Симптомы и лечение частичной потери памяти. Причины потери памяти Потеря памяти после удара

Часто встречаемые патологии всегда находятся в центре внимания врачей и пациентов. Вокруг таких патологий создано много мифов, которые вводят в заблуждение пациентов.

Сотрясение головного мозга является частой неврологической патологией, которая сопровождает большинство травм головы. Сегодня пациенты нередко стремятся ставить диагнозы себе и своим близким, основываясь на популярных заблуждениях. Рассмотрим основные мифы касательно сотрясения головного мозга.

Основные заблуждения и мифы о сотрясении головного мозга

Миф 1 «Сотрясение головного мозга может быть тяжелой степени»

Сотрясение головного мозга не имеет разделений на степени тяжести, в отличие от ушибов головного мозга, потому что не существует определенных критериев их разделения. На самом деле любое сотрясение мозга уже является тяжелым.

Миф 2 «Сотрясение может быть с повреждением костей черепа»

Основным критерием диагностики сотрясения головного мозга является отсутствие повреждений костей черепа. Сотрясение головного мозга может сопровождаться ссадинами, ушибами и гематомами, но никак не нарушением целостности черепа. Поэтому в некоторых случаях пациенту стоит сделать рентгенографию черепа после травмы.

Сопровождается ли сотрясение головного мозга потерей сознания или потерей памяти?

Миф 3 «После сотрясения не бывает потери памяти, но бывает потеря сознания»

На самом деле потеря сознания и потеря памяти могут как присутствовать при сотрясении головного мозга, так и отсутствовать, но не являются обязательным симптомом. Потеря сознания при сотрясении головного мозга длится несколько секунд. Сознание восстанавливается, после чего развивается потеря памяти. Амнезия может проявляться в четырех вариантах - ретроградной, антероградной, антеретроградной и конградной.

Виды нарушения памяти при сотрясении головного мозга:

  • Конградная амнезия сопровождается выпадением воспоминаний о самом моменте получения травмы. Такой вид амнезии сложно назвать потерей памяти, так как выпадает фрагмент сознания.
  • Ретроградная амнезия - сопровождается потерей памяти о событиях, которые были накануне травмы. При этом долгосрочная память не нарушается - пациенты забывают самые последние минуты перед получением сотрясения головного мозга.
  • Антероградная амнезия - характеризуется выпадением из памяти событий, которые были до травмы, и происходящие после нее.

Диагностика, лечение и последствия сотрясения головного мозга

Миф 4 « Последствия и остаточные явления сотрясения остаются на всю жизнь»

Последствия сотрясения головного мозга остаются максимум на несколько недель, так как сотрясение является легкой формой проявления ЧМТ. Последствия остаются после сдавливания головного мозга, ушиба, гематом или диффузного аксонального повреждения.

Миф 5 «Сотрясение головного мозга всегда сопровождается рвотой»

Рвота часто сопровождает сотрясение головного мозга. Но мнение о том, что при отсутствии рвоты нет сотрясения - неверное. В некоторых случаях присутствует тошнота.

Миф 6 «Сотрясение головного мозга не требует лечения»

Является самым распространенным и опасным для жизни заблуждением. Лечение сотрясения головного мозга обязательное и включает соблюдение постельного режима, применение мочегонных средств, ноотропных средств, препаратов калия и седативных средств.

Миф 7 «Наличие изменений в мозгу»

Сотрясение отличается от других травм головного мозга именно отсутствием очаговых изменений ткани головного мозга. Поэтому наличие на рентгенографии или МРТ очагов кровоизлияния или других повреждений исключает диагноз сотрясения головного мозга.

Миф 8 «Чем больше методов диагностики - тем лучше»

Для установления диагноза требуются осмотр невропатолога и некоторые физикальные тесты. Остальные исследования не принесут никакой ценной информации, но ударят по бюджету. Единственное, что может понадобиться в случае спорных вопросов - это рентгенография костей черепа для исключения нарушения целостности костных структур.

Миф 9 «Лечение сотрясения головного мозга проводится нейрохирургами»

Как уже сказано выше, сотрясение головного мозга не сопровождается изменением мозговой ткани и нарушением костной целостности, поэтому лечением сотрясения занимаются невропатологи.

Это зависит от степени тяжести ЧМТ. Потеря памяти после удара головой может переживаться больным мучительно. Иногда она проходит спонтанно, но нередко требует дополнительных лечебных мероприятий, направленных на скорейшее восстановление памяти.

Как развиваются нарушения при ЧМТ

Несмотря на многообразие форм черепно-мозговой травмы, можно сформулировать общие принципы, стереотипы, по которым происходят развитие, прогрессирование и регрессия нервно-психических нарушений, следующих за травмой, у пациента. Всегда есть начальный период черепно-мозговой травмы, в котором у пострадавшего наблюдаются наиболее интенсивные и яркие последствия удара. Если пациент не погибает вследствие тяжелой травматизации в первые же часы после получения травмы, то в последующее время течение его состояния становится регредиентным. Это означает, что симптомы, ставшие результатом травматизации, постепенно уходят, а больной либо восстанавливается полностью, либо имеет маловыраженные остаточные явления после травмы.

В медицинских дисциплинах принято выделять следующие периоды ЧМТ:

  1. Начальный: он же называется «хаотическим» (классификация Н. Н. Бурденко)
  2. Острый
  3. Поздний
  4. Отдаленный

Классические проявления начального периода ЧМТ

Как правило, в начальном периоде сознание больного помрачнено. Глубина этих нарушений напрямую зависит от силы удара и степени тяжести ЧМТ. Часто в «хаотическом» периоде у пациента нарушаются витальные (жизненно важные) функции организма: дыхание, работа системы кровообращения. Тогда пострадавший нуждается в экстренной медицинской помощи.

Классические проявления острого периода ЧМТ

Острый период характеризуется возвращением к пациенту ясного состояния сознания. Больной может впасть в состояние психоза: восприятие окружающей действительности им может нарушаться, а поведенческие реакции могут становиться некорректными и несоответствующими реальному положению вещей. Кроме того, в остром периоде дают о себе знать симптомы органического поражения мозговой ткани, если таковое имело место быть вследствие удара.

Классические проявления позднего периода ЧМТ

В позднем периоде черепно-мозговой травмы происходит постепенное угасание проявлений острого периода, поведение и восприятие действительности пациента сглаживаются, становятся адекватными. Органические расстройства (если они есть) также постепенно регрессируют. Для большинства пациентов, получивших ЧМТ, поздний её период становится реконвалесцентным и завершается полным выздоровлением. Однако, часть больных, ставших жертвами серьезной травматизации, всё ещё испытывает её последствия в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.

Классические проявления отдаленного периода ЧМТ

Отдаленный период ЧМТ характеризуется наличием стойких остаточных явлений у пациента. Это могут быть неврологические симптомы, либо психические расстройства и нарушения. Также в отдаленном периоде могут значительно снижаться адаптационные способности больного.

Амнезия при ЧМТ

Утрату памяти в медицине принято называть амнезией. Амнезия может быть расклассифицирована на следующие виды утраты памяти:

  • Ретроградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пациента тех событий, которые непосредственно предшествовали травматизации и наступлению бессознательного состояния. Ни одного факта из последних событий больной воспроизвести не может. То время, на которое распространяется ретроградная амнезия, находится в зависимости от степени тяжести ЧМТ. Состояние может длиться как минуты или часы, так и дни или месяцы.
  • Антероградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пострадавшего тех событий, что следуют непосредственно за ударом головой и бессознательным состоянием. Антероградная амнезия также может продолжаться часы, дни или месяцы.
  • Антероретроградная амнезия: характеризуется сочетанием ретроградной и антероградной составляющих беспамятства. У пострадавшего выпадают из памяти как события, предшествовавшие утрате сознания, так и события, последовавшие за последней.

(NB) Несмотря на то, что больной не может вспомнить некоторые события собственной жизни, произошедшие до или после травмы, поведение его на момент обозначенных событий, как правило, остается адекватным и правильным, сообразным обстоятельствам.

Как помочь пациенту с амнезией восстановить память

Иногда больному после черепно-мозговой травмы требуется лечебная помощь для скорейшего восстановления функционального состояния его памяти.

Лечебные мероприятия для пациента с посттравматической потерей памяти предполагают следующие компоненты:

  1. Лечение основных последствий ЧМТ: включает в себя постельный режим, наблюдение за больным в неврологическом стационаре, хирургическое лечение в случае тяжелых черепно-мозговых травм с образованием внутричерепных гематом, а также борьба с проявлениями органического поражения мозговой ткани.
  2. Витаминотерапия: больному назначаются витамины В-группы.
  3. Антиоксидантная терапия: антиоксиданты препятствуют вредоносному перекисному окислению липидов с образованием разрушительных активных кислородных форм в человеческом организме и способствуют более стремительному восстановлению функциональной активности ткани головного мозга после травматического состояния. К группе антиоксидантов относятся такие препараты, как Мексидол, Кверцетин, Глицин и Ниацин.
  4. Мероприятия по психоневрологической реабилитации пациента после ЧМТ: методики лечебной физической культуры и постепенной и мягкой индукции физической активности пострадавшего, объединенные в понятии кинезиотерапии, физиотерапевтические мероприятия, а также психотерапевтические (в Российской Федерации это, как правило, групповые сеансы), направленные на ускорение адаптации больного к жизни и окружающей среде после черепно-мозговой травмы.
  5. Медикаментозная терапия: пострадавшему могут быть назначены нейрометаболические лекарственные средства, нейропротекторы, относящиеся к группе ноотропов. Это такие препараты, как Церебролизин, Пирацетам, Семакс. Данные средства способствуют восстановлению кровообращения в ткани головного мозга, а также ускоряют восстановление процессов мышления и памяти после полученной травмы.

Реабилитация после черепно-мозговой травмы

Реабилитация после черепно-мозговой травмы предполагает довольно сложный и продолжительный процесс. Зависимо от тяжести полученного повреждения она способна спровоцировать разнообразные повреждения тканей, клеток и органов, привести к нарушениям ЦНС и расстройствам важных функций в организме. Потому в процессе лечения данной травмы нужно устранить болевые ощущения и привести в норму самочувствие больного, а также надлежащим образом выбрать план реабилитации и восстановления.

Этапы восстановления

Реабилитация после ЧМТ осуществляется в несколько этапов. Каждый из них предполагает квалифицированное и своевременное оказание помощи пострадавшему:

Догоспитальный. На данной стадии необходимо зафиксировать шейный отдел позвоночника, транспортировать в медицинское учреждение в горизонтальной позиции на спине, обработать раны пострадавшему.

  1. Госпитальный. На этой стадии проводится основное, хирургическое и специальное лечение.
    1. Основное лечение. Предполагает наблюдение за основными показателями (АД, дыхание). Если возникает необходимость, подключают к аппаратам искусственного дыхания. Назначается дегидратационная терапия в целях снижения отечности в головном мозгу. Принимают анальгетики, жаропонижающие средства. Питание осуществляется посредством зонда либо внутривенно, когда пациент в коме.
    2. Хирургическая терапия. Предусматривает обработку повреждений, устранение гематом.
    3. Специальная терапия. После травмы в некоторых ситуациях возникают нарушения памяти, поведения, пациент утрачивает координацию, проявляются речевые расстройства. Основываясь на заключениях специалистов составляется в индивидуальном порядке план восстановления. Каждому пострадавшему после черепно-мозговой травмы необходима реабилитация потерянных навыков. В определенных ситуациях, если травма тяжелая, восстановление в полной мере либо частично не представляется возможным. Также используют фармакологические средства: анестетики, ноотропные и сосудистые вещества, комплексы витаминов.
  2. Интенсивный. Данная стадия начинается как стабилизируется состояние больного и будут освоены необходимые навыки. Под наблюдением специалиста проделывается комплекс упражнений, направленных на физическое развитие, укрепление мускулатуры, улучшение координации и равновесия. Физиотерапевт поможет сформировать схему терапии после черепно-мозговой травмы. Различные методики способствуют стимулированию процессов реабилитации и привыкания, снижают стресс, способствуют скорейшему восстановлению.
  3. Амбулаторный. Когда по максимуму восстановлены потерянные функции, в целях реабилитации после черепно-мозговой травмы, необходимо поддержать больного. Осложнения после травмы способны преследовать пациента на протяжении всей жизни: головная боль, кружится голова, когнитивные и эмоциональные нарушения. В подобных ситуациях нужно выбрать медикаментозные средства, чтобы снять неприятную симптоматику.

Методы лечения

Восстановление после черепно-мозговой травмы происходит посредством различных терапевтических методов, которые включают воздействие на двигательную активность, координацию, устранение речевых расстройств, психологическую и бытовую реабилитацию.

  1. Двигательная реабилитация. После травмы средней и тяжелой степеней способна проявиться частичная либо полная утрата пациентом двигательных функций. Фактически с самого начала после произошедшего нужно начинать меры по реабилитации, так как в подобных случаях нужно не терять времени. Кинезитерапия. Восстановление после ЧМТ не представляется возможным без данной методики. Терапия движением способствует возвращению утраченной трудоспособности рукам и ногам, улучшению координации. Лечение начинают незамедлительно после травмы. Изначально процедура длится не больше 20 минут в сутки. Когда самочувствие улучшается, нагрузки увеличиваются.
  2. Транскраниальная магнитная стимуляция. После ЧМТ восстановление может затянуться и больному назначаются вспомогательные процедуры. Суть данной манипуляции состоит в отправке в кору головного мозга неинвазивным способом коротких импульсов. Они способствуют активизации участков мозга, отвечающих за движение.
  3. Многоканальная электрическая стимуляция. Способствует на протяжении реабилитационного периода скорейшему восстановлению двигательных функций. К телу закрепляют электроды, сокращающие мышцы в порядке, который появляется во время ходьбы.
  4. Стабилотренинг. Проводится лишь в специальных реабилитационных центрах с применением особого оборудования квалифицированными специалистами.
  5. Космические технологии. Пациент облачается в рефлекторно-нагрузочный костюм, облегчающий движение. Он является наружным каркасом для тела, который позволяет оптимально распределять нагрузку. Способствует стимулированию работы мышц и суставов.
  6. Электростимуляция внутри клеток. Реабилитация функционирования глотки пройдет скорее, если использовать данный метод. Также способствует возвращению речевых навыков, стимулируя речевую мускулатуру.
  7. Восстановление бытовых навыков. Нередко пациент утрачивает бытовые навыки после травмы черепа. Реабилитация после ЧМТ в домашних условиях имеет важное значение при общем восстановлении пациента. Потому придется обучать больного всему сначала: удерживать ложку, чистить зубы и др.
  8. Речевая реабилитация. После полученной ЧМТ у части пострадавших наблюдаются речевые расстройства. Необходимо делать постоянные занятия, упражнения, которые нацелены на восстановление письма, чтения и речи совместно со специалистом.
    1. Курс терапии включает в себя несколько стадий. На предварительном этапе немало времени уделяют стимулированию навыков обучения. На следующей стадии происходит реабилитация обдуманного извлечения звуков и речи. Затем пациент учится составлять целые фразы. На последней стадии - ведение диалога.
    2. Тренинг речи длится не больше 20 минут в сутки. Когда заметны улучшения длительность повышают до 45 минут. Данная методика сопряжена с употреблением медикаментов и проведением физиотерапии в целях восстановления работы мозга.
  9. Психологическая и социальная адаптация. После перенесенной ЧМТ, помимо восстановления движения, важна социальная адаптация пациента. Этим должны заниматься психологи, а также близкие пострадавшего. Не следует изолировать пациента от его окружения. Ему необходимо привыкнуть к обществу, почувствовать себя внутри его. Необходимо преодолеть нежелание больного общаться. Когда не получается устранить депрессивное состояние посредством психологических тренингов, необходимо употреблять антидепрессанты. Важным будет создание благоприятного микроклимата внутри семьи.

Противодействие осложнениям

Реабилитация ЧМТ не может обойтись без систематического противодействия различным неблагоприятным последствиям:

  1. Терапия положением. После повреждения от чмт конечности часто занимают неестественные позы. Чтобы расслабить мышцы существует система уложения конечностей в различные позиции.
  2. Теплотерапия. Мышцы возможно расслаблять, осуществляя особые парафиновые аппликации.
  3. Миорелаксанты. Использование фармакологических средств, которые способствуют понижению тонуса мышц.
  4. Массаж. Расслабление зажатых мышц.

Во многих ситуациях новейшие методики лечения способствуют устранению неблагоприятных последствий, когда они своевременно обнаружены. После чмт возникают трудности, требующие консервативной и хирургической терапии. Необходимо не допустить нагноений и воспалений. В связи с этим необходим постоянный контроль со стороны врачей.

После перенесенной черепно-мозговой травмы реабилитационные процессы должны начинаться без промедлений. Крайне важно кроме физического восстановления уделять надлежащее внимание психологическому состоянию пострадавшего, а также не допустить изолирования и замкнутости. Эффективность проводимой терапии будет зависеть от различных обстоятельств, но во многом от профессионализма врачей, действенной методики реабилитации и благоприятного настроя непосредственно у пациента.

Особенности восстановления после черепно-мозговых травм

Реабилитация после перенесенной черепно-мозговой травмы является длительным и непростым, но крайне необходимым процессом. К сожалению, не всегда родные пострадавшего понимают, насколько важным является его восстановление после ЧМТ, и пренебрегают инструкциями лечащих врачей. А ведь полное их соблюдение может значительно сократить период реабилитации, тем самым подарив пациенту надежду на полное выздоровление.

Значение реабилитации

Любая перенесенная травма головы является показанием для проведения курса реабилитационной терапии. Вариантов восстановления после перенесенной ЧМТ существует огромное множество, и каждый из них направлен на улучшение той или иной функции человеческого организма. При отсутствии подобных мероприятий у пациента повышается риск до конца своей жизни остаться инвалидом.

Восстановление после мозговых травм подразумевает внедрение комплекса терапевтических процедур, направленных на:

  • полное восстановление когнитивных функций организма;
  • восстановление речи;
  • выполнение упражнений, направленных на разработку моторики;
  • устранение проблем с функционированием опорно-двигательного аппарата;
  • купирование болевого синдрома;
  • улучшение психологического состояния больного (психотерапия);
  • восстановление способности самообслуживания и занятия физическим трудом (эрготерапия).

Каждый из этих подходов к восстановлению после ЧМТ подбирается в зависимости от ее вида. Однако врачи-невропатологи и нейрохирурги склонны к единому мнению: перед назначением тех или иных восстановительных методик необходимо понаблюдать за пациентом на протяжении определенного периода времени. Только по его истечении доктор сможет судить о том, насколько благополучным является прогноз выздоровления. По этой причине очень важно заняться вопросом реабилитации еще задолго до выписки пациента из клиники.

Как видно, каждый человек, столкнувшийся с серьезным повреждением головного мозга или костей черепа, нуждается в квалифицированной медицинской помощи, направленной на его скорейшее восстановление после полученных травм. Мультидисциплинарный подход в этом случае обязателен, поскольку манипуляции, проводимые у больных при ушибе головного мозга, будут разительно отличаться от тех, которые будут назначены пациенту с сотрясением или сдавлением ГМ.

Когнитивное восстановление

Восстановить высшую нервную деятельность очень непросто, но это крайне необходимо, поскольку она является залогом полноценной жизни человека. Память, внимание, воображение – все это только часть тех функций, за которые отвечает нервная система человека, однако их полному восстановлению необходимо уделить максимум времени и сил. Как отмечают врачи, даже работа опорно-двигательной системы не так важна, как выполнение организмом когнитивных функций.

Зачастую такая программа восстановительных занятий проводится у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга. При таких обстоятельствах реабилитация возможна исключительно в стенах больницы, поскольку проводить такой курс терапии в домашних условиях невозможно по причине отсутствия надлежащих условий.

Целью когнитивного восстановительного курса является:

  • проведение занятий для восстановления памяти, внимания, зрения, речи (массаж языка, щек, проговаривание слов про себя и др.), воображения, а также ряда других функций, за которые отвечает ЦНС;
  • занятия с пациентом, направленные на переобучение его навыкам, которые были утрачены после тяжелой контузии;
  • проведение комплекса занятий, направленных на компенсацию внутреннего функционального дефицита (основные аспекты этого курса будут рассмотрены далее);
  • помощь пациенту в ориентации в пространстве (оставление указаний или подсказок, написанных на бумаге, на стенах).

Огромное значение во время прохождения пациентом курса реабилитации после ЧМТ имеет правильное питание. Оно не может содержать высококалорийных вредных продуктов, а должно быть легко усваиваемым и в то же время стимулировать работу мозга.

Одним из главных направлений работы с больным является компенсация функционального дефицита. Такая стратегия включает:

  • проведение аутотренингов;
  • саморелаксацию;
  • создание ассоциативных образов, направленных на улучшение запоминания;
  • акцентирование на поставленной задаче и ее решении и др.

Когнитивная реабилитация имеет свои принципы, которых всего существует 5. В умственном восстановлении огромную роль играют:

  • дозированность, то есть умеренная подача материала;
  • системность проведения занятий;
  • регулярность сеансов;
  • активность пациента во время проведения занятий;
  • индивидуальный подход врачей к каждому больному.

При восстановительном курсе терапии очень важно преодолевать различные трудности. Основными задачами когнитивной реабилитации являются:

  • преодоление стрессовых ситуаций;
  • выражение пациентом своих чувств в полной мере;
  • создание мотивов для дальнейшего проведения курса реабилитационной терапии;
  • полное осознание проблемы и основных признаков ее проявления;
  • оказание необходимой психологической поддержки на всех этапах реабилитации;
  • абсолютное переосмысление жизненных целей и ценностей;
  • формирование плана на будущее с учетом существующих психологических и физических ограничений.

Если кто-то из близких людей переживает посттравматический синдром, вызванный ЧМТ, нужно быть предельно внимательными! Многие пациенты страдают от проблем с памятью, и по возвращении домой они нередко забывают закрывать краны с водой или газом. Подобные случаи происходят довольно часто, поэтому нельзя об этом забывать.

Психотерапия

Что касается восстановления пациента в психологическом плане, то с этой целью сегодня создаются специальные школы, где проводятся сеансы психотерапии. Выбор техники психологической реабилитации после ЧМТ зависит от состояния пациента, его возраста, готовности к прохождению таких сеансов и других факторов. Психотерапия в посттравматический период может быть:

Рациональная. В данном случае психотерапевт должен постепенно и понемногу объяснять пациенту особенности его состояния и перенесенной им мозговой травмы.

Также немаловажным является правильный настрой, а именно, акцентировать, что положительная динамика от терапии уже проявилась, и останавливаться на достигнутом нельзя. Психологическая поддержка со стороны квалифицированного специалиста помогает больному преодолеть трудности, в том числе и касающиеся того, как окружающий мир его воспримет после перенесенной им травмы.

  • Телесно-ориентированная. В данном случае проводится целый комплекс психологических мероприятий, направленных на подготовку к физической реабилитации, а также к преодолению болевого синдрома.
  • Когнитивная. Ставит себе цель прямого воздействия на мировосприятие больного, в результате чего он может изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  • Поведенческая. Такая психотерапия необходима для осваивания новых правил поведения в сложившейся ситуации (в данном случае – в условиях посттравматического состояния пациента).
  • Суггестивная. Говоря другими словами, это внушающая психотерапия. Она может проводиться под видом сеансов гипноза, призыва, обеспечения пациента новыми жизненными целями, лозунгами и кредо.
  • Аутогенная. Такая психотерапия основывается на методике самовнушения, когда пациент самостоятельно учится корректировать свои чувства, отношение к окружающему миру, манеру общения и т. д.
  • Релаксационная. Направлена на снятие мышечного, дыхательного, умственного напряжения.
  • Групповая. Для лиц, перенесших такое серьезное состояние, как ЧМТ, в специализированных психологических школах и клиниках создаются целые группы. Таким способом преодоление существующих трудностей и проблем, происходящее в коллективе, помогает поддерживать положительный настрой, а также предотвращает развитие депрессивного состояния.
  • Если психологическая помощь после ЧМТ может быть оказана больному только в стенах специализированного медицинского учреждения, то терапия, направленная на восстановление физических функций, вполне может проводиться в домашних условиях. Хотя, конечно, все зависит от того, насколько серьезным является состояние пациента, перенесшего черепно-мозговую травму.

    Физическое здоровье

    Чтобы максимально восстановить физические функции, реабилитацию после черепно-мозговой травмы необходимо начинать как можно раньше. Первые манипуляции будут проводиться в больничной палате или специальной комнате ЛФК.

    Первый подход к физическому восстановлению – так называемая постуральная гимнастика. Ее еще называют «лечение положением». В данном случае необходимо повременить с активными движениями головой, поскольку они могут вызвать интенсивные боли. Как только состояние пациента максимально стабилизируется, а организм немного укрепится, можно будет переходить ко второму этапу – пассивной гимнастике.

    Активная физкультура может проводиться в домашних условиях. Главное – выполнять все упражнения в точности с инструкцией лечащего врача. Физическая активность помогает полностью восстановить функционирование опорно-двигательного аппарата, снабдить организм кислородом, улучшить мозговую деятельность, а это – уже огромный шаг к полному выздоровлению после перенесенной тяжелой травмы головы.

    В отдельных случаях черепно-мозговая травма может еще долго напоминать о себе в виде резкой боли, справиться с которой поможет физиотерапия. В частности, это касается:

    • криотерапии, подразумевающей использование холода для «замораживания» очагов, где боль особенно интенсивна;
    • магнитотерапии;
    • сеансов массажа;
    • кинезотерапевтического аппарата Экзарта и др.

    Все эти методики направлены на купирование боли и дискомфорта, причем в большинстве случаев они оказывают более продолжительный и ярко выраженный эффект, нежели применение медикаментозных обезболивающих препаратов.

    Что касается эрготерапии, то вкратце объяснить ее суть можно следующим образом. Для того, чтобы понять, насколько пациент способен после выписки из больницы сам о себе позаботиться, его помещают в специальные комнаты, оборудованные под нужды людей с ограниченными физическими возможностями. Исходя из поведения пациента, врачи делают вывод, нуждается ли он в особых условиях проживания, либо в скором времени он сможет вернуться к привычной жизни.

    Полное восстановление всех жизненно важных функций после полученной черепно-мозговой травмы возможно! Многие люди вернулись к активному образу жизни за счет прохождения всех необходимых манипуляций в клинике и дома. Главное – это упорство и вера в то, что вам действительно помогут опытные специалисты, а также поддержка родных и близких, в которой нуждается каждый человек, перенесший черепно-мозговую травму.

    Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Несколько лет мучилась от последствий ИНСУЛЬТА – сильные головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение, хроническая усталость, скачки давления, отдышка даже при малейшей физической нагрузке. Бесконечные анализы, походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, головные боли ушли, исчезла одышка и проблемы с сердцем, нормализовалось давление, улучшилась память и зрение. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

    6. Помощь по восстановлению речи, памяти, внимания, мышления

    6.1. Улучшение памяти

    Память в самом широком смысле – это хранилище человеческого опыта. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы часто приводит к нарушениям памяти.

    При негрубых расстройствах памяти улучшить ее помогают специальные упражнения по тренировке памяти. Сложность и продолжительность таких упражнений необходимо дозировать, постепенно увеличивая трудность заданий по мере улучшения памяти.

    Очень важно заинтересовать больного в проведении таких занятий и помочь ему поверить в свою возможность улучшить память. Поговорите с больным и постарайтесь заменить его убеждения, мешающие успеху (отрицательные установки) на убеждения, помогающие работе (положительные установки).

    Примеры отрицательных и положительных установок:

    1. Отрицательная установка: У меня плохая память, потому что я стар. Положительная установка: Хотя моя память несколько ухудшилась, я могу работать и восстановить ее.
    2. Отрицательная установка Хорошая память мне уже не нужна. Положительная установка: Мой опыт и знания еще многим пригодятся.
    3. Отрицательная установка Я не в состоянии улучшить свою память. Положительная установка: Память можно улучшить в любом возрасте, если человек хочет этого. С небольшой посторонней помощью я смогу улучшить ее.
    4. Отрицательная установка: Я ожидал более заметного успеха. Весь период тренировок отнимет у меня слишком много время. Положительная установка: Я сделал небольшой шаг вперед, и буду продвигаться дальше. Для успеха необходимо время.

    Предложите рассматривать занятия как игру, а не как тяжелую обязанность. Рекомендуется заниматься часто и понемногу, избегая долгих непрерывных зубрежек.

    Получение удовольствия от занятий повышает их успешность. В то же время, пациенту напоминают и о необходимости приложения определенных усилий с его стороны.

    Для тренировок можно использовать следующие простые упражнения.

    1. Перед больным размещают карточки с изображениями предметов, фигур или словами. Затем карточки переворачивают лицевой стороной вниз, а больного просят указать, где находится то или иное изображение или слово.

    2. Больному демонстрируют комплект парных карточек с различными изображениями (животных, фруктов, предметов обихода). Все карточки перемешиваются и укладываются лицевой стороной вниз на стол перед пациентом. Больной открывает подряд две карточки, называет изображенные на них объекты и, если изображения совпадают, откладывает эту пару карточек в сторону. Если изображения не совпадают, карточки возвращаются на свое место лицевой стороной вниз. Затем пациент вновь открывает перед собой две карточки и сравнивает их. Упражнение завершается тогда, когда все карточки будут отложены в сторону.

    2. Пациента просят запомнить представленный ему набор предметов, изображений либо карточек со словами. Затем больной отворачивается, и в это время какой-либо из объектов убирают. После этого больному предлагают назвать исчезнувший объект.

    3. Больному дают для прослушивания или чтения текст, а затем просят ответить на различные вопросы по его содержанию.

    4. Больному показывают картинку с какой-либо сценой из жизни, затем ее убирают и задают вопросы по деталям изображения.

    5. Больному сообщают определенную информацию, которую просят передать другому лицу через несколько часов или в конце дня.

    6. Больного просят описать по памяти здание или пейзаж, придерживаясь следующей последовательности:

    Самые общие характеристики (размеры, пропорции, форма)

    Структура (вид, стиль, цвет)

    Особенности различных частей

    Пациенту предлагают сопровождать увиденное личными комментариями (что поразило меня?, Что именно мне нравится, а что не нравится).

    Больного с тяжелым нарушением памяти важно научить максимально использовать ее сохранившиеся возможности в повседневной жизни. Для этого могут оказаться полезными следующие советы.

    Советы больному с выраженными нарушениями памяти:

    1. Концентрируйте внимание на той информации, которую надо запомнить;
    2. Сосредотачивайтесь только на одном деле, уделяйте ему достаточно времени, избегай спешки и одновременного решения многих задач. Быстрота умственной деятельности в повседневной жизни не столь важна, поэтому полезно давать себе время на обдумывание собственных действий. Такие паузы позволяют концентрироваться на выполняемом деле и защищаться от посторонних помех;
    3. Время от времени подбадривайте свой мозг и делайте перерыв в умственной работе при появлении признаков ухудшения внимания. Во время перерыва можно подняться, размять ноги, подышать свежим воздухом, заняться физическими упражнениями.

    Для улучшения запоминания имеет смысл научить больного использовать приемы повторения информации.

    Так, при необходимости запомнить небольшую, но важную информацию (например, последовательность действий по постановке помещения на сигнализацию) порекомендуйте больному повторить ее вслух за другим человеком и затем записать. Рекомендуется также повторно многократно записывать информацию, требующую запоминания. Количество повторений индивидуально: некоторым людям достаточно 3-4, другимповторений.

    Можно также научить больного повторять эту информацию несколько раз устно (вслух или про себя), что требует меньше затрат времени и усилий. Для улучшения запоминания важно не только повторять полученную информацию, но и высказывать свое мнение по поводу ее смысла. С этой целью можно спросить себя: Правильно ли я понял это?, Насколько это для меня важно?, Как это согласуется с тем, что я уже знаю?. Значимая для человека информация усваивается и хранится лучше.

    Хорошие результаты дает также прерывистое повторение полученной информации, то есть ее повторение через определенные, постепенно увеличивающиеся интервалы времени. Научите больного повторять те сведения, которые необходимо запомнить, сразу, затем спустя несколько секунд, затем через несколько минут и так далее, с постепенным увеличением временного интервала между повторениями Лучше учить часто и понемногу, чем зубрить помногу и подолгу.

    Порекомендуйте больному использовать мысленное повторение действий или пройденного пути, если их надо запомнить. Мысленное повторение всех этапов выполненного уже действия помогает лучше сохранить его в памяти. Мысленное повторение этапов пройденного пути помогает вспомнить то место, где была оставлена потерянная затем вещь. Полезно время от времени напоминать себе: Остановись – подумай – вспомни свое действие.

    Для доведения до автоматизма тех действий (бытовых навыков),которые надо запомнить, можно использовать также способ реального повторения действий. Число повторений может варьировать от 2-3 дои более раз в день в зависимости от сложности действия и способностей больного.

    Помогите больному составлять письменные списки планируемых дел, разделяя их на две колонки для того, чтобы в правой из них делать отметки о выполнении.

    Составление пошаговых инструкций особенно полезно больным, забывающим завершить начатое дело или совершающим его с ошибками. Число этапов, на которое разбивается планируемое действие или расписание дня, подбирается индивидуально в зависимости от возможностей больного.

    Записи адресов, телефонов, маршрутов, поручений и домашних заданий также могут облегчить повседневную жизнь больных. Людей с выраженным нарушением памяти необходимо не только обучать способам использования записной книжки, но и периодические напоминать им о необходимости ее применения.

    Для больных с наиболее тяжелыми нарушениями памяти необходимо упорядочить окружающую их среду. Для этого используйте зрительные подсказки – опознавательные знаки, указатели, обозначения и схемы, облегчающие ориентировку в пространстве. Кроме того, расставьте все предметы в помещении строго по определенным, облегчающим их использование местам (подставка для ключей – у двери, лекарства – на прикроватной тумбочке, телефонная книжка – у телефонного аппарата и т.д. Даже больные с тяжелыми расстройствами памяти способны выучить типовой, стандартный порядок вещей в квартире. Такое упорядочивание внешней среды позволяет больному осуществлять свою повседневную деятельность с минимальными нагрузками на память, сохранять чувство самоконтроля и благополучия.

    6.2. Тренировки внимания

    Внимание – это способность человека постигать множество сторон оказываемых на него влияний в любой из моментов времени. У больных с инсультом или черепно-мозговой травмой внимание нарушается тем сильнее, чем более выражено повреждение головного мозга.

    Близкие люди могут помочь таким больным улучшить внимание, выполняя с ним несложные упражнения. Сложность упражнений и их темп увеличивают по мере улучшения состояния больного и при условии успешного выполнения им упражнений предыдущего уровня трудности.

    Для занятий с больными, имеющими выраженные повреждения головного мозга, могут быть использованы следующие упражнения.

    1. Больному предлагают соединить на бумаге точки с расположенными возле них числами в соответствии с возрастанием значений последних, либо в алфавитном порядке соединить буквы, беспорядочно разбросанные на странице.

    2. Больному демонстрируют изображения геометрических фигур и просят попарно сравнить их, указав различия в цвете, форме, размере. Вначале предъявляют фигуры, различающиеся только по одному признаку (например, зеленые треугольники разных размеров). Постепенно число признаков, отличающих фигуры, увеличивают.

    3. Больного просят показать называемый ему предмет, рисунок, букву или слово. Вначале предлагается искать соответствующие объекты среди двух-трех похожих на них, затем постепенно зону поиска расширяют. При распознавании букв или слов постепенно увеличивают площадь демонстрируемого текста и сходство соседних знаков.

    4. Больного просят выбрать среди нескольких картинок ту, содержание которой соответствует называемому помощником предложению. Начинают с выбора из двух картинок, затем число изображений постепенно увеличивается.

    По мере улучшения состояния больного ему предлагают самостоятельные тренировки, не требующие посторонней помощи. Для этого можно предложить больному следующие задания:

    Задания для самостоятельных тренировок внимания:

    1. Возьмите предмет (часы, ключ или какой либо другой); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и воспроизведите его мысленно как можно точнее. Если некоторые детали четко не представляются, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза и повторно воспроизведите подробности его вида.
    2. Включите радио, затем постепенно уменьшите громкость до такого предела, когда еще можно разобрать слова, и начните слушать, что говорят. Выполнять упражнение 2- 3 минуты, не более.
    3. Закройте глаза и представьте себе цифру “1”. Когда вы увидели ее четко, мысленно сотрите ее и поставьте на место ее цифру “2”. Таким образом продолжайте до 10.
    4. Представьте лицо человека, которого вы видите часто. Вы отметите, что вы о нем имеете только общее представление, а детали исчезают. Дополните ваши наблюдения, когда увидите человека вновь, и начните упражнение снова, до того момента, пока вы не будете представлять его совершенно четко.
    5. Выберите стихотворение; читайте его медленно и внимательно, останавливая себя на каждом важном слове для точного отражения содержания в сознании. Не давайте себе переключаться на проблемы, не относящиеся к стихотворению.
    6. Остановитесь на 15 секунд перед витриной магазина. Продолжая путь, вспомните максимальное количество предметов на этой витрине.

    Во время таких тренировок внимания очень важно поддерживать и поощрять усилия больного.

    Для целенаправленных тренировок зрительно-пространственного внимания больному предлагают специальные упражнения, выполняемые под наблюдением помощника. Во время таких занятий больного просят:

    1. Обозначить на отрезке прямой линии ее середину.
    2. Разделить отрезок прямой линии на три равные части. Затем предлагают повторить упражнение, изменяя длину отрезка, его пространственное расположение (вертикальное, горизонтальное, по диагонали) и число частей, на которое его делят (три, четыре, пять).
    3. Обозначить центр нарисованного на бумаге круга. Повторяют упражнение для разных геометрических фигур (квадрат, треугольник) и фигур разных размеров.
    4. Разделить нарисованный квадрат на четыре равные части (на шесть, девять равных частей).
    5. Расставить стрелки на часах в соответствии с заданным временем (проводится после оживления в памяти больного стереотипных представлений о времени и обсуждения понятий минута, час, полдень, полночь, 5 минут и т.д.)
    6. Расставить стрелки и обозначить время на немом циферблате.
    7. Выбрать из всех рисунков только те, на которых один объект расположен над другим.
    8. Объяснить смысл слов, характеризующих положение объектов в пространстве (внизу, вверху, сбоку, далеко, близко, направо, налево).
    9. Обвести цветными карандашами контуры геометрических фигур, вначале простых, затем более сложных.
    10. Заштриховать контуры геометрических фигур.
    11. Воспроизвести контуры геометрических фигур по лишь нескольким их фрагментам или точкам.
    12. Скопировать геометрическую фигуру. Начинают с простых фигур, представленных на фоне координатной сетки, а затем переходят к копированию более сложных фигур, изображенных на чистом фоне.
    13. Нарисовать фигурку человечка и обозначить его правую и левую руку; правую и левую ногу.
    14. Повернуть игрушечную фигурку человека в заданном направлении, например, лицом или спиной к двери, окну и т.д. Затем просят повернуть фигурку к себе и от себя.
    15. Собрать ряд конструкций из кубиков (сначала простых и по трехмерному образцу, затем более сложных и по рисунку).

    В тех случаях, когда у больного после инсульта или черепно-мозговой травмы нарушается возможность узнавать видимые им объекты, могут быть полезными несколько иные упражнения, направленные на выделение существенных деталей предметов.

    Во время таких занятий больному предлагают:

    1. Выбрать из набора картинок всех изображений заданного объекта (например, чашки, птицы и т.д.) с указанием того признака, который для него характерен
    2. Нарисовать предмет по образцу (срисовывать предмет). Упражнение позволяет закрепить в памяти пациента общий образ и наиболее существенные детали предмета.
    3. Дорисовать недостающие части объектов.
    4. Составить изображение из частей разрезанной на кусочки картинки или собрать картинку из пазлов
    5. Классифицировать объекты, похожие друг на друга по форме, но различающиеся по своей сути (кошка-собака, стол – стул). Проводится анализ тех признаков, на основании которых эти объекты можно отнести к одной или же к разным категориям.
    6. Опознать предмет в группе наложенных друг на друга и перечеркнутых контурных изображений.
    7. Указать заданные цвета на разноцветных изображениях предметов и геометрических фигур;
    8. Расположить вырезанные из бумаги квадратики определенного цвета в порядке возрастания его насыщенности (от более светлых к более темным оттенкам)

    6.3. Улучшение возможностей сравнения, обобщения, абстрагирования

    После перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы нередко нарушается способность больного сравнивать различные объекты, находить между ними сходство и различия, выделять наиболее существенные признаки явлений, отвлекаться от прямого смысла и понимать переносный смысл слов. Нарушения такого рода могут существенно нарушать возможности выполнения больным ранее привычных ему повседневных дел. Для улучшения возможностей больного ему полезно вовлекать больного в выполнение следующих упражнений.

    1. Упражнения на сортировку объектов: пациента просят объединить в группы предметы или картинки с изображениями геометрические фигур, предметов, животных или обозначающих их слов. Одновременно требуется объяснить принципы категоризации и обосновать причисление каждого объекта к той или иной группе. Принципами объединения объектов в группы могут быть их хорошо различимые внешне признаки (цвет, форма, размеры, вес, расположение), их сущностные свойства, их функциональные свойства (возможность использования в той или иной сфере человеческой деятельности), а также присвоенное этим объектам значение (например, принадлежность к живой или неживой природе) и др. Начинают упражнение с сортировки небольшого числа геометрических фигур, различающихся лишь по одному признаку (например, сортируются равновеликие, но разноцветные треугольники). Постепенно вводят фигуры, различающиеся по двум (например, цвету и размеру), а затем – по трем (например, цвету, размеру и числу углов) признакам. Больным предлагается повторить сортировку несколько раз, используя различные принципы классификации. Сложность заданий со временем увеличивается. После геометрических фигур переходят к сортировке изображений предметов или животных. Все эти упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

    2. Упражнения на выделение общего признака: пациента просят вычленить из ряда объектов те, которые отличаются общим признаком. Например, больному предъявляют картинки с изображениями бутылки, кувшина, книги, стакана, чашки, вазы, стула, цветка, и предлагают объединить в группу предметы, в которых можно держать воду.

    3. Упражнение Нахождение сходств и различий: пациенту предоставляют парные карточки с изображениями предметов (например, стул – кресло), названиями природных явлений (например, осень-весна) или понятиями (например, радость-печаль). Для каждой пары картинок требуется найти сходство и различие соответствующих объектов, явлений или понятий.

    4. Установление предметов, необходимых для обеспечение деятельности: пациента просят назвать предметы, необходимые для осуществления какой-либо деятельности. Например, пациента просят назвать вещи, которые он возьмет с собой в магазин или на прогулку.

    5. Упражнение Исключение лишнего: пациента просят исключить из группы объектов предмет, не имеющий общего признака с остальными. Применительно к тренировкам навыков повседневной активности это задание видоизменяют. Например, больного просят назвать вещи, которые он не оденет для лыжной прогулки.

    6. Упражнение Анализ объектов: больного просят всесторонне охарактеризовать признаки и свойства называемого или показываемого ему предмета (к какой группе относится, из чего состоит, где хранится, как используется, на что похож). В усложненном задании предлагается провести анализ более абстрактных понятий.

    7. Упражнение Завершение незаконченных предложений: больному предлагается придумать завершение начатой фразе. Постепенно переходят от простых предложений (На ночном небе сияют яркие …) к выражениям с менее однозначной концовкой.

    8. Упражнения Объяснение очевидных фактов: больному предлагают объяснить очевидные на первый взгляд вещи (зачем человек берет с собой зонтик, выходя на улицу в непогоду, зачем он снимает обувь, идя купаться и т.д.).

    9. Упражнение Составление рассказа по сюжетным картинкам: пациенту предлагают сочинить рассказ, посмотрев на последовательный ряд передающих определенный сюжет картинок. Требуется указать причинно-следственные взаимосвязи изображенных событий и дать прогноз дальнейшему ходу событий.

    10. Упражнение Завершение незаконченного рассказа: пациента просят придумать финал пересказанной ему истории, исходя из логики повествования.

    11. Упражнение Объяснение основной идеи рассказа: пациенту предлагают дать объяснение основной мысли прочитанного ему рассказа или басни. Аналогичным образом просят растолковать смысл пословиц и поговорок.

    12. Упражнение Установление факта: пациента просят выяснить какой-либо факт, задавая собеседнику ряд закрытых вопросов (требующих ответов по типу да/нет). Например, предлагают установить, какой предмет спрятан в коробке. Пациента обучают не перечислять в своих собственных вопросах все возможные названия наугад, а планомерно выяснять принадлежность предмета сначала к общим, а затем к более мелким категориям.

    6.4. Восстановление речи

    Инсульт или черепно-мозговая травма нередко приводят к нарушениям речи. После острого поражения головного мозга больной может начать испытывать затруднения в выражении своих мыслей, а иногда и с трудом понимать речь других людей, хотя слух е него остается сохранным. В таких случаях чаще всего у больного устанавливают диагноз афазия. В других случаях речь больного становится невнятной, смазанной, однако больной правильно выражает свои мысли и строит предложения, полностью понимая обращенные к нему фразы. В таких случаях у больного нередко диагностируют дизартрию.

    Восстановление речевых функций после острых поражений головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма) наиболее быстрыми темпами происходит в течение первого года. Помощь по восстановлению речи у больных с афазиями, развившимися после острого поражения головного мозга, оказывает логопед. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи.

    Вероятность восстановления речи выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи, консультирующимися у профессионала. Родственники пациента могут существенно помочь ему в восстановлении речи. Однако их активность должна контролироваться специалистом, поскольку некоторые задания при могут в ряде случаев вызвать ухудшения речевых функций вместо их улучшения.

    В тех случаях, когда консультация логопеда по каким-то причинам недоступна, рекомендуется выполнять с больным лишь самые несложные упражнения, способствующие восстановлению речи. В таких случаях целесообразно:

    1. Вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:

    1. конструирование из кубиков, складывание пазлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д.
    2. игра в лото, в домино, в карты
    3. раскладывание серийных картинок, сюжетов

    2. Давать задания, предполагающие понимание речи:

    1. показ частей тела
    2. показ предметов, действий на картинках
    3. выполнение простых инструкций

    3. Вовлекать больного в простые диалоги, требующие ответов одним-двумя словами, или жестом

    4. Стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как:

    1. раскладывание подписей под картинками
    2. чтение цифр, букв
    3. письмо под диктовку цифр, букв
    4. письмо и чтение привычных и простых слов, фраз

    Важно также научить больного самостоятельно регулировать объем и скорости поступления информации от окружающих его людей. Ограничивая поступление избыточных для него сведений, больной получает возможность лучше осмысливать важные для него сообщения и защищать себя от информационной перегрузки.

    Например, при затруднении в понимании обращенной речи пациенту рекомендуют тотчас же обратиться к собеседнику с просьбой такого рода:

    Пожалуйста, скажите это другими словами;

    Пожалуйста, говорите чуть медленнее;

    Пожалуйста, повторите это еще раз;

    Позвольте мне немного подумать об этом;

    Могли бы вы написать сказанное? и т.д.

    Больных учат выражать такие просьбы твердо и уверенно. Это позволяет пациентам компенсировать свой когнитивный дефицит и успешно перерабатывать поступающую информацию.

    При работе с письменными сообщениями больным рекомендуют при необходимости предоставлять себе больше времени на их чтение или повторный просмотр, выбирать тексты с крупными буквами, а при чтении водить указкой по строчкам для того, чтобы не сбиваться с нужного места.

    Советы родственникам больного, страдающего афазией

    1. Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.
    2. В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
    3. Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
    4. Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, детского языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить да или нет.
    5. Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Больному с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
    6. Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
    7. Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
    8. Наиболее губительной для пациента с афазией является речевая изоляция, то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.

    Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.

    Copyright ©aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

    Амнезия – это утрата воспоминаний или, иными словами, - потеря памяти.

    Возможно развитие полной амнезии или частичной. Полная амнезия – полная утрата всех воспоминаний на определенный промежуток времени. Частичная амнезия – не полная потеря воспоминаний, память сохраняет смутные образы, обрывки событий с нарушением пространственно – временных характеристик.

    В зависимости от потерянного периода памяти амнезия бывает ретроградная, ретроантеградная, антеградная, ретардированная.

    • Ретроградная амнезия – это потеря воспоминаний на события, предшествовавшие моменту заболевания.
    • Антеградная амнезия – это потеря воспоминаний на период сразу после выхода из бессознательного состояния.
    • Антеретроградная амнезия – это их сочетание.
    • Ретардированная амнезия – воспоминания пропадают не сразу, а теряются спустя какое-то продолжительное время после потери сознания.

    По развитию различают – регрессирующую, стационарную, прогрессирующую амнезию.

    • Регрессирующая амнезия – амнезия с восстановлением утерянных воспоминаний.
    • Стационарная амнезия – стойкая и не меняющаяся потеря памяти на определенные события жизни.
    • Прогрессирующая амнезия – постепенное стирание памяти от настоящего к прошлым событиям. Нарушена способность запоминать новые события, теряются и путаются во времени воспоминания, угасает эмоциональная окраска былых событий и они пропадают. Более отчетливо и дольше хранятся детские и юношеские воспоминания и профессиональные навыки и умения.

    Возможные причины амнезии

    Диссоциированная (диссоциативная) амнезия – это потеря недавних важных событий, фактов личной жизни, при сохранении всех остальных событий и умений. Чаще возникает при психической травме, трагических случаях, потере близких. При этом отсутствуют органические поражения мозга, интоксикации, переутомление. Память теряется только в состоянии бодрствования, под гипнозом больной может восстановить события.

    Постгипнотическая амнезия – невозможность вспомнить, что происходило в гипнотическом состоянии.

    Диссоциативная фуга – психогенная амнезия, бегство в состоянии психической травмы, в экстремальных ситуациях - тяжелое состояние, когда больной уезжает и полностью забывает всю свою биографию на часы и месяцы, реже дольше. Потом внезапно может все вспомнить и забыть события, происходившие во время фуги.

    Амнезия может быть единственным проявлением заболевания, а может сочетаться с агнозией, апраксией, афазией. Потерянные воспоминания больной может заменять ложными – конфабуляциями, может искажать происходившие события – парамнезии.

    К амнезии может привести инсульт , черепно-мозговая травма , герпетический энцефалит , интоксикации, метаболические энцефалопатии , дегенеративные заболевания головного мозга, опухоли , психические заболевания , эпилепсия , эмоциональный шок.

    Анатомические структуры, обеспечивающие функционирование памяти – гипоталямус, сосцевидные тела, медиодорсальное ядро таламуса, височные доли, лобные доли. Медиобазальная система обеспечивает быстродействие запоминания, обучения, восприятия, узнавания, фиксирования новой информации. Кора больших полушарий – это гигантское хранилище долговременной памяти. Миндалевидное тело, мозжечок и кора обеспечивают процедурную память. Память модулируется холинэргическими, норадренэргическими, серотонинэргическими, дофаминэргическими системами мозга. Приобретение и хранение новых данных обеспечивается и посттетаническими потенциалами, особенно в нейронах гипокампа, глутаматных NMDA – рецепторах. Любое повреждение этих структур может вызвать амнезию.

    Заболевания, сопровождающиеся амнезией

    Для сотрясения головного мозга характерна ретроградная амнезия. Для более тяжелых травм характерно антеретроградная амнезия . Пострадавший не помнит события, предшествующие травме, саму травму и события, следовавшие после травмы. Что случилось? Кто избил? Как попал в больницу? Кто привел? Ответы на эти вопросы больной потерял. При поздних посттравматических психозах может развиваться ретардированная амнезия.

    Для синдрома Корсакова характерна ретроградная и фиксационная амнезия - полная амнезия на текущие события. Больной не может запомнить, с кем общался, где его палата, обедал или нет, не ориентируется в месте и времени, но хорошо помнит отдаленные события. Возможны конфабуляции. Характерен для алкоголизма, авитаминоза В1, злокачественных образований, СПИДа, герпетического энцефалита, дегенеративных деменций .

    При эпилепсии развивается амнезия на период эпилептического приступа.

    К амнезии может привести длительная гипоксия мозга , например при остановке кровообращения, удушении, отравлении окисью углерода, мозговом инсульте.

    При интоксикационной амнезии навсегда теряются события, которые происходили во время отравления алкоголем, угарным газом, пестицидами, наркотиками, барбитуратами, бензодиазепинами.

    Истерическая амнезия - выборочная потеря неприятных, «не выгодных» событий, обстоятельств – наблюдается при психических заболеваниях.

    Опухоли мозга вызывают нарушения памяти, поведения, личности.

    Амнезия является симптомом деменций , болезни Альцгеймера, Пика, нейродегенеративных заболеваний, нейросифилиса .

    Все перечисленные заболевания кроме амнезии имеют свою клиническую картину, свои симптомы и особенности. Дифференциальной диагностикой занимается врач.

    Обследование пациента с амнезией

    Все пациенты с амнезией должны обследоваться – электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, анализ крови, биохимические и токсикологические анализы индивидуально, осмотры невролога, психиатра и нарколога, проведение специальных тестов для определения функций памяти, при необходимости консультации нейрохирурга, инфекциониста. Пациент не всегда может объективно оценить наличие нарушений памяти, поэтому очень ценна помощь родственников, друзей, сотрудников.

    Лечение амнезии

    Механизмы памяти очень сложны. Восстановление утраченных воспоминаний очень проблематичный вопрос. Лечение амнезии включает воздействие на основное заболевание, нейропсихологическую реабилитацию, используют нейропротекторы – церебролизин, цитиколин, мемантин, семакс, кортексин, цитофлавин, глицин и препараты гинко – билобы, витамины группы В, антиоксиданты.

    Профилактикой нарушений памяти можно считать здоровый образ жизни без злоупотребления алкоголем, лекарственными препаратами, без наркотиков, режим бодрствования и сна, физические нагрузки, пешеходные прогулки, полноценное питание, тренировка памяти, при проблемах -своевременное обращение к врачу и лечение.

    Для нормальной работы мозга и памяти необходимо разнообразное питание – белки, углеводы, жиры, витамины – говядина, рыба жирных сортов, молоко и молочнокислые продукты не жирные, яйца, гречневая и овсяная каши, макароны из твердых сортов пшеницы, картофель, мед, овощи и фрукты – банан, персик, груша, яблоки, черника, помидоры, брокколи, тыквенные семечки, шпинат, куркума, корица, тмин, черный шоколад, грецкие орехи.

    К какому врачу обратиться при амнезии

    При амнезии, вызванной черепно-мозговой травмой необходимо вызвать скорую помощь. Необходима консультация невролога, в некоторых случаях - врача психотерапевта.

    Врач невролог Кобзева Светлана

    Часто даже при легких формах черепно-мозговой травмы (ЧМТ) у пациента случается временная потеря памяти: амнезия. Время утраты памяти, как и те события, которые были утеряны пострадавшим, может варьировать. Это зависит от степени тяжести ЧМТ. Потеря памяти после удара головой может переживаться больным мучительно. Иногда она проходит спонтанно, но нередко требует дополнительных лечебных мероприятий, направленных на скорейшее восстановление памяти.

    Как развиваются нарушения при ЧМТ

    Несмотря на многообразие форм черепно-мозговой травмы, можно сформулировать общие принципы, стереотипы, по которым происходят развитие, прогрессирование и регрессия нервно-психических нарушений, следующих за травмой, у пациента. Всегда есть начальный период черепно-мозговой травмы, в котором у пострадавшего наблюдаются наиболее интенсивные и яркие последствия удара. Если пациент не погибает вследствие тяжелой травматизации в первые же часы после получения травмы, то в последующее время течение его состояния становится регредиентным. Это означает, что симптомы, ставшие результатом травматизации, постепенно уходят, а больной либо восстанавливается полностью, либо имеет маловыраженные остаточные явления после травмы.

    В медицинских дисциплинах принято выделять следующие периоды ЧМТ :

    1. Начальный: он же называется «хаотическим» (классификация Н. Н. Бурденко)
    2. Острый
    3. Поздний
    4. Отдаленный

    Классические проявления начального периода ЧМТ

    Как правило, в начальном периоде сознание больного помрачнено. Глубина этих нарушений напрямую зависит от силы удара и степени тяжести ЧМТ. Часто в «хаотическом» периоде у пациента нарушаются витальные (жизненно важные) функции организма: дыхание, работа системы кровообращения. Тогда пострадавший нуждается в экстренной медицинской помощи.

    Классические проявления острого периода ЧМТ

    Острый период характеризуется возвращением к пациенту ясного состояния сознания. Больной может впасть в состояние психоза: восприятие окружающей действительности им может нарушаться, а поведенческие реакции могут становиться некорректными и несоответствующими реальному положению вещей. Кроме того, в остром периоде дают о себе знать симптомы органического поражения мозговой ткани, если таковое имело место быть вследствие удара.

    Классические проявления позднего периода ЧМТ

    В позднем периоде черепно-мозговой травмы происходит постепенное угасание проявлений острого периода, поведение и восприятие действительности пациента сглаживаются, становятся адекватными. Органические расстройства (если они есть) также постепенно регрессируют. Для большинства пациентов, получивших ЧМТ, поздний её период становится реконвалесцентным и завершается полным выздоровлением. Однако, часть больных, ставших жертвами серьезной травматизации, всё ещё испытывает её последствия в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.

    Классические проявления отдаленного периода ЧМТ

    Отдаленный период ЧМТ характеризуется наличием стойких остаточных явлений у пациента. Это могут быть неврологические симптомы, либо психические расстройства и нарушения. Также в отдаленном периоде могут значительно снижаться адаптационные способности больного.

    Амнезия при ЧМТ

    Утрату памяти в медицине принято называть амнезией . Амнезия может быть расклассифицирована на следующие виды утраты памяти:

    • Ретроградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пациента тех событий, которые непосредственно предшествовали травматизации и наступлению бессознательного состояния. Ни одного факта из последних событий больной воспроизвести не может. То время, на которое распространяется ретроградная амнезия, находится в зависимости от степени тяжести ЧМТ. Состояние может длиться как минуты или часы, так и дни или месяцы.
    • Антероградная амнезия: характеризуется выпадением из памяти пострадавшего тех событий, что следуют непосредственно за ударом головой и бессознательным состоянием. Антероградная амнезия также может продолжаться часы, дни или месяцы.
    • Антероретроградная амнезия: характеризуется сочетанием ретроградной и антероградной составляющих беспамятства. У пострадавшего выпадают из памяти как события, предшествовавшие утрате сознания, так и события, последовавшие за последней.

    (NB) Несмотря на то, что больной не может вспомнить некоторые события собственной жизни, произошедшие до или после травмы, поведение его на момент обозначенных событий, как правило, остается адекватным и правильным, сообразным обстоятельствам.

    Как помочь пациенту с амнезией восстановить память

    Иногда больному после черепно-мозговой травмы требуется лечебная помощь для скорейшего восстановления функционального состояния его памяти.

    … продолжительность посттравматической амнезии является важным признаком степени тяжести черепно-мозговой травмы и одним из наиболее достоверных прогностических критериев .

    Посттравматическая амнезия – одно из наиболее характерных осложнений в остром периоде черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Посттравматическая амнезия (ПТА) может развиваться как в результате тяжелой, так и легкой ЧМТ. При этом длительность амнезии является одним из наиболее характерных индикаторов тяжести перенесенной ЧМТ.

    Обычно в структуре ПТА выделяется короткая ретроградная амнезия и более длительная антероградная амнезия.

    Посттравматическая ретроградная амнезия распространяется на несколько десятков минут или несколько часов (реже – до нескольких суток) непосредственно предшествующих травме. Наиболее вероятно этот вид амнезии связан с нарушением процесса консолидации следа памяти, то есть с дефектом преобразования динамических биоэлектрических процессов передачи возбуждения в замкнутых нейрональных цепях в нейрохимические и структурные изменения. В основе процесса консолидации следа памяти лежат функциональные изменения на уровне генома нейрона, в том числе усиленный синтез некоторых специфических нейропептидов синаптических мембран, так называемых нейропептидов памяти. Этот процесс является протяженным во времени. Для надежно консолидации следа памяти требуется от одного часа до нескольких суток. Примерно такой и является продолжительность ретроградной амнезии после воздействия на головной мозг сильных внешних раздражителей, нарушающих нейродинамические биоэлектрические процессы, к которым и относится ЧМТ. Долговременное запоминание событий, непосредственно предшествующих ЧМТ, становится, таким образом, невозможным. Описан и более длительный период ретроградной амнезии – недели, месяцы, а иногда и годы. По мере регресса синдрома охваченный амнезией период сокращается. События оживляются в памяти в их естественной временной последовательности: от более дальних событий к более близким событиям, случившимся непосредственно перед ЧМТ.

    Посттравматическая антероградная амнезия клинически выражается в полной или частичной невозможности вспомнить события, которые произошли после возвращения к пациенту сознания, потерянного вследствие перенесенной ЧМТ. Этот вариант амнезии обычно более продолжителен по сравнению с ретроградной амнезией и распространяется на несколько часов или суток. Нарушения долговременного запоминания текущих событий после ЧМТ могут объясняться трудностями концентрации внимания и нарушением процессов обработки информации в кратковременной памяти. При этом ассоциативные связи, необходимые для последующего поиска следа памяти оказываются неустойчивыми или не образуются вообще. Определенную роль в генезе данных расстройств может играть снижение уровня бодрствования, которое наблюдается в первые часы или дни после ЧМТ.

    Как правило, ПТА носит кратковременный характер. Однако в ряде случаев ЧМТ может осложниться более стойкими мнестическими нарушениями. Это может быть связано с очаговым поражением головного мозга в результате тяжелой ЧМТ. характеристики мнестических и других когнитивных расстройств в этом случае определяются локализацией очага поражения. Так у больных с преимущественным поражением левого полушария на первый план выступают нарушения вербальной памяти, речевые расстройства, симптомы лобной дисфункции и другие нейропсихологические нарушения, обусловленные локализацией патологического процесса. Для больных с преимущественным поражением правого полушария характерны более грубые эмоционально-личностные изменения. У больных, переживших длительную кому, когнитивные расстройства становятся очевидными по мере восстановления формальных признаков ясного сознания.

    В остром периоде ЧМТ нередко развивается промежуточное состояние меду нарушенным и ясным сознанием . Оно сопровождается амнезией (фиксационной, ретроградной и антероградной), грубой дезориентировкой (в месте, времени, собственной личности), конфабуляциями (ложными воспоминаниями и прошлой жизни, которые больной переносит в настоящее), нарушениями восприятия пространства и времени, затруднениями в узнавании лиц, анозогнозией, эйфорией. При этом при очевидной для окружающих беспомощности больной может считать себя здоровым. При благоприятном течении заболевания постепенно восстанавливается запоминание текущих событий, суживаются границы ретроградной амнезии, восстанавливается сначала ориентировка в собственной личности, месте и лишь затем во времени, постепенно исчезают конфабуляции, ослабляется эйфория.

    После перенесенной ЧМТ различной степени тяжести весьма характерны нарушения временных параметров когнитивной деятельности, снижение внимания, то есть нарушения нейродинамики когнитивных процессов в сочетании с нарушениями регуляции произвольной деятельности (управляющих функций) и нарушениями памяти. При этом при исследовании вербальной памяти, как правило, обнаруживаются затруднения при немедленном и отсроченном воспроизведении слов. Подсказки при отсроченном воспроизведении, как правило, эффективны, что указывает на дезрегуляторный характер мнестических расстройств. Как правило, в значительной степени нарушена кратковременная память, тогда как долговременная память остается в основном интактной. По выраженности данные нарушения могут варьировать от легких и умеренных когнитивных расстройств до деменции различной степени тяжести. Когнитивные расстройства могут сочетаться с очаговыми неврологическими симптомами.

    (! ) Учтивая высокую распространенность легкой ЧМТ (около 80% числа госпитализированных с ЧМТ) и связанных с ней посттравматическими нарушений, этот тип травмы является значимой медико-социальной проблемой.

    Повышенная забывчивость является одним из самых распространенных отдаленных осложнений легкой ЧМТ. имеющиеся литературные данные о частоте и выраженности посттравматических когнитивных расстройств довольно противоречивы, однако многие авторы считают, что нетяжелая ЧМТ может способствовать возникновению, стойкому сохранению, а иногда и прогрессированию когнитивных расстройств. По данным отечественных авторов, наличие когнитивных расстройств, не достигающих степени деменции, через год после перенесенной нетяжелой ЧМТ было выявлено у 12,4% пациентов (Н.М. Жулев, Н.А. Яковлев, 2004; М.М. Одинак, И.В. Литвиненко, А.Ю. Емелин, 2005).



    error: Контент защищен !!