Оккупационный режим японии после ее капитуляции. Япония

15 августа 1945 года японский император Хирохитопо обратился к нации и объявил о капитуляции Японии. Американский курс на демократизацию лишил ее армии, прежних порядков и даже бога. На смену императору Хирохито пришел культ генерала Дугласа Макартура.

Приказ императора

Выход Японии из войны и принятие Потсдамской декларации – было единоличным решением монарха, императора Японии Хирохито. Даже несмотря на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6, 9 августа и вступление в войну СССР, многие главнокомандующие ратовали за продолжение войны. Они знали, что хорошо обученные, все еще мощные вооруженные силы с идеологией – «голову за императора», пойдут до конца.

Тем не менее, выслушав доклад премьер-министра Судзухи, император в ультимативной форме объявил о безоговорочной капитуляции: «...я повелел принять Потсдамскую декларацию. Я повелеваю всем присоединиться ко мне... Примите условия немедленно. Чтобы народ мог знать о моем решении, я повелеваю срочно подготовить императорский рескрипт по этому вопросу».

Дальнейшие протесты оказались бесполезны. Когда одна группа офицеров-фанатиков «молодые тигры» попыталась выкрасть пленку с соответствующим обращением императора к народу и сорвать принятие декларации, они были приговорены к смертной казни путем харакири.

Японская официальная пропаганда подчеркивала и подчеркивает «особую роль императора» в выходе Японии из войны. Согласно ее утверждениям, капитуляция была объявлена лишь по настоянию императора, а военное поражение и необходимость капитуляции или вовсе не упоминались, или относились к второстепенным причинам.

Вспоминая былое

2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», вошедшего в Токийский залив, состоялось подписание капитуляции Японии. Церемонии был придан особый пафос. Делался акцент на том, что эта победа как бы подводит итог почти столетней политике США на Тихом Океане. Начало ей, соответственно, положил Канагавский мирный договор от 1854 года, когда коммодор Мэттью Пэрри «под жерлами орудий» открывал изолированный японский рынок. Чтобы лишний раз напомнить об этом японцам, американцы извлекли из музея, доставили на «Миссури» и поместили на видное место тот самый флаг, который впервые появился на берегах Японии сто лет назад.

Ужасы оккупации

Американская общественность по своему восприняла «курс на демократизацию Японии». В книге «Американская оккупация Японии» Майкл Шаллер пишет о том, что по мере приближения заката императорских побед разгуливалась фантазия американских «патриотов», мечтавших отомстить японцам за позор Перл-Харбора и Филиппин, за поражения на Тихом океане.

Сенатор Теодор Билбоу, например, требовал подвергнуть стерилизации всех японцев. Был даже разработан проект выведения «новой породы» жителей Страны восходящего солнца: «искоренения врожденного варварства японцев» путем «скрещивания их с тихими и послушными жителями островов Тихого океана».

Все эти настроения привели к волнам страха в оккупированной стране. Еще перед окончанием войны на японских фабриках власти стали раздавать таблетки с цианистым калием, который работницам следовало принять в случае, если они подвергнутся унижению со стороны оккупантов.

Страшные проекты «обиженных за Перл-Харбор» миновали мирное население Японии. Здесь нужно отдать должное Дугласу Макартуру, который быстро отмежевался от радикальных 13 процентов, требовавших безжалостных расплат. Этот жест выдавался как естественное проявление натуры Макартура, его внутреннего мира, порядочности.

"Параграф №9"

По примеру «кодекса Наполеона», американский генерал в Японии создал «кодекс Макартура». Новый закон перекраивал традиционные японские порядки, религию на американский лад. Например, в консервативной стране избирательные права вдруг получили женщины: «Выборы (в Японии) произошли не без забавных случаев,- вспоминает сам Дуглас.- На следующий день после объявления результатов голосования мне позвонил весьма почтенный лидер японских законодателей, обескураженный чем-то, попросил аудиенции. «Я сожалею, но случилось нечто ужасное, - заявил он, - проститутку избрали в парламент». Я спросил его: «Сколько голосов она получила?» Японский законодатель вздохнул и сказал: «256 000». Я сказал торжественно, насколько это было возможно: «В таком случае я вынужден предположить, что здесь должно быть скрыто нечто большее, чем ее сомнительное занятие».

Однако просчет новой конституции, по мнению самого Макартура, заключался не в том, что маргинальные элементы получили доступ в правительство. Исследователи утверждают, Дуглас до конца жизни не мог простить себе допуск в основной закон страны «статьи №9». Он исключал для Японии войну и вооруженные силы как средства ее политики на международной арене. Впоследствии, это лишило США сильного союзника в борьбе против СССР и Китая. Япония надолго получила прозвище «политический карлик с большим кошельком».

Надо сказать, что Макартур пошел на этот шаг не столько ради мира, сколько в целях безопасности. В США еще свежи были воспоминания о преступлениях японского милитаризма, зверствах его генералов и солдат.

Человек, а не бог

«Кодекс Макартура» был полностью направлен против личности императора, который ко времени оккупации все еще оставался «потомком богини солнца». Каждая из реформ наместника-американца, прямо или косвенно приземляла императора. Например, приказ вынести из школ портреты императора или запрет отвешивать поклоны в сторону его дворца.

Даже само поведение Дугласа при императоре было направлено на принижение «божественной личности». Так, во время первого приема императора, которого до конца XIX века увидеть могли лишь избранные, Макартур вышел к нему не в официальном мундире, а в каждодневной форменной рубашке с расстегнутым воротом. Историки сравнивают эту встречу с тем, как «разодетый в галуны швейцар при дорогой гостинице раболепно открывает дверь длинноволосому, в потертых джинсах туристу».

Стараниями пропаганды он начал превращаться в нового идола для страны, которая привыкла жить в сиянии монарха.
Он стал новым кумиром японской буржуазии. Стали распространяться слухи, что в жилах Макартура течет кровь японских императоров, что у него была любимая японка, от которой есть дочь. Постоянно переиздавали брошюрку в 62 страницы «Генерал Макартур». Он представлялся как абсолютная власть. Токийская газета «Жижи Шимпо» писала: из «Макартура делается бог». Народ даже усмотрел в нем целительные силы. Женщины писали ему письма, умоляя благословить их перед родами, чтобы ребенок стал великим; полицейские добивались разрешения носить американские солдатские ботинки, хронические больные, калеки призывали магические силы в облике Макартура в исцелители. Иностранные делегации первый визит наносили Макартуру.

Мания величия так и не наградила Дугласа главным призом – президентским креслом в Вашингтоне. А его радикализм, помноженный на излишнюю уверенность в себе, привел к поражениям во время войны на территории Северной Кореи. В 1951 президент Трумэн отправил Дугласа в отставку, а вскоре, в 1952 году, по итогам Сан-Францисского мирного договора завершилась оккупация Японии.

ОККУПАЦИЯ Японии. Подписанный 2 сентября 1945 г. Акт о капитуляции Японии официально положил конец военным действиям между Японией и союзными державами, но он еще не означал прекращения состояния войны. Япония после подписания Акта о капитуляции фактически в течение семи лет находилась под оккупацией.

США направили в Японию для осуществления оккупации самый большой контингент войск. Поэтому США имели особые привилегии в органах оккупации. Так, генерал Дуглас Макартур был назначен верховным главнокомандующим союзных держав. Ему было поручено «принять капитуляцию Японии и следить за ее осуществлением». Акт о капитуляции 2 сентября генерал Макартур подписал не только как представитель США, но и как верховный главнокомандующий, представляющий интересы союзных держав.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явилось решение американского правительства, принятое 29 августа 1945 г., «О политике США в отношении Японии».

«Конечная цель заключается в том, - говорилось в решении, - чтобы, соблюдая идеалы и принципы Устава Организации Объединенных Наций и уважая суверенитет других наций (государств), создать в Японии правительство, которое не нарушало бы мира и содействовало достижению всех целей США».

Чтобы обеспечить соблюдение условий капитуляции, осуществить военную оккупацию Японии, оккупационная армия должна возглавляться главнокомандующим, который назначается американским правительством. «Император и японское правительство, - следовало далее, - должны подчиняться главнокомандующему, который обязан обеспечить выполнение условий капитуляции и проведение политики оккупации, для чего в Японии необходимо иметь нужные силы.

Основной целью оккупации является уничтожение милитаризма. Лица, виновные в жестоком обращении с военнопленными из союзных стран, а также с гражданскими лицами, должны рассматриваться как военные преступники. Они подлежат аресту и суду. В Японии должна быть уничтожена существующая экономическая база милитаризма и должен быть наложен запрет на ее восстановление. Необходимо оказывать всемерное содействие рабочим организациям в промышленности и сельском хозяйстве и распустить крупные промышленные и финансовые концерны».

В решении были и другие пункты: о репарациях, о внешней торговле, об иностранных предприятиях в Японии и т.п.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на ее территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура.

Демобилизация и разоружение Японии продвигались успешно. 30 ноября 1945 г. были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами.

После этого вопросы демобилизации были переданы в ведение Министерства здравоохранения, которое и проводило все необходимые мероприятия по демобилизации сухопутных войск и войск Военно-морского флота и полному разоружению их.

На основании директивы о чистке от 4 января 1946 г. из различных учреждений были уволены 180 000 человек из 220 000 и распущены все милитаристские союзы и организации. В связи с этими мерами были лишены прав на пенсию в порядке наказания все бывшие японские военнослужащие.

В то же время были освобождены лица, которые во время войны были осуждены как политические преступники. Они были восстановлены в правах, то есть получили право участвовать в выборах и занимать любые должности.

Таким образом, политика демилитаризации Японии проводилась быстро и решительно.

Позднее был принят ряд других решений по этому вопросу. На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 г., было принято решение учредить Дальневосточную комиссию и Союзный совет для Японии, которые начали действовать с 1946 г.

Дальневосточная комиссия была создана как директивный орган с постоянным пребыванием в Вашингтоне. В нее входили представители II государств (позднее 13 государств). Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии и имела право пересматривать решения главнокомандующего.

Союзный совет для Японии с местонахождением в Токио состоял из представителей четырех государств - США, Англии, СССР и Китая - и являлся контрольным органом. В его функции входило воплощение в жизнь решений Дальневосточной комиссии, предоставление на месте рекомендаций и советов главнокомандующему в отношении осуществления политики оккупации.

Однако, несмотря на создание новых органов, фактически по-прежнему главенствующую роль продолжали играть США. А в дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов, созданных для Японии, резко ослабли.

Управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы.

Главнокомандующий союзными державами генерал Макартур обладал огромными правами и властью в отношении Японии. Он использовал японское правительство как удобную ширму. В штабе главнокомандующего союзными державами помимо чисто военных отделов было еще десять отделов, которые ведали делами в различных областях жизни Японии: гражданская администрация, экономика и наука, контрразведка, гражданская информация и образование, естественные ресурсы, гражданский транспорт, химия, финансы, общественное здравоохранение и благосостояние, контроль за гражданским имуществом, статистика и поставки (заготовки) материальных средств. Эти отделы осуществляли руководство соответствующими японскими правительственными органами и контроль за их деятельностью.

На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 г., постепенно сокращалась.

В оккупационной политике в отношении Японии можно отметить два периода. Во время первого периода, который продолжался два года, осуществлялись основные задачи оккупации: уничтожение военной мощи Японии, проведение демократической политики и реформы по перестройке социальных и экономических органов страны. Позднее, когда произошло обострение в советско-американских отношениях, западные державы стали проводить политику создания новой и сильной Японии.

Для наказания главных японских военных преступников 3 мая 1946 г. начал работу Международный военный трибунал для Дальнего Востока.

Этот трибунал рассматривал дела так называемых главных военных преступников (категория «А»). К их числу был отнесен прежде всего генерал Тодзё, а также ряд других лиц, которые со времени Маньчжурского инцидента занимали руководящие посты в государственном аппарате, а также в армии и на флоте и которые так или иначе участвовали в руководстве войной, - всего 28 человек. Им было предъявлено обвинение по трем пунктам: преступления против мира, нарушение законов ведения войны, преступления против человечества.

Рассмотрение их дел было закончено к апрелю 1948 г., а 12 ноября того же года был объявлен приговор. Из числа всех обвиняемых семеро были приговорены к смертной казни через повешение, 16 человек - к пожизненному заключению, один к 20, а другой к 7 годам тюремного заключения.

Кроме того, были прекращены дела Окавы Сюмэй, который был признан психически ненормальным, а также Мацуоки Ёсукэ и Нагано Осами, которые умерли от болезней.

Смертный приговор в отношении семи осужденных (генералы Тодзё Хидэки, Мацуи Иванэ, Доихара Кэндзи, Итагаки Сэйсиро, Кимура Хэйтаро, Муто Акира и бывший премьер-министр Хирота Коки) был приведен в исполнение 23 декабря 1948 г. в тюрьме Сугамо в присутствии представителей четырех держав.

Одновременно с работой Международного военного трибунала, рассматривавшего дела главных военных преступников, проводились суды над преступниками категории «Б», обвиняемыми в нарушении законов и обычаев войны, и преступниками категории «В», обвиняемыми в совершении преступлений против человечества. Такие суды имели место в США, Австралии, Англии, Китае, Голландии, Франции и других странах, причем они проводились в соответствии с законами военного времени этих стран.

Кроме того, в Советском Союзе и на территориях Китая, контролируемых китайскими коммунистами, также заседали военные трибуналы, рассматривавшие дела бывших японских военнослужащих и вольнонаемных лиц, находившихся на службе в японской армии.

С целью ослабления мощи Японии осуществлялись меры по ликвидации так называемой военщины (гумбацу), государственной бюрократии и крупных промышленных и финансовых монополий (дзайбацу). Во всех областях жизни Японии проводилась так называемая демократизация. Но суть всех этих преобразований заключалась в том, чтобы сделать Японию страной, которая больше устраивала бы союзные державы, и прежде всего США.

Под лозунгом «демократизации» Японии были разработаны новая Конституция, новое Положение о выборах, проведено реформирование сельского хозяйства, полиции, образования, введена новая система труда, распущены дзайбацу и различные органы контроля.

В штабе генерала Макартура был разработан и проект новой конституции Японии, утвержденный парламентом в ноябре 1946 г. и вступивший в силу 3 мая 1947 г. В новой Конституции провозглашалось, что «император является только символом», говорилось «о разоружении, отказе от войны» и т.д.

Оккупация Японии продолжалась до 1951 г., когда был подписан Сан-Франциский мирный договор.

Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. Декларация являлась общей программой антифашистской коалиции союзных держав. В ней нашли свое отражение те цели, которые ставили перед собой демократические силы всего мира во второй мировой войне. В некоторых ее разделах в частности говорилось следующее. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будут существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, -- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем. Японским вооруженным силам, после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступления, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа. Несомненно, что эта Декларация была справедливой и, прежде всего, отвечала чаяниям самого японского народа …

Вопросы послевоенного устройства. После вступления Советского союза в войну и разгрома им Квантунской армии правящая верхушка Японии приняла условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. Сразу же после капитуляции Японии развернулась борьба пор вопросам ее послевоенного устройства. С одной стороны выступали правящие круги США, которые опасались усиления движения народных масс Японии в защиту своих прав, настаивали на отдельных ограниченных реформах, не затрагивающих основ существующего строя. Противоположные позиции занимали некоторые международные демократические силы, которые требовали проведения широких прогрессивных преобразований, обеспечивающих превращение Японии в современное демократическое государство.

При этом правящие круги США с самого начала оккупации стремились обойти принцип единогласия четырех великих держав (СССР, США, Китая и Англии) при разрешении японских проблем. В октябре 1945 г. США в одностороннем порядке создали в Вашингтоне Дальневосточную консультативную комиссию по Японии, что вызвало резкий протест со стороны Советского Союза и других стран. В конце концов в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел, созванном по инициативе СССР, после длительных переговоров США были вынуждены дать согласие на роспуск Дальневосточной комиссии и принять план, согласно которому в Вашингтоне учреждалась Дальневосточная комиссия из представителей 11 стран. Эта комиссия провозглашалась директивным органом, определяющим основные принципы оккупационной политики и по идее была поставлена над главнокомандующим американскими оккупационными войсками. Однако из-за обострение отношение между СССР и США привели к тому, что на практике Дальневосточная комиссия не сыграла отведенной ей роли.

Американская оккупационная политика началась в условиях резкого обострения общего кризиса капитализма, распада колониальной системы. В это время народы всего мира, в том числе и американский, в результате победы в войне, носившей антифашистский, освободительный характер, переживали демократический, революционный подъем. В этих условиях США не могли не считаться с условиями Потсдамской декларации и вынуждены были провозгласить политику демократизации и демилитаризации Японии. При этом они преследовали свои собственные цели - ослабить своего вчерашнего конкурента на мировом рынке, установить политический, экономический и военный контроль над ним.

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д. Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами. Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа. Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении. 4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек. Были арестованы и преданы. Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии.

Экономическое положение. Производственно-техническая база японской промышленности сравнительно мало пострадала от военных действий. Наибольшее сокращение производственных мощностей произошло только в легко промышленности - пищевой, текстильной -- которые удовлетворяли потребительский спрос населения на товары первой необходимости.

Что же касается мощностей тяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушая и предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенно не затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. В частности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат «Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импорт сырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещения поддерживать торговые связи с другими государствами. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупации были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше по политическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острых социальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, острова Южных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных были брошены на произвол судьбы.

Для того, чтобы несколько сгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путь массового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленных обязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии и флота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мер возникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без того очень низкая. Образование политических партий. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии.

  • 10 октября 1945 г. были освобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии, находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможность легального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1 декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съезд японских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своих программных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубоких демократических преобразований, ликвидация императорской системы и образование демократической республики, проведение аграрной реформы и искоренение милитаризма.
  • 2 ноября 1945 г. на учредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партии Японии (СПЯ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигала лозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевала не уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальных реформ в рамках капиталистического строя.
  • 9 ноября 1945 г. была образована Либеральная партия (Дзиюто), основное ядро которой составили члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущем отражать интересы крупной монополистической буржуазии.
  • 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства.

Роспуск японских монополий - дзайбацу. В экономике довоенной Японии господствовали крупные монополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно они носили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей. Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компании дзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятых в области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отраслях хозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали над различными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественных дзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственного аппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики. Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистической агрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии. В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии. В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой. Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии. Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандум о земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский. В основу этой земельной реформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определенной нормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. При продаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньше обрабатывали эту землю в качестве арендаторов. После проведения реформы (1949- 1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендные платежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должны были превышать 25% от урожая.

Горные леса и большая часть целинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранее принадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственной собственностью. Хотя земельная реформа и привела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менее она полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не могло обеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельных землевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистической экономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища, луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами и различными обществами и в значительной степени сохранили экономические и политические позиции в деревне.

Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования. Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров. Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение. Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа. В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась.

Демократические тенденции содержались также в разделе «Права и обязанности народа», где торжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел». Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»; «свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободу научной деятельности»; «право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры».

Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.

28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии. Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма. Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.

Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии по отношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке». В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.

И демилитаризация. Для достижения своей цели правительство США провело ряд реформ. Одним из наиболее важных моментов стало утверждение новой конституции, которая на тот момент являлась самой демократической в мире. Макартур дал лишь четыре предписания: император остаётся, феодализм от-меняется, гражданские права обеспечиваются, демилитаризация закрепляется.

Важным нововведением явилось положение статьи 9, в которой говорилось об отказе Японии от войны как средства решения меж-дународных споров и о запрещении Японии иметь свои вооружён-ные силы.

Статья 9 японской Конституции гласит: «Япония навсегда отказыва-ется от войны как суверенного права нации. Сухопутные, морские и воздушные силы никогда не будут восстановлены».

Соединённым Штатам нужен был новый союзник на Дальнем Востоке. Никто лучше Японии на эту роль не подходил. Начались переговоры. Была остановлена репарационная программа. США ста-ли реализовывать программу по восстановлению японской промыш-ленности. В Японию устремились американские инвестиционные капиталы. Было принято решение восстанавливать промышленный сектор, за исключением производств, связанных с военной отрас-лью. Восстановление японской экономики шло крайне медленно. До 1949 г. оно продвигалось в основном по линии правительствен-ных субсидий крупным монополиям и американской помощи.

Используя военно-оккупационный контроль, американское пра-вительство имело возможность определять японскую внешнетор-говую, денежно-кредитную и инвестиционную политику. Выдвинув лозунг развития Японии по пути самостоятельной экономики, США стремились приспособить японскую экономику к исполне-нию своих военных заказов, использовать страну в качестве баз снабжения американских вооружённых сил на Дальнем Востоке. Более дальние стратегические цели США состояли в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для американских капиталовложений в япон-скую экономику и в послеоккупационный период.

В июне 1950 г. Японию посетил совет-ник госсекретаря США А. Даллес, который на встречах с руководителями японского правительства подчёркивал «необходи-мость ремилитаризации Японии». Впер-вые после окончания войны высокопостав-ленный чиновник США высказался в та-ком плане. В июле 1950 г. по директиве штаба оккупационных войск США в Япо-нии началось формирование «резервного полицейского корпуса» в составе 75 тыс. человек , ставшего в будущем базой для возрождения вооружённых сил Японии. Материал с сайта

Японское правительство в целом поддерживало эту идею, однако многие говорили о том, что экономический потенциал страны ещё недостаточно силён и что не пришло время для осуществления по-добных планов. В результате было принято решение заключить воен-но-политический союз с США и наращивать вооружённые силы «в ог-раниченных масштабах». Причём огромное внимание уделялось обоснованию «конституционности» создаваемых вооружённых сил.

В период с 1951 по 1954 г. между США и Японией был заключён ряд договоров, которые обозначили конец оккупационного перио-да и официально оформили военно-политический союз между эти-ми двумя странами.

Важнейшими договорами в данный период стали Сан-Францисский мирный договор и Договор о гарантии безопасности. Именно эти два документа предопределили дальнейшие взаимоотношения США и Японии.

15 августа 1945 года японский император Хирохитопо обратился к нации и объявил о капитуляции Японии. Американский курс на демократизацию лишил ее армии, прежних порядков и даже бога. На смену императору Хирохито пришел культ генерала Дугласа Макартура.

Приказ императора

Выход Японии из войны и принятие Потсдамской декларации – было единоличным решением монарха, императора Японии Хирохито. Даже несмотря на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6, 9 августа и вступление в войну СССР, многие главнокомандующие ратовали за продолжение войны. Они знали, что хорошо обученные, все еще мощные вооруженные силы с идеологией – «голову за императора», пойдут до конца.

Тем не менее, выслушав доклад премьер-министра Судзухи, император в ультимативной форме объявил о безоговорочной капитуляции: «...я повелел принять Потсдамскую декларацию. Я повелеваю всем присоединиться ко мне... Примите условия немедленно. Чтобы народ мог знать о моем решении, я повелеваю срочно подготовить императорский рескрипт по этому вопросу».

Дальнейшие протесты оказались бесполезны. Когда одна группа офицеров-фанатиков «молодые тигры» попыталась выкрасть пленку с соответствующим обращением императора к народу и сорвать принятие декларации, они были приговорены к смертной казни путем харакири.

Японская официальная пропаганда подчеркивала и подчеркивает «особую роль императора» в выходе Японии из войны. Согласно ее утверждениям, капитуляция была объявлена лишь по настоянию императора, а военное поражение и необходимость капитуляции или вовсе не упоминались, или относились к второстепенным причинам.

Вспоминая былое

2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», вошедшего в Токийский залив, состоялось подписание капитуляции Японии. Церемонии был придан особый пафос. Делался акцент на том, что эта победа как бы подводит итог почти столетней политике США на Тихом Океане. Начало ей, соответственно, положил Канагавский мирный договор от 1854 года, когда коммодор Мэттью Пэрри «под жерлами орудий» открывал изолированный японский рынок. Чтобы лишний раз напомнить об этом японцам, американцы извлекли из музея, доставили на «Миссури» и поместили на видное место тот самый флаг, который впервые появился на берегах Японии сто лет назад.

Ужасы оккупации

Американская общественность по своему восприняла «курс на демократизацию Японии». В книге «Американская оккупация Японии» Майкл Шаллер пишет о том, что по мере приближения заката императорских побед разгуливалась фантазия американских «патриотов», мечтавших отомстить японцам за позор Перл-Харбора и Филиппин, за поражения на Тихом океане.

Сенатор Теодор Билбоу, например, требовал подвергнуть стерилизации всех японцев. Был даже разработан проект выведения «новой породы» жителей Страны восходящего солнца: «искоренения врожденного варварства японцев» путем «скрещивания их с тихими и послушными жителями островов Тихого океана».

Все эти настроения привели к волнам страха в оккупированной стране. Еще перед окончанием войны на японских фабриках власти стали раздавать таблетки с цианистым калием, который работницам следовало принять в случае, если они подвергнутся унижению со стороны оккупантов.

Страшные проекты «обиженных за Перл-Харбор» миновали мирное население Японии. Здесь нужно отдать должное Дугласу Макартуру, который быстро отмежевался от радикальных 13 процентов, требовавших безжалостных расплат. Этот жест выдавался как естественное проявление натуры Макартура, его внутреннего мира, порядочности.

"Параграф №9"

По примеру «кодекса Наполеона», американский генерал в Японии создал «кодекс Макартура». Новый закон перекраивал традиционные японские порядки, религию на американский лад. Например, в консервативной стране избирательные права вдруг получили женщины: «Выборы (в Японии) произошли не без забавных случаев,- вспоминает сам Дуглас.- На следующий день после объявления результатов голосования мне позвонил весьма почтенный лидер японских законодателей, обескураженный чем-то, попросил аудиенции. «Я сожалею, но случилось нечто ужасное, - заявил он, - проститутку избрали в парламент». Я спросил его: «Сколько голосов она получила?» Японский законодатель вздохнул и сказал: «256 000». Я сказал торжественно, насколько это было возможно: «В таком случае я вынужден предположить, что здесь должно быть скрыто нечто большее, чем ее сомнительное занятие».

Однако просчет новой конституции, по мнению самого Макартура, заключался не в том, что маргинальные элементы получили доступ в правительство. Исследователи утверждают, Дуглас до конца жизни не мог простить себе допуск в основной закон страны «статьи №9». Он исключал для Японии войну и вооруженные силы как средства ее политики на международной арене. Впоследствии, это лишило США сильного союзника в борьбе против СССР и Китая. Япония надолго получила прозвище «политический карлик с большим кошельком».

Надо сказать, что Макартур пошел на этот шаг не столько ради мира, сколько в целях безопасности. В США еще свежи были воспоминания о преступлениях японского милитаризма, зверствах его генералов и солдат.

Человек, а не бог

«Кодекс Макартура» был полностью направлен против личности императора, который ко времени оккупации все еще оставался «потомком богини солнца». Каждая из реформ наместника-американца, прямо или косвенно приземляла императора. Например, приказ вынести из школ портреты императора или запрет отвешивать поклоны в сторону его дворца.

Даже само поведение Дугласа при императоре было направлено на принижение «божественной личности». Так, во время первого приема императора, которого до конца XIX века увидеть могли лишь избранные, Макартур вышел к нему не в официальном мундире, а в каждодневной форменной рубашке с расстегнутым воротом. Историки сравнивают эту встречу с тем, как «разодетый в галуны швейцар при дорогой гостинице раболепно открывает дверь длинноволосому, в потертых джинсах туристу».

Стараниями пропаганды он начал превращаться в нового идола для страны, которая привыкла жить в сиянии монарха.
Он стал новым кумиром японской буржуазии. Стали распространяться слухи, что в жилах Макартура течет кровь японских императоров, что у него была любимая японка, от которой есть дочь. Постоянно переиздавали брошюрку в 62 страницы «Генерал Макартур». Он представлялся как абсолютная власть. Токийская газета «Жижи Шимпо» писала: из «Макартура делается бог». Народ даже усмотрел в нем целительные силы. Женщины писали ему письма, умоляя благословить их перед родами, чтобы ребенок стал великим; полицейские добивались разрешения носить американские солдатские ботинки, хронические больные, калеки призывали магические силы в облике Макартура в исцелители. Иностранные делегации первый визит наносили Макартуру.

Мания величия так и не наградила Дугласа главным призом – президентским креслом в Вашингтоне. А его радикализм, помноженный на излишнюю уверенность в себе, привел к поражениям во время войны на территории Северной Кореи. В 1951 президент Трумэн отправил Дугласа в отставку, а вскоре, в 1952 году, по итогам Сан-Францисского мирного договора завершилась оккупация Японии.



error: Контент защищен !!