Райская птица в русской мифологии. Славянская мифология

Дуальность мифологических существ прослеживается во всех народных культурах. Птицы Алконост и Сирин являются стражами славянского Рая и отражают круговорот Жизни и Смерти в мировом укладе.

Общая характеристика

Несмотря на схожий внешний вид, у птиц много отличий. Они заключаются в характере и происхождении этих созданий.

Эта дева-птица в славянской мифологии отождествляется со светлым началом. Ей приписывают роль вестника радости и процветания.

Истоки происхождения

Прародителем славянской птицы-девы считается греческая женщина Алкиона. Согласно мифам, девушка узнала о гибели своего супруга и бросилась в море, за что боги Олимпа обратили ее в морскую птицу.

С греческого языка алкионе (ἀλκυών) переводится как зимородок. Эта порода строит свои гнезда на берегах моря и питается рыбой.

Внешность

Облик создания менялся на протяжении всей русской истории. Согласно сохранившимся изображениям, Алконост имела такие внешние особенности:

  1. На лубочных изделиях дева-птица обладает женским лицом, грудью и руками, а также создание держит цветок из Рая и свиток, в котором описываются небесные вознаграждения за праведную жизнь. На этих рисунках Алконост обладает пестрым оперением.
  2. Виктор Васнецов в XIX в. изобразил создание с белым оперением, указывая на его светлую сущность.
  3. Голову существа венчает золотая корона.
  4. Когти на правой лапе создания - золотые, а на левой - серебряные.

Согласно легендам, Алконост обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Существо спускается на землю и оплакивает песнью павших воинов. Праведникам создание воспевает счастье и радость на Небесах, а грешникам обещает воздаяние за поступки. Среди магических особенностей существа выделяют:

  1. Вестник богов. В некоторых славянских интерпретациях Алконост, как птица Рая, выступает в роли посланника бога Хорса или Сварога. Своим пением создание пересказывало людям волю пантеона.
  2. Управление погодой. Согласно легендам, существо может поднять бури над морем или успокоить водную гладь.
  3. Сопровождение душ. Благородных почивших на поле боя создание провожало до ворот Ирия.
  4. Дурманящий голос. Песни Алконост могли заворожить неподготовленного слушателя, из-за чего человек забывал обо всем на свете. Дурман проходил, когда дева-птица заканчивала петь.

Несмотря на светлое начало, заложенное в образе, Алконост также могла серьезно навредить человеку. Согласно легенде, птица откладывает волшебное яйцо в день зимнего солнцестояния и опускает его на морское дно. На этот период затихают штормовые ветра и бури.

Само создание следит за водной гладью с берега и ожидает, когда яйцо всплывет. По поверьям, яйца Алконост способны уберечь от любого зла и выполнить желания, поэтому многие люди старались выкрасть кладку. Украденное яйцо вешали под потолочную балку церкви. Птица не прощала подобного оскорбления и преследовала вора до конца его жизни. Найдя смельчака, Алконост забирала его душу и оставляла ее вечно блуждать по земле.

Место Обитания

Алконост, согласно мифологии, обитает на берегах реки Евфрат. Русло этой реки протекает через Ирий (Правь) - славянский рай. Местом, где живет птица, называют остров Буян.

На некоторых лубочных изделиях Алконост изображают на дереве с плодами познания, которые охраняет дракон Ладон.

Птица Сирин

В отличие от Алконост, Сирин представлена как птица печали и скорби. По поверьям, это создание охраняет Навь - мир мертвых.

Истоки происхождения

Имя создания происходит от греческого слова «Seiqmer», что приводится как «сирены». Эти птицеобразные существа, обитающие на скалах в морях, являются прародителями образа Сирин. Со славянской девой-птицей их также роднит опасный и завлекающий моряков голос.

Первые изображения Сирина датируются Х веком. Темное создание изображали на глиняной посуде и дверных замках. В русских легендах это существо является райским жителем, чье пение завораживает любого смертного.

Ближе к концу XVII века Сирин упоминался в таких литературных памятках, как Физиологи, Хронограф и Азбуковник. В них создание описывалось как вестник смерти.

Внешний вид

Внешность Сирин имеет ряд отличий от Алконоста. Среди них можно выделить:

  1. Оперение темное или серое. Волосы смоляные, глаза - голубые.
  2. Вокруг головы существа после крещения Руси стали изображать нимб.
  3. Когти на лапах создания покрыты серебром.

В дохристианский период встречаются изображения Сирин с белым оперением как символом перерождения. Через плач девы-птицы души очищались от земных тяжб.

Характер и магические способности

Общие черты характера темного существа менялись на протяжении всей культуры. Изначально Сирин являлась отрицательным созданием. Дева-птица дурманила головы людям, из-за чего те теряли разум и забывали о своей прошлой жизни. Голос Сирин заставлял славян не бояться смерти, однако сами воины начинали жаждать умерщвления. Встреча с птицей смерти может закончиться для человека сиуцидом.

С этим существом можно было бороться - Сирин не выносит шума. По легенде, если создание спустилось на землю и начало петь, то необходимо бить в колокола, стрелять из пушек и греметь оружием. В этом случае дева-птица испугается громких звуков и улетит.

Существует другой способ одолеть ее чарующий голос. Для этого следует начать петь самому. Если голос человека окажется красивее, то создание прислушается и умолкнет. После этого Сирин может помочь советом. Но плохой голос разозлит существо, оно жестоко накажет смельчака, забрав его душу.

  1. Своим пением дева-птица способна устроить водоворот, который приведет к гибели корабля.
  2. Дар предвидения. Слова песни существа часто могли описать будущее, положительные и негативные предсказания всегда сбывались. По этой причине славяне опасались пения птицы.
  3. Создание часто испытывает людей своим пением. Устоявшим птица приносит награду, а поддавшимся соблазну - смерть. Так боги проверяли смертных героев на их готовность отказаться от порочных слабостей.

Место Обитания

В ранних легенда местом обитания Сирин была Навь - мир мертвых. Там дева-птица грустными песнями оплакивала погибших воинов. Создание являлось вестником Кощного бога, который повелевает мертвыми.

В более поздних источниках Сирин обитает в Ирии, охраняя деревья и волшебную реку. Птица изредка слетает на землю, чтобы горестным плачем почтить павших солдат.

Легенды об Алконосте и Сирин

Существует несколько упоминаний священных дев-птиц в легендах славян. Некоторые из них относятся к языческому периоду, другие - к христианскому.

Воскрешение Перуна

Согласно мифам славян, главного бога их религии породили Сварог и Матерь Сва. Однако в младенчестве божество украл Скипер-змей, стоглавый дракон с хвостом скорпиона. Вместе с Перуном чудовище украло также его сестер, богинь любви, смерти и жизни - Лелю, и Живу.

Скипер-змей закопал спящего Громовержца в глубины подземного царства. Спустя 300 лет после похищения Матерь Сва собрала братьев Перуна, Сварожечей и велела отыскать главного бога.

Чтобы ускорить поиски, трое богов обернулись птицами: Волос - в Сирина, Ярило - в Алконоста, а Стривер принял обличье Стратим. В таком виде они искали брата на протяжении семи лет. боги призвали к ответу Скипер-змея, но тот попытался скрыть правду.

Волшебные птицы не повелись на ложь дракона и смогли найти спящего мертвым сном Перуна. Чтобы оживить его, боги попросили птицу Гамаюн принести волшебную Сурью из колодца в Рипейских горах.

После того как Сварожичи умыли живой водой лицо Громовержца, он очнулся. Первым его подвигом была победа над Скипер-змеем, которого Перун лишил всех голов и изгнал на край земли.

Яблочный спас

Традиционно праздник Яблочного спаса отмечается 19 августа. Несмотря на славянские корни, это празднество перешло и в христианство.

В этот день отмечают конец летнего сезона, который знаменует сбор урожая. Согласно легенде, на Яблочный спас радостная Алконост и печальный Сирин прилетают из Прави в Явь. В лапах они несут целительные травы.

Сначала сады облетает Сирин и поет печальные песни, оплакивая всех умерших и живших по кривде. По этой причине до 19 августа нежелательно есть яблоки - по поверьям, отведавшему грозит год, полный несчастий.

После Сирин яблони посещает Алконост - птица счастья. Ее пение полно радости и света, оно знаменует неизменный круговорот жизни и смерти, смену времен года и постоянное обновление природы.

С крыльев светлая дев-птица стряхивает росу, орошая ей деревья. По легендам, после посещения садов Алконостом яблоки приобретают целительные свойства. Их дарят свежими друзьям и родственникам, а также впрок кормят детей. Этот ритуал поможет избежать людям зимних хворей.

Праздник напоминает людям о том, что самые высокие ценности - духовные. В этот день угощают нищих и убогих, проведывают дальних родственников и благодарят старшее поколение за жизнь. Это связано с тем, что девы-птицы Сирин и Алконост также являются хранителями домашнего очага. Славяне почитали этих созданий наравне с другими берегинями и просили уберечь дом от ссор и нужды.

Другие славянские девы-птицы

Одни и те же мифологические существа Восточной Европы могут иметь ряд отличий в зависимости от региона. Некоторые создания приобретают схожие черты характера и способности.

Дева-птица Сва является прародительницей всех славян. Она появилась из золотых яиц, которые снесла Мировая Уточка, сотворившая мир.

Богиня выглядит как птица с женской головой. Оперение ее разноцветное, волосы - золотые, а глаза - голубые. Традиционно Матерь Сва изображается без оружия, однако своими крыльями она закрывает всю Русь от врагов.

Птица способна поднять боевой дух славян, из-за чего те даже при малом войске могли одержать победу на поле боя. Воины, благословленные Матерью Сва, теряли страх перед смертью и, умирая, испытывали радость. Это роднит богиню с Алконостом и Сирин, которая также пела погибшим о счастье и благочестии в Прави.

У южных славян Матерь Сва ассоциировалась с вещей птицей Гамаюн. По поверьям, в таком виде богиня представала перед людьми. В истинном облике создание изображают в огне, который символизирует негасимый боевой дух славян.

В язычестве матерь Сва является женой небесного кузнеца Сварога. Вместе они породили весь славянский пантеон.

Место обитания Матерь Сва - небо. С него дева-птица освещает русские земли и стережет границы.

Птица-вестник - известный персонаж во многих культурах. Гамаюна традиционно считают посланником Велеса. В южных регионах это создание является вестником Перуна.

Место обитания Гамаюна - остров Буян. В некоторых легендах также упоминаются Макарийские горы.

Это существо обитает на острове Буян. Создание выглядело белоснежной птицей с женской головой. Стратим не имеет отношения к богам и другим мирам. Славяне описывали это создание как могучую химеру, которая накрывает своим правым крылом весь мир.

На голове Стратим хрустальная корона, и главная способность этой птицы - управление природой. Как и Алконост, это существо способно утихомирить бури и ураганы. В отличие от светлой девы-птицы, Стратим вызывает штормы и землетрясения.

Стратим не относится к берегиням. Это создание олицетворяло в понимании славян мощь природы, перед которой уязвим любой человек.

Симург сочетает в себе голову льва и тело птицы. На некоторых изображениях существо имеет человеческое лицо. Согласно иранской мифологии, это создание сидит под и охраняет его от зла.

Это божество несет волю Творцов людям, играя роль птицы-вестника. По поверьям, Симург радостно поет весной, благодаря чему деревья и растения пробуждаются от сна. Осенью это создание исполняет печальную песнь, под которую весь живой мир погружается в зимний сон.

Как и Алконост, Симур способен управлять погодой. От хлопанья его крыльев поднимаются ветра, а там, где пролетит птица-вестник, пройдет дождь.

Заключение

Сирин и Алконост - девы-птицы в славянской мифологии, чья связь демонстрирует круговорот Радости и Печали, Жизни и Смерти. Несмотря на схожий внешний вид, создания имеют ряд отличительных черт.

В культуре славян функции дуальных существ выполняли многие волшебные птицы - Матерь Сва, Гамаюн и Жар-Птица. В мифологиях многих стран можно найти упоминания о схожих созданиях.

УТКА считается птицей Рода и воплощением Макоши. Мировая Уточка, породившая Мир. Она подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь. Именно она снесла два яйца – Явь и Навь, воплощение добра и зла, жизни и смерти. И она же снесла волшебные железные и золотые яйца, из которых вылупились птицы: Матерь Сва, Орел, Алконост, Стратим, Гамаюн, Финист, Рарог, Ворон, Обида, Грифон, Могол, Сирин.
Утка изображена на гербах многих поселений России.

СТРАТИМ - воплощение Стрибога. Также его ездовая птица. Она же Строфиль и Строфилиус. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой.
Живёт на море-океане. Считается, что Стратим всем птицам мать. Её крик вызывает на море бурю. Когда Стратим взлетает, вздымаются огромные валы, способные потопить корабли, разверзаются глубочайшие бездны, и смывает с берегов города и леса. Сохранилось загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Птица Матерь Сва

МАТЕРЬ СВА - птица, ипостась Лады, Великой Небесной Матери. Посланница Бога Вышня. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Покровительница Руси. Слава. Дух реки Славы (Волго-Дона). Часто принимает образ Гамаюн. В Индии она птица Матаришван. Изображалась в защитной броне, с крылом в виде щита. Её сила заключена в магическом слове, которым она вдохновляет воинов и сама набрасывается на врага, бьет крыльями и разит клювом.
"Птица Матерь Сва...это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание". (С)

ОРЁЛ - птица Перуна Громовержца, его ипостась. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Именно Орёл в сказаниях многих народов сопровождает Громовержца. Перун может превращаться в Орла, может летать на нём, посылать его с различными поручениями. Орёл широко распространён в геральдике.

ГАМАЮН - птица вещая, посланница Велеса, Крышня, Коляды и Даждьбога. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Лик у Гамаюн женский, тело птичье. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, Богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Она поёт людям божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Слово «гамаюнить» значит баюкать. По древнему поверью крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Есть мнение, что Гамаюн и Гаруда одна и та же птица.
Гамаюн изображена на многих гербах поселений России.

РАРОГ - огненный сокол, воплощение Семаргла. Рарог, по пpеданию, может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарог имеет вид хищной птицы с искрящимся телом, пламенеющими перьями, сиянием, и огненным вихрем, вырывающимся из клюва.

ОБИДА - чёрный Лебедь, птицедева печали, обиды. Рождена Навью. Купается в облаках и плещется в синем океане. Всегда противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых Богов. Она очень воинственна и находится в свите птиц, сопровождающих Магуру. Борется с врагами Руси. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Изображена на гербе г. Еманжелинска Челябинской области.

МОГОЛ (она же - Магур или Магура, Могуль в сказках) - Могучая птица Индры, его воплощение. Рождена Навью. Упоминается в «Велесовой книге». От её имени образовано слово «могила». Когда Магура рычит по-звериному, свистит по-змеиному, все травы-муравы уплетаются, лазоревы цветочки осыпаются, а темные леса к земле приклоняются.
Птица Магура очень воинственна, всегда присутствует на поле битвы. Она сродни Валькирии. Магура осеняет павшего героя широкими крыльями, касается губами его холодных уст и даёт выпить убитому сначала глоток мёртвой воды из серебряной чаши, а затем глоток живой воды из золотой чаши. Воин, отведавший живой воды от Магуры, получает вечное безсмертие и отправляется в Ирий.

ВОРОН (не путать с вороной и грачом) - один из творцов мира, сотворил овраги, ущелья. Родился из железного яйца, снесённого Мировой Уточкой. Ворон воплощение Чёрного Змея, в то же время птица Вещая, верный спутник Бога Варуны. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия и сообщает о том, каких высот они достигли в своем развитии. Ворон хранитель живой и мёртвой воды. У Одина есть два Ворона шпиона: Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.
Ворон есть в геральдике викингов и в германской геральдике.

ГРИФОН или НОГАЙ - наполовину лев, наполовину орёл. Рождена Навью. Вьет гнездо на двенадцати дубах. Преграждает путь к Рипейским горам, охраняет золото Ирия, яблони с золотыми яблоками, способен отыскивать и тайно хранить золото. Грифон стережёт проход в Пекело. От его крика вянут цветы, трава, и все падают замертво.
Грифон был одним из основных символов Великой Тартарии.

Жар-птица

ЖАР-ПТИЦА - в славянских сказках чудесная птица, которая живёт в тридесятом царстве. Жар-птица золотая, питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и безсмертие. Когда она поёт, из ее раскрытого клюва вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.

ФИНИСТ - сокол Бога Волха и Ярилы. Родился из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Птица-воин, защитник Руси, страж границ, способный отличить правду от лжи. Волшебное перо Финиста обладает чудесными свойствами, в том числе устраняет на пути все преграды. Греческое имя Феникс - это искаженное русское Финист.

Алконост

АЛКОНОСТ - птица Зари, воплощение Хорса и Крышня. Полуптица, полуженщина. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Управляет ветрами и погодой. Держит в руках лотос. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Зла от неё людям нет.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной Богами в зимородка.

СИРИН - тёмная птица, посланница тёмных сил, рождена Навью. Сирин полуженщина несравненной красоты, полуптица. Живёт в Ирии. На землю спускается, чтобы вывести птенцов. Сирин знает ответ на любой вопрос и может исполнить любое желание. Но кто услышит её голос, забывает всё на свете и умирает.
Сирин изображена на гербе г. Пучеж Ивановской области.

Птица Див

ПТИЦА ДИВ – воплощение бога Дыя.
Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он старался предупредить людей об опасности, но часто оставался неуслышанным и непонятым, поэтому его пророчества никому не приносили удачи и счастья.

«В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто был обречен на поражение, и клики его чудились погребальным плачем, последним прощанием с жизнью, с белым светом...» (С)
"Слово о полку Игореве":
«Див кличет вверху дерева...» (С)

Кукушка

КУКУШКА – сакральная птица Живы, богини жизни, и Числобога.

Она в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных сроках и их грехах. Кроме того, кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами. Именно она приносит родным весть с того света.

«По русским поверьям, кукушка и сизая галочка хранят у себя райские ключи или ключи от Вырия; с их прилетом пробужденный Перун отпирает небо и низводит на землю плодотворное семя дождя». (с) Вырий по представлениям древних находился на земле, а не на небе.

Раньше на Руси вдова сравнивалась с кукушкой.

С кукушкой связано много примет:
Например, начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.
Или, если к 12 июля кукушка не перестанет куковать и рожь силой не нальется, будет неурожайный год.

В сказке о Царевне - лягушке Василиса оборачивается серой кукушкой, и её уносит вихрь.

Текст составлен методом компиляции.

ПТИЦЫ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ Птицы всегда занимали особое место у славян. Давайте вспомним один из мифов об происхождении Земли. "...И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – священные дубы, державшиеся на силе божией. Из желудей священных небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи. Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов – строили гнездо-землю." Утка упоминается и в сказках о Кощее Бессмертном. Именно она запрятана в зайце, а в ней уже спрятано яйцо. Мировая уточка. Марина Полякова. Холст Мировая уточка. Навершие. 4-6 вв.н.э. Почему же утке отдана такая роль в сотворении мира? Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды. В бассейне верхнего течения реки Кама было найдено навершие с изображением Мировой уточки. Находка датируется 4-6 веками н.э. Предполагается, что оно было либо навершием жреческого посоха, либо частью головного убора, например, кички. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что "уточки" чаще всего находят парами. В любом случае это украшение с ритуальным значением. С уточкой ассоциируют Макошь. Культ утки-Макоши просуществовал до сегодняшних дней, о чём говорят разные ритуальные предметы славян, которые можно видеть и в наши дни. Правда, про то, что они ритуальные, сейчас по большей части позабыто. Теперь неудивительно, что птица в мифологии славян играла большую роль, и образы птиц, дошедших из глубины веков, разнообразны. Это ещё объясняется и большими территориями, которые заселяли славянские народы. Стратим В "Голубиной книге" есть такие строки: ...Которая птица всем птицам мати? А Стратим-птица всем птицам мати. А живёт она на Океане-море, А вьёт гнездо на белом камене. Как набегут гости-корабельщики А на то гнездо Стратим-птицы И на её на детушек на маленьких. Стратим-птица вострепенётся, Океан-море восколыблется, Как бы быстрые реки разливалися. Топит он корабли гостинные, Топит многие червлёные корабли С товарами драгоценными! В разных переводах эту птицу называют по-разному: Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песнях птицы Гамаюн», созданных намного раньше. Стратим О гигантской птице повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"». Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. «...живёт она на море-океане, и когда кричит, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведёт она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса». В этом смысле Стратим подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она за то, что герой спасает и милует её птенцов, помогает выбраться ему на волю. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Повелителем Стратим-птицы является Стрибог - Верховный бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю, может оборачиваться своим помощником. Вещая птица Гамаюн На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых, Она вещает и поёт, Не в силах крыл поднять смятённых… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запёкшиеся кровью!.. Эти поэтические строки Александр Блок посвятил птице Гамаюн. Вещая птица, посланник богов и их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное. Все песни птицы Гамаюн, которые она пела людям, собраны в одной книге, где повествуется о сотворении мира и рождении богов. "Заветные песни птицы Гамаюн" - так называется эта книга. Каждая часть книги называется "клубком". По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Слово « гамаюн » происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). А вот две птицы славянского рая - Алконост и Сирин. Название птицы Сирин даже созвучно названию рая - Ирий. Райская птица Алконост Подпись под лубочной картиной, на которой изображена птица Алконост, гласит: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». По легенде, Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). 7 дней яйца лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. И в это время на море наблюдается штиль. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия яиц, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под потолком в церкви, как символ целостности и единения всего приходящего сюда народа. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Удивительно, как переплетаются славянская и древнегреческая мифологии. Алконост имел и другое название - Алкион. В древнегреческой мифологии есть миф об Алкионе, дочери бога ветров Эола, жене фессалийского царя Кеика, сына бога утренней звезды Эосфора. Как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», Кеик трагически погиб в бушующем море. Алкиона ждала Кеика на вершине утёса. Когда же к утёсу прибило волной тело её погибшего мужа, Алкиона бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили Алкиону в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными. Греки считали, что когда Алкиона высиживает яйца, на Ионическом и отчасти Эгейском морях устанавливается в течение двух недель затишье (неделя до и неделя после зимнего солнцестояния), так как отец Алкионы Эол, бог ветров, удерживает в это время подвластные ему ветры. Об этом Овидий так пишет в «Метаморфозах»: Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря. По морю путь безопасен тогда: сторожит свои ветры, Не выпуская, Эол, предоставивши море внучатам. Дни затишья на море, когда Алкиона-зимородок выводила своих птенцов, греки называли «алкионины, или зимородковы дни». В древнерусском языке они назывались алкионитские или алконостские. Райская птица Сирин Не менее интересна история птицы Сирин - неизменный спутник Алконоста. Как утверждается, она ведёт своё происхождение от греческих сирен. А может сирены от неё? Или это две ветви одного и того же факта? В древнегреческой мифологии сирены – это птицы с женскими головами. «Сладкоголосие» сирен подтверждают имена некоторых из них: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Пейсиноя (Льстящая), Молпе (Певучая). По одной из легенд, сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, сирены поселились на пустынном острове, чтобы мстить роду человеческому. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их. Скалы острова сирен были усеяны костями и высохшей кожей их жертв. Гомер в «Одиссее» рассказывает, что Одиссей, желая услышать пение сирен и остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя велел привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердце усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав, Знаем мы всё, что случилось в троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится. Райская птица Сирин Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась "сиринъ". Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников: «Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати». В XVII–XVIII вв. Сирин вместе с Алконостом были причислены к числу райских птиц. Пение птицы Сирин служило обозначением божественного слова, входящего в человеческую душу, а на лубках она изображалась очень похожим на Алконоста, только Сирин не имел рук, а вокруг его головы часто можно видеть нимб вместо короны. По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. История Сирин другая, нежели у Алконоста. Обитает птица в самом раю. Глас её в пении зело красен, ибо возвещает неземные радости. Временами она спускается на землю. Однако, если то пение услышит живой человек, "таковый от жития может отлучиться". Последнее свойство Сирин, равно как и Алконоста, сильно озадачило русского человека, ценившего превыше всего силу, мужество, благородство и воспевавшего их в песнях, былинах, сказках. Образ Сирина народному художнику оказался чем-то ближе, поэтому именно его стал он исправлять по своему вкусу. Судя по одной из легенд, сделать это оказалось несложно: стоило лишь, как только птица спустится на землю и начнёт петь, поднять шум да ещё пострелять из пушки. Сирин замолчит и улетит в своё жилище. Как раз этот сюжет и изображён на картине (её можно увеличить с помощью волшебной мышки у вас в руках и подробнее рассмотреть). В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения. Птицы радости и печали Райские птицы Сирин и Алконост стали персонажами известной картины В.М. Васнецова «Песни радости и печали», вдохновившей юного Александра Блока на раннее его стихотворение «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», датированное 23-25 февраля 1899 г. Сирин и у Васнецова, и у Блока становится символом радости, нездешнего счастья. Вот как описывает эту райскую птицу молодой поэт: Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд. Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти тёмных сил: Другая – вся печалью мощной Истощена, изнурена... Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна... Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над её ветвистым троном Нависло чёрное крыло. Надо сказать, что ни радостный, счастливый Сирин, ни тем более истощённый печалью Алконост не находят соответствий в истории связанных с этими птицами преданий. На лубках XVII–XVIII вв. птицы Сирин и Алконост изображались обе жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и вряд ли могли рассматриваться как символы радости и печали. Дуализм и Васнецова, и Блока – это, конечно, уже явления Нового времени, приметы грозовых зарниц истории, озарявших горизонт грядущего страшного XX в. Художник и поэт на рубеже веков сотворили свой новый миф, отражавший новое понимание сути мира человеком уходящего золотого века русской культуры. ВСТУПАЙ -> ДОРОГА ДОМОЙ - славяне|традиция|язычество После разговора о всей этой путанице, которая постигла Алконост и Сирин, давайте ещё раз обратимся к их лубочным изображениям. Видите, там птицы изображены с коронами или нимбом - признаком святости в христианстве. То есть, это картины уже христианского периода Руси. Как мы знаем, христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распространённым персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили языческих птиц, одна из которых точно была Мировой уточкой, а вот в качестве второй называют птицу-Солнце, о которой сведений практически не сохранилось. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье. Рассмотрим теперь другую группу птиц в славянской мифологии. К ней относятся птицы–сказочные персонажи, а именно Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевну-Лебедь. Из сказочных птиц Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица олицетворяла, скорее всего, огонь, свет, солнце. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Ну и ещё одна группа птиц в славянской мифологии. Они не имеют чего-то необычного в своём облике, но наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

(формат PDF, 373 Кб)
Программы дополнительного образования для школьников (текст, формат DOC, 43 Кб)

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Птица Гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Птица Феникс

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

Птица Бенну (Бен-Бен)


Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».

По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.

Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Птица Симург

Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).

На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.

Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».

В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.

Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.

Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
(Навои, «Язык птиц»)

Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.

Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.

В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом. Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Все мы знаем об Одиссее, древнегреческом герое Троянской войны. Он по дороге домой проплывал мимо острова сирен, полуженщин-полуптиц. И только хитрость и смекалка помогли ему сохранить корабль и товарищей от гибели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы.

Птицы у славян

Птица с человеческим лицом или головой была и у славян, причем не одна. Такие существа отличались между собой цветом оперения, местом обитания, другими особенностями. Но в мифологии пернатым была отведена особенная роль: именно утка (утки), по преданию, принимали участие в создании мира. Они, родившись из пены океана либо вылупившись из желудей небесных дубов, нырнули в глубины моря и достали землю. По одной из версий, илом они скрепили веточки и листья, построив таким образом гнездо, а по другой - волшебный камень-алатырь был поднят на поверхность, где начал расти и превратился в земную твердь. Обличье птиц нередко принимали души умерших, утка, например, прочно ассоциировалась с богиней Макошью.

Волшебные птицы

Птица с человеческим лицом - это особый персонаж. Но, помимо них, мир населяли и другие пернатые. или Финист, Жар-птица, а также целый ряд других существ с диковинными названиями: Могол, Грифон, Скоп, Кува, Дребезда, Чирея, Ногай… Остановимся на самых известных из них.

Феникс. Нет, это не птица с человеческим лицом, но, тем не менее, персонаж довольно интересный и символичный, впрочем, как и все в наших сказках и сказаниях. Она олицетворяет бессмертие, вечное счастье и молодость. Ее оперение огненно-красное, золотое, она быстрая, словно молния, как луч света. Финист символизирует обновления и возрождения - природы, человека, всего. Согласно легендам, Феникс днем принимает птичье обличье, ночью же предстает как прекрасный царевич. Иногда он засыпает, а пробуждается только от слез влюбленной девушки. Финист - воин, борец, защитник, страж справедливости и традиций, вестник богов и их помощник. Состарившись, он сам сжигает себя, чтобы возродиться и стать еще прекраснее, еще моложе.

Жар-птица - еще один персонаж славянских сказок. Обитает она в Ирие Небесном, имеет золотое оперение, которое сверкает на всю округу, и хрустальные глаза. Сияние это слепит, но не обжигает. Эта птица чудно поет, иногда говорит человеческим голосом, порой превращается в девушку-красавицу. Существо может заколдовать человека взглядом или голосом, однако в плену редко радует людей своим пением, может исполнить желание, а перо её приносит счастье. Жар-птица охраняет в райском саду дерево с золотыми яблоками, которыми и питается.

Вещая Гамаюн

Это с человеческим лицом. Она является вестником богов, посланником неба, то есть она доносила до людей высшую волю. Гамаюн родилась вместе с нашей планетой, поэтому знает все и даже может предвещать будущее. К ней идут за советом люди, но спросить ее нужно уметь, а ответ необходимо понять. А обитает эта сказочная птица с человеческим лицом возле моря, близ Когда летит она по небу, на земле поднимается буря. Крик же ее сулит счастье всякому человеку.

Птица Алконост

Это еще одна райская птица с человеческим лицом. Обратите внимание: она обязательно светлая! Имеет голову прекрасной женщины и радужное оперение. Символизирует радость и счастье, хорошо относится к людям, помогает, предупреждает о несчастьях. Поет она настолько мелодично, что слушатель забывает обо всех бедах на свете. Алконост - сказочная райская птица с человеческим лицом - зимует в Ирие Небесном, а по весне возвращается на землю вместе с диковинными цветами. Счастье обретет тот, кто её увидит, но она очень быстра и мгновенно улетает.

Сирин

Эта темная птица с человеческим лицом в символизирует скорбь, печаль, она является вестником царя подземного мира. Если человек встречает ее, то значит, что в ближайшем будущем ему грозит беда. Голова у Сирин женская, лицо у нее прекрасно, но вот тело - птичье. Ее песня является утешением в горе, поскольку вызывает забытье, может предсказывать судьбу. Вместе с тем пение Сирин опасно для человека, хотя и очень мелодично. Птица эта похожа на Алконоста, и они вместе часто путешествуют.

Стратим, или Страфиль

Известна еще одна птица с человеческим лицом в славянской мифологии - Стратим, или Страфиль. Это некая прародительница всех мифических птиц. Она гигантская и очень таинственная, живет на море и весь мир может заслонить своим правым крылом. Когда она взмахивает крыльями, то волны покрывают водную гладь, а крик птицы вызывает бурю. Полет Страфили вызывает жуткое наводнение, потоп, который опасен не только для кораблей, но и для городов.

Вместо послесловия

Мы рассмотрели только самых известных чудо-птиц, в которых верили на Руси. Как видно из статьи, встреча с каждой из них сулила человеку перемены. А добрые они были или не очень, уже зависело от судьбы, а также от сообразительности путника. Если сумел правильно понять песню - был спасен, если нет - ну что ж, таков его удел.

Многие райские птицы знакомы нам из сказок, былин, легенд. Но есть и такие персонажи, которые упоминались в летописях. Они прилетали в города, садились на храмы или избы, пели свои чарующие песни. Они приходили в снах к правителям, предупреждали о переменах в государстве. Может, кому-то из читателей удастся услышать сладкое пение одной из них. Только будьте осторожны, не спугните сказочное существо!



error: Контент защищен !!