Охагуро: чернение зубов в древней Японии. Чернозубая улыбка Чернение зубов на руси

Ну вот! Добрались мы в своём стремлении к красоте до японской традиции Охагуро (ohaguro,御歯黒,鉄浆) . Это японская мода и практика окраски зубов в черный цвет. Заимствована эта чудная традиция из Кореи и существовала с древнейших времен до начала эпохи Мэйдзи.

Изначально обычай чернить зубы был практикой среди богатых семей и касался только девочек, вступающих во взрослую жизнь, которая в то время начиналась около девяти лет. Но в эпоху Хэйан охагуро распространился и среди мужчин придворной аристократии. Самураи презирали этот стиль, но среди представителей дома Тайра было принято следовать такому обряду.

В какой-то момент чернить зубы стало модно для обоих полов, затем охагуро получила широкое распространение среди незнатных женщин. Традиция сохранилась вплоть до эпохи Эдо, когда все замужние женщины сбривали брови и красили зубы. Японские женщины чернили зубы, используя железо и уксус.

Чернение зубов указывало на замужний статус женщины. Перед тем, как войти в дом мужа, жена обходила семерых родственников, которые давали ей содержащую железо краску, и затем начиналась процедура под названием «первое чернение».

Ее важность выражалась такой пословицей – «Поскольку черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем и женой». Очерненные зубы показывали, что жена клялась в вечной преданности супругу.

В общем, кому не нравится, тот может использовать вот эту древнюю интернет-мудрость:)

5 февраля 1870 года правительство запретило практику охагуро, и традиция постепенно устаревает. После периода Мэйдзи она времено получило распространение, но в период Тайсе почти полностью перестала существовать. В наше время есть всего несколько мест, где можно увидеть охагуро – в пьесах, в ханамати (район проживания гейш), во время проведения некоторых праздников и в фильмах.

Интересно, что в 17 веке в России наряду с использованием белил и румян, также было распространено чернение зубов у дам высшего света. Используемые ими свинцовые белила, как известно, пагубно влияли на их здоровье и на здоровье зубов, в частности. Поэтому, чтобы скрыть недостатки (появившийся кариес), женщины чернили свои зубы. А впоследствии белые зубы даже стали обозначением того, что женщина не использует белил, а значит, не заботится о своей красоте.

В дословном переводе с японского это «чёрные зубы» - традиция чернения зубов была популярна в Японии с 1868г. по 1912г. сохранившаяся у некоторых народов Юго-Восточной Азии, Индии, Южной Америки, Нигерии и Марокко.

Практиковалась охагуро с 538-710-е. перестали чернить зубы японцы в последние годы 1900-1912-.х. Черные зубы считались добавляли красоты и утончённости, однако лак которым они были покрыты имел и утилитарное назначение: лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми. Охагуро стало ассоциироваться с замужними женщинами, у которых стойкость краски на зубах сравнивалась с бесконечной верностью мужу.

Точное время возникновения этой традиции до сих пор остается неизвестным, но уже в древности японцы покрывали свои зубы соком плодов и трав.

в 753 году Гандзин привёз в Японию рецепт смеси для охагуро и усовершенствовал его, он находится в хранилище Сёсоин, в храме Тодай-дзи. Практика охагуро своим попадание в народ обязана буддийским монахам.

В последние годы 1160-1185 охагуро превратилось во вторичный половой признак; молодые люди обоих полов, происходящие из дворянских родов, чернили зубы на церемонии совершеннолетия. Чернили зубы и служки в больших храмах. В императорской семье церемония охагуро у мальчиков сопровождалась подведение бровей.

В период 1336 - 1573-х годов охагуро обычно делали взрослые, но в начале периода XV до начала XVII века дочерям военных начали чернить зубы в возрасте 8-10 лет, чтобы обозначить их как совершеннолетних и скорее выдать за политически выгодного кандидата. Церемонию проводили родственники или опекуны девочки. Некоторые военачальники из Го-Ходзё рода Тайра, отправляясь на поле боя, делали охагуро и женский макияж, чтобы там не показывать своих мук.

После наступления периода 1603-1868-х годов охагуро почти полностью вышел из употребления, его использовали только члены императорской семьи и знать мужского пола. Зубы с охагуро неприятно пахли и требовали регулярной подкраски, кроме того, они стали ассоциироваться со старостью. В силу указанных причин, делать его стали только замужние женщины среднего возраста, незамужние женщины с 18-20 лет, а также гейши и проститутки. В крестьянских семьях охагуро делали на праздники, свадьбу, похороны и тому подобные события. В детских сказках остались упоминания таких охагуро.

В 1870 году вышел приказ, запрещающий членам императорской семьи и знати делать охагуро. После вступления закона в силу в народе охагуро понемногу стало считаться устаревшим. В начале периода 1870-х годах был небольшой всплеск популярности охагуро, в период 1912-1926-х традиция уже практически исчезла.

Сегодня охагуро можно встретить только в традиционном театре, карюкае, иногда - на мацури, в исторической драме 1960-х годов, в фильмах. Если делается охагуро, то обычно подводят брови (делают «хикимаю»).

Когда говорят об улыбке, что первым делом приходит вам на ум? Скорее всего, идеально-белые и безупречные зубы, будто из рекламы зубной пасты. Были бы вы удивлены, если бы белые зубы внезапно оказались… чёрными? Например, благодаря древней японской традиции чернения зубов охагуро. Многие, кто увлекается Японией, наверняка уже слышали о ней, поскольку она действительно примечательна.

История охагуро

В Японии традиция чернения зубов датируется ещё периодом Кофун (250-538 гг). Благодаря найденным на раскопках костям и глиняным статуэткам ханива, можно утверждать, что данная традиция весьма древняя. На протяжении всей истории охагуро упоминалось довольно часто. Искусство чернения зубов занимало в японской культуре особое место, будь это знаменитая Повесть о Гэндзи - роман XII века - или же различные рассказы и предания.

Кто и почему?


Одна из причин охагуро состоит в том, что в течение сотен лет чёрный цвет считался в Японии невероятно красивым и эстетичным. Вполне естественно, что люди хотят приблизиться к тому, что считают красивым: точно так же естественна и популярность отбеливания зубов в наши дни. Для чернения использовался раствор, называющийся канэмидзу. Он представлял собой ацетат железа, изготовленный из железной стружки, которую растворяли в уксусе и танине из овощей или чая. Сперва эта церемония осуществлялась в честь празднования совершеннолетия. Девушки и парни, достигшие возраста пятнадцати лет, впервые красили зубы, чтобы продемонстрировать, что они стали взрослыми. Примерно в то же время, в конце эпохи Хэйан (794-1185 гг.) охагуро также каждый день делали взрослые аристократы и дворяне, независимо от пола.


В эпоху Эдо (1603-1868 гг.) охагуро в основном делали состоятельные замужние женщины, но не обязательно только они. Также весьма известны гейши , чернившие зубы. Даже сегодня, гуляя по улица Киото, древней столицы Японии, совсем не редкость повстречать майко с чернёными зубами.

В конце эпохи Эдо и начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) в Японию, после почти двухсот лет изоляции, прибыли иностранцы с Запада. Будучи привыкшими к западным стандартам красоты, многие путешественники были шокированы , увидев женщин с чёрными зубами. Некоторые, принимая краску за зубную гниль, думали, что у японцев не развита гигиена полости рта . А некоторые, поняв, что чернение сделано специально, задавались вопросом, почему женщины «уродовали» себя с помощью охагуро.

У иностранцев существовала теория, которая гласила, что охагуро осуществлялось для того, чтобы предотвратить измены женщины своему мужу, поскольку чёрные зубы делали её менее привлекательной. Современные японские социологи отвергают эту теорию, утверждая, что в жизни японские девушки и женщины пользовались свободой, и подчёркивают первоначальный смысл традиции охагуро: продемонстрировать зрелость человека.


Охагуро было запрещено правительством Мэйдзи в 1870 году, и искусство чернения зубов было почти забыто. Сегодня его можно увидеть в театрах, фильмах или том же Киото, где гейши и майко до сих пор ходят по улицам города. Даже сегодня в Японии не забыли об этом древнем стандарте красоты.

Охагуро бэттари - призрак с чёрными зубами

Если вы считаете, что чёрные зубы выглядят довольно тревожно, то вы не одиноки. У японцев даже есть ёкай охагуро бэттари. Если ночью возле храма или святилища вы заметите красивую девушку в кимоно , будьте осторожны. Возможно, она выглядит очень красивой со спины, но если вы подойдёте ближе, она обернётся и продемонстрирует вам своё истинное лицо - безглазое и ужасное, с огромным ртом, полным острых и чёрных зубов!


Чернение зубов по всему миру

Охагуро было популярно не только в Японии. В Китае, Тайланде, Лаосе и Вьетнаме женщины и мужчины чернили зубы по самым разным причинам, а некоторые делают это и до сих пор. Чёрные зубы демонстрируют социальный статус, зрелость или просто выглядят красиво, так что когда видите подобную чёрную улыбку, не думайте сразу о плохой гигиене зубов. Ведь, в конце концов, чёрный цвет - это великолепно!

Охагуро - окрашивание зубов в черный цвет

Чернозубые японки, которых встречали путешественники и колонизаторы из Старого Света, наводили последних на мысль о том, что они видят перед собой надежный способ предотвратить супружеские измены. Ведь с точки зрения европейских канонов красоты такой женский облик скорее отталкивает, черные зубы уродуют. Но все дело было как раз в обратном: на протяжении веков, а возможно, и тысячелетий, охагуро кроме символического значения преследовало цель улучшить здоровье зубов и повысить привлекательность их владелицы.

Первые находки, подтверждающие существование традиции охагуро, относятся к эпохе Кофун – периоду строительства курганов, который продолжался с III по VI вв. По свидетельству историков, краска была обнаружена на человеческих останках и на погребальных фигурках. С течением времени сама процедура окрашивания и состав красящей смеси совершенствовались. Самый знаменитый рецепт смеси для охагуро связывают с именем Гэндзи (Цзяньчжэнь) – китайского монаха, который принес на японские острова учение буддийской школы Риссю. Сам старинный рецепт находится в хранилище Сесонн в храме Тодай-дзи.


Скульптурное изображение Гэндзи

Жители Страны восходящего солнца на протяжении всей своей истории вкладывали глубокий смысл в каждый цвет. Черный в Японии – возможно, самый уважаемый, означающий постоянство. Прибывшие на острова в VI веке последователи буддизма считали черный цвет «неподвижным», ведь он не меняется в зависимости от освещения, его нельзя закрасить каким-либо другим цветом. Другими словами, главная характеристика черного – это постоянство. А замужняя женщина, носившая такой признак статуса, заслуживала уважение и одобрение.


Состав для окрашивания зубов защищал эмаль от повреждений

Окрашивание зубов давало и практический положительный эффект – оно защищало зубную эмаль от повреждений и предотвращало таким образом порчу зубов. Каких-либо негативных воздействий на организм за века практикования охагуро и расходования тонн красящего состава историками не выявляется.

Для проведения процедуры использовалась канэмидзу – «железная вода». Требовалось раскалить на огне ржавые железные стержни, опустить их в смесь воды и саке и выдерживать около недели. После в смесь добавляли галлы – наросты - листьев сумаха, называемые чернильными орешками. Краску наносили на зубы ежедневно.


Гравюра Утагава Кунисада

Поначалу чернение зубов было прерогативой аристократических семейств, девушкам красили зубы с началом их перехода в новый период жизни, сводившимся к поиску мужа. Чернили зубы и мужчины, как правило, при достижении возраста совершеннолетия. На территории императорского дворца Киото обряд чернения зубов мальчикам правящей семьи сопровождался церемонией хикимаю – «подведение бровей».


Хикимаю часто проводили одновременно с первым охагуро

Существует легенда об Охагуро-бэттари – призраке женщины, на лице которой нет ничего кроме улыбающегося рта с черными зубами. Это существо не приносит вреда, разве что напугает встретившегося с ним человека – оно порой маскируется под чью-нибудь жену или сестру, всегда прикрывая лицо рукавом. Голову призрака украшает цунокакуси – убор невесты, а сама она одета в праздничное кимоно. Охагуро-бэттари считается призраком некрасивой женщины, покончившей с собой из-за того, что никто не захотел на ней жениться.


Охагуро-бэттари - призрак женщины с черными зубами


Охагуро был распространен как среди аристократов, так и в крестьянской среде

Буддизм сделал охагуро обычным и для людей простого, крестьянского происхождения, и на протяжении веков оно применялось всеми сословиями. Даже воины перед боем красили свои зубы. В период Эдо, который начался в XVI веке, традиция начала сходить на нет, но охагуро продолжали делать представители императорской семьи, знатные мужчины, женщины перед свадьбой и после замужества, а также представители некоторых профессий – например, гейши.


Гейша с традиционно черными зубами

Обычай сохранился вплоть до второй половины XIX века, когда правительством Мэйдзи охагуро было запрещено и Япония стала переходить от привычной для нее изоляции и консерватизма к активному культурному взаимодействию с иностранными государствами.
Традиция охагуро не исчезла окончательно – ее и сейчас порой придерживаются пожилые японки, а кроме того, это атрибут национальных праздников и театральных постановок. В настоящее время для окрашивания зубов используют чернила, смешанные с зубным воском.

Практика чернения зубов свойственна не только культуре Японии. Похожий обычай существовал и местами сохранился и в некоторых районах Китая, юго-восточной Азии, на островах Тихого океана. Испанский колонист Антонио де Морга, посетивший Филиппины в XVII веке, рассказывал в своих сочинениях, что местные жители используют черную краску для зубов в качестве ухода за собой.


Антонио де Морга - путешественник, записавший свои наблюдения о традициях японцев

Интересно, что чернили зубы когда-то и русские красавицы. Эта процедуру начали применять не позднее XVII века. Вероятно, она связана с тем, что при использовании тогдашних белил, содержащих ртуть, зубы со временем портились и местами становились черными. Черная краска же выравнивала цвет женской улыбки, а кроме того, давала понять, что женщина имеет высокий статус и может себе позволить дорогие средства ухода за собой. Кроме того, кариес, который встречался относительно редко и был отличительной особенностью сладкоежек, считался болезнью богатых, а богатство не считалось зазорным лишний раз подчеркнуть.

Сегодня белоснежная улыбка является признаком здоровья и уверенности в себе. Но такое правило появилось относительно недавно, в той же Японии существовал обычай, когда женщины наоборот пытались всеми силами очернить свои зубы. Давайте узнаем об этом подробнее …

Согласно археологическим исследованиям на территории Японии чернили зубы, начиная с доисторических времен.

В японской живописи, в частности в гравюрах укиё-э эпохи Эдо, и старинной японской литературе часто встречаются изображения и ссылки на охагуро, в «Гэндзи моногатари» Гэндзи «Цуцуми Тюнагон моногатари», произведениях написанных в период Хэйан.

Но в былые времена чернили зубы не только японские жены. Аристократы, самураи, императорские особы считали чернение зубов символом социального положения и достойной родословной.

Самый первый случай применения охагуро был описан в Повести о Гэндзи XI века, хотя существует мнение, что обычай возник намного раньше. Смысл этого ритуала заключался в том, что девочка из богатой семьи, которая вот-вот вступит во взрослую жизнь, должна очернить свои зубы ради будущего мужа. Кстати, взрослая жизнь в те времена начиналась лет в девять.

Черный цвет обозначал постоянство, такими же должны быть и отношения жены с мужем. Хотя такое символическое обозначение ритуала со временем стерлось, а мода на почернение зубов только больше распространялась. Позже чернить зубы стали все богатые аристократы, позже обычай вошел и в жизнь более бедных слоев населения.

Охагуро, как можно сделать выводы из произведений японской литературы, повествующей о жизни аристократов эпохи Хэйан, практиковали и мужчины и женщины по достижению совершеннолетия и проведения церемонии гэмпуку (или гэмбуку, примерно можно перевести как первая одежда). Отмечая вхождение во взрослую жизнь, мальчики в возрасте между 11 и 17 годами (или от 12 до 18 лет) посещали святыни наследственных ками. Мальчикам дарили первую взрослую одежду, делали прически мужского стиля (мидзура) и награждали взрослым именем (эбоси-на). В период Хэйан церемония была доступна только для отпрысков благородных аристократических и самурайских семейств, только в период Муромати гэмпуку распространилась и на детей более низких сословий. Значительно упрощенная церемония для девушек, в возрасте от 12 и 14 лет, называлась моги и сосредотачивалась вокруг наряда.

Ингредиенты — рисовый сироп, соль, мирин, сахар, рисовая плесень, ржавый метал, чайные листья

Особый интерес представляет отвар, который использовали при окрашивании зубов. Основным компонентом было вонючая темно-коричневого цвета жидкость из уксусной кислоты под названием kanemizu (かねみず) с железом, растворенном в ней. Для изготовления такого отвара используются старые кусочки железа и рисовая шелуха, которые замачивают вместе и ставят в теплое место летом на 3 дня, а зимой — на 7 дней, чтобы выделилась ржавчина. Сначала на зубы наносится пчелиная кислота — продукт жизнедеятельности пчел, в котором содержатся дубильные вещества, а затем наносится отвар железа. Если проделать эту процедуру несколько раз, то зубы станут черными.

Чернение зубов указывало на замужний статус женщины. Перед тем, как войти в дом мужа, жена обходила семерых родственников, которые давали ей содержащую железо краску, и затем начиналась процедура под названием «первое чернение». Ее важность выражалась такой пословицей — «Поскольку черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем и женой». Очерненные зубы показывали, что жена клялась в вечной преданности супругу.

Кроме чернения зубов, и девочкам и мальчикам, в том числе сбривали естественные брови и рисовали их (хикимаю). Традиция продолжалась, во всяком случае, в императорском окружении до конца периода Эдо. Чернить зубы было принято при заключении политических браков, когда девочки высокопоставленных военных выходили замуж.

В период Эдо, кроме того, что мужчины из императорского окружения продолжали практиковать охагуро, чернение зубов бытовало среди замужних женщин, девушек, которым исполнялось восемнадцать лет, а также гейш и проституток. Взрослые люди, которые проживали вне главных городов Японии, чернили зубы во время многочисленных мацури, свадебных церемоний и похорон.

Традиция сохранилась вплоть до эпохи Эдо, когда все замужние женщины сбривали брови и красили зубы.

5 февраля 1870 года правительство Мэйдзи запретило практику охагуро , но сегодня охагуро можно увидеть районах, где проживают гейши, а также во время национальных праздников.

В начале периода Мэйдзи был небольшой всплеск популярности охагуро, в период Тайсё традиция уже практически исчезла.

Сегодня охагуро можно встретить только в традиционном театре, карюкае, иногда — на мацури, в исторической драме 1960-х годов, в фильмах. Если делается охагуро, то обычно подводят брови (делают «хикимаю»).

Охагуро – важная форма культурной истории Японии. Чернение зубов в Японии имеет множество причин и затрагивает многие факторы. Во-первых, в азиатских культурах огромное символическое значение всегда имел цвет. Согласно буддизму, который оказал серьезное влияние на развитие японской истории, культуры, философии, черный – «неподвижный» цвет, он никогда не изменяется и не может быть закрашен другим цветом. Таким образом, чёрный цвет представляет постоянную силу и достоинство благодаря своему визуальному восприятию.

Чернение зубов среди мужчин в эпоху Хэйан олицетворяло неприкосновенную лояльность и доказательства в пользу того, что нельзя служить двум господам одновременно.

С охагуро связано немало призрачных историй. В одной легенде рассказывается о злом духе, который очень любил попить кровушки у девственниц, поэтому незамужние девушки чернили зубы, чтобы обмануть вампира.

Ещё одна очень известная история в «Эхон яку моногатари» – Охагуро Бэттари, история о женском призраке (ёкай), который появляется в сумерках обычно возле святыни или храма, расположенных вне города. На Охагуро Бэттари надето красивое кимоно, как считают некоторые, это свадебное кимоно, но лицо призрак всегда отворачивает или скрывает в одежде. Если смотреть на него сзади, то сложится впечатление, что это очень красивая, молодая женщина, и она заинтересовывает случайных прохожих. Но стоит что-нибудь у призрака спросить, как он с радостным восклицанием «Гя!» поворачивается лицом и прохожий, обычно это мужчина, увидев лицо призрака, умирает от страха. У Охагуро Бэттари на белом, как маска, лице нет никаких человеческих черт, кроме огромного рта, полного острых зачерненных зубов. Когда-то призрак был предположительно женщиной, которая страдала от своей непривлекательности и не могла выйти замуж. Она решила покончить жизнь самоубийством и в конечном итоге превратилась после смерти в Охагуро Бэттари.

В театре использовали чернила, смешанные со скипидаром, но сейчас во время представления традиционных японских пьес применяют чернила с зубным воском.

Вспомните еще , а так же что такое Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


error: Контент защищен !!