Восклицательные предложения в русском языке. Примеры восклицательных предложений

27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт: , учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №10», г. Бузулук
Предмет: русский язык
Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. , . – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Класс: 5
Тема: Восклицательные предложения.
Тип урока
изучение нового материала
Цели: обучающие

повторить имеющие сведения о предложениях по цели высказывания и о роли логического ударения;

формирующие:

воспитывать любознательность, стремление обогащать свои знания (на основе художественного текста);

общепредметные:

Задачи

Дать знания о видах предложения по интонации;

Использованные источники

1. Львов планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под ред. и // РЯШ. – 2004. - №2. – С. 119-122.

2. Мельников диктантов по пунктуации . – М.: Просвещение, 1987.

3. Панов и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

4. Пастухова удивительный удивительный знак. // РЯШ, - 1987. - №1. – С.41-44.

Оборудование урока : таблица, карточка, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.).

Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

Сегодня мы с вами повторим все изученное нами о предложениях по цели высказывания и узнаем, как характеризуется предложение по интонации.

2. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

Фронтальный опрос (2 мин.).

(Ученик вызывается к доске для работы по карточке).

Над какой темой работали на прошлых уроках? Виды предложений по цели высказывания.

На какие виды делятся предложения по цели высказывании? Повествовательные, вопросительные, побудительные.

Раскройте, что значит предложение повествовательное? Это предложение, содержащее рассказ о чем-либо, сообщение, информацию для собеседника. Например: Мы идем в лес. В лесу холодно и сыро.

Какие предложения называются вопросительными? Это предложения, в которых заключен вопрос. Например: Где находится Африка? Куда направились ученики?

Какие предложения называются побудительными? Это предложения, содержащие побуждение. Например: Выйди из класса! Убери мусор.

Работа по таблице (1, 5 мин.).

Расскажите по таблице, какие знаки могут ставится в конце предложений.

Итак, в конце каждого из предложений по цели высказывания может ставится восклицательный знак. А что еще играет важную роль в интонации? Верно, логическое ударение.

Взаимопроверка домашнего упражнения (2, 5 мин.).

Что нужно было сделать дома? Подобрать по три примера на каждый вид предложения из учебника литературы , заполнить таблицу – выполнить упр. 411. Поменяйтесь тетрадями. Если не согласны, поставьте карандашом галочку на полях. На каждом ряду есть консультант, к нему можно обращаться за помощью. Работайте. Верните тетради. Встаньте, у кого нет замечаний. Молодцы. Остальным быть внимательнее.

Проверяем работу по карточке.

Работа по карточке (2 мин.).

Запишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки в конце предложений, укажите вид предложений по цели высказывания, обозначьте орфограммы.

1. Пр. рода милыми цветами т. нистый берег убрала (П.). 2. Отыщется ль смелый на подвиг опас(?)ный (Жук.). 3. Пусть с. льнее грянет буря (М. Г.). 4. Почему в. круг малиновки поют Почему цветы ч. ремухи цветут Почему играет со(?)нце надо мною Потому что я иду домой (Ошанин). 5. Какое дивное, оч. ровательное утро Какая красота (Пауст.).

1. Природа милыми цветами тенистый берег убрала. (Повест.) 2. Отыщется ль смелый на подвиг опасный? (Вопросит.) 3. Пусть сильнее грянет буря! (Побудит.) 4. Почему вокруг малиновки поют? Почему цветы черемухи цветут? Почему играет солнце надо мною? (Вопросит.) Потому что я иду домой. (Вопросит.) 5. Какое дивное, очаровательное утро! Какая красота! (Повест.)

Есть ли замечания? Какие орфограммы повторили? Непроизносимые согласные, непроверяемые и проверяемые гласные в корне.

Таким образом, мы повторили не только сведения о предложениях по цели высказывания, но и орфограммы.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала (1 мин.).

(На доске записаны и закрыты записи, по ходу чтения учитель их открывает: О" Генри О! Генри!).

Давайте прослушаем исто­рию-шутку, которая случилась на самом деле:

Однажды американский новеллист Вильям Сидни Портер, пишущий под псевдонимом, получил от своего изда­ теля записку: «Как точнее обозначить Ваше имя на обложке новой книги - «О"Генри» или «О. Генри»? Какой из вариантов привлечет покупателей?»

Юмористических дел мастер, запас остроумных выдумок которого был поистине неистощим, не растерялся и от­ветил: «Напишите: «О! Генри!»

Какой же из вариантов привлечет покупателей? Почему? Верно, третий, потому что подчеркивается значимость высказывания. Итак, речь вести будем сегодня о восклицательных предложениях.

4. Объяснение нового материала (7 мин.)

Наблюдение материала через проектор (2, 5 мин.).

Перед вами предложения. Если восклицательные знаки убрать - что изменится? (Читают два подготовленных ученика).

Я тебе покажу!! Я тебе покажу.

Нет! Она не сдаст­ся! Нет. Она не сдаст­ся.

Она будет бо­роться!! Она будет бо­роться.

Никто не смеет думать, что Никто не смеет думать, что

он - он! - боится. он - он - боится.

Я! буду! учиться! Я буду учиться.

Он всегда (!!) го­ворит правду. Он всегда го­ворит правду.

Итак, что же меняется, если убрать восклицательный знак? Верно, интонация, не передаются чувства говорящего. То есть мы делаем вывод, что предложения делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные.

Работа по учебнику (2, 5 мин.).

Кроме сообщения, вопроса или побуждения, предложе­ние может выражать и сильные чувства (эмоции) говоряще­го, и его отношение к сообщению: радость, взволнованность, огорчение и пр. Такие предложения по интонации называ­ ются восклицательными.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Я нашёл книгу! Он едет! Открой форточку!

Восклицательными, могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Они про­износятся с подъёмом голоса, при этом слово, выражающее чувство, выделяется особо: Как хорош лес осенью! Разве вы не поняли меня?!

Для чего же нужен восклицательный знак? Чтобы передать чувства, эмоции, интонацию.

Выступление подготовленного ученика (1 мин.).

Ребята! В предложениях стою я для того,

чтоб выделить волнение,

тревогу, восхищение,

победу, торжество...

Не зря я от рождения

противник тишины.

Где я, те предложения

с особым выражением

произнести должны.

(А. Тетивкин).

Какие именно чувства передает восклицательный знак? Волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество…

5. Закрепление (21,5 мин.).

Устная работа (2 мин.).

Работаем с упр. 412 по цепочке. Прочитайте выразительно предложения. Какие чувства (радость, удивление, просьба, сожаление, гнев, восторг и пр.) выражены в них?

1) Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно! (удивление ) 2) А хвост такой пушистый, раскидистый и золотистый! (восторг) 3) Уж как тебе не лень с утра до вечера трудиться целый день! (сожаление ) 4) Не ос­тавь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до веш­них только дней прокорми и обогрей! (просьба) 5) Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (гнев ) 6) Но курам никогда до облак не добраться! (сожаление ).

(И. Крылов).

Обобщим: какие же чувства передает восклицательный знак? (Радость, удивление, просьба, сожаление, гнев, восторг ).

Распределительный диктант (3 мин.).

Работаем у доски. Распределите восклицательные пред­ложения следующим образом: 1) повество­вательные предложения; 2) побудительные предложения.

1) «Тише!» - замахал Незнайка руками. (2-ой столбик ) «Очень даже хорошо играю! Громко!» (1-ый столбик ) «Перестань сейчас же! - закричал Знайка.- От твоей музыки уши болят!» (2-ой столбик ) «Уходи отсюда со своей противной тру­бой!» (2-ой столбик ) 5) «Я протестую! Нет такого правила, чтоб по два раза в день умываться!» (1-ый столбик ) 6) «Ну-ка, братцы, за мно-о-ой!» - закри­чал Ершик и бросился вперед. (2-ой столбик ) (Н. Носов).

Что объединяет все записанные предложения? Они по интонации восклицательные. Делаем вывод: любое по цели высказывания предложение может быть восклицательным.

Работа в группах (5 мин.).

Первый и третий вариант работают по карточкам, выполняют все задания самостоятельно. Второй работает у доски вслух. Затем слушаем вторую группу, потом третью.

1-ый вариант.

1. Какие «восклицательные средства» (частицы, междометия, местоимения , интонация) помогают передать эмоциональ­ность этих предложений?

1) «Ой , не надо! Не надо!» 2) «П. ду­ маешь , какой з. щитник выискался!» - от­веет. л Незнайка. 3) «Ну и уходи, раз тебе не нравится!» 4) «Батюшки ,- закричал Незнайка,- небо внизу! Мы л. тим вверх н. гами! » 5) «Я так скучала по тебе, так плакала!» 6) «Да ведь тут, наверно, тыся­ча п. лей! » (Н. Носов).

2. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте нужные. Подумаешь, защитник, летим, ногами, полей.

Какие средства еще помогают передать эмоциональность? Частицы, междометия, местоимения, интонация.

2-ой вариант.

1. Прочитайте выразительно текст. Охарактеризуйте предложе­ния по интонации. Какие чувства выражают восклицательные предло­жения? Как они произносятся?

Стой! Не смей трогать Тотошку! - гневно закричала Элли. (восклицательное) Лев замер в удивлении. (невосклицательное)

Простите, - оправдывался он. - Но я ведь не с(ъ, ь)ел его... (невосклицательное)

Однако ты пытался. (невосклицательное) Как тебе не стыдно об..жать сла­бых! (восклицательное) Ты просто трус! (восклицательное)

А... а как вы узнали о том, что я трус? - спросил оше­ломлённый Лев. - Вам кто-нибудь рассказал? (невосклицательное)

Сама вижу по твоим поступкам! Ты ударил бедного, набитого соломой Страшилу! (восклицательное)

(По А. Волкову.)

2. К выделенному слову подберите однокоренные проверочные.

Обижать, обида, обидчивый, обижаться.

3-ий вариант.

В репликах ослика Иа нет восклица­тельных знаков. Почему?

1) - Доброе утро, Иа! - воскликнул Пятачок еще издали.

Доброе утро, маленький Пятачок,- сказал Иа-иа.- Если это утро - доб­рое,- добавил он,- в чем я лично сомне­ваюсь. Но это неважно.

2) - Вперед! - крикнули Пух и Пятачок.

Тронулись! - сказал Кролик (...)

Вот именно,- сказал Иа.- Трону­лись. Но я тут ни при чем. (А. Милн).

Разберите выделенное слово по составу.

В репликах Иа нет восклицательных предложений, потому что у него нет чувств, нет настроения. Он ничему не радуется, не выражает никаких эмоций . Маленький .

Итак, вы убедились, что роль восклицательных предложений велика. А теперь обратим внимание, где находится восклицательный знак. Верно, в конце предложения. Но так бывает не всегда.

Наблюдение занимательного материала (1, 5 мин.)

(проектор)

Недаром восклицательный знак назывался удивительным! Посмотрите, как ведет себя этот «молодец с пылким нравом» в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

...В это время дверь распахнулась,

Нам сказала Алиса: «Скорее ко мне!

Будем все пировать в Зазеркальной

стране!

Я теперь буду править волшебной

страной!

Не хотите! ли вы! отобедать! со мной?»

Что мы видим? Восклицательный знак стоит не только в конце предложе­ния, но и между его членами. «Ну,- скажет кое-кто из нас,- чего в сказках не бывает! Уж если Алиса смогла прой­ти сквозь зеркало и править волшебной страной, то восклицательный знак и по­давно мог оказаться в центре сказочной песни». Для чего нужен восклицательный знак в середине предложения? Для того чтобы особо подчеркнуть эмоциональ­ность отдельных слов, их смысловую важность.

Вернемся к предложениям, которые сравнивали в самом начале урока. Здесь тоже восклицательный знак находится в некоторых предложениях в середине, после отдельных слов.

Осложненное списывание (4 мин.).

У доски работаем с упр. 413. 1. Спишите, расставьте знаки препинания в конце предложе­ний. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, по интона­ции.

Хорошо в лесу ранней весной В полдень идёш(?) по тр..пинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес ог­лашается птич(?)им гомоном Это п..рнатые сп..шат устроить понадёжнее свои ж..лища,

Бер..гите птиц Не разоряйте леса и гнёзда

2.К словам с пропущенными буквами подберите проверочные.

3.Каково значение выделенного слова?

Хорошо в лесу ранней весной!(повеств., воскл.) В полдень идёшь по тропинке (тропка) между зазеленевших деревьев. (повеств., невоскл.) Но что это?(вопрсит.,невоскл.) Лес ог лашается птичьим гомоном. (повеств., невоскл.) Это пернатые (перья) спешат (спешат) устроить понадёжнее свои жилища (жить) (повеств., невоскл.).

Берегите (беречь)птиц! (побудит., воскл.) Не разоряйте леса и гнёзда! (побудит., воскл.)

Пернатые – так называют птиц.

Итак, восклицательным, как мы убедились, может стать любое по цели высказывания предложение.

Синтаксический разбор (3 мин.).

Работаем у доски. Запишите два предложения из произведения и выполните их синтаксический разбор.

Знаете ли вы украинскую ночь ? (Вопросит., невоскл., простое, двусоставн., распространен.) . О, вы не знаете украинской ночи ! (Повеств., восклиц., простое, двусоставн., распространен. ).

Посмотрите, вы затруднились первое предложение охарактеризовать по интонации, а второе по цели высказывания. Будем работать.

Самостоятельная работа (3 мин.).

414. Докажите, что повествовательные, вопросительные, восклица­тельные предложения произносятся с разной интонацией. Для этого про­читайте данные предложения, произнося их сначала с восклицательной, а затем с вопросительной интонацией. Если нужно, меняйте порядок слов в предложениях. В конце каких предложений вы повышаете голос?

Образец записи: Для белки зима не страшна. - Для белки зи­ ма не страшна! - Для белки не страшна зима?

1) На старой липе остались ещё разноцветные листья. 2) Сквозь облака солнце пробивает себе путь. 3) Ночью было похолодание. 4) Утро тёплое.

У кого возникают вопросы можно обраться к консультантам или к учителю. Проверяем. Обратите внимание: можно менять порядок слов, чтобы предложение получилось правильно построенным. Отсюда ваши ошибки.

6. Итоги урока (2 мин.).

Итак, что нового узнали на уроке? Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. Любое по цели высказывания предложение может быть восклицательным.

За урок получили оценки:……………………………………………

7. Домашнее задание (1,5 мин.).

Дома внимательно прочитаете теорию на стр. 139-140. Создайте свой текст, употребив как можно больше восклицательных предложений.

Урок окончен, сдайте тетради, до свидания.

Во всех языках мира существуют особые предложения - восклицательные. Обычно их используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Примеры восклицательных предложений часто встречаются в художественной литературе, в поэзии, в письмах и дневниках. В научных текстах найти их практически невозможно. В них примеры восклицательных предложений не встречаются. Научные статьи пишутся в нейтральном эмоциональном стиле.

Типы восклицательных предложений

Восклицание и многоточие

Существуют и другие сочетания знаков в конце предложений. Например, в литературе некоторые авторы используют сразу восклицание и многоточие. Такие фразы должны натолкнуть читателя на глубокие размышления, по своей сути такие предложения чрезвычайно похожи на риторические вопросы с восклицанием. «И вот в дверях она возникла!.. Пленила красотой своей, улыбкой осветилось лицо, и мир вокруг весь заискрился и радостью, и счастьем!..»

Побудительное восклицательное предложение

Очень интересен вариант использования в произведении Такие фразы отличаются от других тем, что практически не имеют эмоциональной окраски, но содержат в себе приказ, просьбу, приглашение, приветствие или предложение. Обычно в этих предложениях отсутствуют подлежащие. Интонационно подобные конструкции не обязательно должны произноситься с ярко выраженными эмоциями. Однако знак в конце просьбы или приказа указывает на то, что это восклицательное предложение. Примеры в русском языке подобных конструкций встречаются довольно часто. Они присутствуют в диалогах героев художественных произведений.


Приказ в восклицательном предложении

В некоторых конструкциях постановка знаков препинания обусловлена не эмоциональной окраской высказывания, а историческими традициями. Поэтому в случае, когда автор художественного произведения использует приказ, он оформляет предложение с восклицательным знаком. Примеры таких фраз могут произноситься спокойным тоном и даже шёпотом, однако использование восклицательного знака здесь необходимо. «Стоять! - шёпотом приказал Петрович идущему впереди него пленному фрицу. - Не оборачивайся!» Даже в том случае, если приказ отдаётся спокойным ровным тоном, в конце фразы нужно ставить восклицательный знак. Например, «Отряд, равняйсь, смирно!» или «Встать, суд идёт!»

Просьба и предложение

Традициями объясняются ещё некоторые особенности пунктуации в русском языке. Например, особый эмоциональный оттенок вносит в просьбу поставленный в конце фразы восклицательный знак.


Приглашение и обращение в восклицательном предложении

Существует ещё одно правило пунктуации. Оно диктует, что часто в конце приглашения ставится восклицательный знак. Этот факт является признаком элементарной вежливости, культуры письменного общения. Поэтому при прочтении контекста с приглашением, например на свадьбу или пикник, вовсе не следует пользоваться интонацией восклицания.

  1. «Наталья Павловна! Георгий Матвеевич! Приходите на вечер, посвящённый празднованию нашей серебряной свадьбы, в ресторан «Космос»!»
  2. «Дорогие старшеклассники! Приходите 23 октября на «осенний бал», который будет проходить в актовом зале школы!»

Приветствие и пожелание в восклицательном предложении

Правила написания писем очень важно как для обычных людей, так и для авторов художественных произведений. Чтобы разобраться с постановкой знаков препинания в конце предложений, следует обратить внимание на одну интересную особенность: очень часто приветствие или пожелание выражаются формой глагола повелительного наклонения. Таковыми являются слова «здравствуй!», «будьте здоровы!» Поэтому эти предложения воспринимаются как просьба, в конце которой также исторически ставится восклицательный знак. Нередко подобным образом на письме оформляется и прощание. Например, "До свидания, дорогие мои!" или "Спокойной ночи, милый друг! Желаю тебе сладких снов!"

Восклицательные предложения в русском языке служат для усиления эмоциональности текстов, посланий, комментариев. Так как придать интонационную окраску высказываниям персонажей в художественных произведениях можно лишь при помощи знаков препинания, то авторам не остаётся ничего другого, как воспользоваться восклицательными, вопросительными знаками и их сочетаниями.

Тема: Восклицательные предложения.

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС

Цель: познакомить уч-ся с видами предложений по интонации, с употреблением восклицательных предложений в речи; формировать умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные); развивать речь уч-ся; воспитывать любовь к языку, лучшие качества личности.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки по повторению.

Ход урока .

    Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний

1)Проверка домашнего задания (слайд)

1) работа по вопросам:

Продолжите фразу: предложение – это…

Грамматическая основа – это……

По составу грамматической основы предложения бывают ……………

По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

2) Синтаксическая пятиминутка.
Записать под диктовку. Выделить в предложениях главные члены.

    Мой сад с каждым днем увядает. (А.Майков.) 2. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.) 3. Низко стелется утренний туман.

    Найти словосочетания глагольные и именные.

    Почему поэтесса называет осину трепещущей?

    Постановка учебной цели.

(Слайд)

Прочитайте предложения. Какой знак препинания нужно ставить в конце предложения. Обоснуйте своё мнение.

    Как красиво всё вокруг

    Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему.

(Восклицательные предложения ) (слайд)

Какова цель нашего урока?

    Выясним роль восклицательных предложений в речи. (Слайд)

    Усвоение новых знаний..

Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклица­тельном знаке

В каких случаях употребляются восклицательные предложения?
(Для выражения каких-то сильных чувств - эмоций.)

Словарная работа: что означает слово эмоции.(Слайд)

- Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль» любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.)

IV . Учащимся дается задание прочитать предложения (слайд) и опре­ делить, какие чувства (радость, зависть, восхищение, удивление, недоброжелательность и т. д.) выражаются в них.

1. Хорошо живет на свете
Винни-Пух!

Оттого поет он эти

Песни вслух!

(Б. Заходер.) (Чувство радости.)

2. Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!

(А. Пушкин.)

(Выражение злости, зависти.)

3. Что за диво!

Все так чисто и красиво. (А. Пушкин.)

(Выражение восхищения.)

Какой знак ставится на конце восклицательных предложений?

Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть специаль­ные «восклицательные средства»: слова ну и, вот (частицы), ах, ох, эх (междометия), кто, как, каков, сколько (местоименные слова).

Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине пред­ложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важ­ность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию, воз­мущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях воскли­цательный знак может заключаться в скобки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Закрепление изученного материала.

Выразительно прочитайте парами предложения. Объясните по­становку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?

Я тебе покажу!!! - Я тебе покажу.

Я! буду! учиться! - Я буду учиться.

Он всегда (!!!) говорит правду.- Он всегда говорит правду.

6. Распределительный диктант. Учащиеся должны распределить эти предложения по двум ко­ лонкам.

Повествовательные предложения: | Побудительные предложения:

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов.)

Итог урока . (Слайд) Продолжите фразу:

    Восклицательные предложения по цели высказывания могут быть……., ………., ………….

    Восклицательные предложения передают различные чувства: ……………

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание :



error: Контент защищен !!