Задачи медицинской реабилитации. Лекция "сестринский процесс в реабилитации" Роль медицинской сестры в реабилитации

Реабилитация - это система медицинских, государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических и юридических мероприятий, направленных на восстановление утраченных морфофизиологических, психологических, а также социальных функций организма, трудоспособности больных и инвалидов.

Виды реабилитации в соответствии с классификацией ВОЗ:

Медицинская.

Профессиональная.

Социальная

Бытовая.

Медицинская реабилитация - восстановление утраченных или ослабленных болезнью функций организма после полной ликвидации последствий болезни. Медицинская реабилитация является начальным звеном в системе общей реабилитации, так как заболевший человек нуждается, прежде всего, в медицинской помощи, устранении вначале острых проявлений заболевания, затем стабилизации, сменяющейся регрессированием патологического процесса, сопровождающимся и соседствуя в дальнейшем с «последствиями» и «остаточными явлениями» болезни. Для устранения «остаточных явлений» и «последствий» и призвана реабилитация. Лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение индивида к трудовой деятельности. В повседневной практике мероприятия по медицинской реабилитации начинаются, как правило, в больничном учреждении по прекращении острого периода болезни, для чего применяют все виды восстановительных мер.

Профессиональная реабилитация - восстановление трудоспособности и сохранение прежней профессии после успешной медицинской реабилитации, она предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Социальная реабилитация - состоит из социально-средовой и социально-бытовой адаптации. Социальная реабилитация подразумевается целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Бытовая реабилитация - восстановление способности к самообслуживанию себя в быту. Имеет в виду предоставление инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает жизненный тонус, вызывая тем самым состояние депрессии. Поэтому приспособление больного или инвалида к новым условиям труда, жизни, адаптация его в социально-экономической сфере, ощущение своей нужности и значимости в обществе в значительной мере влияет на исход и успех реабилитации.

Под психологической формой реабилитации понимают воздействие на психологическую сферу больного словом медработника, направленным на преодоление в сознании больного или инвалида представления о безвыходности положения, о бесполезности лечения, на выработку уверенности в благополучном исходе лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Роль участковой медсестры в проведение реабилитационных мероприятий:

* Консультативная помощь семье в оборудовании простейших приспособлений для реабилитации в домашних условиях.

Обучение родственников пациента простейшей реабилитационной методике: дыхательной гимнастики, физическим упражнениям, массажу, водным процедурам и так далее.

Консультативная помощь по организации диетического питания в домашних условиях.

Поощрение пациента к самоуходу и активному участию в процессе реабилитации.

Осуществление контроля за физическим состоянием пациента в период реабилитации.

Психологическая поддержка пациента в процессе реабилитации.

Осуществление связи со специализированными лечебными учреждениями и органами социальной защиты.

Отделение восстановительного лечения поликлиники

Организуется для лечения пациентов:

С сердечно-сосудистыми заболеваниями;

С последствиями травм;

С заболеваниями костно-мышечного аппарата;

С неврологическими заболеваниями.

В отделении применяются комплексные методы лечения:

Аппаратная физиотерапия.

Гидротерапия.

Грязевое лечение.

Механотерапия.

Трудотерапия.

Медикаментозное лечение.

Модель сестринского процесса, включает в себя :

· информацию о состоянии здоровья пациента

· заключение о проблемах пациента \сестринский диагноз\

· ожидаемые результаты сестринской помощи - планируемые цели ухода

· сестринское вмешательство,его план и последовательность действий

· оценку проведенных мероприятий, их эффективность .

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестрадолжна:

1. знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью,

2. знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач,

3. уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработке целей и осуществления реабилитационных мероприятий,

4. знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий,

5. знать и уметь осуществлять сестринский процесс, направленный на решение психологических проблем пациента.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· -физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· -механические методы реабилитации (мехпнотерапия, кинезотерапия.)

· -массаж,

· -традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· -трудотерапия,

· -психотерапия,

· -логопедическая помощь,

· -лечебная физкультура,

· -реконструктивная хирургия,

· -протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· -санаторно-курортное лечение,

· -технические следства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· -информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· -другие мероприятия, услуги, технические средства.

Программа медицинской реабилитации содержит следующие разделы:

· результат (прогнозируемый, полученный),

· отметка о невыполнении мероприятий в намеченный срок и причине невыполнения.

Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, создание условий наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.


Международный Совет медицинских сестёр определил четыре составляющие профессиональной роли медицинской сестры:

укрепление здоровья

профилактика заболеваний

реабилитация

облегчение страданий пациентов.

Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики, которые представлены как неразрывность различных процессов. На первичном уровне профилактики медсёстры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсёстры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинская сестра отвечает за координирование плана ухода.

В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике в случаях отсутствия партнёрских отношений и истинного сотрудничества между врачом и пациентом. В конечном счёте только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приёму лекарств, изменить ли своё питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль медицинской сестры с высшим сестринским образованием неразделима. Только партнёрский союз медсестры-менеджера и пациента даёт позитивный результат и обеспечивает приверженность пациентов к лечению, что приводит к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнёрства "медсестра - пациент" является обучение.

При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни. Необходимо понимать, что врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, должны быть не только хорошо информированными о содержании совета, но и должны владеть формой подачи информации, чётко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего, не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций медицинской сестры (пример - отказ от вредных привычек) отвечают, что советы сестры неубедительны.

Одной из перспективных форм профилактического консультирования является "Школа здоровья для пациентов". Цель работы школы - дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. В каждом конкретном случае определяются индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача или медицинской сестры.

Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:

Знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;

Знание и учёт психологических принципов формирования поведения и их изменений;

Владение активными формами обучения для повышения его эффективности.

Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума, обучаемого в "Школе".

Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.).

История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, артериальной гипертонией и т.д. С формальной точки зрения "Школа здоровья" - это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов; направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни. Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявление болезни и снизить риск осложнений.

Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения - обеспечение единства врача (сестры) и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи. Сегодня школы для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определённые знания. Ушли в прошлое лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные. Школа - это новые информационно-мотивационные технологии; они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, сформировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности службы здравоохранения и является основополагающим принципом её реформирования.

"Школа здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией" является организационной формой профилактического консультирования и направлена на профилактику осложнений, своевременное лечение и оздоровление. Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школы, неразрывно связаны с качеством сестринской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:

Отношения между медицинской сестрой и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение убедить и объяснить и т.п.);

Профессиональная компетентность медицинского работника (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);

Организация профилактической работы в целом, которая определяет её качество (обсуждение с пациентами проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретных пациентов, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения и т.д.).

Внедрение "Школы здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией" в реальную практику позволяет получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. В результате обучения пациентов и формирования партнёрства между сестрой-менеджером и пациентом изменились установки пациентов и отношение к здоровью. Постепенно снижается число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными, а экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению.

Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медицинских сестёр с высшим сестринским образованием используется не в полной мере. Этот факт противоречит принятой в 2001 году Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентом требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов. Очевидно, что санитарно-просветительская работа не стала для врачей престижным делом, поскольку не способствует ни продвижению по службе, ни получению квалификационной категории, ни материальному поощрению. Усиление профилактической направленности в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестёр со средним и высшим образованием, а также без перераспределения полномочий между сёстрами и врачами.

Специалистам с сестринским образованием в различных организационных преобразованиях совершенно необоснованно отводят второстепенную роль. Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов с квалификацией "менеджер". Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенцией и миссией: врачам - заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием - осуществлять уход за больными и медико-социальные мероприятия, а менеджерам - обеспечивать организацию и управление деятельности медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения. Каждый работник принимает ответственность по осуществлению задач, поставленных перед всем коллективом. Основными положительными результатами реорганизационных мероприятий сестринской деятельности являются:

постоянный контроль за состоянием больных

более качественное выполнение врачебных назначений

обучение сестринского персонала клиническому мышлению

работа врачей и медицинских сестёр в единой команде

повышение самооценки и статуса медицинской сестры.

Выяснить причину сиюминутного ухудшения состояния больного, поставить социальный диагноз и постараться снять страхи и тревожность перед предстоящей медицинской процедурой - вот одна из целей сестринского процесса, в котором медицинская сестра играет ключевую роль.

В ФБУ "Санаторий "Тройка" ФСИН России медицинская часть представлена десятью врачами и шестнадцатью медицинскими сёстрами. Порядка 75% работающих медиков имеют стаж работы в медицине более 15 лет и 60% - высшую квалификационную категорию.

Я провела опрос медицинских сестёр нашего учреждения. По разработанной мной анкете я опросила 15 человек (Приложение1). Целью анкетирования было получение сведений о стимулах, движущих медработниками среднего звена в их профессиональной деятельности; получение данных о том, что мешает качественной работе сотрудников санатория; получение данных о том, кто на сегодняшний день составляет одну из самых важных звеньев сегодняшнего здравоохранения - средние медицинские работники. Вот что я получила:

· 64% опрошенных (а это больше половины медицинских сестёр) отмечают наличие постоянной работы как главную причину, удерживающую их в данном учреждении

· 33% респондентов удовлетворены объёмом выполняемой ими работы

· 27% опрошенных привлекает хорошее отношение к ним руководства

· 22% устраивает удобный график и близость к дому

· 18% удовлетворены заработной платой

· 16% отметили возможность самореализации (Диаграмма 3).

Хотелось бы отметить, что стаж работы респондентов в санатории составил в среднем 6,5 лет. По мнению анкетированных, на желании эффективно работать негативно отражаются следующие факторы:

· однообразный труд - отметил 1% сотрудников

· отсутствие понимания среди коллег - 2%

· несправедливое отношение руководства - 15%

· большие нагрузки - 18%

· неукомплектованное рабочее место - 22%

· низкая оплата труда медиков - 42% (Диаграмму 4).

К вышеизложенному можно добавить, что 52% сестёр часто думают о карьерном росте, 52% опрошенных постоянно читают специальную медицинскую литературу (42% сестёр никогда не читают медицинскую литературу, а 6% - читают лишь иногда).

Социологический опрос является одним из наиболее показательных методов оценки качества. На основании проведённого исследования и сравнительного анализа качества и профессионализма медицинских сестёр ФБУ "Санаторий "Тройка" ФСИН России я сделала следующие выводы:

1. Большинство опрошенных удовлетворены качеством выполняемой ими работой и отлично справляются со своими профессиональными обязанностями, что положительно сказывается на всей работе санатория. Однако, то же большинство (42%) считает свою заработную плату несоответствующей качеству своего труда (более низкой, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности и трудоспособности медработника сегодня).

А это, в свою очередь, в дальнейшем сможет помешать санаторию в оказании качественной медицинской помощи пациентам в связи с потерей квалифицированных кадров: из-за низкой оплаты труда работающие сегодня сотрудники вынуждены будут уйти, а молодое поколение не спешит устраиваться на работу за гроши.

2. Почти треть опрошенных привлекает хорошее отношение к ним администрации, что положительно характеризует весь руководящий состав санатория. Но и почти четверть респондентов недовольны укомплектованностью своих рабочих мест, что никак не может, в свою очередь, качественно улучшать трудоспособность сотрудников и повышать качество оказываемой медицинской помощи нуждающимся в ней больным.

3. Отсутствие единства в уровне знаний исследуемых сотрудников подтверждает необходимость разработки общей программы обучения медицинского персонала на местах на всех уровнях подготовки специалистов сестринского дела, включая курсы повышения квалификации, различного уровня семинары и конференции.

ВОПРОС: Что Вас прежде всего привлекает в данном учреждении?

16% - возможность самореализации

18% - достойная заработная плата

22% - решение проблем личного характера

27% - хорошее отношение руководства

33% - удовлетворение качеством работы

64% - наличие постоянной работы

ВОПРОС: Что по Вашему мнению негативно отражается на желании работать?

1% - однообразный труд

2% - нет понимания среди коллег

15% - несправедливость администрации

18% - большие нагрузки

22% - плохо оборудованное рабочее место

«Реабилитация» - термин, который происходит от фанцузского rehabilitation и от латинской приставки ге-(вновь), в переводе - восстановление, приспособление.
МР в широком понимании рассматривается как система мероприятий, направленных на выздоровление, компенсацию и восстановление нарушенных в результате болезни или травмы функций, на профилактику осложнений, хронического течения и рецидивов заболевания, на приспособление больного к самообслуживанию и трудовой деятельности в новых условиях, возникших вследствие болезни. Одновременно решается задача восстановления больного как личности, возвращение его к активной жизни в обществе.
В современном представлении реабилитация - это система медицинских, государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических и юридических мероприятий, направленных на восстановление утраченных морфофизиологических, психологических, а также социальных функций организма, трудоспособности больных и инвалидов.
Медицинская реабилитация невозможна без участия среднего медицинского персонала.
Сестринский процесс в медицинской реабилитации решает следующие задачи:
· повышение качества реабилитационных мероприятий
· снижение сроков реабилитации
· снижение потребности во врачебных кадрах
· повышение роли медсестры в реабилитационном процессе;
Выделяют 3 вида реабилитации - медицинскую, профессиональную и социальную. Для их реализации необходимы усилия специалистов различных профилей.
МР начинается с момента острой фазы болезни и продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто максимально возможное устранение физических, психических и профессиональных
Работа с больными при длительной и стойкой потере трудоспособности требует особой деликатности, душевной теплоты, внимания и профессиональной подготовки медицинских сестер. Основные средства реабилитационного воздействия – ЛФК, массаж, физиотерапия – выполняются в основном медицинскими сестрами, или при их участии и контроле. Из организации, творчества, реализации поставленных целей и задач будет вытекать качество и своевременность реабилитационных мероприятий, этим будет обусловлен дальнейший исход.
Медицинская сестра является главной организационно-лечебной должностью на всех или на наиболее ответственных этапах реабилитационного процесса.
Таким образом, медицинская сестра не только творческий организатор сестринского процесса, но и тонкий психолог, создающий благоприятный микроклимат в отделении, способный помочь больному переключиться со своего заболевания на интересы группы, помогает общению и взаимопониманию между пациентами. Медсестра должна вселять веру в больного, в возможность возвращения к труду, к своим семейным обязанностям.

гастрит медсестра реабилитация

Проблемы пациентов у страдающих гастритами:

желудочный дискомфорт, боль в эпигастрии, изменения аппетита, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, исхудание и др.

Потенциальные проблемы: желудочное кровотечение, страх осложнений (рак, язвенная болезнь).

Медсестра должна: проследить за строгим выполнением установленного диетического режима; объяснить пациенту значение соблюдения диетического питания и приема минеральной воды; объяснить родственникам о необходимости приносить передачи в соответствии с диетой; контролировать физиологические отправления; по назначению врача вводить лекарства для снятия боли. Рассказать пациенту о мероприятиях профилактики, эффективность которых зависит и от усилий пациента.

Большое значение в комплексной терапии имеет лечебное питание. Больной должен принимать пищу небольшими порциями через сравнительно короткие промежутки времени (5--6 раз в день) в одни и те же часы. Необходимо избегать физических и психических перенапряжений. В период ремиссии гастрита больной лечится амбулаторно.

Диетическое меню для больного хроническим гастритом предусматривает все необходимые для жизнедеятельности организма компоненты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Не рекомендуется употреблять кофе, какао, так как эти напитки содержат вещества, раздражающие слизистую оболочку желудка. Перец, горчица, хрен, уксус исключаются из рациона. При нарушении секреции пищеварительного сока пища плохо переваривается, поэтому обильная еда противопоказана. Строго противопоказаны алкоголь, пиво, газированные напитки.

В течении хронического гастрита различают фазу ремиссии и фазу обострения. Во время обострения следует соблюдать более жесткую диету, во время ремиссии диета может быть значительно расширена, если это позволяет индивидуальная переносимость.

Во время обострения пищу готовят в полужидком виде или в виде желе, жареные продукты исключаются. Количество основных компонентов пищи незначительно снижено, диета содержит 80 г белка, 80-100 г жиров, 200-300 г углеводов, энергетическая ценность 2200 ккал. Разрешены манная, рисовая каши, фруктовые и ягодные кисели, молочные или слизистые супы, яйца всмятку, омлеты, протертые овощи, протертый творог, сливочное масло, отвар шиповника.

По мере ликвидации острых симптомов (обычно через 2-3 дня) диету постепенно расширяют. Количество основных компонентов пищи соответствует обычному: 100 г белка, 100 г жиров, 400 г углеводов, энергетическая ценность 2600-2800 ккал.

В этот период рекомендуются супы из картофеля, моркови, молочные супы с вермишелью, овощные щи; свежий творог, некислая простокваша, кефир, несоленое сливочное масло; яйца всмятку, омлеты; нежирное мясо (говядина, телятина, курица, кролик) в отварном виде или в виде паровых котлет, фрикаделей; постная ветчина, докторская колбаса; любые каши; пудинги, хорошо разваренные, измельченные овощи; сладкие протертые, отварные или печеные фрукты; кисели, некрепкий чай; хлеб белый подсушенный, сухое печенье, сушки.

Контроль за своевременным и полноценным приемом назначенных лечащим врачом лекарственных препаратов, которые имеют своей целью коррекцию кислотности желудочного сока, а также нормализацию моторики желудочно-кишечного тракта.

Больных хроническими гастритами со сниженной секрецией желудочного сока (особенно с отсутствием соляной кислоты в желудочном соке) ставят на диспансерный учет. Раз в год таким больным проводят гастроскопию или рентгенологическое исследование желудка, так как они являются группой риска в отношении развития рака желудка.

В комплекс лечебных мероприятий включают физиотерапевтические процедуры (грязелечение, диатермию, электро- и гидротерапию). Рекомендуется витаминотерапия, особенно прием никотиновой и аскорбиновой кислот, витаминов В6, В12.

Создание условий для глубокого и полноценного сна. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. Создание благоприятной обстановки дома и на работе. Больной не должен волноваться и раздражаться. Занятия физической культурой и спортом. Необходимо своевременно проводить санацию ротовой полости, лечение и протезирование зубов.

Не менее важно санаторно-курортное лечение (после обострения) - Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и др. Минеральная вода применяется в период амбулаторного и стационарного лечения при обострении, наибольший эффект дают минеральные воды -- углекислые или щелочные. При хроническом гастрите они улучшают функцию пищеварительных желез, нормализуют секреторную и моторную деятельность желудка и способствуют растворению и удалению скопившейся в желудке слизи. При гастрите с повышенной секрецией и кислотностью желудочного содержимого назначают Боржоми, а при пониженной -- Ессентуки № 17.

Профилактика. Пациенты с хроническим гастритом подлежат диспансеризации. Существует понятие первичной и вторичной профилактики. Профилактика хронического гастрита является первичной, а профилактика обострений хронического гастрита -- вторичной. Если лечебными мерами удалось приостановить патологический процесс и добиться практического восстановления нормальных функций желудка, то наступает стадия ремиссии (стойкого улучшения).



error: Контент защищен !!