Кто жил в Cиpии до арабов. Большая энциклопедия нефти и газа

На вопрос, что является главной национальной чертой сирийцев, тот, кто хотя бы раз побывал в этой стране, ответит: жизнерадостность и доброжелательность. Даже последний уборщик мусора здесь старается быть довольным жизнью. Порой кажется, что хорошее настроение чуть ли не самоцель сирийцев. "Кейфак, мабсут?" ("Как ты, доволен?") - спрашивает он знакомого при встрече. Большинство сирийцев подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения, некий незадачливый эгоизм. Можно, например, видеть автомашины, оставленные так, что они чуть ли не перегораживают проезжую часть загруженной улицы, но водителю так ближе дойти до магазина. В то же время сирийцы за рулем гораздо чаще уступают дорогу женщине или просто прохожему (даже если тот переходит улицу, где не положено), чем в наших городах. А иные торговцы, узнав, что у вас при расплате не достает денег, отдадут товар и так, сказав, что деньги могут подождать, и вы их можете принести, когда будет удобно.

Бытовой язык сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении, детях, наполнен пожеланиями всяческих благ. Вступительная часть разговора ежедневно видящих друг друга местных жителей напомнила бы англичанину встречу родных братьев после многолетней разлуки.

Общеизвестно гостеприимство сирийцев. Гостя здесь обязательно угощают как минимум чаем, а также зхуратом (цветочно-травяной чай), кофе или другими освежающими напитками. От угощения отказываться не принято, поскольку отказ может обидеть хозяина. Сирийцы любят ходить в гости и любят сами принимать гостей.

Нарядно и весело проходит сирийская свадьба. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственницы, и в доме жениха, собирающего мужскую часть гостей. Веселье сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом, произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов, выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту привозят в дом жениха. Примечательно, что модные современные ритмы не вытеснили у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.

Благополучие сирийского общества зиждется на семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. К браку относятся как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во избежание скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс "защиты от неудачи". Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается родственниками будущих супругов. Во-вторых, желание жениться юноша обязан подкрепить определенным уровнем материального достатка. Жених должен заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги в том, что у него достанет возможностей содержать семью. Как правило, молодые люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 30 лет, девушки же выходят замуж довольно рано, как только найдется подходящая партия. Молодые, готовясь к свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие, определяющее всю их последующую жизнь. Развод у арабов - явление намного более редкое и болезненное, чем у европейцев, хотя мусульманский развод организационно оформлен очень просто - муж три раза говорит "талактик" (я с тобой развелся).

Про главенство супруга в арабской семье, подчас его деспотизм, мы много читали и слышали. Однако не все так "черно-бело", арабский "домострой" - это система, направленная прежде всего на сохранение четко разграниченных функций супругов: муж - добытчик и кормилец, жена - хранительница домашнего очага. Большинство сирийских женщин на самом деле великолепно себя чувствуют в окружении заботливого супруга и кучи детей и, наоборот, с настороженностью взирают на некоторые стороны европейской брачной культуры.

Конечно, в Сирии, хотя и редко, еще встречается и многоженство, а девушки из консервативных семей вынуждены отказывать себе во многих видах отдыха и развлечений. Выросшие в благополучных семьях дети являются компенсацией своим матерям за их преимущественно домашний образ жизни. Наверное, поэтому, когда мы выходим прогуляться по вечернему Дамаску, у нас не возникает даже мысли о том, что это может быть опасно. Ведь отсутствие уличных хулиганов, крайне редкие случаи воровства - тоже заслуга общества, в котором человек всю жизнь ежесекундно ощущает свою причастность к семье, роду.

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни. В городах (в основном в Дамаске и Халебе) курды заняты прежде всего физическим трудом. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью. Некоторые курды достигли высоких служебных постов, но торговлей они практически не занимаются.

Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2–3%. Многие армяне являются потомками беженцев из Турции, прибывших в конце 19 в., но бóльшая их часть эмигрировала в 1925–1945. Армяне исповедуют христианство и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах: в основном в Халебе (75%), где им принадлежит видное место в экономической жизни, в Дамаске (15%) и Хасеке. Как правило, армяне являются торговцами, мелкими предпринимателями и ремесленниками, среди них также много специалистов с инженерно-техническим образованием и квалифицированных рабочих, а также лиц свободных профессий. В Сирии проживают также туркмены и черкесы. Туркмены исповедуют ислам, носят арабские одежды и говорят на арабском языке. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в настоящее время занимаются преимущественно полукочевым скотоводством на плато Эль-Джазира и в долине Евфрата, близ иракской границы, или земледелием в районе Халеба. Черкесы относятся к потомкам кочевников-мусульман, которые перебрались в Сирию с Кавказа после его завоевания русскими в конце 19 в.; они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Примерно половина черкесов проживала в мухафазе Эль-Кунейтра, но после разрушения израильтянами в октябре 1973 одноименного административного центра многие перебрались в Дамаск. Самые малочисленные среди национальных меньшинств – кочевые цыгане, турки, иранцы, ассирийцы, евреи (последние сосредоточены в основном в Дамаске и Халебе).

Демография

В Сирии были проведены три всеобщие переписи населения. Его численность, согласно первой переписи 1960, составляла 4565 тыс. человек, включая 126,7 тыс. палестинских беженцев. Соответствующие показатели переписи 1970 – 6294 тыс. и 163,8 тыс., переписи 1981 – ок. 9,6 млн. и ок. 263 тыс. человек беженцев. На июль 2003 численность населения составляла 17,56 млн. человек.Как следствие быстрого демографического роста бóльшую часть населения страны составляет молодежь: 38,6% не достигли 15 лет, 58,2% – от 15 до 65 лет и только 3,2% – старше этого возраста. Девушки рано выходят замуж, женщины рожают в среднем по 7 детей.

Численность населения продолжала увеличиваться быстрыми темпами: в 1960-х годах – в среднем 3,2%, в 1970-х – на 3,5%, в 1980-х – 3,6% в год,однако в 2003 снизилась до 2,45%. С 1950-х до конца 1980-х годов уровень рождаемости составлял 45 новорожденных на 1 тыс. жителей. В то же время показатель смертности постепенно снижался, с 2,1% в начале 1950-х годов до 0,7% в конце 1980-х годов, в основном благодаря успехам медицины и резкому сокращению младенческой и детской смертности. В 1945–1946 несколько тысяч армян выехали из Сирии в СССР, а после создания государства Израиль в 1948 туда эмигрировала большая часть из проживавших ранее в стране 30 тыс. евреев. Около 100 тыс. палестинцев обосновались в Сирии после захвата Израилем Галилеи.

Население на июль 2004 – 18 млн. 017тыс. Прирост населения – 2,4 (на 2004). Коэфициент рождаемости – 28,93 на 1000 человек (2004). Коэфициент смертности – 4,96 на 1000 человек. Продолжительность жизни мужчины – 68,47, женщины – 71,02 лет.

Города. Доля урбанизированного населения повысилась в стране с 40% в 1965 до 55% в 1998. В столице Дамаске в 1999 проживали 3 млн. человек, в Халебе, по данным на 1994, – 1,3 млн. человек, в Хомсе – 750 тыс, в Хаме – 450, Латакии – 380, Дейр-эз-Зоре – 260, Хасеке –250, Ракке – 230, Идлибе – 200, Деръа –160, Тартусе – 150, Эс-Сувейде –75 тыс. челове к.

Сегодня Сирия является одним из самых опасных мест на земле, однако, еще в конце 2000-х годов это было вполне обычное государство, развивающееся по светскому пути. Теперь в охваченной войной стране на территории подконтрольной «Исламскому государству» действуют совсем иные правила, за отступление от которых предусмотрены суровые наказания. Чтобы вы немного отвыкли от ставших уже привычных фотографий с , боевиками и , предлагаем взглянуть на мирную Сирию 2000-х годов.

2007 год. Воздушный шар над Дамаском - одним из древнейших из существующих городов Земли. Сегодня такой шар использовался бы скорее не для любования красотами столицы Сирии, а для корректировки артиллерийского огня.

Август 2006-го. Оживленный рынок в столице Сирии.

Август 2008 года. Пастух на северо-востоке Сирии.

Июль 2008-го. Показ летней коллекции одежды сирийского модельера в Дамаске.

2000-е. Рынок Сук Хамидия. Крупнейший рынок Дамаска, существующий с древнейших времен.

Октябрь 2008 года. Танцор-дервиш из ансамбля Алеппо выступает в Дамаске.

Март 2006 года. Производство ковров на базаре в историческом центре Алеппо.

2000-е. Мечеть Омейядов. В эту святыню стремились мусульмане со всего мира.

2003 год. Сирийские повара готовят торт с марципаном и фисташками весом четыре тонны на стадионе в Алеппо. Тогда сирийцы побили рекорд Нидерландов, приготовив пирог площадью 200 квадратных метров.

Досуг семьи христиан на крыше дома в Маалюля.

Дамаск. Дети во время праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам).

Встреча на рынке в Дамаске.

Вид на древнюю цитадель Алеппо с балкона одного из домов. Сейчас цитадель занята правительственными войсками, а за окружающие ее районы ведутся позиционные бои. Скорее всего, уже разрушены и дом, и балкон, с которого был сделан снимок.

Представители Сирийской кулинарной академии обедают в одном из ресторанов Алеппо, который считался его «гастрономической жемчужиной».

Один из рынков в Алеппо. Халеб (Алеппо) долгие века был одним из крупнейших центров торговли на Ближнем Востоке. Множество рынков - тому подтверждение, которое было наглядным до того момента, когда город наводнили джихадисты.

Сирийские бедуины.

Дети на качелях в центре Дамаска.

Город Мааррет-эн-Нууман на северо-западе Сирии. Девушка с интересом смотрит на молодого человека. Сегодня подобное фото сделать невозможно: город живет по законам шариата, установленным исламистами, а девушкам положено смотреть строго на землю.

Пекари подшучивают друг над другом на рынке в Алеппо. Тогда и подумать никто не мог, что в скором времени на улицах города в людей будут целиться не из «пистолетиков», а из настоящего оружия, завезенного в страну на деньги Саудовской Аравии.

Древняя Пальмира - одна из многочисленных туристических «Мекк» Сирии. Сейчас в ней хозяйничают боевики ИГ, которые распоряжаются культурным достоянием по своему усмотрению.

Торговцы в Алеппо. В отличие от прошлого десятилетия, сейчас самый ходовой товар в городе - оружие и боеприпасы.

Казино в Дамаске. Сегодня исламисты всех мастей запрещают не только азартные игры любого рода, но и любые развлечения - будь то музыка или танцы.

Сирийская девушка в столичной мечети Омейядо. Жизнь в стране двигалась в светском русле и никому в голову не могла прийти мысль заставить женщину ходить по улицам в такой же одежде, в какой ходили мусульманские женщины в VII веке.

Совсем недавно в стране можно было увидеть иностранных туристов. Теперь иностранцы на территории Сирии - это либо военные корреспонденты, либо военные советники, либо головорезы, приехавшие "на джихад" со всего мира.

Сирия занимает значительную территорию, площадь которой определяется в 181,3 тыс. км 2 ; в стране, по данным 1952 г., насчитывается 3361 тыс. жителей.

Подавляющее большинство населения Сирии - арабы. Национальные меньшинства (курды, армяне, айсоры, черкесы, турки, туркмены^ персы, евреи) численно сравнительно не велики и повсюду, кроме северных окраин, растворены в основном арабском массиве населения.

Около 300 тыс. сирийских арабов насчитывается в Александреттском округе, захваченном Турцией накануне второй мировой войны. Кроме того, большое число сирийских арабов находится в эмиграции - в Северной и Южной Америке, Египте и других странах.

В физико-географическом отношении территория Сирии весьма неоднородна. На западе Сирии расположен горный округ Латакия, образуемый Нусайритскими горами (Джебель-Нусайрия), не превышающими 1400- 1600 м над уровнем моря. Эти горы отделены от Средиземного моря узкой прибрежной равниной. Между Нусайритскими горами и Ливанским хребтом расположена долина Аккар, часть которой находится уже на территории Ливана. К востоку от Нусайритских гор находится долина реки Оронт и возвышающиеся параллельно ей невысокие горы Джебель-Завия (800-900 м над уровнем моря).

Большую часть страны занимает обширное Сирийское плато, расположенное к востоку от Джебель-Завия и Антиливана. Покатое в направлении с юго-запада к северо-востоку, к долине Евфрата, это плато не превышает 300-600 м над уровнем моря.

В своей центральной части оно пересечено рядом небольших и невысоких горных цепей; в южной части оно поднимается до 700-800 м над уровнем моря и образует Хауранское плато, окаймленное с востока горным массивом Джебель-Друз.

Таким образом, горные цепи, идущие в основном в меридиональном направлении, делят Сирию на четыре продольные зоны: прибрежную равнину; западное поднятие; впадину; восточное поднятие. Пятую зону образует основная часть Сирии - внутреннее нагорье,простирающееся вплоть до ее восточных границ.

Если для Западной Сирии характерен средиземноморский климат с дождливой осенью, мягкой зимой, жарким и засушливым летом, то внутренние районы страны образуют зону континентального степно-пустынного климата. На побережье выпадает до 700-800 мм осадков; чем дальше к востоку, тем меньше осадков; в Джебель-Друзе количество осадков не превы

шает 400-500 мм; в Дамаске оно еще меньше (200-250 мм в год); без искусственного орошения здесь никакое земледелие уже невозможно. К востоку от Дамаска количество осадков падает ниже 100 мм; это - пустыня. Во внутренних частях Сирии летом жара достигает 40-45°, зимой нередки морозы 5-10°. Резки и суточные колебания температуры.

Растительность внутренней Сирии значительно беднее, чем на побережье. Лесов нет; преобладает степной кустарниковый ландшафт, а в центральных районах Сирийского плато значительные пространства занимает хамад - пустыня, почти лишенная растительного покрова.

История Сирии уходит в глубокое прошлое. Археологические раскопки обнаружили здесь орудия ранненеолитического периода. Оседлое -земледельческое население, сосредоточенное на побережье Средиземного моря, в долинах рек и в оазисах, в IV-III тысячелетиях до н. э. выращивало зерновые культуры, лен, виноград, оливки. Из массы земледельческих племен рано выделились скотоводческие племена, кочевавшие в необъятных степях и пустынях. Выделение пастушеских племен, развитие ремесла и обмена ускорили формирование классовых рабовладельческих отношений. В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Сирии сложился ряд раннерабовладельческих государств, народы которых создали высокую для своего времени культуру. В долине Оронта, в районе Дамаска и в других местах была сооружена сложная ирригационная сеть, орошавшая обширные пространства земли, построены плотины и водоподъемные колеса. На морском побережье и внутри страны выросли большие города, жители которых занимались различными ремеслами, торговлей, морскими промыслами. В незапамятные времена была основана столица Сирии Дамаск - один из древнейших городов мира. Раскопки в Рас-Шамра (Угарите) обнаружили остатки мощной крепости, дворца, храма, библиотеки, многочисленные предметы египетского, хеттского и Эгейского происхождения.

К концу I тысячелетия до н. э. основным языком населения страны был сирийско-арамейский язык и его диалекты, на которых говорило большинство населения, а также арабские племенные языки и диалекты, на которых говорили бедуинские племена, кочевавшие в Сирийской пустыне. Эти родственные между собой языки либо уже сложились как языки народностей, либо находились на стадии перехода от племенных языков к языкам народностей.

В отличие от Египта и Месопотамии, где объединение раннерабовладельческих государств было ускорено необходимостью поддержания крупнейшей оросительной системы, совместного регулирования вод Нила, Тигра и Евфрата,- мелкие рабовладельческие государства Сирии оставались разъединенными, что облегчало их завоевание рабовладельческими державами древности - Египтом, Хеттским царством, Ассирией, Ново- Вавилонским царством, Персией, а позднее Македонией и Римом. Завоеватели облагали население тяжелой данью; вывозили из страны рабов, зерно, скот, строительный лес. Вместе с тем эти завоевания наложили известный отпечаток на этногенез племен и народов, составлявших древнейшее население Сирии. Наибольший след оставило греко-македонское завоевание (IV в. до н. э.), сопровождавшееся интенсивной колонизацией. Колонизация носила, однако, преимущественно городской характер. Завоеватели основали на территории Сирии множество городов, иногда очень крупных (население Антиохии насчитывало до 800 тыс. человек, Апамеи - 400-500 тыс.), со значительным слоем греческого населения. В этот так называемый эллинистический период в сирийских городах преобладал греческий язык. Но деревенское население страны продолжало говорить на своих коренных языках; да и в городах, рядом с греческой, сохранялась древняя сирийско-арамейская культура 1 .

В результате греко-македонского завоевания Сирия стала центральной провинцией обширной Селевкидской державы, включавшей также Ливан, Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, Армению, Бактрию и Согдиану. Столицами этого государства были Антиохия (современная Антакья) и Селевкия на Тигре. Господствующим классом Селевкидской державы была греко-македонская рабовладельческая знать, осевшая в многочисленных как старых, так и основанных в этот период городах Сирии. Завоеватели, наряду с местной знатью, владели в Сирии обширными латифундиями, которые обрабатывались трудом рабов и арендаторов.

Общинные земли были объявлены «царскими»; свободные крестьяне- общинники облагались тяжелыми податями. К I в. до н. э. Селевкидс- кая держава, представлявшая собой конгломерат племен и народов, не объединенных прочными экономическими связями, распалась, и в городах-государствах Сирии (Дамаске, Эмессе, Пальмире) восстановилась власть местных царей.

Превращение Сирии в провинцию Римской империи (63 г. до н. э.) не изменило общественного строя страны. Наряду с императорскими землями сохранились латифундии римской, греческой и местной рабовладельческой знати. Римские завоеватели сохранили ряд местных государств, цари которых подчинялись римским наместникам - проконсулам и прокураторам. Влияние римской культуры ограничивалось лишь городами, но и здесь преобладали греческий язык и эллинистическая культура. Как и во время Селевкидов, коренное население сохраняло свои языки, обычаи, культуру 2 .

В III в. н. э. римское господство в Сирии испытало серьезные потрясения. Пальмира, восстав против римского ига, распространила свою власть почти на всю Сирию. Римлянам, однако, удалось уничтожить Пальмирское царство и восстановить свое господство над страной.

После раздела Римской империи на две части Сирия входила в состав Восточно-Римской империи. К этому времени в стране уже наметился кризис рабовладельческой системы,достигший наибольшей остроты в V-VI вв. Труд рабов все больше заменялся трудом колонов и крепостных крестьян. Обострение классовых противоречий и классовой борьбы проявилось в борьбе религиозных течений (ариан, несториан, монофизитов), объявленных официальной церковью «ересями».

Арабское завоевание внесло ряд перемен в жизнь страны и, в конечном счете, способствовало укреплению нового, феодального общественного строя. Арабы появились в Сирии задолго до ее завоевания. Их племена кочевали по Сирийской пустыне с древнейших времен. Арабами было основано Пальмирское царство; в VI в., накануне арабского завоевания, в южной Сирии было создано арабское государство Гассанидов со столицей в Дамаске. Но власть пальмирских царей над Сирией была кратковременным эпизодом, а Гассанидское царство охватывало лишь небольшой южный район страны. В VII в. арабы завоевали не только всю Сирию, но также ряд стран Передней Азии и Северной Африки; в результате арабских завоеваний возник халифат - крупнейшая мировая держава средневековья. С 661 г. Дамаск стал столицей этой державы, а Сирия - ее коронной провинцией.

В стране закрепились общественные отношения, сложившиеся в основном к моменту завоевания. Земли, пригодные для обработки, были объявлены собственностью государства и оставлены в пользовании прежних владельцев. Государство взимало с этих земель ренту-налог; с земель, находившихся во владении немусульман, - харадж, составлявший от трети до половины урожая, и с земель мусульман - угар, составлявший одну десятую часть урожая. Немусульманское население, кроме того, выплачивало тяжелую подушную подать - джизъя. Налоговая дискриминация способствовала массовому переходу населения в ислам; это снижало государственные доходы, и в конце VII в. была проведена налоговая реформа: новообращенные мусульмане не освобождались от подушной подати, а земли, объявленные при завоевании хараджными г подлежали обложению независимо от религии их владельцев. Эти меры возбудили недовольство народных масс и вызвали ряд антифеодальных восстаний, проходивших под знаменами шиизма и хариджизма - религиозных идеологий, враждебных официальному суннитскому исламу.

Сирия как коронная провинция халифата пользовалась налоговыми льготами. Но и здесь в середине VIII в. классовые противоречия и классовая борьба обострились в такой мере, что халиф МерванН, вынужденный перевести столицу из Дамаска в Харран (Месопотамия), приказал срыть стены сирийских городов и засыпать рвы, чтобы ими не воспользовались сирийские повстанцы. Эти меры не помешали победе народного восстания г охватившего в середине VIII в. все области халифата и приведшего к низложению халифской династии Омейядов. Власть перешла в другой династии - к Аббасидам.

Арабское завоевание оставило глубокий след в этногенезе народов Сирии. Оно привело к постепенной замене арабским языком древних языков страны: исчез финикийский, греческий был вытеснен из страны, чему способствовали упадок и гибель эллинистических городов. Сирийско-арамейский язык, наиболее распространенный, оказался и более устойчивым. В VII в. он, наряду с греческим, еще продолжал оставаться языком официальной переписки. В течение нескольких веков после арабского завоевания сохранялись школы (в том числе и высшие) с преподаванием на сирийско-арамейском языке; на этом же языке издавалась научная литература. Однако и он постепенно вытеснялся из жизни.

Таким образом, в течение средних веков коренное население Сирии было арабизировано. На базе древних народов и племен, населявших некогда Сирию (в том числе и древнеарабских племен), сложился араб" ский народ Сирии. Он унаследовал от своих предшественников культурные традиции, которые вошли как одна из составных частей в высокоразвитую культуру арабских народов.

В IX в. начался распад Арабского халифата, от которого в результате народных восстаний одна за другой отделялись покоренные страны. Пользуясь ослаблением центральной власти, наместники, халифов в отдельных провинциях провозглашали себя независимыми правителями. С конца IX в. Сирия находилась под властью различных мусульманских династий как арабского, так и тюркского происхождения. В конце XI - начале XII в. она вместе с Палестиной подверглась нашествию европейских рыцарей-крестоносцев, основавших в захваченных областях Иерусалимское королевство и ряд феодальных княжеств (в Эдессе, Антиохии); лишь во внутренней части страны сохранялись независимые местные княжества. В ходе народной борьбы с крестоносцами в Сирии сложилось новое феодальное государство, возглавленное сначала династией Зенджи- дов, а затем - Айюбидов. Это государство включило в свои пределы также Египет, ставший его центральной провинцией. В середине XIII в. власть в этом государстве была захвачена военачальниками гвардии, сформированной из иноземных невольников - мамлюков. Войска мамлюк- ских султанов отразили нашествие на Сирию монголов и к концу XIII в. окончательно изгнали из страны крестоносцев.

В начале XVI в. на Сирию обрушилось новое бедствие: страна была завоевана османскими феодалами и включена в состав Османской империи. В Дамаске и Халебе были посажены турецкие паши, нещадно грабившие сирийский народ. Часть местных феодалов служила завоевателям, помогая им взимать подати с крестьян и ремесленников. Турецкое завоевание и четыре века турецкого феодального грабежа нанесли стране еще больший ущерб, чем феодальные войны. Французский писатель XVIII в. Вольней сообщает, что при завоевании Сирии турками в начале XVI в. в Ха- лебском пашалыке по регистрам числилось 3200 деревень; к концу XVIII в. их осталось только 400 1 ; остальные были разрушены, их жители либо вымерли, либо бежали в другие районы.

Народные массы Сирии боролись против турецкого феодального гнета. Особенно широкий размах освободительная борьба приняла во второй половине XVIII и в XIX в. В многочисленных восстаниях этого времени ярко проявился кризис феодальной системы. Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению феодальной эксплуатации, росту ренты, налогов, дани. Обострению кризиса способствовало также усиленное проникновение иностранного, преимущественно английского и французского, капитала на рынки Сирии. Европейские товары, ввоз которых резко увеличился в 40-х годах XIX в., вытесняли с рынка товары местного производства, что вело к разрушению сирийского ремесла, к упадку старинных ремесленных центров и катастрофическому разорению и обнищанию десятков тысяч ремесленников 2 . В то же время усилился вывоз из страны сельскохозяйственного сырья: хлопка, шерсти, табака. Сирийские феллахи и кочевники были поставлены в зависимость от мирового капиталистического рынка. Сирия превращалась в аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

В этих условиях в Сирии происходили почти непрерывные восстания крестьян, ремесленников и кочевников, направленные против привилегий феодального класса, против феодального грабежа, против проникновения иностранного капитала. Объективно эти восстания должны были расчистить путь для самостоятельного капиталистического развития Сирии. Однако они были подавлены турецкими и местными феодалами с помощью английских и французских интервентов.

В результате поражения народных восстаний развитие капитализма в Сирии пошло по наиболее медленному и мучительному для трудящихся масс колониальному пути. Во второй половине XIX в. экономика страны все в большей мере подчинялась иностранному капиталу. Иностранные капиталисты захватили внешнюю торговлю Сирии, порты, железные дороги (строительство которых началось в конце XIX в.), коммунальные предприятия, некоторые промышленные предприятия, занятые преимущественно первичной обработкой сырья. С 1880-х годов в Сирии, как и в других частях Османской империи, была установлена иностранная табачная монополия, получившая право на исключительную скупку у феллахов и переработку табачного сырья и продажу табачных изделий. Одновременно на Сирию, как и на другие части Османской империи, была взвалена огромная тяжесть внешнего долга Турции. Всевластная организация иностранных кредиторов - «Управление оттоманского долга» протянула свои щупальцы к Сирии, собирая здесь ряд налогов и тем самым взимая с населения этих стран колониальную дань. В Сирии были открыты отделения англо-французского Оттоманского банка.

Экономическое господство иностранного капитала препятствовало развитию национальной промышленности. К началу первой мировой войны в Сирии (включая Ливан и Палестину) не было ни одного промышленного предприятия с числом рабочих свыше трехсот; не больше двенадцати промышленных предприятий насчитывало свыше ста рабочих 1 .

Рабочий класс складывался очень медленно; в начале XX в. он был еще слаб, немногочислен, неорганизован, рассеян по мелким предприятиям, бесправен. Наиболее распространенной формой промышленного предприятия была рассеянная мануфактура. Владелец мануфактуры - купец раздавал сырье зависимым от него ремесленникам, работавшим на дому вместе с женами и детьми при помощи самых примитивных орудий труда, принимая от них продукцию и оплачивая их труд жалкими грошами.

Крайне замедленное развитие промышленности наложило свой отпечаток и на складывавшуюся в Сирии местную буржуазию. Она состояла преимущественно из купцов и ростовщиков, часть которых выступала в качестве компрадорской агентуры иностранного капитала. Отсутствие необходимых условий для капиталовложений в промышленность побуждало купцов Сирии приобретать земли и эксплуатировать феллахов-из- долыциков. Своеобразный характер в полуколониальных условиях принимало и расслоение крестьянства: как правило, богатые крестьяне не «становились капиталистическими фермерами, а превращались в мелких «феодальных эксплуататоров.

Гнет иностранного капитала и феодальных турецких властей вызывал отпор народных масс Сирии. В конце XIX и особенно в начале XX в. в ряде городов и сельскохозяйственных районов происходили стихийные волнения ремесленников и крестьян.

В 1905-1914 гг., в период пробуждения народов Азии, в Сирии возникло национальное движение, добивавшееся широкой автономии арабских стран или даже их отделения от Османской империи и образования независимого арабского государства. Это прогрессивное движение, охватившее широкие круги интеллигенции и национальной буржуазии, было направлено главным образом против турецкого гнета. Однако уже в то время арабские патриоты сознавали опасность захвата Сирии и других арабских стран Азии империалистическими державами и призывали к борьбе с этой опасностью.

Захватнические замыслы Англии и Франции были осуществлены в результате первой мировой империалистической войны. Использовав развернувшуюся во время войны борьбу арабских народных масс против турецкого гнета, англо-французские войска захватили ряд арабских стран.

При дележе военной добычи Сирия вместе с Ливаном отошла под французский мандат. Из полуколонии она была превращена в колонию французского империализма, оккупирована французскими войсками, поставлена под власть французского верховного комиссара. Французские завоеватели стремились сохранить существовавший в Сирии общественный строй. Они по-прежнему препятствовали развитию национальной промышленности. Опираясь внутри страны на отдельные слои феодалов и компрадоров, они сохранили феодальную собственность на землю и в еще большей мере укрепили ее, передав во владение феодалов значительную часть земель, принадлежавших раньше турецкому султану. Все же развитие капитализма, даже в колониальных условиях, неизбежно вело к росту промышленного и появлению сельского пролетариата, к росту национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции, к развитию национально- освободительного движения.

После второй мировой войны народные массы Сирии добились вывода иностранных оккупационных войск. Сирия стала независимой республикой 1 . Перед ней открылся путь к самостоятельному экономическому, политическому и культурному развитию. На этом пути молодая Сирийская^ республика достигла значительных успехов. Преодолевая тяжелое наследие коллониализма - экономическую и культурную отсталость, вековук> нищету трудящихся масс, засилье иностранного капитала в ряде отраслей экономики, давая энергичный отпор всем заговорам и проискам западных держав, и прежде всего Соединенных Штатов Америки, решительно отвергая новые формы колониализма - участие в империалистических военных пактах, неравноправную «помощь», «доктрину Эйзенхауэра»,. Сирия отстояла свою независимость и заняла почетное место среди азиатских и африканских стран, ведущих национально-освободительную" борьбу.

Свободолюбивый народ Сирии продолжает освободительную борьбу* направленную на полную ликвидацию всех остатков колониализма и средневековья, на отстаивание и укрепление независимости, против вовлечения страны в империалистические блоки, против внутренних сил реакции. В этой борьбе патриотические.силы Сирии опираются на прочный союз с другими арабскими странами, прежде всего с Египтом, на поддержку и сочувствие Советского Союза, стран народной демократии, независимых и миролюбивых государств Азии и Африки.

Cтраница 1


Сирийский народ может быть уверен в том, что Советский Союз будет и впредь оказывать Сирийской Арабской Республике, как и другим дружественным арабским государствам, поддержку в борьбе за справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке.  

Сирийский народ, как и все арабские народы, хочет единства арабских стран на основе демократии и полного освобождения от империализма. Однако американо-английские империалисты, пытаясь продлить порабощение арабов и разграбление их богатств, особенно их огромных нефтяных богатств, стремятся сохранить разобщенность между арабскими странами и восстановить их друг против друга. Сегодня они стараются изолировать Сирию от Египта, потому что обе эти арабские страны проводят в жизнь независимую национальную политику и играют важную роль в срыве империалистических военных союзов и блоков на Среднем Востоке.  

Сирийский народ знает нас, сирийских коммунистов, более 30 лет. Не так легко заставить его поверить, что мы являемся врагами арабского национального движения, противниками арабского единства. Его трудно убедить, что коммунизм и сионизм - это одно и то же. Сирийский народ на собственном опыте убедился, что все коммунисты, а не только арабские коммунисты, являются самыми стойкими борцами против империализма и сионизма. Все арабы знают, что если бы не поддержка социалистического лагеря, возглавляемого коммунистическими партиями, то борьба арабов не увенчалась бы победой; они не смогли бы отразить агрессию империалистов и сорвать их заговоры, а арабские страны не смогли бы развивать свою национальную экономику.  

Сирийский народ хочет подлинного арабского единства. Протягивая руку братской солидарности всем арабским народам, он отлично понимает, что египетский народ не несет ответственности за те грубейшие ошибки, которые были допущены в период объединения. Наш народ желает, чтобы уроки этого испытания не пропали даром и чтобы отношения между Сирией и Египтом вновь стали такими, какими они были до объединения - отношениями дружбы и братской солидарности в борьбе против империализма, без вмешательства в дела друг друга.  

Сирийский народ требует проведения подлинно свободных выборов с тем, чтобы парламент правильно представлял волю народа.  

Сирийский народ настоятельно требует осуществления проектов, предусмотренных сирийско-советским соглашением 1957 г. Если бы в свое время была начата его реализация, задержанная отнюдь не по вине Советского Союза, то это изменило бы весь облик Сирии. Наш народ прекрасно понимает, что одной из главных гарантий успеха в его борьбе за сохранение независимости Сирии и строительство ее национальной экономики является укрепление дружбы с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря.  

Победа сирийского народа в деле избавления от режима господства тирании и диктатуры, одержанная благодаря сотрудничеству народа и армии, является событием большой важности также и для ливанского народа. Ливанский народ, включая самые различные его слои, боролся против опасности аннексии и расчленения, которая угрожала целостности его родины со стороны диктатуры Насера. Борьба Сирийской и Ливанской коммунистических партий слилась в великой битве, в ходе которой геройски погиб под пытками наш дорогой товарищ, секретарь нашей партии Фараджалла Хелу вместе со многими други-ми товарищами - борцами, физически уничтоженными диктатурой в Сирии.  

Эта программа встретила всеобщую поддержку сирийского народа, всех его патриотических слоев. Она стала как бы национальной хартией, ибо она действительно содержит единственно возможное и правильное решение накопившихся экономических, политических и социальных проблем, дает возможность выхода из тех огромных трудностей, которые переживает сейчас Сирия. Программа указывает путь к укреплению Объединенной Арабской Республики и поддерживает идею арабского единства во всем арабском мире.  

Желаем дружественной ПАСВ, всему сирийскому народу дальнейших успехов в укреплении национальной независимости своей родины, единства всех ее демократических и антиимпериалистических сил во имя дела мира, свободы и прогресса.  

Советским людям близки и понятны чаяния трудового сирийского народа.  

Советские люди с глубокой симпатией относятся к усилиям сирийского народа, направленным на справедливое переустройство общества и преодоление барьеров, которые пытаются воздвигнуть враги прогресса на избранном им пути свободы, социализма и благосостояния.  

В Советском Союзе с глубоким уважением относятся к сирийскому народу, к его руководителям. С нашим другом товарищем Хафезом Асадом мы встречаемся не в первый раз, и эти встречи неизменно проходят в обстановке доверия и взаимопонимания. Мы придаем большое значение сложившимся между нами отношениям дружбы и товарищества. В регулярных контактах советских и сирийских руководителей мы видим важное проявление нашего крепнущего содружества.  

Советская сторона высоко оценила стойкость сирийских вооруженных сил, мужество сирийского народа и его сплоченность вокруг своего руководства, что во многом способствовало усилению позиций Сирийской Арабской Республики в арабском мире и на международной арене и ее борьбы за возвращение оккупированных арабских земель.  

Стороны с удовлетворением отмечают, что для успешного выполнения планов Сирийской Арабской Республики в деле развития и укрепления экономической независимости и роста благосостояния сирийского народа большое значение имеет широкое советско-сирийское сотрудничество в строительстве крупных промышленных предприятий и объектов, особенно в области энергетики, нефтедобычи железнодорожного транспорта и ирригации. Важнейшим объектом советско-сирийского сотрудничества является Евфратский гидроэнергетический комплекс.  

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР, советского народа и от себя лично сердечно поздравляю Вас, товарищ Хафез Асад, и весь сирийский народ по случаю национального праздника Сирийской Арабской Республики - 34 - й годовщины со дня эвакуации ИНОСТ-рйННЫХ ВОЙСК.  



error: Контент защищен !!