Глаза - универсальный детектор лжи. Куда смотрит человек, когда врет

Уже давно не секрет, что все люди врут. Они могут обманывать в мелочах или в более важных вещах. Тем, кто не хочет стать их жертвой, нужно быть готовым к такому повороту событий и научиться распознавать вранье. Для этого необходимо иметь большой опыт общения с людьми и постоянно тренировать собственную наблюдательность. Научиться разбираться в людях довольно сложно, но все-таки возможно. Чаще всего происходит определение лжи по глазам, мимике и жестам.

Глаза - это зеркало…

Когда человек врет, его зачастую выдают именно глаза. Имея желание, можно научиться контролировать жесты или мимику, или продумать рассказ до малейших деталей, но управлять движениями глаз вряд ли получится. Во время лжи человек чувствует себя очень неуверенно и дискомфортно, поэтому старается отвести взгляд. Если собеседник не смотрит прямо в глаза - это можно рассматривать, как первый признак обмана.

Но не все так просто. Практически все знают, как выявить ложь по глазам, поэтому используют метод «от противного». Если человек смотрит прямо немигающим взглядом, возможно, он хочет оправдать себя. Чересчур честный взгляд зачастую свидетельствует о неправдивости слов собеседника. Создается такое впечатление, что он хочет проникнуть в мысли оппонента и понять, верит ли он ему. А если вруна застать врасплох, скорее всего, он постарается переключить внимание или уйдет в другую комнату.

Контролировать практически невозможно, поэтому у лгущего человека взгляд меняется. Зрачок становится намного меньше, чем всегда.

Кровь к лицу…

Определение лжи по глазам - это не единственный способ, позволяющий распознать вранье. Когда человек говорит неправду, вокруг его глаз появляются малюсенькие морщинки. Иногда увидеть их можно даже невооруженным взглядом. Если появляются сомнения в искренности слов оппонента, стоит пристально понаблюдать за его кожей вокруг глаз.

Четыре стороны света

Задумываясь о том, по глазам, можно понаблюдать за тем, в какую сторону смотрит собеседник. Если его взгляд направлен вправо, значит, он обманывает. Когда люди смотрят вверх и прямо, значит, они в этот момент придумывают себе картинку или образ. Чтобы представить звуки или фразу, человек будет смотреть вправо и прямо. Когда сценарий готов, обманщик переведет взгляд вправо и вниз. Но эти правила действуют только в том случае, когда человек правша. У левши положение глаз при лжи противоположное.

Если взгляд быстро перемещается от одного предмета к другому, то это также повод задуматься о том, как определить ложь по глазам.

Чувство вины

Зная основные секреты, можно без труда определить, обманывает человек или нет. Многие люди во время лживого рассказа испытывают В это время глаза опускаются вниз, а иногда и в сторону. Чтобы определить вранье, необходимо сопоставлять движения глазных яблок со словами, которые произносит оппонент.

«Неподвижные» глаза

Психологи уверены, что застывший взгляд - это признак того, что человек говорит неправду. Чтобы проверить это, достаточно попросить собеседника вспомнить какую-нибудь деталь. Если он продолжает смотреть прямо и не моргает, скорее всего, верить ему нельзя. В том случае, когда оппонент отвечает на поставленный вопрос, не задумываясь и не меняя положение глаз, можно заподозрить его в неискренности. Когда количество морганий увеличивается, это свидетельствует о том, что человек чувствует себя некомфортно и хочет отстраниться от внешнего мира.

Но определение лжи по глазам таким способом не справедливо в том случае, когда события происходили десять-пятнадцать минут назад. Также не стоит зацикливаться на неподвижном взгляде тогда, когда человек сообщает очень важную для него информацию, например, адрес или телефон.

Резкий отвод взгляда

Общаясь с человеком, иногда можно заметить, как он быстро отводит глаза сторону во время рассказа, а затем опять смотрит на собеседника. Очень велика вероятность, что такие его действия свидетельствуют о том, что он пытается что-то скрыть.

Если всю беседу собеседник смотрел прямо и открыто, а при затрагивании определенной темы начал отводить взгляд или избегать прямого контакта, то это один из признаков того, как узнать ложь по глазам. Но иногда так ведут себя неуверенные и закомплексованные люди, если тема разговора заставляет их чувствовать себя неловко. В этом случае говорить об обмане на основании только этого признака не имеет смысла.

Испуганное выражение лица

Человек, который обманывает, всегда боится того, что его разоблачат. Поэтому во время беседы у него может быть немного испуганное Но только опытный психолог сможет отличить его от обычного стеснения перед малознакомым человеком или необычной ситуацией.

Глаза - это не единственный показатель, указывающий на ложь. Анализируя поведение собеседника, стоит оценивать полную картину: обращать внимание на жесты, позу и мимику. Пригодится любая информация о человеке, чтобы правильно сопоставить слова и «картинку». Поэтому делать не стоит.

Мимика во время лжи

Знать положение глаз при лжи важно, но этого недостаточно. Необходимо наблюдать за речью человека, его движениями и поведением. Во время лживого рассказа обязательно будут заметны изменения. Оценивать мимику и жесты необходимо только в комплексе с речевыми и голосовыми параметрами.

Интонация и улыбка

Когда собеседник обманывает, его речь и интонации будут меняться. Голос может дрожать, а слова произносятся медленнее или, наоборот, быстрее. У некоторых людей появляется охриплость или проскальзывают высокие нотки. Если собеседник стеснительный, то он может начать заикаться.

По улыбке также можно распознать неискренность. Многие люди, когда сообщают неправду, немного улыбаются. Собеседника должно насторожить, если улыбка совсем неуместна. Такое выражение лица позволяет немного скрыть неловкость и волнение. Но это не касается жизнерадостных людей, которые стараются всегда улыбаться.

Напряжение лицевых мышц

Если очень внимательно смотреть на оппонента, можно разобраться, обманывает он или нет. Его выдаст микронапряжение лицевых мышц, которое длится несколько секунд. С каким бы «каменным» лицом ни говорил собеседник, мгновенное напряжение все равно неизбежно.

Обманщика выдает не только положение глаз при лжи, но и неконтролируемые кожи и других частей лица. К наиболее распространенным можно отнести: подрагивание губ, учащенное моргание или изменение цвета кожи.

Жесты лжи

Известные специалисты сошлись во мнении, что когда человек обманывает, он совершает типичные действия:

  • касается руками лица;
  • прикрывает рот;
  • чешет нос, трет глаза или дотрагивается до уха;
  • оттягивает воротничок на одежде.

Но все эти жесты могут говорить о вранье только в том случае, когда присутствуют и другие признаки обмана. Поэтому самое достоверное - это определение лжи по глазам, мимике, движениям и поведении. Научившись диагностировать неправду, можно избежать участи жертвы и всегда чувствовать себя уверенно.

Как показывает практика, безошибочно распознавать вранье способен тот человек, который часто общается с другими людьми. Он также должен уметь трезво воспринимать ситуацию и события, быть внимательным и стараться подмечать все нюансы и тонкости их поведения. Богатый коммуникативный опыт и способность к анализу помогут правильно воспринимать всю получаемую информацию и оценивать ее достоверность.

Обычно наши глаза "следуют" за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете.
Этим полезным навыком в совершенстве владеют профессиональные игроки в покер...

"Глаза в глаза". Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.


Человек смотрит вверх. Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный "жест" означает проявление снисходительности.


Если человек смотрит в верхний правый угол, он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.


Если человек отводит глаза в верхний левый угол, это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно "нарисовать" какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.


Если ваш собеседник смотрит вправо, это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.


Смотря влево, люди придумывают звуки. Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.


Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо, этот человек ведет так называемый "внутренний" диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.


Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево, он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.


Опустив глаза, мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти "правила" обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборот: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.
Как определить, что вам врут?
Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, "какого цвета твоя машина?". Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.
Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно "приукрашивает".
Научившись контролировать свой взор, человек может заставить других безоговорочно верить ему. (Как же можно соврать, смотря человеку прямо в глаза?)

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения

Доступом называется процесс получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».

Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий.

Ключи доступа – движения глаз.

«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.

Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

1. – Движение глаз вверх налево.

Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?»

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?».

6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево.

Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле.

Как понять собеседника по движению глаз.

Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил

Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том,

что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда!

Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете,

в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно

сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите,

и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы,

встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение

прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:

«Ну, как ты там отдохнул?» –

«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.

Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.

Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности

– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.

Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти.

Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов.

Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например:

· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру?

· Как выглядит ваша спальная комната?

Примеры аудиальных вопросов:

· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась?

Или кинестические:

· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?

· Как ты ощущаешь, что уже голоден?

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы:

«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня».

В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза.

А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.

Невозможно найти человека, который всегда бы говорил только правду и ничего кроме правды. Ведь в жизни никак не обойтись без каких-то недосказанностей или даже откровенной лжи, потому что и она бывает необходима. Поэтому неплохо знать некоторые признаки лжецов. Например, куда смотрит человек, когда врет. Ведь если понимать, что человек говорит неправду, то это может многое изменить.

Единственное, обязательно стоит учитывать, что лица, когда человек врет, не может быть однозначной, поэтому все равно есть место некоторой погрешности в выводах.

Как понять по глазам, что человек врет?

Вообще мимика – это то, что человек не всегда способен полностью контролировать. Некоторые люди, конечно же, врут лучше других, так как обладают некоторой долей актерского таланта. Но все же мелкие мимические признаки бывает невероятно сложно контролировать или скрывать. В особенности это касается движения глаз, которое обычно происходит абсолютно неосознанно.

Первое, на что сточит обратить , так это пристальность взгляда. Когда человек врет, то он начинает задумываться над тем, в какую сторону смотрит, потому что он переживает. Именно поэтому люди, которые не особенно умеют врать, стараются не смотреть на собеседника и постоянно отводят глаза, то есть, их характеризует бегающий взгляд. А опытные лгуны наоборот буду пристально смотреть в глаза собеседника, как бы бросая ему вызов.

Также, когда человек врет, он может непроизвольно начать чаще моргать. Это происходит на подсознательном уровне, так как человек стыдится и пытается скрыть свою ложь.

Стоит обратить внимание и на то, куда именно смотрят глаза человека, когда он врет. Движение глаз вправо и вверх говорит о том, что человек вспоминает действительно происходившие события, а вот если взгляд «идет» влево и вверх, то это значит, что он фантазирует и конструирует события в своей голове на ходу, прямо сейчас, то есть, врет.




error: Контент защищен !!