 2


Последствие-1

Последствие-4

Последствие-2

Последствие-5

Последствие-3

Последствие-4 предвидит неотвратимое

«в зрелые годы»


Последствие-1 сообщает, что последует «сейчас» после совершенного участником

Последствие-5 сообщает об итоге,

к которому придёт участник в конце жизни


Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта «через неделю»

Последствие-3 рисует картину «через месяц»

Приложение 3

ПАМЯТКА

Условия формирования ключевых компетенций

Ключевые компетентности формируются, если


  • обучение носит деятельностный характер;

  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);

  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);

  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);

  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
Терминологический словарь

«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

«Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Деятельность, основанная на знаниях

Знания, умения, навыки

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие к предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении отдельного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:


  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

  • Содержательная (предметная) деятельность

  • Завершение

  • Проекция на будущее

Болдарева Светлана Александровна,

заведующий, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход», «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
  • проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
  • обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование: компьютер, проектор, мэкран, музыкальный центр; презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования”; карточки для игры “Последствия”; памятки “Условия формирования ключевых компетенций”; визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара-практикума

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  1. Вступительная часть
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

  1. Рефлексия
  2. Итог семинара

І . Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача - подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления - подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон - один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение - наполовину учение. Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества - качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

- личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

- здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье - обязательное условие образовательного процесса;

- информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

- игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

- проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

- проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля - это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… - практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча - огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок - не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное - движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия (Приложение 2 )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  1. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  1. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное - не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара-практикума

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам - предложи обучающимся - поделись с коллегами - найди единомышленников - объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. - М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д, 2006.

2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. - М.: Педагогическое общество России, 2002, - 224 с.

3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет- журнал "Эйдос".

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества»

Современные технологии

как инструмент повышения качества образования

Акулова Елена Евгеньевна,

заместитель директора по УМР

Щучье 2018

Форма проведения : семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования

Задачи

1.Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий в образовательном процессе

2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.

3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара

Ожидаемые результаты: Педагоги дополнительного образования осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования

Перечень использованной литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Ход семинара:

1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать ключи по форме. Предлагаем занять свои места по форме выбранного ключика

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будем мы с вами и современные педагогические технологии. Наше общение пройдет в форме семинара-практикума "Кто хочет стать знатоком педагогических технологий?"

2. Создание ситуации успеха:

Начнем мы с такой притчи:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам педагогам, работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий (не просто знать, а использовать их в своей практической деятельности)

3. Упражнение “Представление”

Прежде чем перейти к теоретической части семинара, я предлагаю

каждому участнику оформить в произвольной форме карточку-визитку своему соседу, где указывает его имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе.

Представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для Елены Евгеньевны самой эффективной технологией является технология….., потому что……”.

4. Вступительная часть

Эпиграф семинара

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

5. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Давайте сейчас мы с вами выясним, каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника.

Для этого мы работаем в группах

6. Практическая часть

Задание 1. Участники семинара делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения : Группа обучающиеся о твечают на вопрос "Когда обучающемуся не интересно учиться?"

Группа педагоги отвечают на вопрос " Когда педагогу не интересно учить?"

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы.

Второй вопрос для обсуждения :

Обучающиеся отвечают на вопрос " Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?

Педагоги отвечают на вопрос: "Какого педагога - коллегу вы хотите видеть рядом с собой? Отразите на ватмане сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос " Каким должен быть современный педагог?"

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы.

Задание 2 для всех групп. Перед вами "чемодан" в котором лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.

Предположим, что выделены следующие технологии:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Задание 3

Прежде чем мы начнем говорить об инновационных технологиях, давайте определим понятие “технология”.

Что такое “технология”, техника, технологические процессы?

Насколько актуальна эта тема сейчас? Что значит Современные технологии? Что такое интерактивные технологии?

Так что же такое «технология», в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает «мастерство, искусство» и «закон науки» - это наука о мастерстве.

Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

На данный момент существует несколько определений педагогических технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата .

Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Отличия от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом (легко воспроизводима, устойчивость результатов). Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Она классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Методика и технология - не синонимы, хотя эти два понятия иногда отождествляют. И то, и другое представляют собой формы организации процесса.

Технология - термин, изначально использовавшийся как детальная характеристика производственного процесса. Технология - это пошаговая инструкция, рецепт с точным указанием таких параметров как количество, состав, время, последовательность и т. п.

Методика - способ выполнения "инструкции", предполагающий вариабельность и индивидуальный подход к процессу её выполнения.

Если технология "диктует", то методика "рекомендует". Технология не имеет личностного оттенка, она суха, как математическая формула.

Методика же ориентирована на определённые человеческие качества и учитывает их.

Приведу пример . Два человека, независимо друг от друга готовят блюдо по одному и тому же рецепту, где прописаны и состав продуктов, и пропорции, и общая последовательность процесса приготовления (технология). Однако на выходе блюда имеют разный вкус и вид. Этому способствует разный подход и стиль приготовления (методика).

Мне рассказывали, что на одном и том же производстве (речь о производстве колбасных изделий) один и тот же сорт колбасы получался по-разному в зависимости от того, какой технолог был на дежурстве.

Трациционные технологии. В чём отличие от инновационной?

*нарисуйте домик (тест) – традиционное изображение, новаторство (на слайде домик, педагоги должны скопировать)

Особенности методики

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ребёнка, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур;

централизации контроля;

ориентации на среднего.

Позиция: ребёнок - подчиненный объект обучающих воздействий.

Позиция педагога - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

индуктивной логике от частного к общему;

механической памяти;

вербальном изложении;

репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТТ характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией. В составе образовательной деятельности ребенка:

самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит взрослый;

планирование деятельности ведется извне, навязывается ребёнку вопреки его желанию;

итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а педагогом, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма)

Требования к педагогу

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок.

Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества

Технология и мастерство

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:

    понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать, принятие того педагога, чья технология осваивается, возможность «пожить» в этой технологии, пропустив её через свои эмоции, потребности и ценности; т.е. (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать?)

    учёт личностных качеств педагога

    предоставление возможности педагогу оценить результаты использования технологии и по необходимости привнести своё в оптимизацию технологии

    технологическая компетентность педагога

Задание в группах: С помощью приема «Домик», заселите жильцов в дома «Технологии личностно-ориентированное обучение» и «Технологии проблемного обучения»

    личностно – ориентированные технологии:

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Игровая технология

Коллективная система обучения

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Портфолио обучающегося

Портфолио педагога

    технология проблемного обучения;

Технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ)

Технология исследовательского обучения

Технология проектного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающая технология и др.

Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи ребенку знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Особое место в личностно-ориентированном обучении отводится интерактивным технологиям

Коллеги , технологии интерактивного обучения – что это? Какие технологии вы знаете?

Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)

1. Работа в парах

2. Карусель

4. Работа в малых группах

5. Аквариум

6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды…) по цепочке

7. Мозговой штурм

8. Броуновское движение

9. Дерево решений

10. Ролевая (деловая) игра

11. Мастерская

12. Технология ИКТ

Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

1. «Микрофон». В рамках согласованной помощи педагог активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

2. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья были расставлены в форме большого круга. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Педагог излагает проблему, которую следует решить.. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».

3. Работа в парах.

4. Аквариум – несколько воспитанников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

5. Незаконченное предложение - первый начинает, затем по цепочке развивается сюжет.

6. Мозговой штурм.

7. Броуновское движение – движение участников по всему пространству с целью сбора информации по предложенной теме. (н/р: Найди предметы круглой формы)

8. Дерево решений – дети делятся на группы, обсуждают вопрос, делают свои рисунки, затем меняются местами и дорисовывают у соседей свои идеи.

9. Ролевая (деловая) игра.

10. Мастерская – выступление воспитанника

11. Шоу – технологии

Интересное, зрелищное действо.

Особенности:

Соревновательный характер;

Деление участников на выступающих, зрителей, жюри.

Может быть спонтанной, или заранее спланированной.

12. Технология ИКТ – интерактивная технология

Использование ИКТ – результат реализации программы «Электронная Россия»

ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшеты, СМИ, компьютер, телефон, игровые приставки.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога и обучающегося.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность занятия к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация

Для его проведения требуется компьютер и проектор или телевизор, к которому можно подключить компьютер, На таком занятии информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе.

В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на СD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание педагогом презентаций к своим занятиям.

2.занятия – викторины, тесты.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня педагоги сами могут разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

3.Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Конструктор игр на сайте LearningApps.org

4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

Сейчас, уважаемые педагоги, мы проживем с вами несколько новых или забытых технологий, на практике

Образовательные технологии

1.Кластер

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Задание Я предлагаю, каждой группе составить кластер к теме ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ по мере моего рассказа, используя названия технологий и ключевые слова

2.Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления».

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на занятии любой предметной области. Использование данного метода на занятии развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Почему используется именно эта технология?

Существует традиционная связь между мышлением и шляпами.

«Я в своей шляпе», «Давайте наденем свои шляпы мышления» - расхожие фразы.

Шляпа указывает на определённую роль, которую в течение всего занятия будут выполнять дети.

Метод позволяет отстранить своё эго от мышления. И любой вопрос обсуждается более полно и объективно.

С методом «Шесть шляп мышления», если нам не нравится чьё-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под чёрной и выразить чувства под красной. Однако появляется возможность исследовать идею, используя белую, жёлтую, зелёную.

Карточка №1 Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления»

Фраза

Группа должна проанализировать предложенный план с позиции критического способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы, распределить роли - шляпы.

    Белая шляпа «За интерактивными технологиями - будущее» , включив только факты, цифры, без аргументации - ФАКТЫ

    Красная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее», включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных - ЭМОЦИИ

    Черная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше негативных черт – ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, НЕГАТИВ

    Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Подготовь предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше позитивных черт - ПОЗИТИВ

    Зеленая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше будущих инноваций - ТВОРЧЕСТВО

    Синяя шляпа - Подготовьте текст «За интерактивными технологиями - будущее» , включив как можно больше интересных идей, представленных другими членами группы - ОБОБЩЕНИЕ

3. Кейс- технологии

Кейс-технология

Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Понятие кейс происходит от английского case- "обстоятельства".

Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ информации или статьи, не ответ на вопрос педагога, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Перед педагогом стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

    анализировать информацию

    сортировать ее для решения заданной задачи

    выявлять ключевые проблемы

    генерировать альтернативные пути решения и оценивать их

    выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Работа с кейсом на занятии организуется по следующему принципу:

    знакомство с ситуацией

    анализ и обсуждение решения в мини-группах

    общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;

    обобщающее выступление педагога.

Создание детского кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:

    кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть

    кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком

    необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму

    кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения

Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа

Задание В песне «Соберемся вместе – всем помашем рукой» есть слова «Всем скажем добрые слова, любому будем рады…»

    Какие прилагательные, помогут вам дать характеристику народу, о котором говорят слова песни?

    Используя словарь синонимов, подберите синонимы к слову дружелюбный.

    Опираясь на полученные знания, составьте листовку-обращение, призывая жителей нашего города быть дружелюбными.

4.Корзина идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Карточка Технология «Корзина идей»

Песня «Дружба крепкая не сломается…»

Задание: Соберите корзину идей, в которой условно будут собраны секреты настоящей дружбы.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются педагогом в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

5.Игровые технологии

Вы все знакомы и их используете в своей практике. Я хочу остановиться на игровой технологии ИГРА «ПОЧТАЛЬОН»

Карточка №5 Игровые технологии Игра «Почтальон»

Фраза «Каких народов только нет в стране великой нашей…»

Соотнесите правильно картинки и конверты, и вы узнаете от кого пришло письмо.

Прочтите пословицы в конвертах

    Дружба - богатство бесценное. казахская

    Чужому – половину, другу – всё .армянская

    Близкого друга и на золото не променяешь. Татары

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. башкиры

Что ценят люди этих национальностей?

Вывод: Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

V. Рефлексия

Предлагаю оценить сегодняшнюю работу в группах.

-Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34-бесполезно, бесперспективно, безразлично.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.

38- страшно, сложно, неинтересно, обременительно

А сейчас, используя технологию шести шляп, проведем рефлексию семинара

    Белая шляпа – рассказать, чем мы занимались сегодня на семинаре

    Красная шляпа – выразить чувства

    Зеленая шляпа – подумать, где можно применить полученные знания

    Синяя шляпа – общий вывод по семинару

    Черная шляпа – выделить недостатки

    Желтая шляпа – что было хорошего

VI. Итог семинара

- Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Кариев А.Д., Сарсекова Г.К.

преподаватели кафедры педагогики,

Государственный университет имени Шакарима города Семей,

г. Семей, Республика Казахстан

Разработка семинара «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

Цель: формирование знаний о роли современных технологиях как инструмента управления качеством образования.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

Методы обучения: работы в творческих группах, интерактивные методы («Подари цветок»,«Анкета-газета»)

План проведения семинара:

1. Метод «Подари цветок»

2. Увертюра (открытие семинара)

3. Резюме модератора семинара о роли современных технологий как инструмента управления качеством образования

4. Презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

5. Метод «Анкета-газета»

6. Закрытие семинара

Ход работы семинара

1. Метод «Подари цветок». Сейчас я кому то из участников подарю этот цветок и объясню, почему я это делаю, в свою очередь этому участнику необходимо подарить цветок кому – либо из участников семинара, пояснив мотивацию дарения цветка и т.д.

2. Увертюра (модератор открывает работу семинара и делает небольшое теоретическое вступление):

Тема семинара: «Современные технологии как инструмент управления качеством образования».

Цель семинара:формирование знаний о роли современных технологиях как инструмента управления качеством образования.

Семинар будет проходить в интерактивном режиме, т.е. с использованием комплекса интерактивных методов.

3.Резюме модератора семинара о роли современных технологий как инструмента управления качеством образования.

Ключевое понятие темы и содержания семинара - «Современные технологии»

4. Презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

На данном семинаре мы будем искать ответы на следующие проблемные вопросы:

1.Являются ли современные технологии инструментом управления качеством образования? Если да, то почему?

2.Какими современными технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции?

3.Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное развитие?

На сегодняшний день происходит процесс перехода от знаниевой образовательнойпарадигмы к компетентностной образовательнойпарадигме.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия нашего семинара: компетентность, качество образования, технология, педагогическая технология.

Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

Качество образования - совокупность свойств и характеристик услуг в области обучения и просвещения, придающих им способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности .

Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г.К.) [ 3 ].

5. Метод «Анкета-газета»

Вам необходимо на ватмане выразить свое отношение или дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, сти­хотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

6. Закрытие семинара

Семинар хотелось бы закончить следующими словами Френсиса Бэкона: Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.
Литература:

1. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.: Питер, 2004. - 541 с

2. Паньшина, Т.В. Мониторинг качества образования: Учебное пособие. - Алматы: Триумф «Т», 2007. - 104 с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816с.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комогорова светлана николаевна

Семинар – практикум «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» (январь 2014 год)

«Ребёнка в педагогическом процессе

должно сопровождать

Чувство свободного выбора»

(Ш.А.Амонашвили)

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, портфолио, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Современные подходы к уроку:

личностно-ориентированный,

деятельностный,

Компетентностный

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

  • «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
  • «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни
  • «Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.»

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя :

цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Технологии проблемного обучения

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2.
самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Информационные образовательные технологии

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала.

Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

  1. На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой : красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества. В итоге повышается мотивация обучения.
  2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной , поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для учащихся.ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.
  3. Происходит интенсификация обучения . Ученики каждый в своём темпе решают например за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров устного счета, причем мгновенно получают оценку правильности своего решения.
  4. Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться . Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
  5. Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет ! Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.

Проектные технологии

Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Игровые технологии

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Здоровьесберегающие технологии

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как

охранить и укрепить здоровье?

Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

  • Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

  • Использование приемов рефлексии.

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что получилось лучше всего?

Какие задания показались наиболее интересными?

Что вызвало затруднения?

Над чем хочется поразмышлять?

Какой совет дали бы себе?

Кому захотелось сделать комплимент?

Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток.

Любим, любим, любим

Любим всех вокруг!

Рады, рады, рады

Что рядом с нами друг!!!

  • Технология "АМО"

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Система инновационной оценки «Портфолио»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Кружки «Гармония», «Театр»

Заключение

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно . «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ри́чард О́лдингтон .

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

Наши дети ведут себя умно, у одного учителя тишина на уроке, выполнено задание, а у другого можно многое себе позволить. Так что все зависит от нас, уважаемые коллеги, от выбранной правильно построенной линии обучения. Правильно написал один ученик" нас не надо любить, нас надо понимать".




error: Контент защищен !!