Разрешение нацбанка беларуси дарение акций иностранной компании. Приобретаете акции либо долю в уставном фонде иностранной организации? а в вашем случае требуется разрешение нацбанка? Сроки рассмотрения сокращены

8:00 25.08.2017

Читатели сайт не раз обращались в редакцию с вопросом, могут ли они открыть счет в банке другой страны. О том, как это сделать, чтобы не возникло проблем с законом, рассказала Татьяна Лызо, юрист корпоративной практики REVERA .

По общему правилу, для открытия счета в банке или небанковской кредитно-финансовой организации за границей, в том числе в стране-члене ЕАЭС, белорусам нужно разрешение нашего Нацбанка, - объяснила специалист.

Получать его не нужно в двух случаях. Первый - при открытии счета по учету кредитных операций в иностранной валюте и в белорусских рублях

Второй - в период проживания/нахождения за пределами Беларуси (п. 37, п. 38 Правил проведения валютных операций),при условии, что у белоруса есть вид на жительство, виза, разрешение на временное пребывание в стране или другой документ, подтверждающий, что человек находится за границей на законных основаниях. При этом можно свободно приезжать в Беларусь и возвращаться в страну временного пребывания

Однако о необходимости получать разрешение регулятора знают далеко не все наши соотечественники, а при открытии счета за границей иностранный банк, скорее всего, не напомнит об этом. И получается, что белорусы поступают не совсем законно.

В целом,для физлиц ответственность за открытие счета без разрешения Нацбанка не установлена - она действует только для сотрудников компаний и для индивидуальных предпринимателей, в случае, если белорусское юридическое лицо открыло счет с нарушением, - продолжает эксперт.

Если же физлицо все-таки получило разрешениев Нацбанке, но нарушило его условия,это грозит административной ответственностью в виде штрафа от 5 до 35 базовых величин (115-805 рублей).

К ответственности также могут привлечь, если физлицо использует счет в иностранном банке для валютных операций, связанных с движением капитала,- покупки акций и других ценных бумаг, недвижимости.

За это положен штраф от 50 до 100 базовых величин (1150-2300 рублей), так как такие операции требуют разрешения Нацбанка.

Ожидается, что до 2019 года необходимость получать разрешение Нацбанка вообще упразднят для физлиц. Это предусмотрено комплексом мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы,- рассказывает юрист.

Однако надо отметить, что проект изменений в Налоговый кодекс, который недавно опубликовал Минфин, предлагает обязать физлиц-налоговых резидентов Беларуси, в том числе физлиц в статусе ИП, уведомлять налоговую об открытии и закрытии зарубежных счетов. Срок на такое уведомление- 30 календарных дней со дня открытия или закрытия счета.

Нарушение обязанности по уведомлению повлечет штраф от 2 до 30 базовых величин (46-690 рублей). Если текущий проект утвердят, изменения вступят в силу 1 января 2018 года.

Таким образом, возможно, на смену разрешительному порядку по открытию счетов в скором времени придет уведомительный, как это есть в России.

______________________

* Постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 515 "О некоторых вопросах проведения валютных операций".

** Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

*** Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

Кто должен руководствоваться документом и что он регулирует?

Инструкция № 15 распространяла свое действие на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Инструкция № 514 распространяет свое действие на субъектов валютных операций, нотариусов, осуществляющих свою деятельность в нотариальных бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Теперь и эти лица, наравне с субъектами валютных операций, получают разрешения, а также представляют в банк уведомления в установленном порядке.

Инструкция № 15 определяла порядок выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее соответственно - разрешение и уведомление). В Инструкции № 514 сделано уточнение, что она не регламентирует выдачу разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (данному вопросу посвящена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52).

Внимание! Изменилась терминология

Если в Инструкции № 15 использовалась собственная терминология, то в Инструкции № 514 установлено, что под термином "заявитель" понимается субъект валютных операций либо физическое лицо, обратившиеся в Нацбанк за получением разрешения либо за продлением сроков действия разрешения. Остальные термины, применяемые в Инструкции № 514, используются в значениях, указанных в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 2 Правил № 72.

Документы, подаваемые в Нацбанк

Для получения разрешений, не связанных с открытием резидентами счетов, заявитель в Нацбанк представляет по всем валютным операциям документы согласно перечню документов для получения разрешения, утвержденному комментируемым постановлением. Данный перечень не является исчерпывающим и по усмотрению Нацбанка может быть расширен.

Для ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установлен дополнительный перечень документов, которые необходимо представить в Нацбанк.

Для получения разрешения на проведение валютной операции, предусматривающей перевод нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), руководствуйтесь п. 6 Инструкции № 514.

Если надо получить разрешения на открытие счета, которые необходимо представить в Нацбанк физическим лицам и субъектам валютных операций, обратитесь к п. 7 Инструкции № 514.

Сроки рассмотрения сокращены

Исчисление сроков, установленных Инструкцией № 514, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Срок для выдачи разрешения уменьшен с 15 рабочих дней до 15 календарных дней. Отсчет сроков происходит с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае если будет запрошена дополнительная информация, срок выдачи разрешения (продления срока его действия) либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

Разрешения следует получать до начала расчетов

Выдача разрешений осуществляется путем направления заявителю письменного разрешения произвольной формы. Форма разрешений на открытие счета содержится в приложении 2 к Инструкции № 514.

Важно! Разрешения выдаются до осуществления заявителем расчетов по валютной операции либо до осуществления иной операции, на проведение которой испрашивается разрешение.

На что следует обратить внимание? В валютном законодательстве Республики Беларусь под расчетом понимается исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме (п. 2 Правил № 72). Что это значит и какое имеет практическое значение, рассмотрим на примере.

Пример. Разрешение должно быть получено до возврата займа

_________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".

Нацбанк выдает такое разрешение до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции. Моментом проведения резидентом расчетов с нерезидентом является момент осуществления платежа через банк нерезиденту (п. 2 Правил № 72). Это означает, что резидент может получить от нерезидента заем, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения, но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов. Иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Нацбанка должно быть получено.

Кроме того, учтите убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 "О применении норм Правил проведения валютных операций", о том, что обращаться за разрешением надо до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом.

Важно! Не допускается передача третьим лицам прав (обязанностей), предоставленных (возложенных) заявителю (на заявителя) на основании выданного разрешения.

Не забудьте, что счет разрешено открывать только на 1 год

Разрешение на открытие счета выдается на срок не более 1 года. При необходимости продления срока действия разрешения надо обратиться в Нацбанк до истечения срока действия выданного разрешения.

До даты окончания срока действия разрешения, указанной в разрешении на открытие счета (в случае непродления разрешения либо неполучения иного разрешения, предоставляющего право на открытие счета), субъект валютных операций - резидент обязан закрыть счет. Кроме того, не позднее 10 рабочих дней с даты его закрытия письмом произвольной формы проинформировать об этом Нацбанк.

Прекращение действия разрешения возможно, приостановление - нет

Важно! В Инструкции № 514 нет оснований, по которым действие разрешения может быть приостановлено.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения до истечения установленного в нем срока действия являются следующие:

Изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

Создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности (п. 17 Инструкции № 514).

О прекращении действия разрешения вас в письменном виде уведомит Нацбанк с указанием даты прекращения срока действия разрешения.

Действие разрешения прекращается без направления извещения Нацбанка в следующих случаях:

По окончании срока действия разрешения, на который оно было выдано;

При ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, осуществляющего деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, смерти физического лица.

Уведомление подавайте в сроки и по форме, установленной Инструкцией № 514

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) при проведении валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, должны представить в банк уведомление по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 514. Такое уведомление заполняется до осуществления расчетов субъектами валютных операций - резидентами по валютной операции. Уведомление о проведении валютной операции, связанной с движением капитала и предусматривающей поступление денежных средств на счета субъектов валютных операций - резидентов, должно быть представлено в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счета.

Уведомление может быть подано в банк в форме электронного документа в соответствии с законодательством Республики Беларусь об электронном документе и электронной цифровой подписи.

С 29 ноября 2015 года вступило в силу Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования».

Указанным постановлением утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее - Инструкция) вместо действовавшей до этого Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций.

Инструкция устанавливает единые требования по получению разрешений Национального банка на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, и на открытие счетов в банках-нерезидентах, нормативно закрепляет наработанную практику выдачи таких разрешений, а также определяет порядок предоставления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

Обзор основных изменений

1. Лица, на которых распространяет свое действие Инструкция, объединены понятием «заявитель»

Заявителями названы:

Субъекты валютных операций* (включая банки);

Физические лица (резиденты*).

При этом к индивидуальным предпринимателям, нотариусам, осуществляющим деятельность в нотариальных бюро, адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, применяются положения Инструкции, установленные для субъектов валютных операций.

* Термины используются в значениях, указанных в статье 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и части первой пункта 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72

2. Устранено ограничение по целям выдачи разрешений на открытие счета за пределами Республики Беларусь

Если ранее законодательство ограничивало выдачу разрешений на открытие счетов целями, открытия таких счетов, то в настоящее время Инструкция не имеет ограничений по целям. Т.е. теоретически разрешение на открытие счета в банке-нерезиденте может быть получено на любые законные цели при условии экономического обоснования необходимости открытия счета.

3. Уточнены сроки выдачи, продления разрешений и отказа в их выдаче, а также порядок их исчисления

Выдача разрешения, продление срока его действия, а также направление письменного отказа в его выдаче или продлении с указанием причин осуществляется Национальным банком в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Национальном банке.

В случае, если Национальным банком запрашивается дополнительная информация, общий срок может быть увеличен на 10 календарных дней, исчисляемых с даты поступления в Национальный банк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

При этом если ранее для продления разрешения документы необходимо было подать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия данного разрешения, то сейчас конкретный срок не установлен: заявитель должен обратиться в Национальный банк до истечения срока действия выданного разрешения.

Исчисление сроков, установленных Инструкцией, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

4. Отказ в выдаче разрешения, приостановление действия разрешения, прекращение действия ранее выданного разрешения

Внесены изменения в перечни оснований для отказа в выдаче разрешения и для прекращения действия разрешения.

Так, теперь в выдаче разрешения дополнительно может быть отказано в случае:

Нарушения заявителем условий ранее выданных Национальным банком разрешений (при их наличии) за последние 6 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя, в том числе обращения за продлением срока действия разрешения по истечении срока его действия;

Несоответствия планируемых к проведению заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

Создания угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения являются:

Изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

Создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Со вступлением в силу Инструкции такое понятие как «приостановление действия разрешения» , а также связанные с этим правовые последствия больше не применяются .

5. Реорганизация больше не является абсолютным основанием для прекращения действия разрешений

Инструкцией установлено, что в случае реорганизации заявитель в месячный срок с даты реорганизации обязан обратиться в Национальный банк с ходатайством о внесении соответствующих изменений в разрешение либо выдаче нового разрешения.

Разрешение не может быть использовано до внесения изменений в разрешение либо до выдачи нового разрешения:

С даты государственной регистрации вновь созданного в результате реорганизации юридического лица (применимо в случае реорганизации в форме выделения, разделения и слияния);

С даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГР.

6. Изменены требования к некоторым документам и порядку их предоставления

Справка из ИМНС: если ранее субъект валютных операций был вправе по своему усмотрению определить предоставлять ли справку ИМНС об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет […], когда предоставление такой справки требовалось для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения, то в настоящее время, если в перечне предоставляемых документов указана такая справка, заявитель должен ее предоставить.

Согласие на представление документов/ информации о проводимых операциях : заявитель отражает в ходатайстве свое согласие на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения.

Требования к документам исходящим из заграницы и составленным на иностранном языке : при представлении копий документов на иностранном языке такие копии должны сопровождаться удостоверенным в установленном порядке переводом на белорусский или русский язык. Копии отдельных документов (перечень содержится в п. 9 Инструкции) могут быть запрошены в виде легализованных в установленном порядке документов, если иное не предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь.

Таким образом, порядок обращения за разрешениями и их выдачи с принятием Инструкции существенно не меняется, но становится более урегулированным (в хорошем смысле этого слова), что снижает влияние «человеческого фактора» при рассмотрении вопросов о выдаче таких разрешений.

При этом, как поясняют в Национальном банке, при совершении валютных операций, не связанных с открытием счетов, в отношении которых Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также Правилами проведения валютных операций, предусмотрено получение разрешения, в Национальный банк представляются документы, предусмотренные п. 4 Инструкции. Для отдельных операций, перечисленных в п. 5, 6 Инструкции также представляются дополнительные документы.

Чем мы можем помочь

Специалисты REVERA готовы проконсультировать по вопросам, возникающим в связи с получением разрешений Национального банка, а также сопроводить процедуры по получению таких разрешений.

Андрей Слабко, юрист

Для проведения отдельных валютных операций физическим лицам-резидентам Беларуси требуется получить разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк).

Кому и для каких операций необходимо разрешения Нацбанка?
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» требует от физических лиц-резидентов получения разрешения Нацбанка для проведения следующих валютных операций:
1)приобретение акций при создании иностранного акционерного общества, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе иностранной компании;
2)приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами. Разрешение Нацбанка нужно, например, также и в случае приобретения акций иностранных компаний, когда речь не идет о распределении акций при учреждении акционерного общества;
3)приобретение в собственность недвижимого имущества, находящегося за пределами Беларуси;
Имущество должно признаваться недвижимым по законодательству Беларуси, а не государства, на территории которого оно находится;
4)открытие счетов в иностранных банках;
Данное ограничение не распространяется на время, в течение которого физическое лицо проживает (находится) за границей и имеет вид на жительство, визу, разрешение на временное пребывание в стране либо иной документ, подтверждающий факт нахождения за пределами Беларуси на законных основаниях. По окончании срока проживания (нахождения) счет должен быть закрыт, а остаток по счету переведен в Республику Беларусь, либо ввезен с соблюдением таможенных правил. Либо физическое лицо может получить разрешение Нацбанка на открытие счета.
5)размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
6)выдача займов на срок более 180 дней;
7)перевода денежных средств при доверительном управлении валютными ценностями.
Физические лица-резиденты не должны получать разрешений Нацбанка для проведения иных валютных операций.
Разрешение Нацбанка также не требуется гражданам Беларуси, иностранным гражданам и лицам без гражданства с видом на жительство, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Какие документы подавать?
Перечень документов определяется в зависимости от валютной операции, для которой необходимо разрешение.
Например, для открытия расчетного счета в иностранном банке необходимо подать:


- согласие заявителя на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
- цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором планируется открытие счета (для получения разрешения на открытие счета);

Для приобретения доли в уставном фонде иностранной организации необходимо представить:
1) письменное ходатайство произвольной формы, содержащее:
- экономическое обоснование необходимости открытия счета в иностранном банке;
- согласие заявителя на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения;
- оценку эффективности инвестирования валютных ценностей;
2) копию документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство);
3) копию документа, оформляющего проведение сделки по приобретению доли в уставном фонде;
4) копию выписки из торгового регистра из страны, где находится иностранная организация, если эта организация уже зарегистрирована, либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса. При этом дата выписки не должна превышать трех месяцев до даты обращения в Нацбанк;
5) копии учредительных документов иностранной организации, на основании которых она действует, а для вновь создаваемой организации - проекты учредительных документов.
Для приобретения недвижимости заграницей необходимо подготовить:
1) письменное ходатайство в произвольной форме, содержащее:
- экономическое обоснование необходимости проведения испрашиваемой операции;
- согласие физического лица либо субъекта валютных операций на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
- оценку эффективности инвестирования валютных ценностей (при проведении валютной операции, связанной с движением капитала);
2) копию документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство).
3) копию документа, оформляющего проведение соответствующей гражданско-правовой сделки;
4) копии документов, подтверждающих права нерезидента на приобретаемое у него недвижимое имущество, и (или) договоров создания объектов долевого строительства.
Документы, исходящие из иных государств, должны быть или заверены апостилем, или легализованы, или исходить из государств, с которыми Беларусь заключила договор о правовой помощи, и иметь гербовую печать.

Куда обращаться?
За выдачей разрешения необходимо обращаться в Нацбанк по адресу: г. Минск, пр-т Независимости, 20 (время работы: понедельник - четверг 8:30 - 17:30; пятница 8:30 - 16:15).

Сколько нужно ждать?
Срок рассмотрения документов составляет 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае запроса дополнительной информации срок увеличивается не более чем на 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк запрошенной информации и документов.
Разрешение на открытие счета действует 1 год, который может быть продлен. Срок действия разрешений на проведение иных операций не установлен.

Нужно ли платить за разрешение?
Разрешения Нацбанка на проведение валютных операций выдаются без уплаты госпошлины или иных сборов.

Мы можем проконсультировать вас по вопросам получения разрешения, а также помочь в подготовке необходимых документов.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 27 октября 2017 г.

Совершая платежи в иностранной валюте, юридические лица–резиденты должны четко представлять, в каких случаях данные платежи разрешены, а в каких потребуют разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) на их проведение. Несоблюдение норм валютного законодательства влечет применение к нарушителю довольно существенных административных санкций. Итак, рассмотрим, в каких случаях для осуществления валютной операции необходимо получать разрешение Национального банка, а в каких платежи в иностранной валюте разрешены.

Валютные операции, для проведения которых требуется получение разрешения Национального банка

В ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) определен перечень операций, которые относятся к валютным операциям. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией. Обращаю внимание: валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей. Данной статьей Закона установлена классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям Закон относит расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст.ст.5 и 6 Закона. Согласно ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Может возникнуть вопрос: для чего так подробно описывать приведенную в Законе классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Национального банка. Если юридическое лицо–резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом–нерезидентом, то необходимо проанализировать, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст.ст.5 или 6 Закона. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. В случае отсутствия совершаемой валютной операции в ст.ст.5 и 6 Закона имеет место валютная операция, связанная с движением капитала. В соответствии со ст.10 Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила №72), установлено, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений. Однако необходимо иметь в виду Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее – Указ № 240). Указом № 240 в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставлено право Национальному банку устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя предоставленное право, Национальный банк в п. 15 Правил № 72 установил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Национального банка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Национального банка.

Если совершаемая валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, опять обращаемся к Закону. В соответствии со ст. 10 Закона резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка, если иное не установлено Законом или Президентом Республики Беларусь. Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в ч.5 ст.10 Закона. В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  1. на основании разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;
  2. без разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в ст.10 Закона;
  3. в уведомительном порядке – валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18 Правил № 72 и ст. 10 Закона).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Национального банка. В соответствии с п.18 Правил № 72 субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, в том числе на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства;
  • размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
  • предоставление займов;
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
  • получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий: – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро – 14 процентов годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях – увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции – резидентом;
    – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 процента за каждый день просрочки (3,65 процента годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;
    – в договоре между субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
    – сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;
    – исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
    – кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании договора, предусматривающего перевод долга или уступку права (требования), по условиям которого субъект валютных операций – резидент принимает на себя долг нерезидента перед другим нерезидентом либо осуществляет платеж за уступленное нерезидентом право (требование).

Таким образом, если юридическое лицо – резидент, а по терминологии Правил № 72 субъект валютных операций – резидент, проанализировав совершаемую валютную операцию, придет к выводу, что имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, следующее, что он должен сделать – проанализировать п.18 Правил № 72. В случае если совершаемая валютная операция содержится в п.18 Правил № 72, то имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая на основании разрешения Национального банка.

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Национального банка, – Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 (далее – Инструкция № 514).

Инструкция № 514 регламентирует порядок выдачи разрешений Национального банка на проведение физическими лицами – резидентами и юридическими лицами – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала: документы, которые необходимо представить в Национальный банк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа. В Инструкции № 514 определен порядок выдачи Национальным банком разрешений на использование иностранной валюты на территории Республики Беларусь, порядок выдачи разрешений на открытие резидентами счетов за пределами Республики Беларусь, регламентирован уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала.

В п.13 Инструкции № 514 установлено, что на проведение рассматриваемой валютной операции Национальный банк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям. Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п.2 Правил № 72, – момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может получить заем от нерезидента, который требует разрешения Национального банка, фактически без разрешения на момент получения. Тем не менее до совершения платежа нерезиденту, то есть до возврата займа и процентов, иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Национального банка должно быть получено. При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Национального банка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций», обращаться за разрешением до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Национального банка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Разрешение Национального банка также потребуется юридическому лицу – резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

– с юридическим лицом – резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;
– с физическим лицом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица – резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.

В рамках внешнеторговых договоров необходимо иметь в виду, что разрешение Национального банка потребуется:

  • на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178));
  • на продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп.6 и 8 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Национального банка, предусмотренных Инструкцией № 46. В случае отсутствия данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Национального банка

В соответствии с п.2 ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст.11 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Законом установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, в соответствии со ст.11 Закона запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных данным Законом и иными актами валютного законодательства.

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций – резидентами установлены:

1)В ст.11 Закона: в отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

  • привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
  • осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2) В Правилах № 72 в главе 5, которая так и называется: «Использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций – резидентами». В данной главе установлены 14 разрешенных Национальным банком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать).

3) Разрешениями Национального банка. В соответствии с подп.25.15 п.25 Правил № 72 юридические лица–резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений Национального банка.

3.1.Юридические лица–резиденты должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенных между юридическими лицами–резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях Правления и письмах Национального банка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

  • подп.25.2 п.25 Правил № 72 (банки вправе использовать в расчетах между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 17.07.2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2014 № 31-15/177 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

3.2. Национальный банк письмом от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» разрешил использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями–резидентами, между страховыми организациями–резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему–нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

3.3. Существуют еще два разрешения Национального банка. Одно из них разрешает использовать иностранную валюту между банком и клиентами (субъектами валютных операций – резидентами, физическими лицами) по сделкам, предусматривающим оказание банком услуг от своего имени и за счет клиентов по покупке, продаже облигаций, эмитированных резидентами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, и совершаемым в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2014 № 31-15/166 «Разрешение на использование иностранной валюты»), а второе разрешает субъектам валютных операций – резидентам получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами–нерезидентами (письмо Национального банка Республики Беларусь от 12.03.2015 № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте»).

4) В иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

4.1. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами». В соответствии с п.3 данного Указа Белорусская нефтяная компания вправе производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь.

4.2. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (далее – Порядок), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359. В соответствии с п.8 Порядка разрешено производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями–резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в том числе на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения.

4.3. Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В соответствии с п. 1 данного Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых данным Указом.

Таким образом, юридическому лицу–резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом–резидентом необходимо определить возможность использования иностранной валюты между ними. Для этого необходимо проанализировать ст.11 Закона, главу 5 Правил № 72, действующие разрешения Национального банка, а также иные акты валютного законодательства. Если среди всего вышеперечисленного не находим анализируемую валютную операцию, значит ее проведение без отдельного разрешения Национального банка запрещено.

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE »

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!



error: Контент защищен !!