Северянин, Игорь – краткая биография.

Северянин, Игорь (настоящие имя и фамилия – Игорь Васильевич Лотарёв), поэт (16.5. 1887, Санкт-Петербург – 20.12.1941, Таллин). Родился в дворянской семье, отец был офицером, мать состояла в родстве с А. Фетом . Игорь не получил высшего образования. Его первое стихотворение появилось в печати в 1905; за ним последовало большое количество лирических произведений, которые вначале носили признаки влияния Константина Фофанова и Мирры Лохвицкой. В октябре 1911 Северянин провозгласил рождение нового эксцентрического течения в поэзии эгофутуризма, позже он некоторое время был связан с кубофутуристами (см. Русский футуризм). Большое внимание привлек к себе сборник стихов Северянина Громокипящий кубок (1913), предисловие к которому написал Ф. Сологуб и который в течение двух лет выдержал 7 изданий.

Гении и злодеи. Игорь Северянин

Не приняв Октябрьскую революцию , Северянин в середине 1918 эмигрировал в Эстонию. Будучи прекрасным исполнителем своих стихотворений, Северянин время от времени устраивал «поэзовечера» в Хельсинки, Данциге, Берлине, Париже, а в 1930/31 – в Югославии и Болгарии. Он держался в стороне от эмигрантских групп и жил в эстонском рыбачьем поселке Тоила. Как поэт он в эмиграции почти полностью утратил своих читателей и жил с каждым годом всё беднее, но до 1923 сумел еще издать несколько сборников в Берлине, затем – в Тарту, а в начале 30-х гг. – в Белграде и Бухаресте. Северянин перевел множество стихов с эстонского. После аннексии Советским Союзом прибалтийских государств в 1940 Северянин написал ряд конформистских стихотворений, стараясь приспособиться к новой политической ситуации в стране.

Северянин обладает значительным лирическим талантом, но провокационный язык его стихотворений, характерный для периода эгофутуризма, наряду с восторгами вызывал и резкое отрицание. Вместе с другими футуристами Северянин отрицал поэтические традиции (Пушкин), требовал нового во всех областях искусства, любил публичные выступления и тяготел к богеме. Николай Гумилев говорил о Северянине: «Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе, как желание скандала». Сборник Громокипящий кубок поначалу имел успех лишь среди интеллигенции, но вскоре сделал Северянина весьма любимым поэтом широких кругов читателей.

Исходный пункт лирики Северянина – чаще всего его собственная жизнь; его стихи носят то описательный, то повествовательный характер. Так или иначе его лирика связана с темой любви, он писал о событиях повседневной жизни и никогда не терял связи с природой.

Доходчивая музыкальность его стихотворений, часто при довольно необычной метрике, соседствует у Северянина с любовью к неологизмам. Смелое словотворчество Северянина создает его стиль. В этих неологизмах есть многое от собственной иронической отчужденности, скрывающей подлинную позицию автора за утрированным словообразованием.

После юношеских революционно-футуристических стихотворений Северянина его поэзия в период эмиграции постепенно становится более естественной и традиционной.

Имя: Игорь Северянин (Игорь Лотарев)

Возраст: 54 года

Деятельность: поэт «Серебряного века»

Семейное положение: был женат

Игорь Северянин: биография

«Книги, написанные в Серебряном веке – это весь русский интеллектуальный багаж», – говорил журналист и педагог .

И с этим утверждением нельзя не согласиться, потому что время, пришедшее вслед за «золотым», подарило не только «Пощечину общественному вкусу», манифест, в котором кубофутуристы призывают «сбросить с парохода современности и », но и множество литературных течений и группировок.

Произведения, написанные в Серебряном веке, будоражат умы читателей и по сей день, а стихотворения , и цитируются не только взрослыми, но и молодежью. Стоит отметить и популярного поэта Игоря Северянина, который в буквальном смысле собирал на своих выступлениях целую толпу благодарных слушателей. Этот мастер пера знаком по стихотворениям «Ананасы в шампанском», «Это было у моря», «Я – гений», и т.д.

Детство и юность

Игорь Васильевич Лотарев (настоящая фамилия поэта) родился 4 (16) мая 1887 года в культурной столице России – Санкт-Петербурге. Будучи ребенком, Игорь рос в 66-м доме на Гороховой улице – центральной фешенебельной магистрали города. Будущий литературный деятель воспитывался в благополучной и состоятельной семье.


Его отец Василий Петрович, выходец из владимирских мещан, дослужился до высшего чина и стал командовать железнодорожным батальоном, а его супруга Наталья Степановна приходилась дальней родственницей поэту и была дочерью дворянина Степана Сергеевича Шеншина. Но, к сожалению, как это часто и бывает, родители маленького Игоря Лотарева решили пойти разными дорогами и подали на развод в 1896 году. Что стало камнем преткновения между Василием Петровичем и Натальей Степановной – доподлинно неизвестно.


Далее мальчик проживал в имении родственников, которое находилось в деревне Владимировке Череповецкого района. В Череповце юноша успел окончить только четыре класса реального училища, а затем, в 1904-м, переехал к отцу на северо-восток Китая. Но в том же году Лотарев-старший умирает, поэтому Игоря забирают обратно в Санкт-Петербург к матери.

Литература

Можно сказать, что Игорь Васильевич родился под счастливой звездой, ведь его литературный талант стал проявляться еще с самого детства. Когда Северянину исполнилось семь-восемь лет, он под влиянием любимого поэта Алексея Константиновича Толстого взялся за чернильницу и перо и начал сочинять стихи. С 1904 года Лотарев начинает регулярно печататься в журналах, надеясь получить отклик от редакторов, но его детские стихи особого эффекта на читателей не произвели.


Таким образом, на страницах литературных изданий красовались произведения молодого Игоря Лотарева, которые он подписывал нетривиальным псевдонимом «Граф Евграф д’Аксанграф». Но официальным стартом в своей творческой биографии Игорь Васильевич считал публикацию от 1905 года в журнале для солдат и народа «Досуг и дело».

Осенью 1907-го в Гатчине писатель познакомился с Константином Михайловичем Фофановым, которого считал своим предтечей и наставником. По слухам, этот день навсегда остался в памяти Лотарева, потому что Фофанов стал первым из поэтов, кто оценил его литературный талант и стал для Северянина путеводной звездой в безграничном мире литературных строк. Примерно в это же время Лотарев становится Игорем Северяниным. Примечательно то, что Северянин – это не фамилия, а второе имя, которое поэт считал своеобразным оберегом и мифологемой.

Далее Игорь Васильевич на собственные деньги издал 35 брошюр, которые позже планировал объединить в поэтический сборник под названием «Полное собрание сочинений». Одна из рукописей Северянина, благодаря писателю Ивану Федоровичу Наживину, попала в руки знаменитому . Ознакомившись с произведением «Хабанера II», автор романа «Война и мир» раскритиковал творчество Северянина в пух и прах.

«Чем занимаются, чем занимаются…И это – литература? Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки…», – отозвался о стихотворении русский классик.

Иван Федорович не промедлил отправить эту цитату во многие издания, поэтому со словами, сказанными Толстым, ознакомились многие любители поэзии и, собственно, сам Северянин. Но такая беспощадная критика не сломила талантливого представителя постмодернизма, а наоборот, пошла ему на руку. Ведь, как говорится, черный пиар – тоже пиар. Имя Игоря Васильевича стало известным, его бранили все, кому не лень. А журналы, жаждущие сенсации и наживы, охотно печатали рукописи Северянина на своих страницах.


Книга "Лирика Игоря Северянина"

В 1909 году вокруг писателя начал образовываться кружок поэтов, а в 1911-ом сложилось полноценное творческое объединение эгофутуристов. Для этого литературного течения были характерны неологизмы, рафинированность ощущений, культ личности и себялюбие, которое талантливые люди пытались выставить напоказ. Но основатель нового литературного движения пробыл в этом кружке недолго, в 1912 году Игорь Северянин обзавелся популярностью среди символистов и пустился в сольное плавание.

Стоит сказать, что отстранение автора «В августе» от эгофутуристов ознаменовалось скандалом: Константин Олимпов (сын Фофанова) оклеветал Игоря Васильевича в статье, к тому же между поэтами возникло разногласие - Олимпов во всеуслышание заявлял, что именно он, а не Северянин является создателем эгофутуризма.

«Находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад», – выразился Игорь Северянин в своем открытом письме.

В 1913 году писатель, запомнившийся современникам литературными брошюрками, издает свой первый сборник стихотворений под названием «Громокипящий кубок», который принес талантливому поэту всеобщее признание и славу. Такое экстравагантное название цикла было придумано Северяниным благодаря стихотворению «Весенняя гроза».

Эта книга состоит из четырех непохожих друг на друга разделов, где Игорь Северянин завуалированно доносит до любителей поэзии свои философские мысли. Основные тематики стихотворений Северянина – это красота природы и человеческие чувства.

Встретил сборник Северянина тепло и написал к нему мини-рецензию, где выразил бесконечную радость в связи с рождением нового поэта. В 1912 году Игорь Васильевич впервые выступил перед живой аудиторией, а через год принял участие в турне Федора Сологуба и разъезжал по городам России.


В биографии Северянина существуют как взлеты, так и сокрушительные падения. Но, основываясь на фактах, можно предположить, что Игорь Васильевич был человеком крепкой закалки. Например, когда он выступал перед любителями поэзии в Тифлисе, публика восприняла Северянина не как поэта, а как комика: людям было непривычно слышать чтение стихотворений нараспев (Игорь Васильевич это делал с особенной манерой), поэтому зрительский зал буквально задыхался от смеха.


Но уже на последующих выступлениях Северянина публика сначала взрывалась от громких аплодисментов, а потом затихала, внимая каждому слову Северянина. Позже у ног Игоря Васильевича оказывалось несчетное количество алых роз.

В 1915 году Северянин издает сборник «Розирис», куда вошло знаменитое стихотворение «Ананасы в шампанском». Поэт Вадим Баян говаривал, что, когда Владимир Маяковский был в гостях у Игоря Васильевича, он окунул кусочек тропического фрукта в искристый напиток. Северянин последовал примеру товарища, после чего у него родились первые строчки стихотворения.

В 1918 году из-за большевистского переворота Игорь Северянин, как и многие литературные деятели, был вынужден уехать из России в Эстонию. В годы эмиграции мастер слова издал несколько поэтических сборников: «Соловей», «Классические розы», «Вервэна», также написал романы в стихах, например, «Рояль Леандра (Lugne)», и создал утопию «Солнечный дикарь». Помимо прочего, Игорь Васильевич не только сочинял стихотворения, но и переводил эстонские произведения на русский язык.

Личная жизнь

Игорь Северянин снискал себе славу Казановы. И это неудивительно, ведь в жизни представителя поэзии Серебряного века было несчетное количество женщин, которым он воспевал дифирамбы. Но Игорь Васильевич не был легкомысленным мужчиной, который любил менять барышень как перчатки, просто в силу своей натуры он был чрезвычайно влюбчивым и окунался в страстные романы с головой.


Впервые стрела Купидона пронзила сердце Северянина, когда ему было 12 лет. Поэт влюбился в свою кузину, 17-летнюю Елизавету Лотареву, которая стала его музой и вдохновляла на творческие потуги. Когда Елизавете исполнилось 22 года, она вышла замуж. По слухам, на церемонии бракосочетания присутствовал и Северянин. Но сие торжественное событие сильно повлияло на юношу, поговаривают, что ему стало дурно прямо в церкви.


Когда гению литературы исполнилось 18 лет, на его жизненном пути встретилась Евгения Гуцан. Одарив златовласую девушку стихами, Игорь Северянин предложил Евгении пожить под одной крышей. Правда, их отношения продлились всего три недели. По неофициальной информации, от Северянина Гуцан родила девочку Тамару. Несмотря на столь непродолжительную совместную жизнь, Игорь Васильевич все время вспоминал девушку и посвящал ей сборники стихотворений.


В 1921 году поэт расстался со своей фиктивной женой Марией Васильевной Волнянской и сделал предложение руки и сердца Фелиссе Круут. Таким образом, дочь домовладельца Фелисса стала единственной законной супругой Игоря Северянина, которая терпела постоянные гастрольные романы одаренного поэта.

«А я от страсти гибну… Представляете ли себе меня способным пламенеть к одной пять лет? … Жена сначала этому не очень сочувствовала, но потом махнула рукой, ушла в себя, с презрительной иронией наблюдает теперь свысока и издали», – описывал в письме Игорь Северянин чувства к пассии Евдокии Штранделл.

После того как Игорь Васильевич начал вести любовную переписку с некой Верой Борисовной Коренди, терпению Фелиссы пришел конец, и она выгнала горе-супруга из дома. Вера Борисовна утверждала, что от Северянина у нее родилась дочь Валерия (первоначально записанная под иными отчеством и фамилией). Также у поэта родился сын Вакх Игоревич.

Смерть

Благодаря эпистолярному наследию, в котором Игорь Васильевич скрупулезно описывал товарищам свое физическое и душевное состояния, стало ясно, что эгофутурист страдал тяжелой формой туберкулеза. В 1940 году Северянин вместе с Верой Борисовной переехал в Пайде, центральную часть Эстонии, где Коренди предложили работу учителя.


В то время здоровье Игоря Васильевича резко ухудшилось. Далее мастер пера и возлюбленная переехали в Таллинн, где Северянин и скончался 20 декабря 1941 года от сердечного приступа. Похороны прошли скромно, Игорь Васильевич был предан земле на Александро-Невском кладбище.

Библиография

  • 1913 – «Громокипящий кубок»
  • 1914 – «Златолира»
  • 1915 – «Ананасы в шампанском»
  • 1915– 1918 – «Собрание поэз»»
  • 1918 – «За струнной изгородью лиры»
  • 1920 – «Вервэна»
  • 1921 – «Менестрель. Новейшие поэзы»
  • 1922 – «Миррэлия»
  • 1923 – «Соловей»
  • 1925 – «Роса оранжевого часа: Поэма детства в 3-х чч»
  • 1922–1930 – «Классические розы»
  • 1932 – «Адриатика. Лирика»
  • 1934 – «Медальоны»
  • 1935 – «Рояль Леандра (Lugne)»

(настоящее имя и фамилия - Лотарёв Игорь Васильевич)

(1887-1941) русский поэт, эссеист, переводчик

К популярности Игоря Северянина относятся по-разному. Одни говорят, что он был не более чем талантливым рифмоплетом «ресторанно-будуарной тематики», другие, напротив, считают его весьма одаренным поэтом. Бесспорным остается лишь то, что он посвятил всю свою жизнь поэзии и прожил ее, подчиняясь однажды избранному предназначению. Даже в тяжелые предвоенные годы Игорь Северянин отказывался поступить на государственную службу, предпочитая, чтобы его считали только литератором.

Многое в поступках человека, в его отношении к жизненным ценностям объясняется полученным в детстве воспитанием. Мать поэта, Наталья Семеновна Шеншина, принадлежала к старинному дворянскому роду, одна из ветвей которого восходила к историку Н. Карамзину. Отец был военным инженером, а родом происходил из владимирских мещан.

Мальчик получил превосходное домашнее образование, рано приобщился к театру. Но потом его родители расстались, и он жил то с отцом, то с матерью. Одно время учился в Череповецком реальном училище. Неподалеку от города находилась усадьба его дяди по отцу, где Игорь Северянин и проводил каникулы. Когда отец вышел в отставку и получил место коммерческого агента, мальчик отправился с ним на Дальний Восток в Маньчжурию. Он был просто покорен экзотическими красотами и до конца жизни сохранил любовь к морю. Но в душе он все-таки оставался приверженцем северных краев, поэтому вскоре возвратился из Маньчжурии к матери в Гатчину. Даже выбирая себе псевдоним, будущий поэт стремился подчеркнуть связь своего творчества с северной природой. Правда, в печати так и не утвердилось придуманное им написание псевдонима - Игорь Северянин.

В 1904-1905 годах Игорь Северянин на деньги дяди издает несколько небольших поэтических брошюр патриотического содержания. В них вошли стихотворения «Гибель «Рюрика»», «Подвиг «Новика»», «Захват «Решительного»», навеянные событиями русско-японской войны.

Сам поэт начало своей литературной деятельности относил к 1905 году, когда в журнале для солдат «Досуг и дело» было опубликовано его стихотворение «Гибель «Рюрика»». Первый же поэтический сборник Северянина «Зарницы стихов» был опубликован в 1908 году.

Ранние стихотворения молодого литератора написаны под явным влиянием известных в то время поэтов М. Лохвицкой и К. Фофанова. Мирру Лохвицкую он просто боготворил, воспроизводя вслед за ней движения собственной души и мечтая о недостижимом. Константин Фофанов же привлекал его своим умением передавать собственные настроения через пейзажные зарисовки. В то же время оба поэта отдавали дань любовным чувствам.

Начало XX века было временем достаточно нестабильным, ощущалась тяга к скорым переменам и одновременно возникало желание совершать нечто неординарное, экстравагантное. В 1911 году Игорь Северянин возглавил течение эгофутуризма, куда вошли молодые поэты Р. Ивнев, И. Игнатьев, К. Олимпов. Свои чувства поэта-эготиста (вселенского поэта) он отразит в стихотворении «Эпилог» (1912):

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Со временем у Игоря Северянина возникли и свои почитатели. В основном это были гимназистки, слушательницы Бестужевских курсов, студентки-медички, экзальтированные молодые дамы. Для них поэт изобрел особую форму подачи своих стихов: он их не читал, а практически исполнял под музыку. «Мое творчество стало развиваться на двух основных принципах: классическая банальность и мелодическая музыкальность», - писал позже Северянин в своей автобиографии «Образцовые основы».

Его поклонницы с ума сходили от таких, например, строк:

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Очень точное определение стихам Игоря Северянина позже дал критик Г. Адамович, отметив их «резиново-легкую нарядность». Но все же и он вслед за первыми критиками подтвердил оригинальность стиля поэта.

Настоящая известность приходит к Игорю Северянину после публикации сборника «Громокипящий кубок» (1913), который за два года выдержал семь переизданий. Однако популярность поэта носила скорее скандальный характер, чему в немалой степени способствовали известные деятели культуры. Так, прочитав одно из ранних стихотворений Северянина «Хабанера II», Л. Толстой назвал его безнравственным. Эти слова тут же опубликовали все газеты, и читатели, естественно, сами захотели познакомиться с творчеством поэта, который удостоился такой категорической оценки. Что конкретно имел в виду Толстой, было уже неважно; главное, что «стена молчания» критики вокруг Игоря Северянина раз и навсегда рухнула.

Однако его поддержал В. Брюсов, который в то время был уже ведущим критиком и мэтром поэзии. Он отметил, что Северянин попытался обновить поэтический язык, введя в него арго, неологизмы и необычайно смелые метафоры. Хотя, по мнению Брюсова, это у него не всегда получалось, но он надеялся, что «со временем его мутный плеск может обратиться в ясный и сильный поток». Между ними завязалась переписка, и Брюсов одним из первых приветствовал Игорю Северянина как главу новой поэтической школы.

Третьим ценителем его поэзии оказался Ф.Сологуб. Хотя он и раскритиковал программу эгофутуризма, вскоре после встречи они впервые вместе читали на вечере свои произведения и даже устраивали совместные гастроли. Между двумя поэтами возникли дружеские отношения, и впоследствии именно Северянин уговаривал Сологуба уехать из страны, как бы предвидя его будущую личную трагедию.

Силу лирического дарования Игоря Северянина отмечали также А. Блок, Н. Гумилев, М. Горький. Как и многие другие поэты того времени, Северянин постоянно занимался словообразованием. Он создал целый ряд неологизмов - «взозить», «бездарь», «окалошить», «плутоглазка», «ленноструйный»; увлекался созданием слов с приставкой «без» - безрезье, безнадежье, безвопросен; образовывал глаголы от существительных - крылеть, грозоветь, ветрить, нюнить. Любопытны и его метафоры: «грезы кларета», «лилии ликеров», «шампанский полонез». Нельзя обойти вниманием и его «мороженое из сирени» или «ананасы в шампанском»...

Шаг за шагом Игорь Северянин создавал свой образ выдающегося поэта, который пользовался невероятным успехом у женщин и любовью публики. Он даже не называл своих возлюбленных их именами, а каждой придумывал свое, поэтическое.

Свои стихи Игорь Северянин всегда пронумеровывал, именуя даже маленькие книжечки «томами». Однако всему на свете приходит конец, и слава стала постепенно покидать его. Со временем от него ушли друзья-футуристы, и он примкнул к кубофутуристам. Издательства тоже постепенно потеряли интерес к его стихам, и поэту приходилось печатать их на собственные деньги.

Однако Северянин не собирался сдаваться, и 1918 год стал годом его триумфа. Он берет верх в творческом соперничестве с Маяковским и становится королем поэтов. Но в это время живой русский классик уже вынужден жить в эмиграции, в Эстонии.

Последующие годы жизни поэта были небогаты событиями. Он даже продолжал печататься, иногда его приглашали выступать с чтением своих произведений. Но теперь ему большей частью просто приходилось бороться за выживание. Игорь Северянин никогда не служил, поэтому основным источником дохода была его литературная деятельность. В эмиграции он опубликовал тринадцать книг, практически столько же, сколько до этого издал в России.

Литературных заработков, конечно, не хватало, и Игорь Северянин кормился рыбной ловлей или тем, что собирал в лесу. Поэт обосновался в селении Тойла, где обрел и семейное счастье, женившись на эстонке Ф. Круут. Ради их общего благополучия он принимает эстонское гражданство. В 1922 году у Северянина родился сын, которого счастливый отец назвал...Вакхом, в честь античного бога. Но ведь и свою жену поэт воспевал как Ариадну Изумрудную.

Эстонский период творчества Северянина несколько иной: поэт больше внимания уделяет пейзажной лирике, иногда даже откликается на события современности, хотя в его поэзии не стоит искать откровенно политические стихи. Вершиной лирики Игоря Северянина этого времени становится сборник «Классические розы» (1931), а главной темой его поэзии - великая и духовно богатая Россия. До конца своих дней поэт не терял надежды на возвращение сюда.

В поздних стихах Северянина сохраняется присущая его творчеству непосредственность, но в то же время они становятся более традиционными по форме и манере изложения.

С помощью жены Северянин, не владея письменным эстонским языком, осуществляет беспрецедентное издание - составляет антологию собственных переводов «Поэты Эстонии» (1928), за что получает денежную субсидию от министерства просвещения Эстонии. Они вместе также переводят несколько прозаических произведений - книги М. Ундер «Процветенье» и А. Ранкит «В оконном переплете».

Однако через двадцать лет наступил конец счастливой семейной жизни Северянина. Он увлекся другой женщиной, В.Коренди, и расстался со своей женой. Их творческий союз тоже распался. Теперь единственным источником существования для поэта становятся субсидии из фонда «Культурный капитал», которые выделяет ему эстонское правительство.

После вхождения Эстонии в состав СССР, Игорь Северянин всей душой стремится вернуться на родину. В это время он практически ничего не печатает и даже не записывает свои стихи, не видя в том смысла. Однако вскоре началась Вторая мировая война, и его отъезд отодвинулся на неопределенное время. К тому же жизненные сложности усугубили болезненное состояние поэта. В декабре 1941 года Северянин скончался в Таллине от сердечного приступа.

Популярность Игоря Северянина легко объяснима. Он всегда обращался непосредственно к своему слушателю, не отделяя себя от него никакой дистанцией.

Каждый интеллектуал, часто открывающий для себя что-то новое, рано или поздно захочет почитать стихи поэтов Серебряного века, которые пытались внести в стандартную и дисциплинированную советскую жизнь что-то свое, живое, естественное и новое. Каждый из них по-своему хотел изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения. Дать уверенность в делах, в чувствах, отношениях и т. д.

Серебро

Одним из таких представителей является Игорь Северянин (биография его будет представлена ниже). Ему нужно было много трудиться, прежде чем стать «русским интеллектуальным багажом», как о нем говорил педагог Дмитрий Быков. Пришедшие вслед за Золотым веком авангардисты стали смело призывать «сбросить с парохода современности Пушкина и Достоевского», и вместе с ними разные литературные течения и группировки. Произведения Серебряного века действительно будоражат умы, так как в основном относятся к острым вопросам любовной лирики.

Многие до сих пор цитируют любимые и популярные строки из стихов Пастернака, Маяковского, Ахматовой, Блока, Мальденштама, Цветаевой и т. д. К ним относится и Игорь Северянин. В биографии его есть не случайные, очень важные и судьбоносные моменты, о которых дальше и пойдет речь. Это настоящий мастер пера. Он был очень популярным не только у взрослых, но и у молодежи. Однако из постоянно критикующих его статей можно составить целый томик. Но как бы то ни было, на своих выступлениях он собирал огромную толпу благодарных слушателей. Знаменитыми его стихотворения являются «Ананасы в шампанском», «Я - гений», «Это было у моря» и т. д.

Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)

Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.

Его отцом был Василий Петрович Лотарев - мещанин, дослужившийся до высшего чина - штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.

В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.

Перемены

Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.

В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.

Первые успехи в поэзии

Игорь Васильевич с самого детства проявлял свой недюженный литературный талант. Первые свои стихи он начал писать в 7-8 лет. В ранней юности он был вдохновлен Женечкой Гуцан, и поэтому его стихи были лирическими. Затем началась война, и в его произведениях стала появляться военно-патриотическая нотка. С 1904 года его стихи начинают печатать в периодических изданиях. На это повлиял его любимый писатель Алексей Константинович Толстой. Игорь больше всего хотел получить отклик от редакторов, а вот у читателей стихи особого восторга не вызывали, поэтому ему возвращали его произведения обратно.

Отмечая самое главное в биографии Игоря Северянина, нельзя не сказать о том, что он начинал печататься под псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Примерно в это же время он берет себе окончательный псевдоним Игорь Северянин. В 1905 году он публикует свое стихотворение «Гибель Рюрика».

В 1907 году поэт знакомится с Константином Фофановым, который первым оценил талант молодого писателя и стал его наставником.

Начинающий поэт

В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.

Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.

Король поэтов

Журналы, нашедшие в этом сенсацию, стали охотно печатать его произведения. В 1913 году вышел его знаменитый сборник, принесший ему славу, - «Громокипящий кубок». Северянин стал ездить со своими выступлениями по всей стране и собирал полные аншлаги. Поэт обладал великолепным исполнительским даром. Борис Пастернак говорил о нем, что в эстрадной декламации стихов он мог соперничать только с поэтом Маяковским.

В 48 сборных поэтических концертах он принял участие и 87 дал лично. Участвуя в поэтическом конкурсе в Москве, он получил звание «Короля поэтов». По баллам он обошел своего главного соперника - Владимира Маяковского. Огромное количество поклонников собрались в просторной аудитории политехнического института, где поэты читали свои произведения. Было горячо в беседах, между поклонниками происходили даже потасовки.

Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской - певицей цыганских романсов, - у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.

Единственный и официальный

Однако вскоре он обвенчался с лютеранкой Фелиссой Круут, которая ради него приняла православную веру. Она родила Игорю сына Вакху, однако не стала долго его терпеть и в 1935 году выгнала его из дома.

Северянин постоянно изменял ей, и Фелисса об этом знала. Каждый его гастрольный тур заканчивался новой пассией поэта.

Последней его женщиной стала учительница школы - Вера Борисовна Коренди, которая родила ему дочь Валерию. Уже позднее она призналась, что записала ее под другим именем и отчеством, назвав в честь Брюсова.

В 1940 году они переехали в город Пайде, где Коренди стала работать учительницей. Состояние здоровья Северянина сильно ухудшилось. Вскоре они переехали в Таллин. Он скончался от сердечного приступа в 1941 году 20 декабря. Похоронная процессия была скромной, поэта предали земле на Александро-Невском кладбище.

Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Заключение

Свой неизгладимый след в поэзии, как и многие другие поэты, оставил после себя и Игорь Северянин. Биографию и творчество поэта изучают те, кто понимают, что творцы Серебряного века, как и Золотого, черпали свое вдохновение в любви к другу, женщине и Родине. Патриотизм не был им чужд. Они не были равнодушными к происходящим вокруг них событиям, отображая все в своих стихах. Чуткость и ранимость предопределяла их характер, иначе сложно быть хорошим поэтом.

Конечно, творчество и биография Игоря Северянина, кратко описанные в этой статье, многим могут не дать полноты понимания его истинного таланта, поэтому его произведения лучше почитать самому, поскольку в них есть и отголоски его непростой жизни, и проявления удивительного поэтического дара.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) - один из выдающихся русских поэтов «Серебряного века». Годы его жизни: 1887-1941гг., родился в Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона Василия Петровича и дочери предводителя дворянства Натальи Степановны Лопыревых. Детство будущего поэта проходило в Петербурге до тех пор, пока родители не расстались. После распада семьи Игорь жил у дяди в имении «Владимировка» под Череповцом нынешней Вологодской области, где сейчас и находится музей Игоря-Северянина (именно так, через дефис, он сам подписывал свои произведения).

В 1904 году, окончив 4 класса реального училища г.Череповца, Игорь Северянин уехал на Дальний Восток к отцу, в Манчжурию. Затем, в преддверии Русско-японской войны, он вернулся к матери в Петербург.

Публиковать свои произведения Игорь Северянин начал в 1904 году. Первыми опубликованными стихотворениями стали: «Гибель „Рюрика“, «Подвиг „Новика“, «К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры». Поэт позиционировал себя как последователя «чистой лирики», вместе с тем вносил новшества в поэзию, создал несколько новых в русском языке словообразований.

В 1911 году Игорь-Северянин объединился с поэтами, выпускавшими газету «Петербургский глашатай» для того, чтобы основать новое русское литературное течение эгофутуризм. Характерными чертами этого течения были показное себялюбие, большое использование иностранных слов, культивирование ощущений. В это же время И.Северянин написал, издал и самостоятельно распространил брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Меньше, чем через год из этой группы писатель вышел, объяснив это тем, что задача, которую он задумал, выполнена.

«Громокипящий кубок» - первый большой сборник стихов Игоря-Северянина, который вышел в 1913 году в издательстве «Гриф» и принес автору известность. Произведения Северянина носят в основном декадентский характер, язык вызывающе вычурный, нарочитый, граничащий с безвкусием. Автор вводит новые размеры, получая при этом не применявшиеся раннее стихотворные формы: квадрат квадратов, гирлянда, дизель.

В 1912 году в Петербурге, а затем и в Москве, в обществе свободной эстетики, собираемом Валерием Брюсовым , состоялся дебют перед публикой И.Северянина. В следующем году поэт отправился в турне по городам юга России, и в течение 5 лет принял участие в 135 концертах со своими произведениями.

В январе 1918 года И.Северянин переезжает жить в поселок Тойла в Эстонии с гражданской женой Марией, а также матерью, няней, бывшей гражданской женой и дочерью Валерией. Многочисленное семейство снимало полдома у местного плотника.

Через месяц поэт поехал в Москву для участия в «выборах короля поэтов», где его соперником в финале был Маяковский . Публика выбрала победителем Северянина. По результатам выборов издали альманах, на обложке которого напечатали фото триумфатора.

Февральская революция нашла отражение в произведениях творца в стихах «Моему народу», « Гимн Российской республике».

После оккупации Германией Эстонии поэт попал в фильтрационный лагерь в Таллине. Так началась его вынужденная эмиграция, после которой он уже никогда не возвращался в Россию.

За все время жизни в Эстонии И.Северянин дает около 4 десятков концертов, вместе с Маяковским и А.Толстым выступал в Берлине в 1922 году.

В 1921 году Северянин расстался с гражданской женой и венчался с дочерью домовладельца Фелиссой, которая поменяла ради мужа лютеранство на православие. У пары родился сын Вакх. Считается, что жена стала музой поэта, поэтому его творчество не угасло в эмиграции, а стих приобрел классическую простоту. Об этом свидетельствуют повествования четырех автобиографических романов: «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра». Созданы сборники стихов: «Миррэлия», «Вервэна», «Менестрель», «Соловей», «Классические розы», утопия «Солнечный дикарь».

Игорь-Северянин является первым крупным переводчиком поэзии с эстонского на русский язык. Также сохранились его переводы с французского, польского, румынского, болгарского, литовского языков.

Любопытно исследование «Теория версификации. Стилистика поэтики», и такой труд-воспоминание как «Мое о Маяковском».

В годы эмиграции поэт много гастролирует по Европе, в 1931 году он дважды выступает в Париже. На одном из выступлений присутствовала Марина Цветаева , которая отозвалась о творческом вечере Северянина как о «единственной радости за долгие месяцы».

В творчестве Игоря Северянина особая ниша отведена женщинам. Поэзия последнего периода стала лиричной, напевной и без вычурности. Некоторые стихи позже были положены на музыку А.Вертинским, С.Рахманиновым и другими композиторами.

Скончался поэт в Таллине от сердечного приступа, там же и был похоронен. В настоящее время стихи Северянина переведены и читаемы почти во всех странах мира.



error: Контент защищен !!