Борьба с крестоносцами: решающие битвы. Борьба с агрессией крестоносцев

Битва с крестоносцами при Хиттине

Саладин вошел в историю прежде всего как победитель крестоносцев и освободитель Иерусалима. Он провозгласил джихад (священную войну) против христиан. К тому времени Саладин завоевал области в Северной Африке, Йемен, подчинил Сирию и Северную часть Месопотамии.

После того, как практически все эмиры Сирии признали власть Саладина, султан получил возможность сформировать огромное войско и двинуть его против Иерусалимского королевства и других государств крестоносцев, которые как раз сотрясали раздоры.

По словам М. А. Заборова, «Франкский Восток, по существу, попал в окружение державы Салах ад-Дина. Все ее ресурсы султан, положивший начало династии Айюбидов, направил на борьбу с франками. Задавшись целью прежде всего уничтожить Иерусалимское королевство, он принес обет священной войны (джихада) против врагов ислама.

Вначале борьба с ними велась от случая к случаю. Еще будучи визирем, Салах ад-Дин в декабре 1170 г. совершил рейд на Газу, пограничную крепость Иерусалимского королевства; после этого египтяне овладели Айлой (Эйлатом) - портом в Акабском заливе Красного моря. В 1179 г. Фарук-Шах, военачальник Салах ад-Дина, в битве при Бельфорте нанес чувствительный урон силам иерусалимского короля Бодуэна IV. Отдельные отряды мусульман достигли Сайды и Бейрута. В 1180 г. флот султана, отбывший из Александрии, захватил у крестоносцев о-в Руад. Над Иерусалимским королевством все более сгущались тучи. Мусульманский реванш вступал в решающую фазу.

Крестоносные бароны понимали, к чему может привести дальнейшее наступление Салах ад-Дина. Уже в 1183 г. королевская курия в Иерусалиме постановила ввести всеобщий чрезвычайный налог: собранные средства должны были пойти на укрепление обороны от активизировавшихся «нехристей». Размер налога определялся стоимостью имущества, и платить его обязали всех - независимо от пола, религиозной и этнической принадлежности.

Деньги с крепостных поручалось собирать их сеньорам. В 1184–1185 гг. в Европу отправились в пропагандистско-вербовочное турне патриарх иерусалимский и оба великих магистра военно-монашеских орденов: они поехали просить о помощи против “неверных”.

Систематический натиск мусульман на владения франков развернулся со второй половины 80-х годов XII в. Отсутствие сплоченности среди крестоносных феодалов, целиком поглощенных мирскими заботами, распрями из-за земель и титулов, дипломатическими ухищрениями и интригами, позволили Салах ад-Дину в 1187 г. вторгнуться со своими войсками во внутренние области Иерусалимского королевства.

Ближайшим поводом для нападения послужила разбойничья выходка одного из видных франкских баронов - Рено Шатийонского. Это был беспардонный авантюрист, снискавший скандальную известность своими грабительскими «подвигами». Еще в 1155 г. он опустошил византийский Кипр. Затем этот сеньор выгодно женился на наследнице княжества Антиохийского и таким путем приобрел себе кое-какие владения на Оронте. Наконец однажды он попал в плен к Hyp ад-Дину, где пробыл 16 лет. По возвращении Рено, чьи авантюристические склонности отнюдь не уменьшились, засел в замке Крак, что к востоку от Мертвого моря, и занялся грабежами купеческих караванов, проходивших мимо, благо крепость прикрывала пути из Сирии в Египет и в Хиджаз.

То ли в конце 1186 г., то ли в начале 1187 г. Рено Шатийонский вероломно, в нарушение условий действовавшего тогда перемирия между Египтом и Иерусалимским королевством (оно было заключено еще в 1180 г.), совершил налет на караван, направлявшийся с большими ценностями из Каира в Дамаск. Караван, в котором находилась сестра Салах ад-Дина, был дочиста ограблен. Султан, уязвленный вдвойне, тотчас потребовал от тогдашнего иерусалимского короля Ги Лузиньяна (1186–1190) возмещения ущерба, освобождения пленников и наказания грабителя. Король не рискнул, однако, ущемлять и подвергать унижению своего сильного, хотя и обнаглевшего вассала. Воспользовавшись отказом, Салах ад-Дин перешел к решительным фронтальным действиям против «врагов Аллаха». Сначала, ранней весной 1187 г., были опустошены районы крепостей Крак и Крак де Монреаль, двумя месяцами позже началась священная война против франков. Соединенные мусульманские войска - из Дамаска, Халеба, Мосула, месопотамских областей - сосредоточились в Раас аль-Ма и открыли военные действия.

Один за другим обрушились на Иерусалимское королевство чувствительные удары. В мае 1187 г. к северо-востоку от Назарета, в верховьях р. Крессон, был уничтожен в бою большой отряд, состоявший в основном из орденских рыцарей; погиб сам великий магистр иоаннитов Рожэ де Мулен. 2 июля армия Салах ад-Дина взяла Тивериаду и окружила затем плотным кольцом крупные силы крестоносцев близ деревни Хаттин, между Назаретом и Тивериадским озером. Сюда, на возвышенность, крестоносцев привели - вопреки благоразумным советам графа Раймунда III Триполийского, видевшего стратегическую уязвимость этой позиции, - упорство великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора и горячность Рено Шатийонского, к мнению которых после долгих колебаний прислушался король Иерусалимский.

В кровавой сече, разыгравшейся 4 июля 1187 г., мусульмане победили. Сражение происходило в неблагоприятной для крестоносцев обстановке, при страшной жаре. Не хватало питьевой воды. Мусульмане везде подожгли траву и кустарник, так что рыцарей, выстроившихся на холме в три боевые колонны, окутали клубы поднимавшегося кверху дыма… Битва длилась чуть ли не семь часов кряду. Сотни рыцарей и тысячи пеших воинов пали на поле боя. Король Ги Лузиньян, великий магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, коннетабль Амори Лузиньян, многие знатные бароны - Гилельм Монферратский и другие - попали в плен к Салах ад-Дину. Лишь несколько сот человек спаслись бегством в Тир и укрылись за его стенами…»

Дж. Барнбейдж так писал о событиях, предшествовавших походу Саладина на Иерусалим: «Условия соглашения, заключенного в 1180 году между Саладином и латинскими государствами, гарантировали свободные торговые связи между территориями мусульман и христиан. Проход караванов мусульманских купцов по латинской территории всегда являлся соблазном для безответственных, не почитающих закон людей, которых правительствам латинских государств было нелегко контролировать. Богатые караваны неверных постоянно шли перед глазами таких людей, которые отлично понимали, что король и бароны королевства вряд ли пожелают жестоко наказать человека, поддавшегося искушению и ограбившего караван. Хотя такое действие могло привести к войне, это их не страшило. Война открывает массу возможностей для умных людей.

Летом 1181 года Рено де Шатийон, красивый и бесстрашный представитель «пришлых», не устоял перед соблазном быстрого обогащения и напал на караван, направлявшийся из Дамаска в Мекку. Саладин пожаловался латинским властям на нарушение договора. Больной король ничего не мог сделать, чтобы исправить положение. Захватив пятнадцать сотен пилигримов в Дамьетте в качестве заложников, Саладин начал войну. Он и его египетские войска избежали столкновения с армией латинского королевства, пройдя через Синайскую пустыню в Дамаск. Оттуда мусульмане в июле 1182 года начали вторжение на латинские территории. Однако кампания не была завершена. Обе стороны заявили о своей победе и удалились для подготовки к дальнейшим военным действиям».

Тут необходимо заметить, что действия «красивых и бесстрашных» беспредельщиков вроде Рене де Шатийона, беззастенчиво нарушавших существующие договоры с мусульманами, конечно, давали Саладину необходимый предлог для войны с крестоносцами. Но нет сомнений, что и без подобного предлога египетский султан пошел бы в поход на Иерусалим. Слишком важной целью для него было освобождение священного города от «неверных».

Мишо прав, когда утверждает, что осуществлению замыслов Саладина «особенно содействовали дерзость и безрассудство другого вождя крестоносцев - князя Рено Шатийонского. По происхождению этот человек был вовсе не князем и к титулованной знати не принадлежал; рыцарь из города Шатильона, он участвовал во Втором крестовом походе и записался в войска Раймунда Пуатье, князя Антиохийского. После смерти последнего его вдова Констанция, плененная красотой и мужеством рыцаря Рено, к изумлению всех прелатов и баронов, выбрала его себе в супруги и соправители. Новоявленный князь, приобретя любовь супруги, не сумел заслужить доверия своих новых подданных».

Как писал Р. Ирвин, «такие светские интеллектуалы, как аль-Кади аль-Фадил и Имад ад-Дин аль-Исфахани, работавшие в канцелярии Саладина, неустанно досаждали своему господину, призывая его прекратить борьбу с соседями-мусульманами и послать свои армии воевать с неверными. Аль-Кади аль-Фадил и его подчиненные превратили канцелярию султана в главное орудие пропаганды в пользу Саладина. В письмах, которые они рассылали по всему мусульманскому миру, действия Саладина преподносились как направленные к единственной цели - уничтожению латинских княжеств. Когда сторонники рода Занги и другие враги султана называли его узурпатором, заботящимся лишь о благе собственного клана, сторонники Саладина указывали на его верность идее священной войны как на подтверждение легитимности его власти. Однако Саладин немного делал для борьбы с христианами до тех пор, пока в 1183 году Алеппо не признал его своим владыкой».

18 июня 1183 года Саладин торжественно вступил в Алеппо. С этого момента Сирия и Египет стали не номинально, как во времена Нур ад-Дина, а по-настоящему единым государством, беспрекословно подчиняющимся воле султана. Как ни странно, но возникновение этой мусульманской империи не уменьшило раздоры среди крестоносцев. Король Иерусалима, мучимый проказой, становился все более бессилен, два клана вели борьбу за власть. Первый клан, склонный к миру с Саладином, возглавлял Раймон, граф Триполи. Второй клан, настроенный на войну, возглавлял Рено де Шатийон, один из героев битвы при Рамле.

Граф Триполи, брюнет, бегло говоривший по-арабски и знавший исламские тексты, был похож на какого-нибудь сирийского эмира, но огромный рост выдавал его европейское происхождение.

Как пишет Ибн аль-Асир, «среди франков того времени не было человека более храброго и более мудрого, чем правитель Триполи Раймонд ибн Раймонд ас-Сенжили, потомок Святого Жиля. Но он был очень амбициозен и пламенно желал стать королем. На некоторое время он обеспечил свое регентство, но вскоре был отстранен от него. При этом он был так озлоблен, что написал Салах ад-Дину, перешел на его сторону и попросил того помочь ему стать королем франков. Салах ад-Дин обрадовался этому и поспешил освободить некоторое число рыцарей из Триполи, находившихся в мусульманском плену».

Распри среди крестоносцев были на руку Саладину. Когда в Иерусалиме, казалось, восторжествовало «мирное» течение, возглавляемое графом Триполи, Саладин занял примирительную позицию. В 1184 году у Балдуина IV была уже последняя стадия проказы. Руки и ноги стали дряблыми, глаза выцвели. Но он еще был в здравом уме и поддерживал графа Триполи, надеясь установить добрососедские отношения с Саладином. Андалузский путешественник Ибн Джубаир, посетивший Дамаск, удивился, что, несмотря на формальное состояние войны, караваны свободно ходили из Каира в Дамаск и обратно через территорию франков. «Христиане, - писал он, - берут с мусульман пошлину, которая взимается без злоупотреблений. В свою очередь купцы-христиане платят пошлину за свои товары, когда пересекают земли мусульман. Между ними полное согласие, и справедливость в почете».

Коренные, местные крестоносцы, родившиеся в Палестине, в отличие от пришлых, вроде Рене де Шатийона, были заинтересованы в торговле с окружающими мусульманскими государствами и пытались найти с ними какой-то «модус вивенди». Крестоносцы же, пришедшие из Европы, мечтали о новых завоеваниях и провоцировали столкновения с мусульманами.

Вильгельм Тирский признавал: «Между деяниями наших князей нельзя найти ничего, что мудрый счел бы достойным изображения, что читателю причинило бы радость и писателю сделало честь; мы можем применить к себе слова пророка: «Пастыри заблуждаются в законе, мудрые в совете, и пророки поучают неправде» (Иерем., 18, 18); на нас повторилось и то, что «каков народ, таковы и пастыри» (Ос., 4, 9); к нам же могут быть отнесены и лено, от головы до пят в нем нет ничего здорового» (Ис., 5, 6). Мы достигли такой эпохи, что не можем вынести ни своей порочности, ни спасительных средств против нее, а потому за наши грехи неприятель получил над нами перевес, и мы, торжествовавшие прежде над ним и увенчанные пальмой побед, претерпеваем поражение почти при всяком деле, ибо мы оставлены Божественной благодатью. Вследствие всего этого мы считали лучшим молчать и предпочли оставить во мраке наши слабости, нежели выставлять их на свет для позора…

Долг историка - писать не то, что ему нравится, но то, что представляет время. В делах же человеческих и особенно во время войны мы видим постоянную превратность, и как не бывает постоянства в счастье, так и несчастье имеет свои светлые промежутки. Таким образом, мы дали себя уговорить снова предаться начатому нами труду и намерены теперь с Божьей помощью писать тщательно дальше, как мы уже начали, все, что представит нам грядущее время - и да будет оно благополучно, - если Богу будет угодно продлить наш век.

Между тем (то есть как Саладин принужден был оставить осаду города Петры), вражда между государем, королем и графом Иоппе (Яффы) (Гвидо Лузиньян) по неизвестным причинам возрастала с каждым днем, так что все видели ясно, что король ищет повода, на основании которого можно было бы расторгнуть брак графа с его сестрой (Сибиллой). Он часто ходил к патриарху и требовал от него назначить день, в который он мог бы подать жалобу на этот брак и объявить развод в его присутствии. Но граф, извещенный о всем том, возвратился из похода, оставил войско и, прибыв кратчайшей дорогой в Аскалон, дал знать оттуда своей жене, находившейся в Иерусалиме, чтобы она поспешила оставить город до прибытия короля и отправилась в Аскалон; иначе он опасался, что король, имея ее в своей власти, не согласится, чтобы она поехала к нему. Тогда король отправил вестника, приглашая графа к себе и возвещая ему о цели приглашения. Но граф, не желая являться, сослался на болезнь, которая ему препятствовала отправиться в дорогу. Так как он не являлся и на последующие приглашения, то король решил поехать сам и лично пригласить графа на суд. Прибыв туда в сопровождении некоторых из своих князей и найдя городские ворота запертыми, он постучал рукой троекратно; но никто не повиновался его приказанию, и потому, исполненный справедливого негодования, он возвратился назад на глазах всего городского населения, которое, узнав о прибытии короля, собралось на стенах и башнях, чтобы посмотреть, чем кончится дело. Когда король направился оттуда прямо к городу Иоппе, он встретил, еще до прибытия на место, знатных граждан того места обоих сословий, которые отворили ему ворота и впустили без малейшего затруднения. Поставив там наместника, которому он поручил заботы о городе, он отправился в Аккон. Там назначен был всеобщий сейм (curia generalis), и, когда князья королевства собрались там в назначенный день, патриарх, который имел на своей стороне магистров ордена тамплиеров и госпитальеров, пал перед королем, ходатайствуя за графа и прося короля отложить свой гнев и примириться с ним. Но так как они не были услышаны, то оставили с досадой не только сейм, но и город. На этом же сейме князей было определено отправить послов к королям и князьям за Альпы с просьбой помочь христианству и королевству. Это дело должно было быть рассмотрено прежде всего, но патриарх прервал его своей просьбой о графе, как то было сказано выше, и вслед за тем в великом гневе удалился из Аккона.

Когда граф Иоппе узнал, что король не обнаружил склонности к примирению с ним, то увеличил свою виновность новым и еще худшим поступком. Он отправился вместе со своим рыцарством к укреплению Дарум и напал на стан арабов, которые с позволения короля и в уверенности в его слове разбили палатки в той местности, чтобы пасти свои стада. Напав на них врасплох, он отнял у них их достояние и с богатой добычей возвратился в Аскалон. Когда король узнал об этом нападении, он снова собрал князей и поручил все управление государством графу Триполи, на храбрость которого и благоразумие он возлагал большие надежды. Этим расположением, по-видимому, он удовлетворил желание всего народа и большей части князей, ибо все были того убеждения, что единственным путем к спасению оставалось одно: вручить заботу о государстве графу».

Дж. Брандедж утверждал: «Балдуин IV быстро слабел, и в марте 1185 года двадцатичетырехлетний монарх умер. Согласно желанию молодого прокаженного короля бароны королевства передали корону его племяннику Балдуину V, в то время бывшему восьмилетним ребенком. Раймунд Триполийский остался у власти в качестве регента и стал искать пути заключения мира с Саладином. Последний, погрязший во всевозможных распрях в Египте, принял предложение.

Было достигнуто временное равновесие, которое, впрочем, оказалось быстро нарушенным дальнейшими событиями в латинских государствах. В августе 1186 года в Акре умер Балдуин V. В отсутствие регента Раймонда королевой была провозглашена сестра Балдуина IV и жена Гвидо де Лузиньяна Сибилла, очень скоро короновавшая своего мужа. Это поставило партию «пришлых» во главу государства и раскололо ряды христиан на Востоке.

Раймонд Триполийский отказался признать новых монархов. К нему присоединились Боэмунд III, князь Антиохии, и некоторые другие представители латинской знати. Именно этот крайне неподходящий момент выбрал Рено де Шатийон, чтобы еще раз нарушить договоренность между латинскими государствами и Саладином. Как и пятью годами ранее, он напал на мусульманский караван, шедший в Каир. Саладин потребовал компенсации, Рено отказался. Король Гвидо не смог или не пожелал ничего предпринимать, и Саладин стал готовиться к новому нападению.

Ослабленные взаимной ненавистью и недоверием в собственных рядах, латинские бароны оказались перед лицом нового нападения мусульман. Раймонд III и его друзья оставались в оппозиции иерусалимскому королю и его приближенным. Раймонд даже заключил союз с Саладином, чтобы защитить графство Триполи от мусульманского нашествия. Однако это проявление экстремизма не нашло широкого одобрения, и под давлением других латинских князей Раймонд и его люди уступили. Они приготовились присоединиться к христианской армии для защиты Святой земли. Это весьма запоздалое воссоединение не ликвидировало недоверие и взаимную неприязнь, вызванные недавними событиями в латинских государствах».

Когда регентом был назначен граф Триполи, он поспешил направить к Саладину послов. Саладин согласился заключить перемирие на четыре года. Но через год, в августе 1186 года, 9-летний король Балдуин V умер, надобность в регентстве отпала. «Мать маленького монарха, - пишет Ибн аль-Асир, - увлеклась франком, недавно прибывшим с Запада, неким Ги. Она сделала его своим мужем и после смерти ребенка надела на голову мужа корону. Она собрала патриарха, священников, монахов, госпитальеров, тамплиеров, баронов - объявила им, что передает власть Ги, и велела им поклясться, что они будут повиноваться ему. Раймонд отказался и предпочел договориться с Саладином». Этот Ги стал королем Ги де Лузиньяном. Это был человек, лишенный каких-либо государственных или военных способностей. Он стал марионеткой в руках «ястребов» во главе с Рено де Шатийоном.

В союзе с тамплиерами и многочисленными рыцарями, прибывшими из Европы, он выступал за войну с мусульманами и постоянные набеги на мусульманские земли. Клятвы перед «неверными» Рено де Шатийон соблюдать не собирался.

Повод для новой войны между Саладином и Иерусалимским королевством быстро нашелся. Еще в 1180 году между Дамаском и Иерусалимом было подписано соглашение о свободном передвижении имущества и людей между двумя столицами. Через несколько месяцев Рено ограбил караван богатых арабских купцов, шедший через сирийскую пустыню в Мекку. Саладин пожаловался Бодуэну IV, но последний не осмелился выступить против своего вассала. Осенью 1182 года случилось нечто худшее: принц Арнаут, как называли Рено де Шатийона, решил напасть на Мекку. Высадившись в Эйлате, его экспедиция прошла вдоль берега и атаковала Янбу, порт около Медины, а затем Рабиг, неподалеку от Мекки. Люди Рено также потопили судно с мусульманскими паломниками, шедшее в Джидду. «Все были ошеломлены, - утверждает Ибн аль-Асир, - ведь люди этой области никогда прежде не видели ни одного франка - ни купца, ни воина». Опьяненные успехом, грабители, не теряя времени, наполняли свои суда добычей. Рено де Шатийон морем вернулся в Палестину, его люди продолжали еще несколько месяцев пиратствовать в Красном море. Брат Саладина аль-Адель, правивший Египтом в отсутствие султана, снарядил флот и уничтожил пиратов. Некоторых из пленных обезглавили в Мекке. Саладин в ответ совершил несколько рейдов против крестоносцев. В ноябре 1183 года, когда он установил катапульты вокруг крепости Крак и стал бомбардировать ее обломками скал, защитники сообщили ему, что в это время внутри крепости проходила княжеская свадьба. И хотя новобрачной была невестка Рено, Саладин приказал не обстреливать тот район, где проходила свадьба.

Баха ад-Дин так описал походы Саладина против крестоносцев в 1183–1186 году и параллельную борьбу за покорение Мосула и других территорий на севере Сирии: «Султан недолго оставался в Алеппо. В 22-й день месяца раби II 579 г. (14 августа 1183 г.) он выехал в Дамаск, готовясь к походу в земли, занятые неверными. По пути он собрал свои войска, которые двинулись вслед за ним. Он не остановился в Хаме, передвигаясь форсированными маршами, не везя с собой никакой провизии, и в 3-й день месяца жумада I (24 августа) достиг Дамаска. Там он провел несколько дней, занятых приготовлениями, а в 27-й день того же месяца разбил свой лагерь у Деревянного моста, где велел своим войскам ожидать его. Там он оставался в течение девяти дней, а затем, в 8-й день месяца жумада II (28 сентября) двинулся к ал-Фуаду, где провел окончательные приготовления к вторжению на вражескую территорию. Оттуда он проследовал на ал-Кусейр, где остановился на ночлег. На следующий день ранним утром он дошел до брода (через Иордан) и, переправившись через реку, дошел до ал-Бейсана. Франки, жившие там, покинули свои жилища, побросали все имущество, которое трудно было унести, а также собранный урожай. Солдатам было позволено взять себе оставленное франками имущество. Далее султан проследовал в ал-Жалут, цветущую деревню, рядом с которой есть источник (айн), и там разбил свой лагерь. Он выслал впереди себя отряд Нуровых мамлюков (которые ранее принадлежали Нур ад-Дину) под командованием Изз ад-Дина Журдика и Жавейли, (бывшего) мамлюка Асад ад-Дина, чтобы разведать местонахождение франков и узнать, что они делают. Эти воины неожиданно натолкнулись на отряды из ал-Керака и аш-Шубика, шедшие на подкрепление врагу. Наши люди напали на них, сразили насмерть великое множество и взяли в плен более сотни человек. Затем они вернулись, не потеряв убитым ни единого мусульманина, кроме человека по имени Бахрам аш-Шавуш. К концу дня - 10-го дня месяца жумада II (30 сентября 1183 г.) - султан получил известие о поражении франков.

Его армия выражала свою радость и пришла к твердому убеждению, что ей суждено добиться победы и успехов. В субботу, в 11-й день того же месяца, султану сообщили, что франки оставили Саффурию, где сосредоточили свои силы, и двинулись на ал-Фулу, известную деревню. Поскольку он намеревался дать им бой на открытой местности, он привел свое войско в боевой порядок, разделив его на центр и два фланга, правый и левый, и пошел навстречу врагу. Враг наступал на мусульман, и они оказались лицом к лицу. Султан послал в атаку авангард, состоящий из пяти сотен копейщиков, и они устроили великое побоище, и враг убил некоторых из них. Франки плотно сомкнули ряды, и их пехота защищала рыцарей, они не атаковали, но и не останавливались, а продолжали двигаться к вышеупомянутому источнику и там разбили свой лагерь. Султан остановился напротив них и пытался принудить их покинуть свою позицию и ввязаться в бой, насылая на них небольшие отряды. Несмотря на это франки остались на своем месте, видя, что силы мусульман велики. Поскольку султан не мог сдвинуть их с их места, он решил отойти, надеясь, что они его начнут преследовать и дадут возможность втянуть их в настоящее сражение. Итак, в 17-й день того же месяца он отправился в сторону ат-Тур и занял позицию у подножия этой горы, выжидая благоприятного момента для нападения, как только франки снимутся с места. Франки начали движение на заре и отступили. Он преследовал их и тщетно пытался вызвать на бой, постоянно осыпая стрелами; преследовать их он продолжал до тех пор, пока они не сделали привал в ал-Фуле, возвращаясь в свою колонию. Видя это, мусульмане явились к султану и посоветовали ему отступить, потому что припасы у них были на исходе. Кроме того, враг понес тяжелые потери, несколько вражеских колоний, в том числе Афирбила, а также крепости Байсан и Зарейн, были разрушены. Тогда султан отступил, победоносный и ликующий, и остановился на привал у ал-Гавара, где распустил тех из своих воинов, кто желал вернуться домой. Затем он вернулся обратно в Дамаск, в который вступил в четверг, в 24-й день того же месяца. Жители выказали великую радость по поводу его возвращения. Какие высокие стремления жили в его душе! Даже взятие власти над Алеппо не помешало ему совершить очередной поход против франкских захватчиков! Его целью во всех его походах было увеличение запасов и ресурсов для усердия на пути Аллаха и борьбы с захватчиками. Аллах да ниспошлет ему достойную награду в следующей жизни, при том что, по милости Своей, Он и в этой жизни даровал ему возможность совершить столько достойных дел!

Султан оставался в Дамаске до 3-го дня месяца ражаб 579 г. (22 октября 1183 г.) и несколько раз выезжал к ал-Кераку. Он призвал своего брата ал-Малика ал-Адиля, находившегося в то время в Египте, присоединиться к нему у ал-Керака. Как только он услышал, что его брат вышел из Египта, он покинул (Дамаск) и отправился навстречу. Встретился он с ним неподалеку от ал-Керака. С ал-Адилем, прибывшим в 4-й день месяца шабан (22 ноября 1183 г.), пришло великое множество купцов и других людей. Франки получили известие о том, что ал-Малик ал-Адил вышел на тропу войны, и они направили на защиту ал-Керака своих воинов и рыцарей. Когда султан услышал, что армия франков многочисленна, его встревожило то, что они могут направиться в сторону Египта; поэтому он послал в эту страну своего племянника ал-Малика ал-Музаффара Таки ад-Дина. Это произошло в 15-й день месяца шабан. В 16-й день того же месяца франки разбили лагерь у ал-Керака, и султан, после мощной атаки на них, был вынужден отступить. Именно здесь Шараф ад-Дин Баргуш (ранее бывший одним из мамлюков Нур ад-Дина) умер смертью храбрых.

После появления франков у ал-Керака султан оставил надежду взять эту крепость и вместе со своим братом ал-Маликом ал-Адилем отступил по направлению к Дамаску. Прибыв в город в 24-й день месяца шабан, во 2-й день месяца рамадан (18 декабря 1183 г.) он передал управление Алеппо ал-Малику ал-Адилю, который оставался с ним. В то время его сын ал-Малик аз-Захир находился в Алеппо с регентом, Сейф ад-Дином Язкужем, и Ибн ал-Амидом. Ал-Малик аз-Захир был его любимым сыном по причине доброго нрава, которым его наделил Аллах. Высокие помыслы, ясность суждений, высокий ум, честность и добродетельный образ жизни - все качества, возвышающие человека, были объединены в этой личности, и он неизменно выказывал почтение и повиновение отцу. Тем не менее отец лишил его управления Алеппо, потому что верил, что этот шаг обернется определенными преимуществами. Эмир покинул Алеппо вместе с Язкужем сразу по прибытии ал-Малика ал-Адиля, и оба они отправились к султану. В 28-й день месяца шаввал (13 февраля 1184 г.) они прибыли в Дамаск. Аз-Захир остался с отцом, повинуясь и подчиняясь ему во всем. И все же в его груди затаилось недовольство, которое не ускользнуло от внимания султана.

В тот самый месяц я прибыл к султану в качестве члена посольства, снаряженного правительством Мосула. До этого мы обратились к халифу ан-Насир ли-Дин Аллаху, тогда пребывавшему в Багдаде, убедив его позволить Шейху шейхов, Бадр ад-Дину, сопровождать нас и выступить в качестве посла и посредника. Это был один из достойнейших людей, пользовавшийся большим уважением не только при дворе халифа, но и во всей стране. Султан столь высоко ценил этого ученого мужа, что в период его пребывания при дворе навещал почти ежедневно.

По пути шейх посетил Мосул, а оттуда выехал вместе с кади Мухий ад-Дином, сыном Камал ад-Дина, с которым он дружил с детских лет. Я также входил в состав этого посольства. Мы продолжили наш путь, и на подъездах к Дамаску шейха и прочих из нас встретил султан. После встречи, имевшей место на некотором расстоянии от Дамаска, мы въехали в город. Было это в субботу, в 11-й день месяца зу-л-када (24 февраля 1184 г.). Султан оказал нам самый любезный и обходительный прием, и мы провели несколько дней в переговорах и попытках прийти к окончательному соглашению. Однако на этот раз достигнуть согласия не удалось, и мы уехали, чтобы вернуться в Мосул. Султан провожал нас до самого ал-Кусейра, где и попрощался с шейхом. В тот день Бадр ад-Дин предпринял еще одну, последнюю попытку добиться согласия. Однако эта попытка провалилась по причине возражения, высказанного Мухйи ад-Дином. Султан исходил из того, что повелитель Арбелы и повелитель ал-Жазиры должен иметь право выбирать, под чьей рукой ему быть, под его или Мосула, но кади заявил, что они должны подписать договор (о мире). Это условие прервало ход переговоров, и мы отправились в путь в 7-й день месяца зу-л-хижжа (22 марта). Во время нашего визита султан поручил шейху предложить мне все посты, которые занимал в Мисре Баха ад-Димашки. Я отверг его предложение, боясь, что неуспех наших переговоров может быть приписан мне. С этого времени в благородных мыслях султана сложилось некое мнение обо мне, о котором я ничего не знал до тех пор, пока не поступил на его службу. Салах ад-Дин остался в Дамаске и продолжал принимать послов, которые прибывали к нему со всех концов. Один посол прибыл от Синжар Шаха, повелителя ал-Дазиры, от имени которого он присягнул на верность султану. Полномочный представитель повелителя Арбелы сделал то же самое и отбыл с другими послами. В 4-й день месяца зу-л-хижжа (19 марта) ал-Малик ал-Адил прибыл из Алеппо, чтобы проведать своего брата султана, и, поприсутствовав на празднике (жертвоприношения) в 10-й день месяца зу-л-хижжа, он вновь вернулся в Алеппо.

Султан разослал гонцов во все концы для сбора войска. Первым вождем, вставшим под его знамя, стал Нур ад-Дин ибн Кара Арслан. Он прибыл в Алеппо в 18-й день месяца сафар (31 мая 1184 г.) и был встречен ал-Маликом ал-Адилем с величайшими почестями. Этот эмир пригласил его в крепость, где принимал самым любезным образом, а в 26-й день того же месяца отправился с ним в Дамаск. Султан болел несколько дней, а потом Аллах вернул ему здоровье. Едва услышав о приближении Ибн Кара Арслана, он поспешил навстречу ему, ибо никогда не скупился на почести людям. Они встретились в Бука, Айн ал-Жисре в 9-й день месяца раби I (20 июня 1184 г.). Затем он вернулся в Дамаск, опередив Ибн Кара Арслана и ал-Малика ал-Адиля, и начал готовиться к очередному походу. В 15-й день того же месяца он выехал из Дамаска и занял позицию у Деревянного Моста. 24-го дня ал-Адиль прибыл в Дамаск с Ибн Кара Арсланом и, пробыв в городе несколько дней, отправился с ним, чтобы присоединиться к султану. Последний только что выступил из Рас ал-Ма, направляясь к ал-Кераку, и на несколько дней остановился неподалеку от этой крепости, поджидая прибытия из Египта ал-Малика ал-Музаффара. Этот эмир присоединился к султану в 19-й день месяца раби II (30 июля) и привез с собой домочадцев и казну ал-Малика ал-Адиля, которые султан отправил этому эмиру, и велел ему и другим предводителям присоединяться к нему у ал-Керака. Все отряды прибыли к нему один за другим, и к 4-му дню месяца жумада I (13 августа) крепость оказалась в плотной осаде. Как только войска из Египта, Сирии и ал-Джазиры - последними командовал Ибн Кара Арслан - соединились, были построены баллисты для устройства проломов в стенах. Когда франки узнали о том, что произошло, они выслали свою пехоту и рыцарей на помощь ал-Кераку. Эта крепость служила источником великого беспокойства для мусульман, ибо она эффективно контролировала дорогу в Египет, и караваны не могли передвигаться по ней без мощного военного сопровождения. Султан был намерен положить конец подобному положению вещей и открыть дорогу в Египет. Когда он услышал о выступлении франков, то приготовился к встрече с ними, приказав своим воинам отойти к высотам над ал-Кераком и отослать свое имущество в глубь страны, чтобы во время боя воины не были отягощены поклажей. Затем он перешел в наступление. Когда франки сделали привал у ал-Валиха, он встал против них рядом с деревней под названием Маайн; франки оставались на своем месте у ал-Валиха до 26-го дня месяца жумада I (4 сентября 1184 г.), а затем перенесли свой лагерь ближе к ал-Кераку. Отряд мусульманской армии пустился за ними, до конца того дня продолжая тревожить их арьергард. Как только султан увидел, что франки направились к ал-Кераку, он послал свое войско в прибрежные колонии франков, которые, в отсутствие войск, оказались совершенно незащищенными. Они штурмом взяли Наблус и захватили там много трофеев, однако занять замок не смогли. Затем они взяли Дженин и вернулись, соединившись с султаном при Рас ал-Ма, приведя с собой пленников и очистив от франкских захватчиков всю территорию, по которой прошли. Салах ад-Дин триумфально вступил в Дамаск в субботу, в 7-й день месяца жумада II (15 сентября). По обе стороны от него ехали ал-Малик ал-Адил и Нур ад-Дин ибн Кара Арслан. Последнего он осыпал почестями и знаками своего расположения и уважения. В тот месяц к нему прибыл посол от халифа, привезя султану, его брату (ал-Малику ал-Адилю) и сыну Асад ад-Дина почетные одежды и вручив им эти дары. В 14-й день того же месяца султан облачил Ибн Кара Арслана в одежды, полученные им от халифа, и дал ему разрешение на отъезд; он также распустил войско. Примерно в то же время прибыли гонцы от Ибн Зейн ад-Дина, прося султана о поддержке. Они сообщили, что армия Мосула при поддержке войск Кизила (правителя Хамадана) под командованием Мужахид ад-Дина Каймаза угрожала Арбеле и совершала грабежи и поджоги во всех направлениях. Ибн Зейн ад-Дин разгромил их и обратил в бегство.

Получив это известие, султан выступил из Дамаска, направившись в эту страну (столицей которой является Мосул), отдав войску приказ следовать за ним. Он прибыл в Харран после встречи с Музаффар ад-Дином в ал-Бире, произошедшей в 12-й день месяца мухаррам 581 г. (15 апреля 1185 г.). Сейф ад-Дин по повелению султана повел авангард армии на Рас ал-Айн. В 22-й день месяца сафар (25 мая) султан прибыл к Харрану, а в 26-й день он арестовал Музаффар ад-Дина за какой-то его поступок и за некие слова, которые приписал ему его посол и которые вызвали гнев султана, хотя на самом деле он не стал подробно разбираться в этом деле. Султан лишил его поста наместника в крепостях Харран и Эдесса и, чтобы проучить, бросил его в тюрьму. Затем, в 1-й день месяца раби I, он облачил его в почетные одежды и вновь вернул ему свою благосклонность, возвратив замок Харран и провинции, которые тот прежде держал, вместе со всеми почестями и знаками уважения, которые полагались ранее. Ему вернулось все, кроме крепости Эдесса, и это место султан обещал отдать ему позднее. Во 2-й день месяца раби I Салах ад-Дин прибыл в Рас ал-Айн, где принял посла от Килиж Арслана, который сообщил, что правители Востока поклялись совместно выступить против него, если он не уйдет из Мосула и Мардина, и сразиться с ним, если он будет упорствовать в своих намерениях. Эта информация побудила султана пойти на Донейсер. В 8-й день месяца раби I к нему присоединился Имад ад-Дин ибн Кара Арслан, с которым прибыли войска Нур ад-Дина, его брата и повелителя Мардина. Султан выехал встречать его и принял с великим почетом. В 11-й день того же месяца он покинул Донейсер, отправившись к Мосулу, и разбил лагерь в местечке под названием Исмаилийат, которое было достаточно близко от города, чтобы можно было ежедневно присылать подмогу отряду, ведущему осаду города. Тем временем Имад ад-Дин ибн Кара Арслан получил известие о смерти своего брата Нур ад-Дина, и султан позволил ему уехать, чтобы взять в руки оставшийся свободным престол…

Эмир-атабек Мосула Изз ад-Дин послал меня к халифу умолять о помощи, но миссия оказалась неудачной. Он также обратился к персам, но и здесь не добился успеха. По возвращении из Багдада я сообщил ему о полученном мною ответе, и тогда он оставил всякую надежду на помощь и поддержку. Когда до Мосула дошло известие о болезни султана, мы поняли, что это - возможность, которой не следует пренебрегать, ибо знали, с какой готовностью этот эмир внимает просьбам и какое доброе у него сердце; поэтому мне было велено отправляться к нему в обществе Баха ад-Дина ар-Рабиба. Мне было доверено составить текст клятвы. «Приложи все усилия, - гласила данная мне инструкция, - к тому, чтобы быстро получить благоприятные условия». Мы прибыли в лагерь султана в первую декаду месяца зу-л-хижжа (в конце февраля 1186 г.) и узнали, что, вопреки опасениям, он выздоровел. Нас приняли с почетом, а султан, впервые после выздоровления, дал прием, на котором мы присутствовали. В день Арафа (9-й день зу-л-хижжа) мы получили для правительства Мосула весь регион между двумя реками, который он отобрал у Синжар Шаха. Он и его брат ал-Малик ал-Адил дали клятву, текст которой я им привез и в которой были четко сформулированы условия. Султан соблюдал условия этого мирного договора до последнего вздоха - Аллах да освятит его душу! - и ни разу их не нарушил. Когда мы приехали к нему под Харран, его силы уже начали восстанавливаться. В этом месте он получил известие о смерти (своего кузена) сына Асад ад-Дина (т. е. о смерти Мухаммада, сына Асад ад-Дина Ширкуха), эмира Эмессы, испустившего последний вздох в день Арафа (9-й день месяца зу-л-хижжа, 3 марта 1186 г.). По этому поводу ал-Малик ал-Адил устроил прием, чтобы выслушать всеобщие соболезнования. Тем временем между туркменами и курдами разгорался военный конфликт, который привел к множеству жертв…

Когда султан убедился, что скоро полностью поправится, он направился в Алеппо, куда прибыл в 14-й день месяца мухаррам 582 г. (6 апреля 1186 г.). Радость людей, вновь видевших его перед собой в добром здравии, сделала этот день незабываемым. Он оставался там в течение четырех дней, а затем направился в Дамаск. У Талл ас-Султан он встретил Асад ад-Дина Ширкуха, который направлялся навестить его вместе со своей сестрой и бесчисленной свитой. Он вез с собой множество подарков (султану). Этот эмир даровал ему правление Эмессой и провел несколько дней в том городе, чтобы передать отцовское наследство; затем он направился в Дамаск, куда прибыл во 2-й день месяца раби I (23 мая). Никогда не было такого ликования, как в тот день. В течение этого месяца произошло множество столкновений между туркменами и курдами в районе Насибина и других местах. С обеих сторон было великое множество убитых. Султан, узнав, что в ар-Равинде взбунтовался Муйн ад-Дин, отправил войску в Алеппо письменный приказ осадить этот город. Во 2-й день месяца жумада I (21 июля 1186 г.) Муйн ад-Дин, сдавший до этого город Илм ад-Дину Сулейману, явился из ар-Равинда, чтобы присоединиться к свите султана. В 17-й день того же месяца в Дамаск прибыл ал-Малик ал-Афдал. До того времени он ни разу не был в Сирии.

Султан счел необходимым отправить ал-Малика ал-Адиля в Египет, потому что этот эмир был лучше знаком с условиями и состоянием этой страны, чем ал-Малик ал-Музаффар (Таки ад-Дин). В Харране, во время своей болезни, он часто беседовал с ним об этом, и это доставляло великое удовольствие ал-Адилю, который питал глубокую привязанность к Египту. Когда здоровье султана восстановилось и он вернулся в Дамаск, к ал-Адилю был направлен гонец, призывая его прибыть в сей город. В 24-й день месяца раби I (14 июня 1186 г.) ал-Адил с небольшой свитой выехал из Алеппо и быстрым ходом добрался до Дамаска. Там он оставался в распоряжении султана и допускался к нему на беседы и переговоры. К началу месяца жумада I дело в основном было улажено - решили, что ал-Адил вернется в Египет и передаст Алеппо султану. Ал-Адил отправил в Алеппо некоторых своих друзей, чтобы они забрали его семью. Ал-Малик аз-Захир - да хранит его Аллах! - в это время находился со своим отцом, султаном, вместе со своим братом ал-Маликом ал-Азизом. В качестве условия возвращения ал-Малика ал-Адиля в Египет султан назначил его атабеком (опекуном) ал-Малика ал-Азиза. Он доверил юного эмира попечению ал-Адиля, которому надлежало заняться его образованием. Правление Алеппо было передано ал-Малику аз-Захиру.

Ал-Адил сам сказал мне: «Когда дело было улажено, я пошел выразить мое почтение ал-Малику ал-Азизу и ал-Малику аз-Захиру. Я застал их вдвоем и сел между ними, сказав ал-Малику ал-Азизу: «Мой повелитель, султан, приказал мне поступить на службу к тебе и направиться с тобой в Египет. Я знаю, что есть множество дурных людей, и некоторые из них придут к тебе и будут чернить меня, советуя тебе не доверять мне. Если ты намерен прислушиваться к ним, скажи мне об этом сейчас, чтобы я не ехал с тобой (в Египет)». Он ответил: «Я не стану слушать их; как бы я мог поступить таким образом?» Тогда я обратился к ал-Малику аз-Захиру и сказал: «Я прекрасно знаю, что твой брат может прислушаться к людям, которые затевают недоброе, и что в случае, если он причинит мне такое горе, я не смогу положиться ни на кого, кроме тебя». Он ответил: «Аллах да благословит тебя! Все будет хорошо». Вскоре после этого султан отправил своего сына Ал-Малика аз-Захира в Алеппо, даровав ему титул султана, потому что он знал, что этот город - средоточие (основание) и центр всей власти. Именно потому он делал все, чтобы завладеть им. Когда он установил свою власть над ним, он ослабил контроль над землями к востоку от него (Верхней Месопотамией, Мосулом и Хилатом), довольствуясь их заверениями в преданности ему и обещаниями поддерживать его в усердии на пути Аллаха и борьбе с захватчиками. Он передал этот город своему сыну, будучи уверенным в его чувстве такта, решительности и осмотрительности, а также в силе и благородстве его характера. Ал-Малик аз-Захир выехал в Алеппо в сопровождении Хусам ад-Дина, которому предстояло стать шихной, и Исы ибн Билашу, будущего вали. У Айн ал-Мубарака (Святого Источника) он был встречен жителями Алеппо, выехавшими из города, чтобы приветствовать его. Это произошло на заре 9-го дня месяца жумада II 582 г. (27 августа 1186 г.) К полудню они достигли замка, а город предался выражению радости. Он простер крыло своего правосудия над его жителями и пролил на них дождь своей щедрости.

Вернемся к ал-Малику ал-Азизу и ал-Малику ал-Адилю. Когда султан решил, какие привилегии и почести должен получить каждый из них, он написал ал-Малику ал-Музаффару, сообщая ему, что ал-Малик ал-Азиз направляется в Египет в сопровождении своего дяди, и веля ему возвращаться в Сирию. Этот эмир был до такой степени огорчен таким приказом, что не смог скрыть своего неудовольствия и задумал перейти под руку арабов-кочевников Барка. Главные государственные чиновники упрекнули его за то, что он думает о таких вещах, и объяснили ему, что подобный шаг навсегда погубит его в глазах дяди, султана. «И только Аллаху ведомо, - говорили они, - каковы будут последствия». Признав мудрость их советов, он послал султану ответ, в котором выражал готовность повиноваться ему. И передав провинцию своему преемнику, он отправился к султану, чтобы встретить его. Встреча их состоялась в 23-й день месяца шабан того же года (8 ноября 1186 г.). Султан выразил большое удовольствие по поводу того, что видит его, и даровал ему город Хаму (в качестве удела). Ал-Музаффар отправился туда вместе с ним. В 26-й день месяца рамадан (10 декабря) ал-Малик аз-Захир женился на одной из дочерей ал-Малика ал-Адиля, с которой был помолвлен.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Захват Константинополя крестоносцами «Благословен тот, кто завладеет Константинополем!» - сказал Пророк Мухаммед. Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали - греки, римляне, персы, авары, болгары, арабы, дружины

автора Тарас Анатолий Ефимович

Борьба с Киевом и крестоносцами В декабре 1104 года Святополк Изяславич, который с 1093 года был великим князем киевским, послал воеводу Путяту с войском на Глеба Всеславича, князя Менского. О результатах похода киевская летопись молчит, следовательно, он завершился

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

«Погоня» - символ борбы с крестоносцами Общеизвестно, что гербом ВКЛ была «Погоня», то есть изображение конного воина с оружием - мечом или копьем. Это древний знак предводителей конных дружин профессиональных воинов. А красный цвет поля герба - цвет крови, цвет

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

2. Победа над крестоносцами (Грюнвальд, 1410 г.) Как уже сказано выше, Витовт в 1388 году начал вооруженную борьбу против Ягайло. Она завершилась Островским соглашением 1392 года. Рыцари снова пошли войной на Литву, а некий Андреас Саненберг отравил в Кёнигсберге сыновей Витовта

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

д. Борьба жямайтов один на один с крестоносцами и битва при Дурбе Соглашения Миндовга с Ливонским орденом раскололи конфедеративные связи литовских земель. Жямайты остались одни. Руководство Тевтонского ордена, посылая в Ливонию Эберхардта Зейна, поставило перед ним,

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Борьба с крестоносцами Почти одновременно с монгольским нашествием враги начали наступление на Русь с запада. Шведы, немцы, датчане двинулись на русские земли. И только мужество жителей русских городов и полководческое мастерство князя Александра Невского сорвали

автора Владимирский А. В.

Осада крестоносцами Акры В августе 1189 года иерусалимский король, изменив своему слову, возглавил осаду Акры. И ему на помощь стали высаживаться тысячи и тысячи крестоносцев из Европы. «После падения Иерусалима, - писал Ибн аль-Асир, - франки стали носить черную одежду и

Из книги Саладин. Победитель крестоносцев автора Владимирский А. В.

Битва с крестоносцами при Арсуфе Через два дня после взятия Акры крестоносная армия покинула город и пошла вдоль берега на юг. Армия Саладина следовала по пятам. Английский король покинул Акру и пошел со своими войсками вдоль побережья на юг, сопровождаемый флотилией

Из книги Саладин. Победитель крестоносцев автора Владимирский А. В.

Переговоры о мире и битва с крестоносцами при Яффе Весной 1192 года переговоры Саладина и Ричарда продолжались, чередуясь с отдельными боевыми схватками. В это время английский король начал получать тревожные известия о действиях его брата Иоанна и французского короля

Из книги Саладин. Победитель крестоносцев автора Владимирский А. В.

Перемирие с крестоносцами Летом 1192 года, сразу после победы при Яффе, Ричард заболел и решил как можно скорее заключить мир с Саладином. В «Итинерарии короля Ричарда» говорилось: «Самочувствие короля быстро ухудшалось, и он отчаялся вновь обрести здоровье. Поэтому он

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1204 Захват Константинополя крестоносцами Это произошло в ходе четвертого крестового похода на Египет (1199–1204), хотя с самого начала похода, поддержанного римским папой Иннокентием III (на престоле в 1198–1216 гг.), планировался захват Византии и ликвидация самостоятельности

Из книги Божии дворяне автора

Битва при Хиттине Прелюдией к решающей битве при Хиттине явилась стычка небольшого отряда рыцарей с сарацинами 1 мая 1187 г. В тот роковой день Великие магистры Орденов Святого Иоанна Иерусалимского и Храма в сопровождении примерно 150 братьев-рыцарей выехали из

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Последствия битвы при Хиттине В 1187-1188 гг. судьба крестоносных государств Сирии висела буквально на волоске. Но их существование было продлено благодаря выдающейся доблести ломбардского маркграфа Конрада Монферратского, успешно отразившего нападение

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

VII. Захват Константинополя крестоносцами в 1203 г.

С начала XIII в. крестоносцы (главным образом немецкие) начали колонизацию и завоевание Прибалтики. В 1201 г. немцы и датчане основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев (Ливонский Орден).

К 1212 г. крестоносцы захватили земли современной Латвии и земли к завоеванию Эстонии. В это же время в Прибалтике обосновался Тевтонский Орден, но в 1236 г. потерпел поражение от литовцев. В 1238 г. был заключен союз немецких, датских и шведских крестоносцев против Руси.

Крестовый поход против истерзанной монголами Руси был благословлен «его святейшеством Папой Римским». Угроза агрессий стала очевидной. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Шведы высадили десант и готовились начать наступление на Новгород. В Новгороде тогда княжил 19 – летний Александр Ярославович. Хотя ему шел лишь 20- й год, это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное настоящий патриот своей Родины. Князь не стал дождаться полков своего отца князя Ярослава, а с небольшой дружинной двинулся к месту высадки шведов.

15 июля 1240 г., скрыто подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. Пешие новгородцы, ладожане и ижоряне ударили во фланг, отрезая шведам отход на корабли. В этом бою русские воины покрыли себя неувядаемой славой. Численность шведского войска составляла 8-9 тыс. человек, у русских было не больше 1 тыс. человек, но сыграла свою роль внезапность нападения. Шведская армия едва не подверглась полному уничтожению. Остатки шведского войска ушли по Неве в море.

Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась.

В 1240/1241 гг. Тевтонские рыцари усилили натиск на новгородские земли. Они захватили крепость Изборск, а затем с помощью изменников и Псков. В 1241 г. крестоносцы подошли непосредственно к Новгороду. В это время из – за ссоры с новгородскими боярами Александр Невский покинул Новгород. По просьбе веча Александр вернулся, отбил у немцев Псков и Изборск.



В конце марта 1242 г. Александр Невский получил от разведки известие, что на Русь готовится напасть объединенное войско крестоносцев во главе с самим магистром Тевтонского Ордена. Крестоносцы и русские встретились на западном берегу Чудского озера, у Вороньего камня.

Впереди русского боевого порядка были поставлены лучники, в центре- ополчение, а на флангах – сильные княжеские дружины. За левым флангом стоял резерв. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд всадников, закованных в броню с головы до ног. Крестоносцы намеревались ударом в центр расчленить русские войска и уничтожить их по частям.

Александр специально ослабил центр своего войска и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Немецкая пехота побеждала, рыцари сопротивлялись отчаянно, но так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные войны стали проваливаться в воду Чудского озера. Русские войны гнали крестоносцев 7 верст. Погибли тысячи рядовых крестоносцев, 400 знатных рыцарей, 47 знатных рыцарей были взяты в плен. Разгром крестоносцев был ужасающ. После битвы 5 апреля 1242 г., крестоносцы долго не решались тревожить русские рубежи.

В отличии от монголов, крестоносцы ставили несколько иные цели при завоевании русских земель.

Если ордынских ханов интересовала покорность и выплата даней, то крестоносцев интересовала земля Новгорода и Пскова, которую следовало захватить и русское население, которое следовало обратить в крепостных. Но самое главное, крестоносцы требовали от населения католической веры. В случае успеха крестоносцев, реальной была угроза не только потери национальной независимости Руси, но и потеря национальной религии – православия и национальной культуры.

Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.


Тема № 6: Возвышение Москвы. Образование единого российского государства.

План темы:

1) Предпосылки объединения русских земель в единое государство.

2) Возвышение Московского княжества и превращение его в политический центр Северо – Восточной Руси (1276 – 1425 гг.).

3) Княжение Василия II Темного. Феодальная война в России (1425-1462 гг.)

4) Княжение Ивана III. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Ликвидация зависимости от Орды.

Цель изучения: выявление причин возвышения Москвы. Уяснение неизбежности объединения русских земель и создания единого Российского государства. Ознакомление с личностями и периодами правления московских князей.

Студент, изучивший данную тему, должен:

1) знать основные причины возвышения Московского княжества;

2) понимать неизбежность объединения русских земель в единое Российское государство;

3) уметь охарактеризовать периоды правления московских князей.

При изучении данной темы необходимо:

а) изучать данные лекции;

б) желательно обратиться к дополнительной литературе;

в) ответить на тесты по теме.

С самого начала крестовые походы, цель которых декларировалась как освобождение от иноверцев христианских святынь, предполагали наличие серьёзных противников. Тем более, когда стало очевидным изменение характера крестовых походов, как направленных прежде всего на завоевание новых земель и получение богатой добычи, борьба с крестоносцами приобрела ещё более ожесточённый характер. Классическим примером борьбы с крестоносцами считается деятельность Александра Невского . Причём характерно, что крестоносцы выступали противниками Невского в обеих его знаменитых битвах.

Крестоносцы приходили не только с запада, но и с севера

О том, что крупные европейские феодалы и Католическая церковь использовала крестоносцев для продвижения на восток, на земли восточнославянских и прибалтийских племён, хорошо известно. Однако угроза со стороны крестоносцев для северо-западных русских земель, для Новгорода и Пскова, исходила не только с запада, но и с севера. С конца XII века между русскими и шведами шла борьба за установлением влияния над Ижорскими землями. В XIII веке эта борьба усилилась: шведы использовали идеологию крестовых походов для военного вторжения в ижорские земли (якобы с миссионерскими целями, чтобы обратить в христианство местные языческие племена) и неоднократно разоряли и непосредственно новгородские земли. Один из таких походов шведских и норвежских крестоносцев и состоялся летом 1240 года. Момент был выбран удачно: Русь только что пережила страшное вторжение монголо-татарского войска, и даже новгородские и псковские земли, куда вторжение не дошло, были серьёзно ослаблены как с экономической, так и с военной точки зрения - в случае внешней опасности на помощь им не могли придти войска других княжеств.

Сюжет Невской битвы известен: юный князь Александр Ярославович, находившийся в Новгороде в качестве полномочного представителя своего отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, получив известия о появлении отряда крестоносцев, решил действовать быстро. Обычно в подобных случаях тратилось много времени на сбор полноценного ополчения, и на это зачастую делали ставку в своих грабительских налётах крестоносцы: они успевали награбить и скрыться до того, как русские войска добирались до места событий. Александр же решил действовать быстро и выступить в поход лишь с княжеской дружиной. Сборы были настолько стремительными, что, согласно летописи, даже не все богатые новгородские граждане, хотевшие присоединиться к походу, успели это сделать. В итоге 15 июля 1240 года Александр с дружиной внезапно напал на лагерь крестоносцев в устье реки Ижоры и благодаря эффекту неожиданности, умелым действиям воинов и личной храбрости разгромил врага. Потери русских составили несколько десятков человек, тогда как убитых шведов и норвежцев насчитывались сотни. После этого поход крестоносцев бесславно завершился.

Ледовое побоище - может, и не ледовое, но побоище

Если о том, что шведские и норвежские воины, участвовавшие в Невской битве , были крестоносцами, известно не столь широко (обычно этих рыцарей изображают просто как грабителей), то вот о том, что в Ледовом побоище Александр невский сражался именно с крестоносцами, знают все. В 1240 - 1242 годах новообразованный Ливонский орден, ставший подразделением могущественного Тевтонского ордена, предпринял масштабный поход на русские земли. В то время новгородские правящие круги изгнали Александра Невского, боясь его чрезмерного усиления. В отсутствие талантливого полководца новгородские и псковские военачальники не смогли достойно сопротивляться крестоносцам, которые захватили Изборск и Псков и реально угрожали Новгороду. В 1241 году вновь был призван на княжение Александр Невский, который начал военную кампанию против Ливонского ордена.

Невский снова сумел использовать быстроту принятия решений и отчасти застал крестоносцев врасплох - они не ожидали от него столь стремительных действий и не успели выслать подкрепление к Пскову, который снова был взят русскими войсками. Однако затем требовалось собрать значительные силы, потому что приближалось генеральное сражение, а силы Ливонского ордена и их союзников были более серьёзным противником, нежели шведские и норвежские крестоносцы 1240 года. Александр собрал внушительное новгородское ополчение, а также дождался прибытия брата Андрея с войсками Суздальского княжества. В итоге численность русских войск, участвовавших в битве на Чудском озере, оценивается специалистами в 15-17 тысяч человек. Ливонский орден также собрал внушительное войско - до 12 тысяч воинов.

Генеральное сражение «северного крестового похода», как именовалась кампания 1240 - 1242 годов в официальных источниках крестоносцев, состоялось 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Вернее, судя по всему, состоялось оно всё-таки на берегу, а не на льду озера. Так как идеально ровный «рельеф» озера лучше подходил для боевых порядков крестоносцев, а вес тяжеловооружённого русского воина не уступал весу крестоносца «в полном обмундировании». К тому же в хрониках крестоносцев указывается, что битва шла на земле. Скорее всего, своё название, Ледовое побоище, битва получила из-за того, что разбитые крестоносцы отступали именно по льду озера и там их настигали русские. Точные потери русского войска неизвестны, но они были сопоставимы с потерями крестоносцев: в русских летописях говорится о 400 убитых немцах и о 50 взятых в плен. Хроники крестоносцев упоминают 20 убитых и 6 пленных, но это не должно вводить в заблуждение: имеются в виду полноправные члены, элита Ордена, братья-рыцари, без учёта простых воинов.

Александр Бабицкий


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К XI. в Древнерусское государство становится одной из крупнейших европейских держав. Оно имело тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии. Взаимоотношения с некоторыми сопредельными государствами и народами носили острый характер.

В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с "Запада - наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика, где издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи с русскими землями.

Немецкие феодалы сумели к этому времени подчинить себе славянские племена Западной Прибалтики - так называемых поморских славян. На очереди было наступление против населявших Восточную Прибалтику балтов и эстов. В 1200 г. крестоносцы захватили устье Двины и основали крепость Ригу (1201). В 1202 г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, перед которым стояла задача захвата Прибалтики немецкими феодалами.

Вслед за Ригой на землях Прибалтики, несмотря на ожесточенное сопротивление, стали возникать немецкие города. В 1215-1216 гг. была захвачена территория Эстонии, где столкнулись интересы крестоносцев и датчан, отобравших Эстонию в 1219 г.

Единственной силой, которая могла противостоять напору немецких и датских феодалов, была Русь. В 1237 г. Орден меченосцев, переименованный в Ливонский Орден, стал отделением более крупного духовно-рыцарского ордена - Тевтонского. Объединение двух орденов и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность не только для народов Прибалтики, но и для Руси, которая была к этому времени ослаблена монголо-татарским нашествием.

В конце 30-х гг. стало известно, что к походу на Русь готовятся и шведские рыцари. В Новгороде тогда княжил 19-летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1239 г. он начал подготовку к отражению шведской агрессии, укрепив в первую очередь границу. 15 июля 1240 г. произошла знаменитая битва на берегах Невы, в которой русские войска одержали полную победу. После сражения Александр Ярославович получил прозвание Невского. Продвижение шведов было приостановлено,

Но оставался еще более опасный враг - рыцари-крестоносцы . Борьба с агрессией крестоносцев. Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце ХП - начале ХШ вв. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой собственной государственности и церковных институтов (народы Прибалтики были язычниками).

Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (натиск на Восток). В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Рыцарские ордена. Для завоевания земель эстов и латышей из разбитых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцарский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Еще в 1201 г. рыцари высадились в устье реки Западная Двина (Даугава) и основали на месте латышского поселения город Ригу в качестве опорного пункта для подчинения земель Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения город Ревель (Таллинн).

В 1224 г. крестоносцы взяли Юрьев (Тарту). Для завоевания земель Литвы (пруссов) и южнорусских земель в 1226 г. прибыли рыцари Тевтонского «ордена, основанного в 1198 г. в Сирии во время крестовых походов. Рыцари - члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а еще через два года - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить свои силы. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав отделение Тевтонского ордена - Ливонский орден, названный так по наименованию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы.

Невская битва. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. «Нас немного, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде».

Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками 60 ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью. (Петр I, подчеркивая право России на Балтийское побережье, в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь.) Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в город.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: «Побеждая везде, а не победим николи же». Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей «свиньей» (в виде трапеции с острым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, острием, упиравшимся в берег. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражевия: как клеши, они сдавили рыцарскую «свинью».

Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами. Русские преследовали противника, «секли, несяся за ним, как по воздуху», - записал летописец. По данным Новгородской летописи, в битве погибло «немец 400, и ^ 61 50 взято в плен» (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей). Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода.

Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь римско-католической церкви, рыцари в конце ХШ в. захватили значительную часть Прибалтийских земель.

В начале июля 1240 г. шведские рыцари высадились на берегу Невы.

Они придали походу крестовый характер: всходили на корабли под пение религиозных гимнов,

под благословение католических священников. Здесь они хотели создать опорный пункт для наступления на Новгород.

В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришел.

Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои».

Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения.

Они были убеждены в своем успехе. По их понятиям, сломленная монголами Русь не сможет оказать им серьезного сопротивления.

Однако события разворачивались вовсе не так, как предполагали шведские крестоносцы.

Еще на входе в Неву их суда заметили ижорские дозорщики и тут же дали знать в Новгород.

Александр решил ударить по неприятелю немедленно, не дав ему закрепиться на берегах Невы.

Он даже не успел сообщить о появлении шведов отцу во Владимир, чтобы тот прислал подкрепление.

Не было времени собирать и ополчение. На берега Невы Александр повел лишь свою конную дружину и пешцев (пеших воинов).

Перед походом Александр обратился к воинам с речью. Там были и такие слова: Не в силе Бог, но в правде!

15 июля 1240 г. Александр обрушился на шведов. Внезапное появление новгородской рати повергло их в панику.

Воины Александра ворвались в лагерь, дружинник Савва подсек опору королевского шатра, и тот рухнул, вызвав ликование русского войска.

В пылу сражения другой воин прямо на коне въехал по сходням на шведский корабль, был сброшен оттуда, выбрался из воды и снова устремился в сечу.

Пример мужества и смелости показывал и девятнадцатилетний князь. В личном поединке он нанес удар копьем в лицо предводителю шведов - Биргеру.

Раненого Биргера унесли на корабль.

Разгром шведов был полным. Александр Ярославич с триумфом возвратился в Новгород. Встречать его вышел весь город.

Отслужили торжественный молебен. В честь победы на Неве князь получил прозвище Невский

ЭТАПЫ ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА

Весной 1242 г. войско Ливонского рыцарского ордена попыталось вторгнуться в пределы русских земель. Русские дружины во главе с князем Александром Невским встретили агрессора на льду Чудского озера. Здесь 5 апреля 1542 г. произошло сражение, которое вошло в историю, под названием Ледового побоища.

Немцам удалось прорвать центр боевого порядка новгородцев. Часть русской пехоты даже обратилась в бегство. Но наткнувшись на обрывистый берег озера, строй малоподвижных рыцарей смешался и не смог развить свой успех. В это время фланговые дружины новгородцев зажали, как клещами, немецкую «свинью» с флангов.



error: Контент защищен !!