Благородный мужчина! Благородные привычки мужчин, от которых женщины тают. Учения о благородном муже

Благородство как качество личности – склонность к естественным добрым проявлениям внутренней сущности человека, не обусловленным какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.

Когда сомневаешься, как поступить, чтоб избежать бесчестия, поступай по совести, она всегда безошибочно укажет тебе благородный и порядочный путь.

Бог даёт человеку испытания только для того, чтобы узнать уровень его благородства. Бог создаёт только те ситуации, которые способны возвысить человека, воодушевить его на проявление самых лучших своих качеств личности.

Человек, оказавшийся в трудной ситуации, прежде всего, должен подумать, какой вид благородства ему нужно проявить, чтобы достойно выйти из затруднительного положения.

Как Бог защищает человека? Он создаёт те обстоятельства, при которых человек может проявить благородные качества личности и прочно укрепиться в них.

Благородство не в крови, а в проявленных добродетельных качествах личности. Порой, спускаешься по социальной лестнице и встречаешь всё больше и больше искренних и благородных чувств у обыкновенных простых людей. Благородство к ним пришло не из книжек, а из жизни, научившей их любить и уважать людей.

Пёс Шарик из популярного мультфильма «Трое из Простоквашино» говорит своему другу коту: «Если у меня будет ошейник с медалями, я совсем другой собакой стану. Во мне столько благородства появится и смелости, что на двух английских лордов хватит. - Благородство и смелость не от медалей появляются, - ворчливо ответил Матроскин, - а наоборот, медали от них идут. Это только у народных артистов смелость от медалей возникает».

Благородство делает большим самого маленького человека.

По своему составу благородство делится на два других слова – «благо» и «род» и кажется очевидным, что человек, наделенный этим качеством личности, несёт в жизнь благо своего рода.

Оказывается, всё не так просто. Благий – имя Божие. Согласно ведической культуре слово «благо» — «бхага» — означает Бог. Стало быть, благородство означает – «рожденный от Бога».

Шарлотта Бронте тонко уловила этот нюанс благородства: «… когда мужчина благороден, - он венец творения, он истинный сын Бога. Он вылеплен по образу и подобию своего создателя, несёт в душе его божественную искру и возвышается над всем человечеством! Да, великому, доброму, прекрасному мужчине принадлежит первенство в мироздании!»

Для современного понимания благородства происхождение значения не имеет. Благородство – это не купленный титул, это внутреннее наполнение личности достоинствами, внутренней культурой. Благородству не нужно покупать поддельные родословные, люди «запять вёрст» улавливают исходящую от него энергию доброй силы.

Мальчик спросил маму: — Как же ты, закончившая университет с красным дипломом, могла выйти за беспризорника, за воспитанника Макаренко? А она сказала: — Когда твой отец шёл по другой стороне улицы, я на этой стороне чувствовала: идёт благородный мужчина.

Благородный человек ведёт себя благородно, думает благородно и говорит благородно. Неблагородство ведёт себя культурно, но в мыслях у него ад. Благородный человек и мыслит благородно. Он не думает о плохом. Благородство – это соответствие благородного внешнего благородному внутреннему.

Благородный человек не делает различия между поведением на людях и когда он в одиночестве. То есть и в девственном лесу и на необитаемом острове он не будет распевать матершинные песни, вести себя по–скотски, как попало. Благородство – это умение контролировать своё тело, мысли и действия.

Человека определяют его дела. Благородству так и хочется сказать: «Ваши поступки кричат так громко, что я не слышу, что вы говорите». Петрарка, итальянский поэт и родоначальник гуманистической культуры Возрождения, говорил, что «истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Демокрит видел «благородство людей в хорошем направлении их характера».И действительно, благородство идет не извне, а изнутри личности, человек поступает благородно, потому что это его естество, ему это свойственно, какая-то внутренняя пружина заставляет его реагировать на ситуации жизни именно так, а не иначе. Как преступникам свойственно проявлять порочные качества личности, так и благородство «труба зовет» на утверждение добра и справедливости.

Человек, пропитанный корыстолюбием и эгоизмом, так же далёк от благородства, как скромность далека от бесстыдства. У благородного человека вкус счастья в служении другим людям и полное отсутствие концепции счастья – тянуть всё на себя, жить только ради себя, а на интересы и нужды других людей наплевать.

Ф. Ницше писал: «Человек ведет себя непроизвольно благородно, когда он научился ничего не желать от людей и всегда давать им». Благородство желает всем людям счастья, оно не ставит доводы здравого смысла выше голоса совести.

Благородный человек, обладая твердой волей, убеждённостью в истинности своих жизненных принципов, обостренным чувством чести и достоинства, готов протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждается, быть снисходительным к поступкам, состояниям и ситуациям, в которых оказался другой человек. Имея чистое сознание, душевную чистоту, он в каждом своем поступке проявляет высокую нравственность и честность, умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.

Великий мыслитель Конфуций говорил: «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Обычно люди обладают сознанием мухи, отыскивая и концентрируя своё внимание на недостатках личности. Это они называют «трезвым взглядом» на людей. Благородство, не будучи идеализированной и оторванной от земли, фокусирует своё внимание на достоинствах личности, опирается на них в дальнейшем общении и всеми силами способствует их развитию. Как пчела летит, не отвлекаясь на разглядывание навозных куч, прямо к источникам меда, так и благородство игнорирует раскопки чужих испражнений и полоскание у всех на виду чужого грязного белья. Для него реально больно и противоестественно поступить несправедливо по отношению к людям, обидеть, а, тем более, унизить их.

Однажды на приеме у герцога Гастона Орлеанского пропали его любимые золотые часы с боем. Кто-то из присутствующих предложил: «Надобно закрыть двери и всех обыскать!» Герцог ответил: «Наоборот, господа, все свободны. Скоро часы начнут бить и выдадут того, кто их присвоил: ему будет неловко…» Благородный человек свободен от низменных чувств, побуждений и поступков, не кичится ничем, ему нечего стыдиться и нечего скрывать.

Благородный человек не помнит старого зла – говорит китайская пословица. Плиний младший – государственный деятель Древнеримской империи писал: «Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей, и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал».

Уважая людей, благородство всегда готово сделать первым шаг к ним навстречу со словами: «Прости» и «Прощаю». Иногда эти слова меняют судьбу. Для таких слов нужна большая внутренняя сила, терпимость, милость, доброта и снисходительность. Благородный человек в какой-то мере философ, он воспринимает любые невзгоды своей жизни, как вызов судьбы, как очередной урок или экзамен, который нужно сдать с честью и достоинством. Какая бы беда не свалилась на его плечи, он всегда берет ответственность на себя за всё происходящее в своей жизни, ему и в голову не придет перекладывать вину на кого-то другого, жаловаться на жизнь, козни недоброжелателей, сглаз, наследственность или плохую карму.

Благородство высоко чтит своих наставников и учителей. Благородный Александр Македонский, когда его спросили, как он относится к своему учителю, ответил: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем, что дает ей цену». Такие замечательные, мудрые слова мог сказать воистину великий человек.

Как любящая жена наполняет приготовленное блюдо энергией любви, благородство, что бы оно ни делало, пропитывает свой труд благородными чувствами.

Великий Гёте писал: «Дух благородный зла избег, сподобился спасенья; Кто жил, трудясь, стремясь весь век, — достоин искупленья».

Во дворе к пожилому врачу постоянно подходил сосед и просил денег на поправку здоровья «после вчерашнего». Тот всегда отказывал, но однажды не выдержал и спросил: - Почему ты не работаешь и сам не зарабатываешь, а вечно у всех просишь? На это сосед ответил, что не может найти работу. Тогда врач предложил: - Хорошо! Давай так: я каждое утро буду давать тебе столько, сколько сам зарабатываю за час своей работы, а ты за это должен будешь каждый день убирать мусор возле нашего подъезда и поддерживать чистоту. Убрал мусор, чисто - получаешь деньги.

Сосед возмутился: - А разве я тебе мусорщик, что ли? Не буду! Пожилой человек, видимо, был готов к этому ответу, поэтому ответил: - Не будешь, не надо, но и денег у меня впредь не проси. Мусорщик мир делает чище, работа его благородная. Ты правильно говоришь - благородным быть не можешь. Ты - попрошайка.

Петр Ковалев 2013 год

Учение о "Благородном муже".

"Понятие благородного мужа ("цзюнь-цзы") упоминается в "Лунь юй" почти столь же часто, как и понятие человеколюбия ("жэнь"), - 107 раз. " 99 Гусейнов А.А. «Великие Моралисты"

Благородный муж

есть идеальная личность не в смысле ирреальности совершенной личности, а в смысле воплощенности идеала. Это личностный образец, являющийся работающим критерием оценки; он вполне соотносим с определенными живыми индивидами.

Образ благородного мужа идеален.

У Конфуция понятие благородного мужа имеет два смысла: принадлежность к аристократическим сословиям и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократическому сословию не гарантирует человеческого совершенства, ибо оно достигается в процессе упорной духовной работы. В то же время на человеческое совершенство могут претендовать не только привилегированные индивиды.

Учитель сказал: "В деле воспитания нельзя делать различий между людьми". Благородный муж является средоточием всех совершенств, персонификацией конфуцианских представлений о человеке. Он стремится познать дао, правильный путь, думает о том, чтобы быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках, не стыдится своих поступков: "Не зная воли [неба], нельзя стать благородным мужем" (20,3); "Благородный муж думает о морали". Основной практической средой, в которой благородный муж может наиболее полно развернуть свои качества, является сановная деятельность. Для Конфуция большая политика - всего лишь продолжение и завершение задаваемой ритуалом упорядоченности общественной жизни, наряду и до государственного управления существует управление, состоящее в том, чтобы проявлять сыновнюю почтительность и быть дружным с братьями

Сановная деятельность благородного мужа призвана гарантировать соответствие государственного управления этим первичным формам управления - ритуалу; через благородного мужа осуществляется синтез политики и этики. Насколько политике необходим благородный муж, настолько же благородному мужу нужна политика, ибо она предельно расширяет его возможности воздействия на состояние дел в обществе.

Итак, благородный муж - опора государства, строго следующие принципам "жень", "сяо" и "ли". Их обязанность - наставлять народ в добродетели путем примера, а если нужно, применяя силу. В иерархии человеческих существ "благородный муж" (Цзюнь цзы) стоит ниже "совершенномудрого" (шен), но так же, как и последний, способен воздействовать на других своим примером (дэ-добродетельно). Как носитель конфуцианских добродетелей, следующий Воле Неба, "благородный муж" помимо жень должен обладать "благопристойностью" (ли). Термин "ли" означает не только "благопристойность", но и "этикет", "этика", "этико-ритуальные нормы". В "Лунь юй" требование благопристойности определяется так: "не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли. " 44 Религиоведение. Учебное пособие под редакцией проф. Лобазова П.К. Харьков. Изд. «Одиссей» 2005.

Духовную основу всех качеств "благородного мужа" составляет учение о "великой морали" (да дэ), которая имеет "небесное происхождение" Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в "благородном муже".

"Благородный муж" обладает "5-ю добродетелями":

  • 1. Жень (человеколюбие) врожденное чувство человека, совокупность этических и социальных принципов: милосердия, сдержанности, скромности, доброты, сострадания, любви к людям, альтруизма и т.д.
  • 2. И (долг) - определенное моральное обязательство.
  • 3. Ли (нормы поведения) - включает в себя такие понятия, как "церемонии", "благопристойность", "правила этикета", "обряды".
  • 4. Чжи (знание) - сводится к изучению древних книг и заимствования опыта предков. Новое оценивалось только с позиции старого опыта.
  • 5. Синь (верность) - покорность и искренность по отношению к начальнику, правителю.

Все это базировалось на принципе сяо - сыновнего благочестия, т.е. любви сына к отцу" 55 11. История религий. И.А. Козловский. Изд. «Норд-Пресс" Донецк - 2004.

Жень (гуманность)

Совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми:

"Чего не желаешь себе, того не делай людям".

"Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла".

Сяо (сыновняя почтительность)

Совокупность норм поведения между "младшими и старшими":

"Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям", при этом государство трактуется как "большая семья", где император - это "отец", а чиновники - "старшие братья".

"Служи старшему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе".

Ли (этикет)

Нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением "жень", методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи и до государства): "Не знать этикет (ли) - значит не иметь возможности укрепться (в должном поведении)"

И (долг, справедливость)

Совокупность "должного", которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является "действием без цели";

ценность должного деяния в самом действии, а не в результате; основой долга является "жень".

Мин (знание судьбы или Воли Неба)

В мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит "знать мин". "Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком".

Итак, "Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив", - именно таков "Благородный муж" по мнению Конфуция.

В иерархии человеческих существ благородный муж стоит ниже совершенномудрого, но так же, как и совершенномудрый, он может воздействовать на маленьких людей, "как ветер на траву". Это положение стало основным пунктом расхождения взглядов Конфуция и представителей школы моистов, настаивающих на едином критерии нравственности для всех людей. " 22 История философии Харьков Изд. «Консум" 2002.

По Конфуцию, благородный муж "не должен уметь многое", как свидетельствовал Конфуций, и ремесла - не его занятие: он должен освоить то, что дано изначально, и поэтому, не овладев ничем в отдельности, "он может знать все".

О себе Конфуций отзывался критически. Он ни разу не назвал себя благородным мужем, считая это состояние не недостижимым пределом стремлений "благородного мужа три моральных принципа, но я не могу их осуществить. Обладая человеколюбием, он не печалится; будучи мудрым, он не сомневается; будучи смелым он не боится" 11 Адамчик, М.В. Восточная философия - Минск: Харвест, 2006. - 320 с.

Благородному мужу, в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жэнь). Понятие "сяо жэнь" многозначно: это человек низкий по своим нравственным помыслам, темный по умственному развитию, возможно также, простолюдин по социальному положению (во всяком случае несомненно, что не всякий простолюдин обречен остаться сяо жэнь). Словом, он во всем является антиподом благородного мужа. Это своего рода анти идеал; то, от чего человек должен уходить. Термин "сяо жэнь" употребляется в "Лунь юе" 24 раза, из них 20 раз в значении человека, лишенного добродетели .

Если взять основные признаки низкого человека, то они состоят в том, что он смотрит вниз, думает о том, как бы получше устроиться, извлечь выгоду, не умеет переносить трудности, нужду, не имеет в себе человеческого терпения и "предъявляет требования к людям" (15, 20), склонен к раздорам, даже "может заняться разбоем" (17, 22).

Словом, в поведении низкого человека природная детерминация довлеет над этической. Это человек грубый, неотесанный, своевольный не просто по внешнему виду и манерам, но еще и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения.

Торчинов подчеркивает: "в отношении человеческой судьбы нет космического или антропологического предопределения. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, так и низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе.

Человек но своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Сяо жэнь есть актуализация возможности зла. Причина этого, согласно Конфуцию, заключается в том, что низкий человек тянет на себя, к своей выгоде; он не умеет правильно построить свои отношения с другими людьми, ему чужда идея взаимности. Низкие, как говорит Конфуций, "следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии" (13, 23).

Благородный муж - редко доступная вершина нравственного развития личности, связанная с деятельностью государя и его советников. В человеческой повседневности жэнь (человеколюбие) приобретает форму сыновней почтительности, а в государственно-управленческой деятельности - благородного мужа. Человек может стать благородным мужем не раньше, чем сам станет отцом. Оба этих объяснения вполне совмещаются, если учесть, что сановная деятельность была уделом отцов - людей в возрасте, опытных, зрелых. " 77 Е.А. Торчинов. «Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного». Санкт-Петербург. Изд. «Петербургское Востоковедение» 2005 г.

Хочу предупредить вас,что эта история не моя,но она меня затронула.Надеюсь она вам понравится,то же.

Хочу рассказать историю, произошедшую в метро на Замоскворецкой линии. Этот человек не совершил героического поступка, и никого не спас, но думаю, он достоин называться Человеком с большой буквы.

Итак, примерно в 16:20 я зашла в вагон на станции Театральной, движущийся по направлению из центра. На ближайшем ко мне сиденье сидел ничем не примечательный молодой человек в серо-коричневой вельветовой куртке и с черным портфелем Adidas. Он сразу же уступил мне место, что уже удивительно, так как я не подхожу ни под одну из категорий граждан, коим принято уступать места в транспорте.

Когда поезд подъезжал к следующей станции, напротив меня освободилось еще одно место, и мужчина пересел туда. И почти тут же снова встал - на Новокузнецкой в вагон вошла пожилая женщина. Дальше – больше. Как только в вагоне освобождалось место, он пересаживался туда, не давая возможности здоровым мужикам его занимать, и уступая его тем, кому это действительно необходимо. Мне нужно было ехать до Красногвардейской, и таким образом, я имела возможность наблюдать за необычным поведением молодого человека довольно долго. За время, в которое состав проехал 11 станций, этот мужчина около 8-9 раз садился и снова вставал, усаживая на свое место то бабульку, то маму с ребенком, то просто обычную девушку.

Пассажиры переглядывались и улыбались. Как же редко в наше время можно встретить таких неравнодушных людей, для которых благородство и искренняя доброта к ближнему – не пустые слова, а неотъемлемые свойства личности. Этот парень словно бы подарил каждому пассажиру в вагоне кусочек своей душевной теплоты, просто так, ничего не требуя взамен. Такие люди действительно достойны называться настоящими Мужчинами, людьми с большой буквы.

На фотографии этот парень – рядом с девушкой в синем пальто.

БЛагородство

Благородство – возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность благому». Как правило, под благородством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.

Википедия

Благородство : 1) Высокие нравственные качества; величие, возвышенность. 2) Высокое достоинство, изящество, красота.

Малый академический словарь

Благородство — это снисходительность, — к тем, кто одарён меньше.

Благородство — это понимание, — того, что каждый заслуживает справедливости.

Благородство — это доброта, — к тем, кто нуждается больше всего.

Благородство – это душевная чистота, — высокая нравственность и честность.

Благородство — это готовность протянуть руку помощи каждому, кто в этом нуждается, это твёрдая воля и крепкая вера.

Благородство — это умение и готовность отвечать за свои слова, дела и решения.

Преимущества благородства

Благородство обеспечивает свободу — от низменных чувств, побуждений и поступков.

Благородство даёт силы – для добрых дел.

Благородство обеспечивает открытость – благородному человеку нечего стыдиться и нечего скрывать.

Благородство предоставляет независимость – от мнения толпы.

Проявления благородства в повседневной жизни

Однажды на приеме у герцога Гастона Орлеанского пропали его любимые золотые часы с боем. Кто-то из присутствующих предложил: "Надобно закрыть двери и всех обыскать!" Герцог ответил: "Наоборот, господа, все свободны. Скоро часы начнут бить и выдадут того, кто их присвоил: ему будет неловко…» (иcторический факт; XVIII век).

Прощение. Прощение вины всегда есть акт благородства.

Благотворительность. Человек, занимающийся благотворительностью, поступает благородно.

Религиозные обряды. Обряд отпущения грехов после исповеди – проявление божественного благородства (милости).

Соответствие слов и поступков. Слова благородного человека не расходятся с его поступками.

Как достичь благородства

Благородство – совокупность нескольких высоких нравственных качеств человека. Чтобы взрастить в себе благородство необходимо неустанно трудиться; самосовершенствоваться, развивая свои лучшие качества и подавляя худшие.

Отказ от осуждения. Отказываясь от осуждения кого-либо, человек поступает благородно; он не ставит себя в высшее положение по отношению к тому, кого мог бы осудить.

Помощь окружающим. Помогая окружающим, не обязательно более слабым или нуждающимся, человек приучается отдавать; это – одно из проявлений благородства.

Обдуманность обещаний. Человек благородный не возьмет на себя невыполнимых обязательств, чтобы не подвести того, кто будет на него надеяться.

Сопереживание. Чуткость к окружающим, готовность сопереживать и поддерживать – поведение благородного человека.

Низость, предательство | антагонисты благородства

Благородство

Снобизм, высокомерие, претенциозность | игра в благородство, не имеющая ничего общего с истинным благородством

Крылатые выражения о благородстве

Истинно благородные люди ничем не кичатся.

— Ларошфуко —

Благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

— Конфуций —

Благородный человек не помнит старого зла.

— Китайская пословица —

Тот истинно благороден, кто легко прощает заблуждения людей, и в то же время так боится сделать что-нибудь дурное, как будто он никогда никого не прощал.

— Плиний-младший —



error: Контент защищен !!