Когда страх — нечто большее…. Педофобия Страх разлуки, страх перед школой

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.»

Антон Павлович Чехов

Хотя большинство детских страхов — явление временное и свойственное большинству, иногда страхи являются признаками проблем, обнаружить которые лучше как можно раньше, чтобы успеть откорректировать их.

Фобии в переводе c греческого (phobos) означают навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие человека в определенной ситуации и сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение; потливость, покраснение; дрожание или тремор; сухость во рту; затруднения дыхания и чувство удушья; дискомфорт или боли в грудной клетке; тошнота или неприятное ощущение в области живота).

Разница между фобией и просто страхом состоит в степени интенсивности переживаний, а также в том, что ребенок осознает ненормальность ситуации, но ничего не может с этим поделать. У детей, так же как y взрослых, причинами фобий, как правило, являются неврозы, психозы и органические заболевания головного мозга.

Как отличить y ребенка страх от фобии?

Фобии – это приступы ужаса, которые ребенок не может контролировать и преодолеть, а порой даже объяснить. Чаще всего возникновение фобий связано с конкретной травмирующей ситуацией, служащей толчком к запуску механизма страха. При фобиях ребенок, для того чтобы уменьшить силу страха, производит действия, носящие навязчивый характер. Например, ребенок, испытывающий постоянный страх заражения или инфекции, каждые 20-30 минут моет руки, протирает свой стол и игрушки. Таким образом, фобии четко отличаются от страха силой проявления, навязчивостью, и они нарушают адаптивное поведение ребенка. То есть, проще говоря, – мешают жить.

Фобий огромное множество . Но у детей чаще встречаются следующие:

боязнь боли (альгофобия)

боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия)

страх людей (социофобии)

(зоофобия)

боязнь темных мест (лигрофобия)

боязнь открытого пространства (агорофибии)

страх заражения или инфекции (гермафобия) и т. д.


Как правило, вне периода обострения дети стараются избегать контакта с предметами своих страхов, при этом в старшем они уже осознают их. Особое место занимают навязчивые страхи за жизнь и здоровье родителей. У каждого ребенка будут доминировать различные опасения: дорожно-транспортные происшествия, болезни отца или матери и пр. Возникают подобные фобии уже в З-4 года, достигая своего пика к младшему школьному возрасту.

Чаще всего фобии возникают у детей c образным мышлением, богатым воображением и неврозоподобными нарушениями.

Поскольку y детей раннего возраста в связи c недостаточными развитием речи и способностью к анализу собственных переживаний бывает трудно диагностировать фобии, необходимо обратить особое внимание на устойчивые привычки ребенка, занимающие необычно большое место в его жизни, например чрезмерную аккуратность, упорное стремление доводить какие-либо действия до конца или избегание чего-либо (кого-либо) и т. п. И если критическое мышление y детей еще слабо развито, то эмоциональные реакции выражены ярко – крик, плач, моторное возбуждение. По ним мы можем определить, насколько адекватно ситуации поведение ребенка. Если пятилетний ребенок бьется в истерике, когда нужно остаться на 5 минут в комнате, пока мама уйдет в вaннy, то это однозначно неадекватная реакция. Если ребенку 1-2 года, то такую реакцию можно считать нормальной.

Как же быть родителям, столкнувшимся с появлением у детей чрезмерно сильных страхов?

Для начала — не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно, не клеить на ребенка ярлык «ненормального». Самый правильный шаг — в сторону кабинета невропатолога или психолога , ведь если тревожных признаков слишком много, то не следует надеяться, что все наладится само. Во всем, что касается здоровья ребенка, чем раньше принять меры, тем лучше. Поэтому в случае возникновения опасений обязательно нужно обратиться к специалистам. Самостоятельно вам не следует предпринимать каких-либо действий, так как неправильный подход может усугубить тяжелое психоэмоциональное состояние ребенка. Только врачи, причем после тщательного обследования, внимательного наблюдения, могут определить, что же происходит с малышом и каково будет развитие ситуации.

Наиболее эффективным способом является сочетание медикаментозного лечения и психотерапии. Специалисты, которые занимаются решением данной проблемы, – психиатр, психотерапевт и невролог. Также нужно помнить, что все страхи и фобии, возникающие y ребенка, на 90% процентов зависят от психологического состояния матери (и отца), взаимоотношений матери и ребенка и от психологического климата в семье. Чаще всего помощь требуется всем членам семьи, поскольку иначе результатов лечение не даст: ребенок, получающий помощь специалиста, постоянно будет возвращаться в прежнюю семейную обстановку.



А если опасения подтвердились, не стоит впадать в панику, опускать руки. Важно верить в своего ребенка. Ведь он любит Вас и рассчитывает на Вас, поддержку и понимание, на то, что Вы примите его любого.

Каковы же причины детских страхов и фобий?

  • Недостаток общения – первая и основная причина. Известно, что частота фобий выше y детей, не посещающих детские сады, живущих в отдельных квартирах, не имеющих братьев и сeстер – это связано с тем, что одиночество всегда повышает уровень внутреннего беспокойства.
  • Недостаток наглядных примеров со стороны взрослых. Если взрослые общаются c ребенком на абстрактно-отвлеченном, a не на наглядно-конкретном уровне, ребенок часто испытывает беспокойство из-за недопонимания.
  • Вынyжденный или преднамеренный «захват» матерью роли главы семьи . Работающая и доминирующая в семье часто беспокойна и раздражительна в отношениях c детьми, чем провоцирует ответную реакцию беспокойства. Кроме того, честолюбивые и бескомпромиссные матери часто излишне требовательно и формально поступают c детьми, которые не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. Гиперопека и навязчивое стремление направить жизнь ребенка по заранее составленному плану вызывает беспокойство y эмоционально чувствительных и впечатлительных детей дошкольного возраста.

Родителям необходимо находить время для общения cо своими детьми, слушайте их искренне и заинтересованно, быть спокойным и уверенным самим.

Источники: Н.Царенко «Читаем мысли наших детей»,
Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

Наталья Царенко «Читаем мысли наших детей»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Фобии у детей: лечение тревожных расстройств у пациентов школьного и дошкольного возраста

Практически все дети школьного и дошкольного возраста, подростки испытывают какие-то страхи и тревоги. Появление страха в экстремальной ситуации является нормальной физиологической реакцией, призванной мобилизовать ресурсы организма. Благодаря возникновению страха при существовании опасности человеку удается мгновенно собраться и принять решение о своем дальнейшем поведении.

Однако у некоторых детей, как и у взрослых, страх возникает беспричинно и одолевает постоянно. Наличие у человека алогичной, неуправляемой, навязчивой тревоги, которая причиняет существенный психологический дискомфорт и препятствует полноценному взаимодействию в социуме, дает основания предполагать о развитии тревожно-фобического расстройства, в просторечье именуемого фобией.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

Фобический страх имеет явные отличия от нормальной физиологической реакции. Для фобий характерна интенсивность переживаний, продолжительность мучительных ощущений, неадекватность эмоций существующей ситуации, навязчивость размышлений об объекте тревоги.

При развитии тревожно-фобического расстройства страх возникает не только при прямом контакте с пугающим объектом или при нахождении в устрашающей ситуации. Если человек одержим фобией, его тревога – беспочвенная, упорная, постоянная. Он лишается возможность контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует указать, что дети, как и взрослые понимают нелепость своих переживаний. Они критически относятся к своему состоянию и осознают нецелесообразность своего поведения. Зачастую люди прикладывают значительные усилия для избавления от разрушающих эмоций. Однако фобия коварна тем, что она лишает человека возможности мыслить адекватно и не дает быть хозяином своего внутреннего мира.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно , лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии : они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства , например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Фобии у детей: причины

Фундаментом формирования фобий является специфический характерологический портрет маленькой личности. Подавляющее большинство малышей, которым было диагностировано тревожно-фобическое расстройство, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, мнительностью, подозрительностью. Такие ребята – беспокойные и тревожные. Они склонны чрезмерно фиксировать внимание на своих переживаниях и подолгу размышляют о случившемся событии. Эти ребята отличаются бурной фантазией, нередко имеют незаурядные творческие способности.

Причинами, спровоцировавшими старт расстройств у детей, могут стать:

  • неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры и скандалы между родителями;
  • взросление в асоциальной семье в окружении пьющих либо аморальных лиц;
  • распад семьи либо смерть близкого родственника;
  • пережитое физическое либо моральное насилие;
  • жесткий, директивный стиль воспитания;
  • тотальный контроль со стороны родителей;
  • завышенные требования к ребенку, критичность, неприятие особенностей его личности;
  • избыточная опека взрослых, невозможность проведения самостоятельных действий малышом или подростком;
  • «маятникообразный» стиль воспитание – использование «кнута и пряника», кардинально различные требования от матери и отца, суть которых не понимается ребенком;
  • изменение привычных условий существования – переезд в другой город, смена места учебы;
  • перегрузка информацией негативного характера, регулярный просмотр передач со сценами насилия, увлечение компьютерными играми агрессивной направленности;
  • пережитый испуг, когда маленький человек стал случайным свидетелем какой-то трагедии;
  • избыточная тревожность родителей, неумение взрослых держать под контролем свои эмоции.

Фобии у детей: симптомы

Тревожно-фобические расстройства у детей, как и у взрослых, проявляются разнообразными симптомами, которые можно условно распределить в следующие категории:

  • физиологические проявления страха;
  • психоэмоциональные нарушения;
  • поведенческие изменения.

Физиологические симптомы

К соматическим проявлениям фобий можно отнести разнообразные проблемы со стороны пищеварительного тракта. Малыш жалуется на боль в животе. Могут появиться диспепсические расстройства. Дети указывают на появление сухости во рту и неутолимую жажду.

Также у детей, страдающих расстройствами, появляются разнообразные респираторные симптомы. Ребята выдвигают жалобы на невозможность выполнить полноценный вдох. У малышей часто фиксируется учащенное дыхание. Может возникать отдышка при отсутствии физической нагрузки.

Распространенные симптомы фобий – различные сбои в работе сердечно-сосудистой системы. У ребенка фиксируется нестабильный пульс и учащенное сердцебиение. Он может жаловаться на болевые ощущения в области сердца. Некоторые ребята указывают, что у них возникают давящие, сжимающие ощущения в этой зоне.

У некоторых ребят наблюдается учащение позывов к мочеиспусканию . Пациенты часто рассказывают, что у них возникает шум в ушах, появляются летающие «мушки» перед глазами. Очень часто у больных тревожно-фобическими расстройствами появляется сжимающие ощущения в области черепно-мозговой коробки. Такой вид головной боли принято называть «каска неврастеника».

Психоэмоциональные нарушения

Распространенный симптом, фиксируемый у детей – предчувствие неминуемой катастрофы. Малыши и подростки постоянно ощущают нервное напряжение. Они не могут расслабиться.

Фиксируются значительные проблемы со сосредоточением внимания, из-за чего ребенок не может усвоить новый учебный материал. Из-за недостаточной концентрации внимания ухудшается мнестическая функция: ученик с трудом воспроизводит ранее хорошо знакомый материал. Некоторые дети сообщают, что в их голове царит «вакуум» и отсутствуют мысли.

При фобиях страдает эмоциональный статус ребенка: у него часто меняется настроение. В мгновение, когда его отпускает страх, он может быть жизнерадостным, а в последующий миг, когда вновь появляется тревога, малыш может начать плакать.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Фобии: методы лечения

Лечение фобий у детей происходит с использованием комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, психотерапевтическую коррекцию и воздействие гипнозом.

Поскольку любые фармакологические препараты обладают широким спектром побочных действий, а некоторые медикаменты и вовсе запрещены для назначения пациентам детского возраста, медикаментозное лечение расстройств проводится исключительно в крайне тяжелых случаях. При этом врачи стараются подобрать больному препараты растительного происхождения.

Основу лечения фобий у детей составляют психотерапевтические методики. Техники психотерапии нацелены на уменьшение симптомов патологического страха. С помощью психотерапии удается обучить ребенка адекватным способам реагирования при столкновении с объектом тревоги. На сеансах психотерапии пациент овладевает методами релаксации и снятия мышечного напряжения. Ребенок узнает, какие существуют варианты разрешения конфликтных ситуаций. Он обретает знания, благодаря которым ему удается установить нормальные отношения с другими людьми.

Психотерапевтическое лечение позволяет выявить доминирующие разрушающие мысли, изменить их на положительные размышления. Во время сессий ребенок осознает и изменяет ложные, внушенные извне убеждения.

Однако психотерапия не способно полностью избавить детей от фобий, поскольку оказываемое воздействие устраняет лишь рациональные компоненты страха. Для того, чтобы раз и навсегда освободить ребенка от иррациональной тревоги, необходимо установить и впоследствии искоренить причину панического страха. Такую возможность предоставляет только лечение с помощью гипноза.

Гипносуггестивное лечение подразумевает введение пациента в состояние гипнотического транса, при котором происходит временное устранение цензуры сознания и открывается доступ к подсознанию, где хранится вся информация о личной истории человека. При лечении гипнозом ребенок как бы заново возвращается в свое прошлое и переживает вновь психотравмирующую ситуацию. Однако это происходит в комфортной обстановке без причинения психической травмы. Благодаря этому ребенок по-иному интерпретирует произошедшую драму и перестает ощущать иррациональный страх.

Лечение гипнозом помогает не только установить и устранить причину фобии. Гипнотерапия дает толчок для раскрытия способностей человека и мотивирует к развитию личности. После терапии гипнозом ребенок полностью освобождается от фобий, становясь человеком, независимым от страхов и тревог.

– патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Общие сведения

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста. Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Причины фобий у детей и подростков

Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

  • Способы воспитания . Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой , тотальным контролем, тревожностью родителей.
  • Демонстрация насилия, запугивания . Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
  • Сильный испуг . Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
  • Психические заболевания . Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза , шизофрении , биполярного, тревожного расстройства .

Патогенез

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах . Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии . Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии . Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей .

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия , тревожность.

Диагностика

Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом , психологом . Оно включает:

  • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
  • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга. Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
  • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств : неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза .

Лечение фобий у детей и подростков

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома. Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора. Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки , тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

Прогноз и профилактика

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка. Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости. Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Согласно результатам одного из исследований, 43% детей в возрасте от 6 до 12 лет испытывают многие страхи и переживания. Боязнь темноты, в особенности боязнь оставаться в одиночестве в темноте, является одним из самых распространенных страхов детей в этом возрасте, так же как и боязнь животных, таких как большие лающие собаки. Некоторые дети боятся огня, высоты или грома. Другие следят за сообщениями по телевизору и в газетах, беспокоятся, когда видят сообщения о преступниках, похитителях детей или ядерной войне. Если в семье недавно произошел случай серьезной болезни или смерти одного из членов семьи, они могут начать испытывать беспокойство о состоянии здоровья окружающих их родственников.

В среднем подростковом возрасте страхи склонны усиливаться и вновь идти на убыль. Большая часть из них незначительные, но даже если они усиливаются, обычно со временем проходят сами собой. Тем не менее иногда эти страхи могут стать настолько сильными, постоянными и сфокусированными на одном событии, что они развиваются в фобии или навязчивые страхи. Фобии, очень сильные неконтролируемые страхи, могут стать постоянными и изнурительными, оказывая немаловажное влияние и вмешиваясь в повседневную жизнь ребенка. К примеру, фобия шестилетнего ребенка по поводу собак может привести к проявлению у него паники, после чего он будет отказываться совсем выходить из дома, боясь, что там может быть собака. Десятилетний ребенок может быть настолько напуган сообщением в новостях о серийном убийце, что будет настаивать на том, чтобы спать ночью в кровати родителей.

У некоторых детей этого возраста могут развиться фобии по отношению к людям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая сильная застенчивость может мешать ребенку заводить друзей в школе и устанавливать контакты с большинством взрослых, в особенности с незнакомыми людьми. Они могут намеренно избегать социальных мероприятий, таких как дни рождения или встречи скаутов, и зачастую им будет сложно спокойно общаться с кем-либо, за исключением членов их семьи.

Боязнь разлуки также встречается достаточно часто среди детей этого возраста. В некоторых случаях этот страх может усиливаться при переезде семьи в новый район либо при помещении детей в учреждение, обеспечивающее уход за детьми, где они чувствуют себя некомфортно. Такие дети могут бояться ездить в летние лагеря или даже ходить в школу. Их фобии могут вызывать проявление физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе, и в конечном счете привести к замкнутости ребенка в собственном мире, а позже к депрессии.

Примерно в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают понимать, что такое смерть, может возникнуть еще один страх. Осознав, что смерть в конечном счете коснется каждого, что это явление постоянное и необратимое, вполне нормальное беспокойство о возможной смерти членов семьи - или даже о своей смерти - может только усилиться. В некоторых случаях такая озабоченность по поводу смерти может довести до состояния недееспособности.

Фобии

Симптомы

Чувство страха связано с определенным объектом или ситуацией (боязнь животных, клаустрофобия - страх перед закрытыми пространствами).

Поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх, а также побег от подобной ситуации или от объекта.

Физиологические изменения, вызванные страхом: тахикардия, повышенное потоотделение, тахипноэ, одышка, тошнота.

Реакция пациента не соответствует ситуации.

Фобия возникает как моносимптоматическая или как полисимптоматическая.

Лечение

Объяснить причинные связи заболевания.

Перед началом вмешательства методами поведенческой терапии необходимо провести тщательный анализ объектов и ситуаций, вызывающих страх.

Поведенческая терапия. Систематическая десенсибилизация: поэтапное приближение к объекту, вызывающему страх; терапия «наводнения»: массивный контакт с объектом, вызывающим страх, и предотвращение реакций.

Приступы страха и панические атаки

Симптомы

Внезапное и непредсказуемое появление страха; страх не связан с какой-либо специфической ситуацией; физиологические симптомы как при фобиях; продолжительность атаки - несколько минут.

Лечение

Анализ ситуаций, вызывающих паническую атаку. Конфронтирующее (сталкивающее) лечение в комбинации с обучением стратегиям преодоления страха.

Дополнительно - упражнения по расслаблению, тренировка биологической обратной связи.

Медикаментозное лечение (редко): антидепрессанты, анксиолитики.

Генерализованные страхи

Называют также спонтанными страхами.

Симптомы:

  • чувство двигательного напряжения, чувство угнетения;
  • вегетативные жалобы: жалобы при глотании, холодные и потные конечности, тахикардия и сердцебиение;
  • повышенная пугливость, страх перед опасностью, нарушение концентрации.

Лечение

Психотерапия: обучить стратегиям преодоления с целью уменьшения выраженности страха.

Поддерживающие методы биологической обратной связи и упражнения для расслабления.

Поддерживающее медикаментозное лечение: антидепрессанты, нейролептики.

Страх разлуки, страх перед школой

Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.

Симптомы:

  • отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
  • физические жалобы без обнаруженной органической причины;
  • депрессивное настроение;
  • чрезмерная пугливость;
  • страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.

Лечение

При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.

Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты.

Лечение страхов и фобий у детей

Поскольку страхи являются нормальной частью жизни и зачастую служат ответной реакцией на действительно существующую или как минимум осознаваемую угрозу окружающего мира, родители должны успокоить и поддержать ребенка. При разговоре с ним родителям следует принимать его переживания, но при этом не преувеличивать и не усиливать их. Уделите внимание тому, что уже делается для того, чтобы защитить ребенка, и постарайтесь вместе с ребенком определить дополнительные действия, которые можно предпринять. Такие простые, чуткие и откровенные действия родителей помогут решить или справиться с большинством детских страхов. Если практические подтверждение не приносят успеха, страхи ребенка могут оказаться фобией.

К счастью, большая часть фобий поддается лечению. В целом они не служат признаком серьезного психического заболевания, требующего лечения на протяжении долгих месяцев или лет.

Описанные в данной главе методики помогут вашему ребенку справиться со своими повседневными страхами. Тем не менее, если его тревоги не проходят и мешают радоваться жизни, ребенку "может потребоваться профессиональная помощь психиатра или психолога, специализирующегося на лечении фобий.

Как часть плана лечения фобий многие врачи советуют подвергать ребенка воздействию источника их страхов в малых, неопасных дозах. Под руководством врача ребенок, который боится собак, может начать с рассказа о своих страхах и просмотра фотографий или видеофильмов про собак. После этого он может понаблюдать за собакой из окна. Затем вместе с одним из родителей или врачом, находящимся рядом, ребенок может провести несколько минут в одной комнате с дружелюбным ласковым щенком. Со временем ребенок сможет сам кормить собаку, а позже спокойно находиться рядом с незнакомыми собаками большего размера.

Такой постепенный процесс называют десенсибилизацией - это означает, что ваш ребенок станет менее чувствителен к источнику его страха каждый раз, когда ему придется сталкиваться с ним. В конечном счете ребенок больше не станет избегать ситуации, которая всегда служила основой его фобии. Хотя такой процесс кажется вполне логичным и несложным, он должен осуществляться только под пристальным наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия также может помочь, детям стать более уверенными в себе и меньше бояться. Помимо этого в сложных ситуациях детям могут помочь дыхательные упражнения и методы релаксации.

В некоторых случаях врач может порекомендовать прием медицинских препаратов как часть программы лечения, но не как единственный способ терапевтического вмешательства. Такие препараты могут включать в себя антидепрессанты - они помогут уменьшить беспокойство и панику, которые зачастую лежат в основе этих проблем.

Помощь ребенку, испытывающему страх

Вот несколько советов, которые помогут родителям детей, испытывающих страхи и фобии.

  • Поговорите с вашим ребенком о его страхах, будьте при этом чутким собеседником. Объясните, что у многих детей имеются свои страхи, но с вашей помощью он научится справляться с ними.
  • Не унижайте ребенка и не высмеивайте его страхи, в особенности в присутствии сверстников.
  • Не пытайтесь заставить ребенка быть храбрым. Может потребоваться некоторое время, прежде чем он научится преодолевать свои страхи. Тем не менее вы можете постараться убедить его постепенно все ближе и ближе сталкиваться с предметами его страхов, но при этом никогда не настаивайте на этом. Если ребенок боится темноты, возьмите его за руку и вместе с ним останьтесь на несколько секунд в темной комнате. Если ребенок боится воды, вместе с ним походите в детском бассейне, когда он будет переходить его вброд, так, чтобы вода достигала уровня его коленей. Хвалите его за каждый даже самый незначительный успех, и ему будет проще делать следующий шаг. Фокусируйте внимание на том, с чем ребенку уже удалось справиться, а не на самом источнике страха.

Все люди, от самых маленьких и до взрослых, периодически испытывают тревогу и опасение. Ощущение беспокойства, особенно если это происходит не вовремя, нельзя назвать приятным ощущением. Но такие ощущения являются не только нормальными для детей, но и необходимыми. Переживание тревог и беспокойств готовит малышей к взрослой жизни, учит справляться с трудностями в сложных жизненных ситуациях.

Большинство тревог и страхов – нормальное явление

Тревогу можно определить как «предчувствие без видимой причины». Это обычно происходит, когда нет непосредственной угрозы для безопасности ребенка или для его благополучия, но он все равно чувствует угрозу как реальную.

Беспокойство заставляет ребенка постараться как можно быстрее избежать неприятной ситуации. Ускоряется сердцебиение, может повыситься потоотделение, появляется неприятное чувство в животе «сосет под ложечкой». Тем не менее, в разумных дозах, беспокойство помогает человеку оставаться внимательным, осторожным и сосредоточенным.

Наличие страха и беспокойства по поводу определенных вещей также может быть полезным, поскольку это заставляет детей вести себя надлежащим образом и думать о своей безопасности. Например, страх огня, не позволяет ребенку играть со спичками или зажигалкой.

Характер тревог и страхов изменяется по мере того, как дети растут и развиваются:

  • Совсем маленькие испытывают тревогу при виде незнакомцев, прижимаясь к родителям, когда им приходиться сталкиваться с людьми, которых они видят впервые.
  • Малыши от 10 до 18 месяцев часто испытывают эмоциональный стресс, когда один или оба родителя уходят, оставляя их в одиночестве или даже в обществе близких родственников.
  • Дети в возрасте от 4 до 6 лет склонны проявлять беспокойство по поводу нереальных вещей, таких как монстры и привидения.
  • Старшие дети в возрасте от 7 до 12 лет тоже часто имеют опасения, но уже отражающие реальность, например, страх телесных повреждений и стихийных бедствий.

Поскольку дети растут, один страх исчезает или ему на смену приходит другой. Например, ребенок, который не мог спать с выключенным светом в младшем возрасте, всего через пару лет может спокойно развлекать друзей рассказами о призраках.

Некоторые страхи распространяются только на что-то конкретное. Другими словами, ребенок может спокойно погладить льва в зоопарке, но панически боится соседской собаки.

Признаки тревожности

Типичные страхи детства изменяются с возрастом. Они включают в себя боязнь незнакомых людей, высоты, темноты, животных, крови, насекомых или страх остаться без родителей. Дети часто начинают бояться определенного объекта или ситуации после того, как приобретают негативный, например, укус собаки или автомобильная авария.

Страх остаться одному – это обычное и частое явление, особенно с началом посещения детского садика и школы. Подростки же могут испытывать беспокойство, связанное с принятием в коллективе или успеваемостью.

Если тревожные чувства сохраняются и не проходят, они могут отрицательно повлиять на чувство благополучия у ребенка. Тревоги, связанные с адаптацией в коллективе приводят к долгосрочным последствиям. Например, дети боящиеся быть отвергнутыми могут так и не получить необходимые и важные социальные навыки, что впоследствии приведет к их социальной изоляции.

Многие «взрослые» страхи берут свое начало в глубоком детстве и являются следствием детского опыта. Например, страх публичного выступления может быть результатом смущения перед сверстниками, которое было еще в школьные годы.

Для родителей важно распознавать и идентифицировать признаки и симптомы тревоги у своих детей, чтобы принять своевременные меры и не позволить страхам помешать детям в их повседневной жизни.

Некоторые признаки того, что ребенок беспокоится о чем-то, могут включать в себя:

  • излишняя «прилипчивость» к родителям, импульсивность, постоянное плохое настроение
  • нервные движения, похожие на нервный тик
  • проблемы с засыпанием или слишком продолжительный сон
  • потение ладоней
  • учащенный пульс и дыхание
  • тошнота
  • головные боли
  • боли в животе

Помимо этих признаков, родители, как правило, говорят, что их ребенок чрезмерно обеспокоен и задумчив. Внимательное выслушивание ребенка, выход с ним на откровенный душевный разговор, а иногда и просто, как бы отвлеченная беседа о том, что является его страхом или беспокойством, может помочь ребенку избавиться от неприятных ощущений.

Что такое фобия?

Когда тревоги и страхи сохраняются на протяжении длительного времени – это уже проблема. Многие родители надеются, что ребенок «перерастет», но очень часто происходит обратное, и беспокойство становится все более всеохватывающим и сильным. Тревога переходит из периодического состояния в постоянное и, таким образом, перерастает в стойкий и тяжелый страх — фобию, а это уже крайность.

Фобию очень трудно переносить, как самим детям, так и тем, кто их окружает, особенно если стимул (того, что вызывает тревогу) невозможно избежать (например, грозы).

«Реальные» фобии – страхи, связанные с существующими в действительности событиями и объектами, являются одной из главных причин нарушения психического здоровья детей. Но не всегда все обстоит так плохо. Если фобия не мешает повседневной жизни, ребенку может и не потребоваться лечение, потому что фобии такого рода имеют все шансы пройти по мере взросления или могут быть преодолены самим ребенком, когда он станет взрослым.

Распознавание тревоги, страха и фобии

Попробуйте честно ответить на следующие вопросы:

Является страх ребенка типичным для детей его возраста?

Если ответ на этот вопрос – «Да», есть шанс, что страхи вашего ребенка пройдут прежде, чем станут серьезной причиной для беспокойства. Это не означает, что тревогу следует сбрасывать со счетов или игнорировать, однако, скорее, ее следует рассматривать как фактор нормального развития.

Многие дети испытывают соответствующие возрасту страхи, такие как боязнь темноты. Для большинства детей, оставленный включенным ночник – вполне достаточная мера, чтобы преодолеть такой страх, а затем и перерасти его. Однако если проблемы сохраняются или усугубляются, ваше вмешательство должно быть более интенсивным.

Каковы симптомы страха, и как они влияют на личную и социальную жизнь вашего ребенка?

Если симптомы своевременно выявить и рассмотреть в свете повседневной деятельности ребенка, можно успеть внести соответствующие поправки и коррективы (беседа, откровенный разговор и т.д.), чтобы облегчить некоторые из стрессовых факторов.

Является ли страх необоснованным по отношению к реальной ситуации?

Если страх ребенка кажется, непропорциональным причине стресса, это может сигнализировать о необходимости поиска помощи извне, такой, как обращение к консультанту, врачу-психиатру или психологу.

Родители должны искать закономерность в детских страхах и беспокойствах, чтобы не ошибиться и не представить единичный эпизод более значительным, чем он есть на самом деле. Но если закономерность найдена, страх постоянный и прогрессирующий, необходимо принять соответствующие меры. Если вы этого не сделаете, фобия, скорее всего, продолжит влиять на вашего ребенка в дальнейшем.

Обратитесь к врачу-психиатру или профессиональному психологу, который имеет опыт работы с детьми и подростками.

Как помочь своему ребенку

Родители могут помочь детям развить навыки и уверенность, чтобы преодолеть страх, и, таким образом, предотвратить его перерастание в фобию.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогами рекомендуется сделать следующее:

  • Признать, что страх является реальным. Каким бы незначительным и тривиальным ни казался вам детский страх, для вашего ребенка он вполне реальный. Если вы сможете поговорить с ребенком о страхах, то это позволит словам «взять на себя» часть отрицательных эмоций. Если вы говорите об этом, то сила беспокойства неизбежно ослабевает.
  • Никогда не умаляйте страх, в качестве способа заставить вашего ребенка преодолеть его. Высказывание — «Глупости! Никаких монстров в твоем шкафу нет!» может заставить ребенка пойти в спальню и лечь в постель, но это не избавит его от страха.
  • Тем не менее, не следует удовлетворять страхи. Если ребенок боится собак, не нужно переходить на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с животным. Это только укрепит уверенность, что собак надо бояться и избегать. Лучше окажите поддержку, проявите заботу и нежность по мере приближения к объекту боязни или по мере наступления «страшной» ситуации.
  • Научите детей оценивать свой страх. Старшим детям, которые уже способны визуализировать, можно предложить оценивать свой страх по десятибалльной шкале, где 1 – слабый страх, а 10 – самый сильный. Это позволит вашему ребенку «видеть» страх менее интенсивным, чем он ему представляется. Младшим детям можно предложить измерять страх наполненностью своего тела, например, «страх, заполнил меня до колен», «до горла», «до пояса» или «до макушки».
  • Научите ребенка стратегии преодоления страха. Попробуйте самые простые в реализации методы. Пусть ребенок использует вас как «домик». Например, сделав два шага в темную комнату, приблизившись к собаке на один-два шага ближе, чем он это обычно делает, или, подойдя к окну во время грозы, пусть ребенок быстро возвращается в «домик», прежде, чем рискнет повторить свой смелый поступок во второй раз. Он также может узнать некоторые приемы самовнушения и самоутверждения, такие как – «Я могу это сделать!» или «Со мной все будет в порядке!», которые он будет использовать и говорить себе в момент проявления чувства тревоги. Релаксация тоже будет полезна, в том числе методы визуализации (летать на облаке, лежать на пляже), и глубокого дыхания (воображать, что он легкий шар, парящий в небе и медленно выпускающий воздух, чтобы приземлиться).

В любом случае, ключом к избавлению ребенка от страхов и тревог является помощь в их преодолении. Используя простейшие методы, приведенные в этой статье, вы сможете помочь вашему ребенку преодолеть свои беспокойства, страхи и тревоги, а также научите лучше справляться со сложными жизненными ситуациями.

2012-09-16


error: Контент защищен !!