Примеры милосердия из жизни реальных людей. Что такое милосердие и в чем его сила

Как много статей написано на тему милосердия. Одни пытаются раскрыть суть этой добродетели, вторые - показать её значимость, а третьи и вовсе опровергают её бескорыстие. И все же суть милосердия, как и прежде, ускользает от них, словно утрешний сон, растворяющийся в глубинах сознания.

А все потому что нельзя просто взять и описать обычными словами такое явление, как милосердие. Пример - вот что нужно для лучшего понимания. Ведь только благодаря ясным образам человек способен понять мысли другого человека. А иначе написанный текст так и останется лишь буквами на экране.

Толковый словарь дает нам довольно сухое значение этого слова. Согласно ему, милосердие - это всего лишь проявление сострадания к другому человеку. Это прощать друг друга, отбросив назад все амбиции и предубеждения.

Казалось бы, дополнить эту формулировку нечем. Но, перечитывая эти строчки снова и снова, постепенно убеждаешься в том, что здесь чего-то не хватает. Как будто в тени осталось что-то недосказанное, способное расставить все по своим местам.

Ведь милосердие - это не просто чувство внутри нас. Это мощная сила, способная вершить благие дела. И если понять ее, осмыслить и научить ей других, то вскоре мир изменится навсегда. Но давайте обо всем по порядку.

Невидимый мир нашей души

Итак, как лучше понять Что же, для этого нужно заглянуть внутрь себя. Попытаться рассмотреть тот далекий, неведомый мир, в котором обитают наши чувства. Ведь именно там рождается и вызревает милосердие.

Но оно не может долго существовать одно. Без любви к ближним и доброты в сердце милосердие быстро угасает. Поэтому милосердными могут называться лишь те, кто воспитал в себе эти добродетели. Осознание этого факта поможет лучше понять природу рассматриваемого нами понятия, так сказать, увидеть его истоки.

Зачем нужно милосердие?

Рассуждая на тему милосердия, невозможно не поинтересоваться: «А разве оно так важно в современном мире?» Вопрос вполне оправданный. Ведь сейчас эпоха прогресса, миром правят а почти все знакомства основываются на взаимной выгоде. Разве в таком обществе милосердие не утратило своей значимости?

Ответ кроется в самом вопросе. Да, мир сейчас становится намного суровее, ведь капитализм и вечная конкуренция сделала нас похожими на хищников. Но именно поэтому добро и милосердие так важны сейчас. Не будь их, люди давно бы перегрызли друг другу глотки в погоне за своим кусочком счастья.

Милосердие - это сдерживающий барьер, который не позволяет человечеству упасть в пропасть своих амбиций и желаний. Оно, словно небольшой плот, удерживает нас на плаву в море грехов и пороков. Именно поэтому современный мир так сильно нуждается в такой добродетели, как милосердие. Пример, доказывающий истину этого утверждения, легко можно найти в реальной жизни. Ведь каждый день кто-то совершает акт милосердия по отношению к другим. Это может быть обычное подаяние бедняку или же сбор денег на нужды детского дома.

В чем разница между христианским и светским милосердием

Стихи о милосердии - привычная норма для христианской общины. Многие псалмы и откровения посвящены этой теме. Оно и неудивительно, ведь милосердие к другим - это основная добродетель для верующего человека. Но есть ли разница между обычным проявлением сострадания и тем, что проповедуют христиане?

Нужно понимать, что любой христианин желает попасть в рай, а иначе какой смысл в его вере? Естественно, с этим утверждением можно поспорить, и все же... вряд ли найдется человек, который добровольно захочет отправиться в ад. Но сейчас не об этом. Куда важнее то, что за проявлением христианского милосердия практически всегда стоит желание угодить Богу. То есть именно он является тем фактором, что влияет на сострадание верующего.

Если говорить о светском милосердии, то оно исходит непосредственно из сердца. Его источником являются и ценности индивидуума. Такой человек не ждет похвалы и награды свыше, его цель - само милосердие. Пример этого можно увидеть в тех ситуациях, когда люди пытаются решить определенные накормить голодающих, дать кров бездомным, помочь раненым и так далее.

Милосердие - пример самого благородного чувства

Хотя совсем неважно, что является источником этого чувства. Ведь, благодаря тем поступкам, что совершает человек под его воздействием, мир становится лучше изо дня в день. Помощь сиротам, доставка медикаментов в борьба с голодом в африканских деревнях - все это стало возможным только благодаря усилиям людей, в сердцах которых горит пламя милосердия.

Радует то, что увидеть проявление этой добродетели можно не только на экране, но и в реальной жизни. Парень, помогающий старушке перейти дорогу; добрая женщина, ежедневно подкармливающая бездомных псов; неизвестный писатель, читающий сказки в детском приюте; тысячи волонтеров, сдающие кровь для нужд больницы... Все они - яркие примеры человеческого милосердия, разбивающие привычные стереотипы современного мира.

Многие люди уже устали от эгоизма и злости, которые царят в мире. Каждый день новости сообщают о новых злодеяниях, и они заставляют испытывать серьезные сомнения по поводу того, что человек способен проявлять доброту и заботиться о ком-то, кроме себя самого. Однако есть истории людей, которые своими поступками являют пример доброты и умения сострадать.

История Белогорцевых

У семейной пары Ольги и Сергея Белогорцевых дома нет будильников. Каждое утро они просыпаются под лай своих питомцев. Ольга спешит готовить им завтрак. А Сергей тем временем наводит порядок во дворе. Четыре года назад они еще и представить не могли, что будут вести такой образ жизни.

А началось все со случая. Друг Сергея задолжал ему денег и решил рассчитаться по-другому - принес ему щенка мастифа по кличке Гретта. Сергей сначала даже не думал о том, чтобы оставлять собаку у себя дома. Он дал объявление о продаже и уже даже нашел покупателей. Накануне сделки вечером Сергей вышел с Греттой погулять. Ничего не подозревая, он уткнулся в телефон, как вдруг внезапно сзади послышался шум. Обернувшись, Сергей увидел, как Гретта повалила на землю какого-то мужчину. Тот, обезумев от страха, сбежал. Сергей увидел на земле молоток: видимо, это был грабитель, которому собака не дала совершить преступление и тем самым спасла жизнь. После этого, конечно, Сергей не стал продавать собаку, ведь она спасла ему жизнь. К сожалению, через некоторое время Гретта скончалась от сердечного приступа.

Почему же семья Сергея и Ольги тоже является примером милосердия из жизни? Дело в том, что в память о собаке они решили на собственные деньги открыть у себя дома приют для четвероногих. Во дворе они построили несколько вольеров. За четыре года они выходили около сотни собак, почти все из которых потом сумели найти новых хозяев. Самых обессиленных животных они лечат прямо дома.

Однако Сергей и Ольга отдают не всех животных - есть и те, которых они решили оставить у себя. К примеру, собака Рада, у которой были перерезаны сухожилия. Характер у нее не очень дружелюбный, поэтому семейная пара, не зная, как она поведет себя в новом доме, решила оставить Раду у себя. Ольга по специальности ветеринар, а Сергей - предприниматель. На содержание оравы питомцев уходит около 20 тысяч рублей в месяц. Сейчас у семьи Белогорцевых - 20 собак. Вылечив и раздав одних, они набирают новых. Они мечтают построить более просторных вольер для своих питомцев. Первый шаг уже сделан - семья приобрела участок земли.

Поступок крановщицы

В 2016 году крановщица из Санкт-Петербурга Тамара Пастухова своим поступком явила еще один пример из жизни на тему милосердия. Она героически спасла жизни троих рабочих на стройке. Рискуя жизнью, она помогла им выбраться из огня. Пожар возник вечером на участке строящейся автострады. Загорелся утеплитель и обшивка железобетонных мостовых опор. Общая площадь пожара составляла около ста метров. Когда начался пожар, женщина услышала крики рабочих - они стали заложниками огня, вспыхнувшего прямо на строительных лесах. На стреле крана была закреплена люлька, и работников спустили на землю. Саму Тамару тоже пришлось вызволять из огня.

Как стать милосердным?

Недостаточно только знать примеры милосердия из жизни. Этому качеству можно научиться. Чтобы стать милосердным, нужно делать добрые дела. Проще всего обрести милосердие можно рядом с теми, кому нужна помощь. К примеру, у кого-то может вызывать сострадание нуждающийся в помощи старик, у другого - сирота. Третьему захочется делать добрые дела для людей в больнице. Милосердие проявляется там, где есть человеческая нужда. Сочинение о милосердии и примерах из жизни может содержать в себе описанные истории. Также можно самостоятельно совершать добрые поступки.

    Все мы несомненно слышали, да и не раз, про это слово, и по моему мнению, милосердие есть ничто иное, как доброе и бескорыстное отношение человека к окружающему его миру, это способность в любое время придти на помощь другому, даже абсолютно незнакомому человеку, поэтому милосердие нельзя увидеть, но его можно почувствовать в делах, поступках, стремлениях каждого из нас. Кстати, милосердным так же считается и тот человек, кто не только оказывает помощь, но и делится своей радостью с окружающими его людьми, даря хорошее настроение и позитив, недаром, основными и главенствующими качествами милосердия являются: забота, доброта, внимание, доброжелательность и любовь.

    Милосердие - это одна из важнейших христианских добродетелей, о которой в наш век высоких технологий, к сожалению, люди вспоминают все реже, уделяя большее внимание собственным выгодам и собственным удовольствиям.

    Милосердие - это сострадательное, доброжелательное заботливое отношение к своему ближнему и просто к другому человеку.

    А также, как следствие сострадания к другому человеку: милосердие - это готовность оказать помощь кому-либо, не требуя взамен благодарности, а просто из чувства сострадания и любви к ближнему.

    Милосердие, конечно, нужно и будет нужно всегда. Без любви и заботливого отношения друг к другу даже вдвоем под одной крышей долго не проживешь. А все мы живем в обществе, где много разных людей, обеспеченных и не очень, здоровых и с ограниченными возможностями. Даже в наши мирные дни многие дети лишены родителей, многие дети нуждаются в дорогостоящем лечении, многие семьи попадают в непростые жизненные ситуации. Только благодаря людям, умеющим сострадать, все нуждающиеся получают какую-то помощь, материальную в том числе.

    Благотворительность - это проявление милосердия, это оказание помощи нуждающимся.

    Милосердие - это то же, что доброта, но в действии.

    Просто добрый человек, он посочувствует,Пожалеет, а милосердный поможет хлебом, деньгами, кровом работой. Он поможет так, чтобы изменить жизнь нуждающегося к лучшему.

    Милосердием Бог испытывает наши сердца. Откликнемся ли?

    Милосердие - это чувство сострадания, которое рождается в глубине души. Так же оно означает проявления сдержанности при вынесение какого-то приговора. Вот несколько примеров милосердия: помочь по дому пожилому человеку, приготовить еду больному, подвести по необходимости человека или же просто выслушать кого-то.

    Что же такое милосердие? - это христианская добродетель, это любовь к ближнему. Мы проявляем милосердие ни тогда, когда бросаем кусок собаке, а когда делитесь с собакой в момент, когда сами голодны не менее собаки. Это не жалость, это подсказка Бога, как прийти к желаемому результату. Когда человек задумывается не о своих проблемах, а думает о чужих и получает от этого удовольствие. Получается,что милосердие больше нужно тому, кто его проявляет.

    Милосердие всегда проявлялась в людях в их поступках и всегда будет. Людей, которые приходят на помощь страждущим, нуждающимся в помощи и за это не требуют ни чего можно назвать смело милосердными людьми, которые готовы отдать частичку свой души. Милосердие нельзя увидеть его нужно почувствовать в поступках.

    Без милосердия сердце станет холодным, каменным, оно очерствеет. И настанет такой момент, что уже невозможно будет отличить добро от зла, хорошее от плохого. Это духовная гибель.

    Милосердие - это умение искренне сочувствовать беде ближнего и помогать ему как и чем можешь.

    В свете вашего вопроса, бывает ли неднозначным милосердие, просто хочу напомнить, что есть такое холодное оружие, которое называется милосердие. Это такой узкий нож, на французском языке это звучит как misericorde - такой узкий кинжал трхгранного или ромбовидного сечения. Применялся в средние века рыцарями для того, чтобы добить упавшего противника с целью избавить его от мучительной смерти в стальных латах, когда он из - за ранения уже не мог подняться и истекал кровью. У рыцарей ордена Госпитальеров он являлся обязательной частью вооружения.

    Вот такое неоднозначное трактование этого слова.

    Милосердие - это помощь нуждающемуся. Обычно милосердие рождает любовь к какому-то конкретному человеку или к людям вообще. Чем меньше любви в человеке - тем меньше в нем милосердия. В то же время, не существует любви без милосердия. Любовь всегда милосердствует, все прощает, все переносит, не требует ничего в обмен - как написано в Библии, там очень хорошие и настоящие строки про истинную любовь!

    Зачем нужно милосердие? Сопутствующий вопрос: А зачем нужна любовь? Любовь - это единственный смысл жизни, больше я никакого смысла жить на этой планете найти не могу, только ради любви к людям или хотя бы к одному человеку. Милосердие, как и любовь, является смыслом жизни!

    Мне кажется, милосердие - это способность сострадать, прежде всего. Думаю, научиться этому достаточно трудно (если вообще возможно), эта способность либо есть в человеке, либо е нет. Вряд ли милосердие может быть неоднозначным, выборочным, милосердный человек останется таковым всегда, в любой ситуации. Также вопрос надо ли никогда не встанет перед ним, поскольку сострадание - это свойство его натуры.

    Сейчас модно говорить о милосердии , добросердечности и прощении, но те кто это говорит, чаще всего просто хвалят себя перед другими. Пример с БВ, вот занесла меня в черный список одна особо милосердная девушка, которая тут пишет всем о милосердии и вере. Даже не объяснила свой поступок. Явно не от большого милосердия она это сделала. Это пример говорит о том, что лучше не говорить о милосердии и рассуждать, зачем оно нужно (как-будто это какая-то выгодная сделка), а быть по сути незлобливым человеком. Только каменное сердце может говорить одно и поступать по-другому. Человек такой думает всегда, что он прав.

    Милосердие всегда исходит из души - это желание помочь человеку. Это просто состояние души. При этом сам человек не думает насколько милосердно он поступает, потому иначе это будет не милосердие, а духовная выгода, про которую он еще расскажет всем остальным, чтобы сделать в глазах других себя милосердным. Очень мне не нравится такое лицемерие. Милосердием зло побеждается, потому что человек несет добро тому, кто ждет этого добра. В нем самом возрастает добро и он его передает тому, кто нуждается. Делится любовью не с тем, у кого ее хватает, а с тем, кто не находит ее нигде. Вот настоящее милосердие.

    Милосердие не знает границ между религиями . Если человек говорит, что он лучше другого и должен попасть в рай, спастись, быть духовно выше, других людей другой национальности и вероисповедания, которые живут, к примеру, в другой стороне планеты, то такого человека нельзя назвать милосердным. Он делает милосердие от избытка гордости, а не от любви.

Не часто встретишь это слово в оборотах речи людей. Почему то люди редко говорят о Милосердии, разве что церковные служители. И, видимо, это не просто так. Видимо, такое качество, как Милосердие действительно способно формироваться лишь в верующих людях, стремящихся к Богу, исполняющих заповеди и заветы Божьи. А что как не религия учит нас этому. Поэтому и о Милосердии чаще всего можно услышать именно в религиозных трактатах.

Но только ли религия способна формировать в человеке такое понятие, как Милосердие?

Ведь не всякий истинно верующий человек религиозен и не всякий религиозный человек, способен проявлять истинное Милосердие.

Расскажу о том, как во мне звучит это понятие – Милосердие.

Милосердие - это способность сопереживать, сочувствовать, сострадать другим и выражать свои переживания в помощи и поддержке тем, кто в этом нуждается.

Милосердие - это способность понимать других, их нужды, потребности, мотивы. Милосердие - это способность прощать, по-настоящему прощать, искренне и честно.

Быть милосердным – это значит, позволить Божественной любви проливаться через тебя, для других.

Быть милосердным - это значит быть искренним и честным в своём сердце, помогая другим не ради собственной выгоды, а ради всеобщего блага, всеобщего развития. Так как мы все частички друг друга, частички единого живого организма.

Проявлять Милосердие к другому – это значит заботиться о мире, о его нуждах, о себе, о других, как о частичках этого мира, о частичках Мироздания

Милосердие позволяет нам ощущать единство со всем и каждым. Единство в созидательной взаимопомощи, в построении единого организма, где каждый на своём месте, каждый выполняет свою роль, честно и добросовестно. Потому, что от того, как каждый выполняет свою роль, зависит общее дело, общее построение процессов. И чтобы всё происходило правильно и гармонично, нужно, чтобы каждый индивид хорошо и добросовестно справлялся со своими функциями.

Мы не можем сразу стать кем-то, кем бы хотели, мы не можем сразу уметь то, чему не научились. Всё происходит постепенно. Мы учимся и развиваемся, постепенно нарабатывая в себе такие качества как Милосердие, Любовь, Вера, Доброта и многое другое.

Нельзя сразу стать великими и сильными. Но думая об этом, размышляя, стараясь понять, осмыслить, поступая в соответствии и в согласии с совестью и своими пониманиями того, как правильно и достойно. Мы постепенно меняемся, мы учимся и растем в познании Высшего, Вечного, того, что останется с нами навсегда и будет вести нас по пути эволюции дальше и дальше в Бесконечность.

Беспределен во всех Своих свойствах и совершенствах. Это значит, что ни милосердие не препятствует проявлению правосудия, ни правосудие - милосердию (см. подробнее: ; ).

Выражаясь иначе, Божья справедливость всегда милосердна, равно как и Божье милосердие - всегда праведно. В силу своей ограниченности человек бывает не в состоянии одновременно проявлять и максимум милосердия, и максимум справедливости. Отсюда недоумение: как можно одновременно и миловать, и наказывать?

Между тем, для Бога не трудно проявляя милость, проявить справедливость, и наоборот. Любое Божественное действие всегда сопряжено с благостью, всеведением и высочайшей премудростью.

Следовательно, карая грешника, поступает не просто как Грозный Судья, но и как Мудрый, Благой Воспитатель. Хорошо понимая, что для грешника лучше, даже и наказывая его, Он руководствуется не требованием мести, а соображением пользы. В этом и состоит милосердие.

Проявляя же по отношению к людям милосердие, Господь никогда не преступает через нормы справедливости, праведности.

Почему, если Бог безграничен в Своём милосердии, Он не освободит всех вообще грешников от вечных адовых мук?

Отделение праведников от нераскаянных грешников в День Страшного Суда () будет обусловлено не столько Божественным обязательством воздать карой за зло, сколько неспособностью и нежеланием самих грешников жить среди святых, по их нравственным нормам и принципам сосуществования (на основе взаимной любви).

В отличие от Западных воззрений на будущее воздаяние как на юридически необходимое возмездие, Православная связывает возможность наследования не с юридически признанными заслугами того или иного человека, а с его нравственным состоянием: праведник удостаивается Вышних Селений не только, а может быть даже и не столько потому, что заслуживает этого дара, сколько в силу того, что готов и внутренне способен к Небесному жительству.

С другой стороны, если человек не привык слушаться Бога, не желает и не умеет жить в мире с ближними, не радуется общению с Творцом (в нынешней жизни такое общение возможно во время молитвы), то что ему делать в ?

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
()

…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
()

«…Совершенство христианской, а потому и человеческой, добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями. От такого милосердия является духовная чистота: она питается им, она живет им. Преподобный на вопрос: что есть чистота? отвечал: «Чистота – сердце, исполненное милости о всяком создании».
свт.

«Прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хочу, а не жертвы (). И Спаситель ублажает милостивых: блажени милостивые; ибо помилованы будут».
прп.

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
()

Возлюбить Бога всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
()

Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (). И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия.
свт.

Однажды ночью во сне один человек услышал голос „Пойдём, я покажу тебе ад“. Тогда он оказался в комнате. Посередине её стоял стол, за ним сидело много людей. На столе была кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они черпали длинными ложками из кастрюли, но не могли поднести ложки ко рту. Поэтому одни из них ворчали, другие кричали, третьи плакали. …Потом он услышал тот же голос „Пойдём, теперь я покажу тебе рай“. Тогда он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей, и также вокруг него сидели люди с длинными ложками. Однако все были сыты и веселы, потому что каждый из них, черпая из кастрюли еду, кормил своей ложкой другого. Теперь ты понимаешь, как можешь ещё в этой жизни ощутить рай? …Творящий добро радуется, потому что утешается Божественным утешением. А делающий зло страдает, и земной рай превращает в земной ад. Уже в этой жизни мы начинаем ощущать рай или ад»
преподобный

После кратковременной земной жизни, – напоминал отец Макарий своим слушателям, – настанет смерть и за нею ответ перед Богом: как мы употребили полученные нами от Него дарования. Богатые, как избранные и доверенные приставники Его сокровищ, – получили от Него богатство, чтобы быть раздаятелями последнего между бедными. […] Бог одинаково любит всех людей и каждого человека в отдельности. Но Он сотворил людей так, что не все обладают одинаковою способностью к приобретению благ земных, что одни обладают ею более, другие менее: где же Его одинаковая любовь к людям? Сотворив не всех людей с одинаковою способностью к приобретению благ земных, Бог возложил обязанность на тех из них, которым дал большие дарования заботиться о тех, которым дал меньшие дарования, дабы таким образом люди, представляя из себя союз связуемого взаимною любовию братства, все наслаждались Божиим даром жизни с ее благами в одинаковой степени. Таков божественный идеал, с которым сотворены люди и от которого они отступили. Человек, живущий только для себя со своей семьей – сознает себя в этом мире как бы врагом всех, потому что из всех помышляет извлекать только пользу; заботясь только о себе, он – один против всех, и чувство, которое наполняет его душу, есть чувство одиночества среди людей и фальшивости положения между ними; напротив, человек, который поставляет одною из целей своей жизни благотворение ближним, живо чувствует себя их братом, и это чувство братства с людьми, дающее сознавать смысл жизни среди них, наполняет сердце человека блаженством, выше которого ничего нет, потому что Господь, который есть любовь, сотворил людей именно для блаженства братской любви. Греховное себялюбие сузило в людях чувство родства до тесных пределов любви к отцу и матери и к своим родным детям. Все люди суть одинаковые дети Божии и все суть братья и что на богатых возложена Богом обязанность оказывать помощь бедным. Спаситель заповедует: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе, то есть Он заповедует богатым заботиться о бедных столько, чтобы последним так же было хорошо жить, как им самим»

Часто мы видим лишь внешнего человека, поруганного грехом, утопающего в страстях, и не замечаем того образа Божия, который сокрыт под внешними наслоениями. А именно его мы должны увидеть и ему поклониться в каждом из наших ближних.
еп.

Бог… отражается в жизни человека. Так изображает себя солнце в чистой дождевой капле. В дождевой капле мы видим солнце. Но то, что видим в ней,- не солнце. Солнце – там, на недосягаемой высоте. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: это – образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в страшное пламя ада – и там я должен почитать его. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви. Воздавай почтение ближнему как образу Божию, – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей; и деятельность твоя да будет таинственно сообразна (этому) твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
свт.

Не презирай бедных. Спросите себя: кто они? – и откроете их величие: они обладают ликом нашего Спасителя… Бедные суть управители нашей надежды, стражи Царства, открывающие врата праведным и запирающие их пред злыми и самовлюбленными; страшные обвинители, горячие защитники.
свт.

…Любовь к ближнему и служение благу ближнего во имя этой любви – главнейшая нравственная обязанность христианина, и только тот, кто положит душу свою за други своя, спасёт её, а „иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю“. (). Молитва за других, болезновать душой за грехи людей и с любовью о них молиться – это жертва, равной которой нет ничего на свете; молитва – это „слёзы ребёнка“ – как сказано у поэта; молитва – чистейшая – самая святая созерцающая любовь; кто не любит, тот не может молиться!.. Любовь – альфа и омега нашей жизни; она есть душа нашей души. Кто не любит, тот „…яко медь звенящая или кимвал звяцаяй“ (): мы не можем сеять добро кругом нас, если его нет в нас; мы не можем дать другим того, что сами не имеем. В блаженстве любви заключается то блаженство, которое обещано праведникам за гробом. Оно начинается здесь на земле; но вполне раскроется тогда, когда человек увидит „лицом к лицу“ то, что он теперь постигает отчасти, „якоже зерцалом в гадании“. Любовь к ближнему и любовь к Богу не два, а одно чувство, проявляющееся под двумя различными формами. Любви к Богу может противоречить только ложная любовь к людям, которая ставит тварь выше Бога; о такой любви говорит Спаситель: „иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин; иже любит сына или дщерь паче мене, несть мене достоин“ (). Любовь к Богу невозможна без любви к людям и наоборот. Кто любит Творца, тот любит и творение Божие – особенно то, которое носит на себе образ Христа. Любя творение, мы необходимо любим и Творца. В творении мы познаём и любим Творца, и творения мы любим постольку, поскольку в них отражаются божественные совершенства. Чем больше мы привязаны друг к другу, тем ближе к нам Бог; чем меньше, тем он дальше от нас. Представим себе геометрический круг. Центр его – Бог; радиусы – люди. Чем радиусы ближе к центру, тем меньше между ними расстояние; чем дальше, тем промежуток больше. Все материальные частицы земного шара влекутся силою притяжения к центру; на пути они сталкиваются, взаимно притягиваются, и все объединяются в одном центре. Люди также стремятся к Богу. Общая цель связывает их воедино и образует из них одну семью, в которой Бог – Отец, все люди – братья…
прот.

Подлинно, великая вещь – человек, и драгоценная – муж милостивый. Милостыня бывает тогда, когда подается с усердием, со щедростью, когда ты думаешь, что не даешь, а получаешь, когда ты как бы получаешь благодеяние, когда ты как бы приобретаешь прибыль, а не теряешь; иначе это не было бы и благодеянием, потому что милующему другого нужно радоваться, а не роптать. В самом деле, не нелепо ли, если ты, освобождая другого от печали, сам предаешься печали?
свт.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать и насыщать
Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться со страстями, с ложью
И насаждать в свои сердца
Одну святую Правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело!..
схиигумен

Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва
преп.

Тот истинно милостивый, кто беседует со всяким сердечно, а не умом или устами, кто отдает всякому искреннее, сердечное почтение, нелицемерно, – словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своем, презирая все вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним, – тот истинно милостив. Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего и с умилением или сокрушением о своих грехах, ибо милостыня, по Писанию, очищает всяк грех (). Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает. Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает. Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (). Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением (). Скупец вещи ценит, а человека не ценит, которому вещи нужны; вещи жалеет, а человека не жалеет, хотя человек бесценное существо. Себе не жалко, а другому жалко; себя любит, а другого нет. Ибо кто станет протягивать руку без нужды? Когда подаешь просящему, который (кажется) не беден, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, – отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, – покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно (иначе сами бы были нищими). Гордыня возбуждает в богачах презрение к нищим и злобу и готовность их стереть с лица земли, как будто они не по праву живут на ней и ходят по ней! О, друзья Бога моего, бедные нищие братья мои! вы истинные богачи по духу, а я истинно нищий, окаянный и бедный. Вы заслуживаете истинного уважения от нас, обладающих в изобилии благами мира сего, но нищих и скудных делами добродетели: воздержания, кротости, смирения, незлобия, искренности и сердечной теплоты к Богу и ближнему»
св. прав.

Что есть Милосердие? Милосердие есть любить (своих личных) врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч… Помни, что человек великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении в грех, есть немощное создание, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но и вместе переноси его немощи, слабости, страсти, проступки. – Люби ближнего своего – грешный грешного – как самого себя (;19). – Немощи немощных носите, и таким образом исполните закон Христов (;1, ;2). Велики эти слова: размысли о них глубже. Они то же значат, что слова молитвы Господней: Мы оставляем (прощаем) должникам нашим… Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был (особенно) из христиан, есть член Христов (в настоящем или в будущем), хотя и больной, да ведь ты и сам больной, и всегда с уважением и любовью принимай его, от души беседуй с ним и угощай его и ничего не пожалей для него: ни пищи, ни пития, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он – все для нас. Мы все грешники, а возмездие за грех – напасти, беды, скорби, болезни и смерть (;23). Чтобы избавиться от грехов, надо молиться, а чтобы молиться надо иметь веру и упование (не отчаиваться в людях)… Любовь христианская лучше предпочитает терпеть все внешние неудобства жизни, тесноту, отсутствие чистого воздуха, убытки, нежели из-за этих внешних и подобных неудобств допускать нетерпение, огорчение, раздражение, озлобление, ропот на стесняющих по нужде или по капризу характера, или по желанию пожить за чужой счет, на чужое спокойствие. Любовь все терпит и все переносит с ущербом для себя, для своей материальной и телесной жизни: ибо, где любовь, там благодать Божия и всякое добро, там спокойствие, там довольство. Христианин претерпевает все, только бы не лишиться благодати Божией, которая для него величайшее из благ.
св. прав.

Ничто из здешнего не есть благо – ни веселье, ни богатство, ни драгоценная одежда, но все это имеет только название блага. Часто эти предметы бывают еще причиною нашей погибели, когда мы будем пользоваться ими не надлежащим образом. Так богатство тогда было бы благом для обладателя, когда бы он тратил его не на веселье только, не на пьянство и вредные удовольствия, но, умеренно пользуясь весельем, остальное раздавал бы бедным на пропитание: тогда богатство – благо!
свт. Иоанн Златоуст

Если б справедливо было утверждаемое тобою, что от юности сохранил ты заповедь любви, и столько же воздавал каждому, сколько и себе: то откуда у тебя такое огромное имение? Попечение о нуждающихся расточительно для богатства. Если б одевал ты нагого, если б отдавал хлеб свой алчущему, если б дверь твоя отверста была всякому страннику, если б ты был отцом сирот, если б сострадал ты всякому немощному: то о каком имении стал бы ты скорбеть теперь? Давно бы ты позаботился расстаться с деньгами, если бы любил своего ближнего.
свт.

Ни в чем человек так не подобен Богу, как в способности творить добро.
свт.

Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? …Богатые, захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если б каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишнее предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто не был и скуден. Не наг ли ты вышел из матерняго чрева? Не наг ли и опять возвратишься в землю?
свт. Василий Великий

Не только тот убийца, который оружием убивает, но и тот, который путь к смерти стелет, или не избавляет от смерти, когда может. Не помогаешь утопающему в воде, когда можешь… не избавляешь от рук убийц брата твоего, когда можешь… не пускаешь в дом свой от мороза трясущегося… презираешь уязвленного и лежащего на дороге… отнимаешь у ближнего своего одежду, которою он одевается; отнимаешь пищу, которой насыщается… не питаешь от голода погибающего… опечаливаешь брата злобою своей… как мечом, уязвляешь его языком… – словом, отнимаешь у ближнего нужное для жизни – убиваешь его. Не помогаешь бедствующему, когда можешь, – убиваешь брата своего, ибо не отвращаешь способ, через который смерть приходит. Ты не помогаешь ему, другой от этого отказывается, и так без помощи оставшийся брат погибает. Ты, и другой, и третий, которые не помогли ему в бедствии его, в погибели его виновны, ибо могли отвратить погибель его помощью своею, но не хотели; не хотели, поскольку любви не имели.
свт.

Не подают милостыни потому, что, мол, пропьют и т. д. Если и пропьет, то это меньший грех, чем то озлобление, которое мы в нем возбуждаем нашим отказом, и та черствость и осуждение, которое мы в себе культивируем.
свящ.

Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: аще согрешит к тебе брат твой, остави ему (), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню… Великое дело, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближних в согрешениях их настолько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела.
преп.

Ибо как разлив одного источника утучняет много пространных равнин; так и богатство одного дома достаточно для спасения множества бедных, – если только скупое и необщительное сердце, как камень, попавший при выходе, не задержит разлива.
свт.

Пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение. Одно для всех море, одни мятущиеся волны, подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани упокоения. Твоя жизнь еще не дошла до берега, ты еще носишься по морю жизни. Каким проявишь себя к потерпевшему несчастье, такими будут и спутники твоего плавания.
свт. Григорий Нисский

Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.
преп.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан» (). А мы часто дивимся отчего Бог не слушает молитв наших? Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся.
свт.

Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых.
свт.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра. Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом.
архим.

Мало помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего как самого себя.

Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам – в его душу входят светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердый, наоборот, сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
свящ.

Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя подозрение, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять… Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто из корысти делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Разве все это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок м и р д у ш и – высшее счастье? Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. «Мое только то, что я отдал», – говорит св. . Отдал… кому? – Богу, нуждающимся людям. Как написано: «расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» (). Человек может сделаться богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее христианское отношение к ценностям земли.
архим.

Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. …Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их – вместо мужа
()

Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. …Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду.
свт.

Одно – благотворить друзьям или благотворившим, или за благотворения воздававшим и вознаграждавшим благотворениями – согласно с разумом; другое – благотворить кому бы то ни было, вовсе не воздававшим добром за добро – человеколюбиво; а третье – благотворить расположенным к нам худо, а иногда и делавшим нам даже вред – выше всякого слова.
преп.

И что расточается на зрелища и распутство, не лучше ли было отдать на церкви и монастыри; неужели и десятой части того, что расходуется на содержание… нельзя бы уделить на пропитание вдов и сирот, на освобождение заключенного должника, на пропитание голодающей семьи бедняка? Но первого хочет мир, и оно исполняется, а второе нужно для души и потому не исполняется. И все пойдет на яства и наряды для этого животного тела, но ничего – на милостыни для души. О, несправедливость человеческая! О, несчастье души! Твоя душа, о человек, погибает от голода добрых дел, а тебя это не касается?
свт.

Не нужно думать, что есть только один вид богатства – деньги. Можно быть богатым богатством молодости, иметь сокровище таланта, дарований, обладать капиталом здоровья. Все эти богатства – тоже препятствия к спасению. Богатство материальное порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему. Но не то же ли и с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога. Да, поистине блаженны нищие в смысле имущества – как легко им приобрести евангельскую легкость духа и свободу от земных пут, но блаженны и не имеющие здоровья и молодости (потому что страдающий плотью – перестает грешить), блаженны некрасивые, не талантливые, неудачники – они не имеют в себе главного врага – гордости, так как им нечем гордиться…
свящ. Александр Ельчанинов

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению; тем ближе, чем с большей отважностью плывет. Так и всякий обложенный телом близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Пока плывешь при благоприятном ветре – подавай руку потерпевшему кораблекрушение; пока наслаждаешься здоровьем и богатством – помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою () на возносящих шею свою и пренебрегающих убогими. Вразумись чужими бедами. Дай хотя самую малость бедному: и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто-то от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно падает в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (; )… Если мы обязаны и к бессловесным быть милостивыми, то сколь же велика должна быть любовь наша к тем, кои одного с нами рода и достоинства? Так учат нас и разум, и закон, и справедливейшие из людей, которые полагают, что лучше благотворить, нежели принимать благодеяния, и что милость дороже корысти.
свт. Григорий Богослов

…А если стал пред нами нищий, который едва может говорить от голода, – отвращаемся от того, кто одного с нами естества, гнушаемся им, поспешно бежим прочь, как бы страшась, что, пошедши медленнее, сделаемся участниками в том же бедствии. И если он, стыдясь своего несчастия, потупляет взоры в землю, говорим, что промышляет лицемерием. Если же, понуждаемый жестоким голодом, смотрит на нас смело, опять называем бесстыдным и наглым. Если, по случаю, покрыт крепкою одеждою, которую кто-нибудь ему подал, гоним его от себя, как ненасытного, и клянемся, что нищета его притворная. А если прикрыт согнившими рубищами, опять гоним прочь за зловоние. …Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывает сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами. Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия? Алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному – одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому – обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся – серебро, которое закрыто у тебя. Поэтому всем тем делаешь ты обиду, кого мог бы снабдить.
свт. Василий Великий

Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного.
преп.

Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения; также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в Царстве Небесном, много и нищих будет в геенне огненной. …Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, кроме того, милосердны и благоподатливы, – такие, как мы сказали раньше, покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни сей богатыми, ныне находятся в Царстве Небесном? Богат был царь Давид, не нищие были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а все они спасены. Также и в новой благодати много было царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, и некоторые из них даже в святцах считаются между святыми. …Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя другие могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, – такие не получат себе в будущей жизни милости Божией и Царства Небесного. …Таким образом, богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство Небесное. Нищие же воры, плуты, пропойцы, лежни, трутни, лодыри и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищи, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, горе имеющим и в лицемерии принимающим, или могущим помогать себе и хотящим принимать от других, ибо кто имеет и принимает в лицемерии или по праздности, вместо того, чтобы, трудясь, и другим помогать, тот понесет от Бога наказание, потому что похитил кусок бедных, – от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием!..
свт.

Когда даешь, давай щедро, с озаренным радостью лицом. И давай более просимого. Не делай различия между богатым и бедным. Не доискивайся, достоин он или недостоин. Пусть для тебя все люди будут равны, тогда и недостойных ты можешь привлечь к добру. Господь вкушал пищу за одним столом с мытарями и блудницами. Он не удалял от Себя недостойных, и таким образом привлекал всех. Поэтому уравнивай всех людей, даже неверных и убийц, деланием добра и оказанием чести и в каждом умей видеть твоего брата по естеству, даже если он по незнанию уклонился от истины.
преп. Исаак Сирин

Земледелец, имея надежду, что семя его, брошенное в землю, принесет ему больший плод, чем посеяно, не перестает сеять. Но несмысленные же, глупые люди… думают, что только то имение не погибает, которое истрачено на видимое, то есть на суету и прихоти мира сего. Потому они и сами не на милостыню, но на плотские похоти тратят имения свои, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются.
свт.

Не суди о сем, кто достоин и кто недостоин (твоей благотворительности). Может случиться, что, выбирая достойнейших, ты и ошибешься. Если же кто на этот счет сомневается, то лучшим пусть находит он недостойному добро оказать ради достойного, чем осторожность соблюдать по отношению к менее достойным и заподозрить старательного. Твои разборчивость и взвешиванье, кому по всей справедливости приличествует твое даяние и кто не достоин его, делают возможным, что ты и о некоторых из друзей Божиих вознерадишь. Но за это возмездием служит вечное наказание огнем. Оттого же, что сподряд всем нуждающимся ты даешь, происходит, с необходимостью, что и тех привлекаешь ты в круг своих благодеемых, которые могут исходатайстовать тебе спасение у Бога. Не суди, следовательно, чтобы самому тебе не быть судимым; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною тебе будет возвращено (; ). …Радостный благодетель есть тот, кто радуется, раздавая, и не скупится подобно (богато) сеющему, чтобы богатую и жатву снять; дает он без ворчливости, без брани и печали, участливо; это истинная благотворительность. Но еще лучше этого тот, о коем Господь в другом месте говорит: Всякому, просящему у тебя, давай (). Такая щедрость поистине Богу свойственна. Вот учение о совершеннейшем: не ожидать просьбы, а самому того отыскивать, кто достоин благодеяния. Открой сердце твое для всех, не отвращая презрительно взоров твоих от тел их, ни к старости их не относясь немилосердно. Если и очень беден кто-либо из них или уродлив, или болен, не питай в твоей душе досады и не отворачивайся от него. Все это представляет собой лишь со вне на нас наброшенное одеяние; это есть лишь орудие нашего вступления в мир, дабы мы в этой общей школе могли меж собой обращаться… К чему после этого для Бога обнаружение еще каких-нибудь иных тайн любви? За каждого из нас предал Он Свою, стоющую всей вселенной жизнь. Он желает и от нас пожертвования этого друг за друга. А если мы обязаны жизнь свою слагать за братьев и желаем войти в этот союз со Спасителем, то стоит ли нам скряжнически у себя удерживать то, что принадлежит этому миру, что собою представляет нечто нищенское, чуждое (нашему существу) и бренное?
свт.



error: Контент защищен !!