Окр военного оборонного назначения. Гоз под микроскопом

Шведскую модель государства всеобщего благосостояния нередко называют социалистической, говорят о феномене шведского социализма. И действительно, принципы социальной политики, проводившейся в Швеции, во многом совпадают с принципами социальной политики, которая проводилась в СССР.

Следует также отметить, что при всем разнообразии модели построения государства всеобщего благосостояния в западных странах неизбежно в том или ином объеме предполагали: контроль и участие государства; привлечение формальных социальных процедур; наличие и формирование основных инструментов, с помощью которых государство стремится гарантировать минимальный уровень благосостояния и посредством которых оно перераспределяет ресурсы нерыночными способами. Таким образом, в своей основе западные доктрины тяготеют к идее государственной опеки над социальной сферой, т.е. основные принципы патерналистской модели нечужды им. Поэтому характеристика модели государственного патернализма представляется нам весьма уместной.

Итак, в директивной экономике нашей страны и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Венгерский социолог и экономист Я. Корнай определяет патернализм следующим образом: "центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным".

На первый взгляд государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засилием и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем.

Одна из характерных черт патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша - попытка директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.



Следующая черта патерналистской модели - этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Известный российский социолог О.И. Шкаратан в своей работе "Тип общества, тип социальных отношений" дает следующую характеристику этатизма как проявления патернализма. Он оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х и сохранявшееся до 1990-х гг. как этакратическое. "Это была новая социальная система, - пишет Шкаратан, - не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена на другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм - это не цепь деформаций и отклонений от некоей образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития".

О.И. Шкаратан называет основные черты этакратической модели:

Обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа "власть - собственность";

Преобладание государственной собственности, процесс постоянного углубления огосударствления;

Государственно-монополистический способ производства;

Доминирование централизованного распределения;

Зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);

Милитаризация экономики;

Сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;

Корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно - иерархического ранжирования и объема и характера привилегий членов социума;

Социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;

отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;

Имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее "по крови", а не по культуре или самосознанию).

В своем рассмотрении особенностей этакратической системы О.И. Шкаратан ссылается на оценку этого феномена одним из ведущих мировых социологов М. Кастельсом: "В XX веке мы жили, в сущности, при двух господствующих способах производства: капитализме и этатизме. ...При этатизме контроль за экономическим излишком является внешним по отношению к экономической сфере: он находится в руках обладателей власти в государстве (назовем их аппаратчиками или, по-китайски, линг-дао). Капитализм ориентирован на максимилизацию прибыли, т.е. на увеличение объема экономического излишка, присвоенного капиталом на основе частного контроля над средствами производства и распределения. Этакратизм ориентирован (был ориентирован?) на максимизацию власти, т.е. на рост военной и идеологической способности политического аппарата навязать свои цели большему количеству подданных на более глубоких уровнях их сознания".

О.И. Шкаратан отмечает, что странам Центральной и Восточной Европы этакратизм был навязан со стороны СССР. При этом особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшим к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не знавших зрелых буржуазных отношений, шедших другим историческим путем, чем Европа - в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения.

По мнению О.И. Шкаратана, все существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном счете основывается на различиях двух доминирующих типов цивилизации, которые условно можно именовать "европейским" и "азиатским". Первая идет от античного полиса. Это цепочка обществ, характеризующихся частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество - государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма. Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. В мировой истории в общем-то и в пространстве и во времени преобладал этот тип цивилизации. Именно в этих странах, где исторически доминировала эта вторая, неевропейская, линия развития, в середине XX в. установился этакратизм.

Прямое следствие этатизма - чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем, уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В СССР в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей - в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании - исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме "теневой" экономики.

Еще одна существенная черта патерналистской модели - эгалитаризм - равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Следующая черта патерналистской модели социальной политики - гарантированная всеобщая занятость - была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

Следует признать, что применение патерналистской модели социальной политики к российским реалиям во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета и, в приложении к характеру российской социально-экономической и политической ситуации, в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в разных областях социальной сферы. Однако на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества потребовались альтернативные модели социальной политики.

Возвращаясь к рассмотренной выше типологии социальной политики Г. Эспинга-Андерсена, отметим, что система социального обеспечения в конце 1980-х гг. в России, как и в других социалистических странах, формально приближалась к социально-демократической модели, предполагающей большую роль местных органов управления; высокий уровень затрат на социальное обеспечение; стимулируемую государством высокую занятость; наличие организаций частного сектора, предоставляющих услуги; акцент на обязательном страховании; налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источниками финансирования выступают государство и муниципалитеты.

Однако в реальности под давлением монопартийной идеологии социальная политика социалистического режима была практически лишена независимости, поэтому основные характеристики социалистической системы государства всеобщего благосостояния в интерпретации Эспинга-Андерсена - это антилиберальная направленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей с консервативными элементами политики.

Идея “патернализма” в организационной психологии получило широкое распространение в последние 20 лет. В широком смысле слова патернализм предполагает рассмотрение организации в качестве семьи. Патернализм как характеристика организационной культуры имеет 3 признака:

1.ответственность за решения несет сильный руководитель и его ближайшая команда, которая осуществляет супервизорство;

2. между руководителем и подчиненными существуют отношения соподчинения и субординации, ответственность подчиненных очерчена кругом их конкретных обязанностей;

3.организация в лице руководителя несет ответственность за обеспечение нужд сотрудников, их профессиональное и должностное продвижение.

Патерналистская модель может быть построена как по демократическому, так и по авторитарному типу. Она обладает как характеристиками семьи, так и характеристиками команды: участники взаимозависимы, имеют общую цель и общую судьбу.

Патерналисткий подход ярко представлен в работах таких авторов, как Р.К.Хьюсман и ДЖ.Д.Хетфилд “Фактор справедливости”(1992) и В.Сатир “Как строить себя и свою семью” (1993). В ни рассматриваются как плюсы, так и минусы патернализма. Отмечается, что аналогия - организация как семья- слишком проста, не отражает всех сложностей отношений в организации. Организация от семьи отличается особенностями коммуникации - в организации преобладают письменные коммуникации. Общим же для семь и организации является то, что они составляют системы - открытые и закрытые, простые и сложные, авторитарные, демократические, либеральные. Сходство заключается также и в том, что через личность можно понять организацию.

Патерналисткую модель организации первым воплотил Г. Форд.

В российских условиях существует традиционная предрасположенность к патерналисткой идее. Этому способствует высокая дистанция власти, коллективистский менталитет (идеи соборности), высокий уровень избегания неопределенности, низкий уровень мускулинности. Японская школа организационной психологии.

5. Японская школа организационной психологии.

Система японского менеджмента основана на социальных ценностях и культурных традициях. К числу наиболее важных ценностей японцев можно отнести: долг, сотрудничество и коллективизм. В японском языке есть слово “эмэ”, обозначающее важность, ценность признания личности со стороны других людей. Потребность в “эме” связана с чувством долга- тот, кого любят должен в свою очередь платить теплым отношением.

Японский менеджмент основан на 5 основных принципах:

1)рабочие обладают определенной профессиональной подготовкой не только для того, чтобы выполнить конкретную работу, но и для того, чтобы ее усовершенствовать (ориентация на новаторские предложения, кружки качества, система наставничества-“минарай”);

2) склонные к переменам рабочие стремятся улучшить качество своей работы (системы постоянного повышения квалификации, пожизненный найм, системы премирования);

3) члены корпорации составляют “семью”, единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом. Зарплата-только один из видов вознаграждения. Другим видом является удовлетворение потребности “эмэ” - потребности в поддержке и принадлежности к группе (проведение вместе свободного времени, ответственность за благополучие каждого, взаимные обязательства руководства и работников);

4) группа важнее отдельной личности. В этом принципе нашла отражения идея китайского философа Конфуция о том, что человек всегда в долгу перед старшими и должен быть им благодарен (продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы, а не от способностей, успехов и производительности, успех фирмы рассматривается как результат усилий группы, а не отдельного человека, конкуренция всегда основана на конкуренции групп, а не личностей).;

5) партнерство и сотрудничество: люди стремятся к совместным действиям и групповому успеху в большей степени, чем к индивидуальному (система отношений “самурай-феодал” строятся на всю жизнь, при этом соблюдается моральный кодекс “бусидо”, он требует самопожертвования, верности, покорности, подчинения своих интересов интересам хозяина. В то же время кодекс “бусидо” требует от феодала - заботы, верности, ответственности перед самураем).

Определение 1

Модель социальной политики – это комплекс мероприятий и средств, которые применяются государством для разрешения социальных проблем.

Зачастую модели социальной политики основываются на определенной доктрине, которая отличается по уровню вмешательства страны в социальную сферу.

Основные модели социальной политики государства

В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:

  1. Патерналистская социалистическая модель. Данная модель характеризуется всесторонней ответственностью государства за социальные и экономические положения граждан. Особенностью является монополия государства по отношению к реализации всех благ и потребностей граждан страны, включая социальные желания. Данная модель осуществляет централизованное распределение всех благ. Ее достоинствами являются уверенность граждан государства в социальной защищенности и социальной стабильности. К недостаткам можно отнести неспособность обеспечить высокий уровень оптимального жизнеобеспечения всех граждан страны, а также уравнительный принцип при распределении социальных благ и высокая степень зависимости гражданина от государства.
  2. Шведская модель. Данная модель характеризуется высоким уровнем регулирования социальной сферы общества, но при этом остается рыночная экономика. Основными достоинствами модели являются обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан и высокие показатели достойного жизнеобеспечения населения страны. К недостаткам относится ощутимое налоговое давление на бизнес, обильная структура унификации социальной сферы и свободный выбор гражданами социальных благ.
  3. Модель «Государство благосостояния». Данная модель является типичной. Она отличается рыночным устройством с активным регулированием социальной сферы. Государство берет на себя ответственность по обеспечению социальной защиты граждан, а также гарантирует широкий спектр социальных услуг, которые рыночная система не может обеспечить.
  4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Данная модель характеризуется действием системы «социальных амортизаторов», которая не дает опуститься гражданам ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут быть реализованным населением, государство на себя не берет.
  5. Рыночная социальная модель. Эта модель характеризуется незначительной социальной жесткостью, а также разгосударствлением социальной сферы и минимизацией социальных трансфертов (пенсионных выплат и пособий).

Проблемы патерналистской модели социальной политики

Современная история становления и развития социальной сфера Российской Федерации подразделяется на несколько этапов, которые представляют реализацию патерналистской модели социальной политики.

Первый этап, который начинается в середине 90-ых годов, характеризуется активным становлением и реализацией патерналистской модели, которая заимствована из практики Советского Союза. Недостатками данной модели являются перекрестное осуществление социальных программ, которые вызывают повторение социальной помощи и весьма высокие расходы на социальную сферу. На данном этапе социальная политика Российской Федерации была ориентирована на усиление удельного веса социальных затрат в общих государственных расходах. Также ориентирами патерналистской модели является реализация усилий, что направлены на повышение эффективности социальных программ и проектов. Но повышение числа социальных расходов не предотвратило снижение жизнеобеспечения населения и работников социальной сферы. Это привело к значительному развитию бюджетного дефицита.

Можно сказать, что патерналистская модель социальной политики государства оказалась не эффективной в процессе урегулирования социальных общественных процессов. Но ее использование на начальном этапе социально-экономических совершенствований было основано в силу следующих причин:

  • резкое снижение уровня жизни населения государства;
  • отсутствие опыта в решение глобальных задач в сфере социальной политики;
  • отсутствие социальной общественной структуры;
  • недоработанная определенность социальных и экономических приоритетов страны;
  • отсутствие нормативно-методической и технической базы для решения проблем по социальным реформам;
  • необходимость полного применения тех ресурсов, методов и форм работы, которые остались от деградированной системы социальной защиты и поддержки.

Замечание 1

Обострение финансовых проблем в экономической и социальной сфере подтвердило бесцельное наращивание финансирования, которое не подкреплено структурными преобразованиями.

Анализ патерналистской модели социальной политики

Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.

На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.

Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.

Замечание 2

Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.

Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.

Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур.

Определение 2

Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.

Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития. Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.

В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.

– Юрий Иванович, Минобороны России – основной заказчик продукции ОПК, который в 90-е годы переживал далеко не лучшие времена. Как МО РФ удалось повлиять на восстановление и развитие оборонной отрасли России?

– Для Минобороны России как государственного заказчика эффективное взаимодействие с исполнителями государственных оборонных контрактов является одной из основных целей, поскольку от этого непосредственно зависит оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

“ Проведены успешные испытания перспективных вертолетов Ка-52К «Катран», впервые применены в боевой обстановке палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К ”

На развитие оборонной отрасли Минобороны влияет в основном через государственный оборонный заказ (ГОЗ), своего рода источник инвестиций в развитие его научно-технического и производственно-технологического потенциала. О величине этих инвестиций свидетельствует динамика ГОЗ, объем которого с начала текущей Госпрограммы вооружения в 2011 году ежегодно увеличивался до 2016-го на 16–20 процентов. В объеме загрузки производственных мощностей предприятий ОПК доля ГОЗ сегодня составляет в среднем 55 процентов.

При этом МО РФ как госзаказчик обеспечивает тесное взаимодействие объектов военно-технической политики государства (системы вооружения, ОПК, ВТС РФ с иностранными государствами) и координацию реализации государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса в интересах разработки и производства высокотехнологичных образцов ВВСТ, формирования научно-технического задела, разработки и освоения критических технологий для производства конкурентоспособной продукции военного назначения.

– Но сегодня все активнее говорят о сокращении военных расходов. Как секвестр военной части бюджета отразится на выполнении ГПВ-2020? Какие статьи расходов и системы вооружения придется сократить, какие компенсационные меры принимает Минобороны России?

– Текущая Государственная программа вооружения, рассчитанная до 2020 года, несомненно, будет выполнена. Мы провели работу по оптимизации расходов на оснащение Вооруженных Сил, в основу которой положены принятые руководством страны приоритеты оснащения ВС – развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов с беспилотными летательными аппаратами, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, а также системы индивидуальной защиты военнослужащих. Параметры указанных направлений, запланированные в ГПВ-2020, остались неизменными. Это позволило достичь требуемых темпов их развития и поддержания на необходимом техническом уровне.

Возникший же дефицит средств компенсирован за счет перераспределения ассигнований с поставок новых ВВСТ на модернизированные системы вооружения, а также переноса сроков начала некоторых ОКР и работ по созданию перспективных образцов ВВСТ.

Необходимые компенсационные меры по нивелированию отдельных отступлений от намеченных планов предусматриваются проектом новой ГПВ, состав и параметры мероприятий которой в настоящее время находятся на завершающей стадии разработки и в установленные сроки будут представлены правительством Российской Федерации на утверждение президенту Российской Федерации.

– Оправдала ли себя система «длинного авансирования» предприятий «оборонки», что это дало на конкретном примере и вскрываются ли еще злоупотребления с нецелевым расходованием средств МО РФ предприятиями ОПК?

– С января 2016 года вступил в силу порядок двухэтапного планирования закупок ВВСТ, который предусматривает начиная с 2017-го формирование и утверждение плана и плана-графика закупок. При их формировании необходимо учитывать, что Федеральное казначейство на основании Постановления правительства РФ от 12.12.2015 г. № 1367 с января 2017 года осуществляет жесткий контроль за расходованием выделенных средств. Объемы финансового обеспечения, включенного в план закупок, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на закупку продукции, которые доведены в установленном порядке до заказчиков.

В настоящее время в заданиях ГОЗ акцент делается на длительные контракты, обеспечение поквартальных поставок ВВСТ, авансирование работ (от 50 до 80%) и внедрение системы повседневного контроля.

Камнем преткновения на пути создания рациональной экономической среды в сфере выполнения ГОЗ остается вопрос ценообразования, дальнейшее совершенствование которого необходимо продолжать и впредь. С точки зрения Министерства обороны, в конечном итоге это будет способствовать предотвращению неоправданного роста стоимости образцов ВВСТ, поставляемых по ГОЗ, что является одним из самых сложных вопросов во взаимоотношениях государственных заказчиков и оборонных предприятий. А с точки зрения исполнителей государственных оборонных контрактов, это обеспечит экономическую заинтересованность в применении новаций, способствующих снижению себестоимости, а соответственно повышению рентабельности оборонных заказов.

Период, прошедший с момента принятия поправок в федеральный закон «О государственном оборонном заказе», показал, что усиление финансовых аспектов внесло определенный вклад в повышение эффективности использования средств федерального бюджета в части ГОЗ. Так, в 2016 году предотвращено списание со спецсчетов денежных средств в размере 63 миллиарда рублей на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

В настоящее время Министерством обороны России создана единая информационная система ГОЗ, построенная на работе со сведениями, поступающими от уполномоченных банков в единую систему расчетов по ГОЗ, обо всех исполнителях, контрактах и расчетах. Это концептуально изменило информированность МО РФ как государственного заказчика, поскольку теперь мы получили возможность проследить, как расходуется каждый бюджетный рубль по всей цепочке кооперации.

Это соответственно дает возможность дальнейшего совершенствования механизма авансирования оборонных предприятий, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон, и позволяет, с одной стороны, исключить возможные злоупотребления, а с другой – обеспечить бесперебойную работу, в том числе за счет исключения «кассовых разрывов».

– Недавно завершил свою работу международный военно-технический форум «Армия-2017». Какие инновационные разработки заинтересовали Минобороны России по его итогам?

– Одной из основных характеристик прошедшего форума стала ярко выраженная инновационная составляющая представленных изделий, которые переворачивают представление о современном состоянии Вооруженных Сил. То, что два-три года назад анонсировалось как некие передовые технологии, сегодня уже стало реальностью. Воплощенные в металле новинки выставлены на открытых площадках, демонстрируют свои возможности на полигонах, и ряд из них уже серийно начинает поступать на вооружение нашей армии. Текущий форум наглядно продемонстрировал концептуально новые платформы практически по всем направлениям видов и родов войск, а также представлены перспективные технологии, материалы и коммуникации.

Это касается в первую очередь наземной составляющей. Впервые открыто представлены на форуме новые боевые платформы, это танк «Армата», БМП «Курганец-25» и БТР «Бумеранг», которые вызвали наибольший интерес.

Было показано много новинок в области стрелкового вооружения, экипировка «Ратник» следующего поколения. Огромный интерес представляют средства противотанковой борьбы, комплексы «Корнет», «Хризантема», необитаемые боевые модули концерна «Калашников» и Тульского КБП имени Шипунова.

Экспонированы также новинки в области противовоздушной и противоракетной обороны: зенитный ракетный комплекс «Тор-М2ДТ» в арктическом исполнении, зенитная ракетная система «Антей-2500», радиолокационный комплекс «Небо-СВУ», другие перспективные зенитно-ракетные системы и средства РТВ.

Среди комплексов радиоэлектронной борьбы открыто продемонстрированы «Красуха», «Хибины», «Президент-С», которые успели отлично зарекомендовать себя в сирийском конфликте.

Также хотел бы отметить новинку в сфере телекоммуникационных технологий, представленную ведомственным предприятием АО «Воентелеком», новая машина связи и управления «Тигр-УС», позволяющая радикально изменить подходы к построению системы связи на поле боя.

Отдельно хочу остановиться на экспозиции научных рот, которая обусловлена инновационным характером разработок.

Среди экспонатов были разработки в области связи, управления, систем обучения, контроля загрязнения окружающей среды, военной медицины. Обратил внимание на виртуальный тренажерный комплекс, который в 3D реальности позволяет обучить, например, свертыванию и развертыванию сложных образцов вооружения.

Также было представлено много образцов военной техники из состава Вооруженных Сил, уже прошедших боевое крещение в Сирии.

– Какие конкретно достоинства или недостатки российских образцов ВВСТ выявила работа в Сирии?

– Сирийский конфликт действительно дал серьезный толчок развитию отечественного вооружения. Боевое применение – это тяжелое испытание для всех типов техники, оно позволяет в кратчайшие сроки обнаружить и недостатки, и преимущества ВВСТ. Основным выявленным проблемным вопросом является надежность отдельных составных частей образцов вооружения, военной и специальной техники. В первую очередь это связано с непростыми климатическими условиями Сирии. Несмотря на то, что предъявляемые к ВВСТ стандартные требования в части условий применения учитывают возможность использования техники практически во всех климатических зонах, невозможно все проверить в полигонных условиях. Работа в этом направлении ведется непрерывно и все выявляемые недостатки максимально оперативно устраняются.

Практически все новинки, которые находятся сейчас как на финальной стадии разработки, так и уже принятые на вооружение, были апробированы в реальной боевой обстановке в Сирии. Это прежде всего авиационная техника и техника сухопутных войск, боевая экипировка, современные боеприпасы, высокоточное оружие, средства РЭБ. Представители промышленности в реальном масштабе времени фиксировали все недочеты, вносили изменения и провели колоссальную работу по доводке до тех требований, которые нас устраивают.

Что касается достоинств, то прежде всего хочу сказать спасибо разработчикам за систему СВП-24. С ее установкой фронтовые бомбардировщики типа Су-24 стали решать задачи высокоточного поражения целей обычными боеприпасами. Отлично себя зарекомендовали новые Су-30, Су-34, Су-35. Летчики отзываются о них исключительно положительно. Как показала практика, эти машины во многом превосходят зарубежные аналоги.

В ходе операции испытаны новые корабельные системы и авиационная техника, проведены успешные испытания перспективных корабельных вертолетов Ка-52К «Катран» и впервые применены в боевой обстановке палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К. Таким образом, задачи проверки боеспособности и эффективности авианесущего крейсера в боевой обстановке выполнены успешно.

Конечно, нельзя не отметить и результативность использования российского высокоточного оружия большой дальности, которая сопоставима с лучшими мировыми показателями. Это применение крылатых ракет «Калибр» с кораблей и подводных лодок и крылатых ракет воздушного базирования Х-101. Результаты их использования подтвердили заложенные в них высокие характеристики.

– Как идет работа над доведением до серии ПАК ФА (Су-57)? Что предстоит еще доработать?

– По существу ПАК ФА уже сегодня готов к серийному производству. Самолет подтвердил ряд летно-тактических характеристик, которые мы к нему предъявляем. Текущей осенью состоится первый полет Су-57 с новыми двигателями, которые обеспечат ему сверхзвуковую крейсерскую скорость.

Вместе с тем принятие того или иного образца на вооружение требует проведения государственных испытаний, первый этап которых подходит к завершению. Безусловно, еще предстоит работа на втором этапе ГСИ, именно она покажет реальную готовность к выпуску. Напомню, что мы уже прорабатываем заключение контракта в 2018 году с поставкой в 2019-м установочной партии этих новейших самолетов.

– Какие перспективные системы ВВСТ поступят на вооружение ВС РФ в ближайшие годы и чем они будут отличаться? Можем ли мы сегодня сказать, что наши умельцы по-прежнему способны, образно говоря, подковать блоху?

– На новый программный период планируется закупка новейших образцов вооружения, которые создаются на научно-техническом заделе, сформированном уже в Российской Федерации. Перспективные прорывные технологии и инновационные материалы, применявшиеся при создании данных образцов, станут основой для конструкций корпусов, моторно-трансмиссионных установок, систем управления и вооружения перспективных образцов ВВСТ.

Яркий пример этого – основной боевой танк Т-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25», бронетранспортер «Бумеранг» и авиационный комплекс оперативно-тактической авиации Т-50 (Су-57).

Комплексы вооружения перспективных боевых машин размещены на унифицированных межвидовых платформах. В отличие от лучших зарубежных аналогов в них обеспечена защита от всех видов противотанкового оружия, существующего в настоящее время. Система радиоэлектронного вооружения и навигации позволяет выполнить задачи, стоящие перед подразделениями в масштабе времени, близком к реальному.

Данные образцы уже к концу текущего года будут нам представлены для проведения государственных испытаний, после чего начнется их опытно-войсковая эксплуатация и последующая серийная поставка в войска.

В соответствии с проектом новой ГПВ планируется поставка модернизированных многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 885М «Ясень-М», головная АПЛ которого войдет в состав ВМФ в 2019 году.

По линии формирования научно-технического задела проводятся НИОКР «Хаска» для создания перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. Конструктивные особенности данного корабля совместно с использованием новых систем и средств вооружения позволят обеспечить превосходство нашего ВМФ перед любым противником в Мировом океане.

В настоящее время продолжается строительство дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка» для подводных сил Тихоокеанского флота. Этот проект по сравнению с лодками проекта 877 имеет более высокий уровень боевой эффективности за счет возможности применения крылатых ракет из торпедных аппаратов и более совершенного радиоэлектронного вооружения.

Также планируется закупка ряда принципиально новых перспективных наземных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), таких как «Палантин», «Дивноморье» и «Тирада-2С». Данные образцы ВВСТ значительно превосходят существующие отечественные и зарубежные аналоги по номенклатуре и количеству одновременно разведываемых и подавляемых радиоэлектронных средств противника, дальности подавления, отличаются возможностью применения прицельных (избирательных) помех и максимальной автоматизацией управления. Успешное проведение испытаний и принятие на вооружение вышеуказанных образцов РЭБ существенно повысит уровень всесторонней защищенности наших частей и подразделений на поле боя.

Могу с уверенностью сказать, что наши разработчики не раз повторили подвиг тульского мастера Левши, подковавшего блоху.

– Как продвигается работа над созданием перспективных средств ПВО и ПРО, в частности ЗРС С-500 и ее ракеты дальнего действия?

– В настоящее время создание перспективной зенитной ракетной системы противовоздушной и противоракетной обороны С-500 идет полным ходом. В соответствии с запланированными мероприятиями государственного оборонного заказа выполняются работы по изготовлению опытных образцов составных частей системы, а также осуществляется подготовка производства для начала серийных поставок согласно ФЦП «Развитие ОПК».

Что касается ракеты дальнего действия для системы С-500, то работа по ее созданию находится на завершающей стадии – проводятся государственные испытания опытных образцов.

– За многие годы в нашей пороховой отрасли накопилось множество проблем. Как они решаются?

– Для производства порохов требовалась высококачественная беленая целлюлоза. В свое время отечественные производители целлюлозы столкнулись с серьезной проблемой сырьевого обеспечения, связанной в первую очередь с сокращением объемов производства хлопковой целлюлозы.

Но сейчас большинство предприятий отрасли решили эти проблемы, что позволило выполнить работы по перспективным технологиям, обеспечивающим возможность разработки и производства перспективных порохов и спецхимии, а также по прорывным технологиям, создающим задел для разработки новых порохов и рецептур, обладающих принципиально новыми характеристиками. А это в свою очередь позволило развить отечественную отрасль порохов до зарубежного уровня и тем самым обеспечить паритет.

И более того, скажу, что на этом развитие отрасли не остановилось, а усиленными темпами движется вперед для достижения цели лидерства в этой области.

– Несколько лет назад немало проблем было в военном судостроении. В частности, на дальневосточном заводе «Звезда»…

– Прежде всего отмечу, что дальневосточный завод «Звезда» – это одно из самых востребованных производств, поскольку именно на нем регулярно проходит ремонт и сервисное обслуживание атомного подводного флота России на Тихом океане. Уже сегодня «Звезда» является уникальным предприятием. Это сложный, хорошо оснащенный технический комплекс, который после окончательного ввода в эксплуатацию всех объектов в 2024 году превратится в эдакую суперверфь.

В перспективе там будут создаваться большие суда как гражданского, так и военного назначения. И у Министерства обороны большие планы по заказу строительства вспомогательных судов для Военно-морского флота России.

#«Тирада-2С» #«Палантин» #проект 885м «Ясень-М» #танк Т-14 «Армата» #Т-50 (Су-57) #«Калибр» #СВП-24 #заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий БОРИСОВ #ГОЗ



error: Контент защищен !!