Как нарисовать свадебный шарж. Как научиться рисовать шарж поэтапно карандашом

Одну из разновидностей карикатуры – шарж – сегодня изображают с завидной периодичностью. Это, как правило, сатирический или добродушно-юмористический портрет, главный принцип которого – соблюдение внешнего сходства с человеком. Вместе с тем изюминкой шаржа является качественное выделение наиболее характерных черт этого человека с помощью рисунка.

В отличие от прочих карикатур шаржи не высмеивают недостатков своего персонажа. Это милое, доброе изображение, которое заставляет людей улыбнуться и насладиться рисунком. Подробнее о том, как рисовать шаржи акварельными красками, далее – в информационном видео.

Видео-урок « Как рисовать шаржи»

Рисование шаржа акварелью

Почитателей такого вида изобразительного искусства не перестаёт интересовать вопрос, а в чём же состоит секрет шаржа и каким образом удаётся сохранить общее сходство портрета с оригиналом, если лицо человека было намеренно искажено.

Это занятие для профессиональных художников и даже мультипликаторов. Важно также, чтобы рабочие моменты всегда сопровождались хорошим настроением. Ведь отменный настрой – значит, половина дела уже сделано.

К тому же, обязательным условием работы является способность изобразить различные выражения лица персонажа. Изюминка шаржа заключается в том, что художник может передать на бумаге грусть, тревогу, смех и радость человека. Говорят, что для большего эффекта можно сесть перед зеркалом и сделать наброски собственного лица для наглядного примера.

Можно воспользоваться фотографией будущего героя. Безусловно, ничего лучше «живого» контакта с человеком быть не может. Но чаще всего – подчёркивают специалисты – художники выполняют заказы исключительно, имея на руках фотографический образец лица предполагаемого объекта.

Надо сказать, что на выполнение задания художнику понадобится от 5 до 8 минут. Всё зависит в буквальном смысле от того, насколько сложными представляются черты лица у подлинного владельца.

Главные принципы создания шаржа гуашью:

  • использовать альбомный лист;
  • мысленно разделить лицо объекта на пропорциональные части;
  • нанести фломастером либо маркером вертикальные линии по зрачкам глаз, по уголкам глаз, горизонтальные линии по краю роста волос, подбородку, кончику носа и бровям;
  • изображённые пропорции не должны нарушить общего сходства лица с его обладателем;
  • можно использовать Т — образную форму для изображения носа и глаз;
  • широкой кисточкой раскрасить получившийся портрет акварельными красками.

Для того чтобы освоить шаржи, необходимо обладать маломальскими способностями художника, а также знать анатомию. Полезно при этом изучать лица людей. Ведь любой художник в какой-то степени – физиономист. Так, уловив особенности человеческого лица, можно смело приступать к созданию шаржа. Для вдохновения можно использовать семейные фотоальбомы, журналы, книги. Разумеется, при этом нужно обеспечить полёт воображению. От фантазийного порыва художника также зависит ожидаемый результат.

Так, создать шарж под силу каждому. Необходимо только перед самим процессом, как следует, досконально изучить предмет или лицо человека. Так что мало разбираться с состоянием человеческой души. Это тот случай, когда ценность представляют внешние данные человека.

4th Ноябрь 2013 T.S.V

Начинающие художники хотят попробовать себя во всех творческих проявлениях. Когда юное дарование начинает поиск себя, он часто сталкивается с одним интересным вопросом – как же грамотно нарисовать шарж?
Примечательно, что подробности описания техники шаржей не даются в высших учебных заведениях по причине отсутствия прикладного характера. Однако, как известно, у каждого автора свой почерк, и исполнения шаржей разными специалистами объединяются едиными критериями.
При изготовлении шаржа нужно помнить о том, что некоторые части или черты лица необходимо увеличить или выделить. Этот акцент должен быть выставлен очень грамотно, чтобы сохранить схожесть с оригиналом и, одновременно, забавно исказить портрет. Обратите внимание на некоторые рекомендации.
Если вы обратите внимание на портреты, то глаза в совокупности с носом, образуют некую букву Т. Как известно, не бывает абсолютно одинаковых людей, однако ниже приведены основные примеры форм глаз и носа, которые, чаще всего, используются в работе с шаржами.

Если вы начинаете пробовать себя в подобной стилистике, то нелишним будет воспользоваться данными примерами, как шаблонами. В дальнейшем, вы сможете набить руку и, без труда, усовершенствовать свои навыки, придумав свою форму изображения данных лицевых частей.
Для примера, представьте, что в названной букве Т существует некоторая нить, которая движется с помощью колесиков, которые расположены между глаз и в нижней части носа.
Если глаза расположены далеко от области переносицы, то визуально, с помощью невидимых ниточек, притягиваем нос ближе к внутренним уголкам глаз. Похожий зеркальный принцип используем в случае, если нос вытянут. Наверняка вы обратили внимание на интересный принцип – изменение формы некоторых черт лица приводит к, тому, что иные черты обратно меняются, относительно первых.
Обратите внимание на то, что помимо отображения Т-образного сочетания глаз и носа, вам необходимо фиксировать динамические преобразования формы лица. В зависимости от степени изменения форм, вы делаете лицевой набросок.

Помните о том, что шаржи не требуют детализаций в момент нанесения штриховки или цветовой гаммы. Нам важно показать основные акценты, выделить то, что, в первую очередь, должно бросаться в глаза. Бывалому художнику не составит особого труда работать в подобном стиле, в особенности, если он – профессиональный портретист и знает основные анатомические особенности лица.
В начале работы над шаржем учтите еще то, что лицо является основной зоной, которую необходимо выделить. Поэтому шея или остальное тело будут сравнительно уменьшены, по сравнению с масштабами головы. Первым этапам станет для Вас изображение неправильной формы овала, и намеченный контур бюста.

Следующим этапом станет наметка вспомогательных линий, благодаря которым мы намечает примерное месторасположение лицевых черт. Это – вертикальная линия, проходящая через центр носа, а также, перпендикулярные ей линии глаз и рта.

Далее мы продолжаем работу над детализацией. Укажем базовые формы глаз, носа и рта. Помните золотое правило художника – портретиста: главное – передать точный взгляд. Именно благодаря этому аспекту рисунок будет максимально схож с оригиналом. Также, штрихами можно выделить теневые области на лице и волосах.

Шарж на Альберта Эйнштейна (мастер-класс шаржа)

Продолжаем серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да, стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие. У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше, преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент. Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно по сравнению с другими частями лица.

По сути то, что получилось - это и есть основа для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием называется "от общего к частному ". Мы сначала находим общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к подбородку.

При этом глаза должны были бы смещаться к переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие, вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не упустить характерное выражение, которое обычно имеет человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески. Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который известен многим художникам, но который они держат в глубокой тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его определенным образом, так чтобы тени как можно лучше подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был прав.


Открываем еще один нижний слой, на котором мы будем раскрашивать наш рисунок.


Выбираем цвет для лица и закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами, все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный. Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили флажок Multiply . Благодаря этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в Photoshop . Хватит с нас раскраски, если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не так-то легко.

А вот с раскраской все обстоит иначе. Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем, как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет, тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности. Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область рисунка.


Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более сильного объемного изображения.


Лучше не экспериментировать с цветами. В подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте добиться ощущения живости работы используя минимальный набор цветов.


Как вы видите, в этом шарже я использую всего три цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это всего лишь более темный оттенок телесного.


Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько они важны для общего восприятия рисунка в целом.

Шарж-карикатура воспроизводит черты конкретного человека, но меняет и преувеличивает их так, что они начинают казаться смешными. Множество таких изображений можно увидеть в газетах.

Рисуем шарж

Шарж можно нарисовать, используя кальку. Ниже поэтапно описано, как это сделать.
Для начала возьмите журнальную вырезку или просто фотографию. Постарайтесь найти интересное, характерное лицо – тогда вам будет проще нарисовать шарж. Например, можно выбрать лицо с большими глазами, широкими скулами и полными губами.

Этот шарж нарисован акварельными красками.

1. Наложите сверху на фотографию кальку. Закрепите ее, чтобы она не смещалась. Обведите контур лица.

2. Начните с прорисовки лица. Затем сделайте более широкими скулы и заострите подбородок, немного отступив от оригинальных линий.

3. Обведите черты лица, изменив их, но не отступайте сильно от оригинала. Сделайте чуть больше губы и глаза.

4. Измените прическу. Например, можно нарисовать короче челку и торчащие концы волос. Скопируйте рисунок на новый лист бумаги.

Все лица отличаются друг от друга, и поэтому нужно в каждом случае использовать разные приемы для создания шаржа. Здесь приведены некоторые варианты.

1. Сначала аккуратно скалькируйте фотографию

2. Обведите контур, начав сверху. Сделайте волосы более торчащими, лоб более квадратным, а брови более густыми.

3. Чтобы удлинить лицо, немного сместите общие контуры, затем обведите рисунок и увеличьте нос и подбородок.

4. Заканчивая рисунок, сделайте улыбку шире. Скопируйте получившееся лицо на новый лист бумаги и раскрасьте его.

3 Rating 3.00 (2 Votes)

Шарж – хороший подарок по любому поводу: на день рождения, свадьбу, юбилей, профессиональный праздник. Но еще большую ценность такой подарок приобретет, если сделать его своими руками.

В продолжение разговора , рассмотрим, как происходит рисование шаржа поэтапно.

Пропорции и основные формы лица

Для начала нужно взять лист бумаги, на котором вы будете рисовать, и определить место размещения изображения.

Во-первых, надо учесть, что пропорции человеческого лица практически одинаковы, несмотря на то, что части лица у всех отличаются. Из рисунка видно, что лицо можно разделить на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до основания носа, от основания носа до подбородка. Размер ушей приблизительно равен расстоянию от бровей до кончика носа, а нижняя часть лица делится на равные части линией, проведенной под нижней губой.

Несмотря на то, что в шарже лица намеренно искажают, соблюдение пропорций необходимо! Если сильно уменьшить или увеличить нос, оставив все остальные черты прежними, то потеряется сходство с оригиналом, а изображение может получиться довольно уродливым.

Если мы хотим изменить размер носа, то для получения правильного изображения лица, необходимо изменить пропорции глаз и рта. Если представить себе, что линия глаз и носа представляют собой букву Т, то на рисунке будет видно, как изменение одной линии буквы Т влечет за собой изменение другой линии. Предположим, что нос и глаза соединены веревочками, перекинутыми через колесики, тогда если раздвинем шире глаза, то укорачивается нос, если удлиняется нос, то глаза сдвигаются ближе.

На нижних рисунках показаны стандартные формы лица, которые применяют при . Основной принцип состоит в том, что при растяжении или сжимании овала лица, соответственно, растягиваются или сжимаются другие части лица. Следует отметить, что на 1 и 3 рисунках нижняя часть лица вытягивается, а нос в первом случае уменьшается, а во втором увеличивается. Почему? Потому что здесь использован основополагающий принцип шаржирования: когда у оригинала что-то длинное, то это удлиняется, а короткое укорачивается.

На основании рассказанного выше делаем вывод, что начинать шаржирование надо с изображения формы головы и схематического наброска буквы Т – нос - глаза.

Как рисовать глаза?

Глаза – это зеркало души, а в нашем случае – центр всего нашего шаржа. Иногда можно опознать оригинал по рисунку, именно посмотрев на глаза.

Часто художники, стремясь не потерять сходство, боятся изменять глаза. Если правильно подчеркнуть те или иные особенности глаз, то можно получить еще большее сходство, шарж будет выразительнее.

Для начала надо определить положение глаз относительно горизонтальной линии.

При шаржировании глаза можно дополнительно наклонить вверх или вниз, это придаст еще больший гротеск рисунку.

Так же обстоит дело и с расположением глаз относительно вертикальной оси лица. У людей с близко посаженными глазами можно сузить их еще больше, а широко расставленные глаза отнести практически к вискам.

Как изобразить нос?

Рассматривая вопрос, как нарисовать шарж поэтапно , перейдем к изображению носа.

Нос – пожалуй, самая интересная для шаржирования часть лица. Иногда шаржисты просто изучают форму носа, увеличивают его, и на этом рисунок закончен. Портреты в их исполнении похожи между собой, отличаются только носами.

Неопытные художники не учитывают такую особенность, что нос – объемный, и на их работах эта часть лица – плоская. Если вы хотите правильно рисовать, то надо понять, что изображение носа меняется в зависимости от положения головы.

При запрокинутой голове видно только нижнюю его часть, а переносица не видна, если голова опущена, то нос удлиняется, а ноздрей не видно.

Как уже говорилось, при шаржировании следует чрезмерно уменьшать или увеличивать ту часть лица, которая у оригинала самая маленькая или большая. У ребенка маленький носик, делаем его еще меньше, красивый длинный нос армянина увеличиваем еще больше. Только не забывайте про правило буквы Т – нос – глаза и пропорционально корректируйте другие части лица.

Новичкам полезно иметь основные шаблоны, по которым рисуется нос. Для начала надо определиться, на какой из представленных образцов похож нос оригинала, а потом попробовать изобразить его.

Изображение рта

Рот нарисовать довольно сложно. Для начала надо провести горизонтальную линию и определить, как он располагается относительно этой линии. Вот несколько вариантов:

В зависимости от возраста человека изменяется изображение линии вокруг рта – если человек молодой, то она достаточно прямая, если в возрасте, то изогнутая.

Если вы рисуете улыбку, то надо помнить, что зубы, это не прямой частокол с одинаковыми размерами. Все зубы слегка заужены книзу и имеют свою форму.

Для изображения рта можно воспользоваться следующей техникой.

Для того, чтобы рот на шарже напоминал рот оригинала, надо правильно соотнести размеры и пропорции между остальными частями лица. Чтобы определиться, как нарисовать рот, попробуйте представить, на какую геометрическую фигуру он похож в состоянии улыбки – треугольник, круг, овал, ромб. Это поможет вам воспользоваться шаблонами для изображения рта.

Итак, мы рассмотрели, как рисовать шаржи поэтапно. Заключительной стадией в шаржировании станет изображение волос, одежды, дополнительных аксессуаров и предметов. Какими они будут, подскажет ваша фантазия.

Оценкой уровня работы станет узнаваемость изображаемого персонажа после шаржирования и выразительность его индивидуальных особенностей на рисунке.

Если это произойдет, то поздравляю вас – вы нарисовали свой первый ! Надеюсь, что работать было интересно и весело, а в результате получился настоящий шедевр!



error: Контент защищен !!