Настройки фотоаппарата кэнон на разных условиях освещения. Как правильно настроить фотоаппарат: советы для начинающего фотографа

Как правильно настроить свой цифровой фотоаппарат? Гид для пользователя-любителя

Введение. Параметры фотосъемки. Диафрагма

Для большинства из нас интерес к фотографии сводится всего лишь к использованию компактного фотоаппарата. Возможность запечатлеть картинку, предстающую перед нашими глазами, может простираться от простого запоминания до более-менее креативной фотографии. Именно в процессе многочисленных фотосъемок появляется желание идти дальше простого нажатия на кнопку спуска затвора, хочется понять сам механизм, чтобы «управлять» фотографией. Наподобие переходных и зеркальных фотокамер многие компактные отныне тоже предлагают режим автоматического контроля параметров фотосъемки. Но эти настройки по умолчанию зачастую не очевидны, и еще более трудно применимы в той или иной ситуации.

В начале статьи уточним, что же это все же за настройки и какое влияние они имеют на процесс фотосъемки, а потом разберем, как правильно настроить свой фотоаппарат в наиболее типичных ситуациях.

Большинство фотографий, представленных в данной статье, сделано обычной компактной фотокамерой - Canon A710 IS, что еще раз подтверждает, что не обязательно иметь при себе полноценную зеркальную фотокамеру, чтобы сделать поистине креативную фотографию.

Диафрагма, выдержка и светочувствительность - 3 изменяемых параметра, которые присутствуют абсолютно в любом фотоаппарате, будь он пленочный или цифровой, старый или новый.

Световой поток входит в фотоаппарат через более или менее большое отверстие (которое его, соответственно, пропускает в большем или меньшем количестве) - это диафрагма. Этот поток входит в течение определенного периода времени, который определяется выдержкой, которая и позволяет регулировать его количество. Материал, который получает его, более или менее чувствителен к свету, что и отображается через показатель светочувствительности. Экспозиция изображения (свет, который попал на пленку или датчик), таким образом, определяется 3 параметрами - диафрагма, выдержка и светочувствительность - которые комбинируются между собой.

Процесс экспозиции изображения можно сравнить с наполнением водой ведра с помощью оросительного шланга. Через открытый кран всегда поступает одно и то же количество воды (света). Если диаметр шланга маленький (малая диафрагма), ведро будет наполняться дольше. Наоборот, если диаметр большой, то ведро наполнится быстрее. Время наполнения водой ведра (скорость затвора) зависит, таким образом, от количества воды, которое может пройти через шланг. Чем меньше проходит воды, тем больше времени требуется, чтобы наполнить ведро. Светочувствительность материала можно сравнить с размером ведра, т.е. его возможностью наполняться быстро. Если ведро маленькое (высокая чувствительность), то надо меньше времени, чтобы его заполнить, и наоборот.

Диафрагма - внутренний элемент фотоаппарата, механическая роль которого - регулировать поток света. Речь идет о диске, состоящем из нескольких (обычно 6,8 или 10) лепестков (ламелей), которые, поворачиваясь, делают большее или меньшее отверстие. Именно размер этого отверстия определяет количество света, которое принимает датчик.

Чтобы определять размеры отверстий диафрагмы, используют специальные величины, которые являются квадратным корнем 2-й степени. Диафрагма f/4 позволяет впустить в 2 раза больше света, чем диафрагма f/5.6. В зависимости от преследуемых целей применяются следующие значения: (f/1, f/1.4), f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22, (f/32, f/45)... Значения в скобках встречаются редко. Самые маленькие значения соответствуют отверстиям, пропускающим большее количество света. Наоборот, большие значения присваиваются менее открытым диафрагмам. Таким образом, диафрагма регулирует количество света, которое входит в фотоаппарат, чтобы воздействовать на чувствительный материал. Поэтому, в помещениях, ставятся малые значения (f/2.8, например). В солнечную летнюю погоду нужна очень закрытая диафрагма - т.е. большие ее значения (например, f/22).

Размер диафрагмы определяет оптические процессы, которые обозначаются глубиной резкости. Речь идет о зоне, которая будет на фотографии резкой. Фокусирование позволяет регулировать только план изображения, который будет абсолютно резким. Выше и ниже данного значения зона удовлетворительной резкости соответствует глубине резко изображаемого пространства. При большой диафрагме (т.е. при ее малом значении - f/2, например), зона резкости может быть в пределах 3 сантиметров. А если настроить диафрагму на значение f/22, глубина резкости будет более значительной - например, 30 сантиметров.

Диафрагма позволяет, таким образом, ограничивать количество поступающего света, но также играет роль в определении глубины резкости изображения, т.е. зоны резко отображаемого на фотографии пространства.

Скорость срабатывания затвора. Светочувствительность

Скорость срабатывания затвора

Следующий элемент, который позволяет регулировать поток света - выдержка, или скорость срабатывания затвора. В действительности это скорее длительность, нежели скорость. Она позволяет определять время, в течение которого свет может проходить через диафрагму. Выражается в секундах или долях секунды. В общем, в современных фотоаппаратах применяются следующие скорости в диапазоне от 30s до 1/2000s:

1/2000s, 1/1000s, 1/500s, 1/250s, 1/125s, 1/60s, 1/30s, 1/15s, 1/8s, 1/4s, 1/2s, 1s, 2s, 4s, 8s, 15s, 30s

Количество света удваивается при каждом значении. Вполне логично, что экспозиция 2s позволяет впускать в 2 раза больше света, чем экспозиции одной секунды.

Как и в случае с диафрагмой, выбор выдержки также влияет на гармоничность фотографии. При малой выдержке движущийся предмет на фотографии будет казаться застывшим. А, наоборот, при большой выдержке движущийся предмет на фотографии окажется расплывчатым.

Выдержка позволяет варьировать количество света, которое поступает на чувствительную к свету поверхность. Именно комбинация этих двух параметров определяет оптимальное количество света. Изменяя выдержку при изменении диафрагмы в противоположном направлении, можно получить наилучшую экспозицию.

Если объект фотографии правильно экспонирован при диафрагме f/5.6 и выдержке 1/8s (значения, которые дает фотоэлемент фотоаппарата либо внешний экспонометр), можно изменять эти параметры, не меняя экспозиции.

Если не меняется экспозиция, то изменение диафрагмы (с f/5.6 до f/4) изменяет глубину резкости. Кроме того, изменение выдержки (с 1/8s до 1/15s) может вызвать на фотографии размытость вследствие движения. В данном случае, чтобы избежать этой проблемы, надо использовать штатив.

Один раз определив экспопару диафрагма/выдержка, далее надо регулировать чувствительность, чтобы определять, какое количество света, большее или меньшее, необходимо.

Светочувствительность

Когда количество света, которое проходит через диафрагму определено параметрами диафрагмы и выдержки, светочувствительный материал может его улавливать. Что бы не использовалось - пленка или цифровой датчик - результат одинаков: надо улавливать световой поток, чтобы получить фотографию. Светочувствительный материал может лучше или хуже улавливать фотоны.

Если взять недавний пример с ведром, то можно сравнить высокую светочувствительность с маленьким ведром, которое быстро заполняется. Наоборот, большое ведро (малая светочувствительность) нуждается в большем по времени заполнении.

В случае с пленочными фотокамерами, речь идет о светочувствительности ISO. Пленка 50 ISO мало чувствительна, и необходимо больше света, чтобы ее экспонировать. Наоборот, пленка 1600 ISO высоко чувствительна и подойдет для фотосъемки в условиях слабой освещенности. В общем, пленка малой светочувствительности содержит маленькие зёрна серебра, зерно малоконтрастно. При высокой светочувствительности зёрна более крупные и более заметны на фотографии.

В цифровой фотографии процесс отличен, датчик обладает собственной чувствительностью. Полученный сигнал модифицируется, чтобы изменить светочувствительность. Уровни фиксируются, чтобы получить эквивалентную светочувствительность, которая бы имела место при съемке пленочной фотокамерой. Наиболее часто встречающиеся значения: 50 ISO, 100, 200, 400, 800, 1600 и 3200 ISO. Между каждым из этих значений количество света удваивается или уменьшается вдвое. Таким образом, можно воздействовать на экспозицию через светочувствительность.

Пример: цифровой шум (800 ISO)

На пленочной фотографии высокая светочувствительность зависит от размера зерна. При цифровой фотосъемке значительному усилению сигнала сопутствует усиление помех, вызываемых цифровым шумом. Это особенно видно в темных частях изображения.

Баланс белого

Баланс белого

Баланс белого - фундаментальная настройка, которая позволяет настраивать цвета изображения под условия освещения при взятии фотографии. Освещение по умолчанию - дневной свет. Утренний свет обычно имеет более холодный оттенок (что передается на фотографии холодными оттенками цветов), а вечерний свет - более теплый (очевидный пример - оранжевый закат солнца). Если взять за основу белый цвет, то он будет каждый раз разным в условиях разного освещения.

В случае искусственного освещения ситуация идентична. При освещении лампами накаливания (классические лампы), на фотографии заметная оранжевая доминанта. При флуоресцентном освещении (неоновые лампы), преобладающий цветовой тон - зеленоватый. Чтобы решить данную проблему и получить оригинальные цвета на фотографии, надо прибегнуть к балансу белого, автоматическому, предустановленному или настроенному самостоятельно.

Внимание: применять настройку баланса белого, теоретически не применяемую в данной ситуации, можно, только если это необходимо для передачи особого настроения (например, холодные тона фотографии напомнят время наступления ночи).

Цветовая разница между разными типами освещения является значением цветовой температуры. Она выражается в Кельвинах (K). Чем выше эта температура, тем холоднее цвета, и наоборот. Цветовая температура "дневной свет" находится в диапазоне между 5000 и 6500K. Для заходящего солнца (теплые цвета) температура варьируется между 2000 и 4500K, а для голубого неба (холодные цвета) -1100K.

В общем случае имеет место автоматическая настройка, по умолчанию, которая будет анализировать сцену, чтобы сместить кривую и правильно отобразить истинные цвета. Если результат удовлетворителен, то надо установить параметр вручную. В частности это применяется при съемке в помещениях с лампами накаливания, когда фотографии получаются с оранжеватым оттенком. В этом случае надо всего лишь включить предустановленный режим или самостоятельно настроить баланс белого.

Часто встречающиеся предустановленные параметры:

    Солнце (Daylight): натуральный баланс белого для освещенной дневным светом сцены

    Тень (Shadow): сцены, находящиеся в тени

    Облачно (Cloudy): при облачной погоде

    Вспышка (Flash): поскольку свет вспышки обычно холодный, этот режим используется, чтобы сделать цвета фотографии более натуральными

    Лампы накаливания (Tungsten): использовать в помещении с классическими лампами, чтобы избежать оранжевых оттенков

    Флуоресцентные лампы (Fluorescent): использовать при неоновом освещении

Также всегда остается возможность самому настроить баланс белого с помощью белого или нейтрально-серого листа бумаги. Цель - показать фотоаппарату, какой цвет на изображении соответствует белому (или нейтрально-серому на серой карте). Процедура различна в зависимости от вида фотоаппарата: некоторые используют уже сделанную фотографию, другим необходимо сделать еще одну дополнительную в момент настройки. Лучше настраивать баланс белого еще до проведения фотосъемки, поскольку при последующем ретушировании часто сложно корректировать некоторые виды преобладающих цветовых тонов.

Внимание также к смешению различных источников света. Вспышка (настроенная на дневной свет), применяемая в помещении с освещением лампами накаливания, придаст изображению холодный оттенок.

Другие настройки (автофокусирование и замер экспозиции)

Автофокусирование

На некоторых фотоаппаратах можно воздействовать также и на процесс фокусирования. Существует 2 режима - точечное автофокусирование и сплошное автофокусирование.

Точечное - то, которое обыкновенно используется, фокусирование осуществляется посредством предварительного нажатия на спусковой механизм, который остается блокированным до момента, как не будет ослаблен. Это режим, который используется в большинстве случаев и который работает относительно хорошо. Но внимание на используемый фокусирующий коллиматор, если у фотоаппарата их несколько. В автоматическом режиме аппарат сам определяет, что является объектом фокусирования, а это может быть чревато размытостью истинного объекта фотосъемки при абсолютной резкости фона!

Другая возможность - сплошное автофокусирование. В этом режиме фокусирование не фиксировано и изменяется. Его применение оправдано при съемке спортивных мероприятий, где объект подвижен и фокусирование должно постоянно обновляться. Здесь также стоит обратить на то, какой коллиматор используется, чтобы он всегда был направлен на объект и чтобы избежать, таким образом, ошибок фокусировки.

Замер экспозиции

В общем, фотоаппарат измеряет поток света на всем изображении, во многих точках в разных его частях. Именно таким образом получается наилучшая экспозиция. Речь идет о матричном, или общем, замере (обозначение различно для разных марок фотокамер). Если предлагаемая экспозиция обычно правильна, замер может быть ложным, т.к. значительна разница в освещенности между фоном и объектом фотосъемки, либо в случае особых видов освещения.

Чтобы исправить ситуацию, есть различные способы. Первый - использовать функцию недо- или передержки. Например, это допускается, когда при съемке заснеженного пейзажа, фотоаппарат пытается недодерживать изображение при виде ослепляющего белого. Можно помешать данной ошибке, если скорректировать экспозицию на +1 IL (значение силы светы, или диафрагмы).

Внимание: современные фотоаппараты все более прогрессивны и фотоэлементы далеко не всегда совершают ошибки, даже в трудных ситуациях, но все-таки предварительно всегда надо сделать тестовую фотографию, чтобы знать, что фотоаппарат автоматически справляется с проблемой.

Другой параметр, который может быть изменен, если такая настройка присутствует, - это режим замера экспозиции. Вместо того чтобы замерять экспозицию на всем изображении, как это делается при матричном замере, можно уделить больше внимания центру изображения, пусть и принимая в расчет оставшуюся часть изображения.

В крайнем случае, точечный замер экспозиции позволит замерить свет в одной единственной точке изображения. Это ручная функция, которая в повседневной жизни встречается крайне редко. Типичный пример - сцена концерта, где освещен только один певец. В данном случае точечный замер, который позволяет получить правильную экспозицию всего изображения.

Последний параметр, который можно использовать, - запоминание экспозиции с указанием части, которую необходимо экспонировать правильно. Эта функция, в общем, присутствует в зеркальных фотокамерах, но иногда встречается и в некоторых компактных. Иногда эта функция служит для настройки интенсивности вспышки по отношению к объекту фотосъемки.

Использование вспышки. Ситуация: пейзаж и портрет

Использование вспышки

Использование вспышки иногда очень проблематично. И правда, часто получаются белые предметы на черном фоне потому, что вспышка пытается осветить всю сцену. Не все фотоаппараты имеют режимы регулировки вспышки, но с каждым годом таких фотоаппаратов все больше.

Фотосъемка с использованием вспышки требует понимания связи между имеющимся естественным освещением и вспышкой. В условиях слабого освещения скорость затвора становится настолько малой, что фотография получается размытой. Именно поэтому используется вспышка, которая дополняет свет, которого не хватает. Если свет вспышки слишком силен по отношению к окружающему свету, фотоаппарат будет экспонировать с помощью вспышки, которая осветит, что будет возможно, а другие предметы на изображении останутся темными.

Если освещение будет присутствовать в достаточном количестве, разница между светом вспышки и окружающим освещением будет меньше, и между ними будет иметь место равновесие. Это, например, имеет место в случае фотосъемки при дневном освещении, когда вспышка только лишь компенсирует свет, который освещает сцену.

Некоторые фотоаппараты позволяют осуществлять медленную синхронизацию. Речь идет о режиме, в котором фотокамера применяет малую скорость затвора (откуда и риск получения размытости изображения), но со вспышкой, которая делает неподвижным предмет фотосъемки. Однако это приемлемо не во всех ситуациях, хотя использование вспышки позволяет сохранить общий свет сцены.

На следующем изображении фотография слева сделана при естественном освещении. Она сделана против света и часть, расположенная ближе к нам, темная. Применяя вспышку классическим способом, как на второй фотографии, только свет вспышки экспонирует фотографию. Если перейти в режим медленной синхронизации, как на последней фотографии, вспышка добавляет света, чтобы осветить часть, находящуюся ближе к нам, но сохраняя натуральное освещение фона на фотографии.

В условиях слабого освещения, прежде всего, надо увеличить светочувствительность, но оставить неизменными значения эскпопары, чтобы не испортить качество фотографии. Именно поэтому надо использовать вспышку, выбрав наиболее подходящий к этой сцене режим.

Для фотоаппаратов с ручным режимом вспышки TTL (как у зеркальной фотокамеры) лучше выбрать наиболее близкую к сцене экспозицию, сохраняя выдержку, чтобы избежать чрезмерной размытости. Таким образом, если шкала экспозиции показывает, что надо поставить значения экспопары f/4 и 1/2s при 400 ISO, возможно зафиксировать экспозицию при f/4 и 1/8s, чтобы уменьшить размытость. Вспышка зафиксирует сцену, и общий свет будет сохранен.

Не стоит бояться использовать вспышку при дневном освещении, в дополнении к естественному свету, чтобы придать больше значении первому плану и подчеркнуть тени. Надо только знать, как она функционирует, чтобы применить ее в нужном количестве.

Смягчение цветов при съемке против света

В заключение надо рассмотреть базовые настройки типовых ситуаций. Речь идет только о типовых настройках, если ситуация соответствует данному типу.

Несколько советов: в общем, оптические параметры объектива лучше при одной или двух диафрагмах после его максимального открытия. Если нет особых ограничений (минимальная или максимальная глубина резкости или особые условия освещения), то рекомендуется установить диафрагму, которая даст наилучшее возможное качество. Что касается светочувствительности, изображение тем лучше, чем она ниже, при ее увеличении качество ухудшается. Таким образом, если условия это позволяют, надо придерживаться данного значения светочувствительности. Что касается выдержки, для получения резких изображений допускается настройка выдержки на значение, равное 1/фокусное расстояние. Для фокусного расстояния в 28 мм четкое фото получается при выдержке в 1/30s, а для фокусного расстояния в 200 мм - при 1/200s.

Чтобы правильно сделать фотографию пейзажа, желательно, по возможности, использовать штатив. Это позволит сделать фотографию при малой светочувствительности, чтобы получить наиболее «чистую» фотографию, не заботясь о значениях выдержки. Кроме того, это позволит обеспечить наибольшую возможную глубину резкости, при, следовательно, малой диафрагме, чтобы сделать все детали пейзажа резкими и четкими. Применение штатива позволит также уделить большее внимание горизонту, который часто на фотографиях без штатива оказывается под углом.

Самые распространенные настройки в этом случае:

    Малая светочувствительность (80 или 100 ISO, например)

    Малая диафрагма (f/8 для компактных фотокамер, f/16 - для зеркальных)

    Использование штатива, чтобы улучшить установку кадра, не меняя выдержку

Портрет

Портрет - один из наиболее популярных видов фотографии. Так же, впрочем, как и для пейзажа, правила портретной съемки не фиксированы и зависят от особенностей конкретной фотосъемки и конкретного объекта.

Если надо лишь выделить объект из фона, используется наибольшая возможная диафрагма. Даже если оптическое качество не оптимально, мягкость, которая за этим следует, не столь нежелательна, т.к. это позволяет скрыть дефекты кожи. Чтобы уменьшить также глубину резкости, можно использовать фотоаппарат на большом фокусном расстоянии от объекта. Но не обязательно использовать зум, при котором качество часто ухудшается, надо лишь определить промежуточное оптимальное значение расстояния.

Что касается светочувствительности, то здесь все зависит от имеющегося освещения. В помещении надо ее немного увеличивать до 200-400 ISO. Если появляющийся шум очень виден и мешает правильной цветопередаче на фотографии, можно применить черно-белый режим.

    Большая диафрагма для меньшей глубины резкости

    Малая или средняя светочувствительность или черно-белая фотосъемка при необходимости ее значительного увеличения

    Длинное фокусное расстояние для получения лучшей глубины резкости и угла зрения

Ситуация: спортивная и ночная фотосъемки

Спортивная фотосъемка

Спортивная фотосъемка - не самая простая задача, с которой может справиться компактная фотокамера, учитывая, что период спуска затвора латентен, автофокусирование не столь совершенно, что увеличивает продолжительность фотосъемки по сравнению с зеркальной фотокамерой. Но теоретически и это возможно, если движение не имеет особо большой скорости.

В спорте возможны 2 подхода - применение большой выдержки для полной фиксации движения и, наоборот, меньшей выдержки для подчеркивания процесса движения. В первом случае рекомендуется настраивать также малую глубину резкости, чтобы выделять объекта из фона. При низкой выдержке, чем более размыта фотография, тем сложнее определить, что на ней изображено. Если правильно настроить значение выдержки, то можно отделить резкую часть изображения от размытой и, тем самым, облегчить восприятие объекта фотосъемки.

В механических видах спорта именно применение малой выдержки позволяет достигнуть эффекта динамичности движения. Надо выбрать малую выдержку, как, например, 1/15s, и следовать за траекторией объекта, начав движение раньше и продолжая его после.

Могут иметь место 2 режима настройки:

Эффект неподвижности:

    Большая диафрагма, большая выдержка

    Длительное фокусирование, если объект направляется в ось фотографа

Эффект динамичности движения:

    Достаточно малая выдержка, малая диафрагма

    Движение, которое сопутствует объекту, начинаясь раньше и заканчиваясь позже

Ночная съемка

Чтобы сделать фотографию ночью, нужна длительная экспозиция, т.к., по определению, мало света. Штатив в этом случае обязателен, поскольку скорость затвора часто выше одной или двух секунд. Можно выбрать оптимальную диафрагму, при которой качество будет наивысшим. Использование максимально закрытой диафрагмы позволяет особо подчеркнуть светящиеся точки изображения, усиливая их свечение тем больше, чем уменьшается значение диафрагмы.

Настройки:

    Использование штатива

    Малая или средняя диафрагма

    Использование, по возможности, автоспуска, чтобы избежать дрожания фотоаппарата

Ситуация: путешествие

Ситуация: путешествие

Фотосъемка в путешествии можно сочетать в себе множество типовых ситуаций, от пейзажа до портретов местных жителей. Таким образом, надо уметь правильно определять, что применимо к тому или иному моменту. Главная проблема - не выбор времени фотосъемки, а выбор имеющегося освещения. Летом освещение сильное в течение всего дня, с четкими тенями, которые не подчеркивают объемы. В общем, рекомендуется осуществлять съемку при утреннем или вечернем освещении, которое мягче и более обманчиво.

Когда возможности выбора нет и освещение сильное, то надо обходиться тем, что есть в распоряжении. Вместо прямого света солнца лучше использовать отраженный свет (от земли, стены и т.д.). Также можно использовать вспышку, чтобы смягчить контрасты.

При слабом освещении далеко не всегда получается использовать штатив, в этом случае надо пробовать увеличивать чувствительность, хорошо закрепив фотоаппарат (т.е. избегать фотосъемки на вытянутой руке) или применяя функцию стабилизации, если таковая присутствует у фотокамеры.

Фотографии из путешествия часто являются не чем-то художественным, скорее это просто воспоминание. Даже если не удастся что-то запечатлеть из-за плохих условий съемки, останется как минимум воспоминание, которое пусть и нельзя поставить в рамку.

Кроме того, цифровой фотоаппарат позволяет делать одни и те же снимки с разными настройками, а также и в автоматическом режиме - чтоб уж «наверняка». И для этого совсем не обязательно иметь десятки карт памяти.

Мы разобрали основные вопросы, которые могут возникнуть у человека, впервые решившего провести фотосъёмку в условиях студии. В этой же статье я предлагаю остановиться на вопросах, связанных с настройками фотоаппарата, которые необходимы для студийной съёмки. Каких-то жёстких правил не существует, но есть алгоритм действий, выполнение которых поможет вам получить качественные снимки. Если кратко, то надо помнить о четырёх моментах:

    Снимайте в ручном режиме (М, Manual);

    Используйте минимальное значение ISO;

    Установите выдержку в значениях 1/125–1/160;

    Подбирайте диафрагму под ваши цели или выбирайте значение диафрагмы в промежутке от f5.6 до f11.

Прежде чем начать рассматривать эти пункты подробнее, я бы хотела остановиться на вопросе качества изображения. Практически на всех фотоаппаратах есть возможность выбирать, какой тип файла будет записывать камера: JPEG, RAW (NEF для Nikon) или TIFF . Отличаются они друг от друга не только размером и «тяжестью» фотографии, но и, главным образом, количеством информации, полученной с матрицы. Снимая в студии, я практически никогда не фотографирую в формате JPEG, только RAW.

RAW - это ваш цифровой негатив, содержащий необработанную и максимально полную информацию со всей детализацией, которую смог распознать сенсор. Работая с таким файлом в будущем, у вас будет больше возможностей для коррекции изображения (например, настроек баланса белого). Поэтому я бы настоятельно рекомендовала установить на вашей камере параметр записи изображения в RAW. Однако бывают случаи, когда отснятый материал надо быстро просмотреть или отправить клиенту предварительную картинку по электронной почте. В этом случае нашим спасением будет режим фотоаппарата, позволяющий снимать в RAW и JPEG одновременно.

У нас остался ещё один формат - TIFF , которые подразумевает сжатие практически без потерь. Он хранит в себе намного больше информации, чем JPEG, но это не лучший вариант для съёмки. Он занимает в несколько раз больше места, чем RAW. Как результат, запись информации происходит очень долго.

Как вы уже знаете, одно из основных преимуществ студии - возможность создать идеальные и постоянные условия для фотосъёмки, которые могут быть изменены только тогда, когда это будет нужно вам. Достигаются они с помощью импульсных источников, дающих мощный, но короткий поток света, из-за чего становится бессмысленным использование режимов приоритета (полуавтоматический М - ручной, автоматические - приоритет диафрагмы A, приоритет выдержки S, программный P). Экспоавтоматика современных камер, отвечающая за регулировку диафрагмы и выдержки, рассчитана на работу с постоянным, а не с импульсным светом. Фактически всё измерение освещения происходит до съёмки, а импульсный прибор срабатывает только в момент полного открытия затвора. Поэтому, если полагаться на автоматику, камера может некорректно просчитать количество света, выдав брак на фотографии. Чтобы этого избежать, рекомендуется работать в полностью ручном режиме - М (Manual). Он позволит вам самостоятельно выставлять значения диафрагмы и выдержки.

Как вы помните из прошлой статьи , студийные условия практически идеальны для съёмки: приборы имеют достаточную мощность для освещения фотографируемого объекта, поэтому ISO надо опустить до минимально возможного. Тем самым вы обеспечите наилучшее качество снимков.

Затвор состоит из нескольких шторок, которые открывают и закрывают матрицу. Срабатывание источника импульсного света должно происходить, когда вся поверхность светочувствительного элемента открыта, то есть в момент, когда одна шторка полностью поднялась, а вторая ещё не начала опускаться. Минимальная выдержка, при которой затвор полностью открыт, называется выдержкой синхронизации. Как правило, выдержка синхронизации лежит в пределах от 1/125 до 1/160 с. На более коротких выдержках шторки полностью не открываются, образуя щель, через которую экспонируется весь снимок. Если выдержка будет короче, то одна из шторок перекроет импульс вспышки и вы получите неприятную чёрную полосу на фотографии - неэкспонированную часть кадра. Значение выдержки синхронизации для вашей камеры можно найти в технических характеристиках. Например, для Nikon D3300 она составляет 1/200 с, для D810 - 1/250 с, для D4s - 1/250 с. Вся эта информация есть в инструкции к камере или на официальном сайте производителя.

В условиях студии управлять экспозицией можно с помощью источников света (изменяя их мощность и расстояние до модели), диафрагмы и значения ISO. Последнее повышать рекомендуется только в самом крайнем случае, потому как наиболее качественный снимок вы получаете на минимальном ISO.

Для правильного определения значения диафрагмы можно воспользоваться прибором, который называется флешметр. На нём надо указать, что чувствительность у вас 100 ISO, а способ замера - вспышка. После этого нужно поднести его максимально близко к лицу модели и нажать на спуск трансмиттера, чтобы сработал источник света. Тут же на дисплее появится значение диафрагмы, которое можно изменять, повышая или понижая мощность моноблоков.

Считается, что для съёмки портрета наиболее оптимален показатель диафрагмы, равный 8 или наиболее близкому к этому числу значению (f5.6, f11). Почти все объективы на этой диафрагме выдают свою максимальную резкость, детализация не падает из-за дифракции, а аберрации становятся менее заметны. Плюс глубина резкости достаточна для съёмки многих сюжетов. При диафрагмах же f/16–f/22 резкость снимков начинает снижаться из-за дифракции, а боковые источники света могут создавать грубые блики в кадре. Об этом стоить помнить, когда вы снимаете небольшие предметы, ведь чтобы получить большую глубину резкости, надо сильно прикрывать диафрагму.

Если по какой-то причине у вас нет под рукой флешметра, определить импульс можно либо опытным путём, либо делая необходимое количество кадров при разных мощностях приборов. Также можно ориентироваться на то изображение, которое вы видите на мониторе своей камеры. В этом случае вашим хорошим помощником будет гистограмма. Это график распределения полутонов в фотографии, показывающий, в каких участках ваше изображение пересвечено или излишне затемнено.

Пересвет появляется, когда на какой-то участок фотографии попало слишком много света. Фрагмент будет не просто белым, в нём будет отсутствовать информация об изображении. Если пересвет не очень сильный, то иногда ситуацию может поправить RAW-файл, из которого можно вытащить хоть сколько-нибудь данных.

Не стоит забывать, что нет таких понятий, как идеальная или правильная гистограмма. В зависимости от сюжета съёмки и художественного замысла фотографа в изображении могут преобладать светлые тона или тени, отчего гистограмма будет смещаться в одну из сторон.

Помимо гистограммы при определении экспозиции можно воспользоваться такой настройкой в фотоаппарате, как отображение засветок, когда переэкспонированные участки будут мигать.

Итак, мы рассмотрели основные настройки, про которые не стоит забывать. Желательно проверять их каждый раз, как вы будете приступать к съёмке в студии.

Также важно затронуть вопрос, касающийся баланса белого. Человеческий мозг быстро адаптируется к изменению условий освещения и воспринимает белый объект независимо от того, где он находится (в тени, под лучами солнца или рядом с лампой накаливания). Однако во всех этих случаях оттенок света будет разный. Например, в тени объекты выглядят более голубыми, чем на солнце, а лампы накаливания дают оранжевый оттенок. «Увидеть» эти отличия может и современная цифровая камера с помощью настроек баланса белого.

В идеале итоговая картинка должна выглядеть так, будто она была получена при нейтральном белом освещении. Если же камера получает некорректные данные, то сделанное вами изображение может приобрести неприятный холодный оттенок или, наоборот, слишком тёплый. Некоторые фотографы предпочитают корректировать баланс белого на глаз исходя из своих творческих идей или большого профессионального опыта. Мы же с вами рассмотрим варианты более точных и понятных для студийного новичка правок.

Для начала стоит отметить, что практически во всех современных камерах, в том числе в Nikon, существуют предустановки баланса белого: Авто, Лампы накаливания, Флуоресцентные лампы, Ручная настройка и другие.

Некоторые предпочитают работать с параметром Вспышка или вручную устанавливать цветовую температуру. Для студийного импульсного света это 5400–5700 К. Но, вероятно, наиболее точный способ - настройка баланса белого по так называемой «серой карте». Это небольшая пластиковая или картонная пластинка нейтрально-серого цвета, отражающего 18% падающего света. Серая карта лишена цветовых оттенков. Поэтому она будет являться эталоном для камеры. Баланс белого будет настроен таким образом, чтобы при текущем освещении его оттенок был полностью скомпенсирован камерой.

Работать с серой картой можно двумя способами:

1. Замеряете баланс белого по серой карте, камера запоминает полученные данные, и затем вы снимаете всю серию с одинаковыми настройками.

Инструкция

Во время съемки в автоматическом режиме фокусировки резкость настраивается самим фотоаппаратом в зависимости от объекта фокуса и его отдаленности. Для съемки в автоматическом режиме передвиньте соответствующий переключатель в положение A/F. Если у вас любительская камера, настройка автоматического режима может находиться в меню. Для этого перейдите в опции устройства и выберите нужную опцию в списке параметров «Режим».

При работе в ручном режиме или при желании самостоятельно настроить четкость фотографии вы можете произвести настройку при помощи специального кольца, которое находится на объективе фотоаппарата. Оно отмечено шкалой расстояния и может быть повернуто по или против часовой стрелки.

Смотря на экран или в отверстие видоискателя, покрутите колесо фокусировки в том или ином направлении до получения нужного результата четкости снимка. После настройки резкости вы можете приступать к съемке. Опустите кнопку спуска затвора в положение фокусировки и дождитесь, пока аппарат выполнит остальные необходимые настройки. Чтобы сделать снимок, выжмите кнопку до конца.

Не существует какой-либо для опций резкости фотоаппарата, поскольку каждый снимок снимается в разных условиях. Если у вас не получается настроить нужную четкость вручную для съемки кадра, переключитесь в автоматический режим, который сможет произвести нужную настройку.

При съемке нескольких объектов в кадре для настройки резкости вы можете найти точку, расположенную на равном расстоянии от снимаемых объектов, а затем изменить параметры относительно выбранной позиции. При необходимости вы также можете произвести увеличение при помощи соответствующих кнопок на камере или воспользовавшись колесом объектива, которое отвечает за масштабирование.

Обратите внимание

Резкость не может быть настроена на многих фотокамерах, представленных в нижнем ценовом сегменте и не имеющих съемного объектива.

Неправильная настройка резкости фотоаппарата может испортить даже самый удачный снимок. Прежде чем приступать к съемке, необходимо проверить все настройки и при необходимости изменить их, чтобы впечатление от интересной работы не было испорчено недостаточной резкостью.

Вам понадобится

  • - фотоаппарат,
  • - инструкция по эксплуатации.

Инструкция

Найдите кольцо со шкалой расстояний, которое расположено на оправе съемочного объектива фотоаппарата. По этой шкале производится фокусировка, которая зависит от расстояния до снимаемого предмета.

Если вы снимаете какой-то отдельный предмет, произведите наведение на резкость, учитывая расстояние, на котором этот предмет находится.

Если проводится съемка сразу нескольких предметов, которые расположены на равных расстояниях от объектива, найдите промежуточную точку. Сфокусируйте объектив относительно данной точки.

Чтобы настроить резкость заднего плана, произведите наводку на резкость на расстояние, которое равно удвоенному расстоянию от объектива до переднего плана. При съемке с одной точки можно получать разные масштабы и углы изображения, что будет соответствовать крупному, среднему и общему плану с помощью разных объективов. Эту возможность вы можете использовать для решения творческих задач, чтобы добиться гипертрофии или гиперболизации пространства, а также при неблагоприятных , например, когда нет необходимого для работы пространства.

Видео по теме

Обратите внимание

При съемке необходимо правильно выбрать объективы. Они обладают разными возможностями в охвате снимаемого пространства – это зависит от фокусного расстояния. Фокусное расстояние объектива определяет углы изображения, поскольку размеры кадра остаются постоянными. Обычный объектив обладает углом поля изображения, который близок к 48 градусам. Объектив с большим фокусным расстоянием дает меньший угол изображения, с меньшим – соответственно больший угол. Прежде чем выбирать объектив и настраивать резкость, обратитесь к инструкции по эксплуатации фотоаппарата.

Полезный совет

Для достижения цели при разных расстояниях до объекта необходимо применять объективы с различными фокусными расстояниями.

Источники:

  • http://zuluselife.at.ua/publ/obuchenie/cifrovik/kak_pravilno_nastroit_fotoapparat/12-1-0-5
  • резкость фотоаппарате

Каждый монитор имеет определенное разрешение, при использовании которого четкость изображения находится на оптимальном уровне. Также для настройки параметров монитора существуют специальные системные утилиты.

Вам понадобится

  • - драйвер монитора.

Инструкция

Если на вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Seven, откройте в контекстном меню рабочего стола. В параметрах разрешения экрана выберите установку разрешения по выбору системы, после чего дождитесь применения оптимальных параметров. У вас на экране должен измениться масштаб элементов системы, если этого не произошло, разрешение осталось прежним. В этом случае проблема не разрешилась изменением параметров экрана, поэтому воспользуйтесь его настройкой в меню панели управлении и выберите подходящий тип сглаживания шрифтов.

Если на вашем компьютере установлена операционная система Windows XP, прочтите документацию к вашей модели монитора для того, чтобы определить оптимальные параметры разрешения. Также вы можете установить его при помощи специальных утилит, доступных с диска с программным обеспечением к монитору, которое обычно прилагается при покупке.

Вставьте его в привод или загрузите установщик из интернета. Инсталлируйте программу на ваш компьютер и после этого запустите утилиту управления настройками монитора. Установите оптимальное разрешение и примените изменения.

В случаях когда вы не можете настроить оптимальные значения параметров монитора для обеспечения нужного уровня четкости изображения, скачайте и установите на ваш компьютер профессиональные программы калибровки экрана. Они различаются в основном набором инструментов для отладки изображения, однако если вы хотите добиться наилучшего результата, используйте программы, предназначенные для профессионалов. Также четкость изображения на экране может зависеть и от настроек программы, например, в некоторых браузерах установлены специальные утилиты для сглаживания шрифтов.

Полезный совет

Устанавливайте разрешение, подходящее модели монитора.

Современные цифровые фотоаппараты имеют достаточно сложный интерфейс и множество настроек, разобраться в которых бывает несложно. Настройки следует выбирать с учетом режима использования фотоаппарата.

Пользовательские настройки не имеют прямого отношения к процессу съемки, однако значительно его облегчают, подстраивая меню а под ваше удобство. Нажав кнопку Menu над экраном устройства, вы попадете в общие настройки.

Пройдитесь по всем пунктам в каждой вкладке. После того, как вы настроите русский язык, а сделать это можно во второй по счету вкладке, понять все остальное будет несложно, и с этой задачей вы легко справитесь. Гораздо интереснее узнать, как выполнять некоторые настройки непосредственно по самой съемке.

Выбор режима съемки

У Canon 550d имеется несколько автоматических и творческих режимов съемки. Автоматические: портрет, ночной портрет, пейзаж, спорт и макро, на то и автоматические, чтобы самостоятельно настраивать диафрагму, выдержку, светочувствительность и др.

Остальные же, творческие, нуждаются во вмешательстве со стороны фотографа. Например, режим A-DEP выполняет функцию автоэкспозиции, контролируя резкость изображения.

Режим Tv применяется в случае, когда нужно сделать фотографию с максимально длинной или короткой выдержкой. Av, наоборот, настроен на приоритет диафрагмы – контролирует количество поступающего света. Режим P, программный, дает возможность фотографу контролировать ISO и другие параметры, кроме диафрагмы и выдержки.

Экспокоррекция

Экспокоррекция при фотосъемке выступает в роли компенсатора экспозиции. Чтобы настроить экспокоррекцию на Canon 550d, нажмите и удерживайте кнопку «+/-». В появившейся строке вы увидите шкалу от -2v до +2v. Если объект темный, и кадр нужно осветлить, прокрутите колесико регулировки диафрагмы вправо в сторону «+». Если кадр светлый, то, наоборот, влево.

После того, как нужное вам значение будет выставлено, отпустите кнопку «+/-», и изменения вступят в силу.

Баланс белого

На Canon 550d, как и на большинстве фотоаппаратов, есть возможность настроить баланс белого. Этот параметр нужно выбирать в соответствии с основным источником цвета. Если вы фотографируете на природе, то баланс можно оставить на автоматическом режиме, т.к. солнце и будет являться главным источником света.

Чтобы выровнять цвет и настроить баланс, перейдите в меню WB, нажав соответствующую кнопку на корпусе фотоаппарата. Кнопка WB находится рядом с навигационными.

ISO

Кнопка, отвечающая за светочувствительность (ISO) находится в верхней части фотоаппарата рядом с кнопкой включения.

Нажав на нее, вы сможете выбрать нужное вам значение от 100 до 6400. От этого значения зависит, насколько матрица фотоаппарата будет чувствовать попадающий на нее свет. Чем темнее местность, где вы производите съемку, тем выше должно стоять значение ISO.

Вы достали новенький фотоаппарат из коробки и хотите побыстрее сделать первые снимки. Конечно, можно сразу же устроить большую фотосессию, но желательно перед использованием фотокамеры сделать несколько очень важных вещей.

До начала использования прикрепите к фотоаппарату ремень

Возможно, наши слова покажутся вам скучным нравоучением, но правильное и надежное крепление ремня к фотоаппарату имеет важное значение. Хорошо прикрепленный ремень сделает использование фотокамеры удобным и комфортным. И, наоборот, неудобный ремень (длинный, короткий, перекрученный), может сделать путешествие с фотоаппаратом на шее невыносимым.

Итак, достаньте из коробки ремень. Прикрепите его к корпусу фотоаппарата. Для этого проденьте ремень в металлическое ушко на корпусе, протяните в сплошной пластмассовый зажим, затем – в пластмассовую застежку. Пластмассовая и сплошная застежка позволяют регулировать закрепление концов ремня и их длину. Прежде, чем прикрепить другой конец ремня, убедитесь, что ремень не перекручен.

«Примерьте» фотоаппарат на себя. Вам должно быть удобно пользоваться фотоаппаратом и делать снимки, вам должно быть комфортно двигаться, когда камера висит на вашем плече или шее. При необходимости вы всегда можете удлинить или укоротить ремень (делать это нужно с двух сторон одновременно).

Установите время и дату

Зарядите аккумулятор и вставьте его в фотоаппарат. После того, как вы впервые включите фотоаппарат, вам будет предложено установить дату и время. Некоторые пользователи игнорируют эти установки, но во время съемки очень важно точно фиксировать дату и время. Ваш фотоаппарат сохраняет данные каждой фотографии в стандарте EXIF с учетом даты и времени.


Выбор часового пояса на фотоаппарате Nikon

Пользователю, накопившему на карте памяти достаточно много снимков, будет легче ориентироваться в них по дате съемки. Если дата и время установлены правильно, вам легче будет сортировать изображения и составлять каталоги для хранения на компьютере. Эти данные также необходимы для размещения фотографий в онлайн-сервисах хранения.

Отформатируйте карту памяти

Только что купленная карта памяти должна быть отформатирована (причем в фотоаппарате, а не на компьютере). Делать это нужно именно в фотоаппарате , так как при форматировании камера настроит правильную структуру каталогов для хранения фотографий и видео.

Покупайте самую быструю карту памяти , которую вы можете себе позволить. Это имеет большое значение при работе с изображениями RAW формата, для режима серийной съемки и для записи HD-видео.

Включите дополнительные функции

Если ваш объектив имеет встроенный стабилизатор изображения (у камеры Nikon это называется «снижением вибрации» или VR), вы, скорее всего, захотите включить эту функцию. На объективе есть рычажок для её включения и выключения.


АF и VR переключатели на объективе фотоаппарата Nikon.

Некоторые фотоаппараты (от таких производителей, как Sony и Pentax), как правило, имеют стабилизатор изображения, встроенный в корпус. Поэтому объективы у них стабилизируются автоматически. Перед началом использования фотоаппарата убедитесь, что эта функция по умолчанию активирована (это отображается в меню камеры).

Измените настройки, принятые «по умолчанию»

Все фотоаппараты поставляются с определенными настройками «по умолчанию», которые не являются идеальными (для большинства фотографов). Это, прежде всего, настройки качества изображения. Обычно «по умолчанию» производители устанавливают «стандартное» качество снимков. Вместо этого выберите в настройках «высокое качество изображения» .

В зависимости от ваших предпочтений, вы можете снимать в форматах JPEG и RAW (или в двух форматах одновременно). Подумайте о съемке в формате RAW (). Файлы RAW формата содержат всю информацию, которую фиксирует матрица, в таких снимках нет сжатия и какой-либо обработки, как в снимках формата JPEG.

По умолчанию в зеркальных фотоаппаратах установлен режим автофокусировки (AF). AF прекрасно работает в портретной фотографии, но он совсем не годится для съемки движущихся объектов.

Для съемки неподвижных объектов в фотоаппаратах Nikon устанавливают режим AF-S, в фотоаппаратах Canon — One Shot AF.

Для съемки движущихся объектов вы можете изменить режим фокусировки таким образом, чтобы в фокусе находился именно движущийся объект. Это означает, что до тех пор, как вы держите кнопку спуска затвора нажатой наполовину, камера будет продолжать фокусироваться на движущемся в кадре предмете. На фотоаппаратах Nikon это функция именуется как AF-C, на камерах Canon — AI Servo AF.

Настройте ЖК-экран

Жидкокристаллический экран цифровых фотоаппаратов — прекрасный «инструмент» для качественной работы. Если экран имеет опцию автоматического регулирования яркости (auto brightness), то кадры при просмотре всегда будут выглядеть оптимально ярко. Если этой опции нет, вы можете установить уровень яркости вручную (так, чтобы просмотр был комфортным). Стоит потратить некоторое время на то, чтобы настроить экран.

На дисплее при просмотре снимков может отображаться разное количество данных. Войдите в режим воспроизведения и рассмотрите режимы отображения параметров съемки . В некоторых камерах для перехода из одного режима в другой нужно воспользоваться кнопкой DISP. В других нужно нажать кнопку со стрелкой, направленной вверх. Вы увидите различные режимы отображения (информационный режим (info), режим «i»).

Режимы просмотра сильно различаются у разных моделей фотоаппаратов, поэтому, для выяснения всех возможностей, обратитесь к «Руководству пользователя» конкретной модели. Переходя на разные режимы просмотра, вы можете увидеть значок степени качества (высокое, стандартное и пр.), значения экспозиции, данные гистограммы.

Кроме этого, при просмотре снимка вы можете использовать кнопку увеличения кадра , находящуюся на задней панели фотоаппарата. Это позволит рассмотреть все детали снимка и увидеть, насколько хорошо сфокусировался фотоаппарат на ключевых объектах сцены.

От автоматического режима к ручной настройке

Использование зеркального фотоаппарата в режиме «авто» идеально для новичка. Но для совершенствования ваших фотографических навыков постепенно переходите к более сложным режимам съемки . Попробуйте снимать в полуавтоматических режимах, а затем, по мере совершенствования навыков, вы сможете перейти к режиму ручной настройки всех параметров съемки. Все без исключения режимы съемки описаны в учебных пособиях по экспозиции (и в инструкции к вашему фотоаппарату).



error: Контент защищен !!