Воинские призывы и мобилизации 1914 1917 годов. Симбирское село в первые годы советской власти

Николай Михайлович Карамзин - замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей» государства русского.

Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть « » явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои. Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница» и другие. Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички...
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится.

Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне. Не лишены философского смысла его эпиграммы:

В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.

Что есть жизнь наша? - Сказка.
А что любовь?- Ее завязка;
Конец печальный иль смешной.
Родись, люби - и Бог с тобой!

Работал Карамзин и в публицистическом жанре. Его статьи: «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века.
Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин - наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая Михайловича Карамзина-доказательство тому.

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем «Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для «Писем русского путешественника». В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в «Письмах русского путешественника» настроения «чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, «чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах «Писем...» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.
Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие «всемирного мятежа», в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению «Московского журнала». Помимо «Писем русского путешественника» в нем были опубликованы его повести из русской жизни - «Бедная Ли за» (1792), «Наталья, боярская дочь» и очерк «Флор Силин». В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «будущность», «промышленность», «общественность», «влюбленность».

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин «постригается в историки». Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду - созданию «Истории Государства Российского». Смерть застала его за работой над двенадцатым томом «Истории...», рассказывающим об эпохе «смутного времени».

У «Бедной Лизы» действительно счастливая судьба. Повесть принадлежит к числу произведений, которые знаменуют собой литературную эпоху, и в этом ее значение для истории литературы. Написанная почти 200 лет назад, она не знала за эти два века ни забвения, ни утраты читательской любви.

Одна из характернейших черт великих произведений русской литературы заключается в том, что при простоте внешнего сюжета они поднимают сложнейшие, глубинные вопросы жизни. Таковы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого…

Сюжет «Бедной Лизы», как справедливо отметил сам автор, весьма незамысловат. Крестьянка Лиза и дворянин Эраст полюбили друг друга, но вскоре Эраст покинул свою возлюбленную, чтобы жениться на богатой вдове и тем поправить свое состояние. Брошенная девушка с горя утопилась в пруду.

Эта повесть имела больший успех, чем все написанное Карамзиным ранее. «„Бедная Лиза“ твоя для меня прекрасна!» — так отозвался о повести Петров, нелицеприятный и суровый критик.

Прежде всего «Бедная Лиза» подкупала читателя тем, что она рассказывала о русской жизни, о современности. Обычно в повестях писали, что действие происходит в неопределенном «одном городе», «одной деревне», а тут хорошо знакомый каждому москвичу Симонов монастырь, все узнавали березовую рощу и луг, где стояла хижина, окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы… Точные описания придавали особую достоверность всей истории. К тому же автор подчеркивал правдивость своего рассказа: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль!» Даже то, что Лиза продавала лесные цветы, было новой чертой быта: в одной из статей Карамзин сообщает, что торговать букетами таких цветов начали в Москве лишь за год-два до создания повести.

За Лисьим прудом укрепилось название Лизин, он на долгое время стал местом паломничества чувствительных читателей. Путеводитель по Москве 1827 года наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и другими московскими достопримечательностями рекомендует посетить Лизин пруд.

Приходили к пруду не только чувствительные девушки, но и мужчины: Погодин передает слова профессора Цветаева, «что и он хаживал на Лизин пруд, с белым платком в руках, отирать слезы».

Это сейчас, много лет спустя, «Бедная Лиза» кажется чуть ли не изящной игрушкой, но в свое время она воспринималась иначе: это было остросовременное и социально звучащее произведение. Тема и образы «Бедной Лизы» прямо перекликаются со страницами тогда только что преданной запрещению и изъятию даже у частных лиц книги Радищева.

В главе «Едрово» «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о том, как в этой деревне автор встретил крестьянскую девушку Анюту, которая не может выйти замуж за любимого человека, потому что ему надо заплатить 100 рублей за разрешение жениться, а ни у него, ни у Анюты таких денег нет. Автор предлагает Анюте и ее матери эти деньги, но они отказываются.

Образ матери Анюты перекликается с образом матери Лизы, которая решительно отказывается брать у Эраста настойчиво предлагаемую им «в десять раз дороже назначаемой ею цены» плату за вытканное Лизой полотно. Кроме того, имеются мелкие совпадения в деталях, словах: например, у Анюты отец умер, оставив крепкое хозяйство, отец Лизы тоже был «зажиточный поселянин», и здесь и там в доме не осталось мужчины-работника; Лиза у Карамзина говорит: «Бог дал мне руки, чтобы работать», жених Анюты, также отказываясь принять деньги в подарок, заявляет: «У меня, барин, есть две руки, я ими и дом заведу». Связь между «Бедной Лизой» и «Путешествием из Петербурга в Москву» несомненна.

Принципиальное различие между произведениями Радищева и Карамзина заключается в том, что в «Путешествии из Петербурга в Москву» тема раскрывается средствами публицистики, в «Бедной Лизе» — средствами художественными. Радищев называет явление и дает ему объяснение с точки зрения социальной и экономической, Карамзин его изображает. У того и другого способа есть свои достоинства, но для условий русской действительности художественная литература имела особое значение. Очень хорошо ее роль в общественной жизни определил Н. Г. Чернышевский. Он назвал ее «учебником жизни».

Сегодня уже невозможно представить нашу литературу, журналистику, литературную и театральную критику, философскую мысль, «диалог» с другими культурами и народами, русскую и самосознание русского человека без того уникального художественно-философского, историко- политического и нравственного феномена, имя которому - .

Его творческая деятельность продолжалась более 40 лет; писатель прошел путь от ранних переводов и бессюжетных сентиментальных пейзажных зарисовок до глубочайших историко- политических размышлений «Записки о древней и новой России» и «Истории государства Российского», по справедливости названной А.С. Пушкиным «подвигом честного человека». И практически все, созданное им на этом пути, стало подлинным открытием - не только в рамках собственной художественной системы, но и для всей русской литературы. Изображение «жизни сердца» в лирических стихах и повестях, итоги развития многовековой истории и культуры Европы, увиденной глазами европейски образованного русского человека в «Письмах русского путешественника», новые принципы прозаического повествования, открывшие путь русскому классическому роману XIX столетия, история отечества, сделавшаяся благодаря Карамзину живой и интересной для современников, - все это и многое другое - щедрый дар писателя русской культуре и всем нам.

Дар, так в полной мере и не освоенный, - ведь в массовом сознании читателей личность Карамзина - человека, судьба которого во многом загадочна, исследовать мировоззрение которого возможно только с учетом множества направлений европейской мысли не только XVIII века, но и всего Нового времени, - нередко «подменяется» маской поверхностно понятого «чувствительного», наивно-сентиментального юноши, а из разнообразного и богатейшего творческого наследия вспоминается лишь сюжетная схема «Бедной Лизы». И все же, уходя все дальше и дальше от истоков культуры той России, которую мы потеряли, каждый из нас рано или поздно начинает остро чувствовать, как необходимы становятся та душевная открытость и в то же время трезвость взгляда на мир, то внутреннее спокойствие и уравновешенность, что определяли внутренний строй русской души Карамзина.

«Карамзин возвращается», - несколько десятилетий назад именно так назвал статью об этом писателе В.Э. Вацуро; безусловно, возвращается, и процесс этого возвращения способен многое прояснить не только в наших представлениях о русском сентиментализме, о литературной ситуации рубежа XVIII-XIX вв., о сюжетах и героях повестей писателя, о развитии русской историографии и т.п. Возвращение Карамзина может многое открыть нам (выросшим на постклассицистской, посттрадиционалистской культуре, истоки которой восходят в том числе и к карамзинскому наследию), в нас самих, в нашем отношении к миру, окружающим людям и самим себе. Уже практически с первых самостоятельных публикаций писателя на страницах «Московского журнала» творчество Карамзина вызывало противоречивые суждения и споры. Не прекращаются они и по сей день.

История изучения карамзинского наследия (как и творчества других писателей-классиков) сама по себе уже стала полноправной частью русской культуры. Поэтому, прежде чем говорить о творческом вкладе Карамзина в нашу литературу и культуру, необходимо хотя бы обзорно представить ту бесконечно разнообразную мозаику оценок, которая сложилась за годы читательского интереса к произведениям писателя. На раннем этапе знакомства с ними, в 1790-е годы, ситуация вокруг Карамзина оказалась поистине парадоксальной. С одной стороны, необыкновенно активный читательский интерес, которого не знал ни один из писателей - предшественников Карамзина;

однако этот интерес зачастую сопровождался столь же бурным и эмоциональным неприятием. Бывшие друзья Карамзина из кружка московских масонов в переписке строго осуждали молодого писателя за «дерзость» творить самостоятельно, не полагаясь на руководство тех, кто некогда считался его «братьями»1 . В некоторых журналах появлялись сатирические «портреты» Карамзина в виде чувствительного автора, который отвергает общепринятые правила, поскольку из-за недостаточного образования не имеет о них понятия, не подражает древним, потому что не способен уважать чужое дарование. Таким предстает писатель новой школы сентиментализма в сатирической статье И.А. Крылова «Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей» .

Еще более острыми были высказывания П.И. Голенищева-Кутузова, который обвинял Карамзина-писателя не только в недостаточной образованности, непомерной гордости и авторском самомнении, но и прямо в развращенности нрава, безбожии и вредном влиянии на читателя. Таким предстает Карамзин в полемическом стихотворении «Ода в честь моему другу» (1799)3 ; высказанные в стихотворении упреки в адрес Карамзина Голенищев-Кутузов позднее повторил в письме к министру народного просвещения графу А.К. Разумовскому (1810): «Карамзин явно проповедует безбожие и безначалие. <…> Не хвалить его сочинения, а надобно бы их сжечь» . Критические оценки давали и первые иностранные рецензенты Карамзина, ознакомившиеся с переводами «Писем русского путешественника» на английский и немецкий языки - переводами неполными и не отражавшими всего содержательного богатства, и тем более художественного своеобразия этой книги. Осуждение творчества Карамзина его первыми критиками было столь резким, что писатель оказался вынужден выступить в журнале «Spectateur du Nord» («Северный зритель», выходил в Петербурге на французском языке и предназначался в первую очередь для иностранцев, стремящихся лучше узнать культуру России) с анонимной статьей о русской литературе и под видом «разбора» «Писем русского путешественника» объяснить те творческие принципы, которым следовал в своей работе6 . В начале XIX в. споры вокруг произведений Карамзина продолжились. Импульсом для их обострения стала публикация брошюры А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), и особенно его следующей работы - «Рассуждение о красноречии Священного Писания» (1810). Шишков и его сторонники (получившие прозвище «шишковистов») обвиняли Карамзина в подражательности и в том, что основой «нового слога» стала не церковнославянская традиция, а «средний стиль», разговорный язык образованного общества.

Объектом критики Шишкова был не только сам Карамзин, но и писатели- карамзинисты, последователи его литературной манеры - И.И. Дмитриев, В.Л. Пушкин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и др. Из их среды и вышли первые литературно- критические статьи и заметки в поддержку творческих принципов Карамзина. «Карамзин открыл тайну в прямом значении - ясности, изящества и точности»7 , - утверждение этой истины одушевляло сторонников писателя в период полемики о старом и новом слоге русского языка.

Новый виток споров вокруг творчества Карамзина начался в 1818 г., после выхода в свет первых восьми томов «Истории государства Российского». Широкий читательский интерес к этой книге (по свидетельствам современников, тираж в три тысячи экземпляров разошелся всего за месяц) вновь сочетался с разнообразными критическими выступлениями против исторической концепции Карамзина (М.Т. Каченовский), его политических взглядов (М.Ф. Орлов. Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев), даже стиля писателя8 . Смерть Карамзина в 1826 г., по мнению его ближайших друзей, не вызвала в обществе резонанса, достойного масштабов этого горестного события. 10 июля 1826 г. А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому из Михайловского: «Читая в журналах статьи о смерти Карамзина, бешусь. Как они холодны, глупы и низки. Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти?» .

Почти сразу же после смерти писателя его друзья - Жуковский, Вяземский, Пушкин - начинают думать о создании его биографии. Так, Пушкин считал, что написать такой труд следовало бы Вяземскому - с 15 лет росший на руках Карамзина (тот в 1804 г. женился на сводной сестре Вяземского), он как никто знал и обстоятельства жизни, и характер своего старшего наставника. Однако память о Карамзине оказалась для Вяземского слишком личным душевным переживанием; он так и не смог написать биографию, хотя в записных книжках, которые Вяземский писал всю жизнь как своеобразный историко-культурный и историко-литературный труд, имеющий мозаичную композицию, довольно много ценных сведений и о жизни, и о характере Карамзина, и главное - о том великом значении, которое имел для России свет его «…прекрасной, ясной души, исполненной веры в Провидение».

Отдельные ценные высказывания о значении творчества Карамзина рассыпаны в статьях и заметках Пушкина. Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, А.А. Григорьев, К.С. Аксаков, П.А. Плетнев в своих печатных выступлениях утверждали мысль о непреходящем значении художественного наследия Карамзина, о том, сколь важна память о нем для современной русской культуры. В противовес им снова и снова звучали голоса критиков Карамзина, отказывавших произведениям писателя в возможности быть интересными для сегодняшнего читателя, в оригинальности и самобытности (Н.А. Добролюбов, В.Н. Майков, А.М. Скабичевский и др.).

Первый биографический труд о жизни и творчестве Карамзина был создан М.П. Погодиным к 100-летию со дня рождения писателя, в 1866 г.: «Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников» 11. К этой же дате была приурочена публикация неизданных ранее сочинений и писем Карамзина12 и большого труда - «Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву», подготовленного к печати видным представителем культурно-исторической школы в литературоведении Я.К. Гротом13. Эти труды отвечали общему пафосу юбилейных торжеств 1866 г. - своеобразного нового открытия Карамзина для России, которая обретает в нем живую нравственную опору посреди тяжких исторических испытаний. Эту мысль глубоко выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении, прочитанном 3 декабря 1866 г. на вечере памяти Карамзина в Обществе пособия нуждающимся литераторам и ученым:

Мы скажем - будь нам путеводной,
Будь вдохновительной звездой,
Свети в наш сумрак роковой,

Дух целомудренно-свободный <…>
Умевший, не сгибая выи
Пред обаянием венца,
Царю быть другом до конца
И верноподданным России.

В конце XIX - начале ХХ в. начинается новый этап изучения карамзинского наследия. В центре внимания ученых оказываются уже не только общие вопросы биографии писателя, историко- литературного значения его прозы, но и проблемы художественной формы, поэтики карамзинских текстов, открытия писателя в области литературного языка и стиля. Начало этому подходу положил фундаментальный труд В.В. Сиповского «Н.М.Карамзин, автор “Писем русского путешественника”» (СПб., 1899), в котором «Письма…» впервые рассматривались не как реальный жизненный документ, источник сведений о биографии Карамзина (как, например, оценивал их ранее М.П. Погодин), но как художественный текст, строящийся по своим законам. На широком историко-культурном и литературном фоне В.В. Сиповский подробно рассматривал создания «Писем…», возможные источники литературных влияний, которые испытывал Карамзин в период работы над ними.

Анализ различных редакций позволил исследователю сделать выводы об особенностях творческой эволюции Карамзина-писателя. В целом книга В.В. Сиповского стала основой исследования карамзинского творчества и не потеряла своего значения и по сей день. Важный вклад в изучение поэтики Карамзина в 1910 - нач. 1920-х гг. внесли представители сформировавшейся в ту пору формальной школы русского литературоведения. Основные

направления для таких исследований карамзинского творчества определил Б.М. Эйхенбаум в программной статье «Карамзин» (1916)15. Интерес формалистов к наследию Карамзина был связан в первую очередь со смелыми экспериментами в области художественной формы, которые в свое время столь часто приводили к неприятию карамзинского творчества современниками. Услышать это чрезвычайно живое начало в произведениях писателя, по мнению Эйхенбаума, и есть главная задача литературной науки: «Мы еще не вчитались в Карамзина, потому что неправильно читали. Искали буквы, а не духа. А дух реет в нем, потому что он, “платя дань веку, вторил и для вечности”». Над решением этой задачи трудились ученики и единомышленники Эйхенбаума - в сборнике «Русская проза», подготовленном под его редакцией, появились две статьи, представлявшие наиболее значительные и плодотворные жанровые формы, созданные Карамзиным для русской литературы, - путешествие и повесть. Новый всплеск интереса к Карамзину приходится на начало 1960-х гг.

Это время было ознаменовано прежде всего публикациями целого ряда произведений писателя, что позволило начать его «возвращение» к читателям не только как чувствительного автора «Бедной Лизы», но и серьезного политического мыслителя, литературного критика, яркого и оригинального художника слова. Это было двухтомное издание избранных сочинений писателя (самое полное из доступных читателю в то время), подготовленное к печати П.Н. Берковым и Г.П. Макогоненко, и полное собрание стихотворений, изданное Ю.М. Лотманом; несколько позднее Ю.М. Лотманом, Б.А. Успенским и Н.А. Марченко было подготовлено и академическое издание «Писем русского путешественника».

С этого времени и до наших дней Карамзин становится предметом серьезных многосторонних историко-литературных штудий. В трудах П.А. Орлова, Г.П. Макогоненко, Ф.З. Кануновой, Л.Г. Кислягиной, В.В. Виноградова, В.И. Федорова, Е. Осетрова, Н.Я. Эйдельмана, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. В.Э. Вацуро, И.З. Сермана, Н.Д. Кочетковой, Л.А. Сапченко и многих других ученых. Художественное и историческое наследие Карамзина, его биография и творческое общение с современниками, влияние карамзинского наследия на писателей XIX - ХХ вв. и целый рад других серьезных вопросов становятся предметом научного интереса.

Произведения Карамзина привлекают внимание и зарубежных ученых - Ханса Роте, Энтони Кросса и др. Необыкновенно живое, изменчивое, рожденное духом смелого творческого поиска наследие Карамзина никогда не разочарует обратившихся к нему в поисках тайн и загадок, размышления над которыми помогут лучше понять не только художественный мир и эпоху самого писателя, но и мир вокруг нас, не только жизнь души карамзинских героев, но и нашу собственную душу.

Именно поэтому столь справедливы по отношению к карамзинскому наследию слова Д.С. Лихачева: «Предстоит еще многое узнать о той роли, которую играл Карамзин в истории русской культуры. Но уже сейчас видно, что она была исключительно велика и благородна. Благородство - именно та черта, которая свойственна деятельности Карамзина во всех сферах и его убеждениям. Редкий человек прожил свою жизнь с таким достоинством, как это сделал Карамзин».

Д.И. ФАДЕЕВ, г. Ульяновск, Российская Федерация

СОЛДАТКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1914 – 1917 гг.

Fadeev D. I., Ulyanovsk, Russian Federation

Mothers and wives of soldiers of World War I in social conflicts in Simbirsk Governorate

Аннотация

Объектом исследования является общественная жизнь периода Первой мировой войны в Российской империи, предмет исследования – социальные столкновения с участием солдатских жен и матерей в Симбирской губернии, цель – определение положения местных солдаток, мотивов их участия в погромах и социальных конфликтах и результатов этих столкновений. Хронологические рамки исследования: лето 1914 - февраль 1917 гг.; территориальные рамки: Симбирская губерния (г. Симбирск, уездные города, уезды). Применены методы исследования: аналитический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, метод обобщения, а также социально-психологические методы. В ходе работы были собраны, обработаны и сгруппированы разрозненные материалы губернской прессы за 1914-1917 гг., а также архивных фондов канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76), Симбирского губернского жандармского управления (Ф. 855) и Симбирского окружного суда (Ф. 1). На примере материалов Государственного архива Ульяновской области (ГАУО) показана роль таких факторов, как экономическая нужда и сложность получения пособия, дороговизна и дефицит жизненно необходимых товаров, земельный вопрос и борьба внутри крестьянского сословия. В ряде случаев была выявлена важная роль слухов и мнения отдельных оставшихся в тылу мужчин в изменении настроений солдаток, а также готовность народа заступиться за обижаемых женщин. Однако, несмотря на возросшую в ходе войны ненависть к чиновникам, полицейским и торговцам, политических требований солдатки Симбирской губернии не выдвигали. Отмечена опасность невнимания властей к социальным проблемам, неразборчивости в методах регулирования общественных отношений и жестких наказаний по отношению к женщинам (при затяжном характере войны и борьбе между старыми и новыми формами организации общества).

The article describes social life in the Russian Empire during World War I. The author tells about mothers and wives of soldiers (“soldatki”) in Simbirsk Governorate, their participation in riots (“pogroms”) and social conflicts. The purpose of the article is determination of status of local soldatki, motives and results of their social protests. The article is focused on a period from summer of 1914-to February 1917 and the territory of Simbirsk Governorate. The article is based on sources of Ulyanovsk state archive (GAUO) such as documents of Simbirsk governor`s office, Simbirsk provincial gendarme office, Simbirsk district court and the local press of 1914-1917. The author shows the role of such factors as poverty and difficulty of aid delivery, high prices and shortage of subsistence goods, long period of the war and the old struggle between two social groups of peasants. Also the article demonstrates the growth of the role of some men staying in the rear and rumors for the mind of soldatki. The situation became worse with disregard of authorities to social problems, primitive methods of regulation of social relationships and cruel judgment to women. Despite the hate to officials, police and tradesmen the protests of soldatki of Simbirsk Governorate never became political.

Ключевые слова

Источники, солдатки, Первая мировая война, Российская империя, Симбирская губерния, социальные конфликты, бунты.

Primary sources, soldatki, World War I, Russian Empire, Simbirsk Governorate, social conflicts, riots.

В ходе Первой мировой войны эвакуация беженцев из западных регионов Российской империи и мобилизация мужчин привели к концентрации в провинции женщин, детей, стариков. Солдатские жены и матери, оставшись без кормильцев, составили большую социальную группу, вынужденную отстаивать свои интересы зачастую в столкновениях с властью и другими группами. Задачей данной статьи является определение особенностей социальных конфликтов с участием солдаток в Симбирской губернии, мотивов их выступлений и последствий для общественной жизни губернии. Хронологические и территориальные рамки – Первая мировая война (имперский период, 1914 – февраль 1917 гг.) в Симбирской губернии.

Разработку темы участия солдаток в социальных конфликтах начал Ю.И. Кирьянов, посвятивший статью массовым выступлениям на почве дороговизны в Российской империи в Первую мировую войну. Рассматривая причины и ход неполитических конфликтов, автор отмечал, что здесь участвовали «все новые слои населения, до этого социально себя не проявлявшие или слабо проявлявшие», в том числе и солдатки. Барбара Энджел в своей статье развила тему участия солдаток в экономических выступлениях, указав, что тотальная война вовлекла женщин в социальные конфликты, отобрав отцов, сыновей и мужей, бывших посредниками в их отношениях с обществом и государством. Ю.Д. Ефимов в книге о Симбирске в годы Первой мировой войны осветил многие вопросы, связанные с организацией помощи семьям призванных на войну. В.Б. Аксенов рассмотрел проблему войны и власти в массовом сознании крестьян, уделив большое внимание и солдатским женам.

В данной статье в качестве источников использованы материалы Государственного архива Ульяновской области (ГАУО): фонды Симбирского окружного суда, канцелярии Симбирского губернатора и Симбирского губернского жандармского управления. При сопоставлении архивных источников с выводами исследователей выявилось отсутствие политических лозунгов у солдаток Симбирской губернии при большом значении в развязывании конфликтов слухов, а также заметно выделилось обострение борьбы солдаток-общинниц с крестьянами-отрубниками и недовольство организацией правительственной помощи.

Жесткие меры властей к возмущенным солдаткам не прибавили лояльности последним. Так, четвертаковские солдатки жалели, «что не ослушались стражника и пришли все в полицию, где [их] и приняли за обвиняемых». Население же сочувствовало солдаткам. Вечером 4 июля 1916 г., когда городовой с воинским конвоем сопровождал в тюрьму троих женщин, задержанных за участие в беспорядках, прохожая девушка обратилась к заинтригованной публике с криками «не давайте вести в тюрьму, отобьем у них, тиранов, арестованных». Среди самих солдаток возрос авторитет оставшихся на селе мужчин. Часто авторитет опирался на материальный интерес, когда толпа слушалась волостного старшины и расходилась только потому, что солдатки получали от него казенное пособие. Большой вес имел слух, пущенный в августе 1915 г. вернувшимся с войны крестьянином с. Сурский Майдан (Алатырского уезда), что все вклады из сберегательных касс уйдут на военные нужды. Тут же в волостное правление для получения из казначейства своих вкладов сбежались крестьянки этого села. Таким образом, от взглядов такого авторитетного мужчины часто зависел исход выступлений солдаток (от успокоения до погромов и столкновения с властями).

При этом в политическом плане эта благодатная масса солдаток-общинниц так и не была использована. В Симбирской губернии недовольство экономическими условиями не привело женщин к политическим лозунгам. Но, если остававшиеся в тылу рабочие и служащие не решались выступать, опасаясь лишиться отсрочки от воинской службы, то солдатки, терять которым было нечего, гораздо чаще возмущались своим социально-экономическим положением. В сельской же местности обострилось прежнее противостояние между общинниками и отрубниками, а также общинниками и правительством, поддерживавшим хуторян и не решавшим проблему дороговизны. Земельный вопрос и стал основным источником конфликтов с участием солдаток на территории Симбирской губернии.

Казалось бы, участие в погромах женщин должно было повлиять на солдат и полицию, выдвинутых на подавление столкновений. Однако в симбирских событиях 4 июля 1916 г. смягчения не было – солдатки ненавидели полицейских, отсиживавшихся в тылу, когда их мужья гибли на фронте, а солдаты-тыловики быстро обособились от общества. Так одной из главных причин июльского бунта стало нарушение очереди нижними воинскими чинами, отталкивавшими солдаток от окна выдачи сахара. Солдатки быстро отошли от идей продолжения войны до полной победы и выступили за скорейший мир, суливший возвращение мужчин и возможные земельные прибавки.

Список литературы

1. Аксенов В.Б. Война и власть в массовом сознании крестьян в 1914-1917 годах: архетипы, слухи, интерпретации // Российская история. – 2012. - № 4. – С. 137-145.

2. Ефимов Ю.Д. Симбирск в годы Первой мировой войны (1914-1918). – Самара: Самарск. книжн. изд-во; Ульяновск: Артишок, 2006. - 368 с.

3. Кирьянов Ю.И. Массовые выступления на почве дороговизны в России (1914-февраль 1917 г.) // Отечественная история. - 1993. - № 3. - С. 3-18.

4. Engel B. Not by Bread Alone: subsistence Riots in Russia during World War I. The Journal of Modern History. – 1997. - Vol. 69, № 4. – С. 696-721.

1. Aksenov V.B. Vojna i vlast" v massovom soznanii krest"jan v 1914-1917 godah: arhetipy, sluhi, interpretacii . Rossijskaja istorija - Russian history. 2012, № 4, pp. 137-145. (in Russ.).

2. Efimov Y.D. Simbirsk v gody Pervoj mirovoj vojny (1914-1918) . Samara: Samara publishing house; Ulyanovsk publishing house, 2006, 368 p.

3. Kiryanov Y.I. Massovye vystuplenija na pochve dorogovizny v Rossii (1914-fevral" 1917 g.) . Otechestvennaja istorija - Russian history. 1993, № 3, pp. 3-18.

4. Engel B. Not by Bread Alone: subsistence Riots in Russia during World War I. The Journal of Modern History. 1997, Vol. 69, № 4, pp. 696-721.

Фадеев Дмитрий Игоревич, аспирант Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск, Российская Федерация, 8-927-804-64-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Fadeev Dmitrij Igorevich, graduate student, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation, 8-927-804-64-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки .

А.Е. Казаков

(ПГПУ, Пенза)

К вопросу об организации военной мобилизации в России в 1914 году.

В результате реформ 1860-1870-х годов в Российской империи сложилась особая система военного управления, которая просуществовала до 1918 года. Ее основными особенностями были: разделение полномочий между министерством внутренних дел и военным министерством, а также наличие военно-окружной системы 1 . К 1914 году структура учреждений МВД, обеспечивающая ход призывов населения и поставок от населения лошадей и автомобилей, выглядела следующим образом: управление воинской повинности (УПВ); губернские, городские по воинской повинности присутствия; уездные, окружные по воинской повинности присутствия. Структура военного ведомства имела следующий вид: мобилизационный отдел главного управления Генштаба (ГУГШ), штабы военных округов, начальники местных бригад, уездные воинские начальники 2 . Завершающим звеном для обеих этих вертикалей были призывные и военно-конские участки, сборные и сдаточные пункты 3 .

Для военных и гражданских учреждений на начальном этапе Первой мировой войны наиболее важным оказались два фактора: всеобщая мобилизация 18 июля и вступление России в войну 20 июля 1914 года 4 . Первоначально ряд военных округов получил телеграмму о начале мобилизации 17 июля 1914 года, что и было использовано как непосредственное руководство к действию (составлялись призывные списки, назначались места сбора призываемых и т.п.). Однако ее официальное начало было перенесено на 18 июля. В мобилизационной телеграмме за подписью военного, морского министров и министра внутренних дел, направленной Генштабу 17 июля 1914 года, говорилось: «Высочайше повелено привести армию и флот на военное положение и для сего призвать чинов запаса и поставить лошадей согласно мобилизационному росписанию 1910 года точка первым днем мобилизации следует считать 18 сего июля 1914 года» 5 . Именно с этой телеграммы можно вести отсчет времени работы ГУГШ и УПВ МВД по организации всеобщей мобилизации. Таким образом, первый фактор задействовал, прежде всего, силы мобилизационного отдела Генштаба с подчиненными ему структурами (штабами округов, воинскими начальниками) и силы управления воинской повинности МВД с системой воинских присутствий. В первую очередь призывались запасные нижние чины и поставлялись от населения лошади. Второй фактор способствовал переходу всех государственных учреждений на особый режим работы в условиях войны – значительное ограничение расходования средств на нужды учреждений (например, отменялись практически все командировки), перевод имеющихся средств на военные нужды, приостановление строительных и ремонтных работ и т.п. 6 .

Проблема организации мобилизации достаточно сложна и включает в себя ряд частных вопросов. Работу государственных учреждений по проведению мобилизации можно разделить по административному критерию. Для высшего звена (УПВ и ГУГШ) на первом этапе войны главными задачами были:

Назначение призывов и поставок;

Распределение средств для оптимальной работы призывных участков;

Определение районов мобилизации, исходя из нужд военного времени и объективных возможностей губерний;

Разделение при необходимости мобилизационной работы на местах на отдельные этапы;

Общий контроль и руководство за деятельностью подчиненных учреждений.

Работу среднего и низшего звена можно представить следующим образом. Во-первых, получение уведомления о начале призывов и поставок по телеграфной связи и отправка нарочных в отдаленные районы. Во-вторых, после получения этих документов, составление списков призываемых, организация сборных пунктов и оповещение населения. В-третьих, освидетельствование призываемых приемными комиссиями (осмотр и определение годности в случае поставок лошадей) и отправка их в военные части 7 . Следует заметить, что полномочия органов военного управления были ограничены сферой организации призывов и работы на сборных пунктах. Явка или доставка в приемные комиссии целиком возлагалась на призываемого или владельца лошади.

Военную мобилизацию также можно разделить на отдельные этапы в зависимости от:

а) типа призывов (призыв запасных, новобранцев, ратников ополчения, поставки лошадей и автомобилей);

б) формы призывов (общие по империи, дополнительные в отдельных округах и губерниях);

в) влияния других военных факторов (количества военнопленных и беженцев).

Такая классификация позволяет выявить специфику организационной работы органов военного управления. Так, мобилизация практически всех запасных прошла именно в первые месяцы войны и характеризовалась большими масштабами (см. Таблицу 1). Например, только в Казанском военном округе было призвано из запаса более 640 тысяч нижних чинов, а всего по Российской империи 3 млн. 115 тыс. Имело место такое явление, как превышение числа добровольцев над уклонившимися от призыва 8 .

Можно привести следующий перечень мобилизаций и данные по количеству мобилизованных подданных империи и поставленных лошадей в России в 1914 году:

2) июль-август 1914 г. – призвано 400 тысяч ратников ополчения 1-го разряда, перечисленных из категории запасных нижних чинов;

4) август-декабрь 1914 г. – призвано 900 тысяч ратников ополчения 1-го разряда, непроходивших службу в рядах войск 9 ;

Судя по архивным документам, к таким явлениям и событиям (например, большому числу добровольцев, широкой волне погромов) государственные органы были либо плохо, либо совсем не подготовлены. Сказывалось отсутствие необходимой документации и процедур для учета добровольцев. В случае с погромами и нападениями нижних чинов, зачастую, просто не хватало сил для того, чтобы предотвратить такие инциденты или остановить их. Призывы новобранцев только в 1914 г. были проведены в соответствии с действовавшим военным законодательством. В 1915-1917 г. они были досрочными, то есть призывались лица моложе 20 лет 11 .

Другая проблема – организация движения маршевых команд от места призыва до воинской части. Архивные и делопроизводственные материалы свидетельствуют о том, что зачастую такое движение было недостаточно хорошо организованно как на пеших участках пути, так и на железной дороге. Отсутствие своевременного горячего питания на промежуточных пунктах, нехватка поездов, недостаточный контроль над командами были обычными явлениями. Усугубляла такое положение дел и широкая волна грабежей, разбоев, нападений призванных на местное население и чиновников 12 .

В целом, призыв новобранцев, во-первых, был менее масштабным (за лето-осень 1914 года запасных было призвано в несколько раз больше). Во-вторых, по имеющимся у нас данным Департамента полиции о движениях в войсках и настроениях населения по губерниям, большинство выступлений призванных были протестами запасных нижних чинов. Новобранцы же там практически не упоминаются. Значит, вполне справедливым выглядит вывод о значительно меньшем количестве протестов и конфликтов со стороны новобранцев как в ходе освидетельствования приемными комиссиями, так и после поступления на военную службу.

В условиях войны значительно изменился порядок призыва новобранцев. Было приостановлено действие ряда норм призывного законодательства, другие же потребовали частичной, либо полной замены. Так, циркуляром управления воинской повинности МВД № 86 от 3 сентября 1914 года, адресованном губернаторам, устанавливались подобные ограничения и изъятия из устава о воинской повинности. В частности, в связи с поступлением на военную службу большого количества запасных и ратников значительное число молодых людей приобрело право на льготу по семейному положению первого разряда. С учетом необходимости увеличить контингент новобранцев на 130 тысяч человек по сравнению с 1913 годом жеребьёвка отменялась, так как именно льготные первого разряда проходили через эту процедуру. Поэтому призывались лица, внесенные в призывные списки в последовательном порядке номеров. В тех случаях, когда в уездах имелось много призываемых, новобранцы разделялись на две очереди - для удобства работы присутствий и ускорения комплектования воинских частей. Переносился конечный срок приема на военную службу за призыв 1914 года с 15 февраля на 1 апреля 1915 года. Студенты, обучавшиеся в иностранных учебных заведениях, обязывались вернуться в пределы империи, и отсрочка устанавливалась только для старшекурсников. В местностях, находившихся в районе театра военных действий, допускались некоторые отступления от требований устава 13 .

Особые меры касались обеспечения порядка на призывных пунктах и в воинских частях, которые были естественным продолжением мер, предпринимавшихся МВД в призывы 1906-1913 годов. Губернаторам, в частности, предписывалось в целях «пресечения новобранцам, в особенности из числа фабричных и заводских рабочих и лиц, находившихся в отхожих промыслах, возможности приносить с собою в войсковые части преступные прокламации и вообще нелегальную литературу… сделать распоряжение о производстве чинами полиции отдельных осмотров вещей тех из призывных, относительно коих возникает подозрение…» 14 . Местными властями собирались сведения о судимости и политической благонадежности новобранцев. Внештатные сотрудники жандармерии наблюдали за настроениями населения.

Очень важно рассмотреть особенности организации мобилизации на примере Казанской губернии как центра Казанского военного округа, который являлся одним из ключевых тыловых регионов Российской империи в годы Первой мировой войны. Заметим, что в Казани из-за переноса первого дня мобилизации возник ряд проблем. Согласно рапорту Казанского полицмейстера: «…по распоряжению Казанского городского головы, считавшего, согласно второй телеграммы, полученной 17 июля, первым днем мобилизации 18-е сего июля, были внезапно прекращены [действия приемных комиссий] и доставленные на означенные пункты лошади, повозки и упряжь владельцами их уведены и увезены обратно» 15 . Итак, владельцы лошадей, чьи животные должны были приниматься в первую очередь, ушли со сборных пунктов, однако, в результате принятых мер, были возвращены обратно полицейскими. Данный случай показывает, что любая замена в плане приводила в ряде случаев к сбою в военно-мобилизационной работе.

Поставка лошадей по военно-конской повинности проходила с самого начала в условиях скрытых протестов населения (недоставка на сборный пункт, самовольная замена). Многие случаи неквалифицированной работы приемных комиссий не получали должной оценки со стороны центральных учреждений. Многочисленны были факты злоупотреблений на уездном и губернских уровнях 16 . Если на центральные учреждения возлагалась обязанность определения общих вопросов мобилизации 17 , то основная практическая работа легла на губернский уездный уровни. Штабы округов настаивали, главным образом, на выполнении количественной стороны плана 18 . В такой ситуации многочисленны были случаи злоупотреблений чиновников государственных учреждений. Отдельные поставки разделялись на две-три очереди с недельными и более промежутками между собой, продолжительность пополнения недобора лошадей могла достигать месяца и более. Кроме этого, существенными факторами, определявшими успех мобилизации, были погодные условия, отдаленность районов, где проходили поставки, загруженность транспортных узлов, плачевное состояние «конского населения» уездов 19 .

Для целостной характеристики мобилизации в данном регионе важна хроника событий, представленная в сборнике «Великая отечественная война. Казанская губерния. Краткий очерк за первый год. 1914 19/VII – 1915 г.» 20 . В данном источнике подчеркивается, что для руководства губернии с самого начала войны одним из главных предметов заботы стала согласованность действий различных учреждений, часты были призывы к объединению усилий и тесному сотрудничеству общественных деятелей, отдельных корпораций и организаций для объединения народа в тяжелых условиях войны. Особую роль в этом сыграли обращения губернатора П.М. Боярского к жителям города Казани, акцент в которых делался на религиозные и нравственные принципы. Как сообщает



error: Контент защищен !!