Раскрытие потенциала мозга. Как повысить потенциал мозга Как развивать мозг с помощью рисования

Мозг человека – удивительный орган. Он – самое доступное и одновременно самое сложное «устройство» во Вселенной.

Предлагаем вам несколько приемов, которые помогут «прокачать» мозг.

Тренировки

  • Аэробные упражнения. Это упражнения, где кислород – главный источник энергии. Аэробные тренировки укрепляют мышцы, нормализуют кровообращение, снимают стресс. А недавнее исследование Иллинойсского университета показало также, что «кислородные» упражнения благотворно влияют и на мозг. Всего 30 минут тренировок в день, и работа когнитивных функций улучшается на 5-10%.
  • Силовые упражнения. Качки тупые? Как бы не так! Поднятие тяжестей не только наращивает мышцы, но и способно увеличить уровень, так называемого, нейротрофического фактора мозга, то есть белка, ответственного за защиту нейронов головного мозга.
  • Музыка. Другое исследование установило, что мозг начинает лучше работать, если во время тренировки слушать любимую музыку. Так что и вперед к гениальности.
  • Танцы. Это отличный способ поддерживать себя в форме, улучшить пластичность и координацию. Более того, по мнению доктора медицины, нейрофизиолога и нейропсихиатра, автора книги «Великолепный мозг в любом возрасте» Дэниэла Дж.Амена, танцы – это еще и великолепный тренажер мышления. Ведь, танцуя, мы задействуем различные отделы головного мозга.
  • Гольф. Его не даром называют интеллектуальной игрой: просчитать силу удара и траекторию полета мяча – не так просто, как кажется на первый взгляд. Кроме того, медики полагают, что гольф стимулирует работу сенсорного отдела коры головного мозга.
  • Йога. Древняя индийская духовно-физическая практика, оказывается, не просто благотворно влияет на здоровье, но и улучшает память, способности к самоконтролю и длительной концентрации внимания. По крайней мере, к таким выводам пришли ученые из Университета Иллинойса во главе с Нехой Готе (Neha Gothe).

Питание

  • Вода. Организм на 80% состоит из воды. Она необходима каждому органу, но мозгу в особенности. В ходе очередного научного эксперимента установили, что люди, испытывающие жажду, хуже справляются с логическими задачками, чем те, кто выпил пол-литра воды перед тестированием.
  • Омега-3. Ненасыщенные жирные кислоты суперполезны. В том числе для мозга и нервной системы. Они обеспечивают быстрый приток энергии, необходимый для передачи импульсов от клетки к клетке, что, в свою очередь, повышает мыслительные способности и помогает быстро извлекать из «резервуаров» памяти нужную информацию. Много Омега-3 в рыбе, грецких орехах и льняном масле.
  • Зелень. Шпинат и другая зелень содержат фолиевую кислоту, витамины Е и К. Эти вещества препятствуют развитию деменции (слабоумия). Кроме того, содержащиеся в зелени антиоксиданты защищают мозг от инсульта, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
  • Яблоки. В них содержится кверцетин – вещество, обладающее спазмолитическим, противовоспалительным и другими полезными действиями. Но для нас главное, что кверцетин защищает клетки мозга от повреждения, а следовательно, препятствует нарушению его когнитивных свойств. Больше всего его в яблочной кожуре.
  • Орехи. Они богаты белком, а белок снабжает мозг энергией. Кроме того, орехи богаты лецитином, недостаток которого в организме может вызвать рассеянный склероз и другие нервные заболевания.
  • Витамины. В9 (цитрусовые, хлеб, бобы, мед) и В12 (печень, яйца, рыба) – без этих веществ нормальное функционирование организма невозможно. Первое необходимо для создания и поддержания в здоровом состоянии новых клеток, а второе уменьшает симптомы старческого слабоумия и спутанности мышления.
  • Яйца. Что было раньше: курица или яйцо? Возможно, вы найдете ответ на этот философский вопрос, если будете есть и то и другое. Ведь куриный желток – это источник холина, а он помогает развивать когнитивные функции мозга, то есть способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать.
  • Молоко. Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ведь молоко – это кальций, укрепляющий кости. Кроме того, ученые выяснили , что стакан молока в день улучшает память и другие умственные способности.
  • Кофе. Это не шутка. Научные изыскания установили , что кофеин может улучшить внимание и кратковременную память. Ну и конечно, добавит бодрости.
  • Шоколад. Идешь на экзамен – съешь шоколадку. Все так делают, но мало, кто знает, зачем. Вернее, мало кто знает, каким образом шоколад делает нас умнее . Все дело в глюкозе и флавонолах. Сахар ускоряет реакцию и улучшает память, а флавонолы стимулируют другие когнитивные навыки.

Распорядок дня

  • Крепкий сон. Мы уже рассказывали о том, как важен сон для нормальной жизнедеятельности. Повторим только – чтобы извилины шевелились, нужно спать не менее семи часов в сутки.
  • Дремота. Дремать – полезно. Это неоспоримый факт. Вопрос в том, сколько? Идеальная продолжительность послеобеденного сна – 10-20 минут. Человек не успевает крепко заснуть и ему проще проснуться. Но с другой стороны, по мнению ученых, лучше всего влияет на мозг 90-минутная дрема (улучшается память, появляются креативные идеи). Более подробно о том, .
  • Привычный уклад. Сломайте его! Да, да, на один день разрушьте годами устоявшийся порядок – выпейте кофе в другом кафе и не в 9, а 11 часов, езжайте на работу новым маршрутом, перекроите дела в ежедневнике. Подобные «встряски» очень полезны – они помогают мозгу быть в тонусе.
  • Органы чувств. Еще одной интересной тренировкой для мозга является обострение отдельных органов чувств. Например, слуха. Для этого завяжите глаза и попробуйте пройтись по комнате, ориентируясь только на окружающие звуки.
  • Рабочее место. На столе черт ногу сломит? Тогда и в голове тоже. Захламленное рабочее место – не только некрасиво, но и существенно влияет на производительность. Отрицательно влияет. Наведите порядок на своем рабочем месте, и вы удивитесь, насколько шустрее начнет работать мозг.
  • Наброски. Если вам трудно сосредоточиться на какой-либо задаче (а очень нужно), попробуйте взять ручку, бумагу и нарисовать ее. Схемы, таблицы и другие наброски помогут сконцентрироваться и, возможно, откроют новое видение проблемы.
  • Заметки. От руки полезно не только рисовать, но и писать. Гаджеты почти вытеснили бумагу из нашей жизни, отчего мы вряд ли станем умнее. Ведь создание рукописного текста развивает высшие мозговые функции, такие как память, внимание, психомоторную координацию и другие. Неслучайно, иностранное слово, записанное от руки, запоминается лучше, чем введенное на клавиатуре.
  • Полет мыслей. Всем знаком хоровод мыслей. Это когда нужно думать над проектом, в голове тысяча и одна идея, но ни одной нужной. В такие моменты мы стараемся «обуздать» беспорядочно скачущие мысли и, наконец, заняться делом. И напрасно. Исследования ученых показывают, что, отпуская мысли в свободный полет, мы стимулируем творческую активность мозга. Так что расслабьтесь и позвольте себе просто помечтать.

Обучение

  • Новизна. Новая, более сложная деятельность, стимулирует выброс дофамина, что способствует росту нейронов. Идите вверх по интеллектуальной лестнице. Каждый раз усложняйте себе задачу – решайте более трудные головоломки, читайте умные книжки.
  • Ориентирование. Плохо знаете свой город или даже район? Отлично! С точки зрения тренировки умственных способностей. Освоение новых маршрутов развивает память, внимание и другие когнитивные функции.
  • Музицирование. У музыкантов хорошо развита теменная доля головного мозга, отвечающая за слух, двигательные и зрительно-пространственные навыки. Если хотите «прокачать» эти качества, попробуйте научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  • Иностранные языки. Освоение второго или третьего языка способствует улучшению памяти, расширению кругозора, а также защищает организм от болезни Альцгеймера.
  • Устная речь. Если проговаривать что-либо вслух, то это лучше запоминается. Доказанный научный факт .
  • Позитивное мышление. Специалисты по позитивной психологии неумолимы и единогласны: думайте о хорошем и станете умнее .

Отдых

  • Медитация. Мы уже писали о том, . Напомним лишь, что регулярная медитативная практика помогает избавиться от внезапного ощущения беспокойства, адекватнее реагировать на физическое недомогание, а также лучше понимать других людей.
  • Компьютерные игры. По телевизору кричат, что дети тупеют от компьютерных игр, что подростки, проводящие много времени за Xbox’ом, деградируют. А вот профессор из Рочестерского университета утверждает – геймерство совершенствует многозадачность и пространственное мышление. Кроме того, логические компьютерные игры никак не назовешь «отупляющими».

Отношения

  • Разговоры. «Привет, как дела?» – ненавидите эту фразу? Жалко время на «пустой» треп? Предпочитаете вести диалог строго по делу? С одной стороны похвально, но с другой, даже пустяковые беседы, «ни о чем», развивают когнитивные функции – речь, внимание и контроль.
  • Секс. Это приятное во всех отношениях занятие повышает уровень серотонина в крови («гормон счастья», который, помимо прочего, повышает творческий потенциал) и уровень окситоцина («гормон доверия» – помогает человеку думать в новых направлениях и принимать смелые решения).
  • Смех. Он, как и секс, – лучшее лекарство от многих болезней. Если вы длительное время занимаетесь напряженной интеллектуальной деятельностью, то не стоит, приходя с работы, браться за томик Шопенгауэра. Дайте мозгу отдых, включите хорошую комедию и от души посмейтесь.
  • Предки. В престижном журнале, посвященном социальной психологии, было опубликовано . Согласно ему, люди, которые думали о своих предках перед выполнением тестов на память, мышление и внимание, получали лучшие результаты, чем те, кто не вспоминал о бабушках и дедушках. Сложно сказать, насколько объективны доводы ученых, но знать свою генеалогию точно полезно.

А как вы тренируете мозг?

Сохраните для себя и своих друзей.

1.Решайте загадки и головоломки.
2.Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть 2-мя руками)
3.Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
4.Изучайте интеллект-карты (это способ изображения процесса с помощью схем).
5.Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, принимайте душ с закрытыми глазами.
6.Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать еду
7.Ищите области пересечения между не связанными между собой вещами.
8.Учитесь печатать вслепую.

9.Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? 10.Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
11.Изучайте техники развития творчества.
12.Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
13.Изменяйте установленный порядок вещей. 14.Задавайте себе вопрос «А что если?..»
15.БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ!
16.Переверните картины, фотографии вверх ногами.
17.Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
18.Изучайте логику. Решайте логические задачи.
19.Изучите научный способ мышления.
20.Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
21.Мыслите позитивно.
22.Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой
23.Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
24.Ешьте продукты, полезные для мозга.
25.Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
26.Занимайтесь физическими упражнениями!
27.Сидите прямо.
28.Пейте 2-3 литра воды.
29.Глубоко дышите.
30.Смейтесь!
31.Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя новое увлечение, хобби.
32.Заботьтесь о хорошем сне.Практикуйте короткий сон.
33.Слушайте музыку.
34.Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
35.Ограничивайте себя в еде.
36.Читайте материалы по устройству мозга.
37.Смените одежду. Ходите босиком.
38.Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
39.Станьте проще!
40.Играйте в шахматы. Особенно интересно играть в реальном времени по Интернету
41.Играйте в игры «для ума». Решайте кроссворды…
42.Будьте непосредственны, как дети!
43.Играйте в видео игры (в меру).
44.Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
45.Составьте Список 100 (техника для генерации идей).
46.Используйте метод Квота Идей (составление предварительного списка идей).
47.Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам.
48.Составьте банк идей.Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой через время.
49.Проводите «тематическое наблюдение». Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
50.Ведите дневник.
51.Изучайте иностранные языки.
52.Ешьте в разных ресторанах.
53.Изучайте компьютер.
54.Читайте длинные слова наоборот.
55.Измените свое окружение – место расположения предметов, мебели
56.Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
57.Изучайте язык символов.
58.Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
59.Посещайте музеи.
60.Изучайте функционирование мозга.
61.Изучайте технику быстрого чтения.
62.Определите свой стиль обучения.
63.Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
64.Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
65.«Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
66.Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
67.Стройте Дворцы Памяти.
68.Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
69.Занимайтесь сексом.
70.Запоминайте имена людей.
71.Медитируйте.
72.Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
73.Смотрите фильмы разных жанров.
74.Откажитесь от пустого сидения у телевизора.
75.Учитесь концентрироваться.
76.Будьте в контакте с природой.
77.Мысленно решайте математические задачи.
78.Откажитесь от спешки.
79.Измените привычную скорость различных видов деятельности.
80.Делайте только одно дело за раз.
81.Развивайте любознательность.
82.Примерьте на себя чужое сознание. Как другие люди думали бы на вашем месте.
83.Культивируйте созерцательное отношение к миру.
84.Находите время для уединения и релаксации.
85.Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
86.Путешествуйте. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
87.Изучайте гениев.
88.Создайте круг надежных друзей.
89.Ищите соперничества.Не стоит общаться лишь с единомышленниками.
90.Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
91.Участвуйте в мозговых штурмах!
92.Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное.
93.Ищите корни всех проблем.
94.Коллекционируйте цитаты известных людей.
95.Измените общение: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
96.Читайте классиков.
97.Совершенствуйте искусство чтения.Составляйте краткое содержание книг.
98.Развивайте самосознание.
99.Высказывайте свои проблемы вслух.
100.Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
101.Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, находясь в лифте.
102.Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас.
103.Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.Используйте различные парфюмерные ароматы.
104.Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
105.Спорьте! Защищайте свои доводы. 106.Используйте метод тайм-боксинга (фиксация промежутка времени для выполнения задания).
107.Уделяйте время развитию мозга.
108.Создайте мысленное святилище (в вашем воображении).
109.Будьте любопытными!
110.Бросайте вызов самому себе.
111.Развивайте искусство визуализации. Уделяйте минимум 5 минут в день.
112.Заведите блокнот, когда проснетесь, записывайте сны.
113.Обучайтесь осознанным сновидениям.
114.Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
115.Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
116.Учитесь управлять своими эмоциями.
117.Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала.
118.Идите каждый день разным маршрутом.
119.Ходите быстро или бегаете трусцой.
120.Развивайте словарный запас.
121.Всегда добивайтесь большего, чем предполагали.
И на последок бонус:

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Любой человек мечтает стать умнее. Так ли уж несбыточны наши мечты? Множество ученых по всему миру заняты проблемой улучшения работы мозга. Многолетние исследования дают нам знание того, как можно повысить потенциал мозга.

Способы улучшения работы мозга делятся на краткосрочные ― когда нам нужно подготовиться к экзамену или сдаче проекта, и долгосрочные когда нам нужно планомерно улучшать память, сосредоточенность, внимательность, работоспособность, возможность решать поставленные задачи; защитить мозг от последствий болезни или отсрочить возрастные изменения в мозге.

Краткосрочное улучшение работы мозга

  • «Мозговой штурм» давно известный прием поиска креативных идей и оригинальных решений. «Мозговой штурм» отличная встряска вашего мозга, способствующая приведению мозга в рабочее состояние перед выполнением сложной задачи, повышающая работоспособность мозга и помогающая четко определить поставленную задачу и методы ее решения.
  • Глубокое дыхание фактически увеличивает кровоснабжение мозга и поступление кислорода в мозг. Кислород окисляет питательные вещества и поставляет клеткам мозга энергию. Десять-пятнадцать минут ежедневного глубокого дыхания способствуют повышению потенциала функционирования мозга. Глубокое дыхание полезно для мозга и в долгосрочной, и в краткосрочной перспективе: даже несколько глубоких вдохов перед и во время выполнения важного задания уменьшают уровень беспокойства и стресса, что также помогает мозгу. Дышать нужно полными легкими. Когда вы дышите, убедитесь, что вы дышите полными легкими. Представьте, что ваш корпус это шар, который наполняют воздухом: сначала ваш живот, затем вашу грудь, затем вашу шею. Когда вы выдыхаете, воздух должен выходить сначала из шеи, затем из груди и только потом из живота
  • Зеленый чай. Зеленый чай содержит кофеин, который стимулирует работу мозга. Кофеин усиливает работу мозга и полезен при необходимости решения краткосрочных задач. Употребление пяти-шести чашек зеленого чая ежедневно также снижает уровень стресса на 20 %.
  • Отдых прекрасный способ активизировать мозг. Можно почитать новости в интернете, позвонить другу, пройтись. Оптимальный вид отдыха переключение на другой вид деятельности на некоторое время. Если выполнение решаемой задачи требует более одного часа времени, стоит передохнуть 15 минут, а еще лучше заняться совсем другим делом. После возврата к первой задаче повышение эффективности работы гарантировано!
  • Смех отличный естественный и абсолютно безопасный стимулятор для мозга. Смех активирует различные части мозга, снижает уровень кортизола и адреналина, расширяет область решения задач и придает креативности их решения. Не забывайте об эффекте смехотерапии, особенно при краткосрочных умственных перегрузках. Регулярно читайте анекдоты, слушайте юмористов, меняйте заставки на компьютере и магниты на холодильнике. Смех эффективное лекарство и от стресса, который снижает эффективность работы мозга.

Долгосрочное улучшение работы мозга


Мозгу необходимы жирные кислоты Омега-3. Эти кислоты улучшают циркуляцию крови в мозгу. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы и орехах (в первую очередь ― грецких), соне, тыквенных семечках, бобовых, шпинате, капусте брокколи, семенах льна.

Холин усиливает рост новых клеток мозга, улучшает интеллектуальные способности у пожилых людей. Холин содержится в брокколи и цветной капусте.

Быстрой передаче сообщение в мозге способствуют продукты с высоким содержанием магния, например, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, семена льна и кунжута, орехи, какао, фасоль, чечевица, финики, курага, гречневая и овсяная крупы.

Очень полезна для мозга голубика ― она улучшает усвоение информации и память.

Существуют и продукты, отрицательно влияющие на мозг. Распространено заблуждение о том, что мозгу необходим сахар. Это неверно. Сладкое быстро усваивается и сгорает, что приводит к падению уровня глюкозы в крови и снижает работоспособность мозга. При напряженной умственной работе лучше отказаться от фаст-фуда, газированных напитков, ограничить сладости. Эти продукты тормозят работу мозга. Переедание также вредно для мозга ― оно приводит к уменьшению кровоснабжения мозга, отупению и снижает умственную работоспособность. Нельзя и голодать – умственная деятельность просто исчезает.

Наш рацион обязательно должен включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, овощи, растительные масла. Не стоит увлекаться веганством ― оно противоестественно для человека. В рационе должен быть весь набор необходимых витаминов.


Важным фактором полноценного отдыха является также необходимость именно ночного сна и соблюдение режима. Для хорошего засыпания следует хотя бы за полчаса до сна выключить телевизор, компьютер и вообще все электронные приборы, иначе перевозбуждение попросту не даст вовремя уснуть и отрицательно скажется на качестве сна. Очень полезно для поддержания умственной активности просыпаться без будильника ― а значит, на сон следует отводить достаточное количество времени. Согласно современным исследованиям, на сон необходимо выделить не менее 8 часов в сутки для взрослого человека.

  • Физическая активность. Регулярные физические упражнения положительно влияют на эластичность сосудов, в том числе и сосудов мозга, и усиливают циркуляцию крови. Физическая нагрузка увеличивает приток кислорода к мозгу и стимулирует его активность, а также способствует появлению новых нейронов. Регулярные занятия физкультурой или спортом увеличивают выработку эндорфинов, улучшающих настроение вплоть до эйфории. Влияние физических нагрузок на улучшение работоспособности мозга невозможно переоценить. Одним из лучших видов физической активности, стимулирующей мозг, являются такие, которые вместе с физической нагрузкой стимулируют и умственную деятельность для них требуется развитие координации движения, оценка окружающей обстановки, планирование дальнейших действий. Оптимальны для этой цели танцы, различные единоборства, игровые виды спорта.
  • Медитация известный с древности способ поддержания умственной работоспособности. Медитация позволяет полноценно отдохнуть за короткое время, снижает уровень стресса и тревожности, улучшает память, позволяет отключиться от решаемой проблемы и затем взглянуть на нее с новой точки зрения. Нужно обеспечить себе тишину хотя бы на 15 минут, расслабиться, сконцентрировать свое внимание на дыхании, ни о чем не думать, при появлении мыслей опять концентрироваться на дыхании. Если научиться осознанно медитировать, восприятие окружающего изменится, появится большая полнота и глубина восприятия окружающего мира. Появится внимательность и новый, более глубокий взгляд на решаемые задачи. Полезны также упражнения на внимательность наблюдать за окружающим, запоминать и затем вспоминать во всех деталях. Эти упражнения очень хорошо тренируют память.
  • Употребление достаточного количества жидкости. Несмотря на банальность этого совета, им часто пренебрегают. Наш мозг более чем на 80 % состоит из воды. Обезвоживание мгновенно снижает умственную работоспособность. Потребление жидкости должно составлять в день минимум полтора литра. Незаменимы в нашем рационе и фруктовые, и овощные соки. Они содержат целый коктейль из микроэлементов и витаминов, а также содержат полифенолы. Это мощные антиоксиданты, защищающие клетки от воздействия свободных радикалов и улучшающие деятельность мозга.
  • Уменьшение стресса . Стресс является неотъемлемой составляющей нашей жизни, полностью избавиться от него нельзя, но следует по возможности научиться справляться с ним. Хронический стресс крайне негативно влияет на клетки мозга и гиппокампа ту часть мозга, которая ответственна за формирование новых и существование старых воспоминаний. Сильный стресс приводит к отмиранию клеток мозга. Кратковременные методы борьбы со стрессом глубокое дыхание и медитация. Долговременные методы соблюдение режима работы и отдыха, планирование деятельности с целью избегания дедлайнов на работе, физическая активность, регулярные медитации.
  • Обучение, познание чего-то нового . Мозг так же нуждается в тренировке, как и мышцы. Если человек будет всегда придерживаться определенных маршрутов, правил, стиля решения задач (или избегать решения задач) мозг перестает обновляться и развиваться. Жизнь не раз и навсегда заданная картинка, условия меняются постоянно, жизнь требует постоянной оценки окружающей реальности, новых подходов к решению задач.

Чтобы развивать функциональность мозга и сохранить свою интеллектуальную деятельность до глубокой старости, необходимо постоянно обучаться. Не столь важно, что это будет ― чтение новых книг, обучение языкам, вязание, игра на пианино, походы с друзьями на природу, прогулки с собакой, посещение музеев и театров, важно, чтобы ваша деятельность доставляла вам удовольствие. Изучение нового стимулирует появление новых нейронов, улучшает память, способствует увеличению кругозора и креативности решения ваших задач. Наслаждение, получаемое в процессе обучения, повышает настроение, уменьшает уровень стресса и тревожности, повышает самооценку. Кроме того, учеными найдена прямая связь между развитием мелкой моторики рук и сохранением умственной работоспособности в пожилом и старческом возрасте. Ваше любимое хобби сослужит отличную службу вашему мозгу. Для тренировки мозга полезны и мелкие изменения устоявшегося порядка новые маршруты, одежда, блюда, общение с друзьями, перестановки в квартире. Интересуйтесь окружающим, задавайте вопросы и узнавайте на них ответы это позволит вам расширить свой кругозор.

Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и самодостаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Мы не рождаемся духовно пробужденными, а процесс такого пробуждения требует времени и практики.

Чтобы осознать внутреннее тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем в гипофиз. При продолжительном и регулярном процессе такой садханы происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы. Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара (пратья – восприятие хара – смешать, удалять, прекращать). В дальнейшем процесс приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать феномены, независимые от физиологической и предметной реальности внешних объектов.

Ключевыми механизмами переключения восприятия, задействованными в йоге, являются следующие разделы мозга и нервной системы: таламус, гипоталамус, гипофиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которой нет в общепризнанных научных исследованиях.

Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни, и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий. Недостаток времени и мотивации – наибольшая проблема для освоения этого рода методов.

Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Йоги воспринимают контекст данной фразы как указание на метод созерцания – дришти.

Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахма рандхру – отверстие в макушке головы и пребывает там до момента смерти.

В обычном состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения - оптические нервы таламуса соединяют глаза с мозгом. Возможность видеть – работа не глаз, а мозга.

Единое око – это потенциал сознания, способный видеть все объекты в свете тела души.

Адепты йоги уверены в том, что мозг человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы, а также также блокируя деятельность других отделов, которые выбрасывают сознание вовне. Ключевыми являются продолговатый мозг, гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидная железа.

Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни – мозг и нервная система. Это дерево растет ветвями вниз, а корни его уходят вверх в головной мозг. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания, подобны ступам колеса – от лобных до затылочных долей. Здесь все центры: слуха, зрения, осязания, обоняния, инстинктивной и интеллектуальной активности.

В процессе йоги одни функции блокируются, другие развиваются. Шишковидная железа воздействует на гипоталамус. Он, в свою очередь, замедляет и переключает сознание с внешних объектов на внутренние процессы. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом. Шишковидная железа – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать. По мнению учёных, «третий глаз» – это архаизм, и все заявления о его функционировании лишены научного обоснования. Этот орган (шишковидная железа) величиной меньше горошины вообще невозможно идентифицировать как самостоятельный отдел мозга.

Третий желудочек мозга является местом её пребывания. Возможность чувствовать феномен «третьего глаза» происходит через пробуждение области шишковидной железы.

Импульсы, получаемые в процессе концентрации, передаются в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы ментального тела соединяются. Концентрация может выполняться на свече или на ее отраженном свете. Но сама по себе техника требует пояснения.

С одной стороны, внешняя система органов чувств и питаемый ей ум блокируются гипоталамусом, с другой – вся психическая сила человека начинает генерироваться внутри.

Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ощущениями.

Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардха наришвара (форма Бога, где половина – мужское, половина – женское тело) – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Практикой йоги достигается единство, гармония этих двух начал внутри мозга. Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояния любви, не обусловленной инстинктом продолжения рода и притяжением объектами противоположного пола.

Сожжение Камы (Бога любви) Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд и поэтому развитие центра желания тесно связано с развитием зрительного восприятия.

Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют способность пробуждения «глаза души».

Тайтирия упанишада провозглашает: «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов Шива йоги считает главными эти четыре отдела.

В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост, пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом; проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария. Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие деятельностью полушарий, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям.

Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий, это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь отделов мозга с функциями чакр.

Гипофиз

Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

У гипофиза существуют передние и задние доли. Шишковидная железа связана с задней долей гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области. Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четверохолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

Гипофиз является наиболее важной частью, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он же приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процессы включения этой функции и позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов и решением.

Шишковидная железа

У значительной части людей этот орган находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев он может эволюционировать. В своём полном развитии он помогает адептам йоги воспринимать феномен времени как постоянную величину, а не фрагменты из прошлого настоящего и будущего. Время существует на материальном уровне как математическая величина. В индивидуальном опыте его восприятие может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Известны изображения Шивы с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум свободен от влияния страсти, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможна дальнейшая эволюция этого центра. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Дришти йоги – это открытие такого измерения.

Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функции шишковидной железы так же, как и функций гипофиза, таламуса и гипоталамуса и других желудочков мозга, которые управляют режимом мышления и функциями всей высшей нервной деятельности. Создаются новые нейронные связи, и все эти отделы мозга в совокупности формируют совершенно иной способ восприятия реальности.

Тем не менее, область вселенской мысли не ограничена лишь человеческим восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

Эволюционируя, ум смещается с ориентации на внешние объекты, достигая полной интроверсии. Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы и органические функции, концентрируя их энергию в области шишковидной железы.

Существуют некоторые сходства и различия между дришти йогой и кундалини йогой.

Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область мозга. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела. Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике пранаям.

Дришти (созерцание) связана лишь с пробуждением нескольких областей мозга.

Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним. Дришти йога практически отключает ментальное тело от физического носителя, воздействуя исключительно на те центры, которые связаны с высшей нервной деятельностью. «Вытягивание» астрального и ментального тела происходит без активных действий телом или активного контроля дыхания.

Существует несколько обоснований, когда отдельные методы йоги являются препятствиями для других. Например: хатха йога, практика асан и методы дыхания «сажают» сознание обратно в тело, заставляя тело отождествляться с ментальными и эмоциональными импульсами. Прорабатывая и встречая импульсы на пути в теле, сознание создает поток, включающий витальные энергии и праны. Ум при этом встречается с разными видами опыта и проходит полностью через все подсознательные и сознательные сферы.

Формы дришти йоги – это способ входа в тело света без погружения в физическое и психическое подсознантельное. Термин Шива йога предполагает проработку психо-эмоциональной кармы в контексте традиции вира шиваизма, интенсивного поклонения – как внутреннего, так внешнего.

При созерцании (дришти) пробуждается канал связи с телом души внутри мозга и связывает его физиологические функции тела с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрации) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит обыденное сознание к открытию этой области.

По сути, дришти йога используется один центр и связку центров аджна – сахасрара, который вытягивает все астральное тело.

Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Удержание объекта происходит на фоне изменения физиологии процесса дыхания. Этот процесс включает интенсивные пранаямы мудры и бандхи.

В йоге методы концентрации и медитации часто содержат «стхана кальпану» – визуализацию процесса движения энергии и представление тонких центров, которые человек начинает чувствовать по мере продвижения в технике. Стхана – установка, удержание. Кальпана – воображение, представление объекта - когда в физическом теле представляются каналы и объекты, раскрытие которых только предстоит. Если практика регулярна, то воображение – кальпана – превращается в дхарану и дхьяну. В случае пранаямы и концентрации это не ментальный, а физиологический процесс.

Другая проблема в том, что для того, чтобы предаться медитации и созерцанию, нужно уже обладать устойчивым умом и пробужденным тонким телом. Условия для успешной медитации, когда техники созерцания по настоящему начинают работать – это ретриты и многочасовые погружения. В обычной жизни мы можем «поддерживать форму» более или менее продолжительными занятиями, но основной опыт предусматривает «погружение в йогу». Не важно при этом, о какой конкретно традиции, линии или практике идет речь.

Хатха йога и работа с физическим телом в известной степени пробуждают тонкие центры и каналы. Но, явно не до такой степени, чтобы полностью выкинуть сознание за пределы «карм ментального тела».

Иногда в процессе практики люди могут неосознанно открывать каналы, которые выбрасывают в мозг образы. В центральном канале существует канал читрини (читра - картина), который отвечает за «мультфильмы сознания» и способность человека их видеть. Сознание может переводить содержание ума в образы и, напротив, облекать образы в ощущения в теле. Обычно это процесс не управляемый никак осознанно. Образы спонтанно формируются умом и передаются в ощущения тела и наоборот.

Таламус и гипоталамус

Четвёртый желудочек мозга управляет подсознательными функциями, такими, как температура тела, ритмы дыхания и сердцебиения. Его структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органов и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв.

Блуждающий нерв управляет несколькими парами нервов - 12, это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, 8 из них являются его продолжением.

Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные (чувствительные) и эфферентные (двигательные) волокна. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов-выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва). Остановка выдоха и остановка вдоха также регулируются этими нервными тканями.

Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием, управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

Нижняя часть заднего мозга

В области четвёртого желудочка существует область четверохолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности. Полосатое тело (corpus striatum) и таламус осуществляют связь между физическим и эфирным телами, контролируя гипофиз.

Мозжечок – центр баланса физического тела и ориентации его в пространстве – располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Так, получая сигналы через мозг, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу, мгновенно формируя реакцию.

Высшая и индивидуальная воля и интуиция

Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – двумя аспектами сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Интегральное восприятие становится фрагментарным, делится в своём множестве, так как уже не направляется волей Высшего сознания, включающего в себя все элементы. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в ограниченном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания мы не принадлежим сами себе, нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы – мы не знаем, а то, что мы знаем – мы не в состоянии контролировать.

Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия « Technique of opening the third eye» . Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA

Денис Заенчковский - ведущий преподаватель йоги в России, автор многочисленных обучающих фильмов по йоге, основатель московского Аштанга Йога Центра. Сайт:



error: Контент защищен !!