Александр невский добился учреждения в столице орды. Золотая Орда и Александр Невский: кто кого использовал

Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника на Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.

В 1242 г. умирает хан Угэдэй. Из-за этой смерти коренным образом изменилось положение в Орде хана Батыя. Еще во время военного похода 1238-1239 гг Батый поссорился со своим двоюрдным братом – Гуюком. Гуюк оскорбил Батыя, назвав его старой бабой и пригрозив оттаскать за волосы. Их кузен Бури поступил не лучшим образом: он собрался «поленом бить Батыя по груди и животу». За это Батый, являющийся главнокомандующим ханской армии, выгнал обоих царевичей к своим отцам. Отцы жестко наказали их за нарушение воинской дисциплины: выгнали из ханской ставки и лишили всех чинов.

И вот, после смерти Угэдэя, который был сдерживающей силой по отношению к изгнанным царевичам и хану Батыю, умирает, и Гуюк с Бури начинают совместную борьбу против Батыя. Гуюк был претендентом на великого хана, и это сильно осложняло Батыю борьбу. В его распоряжении находилось четыре тысячи воинов, а в распоряжении Гуюка, став он великим ханом – не менее 100 тысяч человек. Батыю нужен был союзник, чтобы продолжать борьбу, и дальнейший ход событий лишь подтвердил эту необходимость.

В 1246 году Гуюк избирается великим ханом. Судьба Батыя висела на волоске, и он попытался обрести поддержку на Руси. В то время какие-либо противоборства между монголами и русскими смысла не имели. Кроме того, по-видимому, исчезли и сами эмоциональные мотивы противоборства. Русские даже называли Батыя «добрым ханом». Союз между Русью и Батыем стал возможен.

Нужно отметить, что было также возможно союзничество Александра Невского с Западом, так как представителей западников он хорошо знал еще со времен Ледового побоища. Предстоял тяжелый выбор союзника. Александр Невский сумел правильно разобраться в этнополитической обстановке, поставить патриотизм и любовь к Родине выше своих личных предпочтений. Ведь был отравлен в Каракоруме его отец, был отравлен ордынским ханом, как предполагалось и являлось тогда общепринятым. Тем не менее Александр Ярославович сделал выбор не в пользу своих личных потрясений, а во благо своей Родины.

В 1251 году Александр приезжает в Орду Батыя, заводит дружбу с его сыном Сартаком, потом и братается с ним, став тем самым приемным сыном хана, его родственником.

Нелегко было Александру удерживать этот союз, многие, близкие ему люди, были против союза с монголами. Его родной брат Андрей был западником и объявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Выполняя союзные обязательства, Батый посылает на Русь полководца Неврюя (1252 г), который разбил войско Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При всем при этом «Неврюева рать» нанесла Руси ущерб больший, чем поход Батыя, произошедший ранее.

Активно выступал против татар князь Даниил Галицкий. Его политический курс состоял в том, чтобы сделать Галицко-Волынское княжество феодальным самостоятельным государством, ориентированным на Запад.

Вообще, программа западников была направлена на то, чтобы, опираясь на помощь рыцарей, объединить все силы русских князьей и изгнать монголов. Надо понимать, насколько эта идея казалась привлекательной: западные ордены были сильны и многочисленны и вполне могли изгнать монголов и освободить Русь. Так было теоретически. Практически же западные интервенты ставили перед собой свою задачу: используя русских ратников, изгнать монголов с Руси, а затем покорить обескровленную Русь, подобно Прибалтике. И идея объединения Руси в то время была иллюзорна. Она окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, которые постоянно воевали между собой. Александр Невский прекрасно понимал все эти условия, и поэтому взял направление на союз с монголами.

Союз давал русским князьям большую свободу действий. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Но вскоре ему пришлось испытать невероятное потрясение, под угрозой вдруг оказалась вся полиическая линия. В 1256 году умирает Батый, а за ним погибает и его сын Сартак, будучи отравленным. Брат Батыя Берке-хан устанавливает мусульманскую диктатуру в Орде. Александру ничего не оставалось, как отправляться к Берке и договариваться об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев. В том же году хан Берке приказал сделать вторую перепись на Руси (первая была сделана при отце Александра Невского). В рязанскую, суздальскую и муромскую явились переписчики, начали всех до единого переписывать, чтобы потом обложить поголовно данью. Дошли и до Новгорода. Новгородцы, узнав, что к ним направляются переписчики, подняли мятеж. Так как Новгород не так пострадал от татар, как другие горда, здесь считали, что платят дань по собственному согласию, а не по гнету. Чувствуя приближающуюся опасность, Невский самолично, вместе с переписчиками, явился в Новгород. Новгородцы наотрез отказались платить дань. Но все-таки, неимоверными стараниями Александра Невского, татарских послов не только не обидели, но и отпустили обратно в Орду, богато одарив. Народ волновался и подозревал Невского в сговоре с ордынцами против Руси. Князь новгородский Василий, сын Александра, был на стороне недовольных, что было очень неприятным личным фактом для Александра: тому, постоянно оруженному критикой и подозрениями в измене, приходилось идти против собственного сына. В итоге Василий бежал в Псков, откуда вскоре был выгнан Невским.

Жестоко расправившись с заговорщиками и организаторами бунта (им выкалывали глаза), Александр убедил новгородцев выплачивать дань. Это, конечно, никому не было приятно, но все-таки лучше расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью.

Союзный договор с ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар (не было сил сопротивляться их прямым нашествиям), но и установилась обстановка союза, что как бы уравнивало условия Руси и Орды, тем самым прикрывая монголо-татарское иго, вело к формированию другого отношения русского народа к монголам, как к союзникам и друзьям, а не как к хозяевам своей свободы. Александр Невский добился мирного отношения народа к Орде, пусть даже оно и не было полным.

Нелегко было Александру Невскому отбиваться от западных врагов, но, одержав великие победы, чувство народной радости и благодарности ему было наградою за тяжелые воинские труды и заботы. А теперь Невский был вынужден заискиваться перед ханом и его сановниками, унижаться перед ними, одаривать их, чтобы только уберечь русскую землю от новых бед. Приходилось ему также заставлять свой народ платить дань монголо-татарам. Иногда приходилось применять силу, причем приходилось делать это непосредственно ему самому. Приходилось наказывать своих людей за непослушание монголо-татарам, из за чего болезненно сжималось сердце.

Многие, не так глубоко, как Александр Невский, понимали сложившуюся ситуацию, осуждали его и называли угнетателем своего народа. Но Невский «угнетал» русских истинно ради для того, чтобы их окончательно не разбили. Если бы он не совершал так называемый некоторыми гнет, все новые и новые погромы обрушивались бы на русскую землю, и та, возможно, никогда бы уже не смогла восстановиться. Как выдающийся дипломат, Невский разглядел путь выживания для Руси в хитрой дипломатичной политике по отношению к монголо-татарам. И, как показало время, эта политика оказалась очень правильной.

Сильно в такой обстановке волновались новгородцы. Политика Невского им была непонятно, они подозревали, что любимый и почитаемый ими князь – изменник. Они сопротивлялись монголо-татарам.

Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские,- кричал народ,- сложим головы наши у Св. Софии!

Они были убеждены в своей правоте по отношению к монголо-татарам.

Однако вскоре пришедшая весть о том, что ханские полки идут к Новгороду и увещевания некоторых благоразумных бояр подействовали успокаивающе. Волнения улеглись. Новгородцы позволили татарам произвести перепись и выплатили дань. Однако, Александр Невский не мог разорваться на всю Русь и везде доводить народ до благоразумия. Успокоился Новгород, заволновались другие города. Кроме того, ханские сборщики вели себя крайне грубо и неуважительно: брали сверх положенной дани, изымали все имущество сразу, забирали детей в неволю. Люди не могли долго терпеть. В Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и других городах сборщики дани были перебиты.

Разъяренный этими новостями хан, убежденный в обязанности всех русских людей выплачивать дань Орде, принялся собирать армию и готовиться к разрушительному нашествию на русскую землю. Ордынцы готовились страшно наказать мятежников. Узнав об этом, Александр Невский, и так находящийся в постоянных заботах и стрессах, поспешил в Орду.

Ужасно нелегко было ему ублажать хана и его сановников, зиму и лето провел он в Орде, постоянно заискиваясь перед злейшими врагами русских. Тогда, видимо, у Александра Невского было сильно подавлено чувство гордости за русский народ, за его силу и состоятельность. Не стал он гордиться перед ордынцами, угрожать силами русскими, которые были бы сильно преувеличены. Не стал, и никогда этого и не делал. По нужде всегда поступал великий русский князь, по нужде и по разуму, а не по мимолетным эмоциям. Отдавал себя полностью ради сохранения земли русский, русского народа.

Путем огромных стараний и таланта дипломата удалось Невскому добиться от Орды важную льготу: теперь русских не обязывали поставлять рекрутов в монголо-татарские армии. Нелегким делом, а порой и невозможным, было проливать и бороться русским людям за злейших врагов своих, угнетателей и оббирателей.

Правление в Новгороде до поры до времени позволяло Александру Невскому избегать каких-либо контактов с монголами, летом 1242 г. установившими свою власть над большинством русских княжеств. Однако тесная связь с Владимирской Русью, где правили его отец, дядя Святослав, а также потомки старшего Всеволодовича Константина, делала отношения с Ордой неизбежными. В 1245 г. туда отправился отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всеволодович. Столицей Монгольской империи был тогда Каракорум на реке Орионе в Монголии. Ярослав совершил длительное путешествие, некоторое время пожил при дворе великого хана Гуюка, пока однажды его не пригласила к себе мать Гуюка Туракина - Она дала ему емть и пить из собственных рук, но после этого приема Ярослав скончался. Его странным образом посиневшее тело указывало на то, что он был отравлен. Это произошло 30 сентября 1246 г. Родичи Ярослава должны были решить вопрос, кто из них станет великим князем Владимирским. При ханском дворе в Каракоруме считали, что самым авторитетным (и опасным для Каракорума) на Руси является старший сын Ярослава Александр. Туракина посылала к нему своих гонцов, предлагая Александру приехать к ханскому двору и получить землю отца, вынашивая вместе с тем тайные планы умерщвления Невского, однако Александр, почувствовав опасность, к Гуюку не поехал. Вопрос о наследнике Ярослава решился на сьезде русских князей во Владимире в 1247 г. Великим князем владимирским стал брат Ярослава Святослав, раздавший детям Ярослава различные княжества. Александр получил граничившее с Новгородом Тверское княжество и остался Новгородским князем. Однако братья Александра были недовольны разделом, произведенным их дядей. Один из Ярославичей Михаил Хоробрит вскоре согнал Святослава с владимирского стола и сам занял его. Но пробыл он великим князем недолго: в 1248 году он был убит в столкновении с литовцами на реке Протве. Другой Ярославич Андрей, который по возрасту был старше Михаила, также был недоволен разделом, но он не прибег к силе, а отправился в 1247 г. к Батыю, чтобы при его поддержке занять владимирский стол. Такой оборот дел заставил и Александра, имевшего прав на наследие отца больше, чем его братья, вслед за Андреем поехать в Орду. Батый не стал самостоятельно решать вопроса о владениях Андрея и Александра, а отправил их в Каракорум. К тому времени там, видимо, произошли определенные политические изменения. Батый не ладил С ханом Гуюком и его матерью Туранивой, в Каракорум сам не езди и с опасением следил за решениями велико ханского двора относительно русского улуса. Явно задержав у себя Андрея и Александра, выехавших из Руси в разное время, Батый отпустил их в Каракорум, возможно тогда, когда умер хан Гуюк и потеряла власть Туракина. Тем самым Александр избегал опасности, грозившей ему в 1246 г. И все-таки в Каракоруме его подстерегали крупные неприятности. Там весьма своеобразно рассудили братьев: Александр как старший брат получил Киев и «всю Русскую землю», а Андрей -- великое княжество Владимирское. Внешне все обстояло пристойно. Формально Александр получил больше, чем его брат, Киев считался более значимым городом, чем Владимир, но так было до Золотой Орды. В 40-е гг. XIII в. Киев представлял собой поселение в 200 дворов, разорена была и составлявшая часть киевской территории «Русской земли». К тому же перед смертью Ярослав Всеволодович княжил не в Киеве, а во Владимире, и старший сын должен был получить наследие отца. Однако в Каракоруме решили по-иному, видимо, опасаясь усиления наиболее авторитетного в Северо-Восточной Руси князя. Неясна при таком распределении столов позиция Андрея Ярославича: сам ли он добивался Владимирского княжения, и тогда он действовал явно против Александра, или покорно следовал решениям монголов.

Братья возвратились на Русь в конце 1249 г. Александр несколько месяцев пробыл во Владимире. Летопись сообщает, что когда зимой 1249/1250 г. во Владимире скончался углицкий князь Владимир Константинович, его оплакивал и провожал из Золотых ворот «Олександръ князь и с братьею». Владимир Всеволодович умер в феврале 1250 г."Пребывание во Владимире, стольном городе Андрея Ярославича, с конца 1249 г. по февраль 1250 г. Александра Невского, его братьев, князей углицкого, ярославского, ростовского, белозерского наводит на мысль, что при возвращении двух старших Ярославичей из Каракорума во Владимире был собран съезд русских князей, на котором должны были обсуждаться вопросы взаимоотношений с иноземной властью и распределения столов между князьями в настоящем и будущем. Судя по тому, что никаких ссор между князьями не последовало, Андрей не препятствовал достаточно длительному пребыванию в своей столице старшего брата, князьям удалось договориться о разделении власти и своих правах. Лишь после этого в 1250 г. Александр вернулся на княжение в Новгород. Его правление там продолжалось без каких-либо эксцессов и потрясений. Только тогда, когда на Руси стало известно о восхождении в 1251 г. на каракорумский стол нового великого хана Менгу (Мунке), ставленника Батыя, Александр Невский вновь отправился в Орду (1252 г.). Целью его поездки, судя по всему, было получение Владимирского великого княжения. Возможно, что эта акция была заранее обговорена Александром с братьями и другими князьями во время его пребывания во Владимире в 1249/1250 г. После его отъезда Андрей и Ярослав Ярославичи подняли восстание против монголов, надеясь, что смена хана в Каракоруме позволит им избавиться от вмешательства Орды в русские дела. По свидетельству летописи, владимирский великий князь Андрей и поддерживавшие его лица не захотели «цесаремъ служити», т. е. Менгу и Батыю. Однако их расчеты не оправдались. Сторонник Менгу Батый направил на Русь войска во главе с Неврюем, который подавил восстание. Андрей бежал в Швецию, Ярослав остался на Руси.

Эти события, изложенные в разных летописях с некоторыми нюансами, дали повод историкам считать, что Александр Невский, выждав, когда его брат Андрей поднял смелое восстание против иноземного гнета, коварно воспользовался обстоятельствами и добился в Орде права на владимирский великокняжеский стол, наслав при этом на Русь ордынскую карательную экспедицию под командованием Неврюя. Однако древнейшее описание событий 1252 г., сохраненное Лаврентьевокой летописью, говорит о том, что Александр отправился к Батыю за получением прав на владимирский великокняжеский стол до выступления Андрея. В таком случае Невский мог действовать по старому уговору с князьями о великокняжеском столе, тем более, что его брат Андрей получил наследие отца из рук ханской власти, а не по древнерусским нормам княжого наследования, в обход старшего брата. Андрей по отбытии Александра в Орду, по-видимому, и выступил против ханов, надеясь удержать за собой великое княжение Владимирское, но просчитался. Еще до возвращения Невского он бежал из Руси. Александр же, сев на владимирский стол, заставил другого смутьяна, брата Ярослава, променять ему свое Переяславское княжество на его Тверское. Этой акцией Александр еще более усилил свои позиции как великого князя.

Хотя Андрей Ярославич нашел убежище в Швеции, которая, окончательно завоевав в 1249 г. емь-тавастов, встала тем самым в весьма напряженные отношения с Новгородом и княжившим там Александром Невским, последний сумел не превратить брата в заклятого врага, а сделать его своим союзником. Александр призвал Андрея вернуться в Русь, выделив ему из состава своего великого княжества Владимирского Суздальское княжество.

Кроме Владимирского великого княжества под властью Александра Невского по-прежнему оставался Новгород. Правда, теперь Невский уже не княжил там сам, а держал в качестве наместника своего старшего сына Василия. Новгородцы, свободные в выборе князей, этим обстоятельством были недовольны. В 1255 г. они изгнали молодого княжича из города, пригласив к себе из Пскова оставившего свое Тверское княжество Ярослава Ярославича. Александр немедленно собрал полки и выступил с ними против Новгорода.

Новгородцы тоже решили биться, но дела разрешилось миром. Князь Ярослав вынужден был покинуть город, на новгородский стол был возвращен Василий, произошла смена посадника, к управлению Новгородом пришли люди, поддерживавшие Александра Невского

Эта связь с могущественным князем помогла Новгороду пресечь попытку шведских феодалов и, по-видимому, фогта Виронии (области Северной Эстонии, подчинявшейся датскому королю) Дитриха фон Кивеля (Дидмана русской летописи) построить опорную крепость на восточном, принадлежавшем Новгороду берегу р. Наровы. Базируясь здесь, шведы и датский феодал рассчитывали начать наступление на Вотландию и Ингрию, т. е. земли води и ижоры, входившие в состав Новгородской республики. Узнав о действиях шведов и Дидмана, новгородцы послали послов с просьбой о военной помощи во Владимир к Александру Невскому и стали собирать собственное ополчение. Когда это стало известно шведам и фон Кивелю, они поспешно погрузились на корабли и бежали за море. Александр привел свои полки в Новгород, но противников уже не было. Тогда князь предпринял поход на Копорье, а оттуда направился в завоеванную за 7 лет до этого шведами землю еми. Поход Невского на это племя в 1256 г, последний военный поход полководца, проходил в суровых зимних условиях, но закончился успешно. Позиции Швеции в земле еми оказались ослабленными, и внимание шведских феодалов было переключено с Новгорода на Финляндию. По возвращении во Владимир Александр Невский был вынужден отправиться вместе с другими русскими князьями в Волжскую Орду чтить хана Улагчи. В конце того же 1257 г. владимирскому великому князю пришлось еще раз иметь дело с монголами. На Русь прибыли чиновники из Каракорума, проводившие по приказу великого хана исчисление и обложение налогами всего подвластного ему населения. Если для жителей Северо-Восточной Руси взимание монголами различных налогов и поборов становилось делом привычным, то для Новгорода такие выплаты были новыми и неприятными. Когда до новгородцев дошел слух о том, что монголы будут брать у них тамгу и десятину, город страшно возбудился. На стороне новгородцев оказался правивший у них сын Александра Невского Василий. Александр вынужден был помогать чужеземцам. Его приезд с численниками в Новгород зимой 1257/1258 г. закончился изгнанием из Новгорода сына Василия и жестокими пытками людей, подвивших его на противодействие монголам и отцу. Вероятно, управление Новгородом Александр взял на себя, осуществляя свою власть через собственных наместников. Тем не менее полностью усмирить новгородцев князю не удалось. Когда зимой 1259/1260г. в Новгород вторично приехали монгольские численники, здесь снова начались сильные волнения, которые не переросли в вооруженную борьбу только из-за вмешательства Александра. Ему удалось, видимо, найти какой-то компромисс, который удовлетворил новгородцев.

В начале 60-х гг. XIII в. Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и саранским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуру власти. Однако став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооруженных силах. Даже во время существования единой Монгольской империи такой недостаток покрывался за счет мобилизации в монгольские войска подвластного монголам населения. Сарайский хан Берке пошел по проторенному пути. В 1262 г. он потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел.

В начале 60-х гг. XIII в. Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и саранским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуру власти. Однако став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооруженных силах. Во время существования единой Монгольской империи такой недостаток покрывался за счет мобилизации в монгольские войска подвластного монголам населения. Сарайский хан Берке пошел по проторенному пути. В 1262 г. он потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. С трудом добравшись до Городца на Волге, князь понял, что до Владимира ему не доехать. Днем 14 ноября 1263 г. он постригся в монахи, а к вечеру того же дня скончался. Через 9 дней тело князя было доставлено в стольный Владимир и при большом стечении народа захоронено в основанном дедом Александра Всеволодом Большое Гнездо Рождественском монастыре.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В 1262 г. сразу в нескольких городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле - вспыхнуло восстание, в результате которого сборщики дани, присланные великим ханом, были перебиты или изгнаны. Карательного похода из Золотой Орды не последовало: ее хан Берке в это время стремился к независимости от великоханского престола, и изгнание из Руси чиновников великого хана соответствовало его интересам. Но в том же году Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «смолити людии от беды тои». Перед отъездом он организовал большой поход против Ливонского ордена.

Александр пробыл в Орде почти год. Миссия его, по-видимому, удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 г. 42-летний великий князь разболелся и умер 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, приняв перед смертью монашеский постриг. 23 ноября тело Александра было погребено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В надгробной речи митрополит всея Руси Кирилл сказал: «Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!»

В литературе можно встретить предположение, что Александр, подобно отцу, был отравлен татарами. В источниках, однако, такая версия его смерти не встречается. В принципе, нет ничего удивительного в том, что длительное пребывание в непривычных климатических условиях могло сказаться на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под 1251 г. летопись упоминает о тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатилетнем возрасте.

После смерти Александра великим князем владимирским стал его младший брат Ярослав. Сыновья Александра получили: Дмитрий - Переяславль, Андрей - Городец. Младший, Даниил (родился в 1261 г.) стал через некоторое время первым московским князем и от него пошла династия московских великих князей и царей.

Если официальная (светская и церковная) оценка личности Александра Невского всегда была панегирической, то в исторической науке его деятельность трактовалась неоднозначно. И эта неоднозначность естественно вытекает из видимого противоречия в образе Александра. В самом деле: с одной стороны, это, несомненно, выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчетливостью, человек большой личной храбрости; с другой - это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя, не попытавшийся организовать сопротивление бесспорно самому опасному врагу Руси той эпохи - монголам, более того - способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель.

Одна из крайних точек зрения на деятельность Александра, сформулированная в 20-е годы прошлого века русским историком-эмигрантом Г.В. Вернадским, а в последнее время в основном повторенная Л.Н. Гумилевым, сводится к тому, что князь сделал судьбоносный выбор между ориентацией на Восток и ориентацией на Запад. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и, тем самым, спас русское православие - основу самобытности. Согласно другой точке зрения, отстаиваемой английским историком Дж. Феннеллом и поддержанной отечественным исследователем И.Н. Данилевским, именно «коллаборационизм» Александра по отношению к монголам, предательство им братьев Андрея и Ярослава в 1252 г. стали причиной установления на Руси ига Золотой Орды.

Так был ли действительно сделан Александром исторический выбор и может ли один и тот же человек быть и героем, и коллаборационистом-предателем?

При условии учета менталитета эпохи и особенностей личной биографии Александра обе названные точки зрения выглядят надуманными. Сюзеренитет Орды сразу же приобрел в мировосприятии русских людей некое подобие легитимности; ее правитель именовался на Руси более высоким титулом, чем любой из русских князей - титулом «царь». Зависимость русских земель от Орды в основных чертах (включая взимание дани) стала складываться еще в 40-е годы XIII в. (в то время, когда Александр княжил в Новгороде и не влиял напрямую на русско-татарские отношения); в 50-е годы произошло лишь упорядочение системы экономической эксплуатации. После смерти отца в 1246 г., когда Александр стал сильнейшим князем в Северной Руси, он действительно стал перед выбором: поддерживать мирные отношения с Ордой, признавая верховный сюзеренитет ханов над Русью (уже признанный к этому времени всеми значительными князьями как Северной, так и Южной Руси) и противостоять Ордену, либо начать сопротивление татарам, заключив союз с Орденом и стоящим за ним религиозным главой католической Европы - папой (перспектива войны на два фронта князю, большую часть жизни проведшему в Новгороде, близ ордынской границы, должна была казаться неприемлемой, и вполне справедливо). Александр колебался до возвращения из поездки в Каракорум и твердо выбрал первый вариант только в 1250 г. Чем было обусловлено решение князя?

Разумеется, следует учитывать общее настороженное отношение к католичеству и личный опыт Александра, которому в 1241 - 1242 гг., в возрасте двадцати лет, пришлось отражать наступление на Новгородскую землю немецких крестоносцев, поддерживаемых Римом… Можно предполагать, что свое воздействие оказали четыре фактора:

1) В ходе своей двухгодичной поездки по степям (1247 - 1249 гг.) Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи монгольской империи, а с другой - понять, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру. Это должно было выгодно отличать их в глазах князя от крестоносцев, действия которых характеризовались непосредственным захватом территории и насильственным обращением населения в католичество.

2) После возвращения Александра на Русь в конце 1249 г. к нему должны были дойти сведения о том, что сближение с Римом сильнейшего князя Южной Руси Даниила Романовича Галицкого оказалось бесполезным для дела обороны от татар: обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.

3) В 1249 г. фактический правитель Швеции ярл Биргер начал окончательное завоевание земли еми (Центральная Финляндия), причем сделано было это с благословения папского легата. Земля еми издревле входила в сферу влияния Новгорода, и Александр имел основания расценить происшедшее как недружественный по отношению к нему акт со стороны курии.

4) Упоминание в булле от 15 сентября 1248 г. возможности учреждения в Пскове католической епископской кафедры неизбежно должно было вызвать у Александра отрицательные эмоции, т.к. ранее епископия была учреждена в захваченном немцами Юрьеве, и поэтому предложение об утверждении таковой во Пскове ассоциировалось с аннексионистскими устремлениями Ордена, напоминая о более чем годичном пребывании Пскова в 1240 - 1242 гг. в руках крестоносцев. Таким образом, решение князя прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы.

В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение. В результате, в период великого княжения Александра (1252 - 1263 гг.) не было татарских набегов на Суздальскую землю и всего две попытки нападения на Русь с Запада (немцев в 1253 и шведов в 1256 г.), быстро пресеченные. Александр добился признания Новгородом сюзеренитета великого князя владимирского (что стало одним из факторов, благодаря которым именно Северо-Восточная Русь превратилась позже в ядро нового, Российского государства). Предпочтение им владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перемещения номинальной столицы Руси из Киева во Владимир (т.к. оказывалось, что именно Владимир был избран в качестве столицы князем, признанным «старейшим» на Руси). Но эти долгосрочные последствия политики Александра Невского не были следствием изменения им объективного хода событий. Напротив, Александр действовал в соответствии с объективными обстоятельствами своей эпохи, действовал расчётливо и энергично.

Александр Невский является одной из самых известных и спорных фигур в российской истории. Оценки его личности и его деятельности разнятся до крайних противоположностей: от возведения князя в число величайших людей России и фактического спасителя государства и народа, до прикрепления к нему ярлыка предателя национальных интересов ради собственной власти. Главным образом ожесточённые споры вокруг фигуры Александра Ярославовича связаны с его взаимоотношениями с Золотой Ордой и её правителями.

«Против» Александра Невского

Концепция противников Александра Невского строится на том неоспоримом историческом факте, что он действительно сотрудничал с Золотой Ордой. Так, властитель Орды Батый (Бату-хан) в конце 1240-х годов поддержал именно князя Александра в его споре за верховную власть (каковая связывалась с титулом «великого князя киевского») с братом Андреем. Дело в том, что именно Андрей по завещанию отца, князя Ярослава Всеволодовича, должен был получить этот титул, а Александру должен был достаться титул великого князя владимирского. Но Невский оспорил такой порядок вещей и при поддержке Батыя получил титул.

Дальнейшие действия Невского сторонниками данной концепции также трактуются однозначно как удержание личной верховной власти над русскими землями любой ценой, в том числе и путём подавления недовольных силами татаро-монголов.

Для решения именно этой задачи Невский подавлял сопротивление монгольским захватчикам: в 1251 году выступил против брата Андрея, решившего вступить в вооружённую борьбу с ордынцами, а в 1257 году жестоко наказал новгородцев, которые восстали против переписи населения, которая была организована Ордой для взимания дани. Фактически, сам Александр собственными силами и осуществлял взимание дани и переправку её в Орду. Так что с этой позиции Александр Невский выглядит человеком, который был заинтересован лишь в личной власти, что привело его к союзу с Золотой Ордой против русского народа.

Был ли Невский «родственником» Батыя

Прежде чем разобрать аргументы сторонников противоположного мнения о характере сотрудничества Александра Ярославовича с Золотой Ордой, следует обратить внимание на ставшее особенно популярным в последнее время мнение о том, будто Невский являлся приёмный сыном Батыя и кровным братом его наследника, хана Сартака. Источником этого мнения являются исторические труды Льва Гумилёва, который в качестве непреложного факта сообщает о совершённом между Александром Невским и Сартаком ритуале «кровного братания», распространённого у степных кочевников. Ритуал этот заключался в выпускании нескольких капель крови каждого из участников в чашу с кумысом и распития ими этого напитка. Таким образом, в жилах каждого побратима теперь текла кровь другого, это означало особую связь.

Современные сторонники этой теории полагают, что косвенным свидетельством реальности этого события являются переданные в «Житии» Невского слова Батыя после встречи с князем: якобы, никого он не видел из князей, равного Александру. Нынешние интерпретаторы полагают, что эти слова произнёс на самом деле Сартак и они были частью традиционного ритуала «кровного братания».

Однако, если рассматривать реальные исторические свидетельства, то обнаружится, что никаких сообщений о кровном братстве Александра Невского и Сартака и, следовательно, о каких-то «родственных» отношениях между князем и Батыем, не существует.

Об этом не упоминает ни одна летопись, ни один другой источник того времени, до работ Гумилёва это событие вообще нигде не «всплывает». К тому же историки сомневаются, что такой ритуал, имеющий явный языческий характер, проводили бы христиане: Сартак исповедовал христианство, пусть и еретическое, несторианского толка, а Невский, разумеется, был православным.

«За» Александра Невского

Что касается вышеприведённой оценки сотрудничества Александра Невского с Золотой Ордой, то имеется и противоположная позиция, которую можно считать основной для современной исторической науки. Приверженцы данной позиции призывают, во-первых, рассматривать иную трактовку уже приведённых фактов, во-вторых, не забывать и о других. Прежде всего, не стоит думать, что Александр Невский сразу помчался в Орду после смерти отца, чтобы заручиться поддержкой Батыя в борьбе за власть. Дело в том, что из Орды пришёл «вызов» для Александра и его брата Андрея, по которому они должны были отправиться даже не в Золотую Орду, а в Каракорум, столицу всей Монгольской империи, чтобы получить полномочия на своё княжение. При этом Александр в течение двух лет не реагировал на «вызов», с одной стороны, взвешивая все возможности, во-вторых, решая внутренние дела.

Также не столь однозначным выглядит и вопрос борьбы за власть. Так как Александр был старшим из оставшихся в живых сыновей Ярослава Всеволодовича и был основным претендентом на киевский престол. Если добавить к этому непростые отношения между братьями, то распря о том, кому быть киевским князем, кому владимирским, становится более сложным вопросом. К тому же на тот момент титул великого князя киевского был чисто номинальным, потому как Киев был в руинах, так что сомнительно, что борьба за киевский престол была чем-то большим, чем просто стремлением восстановить статус-кво.

Наконец, совершенно иначе трактуется факт сотрудничества Александра Невского с Ордой. Во-первых, обращается внимание, что после получения титула Александр Невский в течение пяти лет не ездил в Орду.

То есть, получив гарантии невмешательства ордынцев в русские дела, князь занялся внутренними проблемами и защитой от натиска крестоносцев с запада. Это является весомым свидетельством политической самостоятельности князя.

Если же рассматривать, участие Невского в подавлении вспышек антиордынских мятежей и в налаживании системы сбора дани, то для этого были свои причины. После всё-таки состоявшейся поездки в Каракорум Невский как никто другой представлял себе мощь Монгольской империи и понимал, что восстание обескровленных и разделённых русских княжеств приведёт к полному уничтожению русской государственности. Вдобавок ордынцы были, по сути, безразличны к религиозной и культурной жизни Руси, им требовалась лишь дань - тогда как крестоносцы были настроены на внедрение на Востоке католичества. Так что из двух зол Александр Невский выбрал меньшее, то есть тот вариант, который позволял сохранить самостоятельную, пусть и вассальную, государственность и национальную и культурную самобытность русского народа.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Главной его победой исследователи все чаще называют не военную, а политическую победу. Главный свой подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля.

Введение 1

Глава 1. Подчинение Руси Орде 3

Глава 2. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Александр Невский - правитель Северо-Западной Руси 4

Глава 3. Политика Александра Невского 6

3.1. «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»….6

3.2. Тевтон или татарин?................................................................7

3.3. «Не в силе Бог, а в правде». Александр - Великий князь Владимиро-Суздальский………………………………………………..9

Глава 4. Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси 12

Заключение 14

Список литературы 16

Приложение 17

Введение

Мудрый правитель, талантливый полководец, причисленный православной церковью к лику святых. Таким до наших дней дошел образ Александра Невского. Считается, что святой Александр Невский является небесным покровителем и Забайкальской земли. Я заинтересовалась данным фактом и решила больше узнать об этом деятеле. Обратившись к литературе, я столкнулась с неоднозначной трактовкой деятельности Александра. Удивительно, но при всех заслугах истинная роль Невского в Отечественной истории не получила однозначной оценки. В биографии Александра Невского имеются факты и поступки, вызывающие неоднозначную реакцию у историков.

Обратившись к литературе, я столкнулась с неоднозначной трактовкой деятельности Александра. В настоящее время у историков не существует полностью единого мнения относительно личности Александра Невского и его роли в истории. В самом деле: с одной стороны, это выдающийся полководец, выигравший все сражения, сочетавший решительность с расчётливостью; с другой — это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя.

Возник вопрос: почему некоторые историки обвиняют его в предательстве и сотрудничестве с Ордой, хотя по официальной версии он является легендарным русским полководцем, сумевшим оградить Русь от западных агрессоров. Мне захотелось выяснить, почему существуют такие противоречивые оценки, и ответить на главный вопрос: Кем был Александр: защитником Руси или её изменником? Это стало мотивацией моей работы.

Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда происходит процесс переосмысления прошлого нашей страны, большое значение приобретает объективный анализ политики великого человека - князя Александра Невского.

Цель моей работы : выяснить, какую роль сыграла деятельность Александра Невского в его взаимоотношениях с Ордой в историческом развитии Российского государства.

Задачи:

1. Изучив литературу по данной теме, выявить особенности политики Александра;

2. Сравнить мнения историков о политической деятельности Александра;

3. Сформулировать выводы.

Методы, используемые в работе: теоретический (анализ и синтез материала); сравнительно-исторический (сопоставление оценок и суждений историков с фактами истории); картографический (работа с атласами и картами); структурно-системный (установление взаимосвязи социально-экономических явлений с деятельностью Александра).

Объект исследования : Александр Ярославович Невский и Золотая Орда.

Предмет исследования : внешняя и внутренняя политика Александра Невского как государственного деятеля.

Обращаясь к такому проблемному вопросу, я познакомилась с работами историков В.Т. Пашуто, Ю.К. Бегунова, Н.И. Костомарова и др.; прочитала и проанализировала «Житие Александра Невского». Собрала и обобщила материал по заявленной теме. Я придерживаюсь известной мысли Г.В. Вернадского о том, что Александр Невский совершил два подвига: дал отпор католическому Западу и пошел на смирение на Востоке. По мнению историка, православный князь Александр Невский считал первостепенным «сбережение православия» (источник духовной, нравственной силы русского народа): «Александр предпочел «дикую Азию» «цивилизованному Западу»: «отдать в рабство тело, но не исказить душу». То есть, потеряв независимость, но оставив православие, можно было надеяться на возрождение.

Таким образом, исследовательская работа базируется на принципах историзма, научной достоверности и объективности. В анализе событий прошлого использовался конкретно-исторический подход. На основе материала можно дать объективную оценку деятельности Александра Невского в его взаимоотношениях с Ордой.

Глава 1. Подчинение Руси Орде

В 1237 году Северо-Восточная Русь подверглась нашествию отрядов Батыя. После гибели старшего брата Юрия в битве с татарами на реке Сить в 1238 г. Ярослав Всеволодович, отец Александра, обрел титул великого князя Владимирского и оказался правителем разграбленной и опустошенной монголо-татарским нашествием земли. Вскоре, вернувшись из похода в Центральную и Южную Европу, монголы вновь появились у границ Руси. В конце 1240 г. войско Батыя вторглось в Южную Русь, захватило Переяславль,

Чернигов, Киев, Галич и множество других городов. Разорив южнорусские земли, Батый двинулся в Центральную Европу. Были опустошены Венгрия, Польша. В конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью возникло новое государство - Золотая Орда, границы которого протянулись от Иртыша на востоке, до Карпат на западе, от Приуралья на севере, до Северного Кавказа на юге. В вассальной зависимости от Орды были и русские земли.

Верховным правителем Орды стал внук Чингисхана - хан Батый. В 1235 году ему было доверено командование всеми войсками, посланными Великим ханом монгольской империи, в поход на западные страны. После завершения похода он стал управлять завоеванными землями, которые Чингисхан отдал во власть своему рано умершему старшему сыну Джучи - отцу Батыя. После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой русский князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык» на великое княжение.

Вызывая к себе русских князей, монголо-татары свою цель видели в том, чтобы использовать в своих интересах экономический и военный потенциал Руси. Для этого разумней было сохранить сложившуюся здесь систему управления и использовать её в интересах завоевателей. За право на власть, отныне, князья должны были отвечать перед ханом за всё, что происходит в их владениях, и, прежде всего, за полный и своевременный сбор дани. По отношению к своим подданным князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

Первым был вызван в ставку Батыя в 1243 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодович и получил ярлык на великокняжеский, т.е. Владимиро-Суздальский престол.

Таким образом, после татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды, покорной монгольской силе, которой не могли противостоять разобщенные земли и княжества, опустошенные нашествием.

Глава 2. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Александр Невский - правитель Северо-Западной Руси

С 1236 по 1240 год Александр непрерывно княжит в Новгороде.

Князь оказался на новгородском престоле в период страшных бедствий. Русь была разорена и обескровлена нашествием монголо-татар. Ослаблением Руси, абсолютно неготовой к сопротивлению, поспешили воспользоваться и ее северо-западные соседи, стремившиеся захватить псковские и новгородские земли. Избежав разорения от татар, Новгородская земля подверглась угрозе, исходившей от шведов и рыцарей Ливонского ордена. Неспокойно было и на западных границах государства, где находилось литовское княжество.

Князь Александр понимал, что главную угрозу для Руси таила Западная Европа. Это было время распространения влияния католической церкви. Папа Римский побуждал русских князей обратиться в католичество, обещая помощь против монголо-татар, и в то же время своими посланиями звал шведских и немецких рыцарей в крестовый поход на Северо-Восточную Русь.

Император Священной Римской империи Фридрих II направил немецких крестоносцев на завоевание Прибалтики и Руси. Немцы совершают походы в Прибалтику и постепенно покоряют ее. Они обращают в крепостное состояние прибалтийские народы, некоторых и вовсе истребляют.

Пришедший с Запада враг был опасен и безмерно жесток. Вот что пишет Лев Гумилёв: «К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев». 1 Угроза немецко-шведской интервенции стала для Руси очевидна, она нарастала с каждым днем.

Первый удар по Руси нанесли шведы. Воодушевленные на славный подвиг во имя господа Папой, в 1240 году шведы предприняли крестовый поход против Руси. Предводитель шведов, Биргер Магнуссон, вошел на кораблях в устье Невы и прислал Александру надменное объявление войны: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою» .

Александр выступил навстречу шведам и лично участвовал в битве. По свидетельству летописцев, Александр сражался в первых рядах и «неверному кралю их возложил острием меча печать на челе» . Шведы потерпели сокрушительное поражение. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

С. Соловьёвписал: «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не называются как римлянами - прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война». 2 Историк указывает на цель Александра: сохранить на Руси православную веру, а значит, и свою духовную независимость от запада.

Но угроза западной интервенции сохранилась. Шведы отступили, но остались немцы, тевтонские рыцари. Немецкие рыцари взяли Изборск. Псковские войска вышли им навстречу и были разбиты. Александр двинулся на неприятеля к Копорью, взял крепость. Решающее сражение произошло на Чудском озере, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года. На восходе солнца началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях «Ледовым побоищем». Битва решила исход войны. Ливонский орден был вынужден просить мира, отказавшись от всех завоеванных новгородских и псковских территорий. Говорят, что тогда-то Александр и произнес слова, ставшие на Руси пророческими: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Битва на Чудском озере укрепила авторитет Руси. Русь отстояла свою целостность и вероисповедание. «Победу рассматривали как торжество православия над католичеством» 3 . В результате князь приобрел славу непобедимого полководца, заступника земли русской.

Но, несмотря на одержанные победы, Русь была ослаблена. Понимая потребность в сильном союзнике, а также в относительном спокойствии Руси, Александр Невский строит отношения с монголо-татарскими ханами.

Битвы показали, что Русь, даже захваченная монголами, продолжает сопротивляться за свои земли, не давая растащить её на куски. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.

Глава 3. Политика Александра Невского

3.1. «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»

Надо сказать, что, выиграв сражение на Чудском озере, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления. Города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада европейского рыцарства. Натиск западного врага на Русь был по-прежнему угрожающе реален.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Выбирать приходилось между Ордой и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.

Александр понимал, что невозможно вести войну на «два фронта» - сражаться на западе, опасаясь, что в любой момент на его владения могут напасть с востока. В таких условиях был необходим временный союз с монголо-татарами. Видя опасность, надвигающуюся со стороны ливонских земель, Александр, по утверждению историка С.М. Соловьёва, в начале 1242 года отправился в Орду на поклон к Батыю.

Эту поездку, как и дальнейшие соглашения Александра с Ордой, потом не один раз ставили в вину князю, обвиняя его чуть ли не в предательстве. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада. Именно за эту помощь Александр Ярославич готов был платить. Князь принял условия Батыя к замирению, которые касались дани, и спокойный за свой тыл вернулся в Новгород.

Таким образом, союзный договор с Ордой стал реальностью. Опираясь на союз с монголо-татарами, Александр решил не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность.

3.2. Тевтон или татарин?

К моменту гибели отца, Александр был князем Новгородским и Переяславским. За его спиной были блестящие победы над шведами, литовцами, немцами. Прощаясь с отцом, Александр уже знал, что ему предстоит тяжелая борьба за власть. Но вопрос о хозяине русского престола решался монгольскими ханами. И потому в начале 1247г. Александр и его брат Андрей отправились к Батыю. Для Александра это была уже вторая встреча с «Несокрушимым».

Батый, не желая вызвать гнев Великого хана своей самостоятельностью, не стал решать вопроса о великом княжении Владимирском и отправил князей ко двору Великого хана. По версии Н.И. Костомарова, приглашение Великого хана могло звучать следующим образом: «мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? но если хочешь сохранить за собою землю свою, приди ко мне: увидишь честь и славу царства моего». 4 В1247-1248 гг. Александру и Андрею пришлось совершить путешествие в Монголию, в ставку великого хана Гуюка в Каракоруме. Среди православных верующих Забайкальского края бытует предание о том, что Александр Невский, направляясь в Каракорум, посетил Забайкалье (к сожалению, данная гипотеза не имеетдостоверного подтверждения). Великий хан Гуюк проявил милость к Ярославичам, и оба были отпущены на Русь с ярлыками.

Эта поездка, вероятно, привнесла много полезного для политика Александра. Он научился уживаться с монголами, изучил те качества иноверцев, которые теперь необходимо было усвоить русичам, чтобы ужиться с непобедимыми завоевателями. «Чрезвычайная сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества совершеннопротивоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты». 5

И в 1249 г. Александр стал «старейшим» среди русских князей: он получил Киев. Владимир достался Андрею. Таким образом, наследство Ярослава Всеволодовича было разделено на две части. Это создало напряженность в отношениях между братьями. Александр должен был чувствовать себя обделённым, т.к. владимирский «стол» был более значительным, чем киевский.

Запад не оставил попыток покорить Русь. Практически же западные интервенты ставили перед собой свою задачу: используя русских ратников, изгнать монголов с Руси, а затем покорить обескровленную Русь, подобно Прибалтике. К князю приезжали послы от папы римского Иннокентия IV с целью насадить католическую веру на Руси. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов и обещал помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра подчиниться римскому престолу и принять католичество. Но Александр отказался. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей».

Летописец пишет, что Александр Невский ответил на это: «…си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». В этом ответе князя был выбор и религиозный, и политический. Александр понимал, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны.

Александр Ярославич хорошо понимал и всю опасность западного нашествия на Русь, которой западные рыцари готовили участь Византийской империи, разграбленной и захваченной в 1204 году. «Латинская вера или латинский меч» - альтернатива, предложенная для Руси крестоносцами. Агрессия с Запада угрожала государственному и национальному существованию Руси, представляла опасность для русской культуры, языка, религии. Орда же, союз с которой заключил князь Александр, не препятствовала политической самостоятельности русских земель и отличалась полнейшей веротерпимостью. Монголо-татары не посягали на духовный образ жизни русских людей, на православную веру, язык.

Таким образом, князь избрал для себя путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех её условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью, так и для самой Руси.

3.3. «Не в силе Бог, а в правде». Александр - Великий князь Владимиро-Суздальский

Александр Невский проявил себя в отношениях с Ордой тонким дипломатом. И своей главной задачей он считал предотвращение любого конфликта между Русью и монголо-татарами. С этой целью Александр в 1252 г. отправился в Орду, к сыну Батыя и преемнику - Сартаку, принявшему православие и ставшему, по преданию, побратимом Александру.

Именно с этого времени можно определённо говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.

Нелегко было Александру удерживать этот союз: многие, близкие ему люди,были против союза с монголо-татарами. Активно выступал против татар князь Даниил Галицкий и вынашивал план восстания. Его политический курс состоял в том, чтобы сделать Галицко-Волынское княжество феодальным самостоятельным государством, ориентированным на Запад. Даниил начал искать союзников и рассчитывал на Андрея, князя Владимиро - Суздальского. В намечавшийся союз надеялись вовлечь и Александра. Но Александр был благоразумнее и дальновиднее. Он не разделял надежд Даниила на помощь с запада от римского папы и католических государей. Именно в них он видел более опасных врагов для Руси. Андрей Ярославович поднял мятеж против власти татар. В ответ Батый направил на Русь карательную рать царевича Неврюя. Александр, получив ярлык на великое княжение Владимирское, вернулся в разорённые земли. «Неврюево нашествие» оказалось ещё более кровавым, чем предыдущие.

Взойдя на великое княжение, Александр отстраивал города и церкви, восстанавливал хозяйство. Александр делал все, чтобы устоять и не дать полностью разорить свою землю ордынцам. И постепенно Владимирская Русь стала залечивать раны.

Между тем в Орде шла смена власти. После смерти Батыя к власти пришёл Сартак, вскоре внезапно скончавшийся. Его место занял брат Батыя - Берке, и летом 1257 г Александр вместе с другими князьями отправились к нему на поклон. Вернулись князья на Русь с тревожной вестью: «поганые» решили провести перепись населения с целью определить точные размеры дани.

Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую», — записывал летописец «Жития». Перепись проводили при содействии хана Берке, а также самих русских князей, в первую очередь, Великого князя Владимирского. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было чем-то платить, и платить дорого. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулирования взимания дани.

В Северо-Восточной Руси Александру удалось провести перепись без особых конфликтов, иначе сложилась обстановка в новгородской земле. Этот факт вызвал возмущение новгородцев. Александр знал, что именно он, как великий князь Владимирский, непременно должен заставить новгородцев смириться с переписью, и сделал это насильственным усмирением недовольных. Тем самым спас новгородскую землю от погрома, подобного тому, что испытала Северо-Восточная Русь в 1237-1238 и 1252 годах. Не понимая этого, многие обвиняли его в трусости, в предательстве, в дружбе с монгольскими ханами.

«Союзный договор с Ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар, но и установилась обстановка союза». 6

В конце 1262 года Александр вновь отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское «Житие», — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошёл к царю (ордынскому хану Берке), чтобы отмолить людей своих от этой беды» . Князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Полки монгольские были посланы на Русь для расправы. Александр Невский лично отправился с дарами в Орду к хану Берке.

Многие историки именно в этом и видят «предательство» русского народа её защитником, но не надо забывать, что в данный момент Русь ещё была не готова противостоять Золотой Орде. Поведение Александра предотвращало более кровавые расправы со стороны захватчиков.

Это была его последняя поездка в Золотую Орду. Возвращаясь домой, Александр по дороге занемог и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Есть вероятность и того, что в Орде Александра отравили. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю» .

Таким образом, заручившись поддержкой на Востоке, Александр решил укрепить западные позиции Руси. Наладив дипломатические отношения с Ордой, Алек-сандр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Многочисленные договоры, поездки - все это способствовало возвышению статуса Руси, учету ее интересов в политике государств Европы. Л.Н. Гумилев видит значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы.

Глава 4. Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси

Может ли один человек повлиять на ход истории? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Но значение событий того времени и роли Александра несомненно велико.

К началу XIII века Русь оказалась в крайне тяжелой внешнеполитической ситуации. Ужас такого положения выражался в том, что, с одной стороны, над ней нависла угроза нашествия степных кочевников - монгол, что вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение перед знаменами западного католицизма.

Эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим объясняется расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Преимущества той или иной причины союза с монголами до сих пор не определены однозначно. Здесь мнения расходятся.

Одни видят простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью. По их мнению, политика Александра Невского привела к закрепощению Руси. Из-за этого Невского порой изображают чуть ли не виновником ордынского ига. Этой позиции придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел, Сергей Смирнов.

Другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Георгий Владимирвич Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». 7 Эта точка зрения мне наиболее симпатична. Такие крупнейшие русские историки, как Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности.

Политика великого князя на самом деле была евроазиатской и заключалась в балансировании между силами Запада и Востока. На Западе приходилось выступать с оружием в руках и — в благоприятный момент — с предложениями «мягкого мира» и союза, не поступаясь, однако, вопросами веры; на Востоке — действовать методами переговоров, просьб, платежами дани и, нередко, проявлять смирение.

Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. После Александра Ярославича Невского, после его духовных и кровных наследников остались Владимирская и Московская Русь, из которых выросла могучая Россия.

А после Даниила Романовича Галицкого, уже через 85 лет после его смерти, Галицко-Волынская Русь была разделена между Польшей и Литвой (1349 г.), а впоследствии полностью отошла к Польше. То есть Западная Русь перестала существовать. А славяне, её населяющие, белорусы и украинцы, на пять веков стали «холопами»!

Чем обернулось бы создание «второй латинской империи» для Руси - отследить довольно просто. Очень скоро по всей Европе запылали костры инквизиции, на которых сжигали лучшие умы той эпохи. По сути это было жертвоприношение католическому «богу».

Вот еще один пример. В городах Киевской и Владимирской Руси, бывших «под игом», и доныне сохранились памятники мирового значения XI-XIII веков. В Киеве - Софийский собор, комплекс Киево-Печерской лавры; в Чернигове — Борисоглебский собор, Спасо-Преображенский собор; во Владимире — Успенский собор, Золотые ворота; Собор Рождества Богородицы в Суздале; Софийский собор в Великом Новгороде и др.

А теперь посмотрим на древние славянские города Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, отданные Даниилом под власть «культурного католического Запада». Здесь нет ни одного православного храма XI-XV веков! Всё было стерто с лица земли. Римская католическая церковь не знала религиозной терпимости. Другими словами, после Даниила, уже через 85 лет после его смерти, канула в небытие Галицко-Волынская Русь. Не осталось ни государства, ни веры, ни древних церквей.

В условиях разорения Руси монголо-татарами умелой политикой Александр Невский ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. Это был великий правитель, в тяжелейшее время обеспечивший стране десять лет мирной жизни.

Заключение

Потрудился Александр для Русской земли. В момент страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В своей политике относительно Орды Александр твердо наметил путь, по которому пошли его ближайшие потомки, московские князья, собиратели земли русской. Успехи сына Даниила, внука Ивана Калиты и праправнука Дмитрия Донского были бы невозможны без Александра. Он повлиял на судьбу будущих столетий России.

Побеждая везде, он никем не был побежден. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден» . Русская церковь причислила его к лику святых.

В результате проведенного исследования я пришла к следующим выводам:

1.Благодаря одержанным победам Александру Невскому удалось приостановить продвижение крестоносцев на Восток, тем самым, сохранив русскую культуру, основанную на православных традициях.

2. Александр проявил себя не только как талантливый полководец, но и как мудрый политик. Отказавшись от сопротивления Батыю и пойдя с ним на вынужденный союз, он не только сумел отразить агрессию с запада, но и дать русским землям передышку от монголо-татарских набегов.

3. Дав Руси хоть шаткий, но мир, Александр способствовал ее будущему возрождению.

Той цели, которую я поставила перед собой, приступая к написанию работы, я достигла. И, думается, что тема эта будет интересной и полезной всем, изучающим и интересующимся отечественной историей, так как, по мнению Н.М. Карамзина, «всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живём и чувствуем, и имя русское имеет для нас особенную прелесть».

Таким образом, проведя исследование по данной теме по найденным мною источникам, я могу утверждать, что Александр Ярославович не был предателем интересов Руси. Моя гипотеза подтвердилась.

Список литературы

    Бегунов Ю.К. Александр Невский. - М.: Яуза - Эксмо, 2009.

    Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993.

    Вернадский Г.В. Русская историография. Два подвига св. Александра Невского. - М.: Аграф, 1998.

    Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.

    Житие Александра Невского/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература, 1981.

    Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко.- М.: Правда, 1988.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей - М: Эксмо, 2006.

    Пашуто В.Т. Александр Невский. - М.: «Молодая гвардия», 1974.

    Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. - Москва, 1994.

    Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. - Москва, 1993. Кн. 2.

    С.М. Авдеев. Святой благоверный князь Александр Невский в Забайкалье. - Ежемесячная газета «Мир православия» № 8 (101),август2006.

Приложение

Борьба Руси с иноземными нашествиями в XIII в.

Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей

в XIII в.

ПРИБАЛТИКА

ШВЕЦИЯ

объединяются в Ливонский орден

Захват Псковской земли

1240 г.

1241 г.

Тевтонский орден 1226 года

Орден меченосцев 1202 года

Основание рыцарских орденов крестоносцев

Вторжение флота и высадка на берег в устье реки Невы с целью захвата городов Старая Ладога и Новгород

Цели:

1.Захват новых земель

2.Распространение католичества

Неожиданное и молниеносное нападение на шведов новгородских воинов во главе с князем Александром Ярославичем

Блестящая победа русских дружин

Разгром рыцарей и предотвращение их дальнейшего вторжения в русские земли

Успешные боевые действия русских воинов во главе с князем Александром Невским

(ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ)

I. Поход хана Батыя на Русь

Разорение Рязанского княжества

Вторжение во Владимиро-Суздальское княжество

Сражение на реке Сити. Поражение дружин Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжеств

Покорение Черниговского и Переяславского княжеств

Захват Киевского княжества

Разорение Киева

Разрушительный поход через Галицкое и Волынское княжества в Восточную Европу и на Балканы

1243 г. - образование на юго-восточных границах Руси нового государства - Золотая Орда

Этимология

Орда - от древнерусск . - стан, кочевье - объединение кочевых племен под вдастью хана

Хан - с турецк., уйгурск . - император

II. Причины поражения Руси в борьбе с монголами

Высокое воинское мастерство монгольского войска

Раздробленность и отсутствие единства в русских землях

Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества:

1-й тип: Русь - оседло-земледельческий

2-й тип - Монголия - кочевой, ориентированный на военные завоевания

Монголо-татарское иго на Руси

Суждения и оценки

(основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII - XV вв.)

1. Традиционная оценка

(С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков)

Для Руси являлось большим бедствием

Система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

- Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;

- Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

- Военной зависимости - поставкой русских воинов в монгольские войска.

2. Ига на Руси не было

(Л.Н. Гумилев)

Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.

3. А. Фоменко, В. Носовский

Так называемое монголо-татарское иго - просто специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на

Две части

Постоянное регулярное войско - Орда под управлением военачальников - ханов

Мирное гражданское население, управляемое князьями

Об Александре Невском говорят…

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского».

Соловьев Сергей Михайлович, историк

«… Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

Вернадский Георгий Владимирович, историк

«Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее».

Кирпичников Анатолий Николаевич, историк

«Если сказать об Александре Невском кратко, то надо сказать словами летописца XIII в.: «потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю».

Кучкин Владимир Андреевич, историк

«Александр Невский олицетворяет истинный патриотизм, твердое стояние в отеческой вере, стратегическую дальновидность государственного деятеля, чувство ответственности земного правителя пред Богом за судьбы людей, порученные ему».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Пашуто Владимир Терентьевич, историк, член-корреспондент АН СССР

«Известный полководец Александр Невский заложил основы многовекторной российской дипломатии и уделял большое внимание укреплению российского государства …

Он уделял большое внимание собиранию российских земель, укреплению российского государства.Александр Невский - фигура легендарная - политик, полководец, дипломат и государственный муж».

Лавров Сергей Викторович (1950), министр иностранных дел РФ

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯГАЗЕТА "МИРПРАВОСЛАВИЯ"

Святой благоверный князь Александр Невский в Забайкалье

«По воле Батыя Александр с Андреем должен был отправиться в Татарию — «за Байкальское озеро».За Байкалом лежала эта горная окраина страшной азиатской пустыни Гоби. Здесь находилась ставка верховного хана и его столица — Каракорум. Русским князьям во время их путешествий приходилось проезжать через обширные степи и пустыни Средней Азии. Путь князя пролегал через разоренные монголами земли народов, живших севернее Каспийского и Аральского морей. За Уралом вступили в совершенно безводную и пустынную страну кангитов (ныне — Киргизия). Долго ехали по земле огузов, живших на Сырдарье. Далее двигались к северу, в неведомый край черных китаев — между отрогами Тянь-Шаня и озером Балхаш. Южнее озера Балхаш лежала гористая и холодная земля найманов — язычников и кочевников, уничтоженных монголами. Оставив в левой стороне Байкал , путники после трех или четырех месяцев пути достигли цели своего путешествия и оказались при дворе Огул-Гамиш… Нельзя с достоверностью утверждать, что именно в Каракоруме хан принимал послов, так как пребывание в одном месте не нравилось монголам и они переезжали с места на место, кочуя по родным забайкальским землям ».

С.М. Авдеев.

Доцент кафедры педагогикиЗабайкальского педагогического университета.

Карта передвижения Александра Невского в Каракорум

Сарай-Бату

Киргизия

Владимир

Каракорум

Тянь-Шань

Все что за последних 800 лет осталось от столицы мира - империи монголов города Каракорума

Святой Александр Невский - небесный покровитель Забайкалья

Часовня Александра Невского

Часовня Александра Невского, расположенная на Титовской сопке, освящена в сентябре 2001 года в день памяти святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

Памятник Александру Невскому в Чите (архитектор Виктор Кулеш )

1 Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992., с. 118.

2 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - Москва, 1993. Кн. 2., с. 174.

3 Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. - Москва, 1994., с. 86.

4 Костомаров Н.И. РУССКАЯ ИСТОРИЯ в жизнеописаниях ее главнейших деятелей - М.: Эксмо, 2006., с.159.

5 Костомаров Н.И. РУССКАЯ ИСТОРИЯ в жизнеописаниях ее главнейших деятелей - М.: Эксмо, 2006., с.162.

6 Бегунов Ю.К. Александр Невский. - М.: Яуза- Эксмо, 2009, с.277.

7 Вернадский Г.В. Русская историография. Два подвига св. Александра Невского. - М.: Аграф, 1998., с. 446.



error: Контент защищен !!