Реабилитации пациентов с нарушением зрения тотальная потеря. Физическая реабилитация зрения

Слепота и другие нарушения зрения – важнейшая социальная проблема, поскольку через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. К слепым относят людей с полным отсутствием отсутствие зрения, т.е. способности воспринимать при помощи зрения форму предметов, их очертания и свет. К слабовидящим причисляют с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40 %. Такие люди регулярно используют оптический анализатор для чтения и письма и других зрительных работ в особо благоприятных условиях. В мире более 20 миллионов людей являются слепыми. Это 1 % всего населения планеты. 42 миллиона человек имеет тяжелый уровень снижения зрения. Их острота зрения 0,1. Они неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 метров. В России инвалидов по зрению насчитывается около трех сотен тысяч человек, из них большинство – абсолютно слепые.

Главными причинами роста инвалидности по зрению являются:

· наследственные патологии;

· осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний;

· ухудшение экологии;

· низкий уровень материально-технического обеспечения больниц;

· неблагоприятные условия труда;

· рост травматизма.

Все дефекты зрения могут быть разделены на две группы:

1) прогрессирующие , к которым относятся заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки;

2) стационарные , к которым относятся пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта.

Ослепшие люди, как правило сталкиваются со стандартным кругом проблем, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

· резкое снижение способности видеть;

· снижение способности идентифицировать людей и объекты;

· ухудшение умения соблюдать личную безопасность;

· сложности с пространственной ориентировкой;

· сложности в понимании исходного положения рук и ног;

· сложности в понимании положения тела;

· сложности понимания места положения в пространстве;

· сложности понимания направления движений;

· снижение способности к самообслуживанию,

· снижение способности к участию в домашних и общественных делах;

· низкие возможностями в сфере образования и трудоустройства;

· низкие возможности получения доходов;

· потребность в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание;

· потребность в лечебном и медицинском обслуживании;


· трудности в передвижении на улице и в транспорте;

· трудности в общении, сужение круга общения;

· предвзятое и неадекватное отношение к ним со стороны зрячих;

· крайняя ограниченность видов досуговых мероприятий;

· крайняя ограниченность занятий культурой и спортом;

· иждивенческие настроения.

С другой стороны, имеется множество проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению, среди которых особенно выделяются следующие:

· дефицит специальной методической литературы по вопросам социальной реабилитации инвалидов по зрению;

· нехватка специалистов-реабилитологов, специализирующихся в данной области;

· трудности обучения слепых в обычных учебных заведениях, связанные с неадекватным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами;

· отсутствие возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома и по причине слишком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить;

· отсутствие такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании и реабилитации;

· низкий процент участие слепых в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, низкий уровень потребления товаров длительного пользования, неприемлемые жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Поэтому среди приоритетных направлений социальной защиты инвалидов по зрению следует выделить:

· улучшение медицинского обслуживания и реабилитации;

· решение проблем трудоустройства и профессионального обучения;

· улучшение материального положения инвалидов и их семей;

· укрепление сети реабилитационных центров;

· укрепление сети специализированных учебных заведений и предприятий;

· увеличение материальных дотаций;

· расширение социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью;

· расширение социальных льгот по уплате налогов и других привилегиях.

Долгое время вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть социальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на предприятиях Всероссийского общества слепых и в территориальных первичных организациях. На сегодняшний день эти предприятия не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техническими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты территориальных первичных организаций оказывают человеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку. Сегодня для слепых строятся реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых – Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация (Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина и др., 2005, С. 257 – 258):

· медицинская – направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

· медико-социальная – комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

· социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;

· психологическая – психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;

· педагогическая – обучение и воспитание;

· профессиональная – профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

· разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.

Итак, социальная реабилитация инвалидов по зрению – это важнейшая задача современного государства и общества, которая может быть решена только с помощью комплексных мер и объединенных усилий.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.

Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.

"Инвалид " - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".

"Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".

Медико-социальная экспертиза - определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. - до 18 лет) - категорию "ребенок-инвалид".

Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.

На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.

Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цели реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.

С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.

Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.

Зрение - сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:

  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных о зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.

Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций - остроты зрения и поля зрения.

Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.

Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.

Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.

Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.

Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:

  1. - низкая,
  2. - средняя,
  3. - высокая степень слабовидения,
  4. - практическая, или абсолютная, слепота (табл. 26.1).

Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.

В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.

Ограничения I степени - незначительно или умеренно выраженные - имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Ограничения II степени - выраженные - возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.

Ограничения III степени - значительно выраженные - констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.

У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.

Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.

При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.

Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.

У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.

При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.

Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.

В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых - развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos - слепой) - совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.

Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.


После диагностического этапа приступают к реализации медицинских, образовательных, психологических, социальных, социальных, трудовых и технических мероприятий.

Предоставление реабилитационных услуг осуществляют федеральные, областные и муниципальные организации социальной сферы (системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы занятости), а также негосударственные организации.

По данным Всероссийского общества слепых и Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 94% инвалидов по зрению, в профессиональной – 83%, социально-средовой и социально-бытовой – 65%, в социо-культурной – 93%, в физкультурно-оздоровительной – 100%.

1. Медицинская реабилитация:

· медикаментозное лечение - назначается комплексное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.

· Оксигенотерапия – лечение кислородом

· Физиотерапия

· Активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение

· Лазеротерапия - для консервативного лечения;

· ЛАЗЕРНАЯ ХИРУРГИЯ

· лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения - ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – уникальная технология лечения амблиопии у детей и взрослых;

· Очковая коррекция - необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение.

· лечебная физкультура.

· Дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом

1. Образовательная реабилитация:

Дошкольное образование детей с нарушением зрения:

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей (наполняемость групп 10 человек);

· Детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией (наполняемость групп 10-12 человек);

· Специальные дошкольные учреждения комбинированного вида

· При ДОУ открываются консультативные группы для детей, не посещающих сад. Эти группы могут также открываться и при общественных организациях, при частных ДОУ. Цель создания данных групп – помощь родителям в воспитании детей с нарушением слуха, обучение их методам и приемам, наблюдение за динамикой развития такого ребенка и т.д.

В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.

Цель данных учреждений - обеспечение лечения, возможного восстановления и развития нарушенных зрительных функций у детей, а также создание коррекционно-компенсаторных условий с целью предупреждения вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности и нежелательных личностных качеств ребенка.

Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Разработана специальная программа для обучения и воспитания данной категории детей – Л.И. Плаксиной.

Общие положения организации коррекционно-педагогического процесса:

· В работе всегда учитываются общие и индивидуальные специфические особенности нарушения зрения у детей;

· Модифицируют учебные планы и программы, увеличивают срок обучения и перераспределяют материал, изменяют темп его прохождения;

· Дифференцированный подход в условиях уменьшенной наполняемости групп;

· Осуществляется работа по социально-бытовой адаптации и самореализации личности ребенка с нарушением зрения;

· Создаются офтальмогигиенические условия в учебных классах. Особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.

В процессе обучения развиваются все элементы зрительного восприятия :

· способность видеть вблизи и вдаль,

· наблюдать за движущимися предметами,

· способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки,

· ориентироваться в пространстве.

· Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания.

Для слабовидящих разрабатывают различные приспособления: очки, оптические средства (лупы, проекторы, линзы), телескопические очки, учебники с крупным шрифтом, тетради со специальной разлиновкой.

- ответственность за лечебный процесс несет министерство здравоохранения.

Школьное образование детей с нарушением зрения

· Специальные коррекционные школы III вида для незрячих детей с остаточным зрением (0, 08 – 0, 04 и ниже). Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

· Специальные коррекционные школы IV вида для слабовидящих детей с остротой зрения (0, 05 – 0, 04 на лучше видящем глазу). А также принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. Наполняемость классов – до 12 человек. Общий срок обучения – 12 лет.

Школьное обучение . – часто совмещают 3 и 4 вид.

Виды задач школьного обучения детей с нарушением зрения:

· учебно-воспитательные задачи;

· коррекционно-развивающие;

· санитарно-гигиенические;

· лечебно-восстановительные;

· социально-адаптационные;

· профориентационные.

Цель – обеспечить детям с нарушением зрения знания, умения и навыки в объеме программы общего образования,

· обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения,

· компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями.

3 ступени образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В школе-интернате обучение осуществляется по учебникам массовой школы:

· печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка

· учебники с рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля) для незрячего.

С целью компенсации зрительного дефекта используют тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения: специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные.

Выпускники школы-интернаты получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и могут на общих основаниях поступать в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям.

2. Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению имеет существенную специфику.

Им необходимо научиться обслуживать себя без зрительного контроля или при минимальном контроле. Она включает базовую элементарную реабилитацию и ориентировку в замкнутом и открытом пространстве.

Базовая элементарная реабилитация связана с умением следить за своим внешним видом, принимать пищу, общаться согласно правилам этикета, быть независимым в проживании (уметь найти упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить еду и прочее) и умением ориентироваться в пределах помещения. а также умение пользоваться бытовыми электроприборами: плитой, чайником, миксером, стиральной машиной и т.д.

Ориентировка в замкнутом и открытом пространстве предполагает безопасное перемещение инвалида по зрению от места проживания до объекта (магазин, почта, поликлиника..) и ориентирование внутри данного объекта. Без навыков самостоятельной ориентировки в пространстве мобильность инвалида всегда будет зависеть от зрячего сопровождающего. У больных формируют навыки использования сохранных анализаторов и оптических средств пространственном ориентировании, обучение комплексному восприятию сигналов разной модальности, формирование навыков ориентирования по типу карта-путь и карта-обозрение. А также обязательное обучение приемам передвижения с помощью ориентировочной трости.

Еще одним важным компонентом социально-бытовой реабилитации является компьютерная грамотность, которая в настоящее время становится для невидящих и средством общения и средством удовлетворения информационных и других потребностей.

Социокультурная реабилитация обеспечивает доступ к культурному наследию человечества и возможность личного творчества, а также открывает доступ к различным видам отдыха и развлечений. Это становится возможным благодаря обучению чтению и письму по рельефно-точечной системе Брайля.

Социальные услуги включают семейную реабилитацию, предполагая помощь незрячим в создании семьи, поддержании в ней благоприятного климата, работу со зрячими родственниками.


Тема: Структурная и функциональная организация слуховой сенсорной системы.

1. Роль слухового анализатора в жизнедеятельности человека – эссе.

2. Анатомическое строение слухового анализатора – актуализация знаний, самостоятельная подготовка студентов.

3. Психофизические показатели слуха.

7.1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ

Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии ос­троты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым. Острота зрения является весьма важной зри­тельной функцией, однако использовать только ее для решения вопроса о том, является ли исследуемый человек слепым, непра­вильно. Например, резкое снижение границ поля зрения у боль­ных с предметной дегенерацией сетчатки, несмотря на высокую остроту зрения, лишает их возможности читать и ходить без посто­ронней помощи. Вследствие этого такие больные также должны быть отнесены к слепым. В практических целях зрение от свето-ощущения до 0,04 включительно у его обладателей называют оста­точным для того, чтобы отличить эту группу слепых от тех, у кого оно равно нулю. Остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им при выполнении работ, требующих системати­ческого участия зрения. Некоторые лица с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное круп­ным шрифтом на близком расстоянии, поэтому их целесообразно обучать чтению как слепых, давать им соответствующую профес­сиональную подготовку. К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств кор­рекции от 5 до 40 %. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также неко­торых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.

Слепота - одна из важных социальных проблем. Распростра­ненность слепоты среди населения достигает 1 %. В мире насчиты­вается не менее 20 млн слепых, если слепоту определять как не­способность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всерос-

сийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн че­ловек имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. остроту зре­ния 0,1, или неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 мет­ров. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитыва­ется 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.

В числе причин, способствующих росту инвалидности по зре­нию, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспече­ния медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.


Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не являет­ся неизменным, оно может ухудшаться. Под влиянием ношения очков, разумной тренировки и лечения зрение может и улучшиться. Встречающиеся дефекты зрения могут быть разделены на про­грессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует от­носить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незакон­ченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близоруко­сти, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует от­носить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а так­же такие непрогрессирующие последствия заболеваний и опера­ций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.

Возраст возникновения нарушения зрения и его характер опре­деляет степень ограничения жизнедеятельности. К основным ка­тегориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать лю­дей и объекты, соблюдать личную безопасность. У поздно ослеп­ших в результате нарушения центральной нервной системы воз­никают сложности с пространственной ориентировкой в пони­мании исходного положения рук и ног, положения тела, места положения в пространстве, направления движений и т.д. Снижа­ются способности к самообслуживанию, участию в домашних и общественных делах.

Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Резкое сокращение объема информации, особенно у ребенка, может привести к дефектам интеллектуального разви­тия, ограничить или лишить возможности в получении образова­ния, в обучении умению адекватно вести себя в социуме.

Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизне­деятельности встречается со множеством трудностей: низкими воз­можностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособ­лениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельно-

сти обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничения­ми социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотех-ническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособ­лениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сфероприз-матическими очками, гиперокулярами, увеличивающими пристав­ками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методиче­ская литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зре­нию; не хватает специалистов-реабилитологов.

Глубокое нарушение зрения или полная его потеря неминуемо влекут за собой трудности в общении. Нередко эти проблемы еще больше осложняются, когда у зрячих имеет место неадекватная оценка возможностей незрячих, предвзятое к ним отношение. Это провоцирует возникновение у незрячего ряда специфических со­циально-психологических установок - на избегание зрячих, су­жение круга общения, видов досуговых мероприятий, занятий культурой и спортом, иждивенческое настроение.

Для обучения в обычных учебных заведениях незрячим прихо­дится преодолевать большие трудности. Это связано с неадекват­ным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами. Нередко слепые не имеют возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома, а также по причине слиш­ком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить. К 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось всего 1619 не­зрячих студентов высших и средних специальных учебных заведе­ний.

В настоящее время государство направляет свои усилия на со­здание такой социальной структуры, которая бы максимально обес­печивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в меди­цинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образова­нии, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законо­дательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксирова­ны в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.

Основными социально-экономическими и социально-демо­графическими показателями, характеризующими положение не­зрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считают­ся их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, обра­зование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной


защиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде все­го, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обуче­ния, на улучшение материального положения инвалидов и их се­мей. Это выражается в укреплении сети реабилитационных цент­ров и специализированных учебных заведений и предприятий, уве­личении материальных дотаций и расширении социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью, по уплате налогов и других привилегиях. Все эти меры направлены на предоставле­ние как можно большей самостоятельности незрячим и слабови­дящим.

Инвалиды по зрению имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех ви­дах общественной деятельности, связанных с творчеством или про­ведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном уч­реждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.

В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам со­циальной инфраструктуры (жилым, общественным и производ­ственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В связи с этим важ­ны обеспечение инвалидов собакой-проводником, тростью, зву­ковыми очками, установка на переходах звуковых светофоров.

При организации работы социальных служб с инвалидами по зрению необходимо учитывать, что они имеют право на эконо­мическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уро­вень жизни. Важна реализация прав слепых на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по тру­доустройству, обеспечение занятости, создание специальных усло­вий труда на производстве, установление квот и специальных ра­бочих мест для приема на работу.

Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зре­нию, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощ­ные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Ра­ботники интеллектуального труда). РИТ играет большую роль в помощи по трудоустройству дипломированных специалистов, име­ющих инвалидность по зрению, а также по обучению на компью­терных курсах. Для обеспечения возможности незрячему или сла­бовидящему работать на компьютере применяются различные звуковые программы, брайлевская строка, экраны, увеличиваю­щие изображение. Проводятся обмен учащимися с зарубежными учебными заведениями, организация льготных или бесплатных би-


летов на различные мероприятия в сфере культуры, досуга и от­дыха.

История ВОС показывает, что незрячие люди всегда трудились отдельно от общества (артели, учебно-производственные пред­приятия (УПП)). В начале 1990-х гг. на УПП в связи с рыночной экономикой объем производства резко сократился. Это привело к резкому ухудшению финансового положения предприятий, неко­торые и вовсе прекратили свое существование. Труд незрячих - низкооплачиваемый, хотя является тяжелым и однообразным (сбор деталей для автомобильной промышленности, изготовление ро­зеток, переключателей, шнуров, скоросшивателей, металлических крышек и т.д.). Испытывая сложности с трудоустройством, не­зрячие люди вынуждены поступать на такое производство, чтобы хотя бы минимально обеспечить себя и свою семью.

Многие годы вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть со­циальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на пред­приятиях ВОС и в территориальных первичных организациях (ТПО). В данный период времени эти предприятия и ТПО не могут осу­ществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техни­ческими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты ТПО могут оказать че­ловеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку, дать понимание того, что в такой сложной ситуации он неоди-нок, что десятки тысяч таких людей, как и он, преодолели этот недуг, ведут активный образ жизни, работают, воспитывают сво­их детей и т.д.

В последние годы для слепых появились реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четы­ре центра реабилитации слепых - Волоколамский, Санкт-Петер­бургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплекс­ная реабилитация:

Медицинская - направлена на восстановление зрительной
функции, профилактику остаточного зрения;

Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных,
культурно-оздоровительных мероприятий;

Социальная - комплекс мер, направленных на создание и
обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос­
становление утраченных общественных связей; на восстановле­
ние и формирование элементарных навыков самообслуживания,
ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис­
теме Брайля;

Психологическая - психологическое восстановление лично­
сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло­
виях слепоты;

Педагогическая - обучение и воспитание;

Профессиональная - профессиональная ориентировка, про­
фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с
состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе­
чение ими слепых.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-со­циальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкуль­турные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со спе­циально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для не­зрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компен­саторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнени­ями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого син­теза - гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделя­ются среди других. Они более общительны, раскованы, их движе­ния более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Занятия танцами имеют и психотерапевтическую направлен­ность. Прежде всего, это - эмоциональное восприятие себя в но­вом качестве и в итоге уважение к себе как к личности. Кроме того, одна из задач танцевальных занятий - включение инвали­дов по зрению в межличностное общение, создание атмосферы психологического комфорта и моральной раскрепощенности. За­нятия служат отличным средством снятия агрессивности и озлоб­ленности на себя и окружающий мир.

Умение общаться - это большое искусство и жизненно важ­ная необходимость для всех людей. Общение дает знание, радость от контактов, полноту чувств, душевный комфорт и ощущение своей социальной полноценности. Преодоление робости, стесни­тельности, неуверенности в себе достигается через общение. Тан­цевальные занятия в этом случае выступают как одна из форм общения. Занятия помогают значительно быстрее преодолеть со­стояние депрессии, которое возникает после потери зрения, со­риентироваться на восстановление социальных контактов, и впоследствии благополучно складывающиеся отношения с окру-


жающими в значительной мере определяют отношение незрячего к самому себе, т.е. принятие себя в новом качестве ориентирует на активную деятельность. Качества, приобретаемые во время обу­чения танцам, такие как внимательное отношение к себе и к дру­гим людям, уверенность, взаимовежливость, красивые манеры и др., не исчезают, они накладывают свой отпечаток на характер человека, переносятся в его бытовую жизнь. Таким образом, на­ряду с другими психотерапевтическими приемами решаются воп­росы психологической реабилитации.

Решающий момент в психологической реабилитации - восста­новление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного каче­ства, индивидуальной особенности.

В педагогическом процессе особое место занимает обучение на­выкам использования в работе компьютерной оргтехники, уме­нию ориентироваться в научной информации, эффективно ее ис­пользовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыка­ми самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бы­товой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по си­стеме Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспор­том, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъек­тивный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда не­зрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположе­ние различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным пе­редвижением, но самостоятельно передвигаться не может - ис­пытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, на­сколько хорошо он освоил приемы ориентировки и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формиру­ется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоя­тельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться нема­ловажное значение имеют в труде, учебе и других сферах деятель­ности.

Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собст­венного дела. Набор специальностей и ремесел определяется до­ступностью для незрячих, общественным спросом на эти специ­альности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению. Профессиональное обучение проводится по следующим направ-

лениям: художественные ремесла (вязание, макраме, резьба по дереву, лозоплетение), автодело, птицеводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство, сапожное дело, переплетное дело, швейные работы, машинопись, массаж, электромонтажные и ме­ханосборочные работы и пр.

Для достижения эффективности реабилитации важна органи­зация работы с ближайшим окружением незрячего (родители, муж, жена, дети и др.). Это объясняется низкой психологической куль­турой населения, недостаточной информированностью и недо­статочным знанием основ семейной жизни. Работа с родными и близкими должна проводиться по следующим направлениям: пси-хокоррекционному, информационно-просветительскому, инфор­мационно-практическому.

Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологиче­скую помощь при решении внутрисемейных проблем; формиро­вание адекватного отношения родных и близких к незрячему чле­ну семьи, к проблемам слепоты и инвалидности; формирование положительной мотивации на необходимость проведения с незря­чим реабилитационной работы, что в целом способствует восста­новлению семейного и личностного статуса незрячего. Проводимое комплексное обследование позволяет выявить в каждом конкрет­ном случае наличие сугубо индивидуальных проявлений внутри­семейных затруднений. Изучение структуры семьи, ее уклада, спе­цифических факторов, определяющих взаимоотношения в семье незрячего, позволяет получить достаточно полную информацию о данной семье и выстроить определенный план-схему предпола­гаемой коррекционной работы.

Большое значение для инвалидов и их родных имеет возмож­ность получения информации о существующих реабилитацион­ных центрах и других видах социальной помощи. Информационно-просветительское направление предусматривает получение род­ными и близкими инвалида по зрению наиболее полной инфор­мации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвали­дов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, воз­можностях рационального трудоустройства, обучения в различ­ных учебных заведениях и о многом другом. Все это уже само по себе способствует созданию в семье нормального психологиче­ского микроклимата.

Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопро­вождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими сред­ствами по пространственному ориентированию, с рельефно-то­чечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом


обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и спосо­бами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зри­тельного контроля или его отсутствия.

Основная задача данного направления работы - приобрести в лице родственников грамотных и активных помощников в период приспособления ослепшего к утрате зрения. Необходимо также проведение работы с социальным окружением слепого по его месту жительства. Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результа­там его реабилитации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нарушения жизнедеятельности связаны с дефектами зрения?

2. Каковы основные задачи реабилитации незрячих?

3. Какова роль ВОС и реабилитационных центров в реабилитации ин­
валидов по зрению?

Литература

1. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про­
странстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих
детей: Метод, рекомендации. - Уфа, 1996.

2. Ермаков В., Якунин Г. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. - М., 1995.

3. Конверс Э. К. Ориентировка в пространстве и восстановление физи­
ческого здоровья слепых. - СПб., 1993.

4. Смирнова Н. В. Работа с родственниками недавно ослепших взрос­
лых: Методические рекомендации местного правления и ТПО ВОС //
ВОС. - М., 1991.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. - М.,
2002.



error: Контент защищен !!