Реабилитации пациентов с нарушением зрения тотальная потеря. Физическая реабилитация зрения
Слепота и другие нарушения зрения – важнейшая социальная проблема, поскольку через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. К слепым относят людей с полным отсутствием отсутствие зрения, т.е. способности воспринимать при помощи зрения форму предметов, их очертания и свет. К слабовидящим причисляют с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Такие люди регулярно используют оптический анализатор для чтения и письма и других зрительных работ в особо благоприятных условиях. В мире более 20 миллионов людей являются слепыми. Это 1 % всего населения планеты. 42 миллиона человек имеет тяжелый уровень снижения зрения. Их острота зрения 0,1. Они неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. В России инвалидов по зрению насчитывается около трех сотен тысяч человек, из них большинство – абсолютно слепые.
Главными причинами роста инвалидности по зрению являются:
· наследственные патологии;
· осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний;
· ухудшение экологии;
· низкий уровень материально-технического обеспечения больниц;
· неблагоприятные условия труда;
· рост травматизма.
Все дефекты зрения могут быть разделены на две группы:
1) прогрессирующие , к которым относятся заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки;
2) стационарные , к которым относятся пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта.
Ослепшие люди, как правило сталкиваются со стандартным кругом проблем, среди которых наиболее часто встречаются следующие:
· резкое снижение способности видеть;
· снижение способности идентифицировать людей и объекты;
· ухудшение умения соблюдать личную безопасность;
· сложности с пространственной ориентировкой;
· сложности в понимании исходного положения рук и ног;
· сложности в понимании положения тела;
· сложности понимания места положения в пространстве;
· сложности понимания направления движений;
· снижение способности к самообслуживанию,
· снижение способности к участию в домашних и общественных делах;
· низкие возможностями в сфере образования и трудоустройства;
· низкие возможности получения доходов;
· потребность в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание;
· потребность в лечебном и медицинском обслуживании;
· трудности в передвижении на улице и в транспорте;
· трудности в общении, сужение круга общения;
· предвзятое и неадекватное отношение к ним со стороны зрячих;
· крайняя ограниченность видов досуговых мероприятий;
· крайняя ограниченность занятий культурой и спортом;
· иждивенческие настроения.
С другой стороны, имеется множество проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению, среди которых особенно выделяются следующие:
· дефицит специальной методической литературы по вопросам социальной реабилитации инвалидов по зрению;
· нехватка специалистов-реабилитологов, специализирующихся в данной области;
· трудности обучения слепых в обычных учебных заведениях, связанные с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами;
· отсутствие возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома и по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить;
· отсутствие такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании и реабилитации;
· низкий процент участие слепых в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, низкий уровень потребления товаров длительного пользования, неприемлемые жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.
Поэтому среди приоритетных направлений социальной защиты инвалидов по зрению следует выделить:
· улучшение медицинского обслуживания и реабилитации;
· решение проблем трудоустройства и профессионального обучения;
· улучшение материального положения инвалидов и их семей;
· укрепление сети реабилитационных центров;
· укрепление сети специализированных учебных заведений и предприятий;
· увеличение материальных дотаций;
· расширение социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью;
· расширение социальных льгот по уплате налогов и других привилегиях.
Долгое время вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях Всероссийского общества слепых и в территориальных первичных организациях. На сегодняшний день эти предприятия не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты территориальных первичных организаций оказывают человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку. Сегодня для слепых строятся реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых – Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина и др., 2005, С. 257 – 258):
· медицинская – направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;
· медико-социальная – комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;
· социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;
· психологическая – психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;
· педагогическая – обучение и воспитание;
· профессиональная – профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;
· разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.
Итак, социальная реабилитация инвалидов по зрению – это важнейшая задача современного государства и общества, которая может быть решена только с помощью комплексных мер и объединенных усилий.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.
Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.
"Инвалид " - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".
"Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".
Медико-социальная экспертиза - определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. - до 18 лет) - категорию "ребенок-инвалид".
Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.
На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.
Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Цели реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.
С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.
Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.
Зрение - сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.
При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:
- наследственной отягощенности;
- анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
- сроков наступления зрительных расстройств;
- нозологической формы офтальмопатологии;
- детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
- состояния и динамики зрительных функций;
- электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
- данных о зрительной работоспособности;
- сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
- результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.
Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.
На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.
Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.
Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций - остроты зрения и поля зрения.
Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.
Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.
Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.
Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.
Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.
Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.
Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:
- - низкая,
- - средняя,
- - высокая степень слабовидения,
- - практическая, или абсолютная, слепота (табл. 26.1).
Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.
В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.
Ограничения I степени - незначительно или умеренно выраженные - имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Ограничения II степени - выраженные - возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.
Ограничения III степени - значительно выраженные - констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.
В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.
У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.
Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.
При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.
Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.
У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.
При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.
Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.
В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.
В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.
В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.
Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых - развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos - слепой) - совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.
Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.
Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.
Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.
Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.
Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.
После диагностического этапа приступают к реализации медицинских, образовательных, психологических, социальных, социальных, трудовых и технических мероприятий.
Предоставление реабилитационных услуг осуществляют федеральные, областные и муниципальные организации социальной сферы (системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы занятости), а также негосударственные организации.
По данным Всероссийского общества слепых и Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 94% инвалидов по зрению, в профессиональной – 83%, социально-средовой и социально-бытовой – 65%, в социо-культурной – 93%, в физкультурно-оздоровительной – 100%.
1. Медицинская реабилитация:
· медикаментозное лечение - назначается комплексное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
· Оксигенотерапия – лечение кислородом
· Физиотерапия
· Активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение
· Лазеротерапия - для консервативного лечения;
· ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ
· лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения - ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – уникальная технология лечения амблиопии у детей и взрослых;
· Очковая коррекция - необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.
· лечебная физкультура.
· Дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом
1. Образовательная реабилитация:
Дошкольное образование детей с нарушением зрения:
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей (наполняемость групп 10 человек);
· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);
· Специальные дошкольные учреждения комбинированного вида
· При ДОУ открываются консультативные группы для детей, не посещающих сад. Эти группы могут также открываться и при общественных организациях, при частных ДОУ. Цель создания данных групп – помощь родителям в воспитании детей с нарушением слуха, обучение их методам и приемам, наблюдение за динамикой развития такого ребенка и т.д.
В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.
Цель данных учреждений - обеспечение лечения, возможного восстановления и развития нарушенных зрительных функций у детей, а также создание коррекционно-компенсаторных условий с целью предупреждения вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности и нежелательных личностных качеств ребенка.
Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Разработана специальная программа для обучения и воспитания данной категории детей – Л.И. Плаксиной.
Общие положения организации коррекционно-педагогического процесса:
· В работе всегда учитываются общие и индивидуальные специфические особенности нарушения зрения у детей;
· Модифицируют учебные планы и программы, увеличивают срок обучения и перераспределяют материал, изменяют темп его прохождения;
· Дифференцированный подход в условиях уменьшенной наполняемости групп;
· Осуществляется работа по социально-бытовой адаптации и самореализации личности ребенка с нарушением зрения;
· Создаются офтальмогигиенические условия в учебных классах. Особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.
В процессе обучения развиваются все элементы зрительного восприятия :
· способность видеть вблизи и вдаль,
· наблюдать за движущимися предметами,
· способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки,
· ориентироваться в пространстве.
· Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.
Для слабовидящих разрабатывают различные приспособления: очки, оптические средства (лупы, проекторы, линзы), телескопические очки, учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой.
- ответственность за лечебный процесс несет министерство здравоохранения.
Школьное образование детей с нарушением зрения
· Специальные коррекционные школы III вида для незрячих детей с остаточным зрением (0, 08 – 0, 04 и ниже). Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет.
· Специальные коррекционные школы IV вида для слабовидящих детей с остротой зрения (0, 05 – 0, 04 на лучше видящем глазу). А также принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. Наполняемость классов – до 12 человек. Общий срок обучения – 12 лет.
Школьное обучение . – часто совмещают 3 и 4 вид.
Виды задач школьного обучения детей с нарушением зрения:
· учебно-воспитательные задачи;
· коррекционно-развивающие;
· санитарно-гигиенические;
· лечебно-восстановительные;
· социально-адаптационные;
· профориентационные.
Цель – обеспечить детям с нарушением зрения знания, умения и навыки в объеме программы общего образования,
· обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения,
· компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями.
3 ступени образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы:
· печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка
· учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего.
С целью компенсации зрительного дефекта используют тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения: специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные.
Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.
2. Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению имеет существенную специфику.
Им необходимо научиться обслуживать себя без зрительного контроля или при минимальном контроле. Она включает базовую элементарную реабилитацию и ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.
Базовая элементарная реабилитация связана с умением следить за своим внешним видом, принимать пищу, общаться согласно правилам этикета, быть независимым в проживании (уметь найти упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить еду и прочее) и умением ориентироваться в пределах помещения. а также умение пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, чайником, миксером, стиральной машиной и т.д.
Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве предполагает безопасное перемещение инвалида по зрению от места проживания до объекта (магазин, почта, поликлиника..) и ориентирование внутри данного объекта. Без навыков самостоятельной ориентировки в пространстве мобильность инвалида всегда будет зависеть от зрячего сопровождающего. У больных формируют навыки использования сохранных анализаторов и оптических средств пространственном ориентировании, обучение комплексному восприятию сигналов разной модальности, формирование навыков ориентирования по типу карта-путь и карта-обозрение. А также обязательное обучение приемам передвижения с помощью ориентировочной трости.
Еще одним важным компонентом социально-бытовой реабилитации является компьютерная грамотность, которая в настоящее время становится для невидящих и средством общения и средством удовлетворения информационных и других потребностей.
Социокультурная реабилитация обеспечивает доступ к культурному наследию человечества и возможность личного творчества, а также открывает доступ к различным видам отдыха и развлечений. Это становится возможным благодаря обучению чтению и письму по рельефно-точечной системе Брайля.
Социальные услуги включают семейную реабилитацию, предполагая помощь незрячим в создании семьи, поддержании в ней благоприятного климата, работу со зрячими родственниками.
Тема: Структурная и функциональная организация слуховой сенсорной системы.
1. Роль слухового анализатора в жизнедеятельности человека – эссе.
2. Анатомическое строение слухового анализатора – актуализация знаний, самостоятельная подготовка студентов.
3. Психофизические показатели слуха.
7.1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ
Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии остроты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым. Острота зрения является весьма важной зрительной функцией, однако использовать только ее для решения вопроса о том, является ли исследуемый человек слепым, неправильно. Например, резкое снижение границ поля зрения у больных с предметной дегенерацией сетчатки, несмотря на высокую остроту зрения, лишает их возможности читать и ходить без посторонней помощи. Вследствие этого такие больные также должны быть отнесены к слепым. В практических целях зрение от свето-ощущения до 0,04 включительно у его обладателей называют остаточным для того, чтобы отличить эту группу слепых от тех, у кого оно равно нулю. Остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им при выполнении работ, требующих систематического участия зрения. Некоторые лица с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное крупным шрифтом на близком расстоянии, поэтому их целесообразно обучать чтению как слепых, давать им соответствующую профессиональную подготовку. К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также некоторых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.
Слепота - одна из важных социальных проблем. Распространенность слепоты среди населения достигает 1 %. В мире насчитывается не менее 20 млн слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всерос-
сийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн человек имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. остроту зрения 0,1, или неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.
В числе причин, способствующих росту инвалидности по зрению, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.
Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не является неизменным, оно может ухудшаться. Под влиянием ношения очков, разумной тренировки и лечения зрение может и улучшиться. Встречающиеся дефекты зрения могут быть разделены на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует относить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует относить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.
Возраст возникновения нарушения зрения и его характер определяет степень ограничения жизнедеятельности. К основным категориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать людей и объекты, соблюдать личную безопасность. У поздно ослепших в результате нарушения центральной нервной системы возникают сложности с пространственной ориентировкой в понимании исходного положения рук и ног, положения тела, места положения в пространстве, направления движений и т.д. Снижаются способности к самообслуживанию, участию в домашних и общественных делах.
Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Резкое сокращение объема информации, особенно у ребенка, может привести к дефектам интеллектуального развития, ограничить или лишить возможности в получении образования, в обучении умению адекватно вести себя в социуме.
Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизнедеятельности встречается со множеством трудностей: низкими возможностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельно-
сти обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничениями социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотех-ническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособлениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сфероприз-матическими очками, гиперокулярами, увеличивающими приставками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методическая литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зрению; не хватает специалистов-реабилитологов.
Глубокое нарушение зрения или полная его потеря неминуемо влекут за собой трудности в общении. Нередко эти проблемы еще больше осложняются, когда у зрячих имеет место неадекватная оценка возможностей незрячих, предвзятое к ним отношение. Это провоцирует возникновение у незрячего ряда специфических социально-психологических установок - на избегание зрячих, сужение круга общения, видов досуговых мероприятий, занятий культурой и спортом, иждивенческое настроение.
Для обучения в обычных учебных заведениях незрячим приходится преодолевать большие трудности. Это связано с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами. Нередко слепые не имеют возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома, а также по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить. К 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось всего 1619 незрячих студентов высших и средних специальных учебных заведений.
В настоящее время государство направляет свои усилия на создание такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образовании, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законодательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксированы в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение незрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считаются их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной
защиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде всего, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обучения, на улучшение материального положения инвалидов и их семей. Это выражается в укреплении сети реабилитационных центров и специализированных учебных заведений и предприятий, увеличении материальных дотаций и расширении социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью, по уплате налогов и других привилегиях. Все эти меры направлены на предоставление как можно большей самостоятельности незрячим и слабовидящим.
Инвалиды по зрению имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.
В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В связи с этим важны обеспечение инвалидов собакой-проводником, тростью, звуковыми очками, установка на переходах звуковых светофоров.
При организации работы социальных служб с инвалидами по зрению необходимо учитывать, что они имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. Важна реализация прав слепых на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству, обеспечение занятости, создание специальных условий труда на производстве, установление квот и специальных рабочих мест для приема на работу.
Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Работники интеллектуального труда). РИТ играет большую роль в помощи по трудоустройству дипломированных специалистов, имеющих инвалидность по зрению, а также по обучению на компьютерных курсах. Для обеспечения возможности незрячему или слабовидящему работать на компьютере применяются различные звуковые программы, брайлевская строка, экраны, увеличивающие изображение. Проводятся обмен учащимися с зарубежными учебными заведениями, организация льготных или бесплатных би-
летов на различные мероприятия в сфере культуры, досуга и отдыха.
История ВОС показывает, что незрячие люди всегда трудились отдельно от общества (артели, учебно-производственные предприятия (УПП)). В начале 1990-х гг. на УПП в связи с рыночной экономикой объем производства резко сократился. Это привело к резкому ухудшению финансового положения предприятий, некоторые и вовсе прекратили свое существование. Труд незрячих - низкооплачиваемый, хотя является тяжелым и однообразным (сбор деталей для автомобильной промышленности, изготовление розеток, переключателей, шнуров, скоросшивателей, металлических крышек и т.д.). Испытывая сложности с трудоустройством, незрячие люди вынуждены поступать на такое производство, чтобы хотя бы минимально обеспечить себя и свою семью.
Многие годы вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях ВОС и в территориальных первичных организациях (ТПО). В данный период времени эти предприятия и ТПО не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты ТПО могут оказать человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку, дать понимание того, что в такой сложной ситуации он неоди-нок, что десятки тысяч таких людей, как и он, преодолели этот недуг, ведут активный образ жизни, работают, воспитывают своих детей и т.д.
В последние годы для слепых появились реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых - Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация:
Медицинская - направлена на восстановление зрительной
функции, профилактику остаточного зрения;
Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных,
культурно-оздоровительных мероприятий;
Социальная - комплекс мер, направленных на создание и
обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос
становление утраченных общественных связей; на восстановле
ние и формирование элементарных навыков самообслуживания,
ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис
теме Брайля;
Психологическая - психологическое восстановление лично
сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло
виях слепоты;
Педагогическая - обучение и воспитание;
Профессиональная - профессиональная ориентировка, про
фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с
состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;
Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе
чение ими слепых.
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза - гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованы, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.
Занятия танцами имеют и психотерапевтическую направленность. Прежде всего, это - эмоциональное восприятие себя в новом качестве и в итоге уважение к себе как к личности. Кроме того, одна из задач танцевальных занятий - включение инвалидов по зрению в межличностное общение, создание атмосферы психологического комфорта и моральной раскрепощенности. Занятия служат отличным средством снятия агрессивности и озлобленности на себя и окружающий мир.
Умение общаться - это большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей. Общение дает знание, радость от контактов, полноту чувств, душевный комфорт и ощущение своей социальной полноценности. Преодоление робости, стеснительности, неуверенности в себе достигается через общение. Танцевальные занятия в этом случае выступают как одна из форм общения. Занятия помогают значительно быстрее преодолеть состояние депрессии, которое возникает после потери зрения, сориентироваться на восстановление социальных контактов, и впоследствии благополучно складывающиеся отношения с окру-
жающими в значительной мере определяют отношение незрячего к самому себе, т.е. принятие себя в новом качестве ориентирует на активную деятельность. Качества, приобретаемые во время обучения танцам, такие как внимательное отношение к себе и к другим людям, уверенность, взаимовежливость, красивые манеры и др., не исчезают, они накладывают свой отпечаток на характер человека, переносятся в его бытовую жизнь. Таким образом, наряду с другими психотерапевтическими приемами решаются вопросы психологической реабилитации.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
В педагогическом процессе особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может - испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентировки и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться немаловажное значение имеют в труде, учебе и других сферах деятельности.
Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собственного дела. Набор специальностей и ремесел определяется доступностью для незрячих, общественным спросом на эти специальности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению. Профессиональное обучение проводится по следующим направ-
лениям: художественные ремесла (вязание, макраме, резьба по дереву, лозоплетение), автодело, птицеводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство, сапожное дело, переплетное дело, швейные работы, машинопись, массаж, электромонтажные и механосборочные работы и пр.
Для достижения эффективности реабилитации важна организация работы с ближайшим окружением незрячего (родители, муж, жена, дети и др.). Это объясняется низкой психологической культурой населения, недостаточной информированностью и недостаточным знанием основ семейной жизни. Работа с родными и близкими должна проводиться по следующим направлениям: пси-хокоррекционному, информационно-просветительскому, информационно-практическому.
Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологическую помощь при решении внутрисемейных проблем; формирование адекватного отношения родных и близких к незрячему члену семьи, к проблемам слепоты и инвалидности; формирование положительной мотивации на необходимость проведения с незрячим реабилитационной работы, что в целом способствует восстановлению семейного и личностного статуса незрячего. Проводимое комплексное обследование позволяет выявить в каждом конкретном случае наличие сугубо индивидуальных проявлений внутрисемейных затруднений. Изучение структуры семьи, ее уклада, специфических факторов, определяющих взаимоотношения в семье незрячего, позволяет получить достаточно полную информацию о данной семье и выстроить определенный план-схему предполагаемой коррекционной работы.
Большое значение для инвалидов и их родных имеет возможность получения информации о существующих реабилитационных центрах и других видах социальной помощи. Информационно-просветительское направление предусматривает получение родными и близкими инвалида по зрению наиболее полной информации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвалидов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, возможностях рационального трудоустройства, обучения в различных учебных заведениях и о многом другом. Все это уже само по себе способствует созданию в семье нормального психологического микроклимата.
Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопровождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими средствами по пространственному ориентированию, с рельефно-точечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом
обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и способами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зрительного контроля или его отсутствия.
Основная задача данного направления работы - приобрести в лице родственников грамотных и активных помощников в период приспособления ослепшего к утрате зрения. Необходимо также проведение работы с социальным окружением слепого по его месту жительства. Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результатам его реабилитации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие нарушения жизнедеятельности связаны с дефектами зрения?
2. Каковы основные задачи реабилитации незрячих?
3. Какова роль ВОС и реабилитационных центров в реабилитации ин
валидов по зрению?
Литература
1.
Денискина В.З.
Совершенствование навыков ориентировки в про
странстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих
детей: Метод, рекомендации. - Уфа, 1996.
2. Ермаков В., Якунин Г.
Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. - М., 1995.
3. Конверс Э. К.
Ориентировка в пространстве и восстановление физи
ческого здоровья слепых. - СПб., 1993.
4. Смирнова Н. В.
Работа с родственниками недавно ослепших взрос
лых: Методические рекомендации местного правления и ТПО ВОС //
ВОС. - М., 1991.
5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф.
Социальная реабилитация. - М.,
2002.