Интеллект-карта: пример и применение. Интеллектуальная карта - шаг к успеху

Интеллект-карты – это просто незаменимый и универсальный инструмент для каждого человека. Карта-интеллект может быть довольно простой, я бы даже сказала примитивной. А ведь многие, кто пользуется картами так и говорят: «Это просто небольшой конспект в виде изображения, с пунктами и многочисленными подпунктами». Создать такой древовидный конспект можно для любой цели, к примеру, для сбора разных идей или планирования отдыха.

Сейчас я хочу вам рассказать об одном очень интересном и нужном инструменте для облегчения нашей жизни. Этот метод отлично подойдет людям, кто любит планировать и записывать все свои важные мысли и идеи. А речь идет о интеллект-картах. Если с научной точки зрения, то это графическое, структурированное изображение. Как же правильно создать такую карту в домашних условиях? Да, все довольно-таки просто, для этого есть много разных программ, которые запросто можно найти в интернет просторах.

Что же касается меня, то я использую карты, для таргетированной рекламы в социальных сетях. В карты я записываю наименование проекта, целевую аудиторию и разновидности самих объявлений, которые применяю для своей рекламы ВКонтакте. Кроме того, нередко интеллектуальные карты я применяю для того, чтобы изобразить свою задачу, к примеру, на день или на неделю. В скором будущем хочу начать использовать карты для создания структур самым важным и интересным романам из книг. Я совсем недавно видела что-то подобное у одной своей знакомой. Выглядят такие карты довольно красиво и всегда напоминают, что именно было в той или иной книге.

Об интеллект-картах я знаю довольно давно, еще с тех времен как была студенткой, к слову, университет я закончила 7 лет назад. Но, к сожалению, в то время их не использовала, поскольку не совсем понимала, как их делать, к тому же таких интересных и простых программ для их составления просто не было. На мой взгляд, карты можно применять абсолютно в любой области. Начните составлять интеллект-карты и вам значительно станет проще жить и запоминать самые важные моменты из вашей жизни.

Общая информация об интеллект-картах и для чего они вообще нужны

Основная их задача – это визуализация, структурирование даже самой непростой многоуровневой информации, иными словами разложение сложных задач по отдельным полочкам. В результате чего начинает развивать свой мыслительный, творческий потенциал, обходя все непонятности и путаницы в своей памяти. Главные цели, которые преследует человек при создании таких карт:

  1. Запоминание важных моментов. Это может быть, к примеру, список покупок продуктов на неделю, важных дел на день ил рецепт понравившегося блюда.
  2. Планирование определенных задач. Это могут быть цели или решения, которые помогут достигнуть вам вашей цели или планирование важного мероприятия, такого как свадьба или юбилей близкого человека.
  3. Решение проблем. Интеллект-карты очень помогут, если вам необходимо решить какую-то непростую ситуации или принять правильное решение. Они позволяют помнить все до мелочей.
  4. Обучение. Отличный метод для визуализации важных данных по определенной дисциплине в колледже или институте.
  5. Анализ мыслей. У вас появились какие-то, на первый взгляд, нерешаемые проблемы? Просто сядьте и спокойно все анализируйте.
  6. Презентация. Поможет в работе с клиентами или партнерами по бизнесу. К примеру, когда вам потребуется предоставить некоторую информацию по вашему делу, используя для этого всего большой лист бумаги и фломастер.


В каких сферах деятельности еще используют интеллект-карты?

Такие карты не будут лишними в местах, где необходимо повысить скорость мышления, сделать его лучше и разделить на разные группы, объем, чтобы хорошо адаптироваться в этом сложном мире. Кроме того, они используются в следующих направлениях:

  1. Планирование разных мероприятий.
  2. Структурное создание новых задач.
  3. Создание, так называемого, капсульного гардероба. Нарисуйте то, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и уберите одежду, которая уже есть и которую нужно будет подкупить. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Капитальная уборка в доме. Чтобы сделать ее проще, нужно просто разделить помещение на небольшие зоны. Сначала уберите всю пыль с поверхностей, а уже после протрите полы.
  5. Развитие памяти. Делая регулярные пометки в карте можно легко улучшить общий процент вашей памяти.

Недостаток интеллектуальных карт

В случае, когда она изготавливается для облегчения решения разных жизненных проблем, то у людей, у которых с логикой все в порядке однажды может случиться ступор, то есть трудности в решении той или иной проблемы.

А, что же делать в такой ситуации людям, которые не могут хорошо анализировать свои идеи и задумки, тем, кто не умеет расслабляться. Но даже в таком случае нашлось вполне логичное решение: просто записывайте все свои решения и планы, какими бы странными они не были, а в ответвление записывайте решения уже следующего уровня. Таким образом, людям, которые имеют логическое мышление, будет проще разобраться с этой технологией.


Как сделать интеллект-карту?

К большому сожалению далеко не все знают, как правильно сделать интеллектуальную-карту, поэтому сейчас я вам расскажу, как правильно изобразить, то, что вам нужно:

  1. Возьмите абсолютно чистый лист бумаги, для этого отлично подойдет бумага формата А4 или же что-то подобное, но без линий. Положите его в горизонтальной плоскости. Такое изображение самое комфортное для визуализации ваших идей и прочих мыслей.
  2. Далее возьмите пару цветных маркеров или же ручек, должно быть не менее 4-х разных цветов. В идеале если будет присутствовать: красный, желтый, зеленый и голубой. Такой подход позволит вам разделить весь лист на информационные блоки и цвета, которым будет отдаваться определенный блок. Так же можно расчертить лист по важности ваших мероприятий и задач, к примеру, желтый цвет будет самым высоким, а зеленый самым низким. Все эти хитрые способы значительно облегчить вам восприятие всей информации.
  3. В самой верхней и центральной точке листа укажите самую главную мысль, это будет основной пункт вашей карты, а все остальное, что будет находиться ниже, соответственно будут подпунктами. Так же не менее значимым считается наличие тематичного рисунка, который будет указывать на вашу главную идею. Рисунки подключают к работе больше ресурсов головного мозга.
  4. От центра вашего рисунки начертите пару ветвей и каждую назовите каким-либо ключевым словом или словосочетанием. Линии, которые будет отходить от центрального рисунка должны быть наиболее значимыми, а уже по мере необходимости добавлять новые, второстепенные ветви. Такой подход наладит взаимосвязь между вашими выполненными и невыполненными задачами.
  5. Делайте дальше ответвления от центра, пока не заполните весь лист. Вот и все.

Важно знать! Чтобы понять основной принцип действия карт, необходимо четко представлять себе дерево при их создании.

Все советы, которые я вам сейчас дам, очень важно соблюдать для достижения максимального эффекта. Итак начнем:

  1. Важно не забывать, что создание интеллект-карт это, прежде всего, творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию.
  2. На втором уровне не должно быть более 5-7 ответвлений.
  3. Как уже говорилось выше, запоминаются рисунки и графики. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
  4. По возможности не пользуйтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
  5. Образы на бумаге должны быть наполнены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
  6. Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали.

Попробуйте сделать пока две простых интеллект-карты, чтобы потренироваться. И, уже когда начнете составлять новый рисунок, у вас на руках будет пример интеллект-карты. Вы почувствуете, насколько эффективнее усвоение любого материала. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.

Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.

Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Как сделать сайт

Этапы составления интеллект-карты

Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.

  • Этап 1. Центральная идея – образ.

Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.

Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.

Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для .

Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.

Интересный вопрос, с какого момента человек начал мыслить? Точный ответ на него, пожалуй, не смогут дать самые великие ученые. Зато, на сегодняшний день, уже великолепно изучены процессы мышления людей, порядок построения логических цепочек, примерная схема работы мозга.

Это позволяет управлять своим мыслительным процессом с наибольшей эффективностью, если правильно использовать свой мозг при помощи современных программ, например, интеллект карт.

Не один научный труд затрагивает тему психологии мышления, множество методик были разработаны на пороге 20-го века именитыми светилами в области психологии и биологии. Одним из таких ученых мировое сообщество признает Тони Бьюзена – английского профессор, который написал в сумме более 100 книг по психологии и методикам мышления. Большое внимание ученый уделял способам запоминания, благодаря чему получил множество престижных титулов. Доказательством того, что его теории работают, он установил мировой рекорд по запоминанию огромного количества информации.

Результатами труда Тони Бьюзена явилось создание интеллект карт – т.е. эффективного способ мышления, запоминания, решения различных задач, записанного на бумаге. Используя метод интеллект карт можно научить себя не только эффективно думать, но и вносить коррективы в свои мыслительные процессы, разложить идеи по полочкам, выстроить верную логическую цепочку

Отражение мыслей на бумаге позволяет человеку наглядно видеть процесс мышления — это является немаловажным фактором, т.к. большую часть информации люди воспринимают визуальным способом.

Чтобы интеллект карты работали так, как требуется, необходимо учитывать следующие параметры при их составлении:

Используйте при построении эмфазу (дополнительное выделение важных элементов):

  • Главный образ должен быть расположен в центре;
  • Использование графических образов обязательно;
  • Не стесняйтесь рисовать различными цветами, для одного рисунка используйте минимум три оттенка;
  • Рисуйте трехмерные изображения, чтобы был виден объём;
  • Размер шрифта, букв, стилистика написания, формы линии – всё это должно быть разным, создание схемы не должно происходить по типологии;
  • Элементы должны распологаться на оптимальном расстоянии относительно друг друга, чтобы при взгляде на рисунок ваши мысли не путались.

Попытайтесь ассоциировать элементы:

  • Чтобы отразить связь между элементами схемы, рисуйте стрелки;
  • Не забывайте использовать различные цвета для ассоциации, например: природа ассоциируется с зеленым цветом, новые технологии – с серым, законы – с синим;
  • Для ассоциации, при построении интеллект карт, пользуйтесь кодированием.

Старайтесь, чтобы ваши мысли на бумаге были выражены четко, ясно:

  • На каждое ключевое слово отводится только одна, своя линия;
  • Не пишите будущей схеме витиеватые буквы с разнообразными сложными элементами – они могут путаться между собой, да и написание таких букв отнимает время. Лучше всего писать обычными печатными символами;
  • Ключевые слова размещаются прямо над линиями, которые им соответствуют. При этом, длинна линии не должна быть больше чем ключевое слово, чтобы сохранить нить мысли;
  • Главные линии на интеллект карте должны пересекаться в одном месте, желательно, в центре, причем рисовать их следует толстыми, плавными штрихами;
  • Не используйте сложных рисунков с большим количеством элементов, это затрудняет восприятие;
  • При написании, слова располагайте только горизонтально, иначе вам придется переворачивать бумагу, или поворачивать голову — это мешает сосредоточению мысли и препятствует видению «всей ситуации».

Где найти примеры?


Необходимо соблюдать иерархичность и последовательность, используя метод интеллект карт, иначе все старания можно считать бессмысленными. У вас должен получиться рисунок, в центре которого будет расположен главный элемент, отражающий цель мышления, а вокруг него, соединенные линиями, будут находиться взаимосвязанные элементы. Строить такие схемы можно самому, взяв листок бумаги, а так же иными способами, благо на дворе 21-й век!

Чтобы создавать интеллект карты, можно применять программы, как для компьютеров, так и для мобильных устройств. Во всемирной паутине без труда отыщется программа, которая служит для создания интеллект карт. Такая программа распространяется либо на платной основе, либо бесплатно. А если вы не хотите ставить на свой жесткий диск какое-либо программное обеспечение, тогда можно найти ресурсы, которые позволяют создавать интеллект карты в интернете, или, как это ещё называют, онлайн.

Создание интеллект карты в специальной программе:

Впервые решившись использовать метод интеллект карт и просто прочитав в сети, что он собой представляет, довольно сложно правильно нарисовать требуемую схему. Поэтому, не ленитесь посмотреть примеры работ, как правильно рисовать интеллект карты.

Лучший пример может подать только первоисточник, а потому, обратиться к автору напрямую – самое верное решение. Учебники Тони Бьюзена представляют массу примеров о том, как происходит создание интеллект карты, как ими пользоваться, какие ассоциации лучше всего подходят для работы, а какие — исключить. Найти книги Тони Бьюзена в сети труда не составит, благо, он является автором множества научных произведений.

Если вы решили всерьез заняться тренировкой своей памяти, своих мыслительных способностей, то начинайте с изучения книг этого автора, а уже после, можно пробовать рисовать схемы, интеллект карты и стараться применять подобные методы для решения повседневных, жизненных задач.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

СЛАЙД с изображениями.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

11

Сократ сказал: “

I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

Пример созданной учителями интеллект-карты:

11

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Спасибо за прекрасные эссе.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

Happy English . ru )

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут

, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Пример составления интеллект-карты по теме

My friend ” с помощью программы
iMindMap .

11

11

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Ольга Павлова

Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к

изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,

ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-

действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют

предложения.

Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.


Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".





В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».



Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!



error: Контент защищен !!