Неуверенное поведение. Уверенное и неуверенное поведение.doc - Урок психологии «Уверенное и неуверенное поведение

» Неуверенность в себе

© Х. Рудигер, С. Виттманн

Что значит «уверенность в себе»

Если Вы чувствуете себя неуверенно в обществе других людей, то наверняка уже задавались вопросом о причине этой неуверенности. Вероятно, Вам также приходила в голову мысль о том, что это чувство появилось у Вас уже давно. Возможно, Вы один из тех людей, которые еще в детстве были более робким и застенчивым, чем окружающие. Быть может, Вы уже тогда замечали, что восхищаетесь уверенными в себе детьми и взрослыми и хотите быть такими же, как они. То есть таким, кто не позволяет другим отобрать у себя лакомый кусочек, не дает запугать себя, может без колебания сказать «нет», если с чем-то не согласен. Почему Вы не можете решиться на это? На этот вопрос можете ответить только Вы сами. Возможно, Вы менее решительны, чем другие. Возможно, в детстве Вы пережили какое-то событие, после которого у Вас появились страхи, и теперь они не покидают Вас. Может быть, это последствия многих неудач, с которыми Вы были вынуждены просто смириться. Но поскольку все это уже в прошлом, и сейчас Вы уже ничего не можете исправить, об этом не стоит и думать.

После таких неудачных ситуаций появляется чувство неуверенности, которое нужно преодолеть раз и навсегда. Вы и сами можете попытаться добиться успеха. На самом деле, справитесь Вы с этой проблемой или нет, зависит только от Вас. Если Вам это удастся, то с каждым разом Вы все смелее и смелее сможете говорить «да» или «нет», в зависимости от того, чего Вы хотите. Однако имейте терпение. Вам нужно изменить поведение. Как правило, это не так просто, поскольку человек привыкает к определенным способам поведения, и ему нелегко начать вести себя иначе. Для того чтобы изменить поведение, Вам придется много работать над собой, и, конечно, это займет у Вас некоторое время.

Насколько Вы уверены в себе?

Если Вы все же решили попытаться изменить свое поведение, то вначале мы рекомендуем Вам самостоятельно оценить, насколько Вы в настоящее время уверены в себе. Для этого мы предлагаем Вам ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте высказывания и решите, насколько Вы с ними согласны. Ниже приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что Вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что Вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени Вашего согласия с тем или иным высказыванием.

не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Сумма баллов

Теперь сложите все баллы. А сейчас подумайте о том, какой суммы баллов Вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). Позднее Вы сможете проверить, достигли ли Вы уже своей цели, или Вам следует еще поработать над собой. Тогда Вы увидите, насколько увереннее и смелее стали. Вместе с этим Вы сможете порадоваться, что к тому моменту времени пробрели большой опыт.

«Уверенность в себе» или «наглость»?

Мы все время говорим об уверенности в себе. Но что это такое? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотели бы обратить Ваше внимание на очень важное замечание.

Вести себя уверенно - не означает вести себя бесцеремонно.

Часто на него не обращают внимание. Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования. То есть, правильным будет именно разумное поведение в такой ситуации.

Если речь идет исключительно об объективном требовании, то, предъявляя его, следует вести себя соответствующим образом.

Что значит «вести себя соответствующим образом»?

В такой ситуации не следует быть агрессивным. Это просто не уместно и не принесет никакой пользы делу. Возможно, в результате этого другой человек почувствует себя подавленным и выполнит все, что я потребую. Но, возможно, моя агрессивность вызовет сопротивление с его стороны. А это, в свою очередь, снизит вероятность, что он все-таки выполнит мое требование. В любом случае агрессивным поведением я только испорчу отношения с этим человеком.

Но это ни в коем случае не значит, что от агрессивного поведения нужно принципиально отказаться, вовсе нет. Каждый человек может вести себя так, как считает правильным и уместным в той или иной ситуации, при условии, что он уважает право другого человека на физическую и моральную неприкосновенность. Но при этом всегда следует прогнозировать последствия своих действия. Если, например, друг взял у меня книгу и, несмотря на неоднократные напоминания, все еще не вернул, то я могу решительно и четко повторить свое требование. Вероятнее всего, больше я ничего не буду ему одалживать. Я также могу отругать, оскорбить его или даже угрожать ему. Возможно, таким образом, я получу назад книгу, но тем самым очень сильно испорчу с ним отношения.

Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение?

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Наверное, не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул.

Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного.

Уверенность в себе - по каким признакам ее можно определить?

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит.

Критерии неуверенности

Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования.

Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют.

Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека?

Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику.

Последствия этих трех способов поведения

Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?».

Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно.

Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику.

Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных.

В следующей таблице приведены некоторые из перечисленных признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Если Вы понаблюдаете за своими друзьями, знакомыми или коллегами и при этом определите, какой человек ведет себя уверенно, какой неуверенно и какой агрессивно, то, наверное, заметите и другие признаки, которыми Вы сможете дополнить этот перечень.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других
угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и / или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

По материалам книги Х. Рудигер, С. Виттманн «Социальная компетенция ». - Харьков, 2005

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица (6).

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами.. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Причины возникновения неуверенного поведения.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования (11).

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды.

Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия).

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе.

Урок 9.

Тема: Уверенное поведение

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» (спокойствие, сила…) А теперь почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения (я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

· Использует « Я – высказывание»;

· Применяет эмпатическое слушание;

· Умеет говорить о своих желаниях;

· Отражает чувства;

· Умеет просить;

· Умеет отказать;

· Умеет принимать отказ;

· Говорит прямо и открыто;

· Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения (я – плохой, ты – хороший):

· Человек смотрит в пол;

· Не может отстаивать свою позицию;

· Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;

· Не умеет просить;

· Не может отказать;

· Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

· Отвечает односложно «да», «нет»;

· При разговоре не садится;

· Прячет ноги под стул;

· Держится на большой дистанции от собеседника;

· Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Отработка навыков уверенного поведения.

Психолог предлагает ситуации, они разыгрываются желающими и затем анализируются всей группой.

Если подростки предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать её.

1. Вы со своим другом собрались в кино, встречаетесь с ним у входа, и тут выясняется, что он забыл билеты.

Проиграть эту ситуацию с учетом следующих характеристик:

· Вы не очень уверены в себе, а друг – душа любой компании, немного эгоистичен;

· Вы – лидер, друг – робкий и застенчивый.

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Устраивает ли подростков предложенный выход, какие чувства испытывают герои ситуации?

2. Девушка уже сорок минут ждёт юношу, он появляется очень расстроенный.

3. твой друг взял у тебя учебник на время. Завтра зачёт, и учебник необходим. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас принесёт, проходит час – друга нет. Твои действия.

Упражнение « Символ»

Подростком предлагается на листах нарисовать символическое изображение « Вера в себя». Затем по желанию рассказывают о своих символах.

Упражнение « Копилка»

Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние(умственные способности, душевные качества, умения) или внешние(семья, друзья, природа, хобби) источники силы. Совместно с подростками собирается их « копилка» - называются те качества, способности, достижения, которые могут помощь человеку осознать свою уверенность.

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю, что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Рефлексия

Ритуал прощания.

Детство у меня было трудное. До 5 лет я думала, что меня зовут… ЗАТКНИСЬ… (Анекдот)

По статистике, крайне неуверенными в себе являются лишь 34 % людей.
Ситуативную неуверенность испытывают примерно 58 % людей, час от часа чувствуя сомнение, колебание, растерянность.

И только 8 % людей в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь.

Так уж сложилось, что мы постоянно оцениваем те жизненные события, которые с нами происходят. Из этих оценок формируются наши убеждения, которые руководят нашим поведением. И это абсолютно естественная реакция нашей психики, заложенная природой. Даже в животном мире уверенное поведение часто выигрывает перед большими размерами, демонстрируя превосходство и силу.

Чарльз Дарвин утверждал, что уверенное поведение обезоруживает соперника, вселяя в него сомнение, страх или даже панику. В результате более уверенные особи получают больше материальных благ, в связи с чем становятся более жизнеспособными. Известный ученый и психолог Альфред Адлер считал, что в основе жизненной борьбы человека лежит чувство неполноценности и неблагополучия, которые свойственны всем.

Это центральное ядро неуверенности. Уверенное поведение человека зарождается еще в детстве, благодаря правильному воспитанию родителей.

Адлер считал, что маленький и беспомощный ребенок неизбежно считает себя неполноценным сравнивая себя со взрослыми людьми. Ребенку недостаточно опыта, чтобы сформировать правильное представление о себе. Поэтому оценивая себя ребенок ориентируется на мнение и реакцию взрослых.

Кроме уверенности психологи различают такие связанные с ним чувства и черты характера как самоуверенность, уверенность в себе, самооценка и самоценность.

Самоуверенное поведение

Самоуверенность проявляясь в определенном возрасте и помогает человеку определить границы личностных возможностей.

Самоуверенное поведение в долгосрочной перспективе может только навредить человеку в адекватном самоутверждении себя в социуме. Так как самоуверенность – это признание отсутствия своих недостатков и преувеличение собственных возможностей.

Самоуверенный человек зачастую идет на неоправданные риски и берется за выполнение непосильных для него задач.

Самоуверенный человек живет так, как будто хочет себе доказать, что он уверенный человек, который может все и даже больше. Но на самом деле в основе самоуверенности, безусловно, лежит глубокое чувство неуверенности, которое сформировалось у человека еще в детстве.

С помощью своей самоуверенности человек компенсирует свои прошлые неудачи или заниженную самооценку, а иногда самоуверенное поведение выступает как средство защиты от ощущения своей уязвимости.

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – самая уязвимая и оберегаемая личностная категория. Это постоянный процесс сравнения и оценки себя и своих действий со своим внутренним идеалом.

Если человек переоценивает или недооценивает свои личные способности, тогда решения и действия человека будут не успешными. И как следствие такая неудача снижает самооценку и уверенность в себе. Оценивая реально свои способности и возможности, мы тем самым повышаем вероятность успеха. И только накапливая успешный опыт мы формируем состояние устойчивой уверенности в себе.

Уверенное поведение нуждается в постоянных подтверждениях и успехах Кроме успешных результатов деятельности уверенное поведение человека зависит от ряда других немаловажных факторов.

Факторами уверенного поведения выступают:

  • Здоровье, привлекательность, правильное питание, физические удовольствия, признание окружающих, внутренняя сила и физическая выносливость.
  • Чувство любви и заботы, ощущения внимания со стороны близких и друзей, совместное времяпровождение повышает уверенность в себе.
  • Позитивные мысли о будущем, внутренняя свобода, мечты, духовность и сила духа, личностный рост, убеждения и вера, религиозные принципы придают уверенности в себе не меньше, чем деньги и признание.

Отдавая свое время и внимание определенной сфере деятельности, в результате получаем надежные опоры, которые добавляют энергию уверенного поведения, стремление жить и двигаться дальше.

Наивысший уровень уверенного поведения – это самоценность

В отличие от уверенности или самооценки, самоценность не нуждается в доказательствах.

Самоценность – это позиция человека, а не его ощущение.

Позиция человека, который признает свою значимость. А обеспечивают ему значимость и благополучие такие важные сферы жизни как семья или связь с родителями, дружба, любимое дело, природа, материнство или отцовство и др.

Самоценность – устойчивое чувство собственной ценности вне зависимости от каких-либо негативных обстоятельств, которые происходят с человеком.

Психология уверенного поведения

Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно - около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению - это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Нам привычно выражение "права человека". Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких "психологических прав", о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать "я Вас не понимаю" и не испытывать угрызений совести по этому поводу .

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.

Подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно, чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими. тренинг уверенный поведение ассертивность подросток

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения ? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса -- очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел, отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность -- это состояние духа. "...И по вере воздастся вам".

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную "золотую середину" между пассивностью и агрессивностью - двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор "бросается" на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант "пассивно-агрессивного" поведения. О таком говорят "в тихом омуте черти водятся". Люди, склонные к этому, любят "копить обиды" и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и "проигрывают" ассертивному поведению .

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.

4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.



error: Контент защищен !!