Р. Вудвортс

Отвлекаемость и рассеянность внимания

Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно воз­никает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвле­каемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наибо­лее отвлекают предметы или явления, которые появляются вне­запно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учеб­ных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влия­нием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за от­сутствия интереса и чувства ответственности за дело, кото­рым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог вни­мательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.

Физиологической основой внешней отвлекаемости вни­мания является отрицательная индукция процессов возбуж­дения и торможения, вызванная действием внешних раздра­жителей, не имеющих отношения к выполняемой деятель­ности. При внутренней отвлекаемости внимания, обуслов­ленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может кон­курировать более слабый очаг, соответствующий объекту вни­мания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нер­вных клеток скучной монотонной работой.

Рассеянностью называется неспособность человека сосре­доточиться на чем-либо определенном в течение длительно­го времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к не­посредственно окружающим предметам и явлениям, вызван­ная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой со­средоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рас­сеянности является мощный очаг оптимального возбужде­ния в коре, вызывающего торможение в окружающих его уча­стках по закону отрицательной индукции. Неясность отра­жения различного рода внешних воздействий при рассеян­ном внимании объясняется тем, что оно происходит на уча­стках коры, находящихся в состоянии торможения. «При со­средоточенном думании, - пишет И. П. Павлов, - при увлечении каким-нибудь интересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явная отрицатель­ная индукция».

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенно­сти не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого ро­да, с трудом устанавливает и удерживает произвольное вни­мание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного чело­века неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлин­ная рассеянность объясняется недостаточной силой внутрен­него торможения. Возбуждение, возникающее под действи­ем речевых сигналов, легко иррадирует, но с трудом концен­трируется. В результате этого в коре мозга рассеянного че­ловека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбуди­мости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рас­сеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является пере­грузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, те­атр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в не­сколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Подобная неупорядоченность увлече­ний лишь укрепляет рассеянность, мешает учиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспита­ние ребенка в семье: отсутствие определенного режима в заня­тиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его при­хотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное пре­подавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.

Тесты.

1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из квадратов. Теперь закройте книгу и постарайтесь по памяти нарисовать квадраты и восстановить расположение кружочков в них.

За каждый правильно помещенный кружочек вы получаете одно очко. Если вы наберете 35 очков, вы очень внимательны.

2. Из какого количества маленьких рыбок состоит эта большая рыба? Скажите сразу, не подсчитывая, а потом проверьте себя.

3. Можете ли вы менее чем за минуту найти квадратик, который содержит все ле­пестки этой прекрасной розы?

Используемая литература.

1. Коломинский “Человек: психология”, Москва “Просвящение” 1986 г.

2. “Общая психология (курс лекций)” cоставитель И. Е. Рогов. Москва “Владос”


Когда вы строите отношения с любым человеком, по факту вы договариваетесь: что вам друг от друга нужно, что вы друг от друга хотите. Если вы это правильно сделали, то 80% всех отношенческих проблем решаются сами собой, без применения манипуляций.

Если какой-то вопрос выходит за рамки проработанных отношений, обычно вы пробуете договориться. Если не получается – тогда используете манипуляции. Т.е. в отношениях с более-менее вменяемым человеком вам манипуляции нужны крайне редко. Плюс манипуляции пригодятся вам в отношениях с малознакомыми людьми.

Люди любят, когда ими манипулируют . И это на 100% правда. Средний нормальный человек довольно не самостоятелен по жизни. Многим людям не хватает какой-то сильной фигуры, им нравится, когда кто-то говорит им, как жить, что делать. Но не всегда, а только когда это происходит красиво и незаметно, и человек сам на это согласен.

Влияние может быть на пользу или во вред тому, кем вы манипулируете. Влияние может быть квалифицированное (когда вы умело манипулируете) или неквалифицированное (когда неумело).

Если вы умеете манипулировать на пользу людям и делаете это квалифицированно, в этом нет ничего плохого. Опасность представляют неквалифицированные манипуляции во вред человеку.

Прямое влияние

Как происходит прямое влияние? Выделим 3 основные стадии:

  • Захват внимания . Сначала вы должны получить внимание человека прежде, чем повлиять на него. Убедитесь, что этот человек точно вас внимательно слушает, чтобы ваши слова не уходили куда-то в пустоту.
  • . На этом этапе совершаем само влияние: просьба, предложение, требование и распоряжение . Каждая техника тяжелее предыдущей, не нужно использовать технику влияния, если перед ней вы не использовали более легкий вариант (например, не надо требовать, если вы еще не попросили). Пример просьбы: «вкрути, пожалуйста, лампочку». Пример, распоряжения: попросить сотрудника сделать отчет за месяц.
  • Ожидание . Вы ждете реакцию человека.

Часто люди совершают ошибки, пренебрегая одним из трех этапов. Например, не захватив внимание собеседника, ваше влияние уходит «в молоко». Или: вы повлияли на человека и не дождались его реакции, подумав, что ваше влияние не сработало, или человек сознательно вас посылает.

Когда эффективно прямое влияние?

  1. Когда у вас есть на это право . Возьмем ситуацию: в семье у вас есть понятные договоренности (например, бытовые вопросы решает мужчина), и жена просит мужа повесить шкаф.
  2. Когда у вас с объектом влияния совпадают цели . Например, вы берете такси на двоих с незнакомым человеком, чтобы подешевле доехать до места.

Косвенное (скрытое) влияние

Это скрытое влияние по отношению к другому человеку. Здесь вы не даете человеку прямого указания (в отличие от прямого влияния).

Можно выделить 5 стадий:

  1. Захват внимания . Скрытое влияние тоже не имеет смысла без захвата внимания.
  2. Отвлечение внимания . Вы привлекли внимание на себя, а потом перевели на что-то другое. Т.е перенаправляете внимание собеседника в сторону, которая не имеет отношения к вашей реальной цели. Например, это может быть совершенно посторонний вопрос, протягивание предмета, стряхивание пылинки с одежды, нестандартная мысль или шутка. Т.е. что угодно, что собеседника отвлечет.
  3. Техника скрытого влияние . Может быть несколько техник.
  4. Отвлечение внимания . Повторяем стадию отвлечение.
  5. Ожидание . Ждем реакцию человека. Ожидание может затянуться – это зависит от вашего собеседника.

В скрытом влиянии нет однозначной уверенности в результате. Как правило, для сложного изменения поведения собеседника нужно сделать несколько манипуляций, техник.

Чтобы скрытое влияние заработало, оно должно провалиться у человека в бессознательное мышление. Т.е. если вы сделали прямое указание – человек это заметит; а вам нужно, чтобы влияние попало в бессознательный ум (для этого и делаются 2 отвлечения).

Постепенно все эти техники влияния вы научитесь вставлять как фон в вашей речи. Вам не нужно будет прокручивать все эти 5 стадий последовательно. Вы, просто разговаривая с человеком, будете на автопилоте встраивать все, что вам нужно.

Вывод : По сути, мы закидываем идею в бессознательное нашего собеседника. И чем глубже мы ее закинем, тем лучше она сработает. Потом косвенное влияние у вас перейдет в фон. Т.е. вы освоите техники «вбросов», и дальше будете встраивать скрытое влияние в естественный фон общения с вашим собеседником.

Техника захвата внимания

Основная задача – захватить внимание собеседника. Внимание другого человека вы захватываете по каналам восприятия. Человек может зрительно воспринимать информацию на слух и телом (ощущения). И чем больше каналов вы используете, тем сильнее будет захват. Т.е. если вы смотрите собеседнику в глаза, громко говорите и трясете за плечи при этом, то захват будет очень сильный.

Основные техники захвата:

  • Зрительный контакт. Прежде чем говорить с человеком, убедитесь, что он вас видит.
  • Голосовое приветствие.
  • Задать какой-нибудь вопрос. Можно применять как к знакомому, так и к постороннему человеку.
  • Ненавязчивая кинестетика – прикосновения. К малознакомым людям можно прикасаться по нейтральным зонам: внешняя часть плеча или предплечья, внешняя сторона руки.
  • Присоединиться к действию собеседника. Таким образом, вы автоматически попадаете в область внимания человека.

Просьба — это опциональное влияние, т.е. можешь делать, можешь не делать. Большинство людей не умеет этим пользоваться. Просьба может быть на равных, с позиции сверху или снизу. Она может нести завуалированное распоряжение или требование (т.е. просьбой вы просто смягчаете более жесткое указание).

Когда эффективно использовать просьбу? Когда человеку легко делать то, что вы просите. Либо у вас есть значительный авторитет. Либо у вас есть формальное право просить о чем-то (семейно-бытовые вопросы). Либо с этим человеком у вас хорошие отношения.

Как усилить просьбу? Вам нужно подкрепить свою просьбу чем-либо. Это может быть легкий, комплимент, улыбка, благодарность, прикосновение.

Предложение – просьба что-то выполнить взамен на что-то с вашей стороны (взаимный обмен). Частая ошибка в том, что вы не понимаете, зачем другому человеку откликаться на ваше предложение. Т.е. вы должны знать, что предложить собеседнику, чтобы он на это согласился, показать ему выгоду вашего предложения для него.

Требование – это требование что-то выполнить, взамен вы ничего не предлагаете. Применяется гораздо реже, чем просьба или предложение. Эффективность требования будет сильно зависеть от того, есть ли у вас на это формальное право, доверительные отношения, авторитет.

Распоряжение – когда у вас есть право приказывать, и человек не может отказаться (пример: работодатель – работник). Эффективность распоряжений обычно 100%. Здесь основная сложность, как отдать распоряжение, чтобы получить именно то, что вы хотите от человека.

Для усиления прямого влияния используйте следующие техники:

  • «Заезженная пластинка». Вы повторяете одно и то же и не переключаетесь на обсуждение чего-то еще. Часто люди сдаются уже после 2-3 повторения.
  • «Логические продажи». Это качественное предложение, правильное преподнесенное, т.е. вы продаете человеку какую-то идею, действие. Обычно это срабатывает, когда собеседник по логике глупее вас и логикой он легко очаровывается; либо если собеседник умный, открыт к новой информации и ваши цели частично совпадают. Вы должны понимать, какие проблемы есть у другого человека + вы должны понимать, какое решение этих проблем вы можете предоставить + какие выгоды он получит благодаря этому решению.

Большинство людей не понимают истинную проблему у собеседника или не могут сформулировать выгоды для него.

Техника косвенного влияния: Общественная мораль

Это всякие формы фраз, начинающиеся с «Ты должен…», «Мужчины должны…», «Женщина должна…», «Каждая мать обязана…», «Каждый студент должен…» и модальные операторы («Умный человек должен…»).

Т.е. вы берете любую категорию и прибавляете долженствование . У собеседника в голове прокручивается «Я принадлежу к этой категории, значит я тоже должен».

Сюда также входят обобщения : «Все всегда делают это», «Люди так поступают», «Так никто не делает».

Техника косвенного влияния: Утраченный исполнитель

Это всякая наука, статистика, данные опытов: «Британские ученые доказали…», «По статистике… », «Ученые доказали…», «Согласно проведенным опытам…»

Вывод : вы разговариваете с человеком и вбрасываете, что есть некая статистика, по которой… И дальше даете статистику, которая подкрепляет нужное вам поведение.

Например, в разговоре с руководителем «В европейских компаниях сейчас популярна работа на дому, так сокращается бюджет компании, расходы на 25% и т.д.» Здесь вы вбросили идею, что работать на дому – это хорошо. Это работает при поиске удаленной работы по найму.

Техника скрытого влияния: История-метафора

Очень сильная техника. Люди с детства воспитываются на историях и сказках, поэтому ваши истории заходят в мозг просто великолепно.

Как лучше всего это использовать? Расскажите историю, в которой кто-то поступает так, как вы бы хотели, чтобы он поступил. При этом такое поведение приводит к чему-то хорошему для героя истории.

Чтобы эта история не выглядела глупо и вас не разоблачили, нужна некая маскировка . Вы рассказываете не о себе, а о ком-то постороннем.

Вы создаете историю (лучше реальную), в которую заложено целевое поведение, какое вы хотите навязать вашему собеседнику, и эту историю вы строите в цепочку: чтобы в идеале это был рассказ о четвертом лице от третьего лица второму лицу. Эта цепочка усиливает «амнезию» и лучше переводит вашу команду (скрытое внушение) на бессознательный уровень. Люди не любят, когда на них давят, поэтому мы создаем некое информационное окружение.

Мы наверняка не может предугадать результат, но можем быть уверены, что после использования истории-метафоры у человека запускается некий внутренний поиск. Вы закинули человеку историю, дальше он ее обрабатывает, обдумывает. И в конечном счете это повлияет на его поведение.

Техники скрытого влияния: Комплименты и поддержка

Любой искренний комплимент лучше делать о заслуге человека, а не о врожденном качестве: «Какую классную прическу ты выбрала!», «Ты выбрал красивый костюм».

Как это использовать в качестве скрытого влияния? Вам нужно сделать комплимент тому поведению, какое вы хотите в человеке воспроизвести и воссоздать. Т.е. вы делаете комплимент целевому поведению или тому поведению, которого еще нет.

Например, вы хотите, чтобы женщина чаще вкусно готовила, вы говорите: «Как мне нравится, как ты вкусно готовишь борщ».

Важный момент — озвучиваем комплимент как само собой разумеющееся.

Техника скрытого влияния: Ты сам

Суть техники: вы выдаете желаемое поведение как нечто, что собеседник придумал сам. Почему это хорошо работает?

Люди любят себя и любят наращивать самомнение. Поэтому когда человек понимает, «какой я молодец, какую хорошую идею я придумал!», то ему значительно проще с этой идеей согласиться, если он сам ее придумал.

Вербальные варианты использования техники:

  • «Ты говорила, что…»
  • «Я у тебя научился тому, что…»
  • «Я помню, ты предлагал…»
  • Восхищение и любование действиями собеседника: «Мне нравится, когда ты…»
  • «Мне понравилась твоя идея…»
  • «Я подумал о том, что ты мне в прошлый раз сказал…»

В итоге человек видит, что вам понравилось его мнение и вы дальше решили действовать на основе этого мнения. А теперь вам осталось напомнить собеседнику, какое именно «его мнение» вам понравилось.

Техника скрытого влияния: Айкидо

Техника похожа две предыдущие.

Суть : мы соглашаемся с любой идеей, которую нам выдал собеседник. И когда мы уже согласились, этот момент мы используем как отправную точку для нашей последующей логики (куда нам надо). Вы ведете логику согласия не от своей позиции, а от позиции собеседника.

Ваша задача : научиться соглашаться с людьми. Вам нужно отработать навык соглашаться с нужными вам фразами собеседника.

Словесные манипуляции:

  • «Мне нравится твоя идея, а дальше, знаешь, как лучше сделать…»
  • «Мне понравилась твоя идея, я предлагаю это…»

Если вам навязывают то, с чем вы не можете согласиться , вы все равно соглашаетесь, но потом придумываете условия, при которых это предложение должно было хорошо пойти. Но эти условия далеки от сегодняшней ситуации. И вы это формулируйте. Получается, что идея вроде как понравилась, но собеседнику становится ясно, что идея не вписывается в текущий момент.

Подведем итог по технике:

  1. Соглашаетесь с другими людьми. Не бездумно, а находить в их словах то, с чем вы согласиться можете.
  2. Далее начинаете шаг за шагом простраивать логику к своей позиции. Вы начинаете потихоньку вести собеседника от согласия с его идеей к вашей позиции. Т.е. вы находите за него, с чем он может согласиться в вашей позиции.

Техники скрытого влияния — Эмоциональный Удар и Эмоциональный Фон

Если эмоции вам даются тяжело, то эти техники потребуют от вас значительных трудозатрат, вы будете жутко выматываться (если технику повторять часто).

Техника Эмоциональный удар – это резкая выдача большого объема эмоций, которые сильно контрастируют с вашим спокойным состоянием до этого. Т.е. вы вываливаете все свои переживания, эмоции, чувства. Никаких логики, никаких обвинений и предложений. Вы просто вываливаете КАМАЗ боли на вашего собеседника.

При этом внимательно следите за реакцией собеседника. Часто, если это произошло неожиданно для человека, у него временно отключается логическое мышление, манипуляции, которые раньше он делал. И ваша задача: быстро сориентироваться и сделать следующий шаг (например, применить какое-то действие или технику), чтобы вывести ситуацию туда, куда вам нужно

В идеале реагировать не той эмоцией, которой от вас ждали; хорошо знать реакцию собеседника. Но эта техника не всегда может у вас пройти гладко – в таком случае ситуация не улучшится.

Вывод : Т.е. Эмоциональный удар сам не решает проблему. Он создаем вам возможность для решения проблемы. Он выбивает вашего собеседника из той колеи, в которой он ехал. В этот момент вы получаете контроль над ситуацией и можете вытащить собеседника туда, куда вам нужно.

Техника Эмоциональный фон – это когда вы создаете своей невербаликой эмоциональный фон, а на вербалике вы ничего не показываете. Т.е. вы не проговариваете эмоцию, а просто показываете ее телесно (например, показать озлобленность при помощи резких движений, нет контакта глаз). Пример: показать обиду или грусть при помощи втянутой головы, нервного напряжения, опущенные плечи, бессмысленный взгляд вдаль.

Т.е. вы показываете эмоцию, создаете такой «тихий эмоциональный театр».

Эта техника довольно «грязная», потому что эксплуатирует чувство вины вашего партнера. Если вы будете пользоваться ею часто, у этого будут негативные последствия для вашей психики и для ваших отношений. Эта техника причиняет вашему партнеру боль, т.к. вы сознательно обрываете контакт с ним и этим заставляете действовать.

Если вы не рассчитали нажим в этой технике, то можете сделать хуже. Партнер ответит вам своими эмоциями или переиграет вас, когда вы окажетесь в положении виноватым (-ой).

Техника очень сложна и не всегда срабатывает. Чаще встречается в парах, где один партнер эмоционально виртуозен, а второй – эмоционально «дерево» (мужчина — женщина).

Техники скрытого влияния – Информационная среда

Эта комплексная техника, которая интегрирует остальные. Обычно используется, когда мы хотим продавить в бессознательное собеседнику какую-то неочевидную идею, предложение, с которым ему сложно согласиться. И мы еще не знаем, как он на это отреагирует.

Вы начинаете вбрасывать вашему собеседнику маленькие кусочки, которые формируют у него некую информационную среду, некое информационное окружение. Чем делать эти вбросы? Техники истории-метафора, утка, мелкие кусочки информации. Т.е. вы постепенно окружаете человека той информацией, которая сформирует у него способность к принятию нужного вам решения.

Классический пример техники из фильма «Звездные войны 3», когда Энакин Скайуокер переходит на темную сторону силы. Он знакомится с канцлером Палпатином и беспокоится за Падме. Канцлер постепенно вбрасывает информацию в ум молодого джедая. И в конце подводит итог: переходи на темную сторону и спасешь Падме, у меня есть сила воскрешать мертвых. Сработала формула проблема -> решение -> выгода : у тебя есть проблема со здоровье жены, у меня есть сила, переходи на темную сторону, и мы ее спасем.

Вы подготавливаете неочевидное предложение, но не выкатываете его сразу, а загодя вбрасываете куски информации. В идеале, чтобы к вашему предложению собеседник пришел сам.

Техники Открытая петля и Фрактальная петля

Эти техники вводят человека к подверженности влиянию, манипуляциям, внушению.

Техника Открытая петля . Задача этой техники – заинтересовать и вызвать любопытство. Т.е. вы создаете внутри человека внутреннюю потребность как-то либо дальше с вами общаться, либо узнавать что-то по вашему вопросу, либо узнавать что-то про конкретный продукт.

Суть техники – незамкнутые циклы . У мозга человека есть такое свойство, что он пытается закончить любую начатую мысль. Например, это заставляет вас досматривать неинтересный фильм или дочитывать скучную книгу (хотите узнать, чем закончится в конце).

И мы можем эту штуку эксплуатировать. Мы создаем в голове собеседника незамкнутый цикл и какое-то отвлечение (примеры: «Нам надо поговорить, но не здесь и не сейчас, давай потом», «Я кое-что о тебе знаю, но лучше поговорить об это в другом месте наедине»). И мозг собеседника пытается замкнуть этот цикл. И собеседник сам будет инициировать продолжение, чтобы замкнуть цикл.

В зависимости от ваших целей, можно этот цикл замыкать или тянуть дальше. Можно потянуть время, чтобы собеседник уже сам просил вас.

Классические примеры применения техники:

  • Так продается продукция Apple. Сначала появляются новости, ожидания, обзоры, предзаказы, а затем продукт выбрасывается на рынок (айфоны, айпады).
  • Трейлер перед выходом нового фильма.
  • Почти любой сериал. Например, «Во все тяжкие», «Игра престолов». Каждая серия заканчивается открытой петлей-циклом.

Если вы слишком долго не замыкаете цикл или наоткрывали слишком много циклов и не закрыли их, то вы можете получить обратный эффект, падение интереса или агрессию.

Чтобы техника работала еще сильнее, создавайте незамкнутые циклы, которые будут интересны собеседнику.

Вывод : эти открытые петли заставляют нашего собеседника самого инициировать то, что мы хотим. Т.е. мы хотим, чтобы он интересовался чем-то, создаем ему на эту тему открытый цикл, и он сам нас об этом спрашивает. Это прекрасно работает на создание любопытства и интереса.

Техника Фрактальная петля. Очень похожа на предыдущую, но есть отличия. Суть техники: вы открываете фразу, не заканчивая ее, начинаете следующую фразу, не заканчивая вторую, начинаете третью, и так по спирали.

Мозг собеседника при этом пытается удержать несколько незамкнутых циклов одновременно. И на этом прогорает.

Техника Реакции

Это простые вариации, как можно реагировать на обращенные к вам манипуляции.

Техника «Тупик» – это непредсказуемая реакция. Задача – выбить собеседника из шаблона, в котором он сейчас находится, и поставить его в тупик; дальше вы перехватываете инициативу и можете делать с ним, что угодно. Например, вы реагируете позитивом на негатив, игнорирование вопроса, ответ вопросом на вопрос или юмором на какую-то фразу, цитатой на какую-то фразу.

Эта техника помогает пресечь чье-то влияние на вас. Можете заранее заготовить себе цитаты или неожиданные фразу, которые всегда ставят в тупик.

Вывод : поставив собеседника в тупик, вы не решаете проблему, но у вас появляется время, чтобы дальше взять ситуацию под контроль и вывести ее туда, куда вам нужно.

Техника «Лицо кирпичом». Техника, реакции на просьбы или предложения к вам, которые вам неинтересны. Вы делаете лицо кирпичом и с этим выражением лица молча смотрите на собеседника. Можно говорить какие-то односложные ответы, но с тем же выражением лица.

Как это работает: собеседник ожидает от вас какую-то реакцию, эмоцию, оправдание, а их нет. Человек просто впадает в ступор, и вы можете делать с ним, что угодно.

Эту технику не стоит применять с близкими людьми, но с малознакомыми она работает прекрасно.

Вывод : Техника обрабатывает те ситуации, где люди ждут от вас шаблонной реакции. Как правило, вас о чем-то просят или что-то предлагают, и от вас ждут эмоцию, объяснения, оправдания, но ничего этого не происходит. Плюс у вас еще лицо кирпичом. Это вообще вышибает собеседника из шаблона, отклоняет манипуляцию и передает вам инициативу.

Психологические манипуляции

Принцип экспериментов на отвлечение внимания прост: во время выполнения назначенной задачи вводятся не относящиеся к делу раздражители, «дистракторы», и наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношениях исполнение. Испытуемый может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие раздражители, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях он скоро убеждается, что ему ничего не остается делать с этими раздражителями, кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание испытуемого, испытуемый же старается не отвлекаться.

Отвлекающие раздражители не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то посторонние звуки станут более чем отвлекающими раздражителями, поскольку они будут маскировать тоны. В таком случае могут быть применены зрительные раздражители.

У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: раздражители не отвлекают их внимания, за исключением, может быть, короткого времени, пока испытуемый не приспособился к ситуации. Убедительным экспериментом такого рода является эксперимент Гови (1928). Класс второкурсников колледжа был разбит на две одинаковые группы для выполнения определенного задания. 6 недель спустя контрольная группа выполняла это же задание в другой форме при нормальных условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла его при условиях слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили 7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощных гудка, 2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включавшаяся время от времени, и фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то там вспыхивали прожекторы, свет которых, правда, не был направлен в глаза испытуемых, а помощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили, неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали мало. Они выполняли его почти так же, как и их товарищи в контрольной группе. В результате две группы, условия которых были одинаковы в первом испытании, имели во втором испытании следующие показатели:

Контрольная группа, работавшая при нормальных условиях: 137,6;

Экспериментальная группа, работавшая при отвлечении: 133,9;

Очевидная потеря вследствие отвлечения: 3,7.

Будет ли данному испытуемому способствовать или мешать такой, например, отвлекающий фактор, как танцевальная музыка, может зависеть от его собственной установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно, обнаружит улучшение результатов и их ухудшение, если ему внушено противоположное убеждение (Беккер, 1937).

Как преодолевается отвлечение . Приемлемым было бы следующее предположение: для преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Морган (1916) проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись. Испытуемый работал на 10 нумерованных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые испытуемый переводил на числа соответственно коду. Испытуемый нажимал на клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экспонировал другую букву для кодирования и нажатия и т. д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с которой он ударяет по клавише, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки регистрировал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор наблюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый работал в полной тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф. Действие отвлекающих факторов продолжалось в течение 10 мин. и сменялось 10 мин. тишины. Более 20 испытуемых прошли через этот эксперимент с результатами, которые различались в деталях, но согласовывались в следующих имеющих важное значение отношениях:

1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания, испытуемый в течение эксперимента показы вал прогрессивное совершенствование.

2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы.

3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю скорость и продолжал дальнейшее совершенствование.

4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но часто имел место даже внезапный срыв. Прекращение шума, к которому испытуемый уже приспособился, действовало как отвлекающий фактор.

5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совершенствование исполнения.

6. Сила, с которой испытуемый ударял клавишу, убывала в течение первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума.

7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через глазок показали речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с которыми он имел дело, часто выговаривались вслух.

Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения одновременно с возрастанием мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной мускульной энергии в деятельность (в этом случае - движение пальцев), совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривание цифр и букв было менее бессознательным. Оно более похоже на средство, используемое испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом человек может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувствует себя вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу о том, действительно ли добавочная мускульная энергия преодолевает отвлечение и если да, то каким образом, мнения расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место конкуренция различных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом; большая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества.

В приведенной таблице сообщаются данные одного испытуемого, иллюстрирующие все указанные выше пункты. Средние данные других 20 испытуемых показывают те же самые изменения.

Тишина Шум Тишина
Сотня реакций 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Время реакций (в сек.) 4,9 4,5 4,1 4,0 4,8 3,6 3,5 3,6 3,4
Нажим пальца (в г.) 293 197 150 115 300 302 235 180 165
Дробь вдыхания (до работы 0,44) 0,34 0,30 0,28 0,28 0,31 0,25 0,23 0,30 0,30

Дробь вдыхания - это время, требующееся на вдох, выраженное как дробь полного цикла дыхания. В тишине вдох занимает 40-45 процентов времени, как показано в таблице; до работы дробь вдыхания была 0,44. При произнесении слов вслух она спускается до 0,16, так как при произнесении звуков воздух расходуется постепенно.

Увидеть, что отвлечение преодолевается путем прибавления добавочной энергии, - это еще не все. Если работа при том же отвлечении продолжается день за днем, вступают в действие вторичные приспособления, и производительность сохраняется при отвлечении без траты лишней энергии. Гармон (1903) измерял затраченную энергию по темпу обмена веществ, определяемому при помощи респираторного аппарата.

Работа заключалась в сложении, а отвлекающим фактором была фонографическая запись, сделанная в шумном учреждении. В течение первых нескольких дней темп обмена был большим во время шума, но примерно через 7 дней работы при одинаковом отвлечении по 20 мин. в день темп обмена был одинаков и во время шума, и в тишине.

Отвлечения, которые не преодолеваются . В таких экспериментах, как только что описанный, испытуемый старался не отвлекаться и готов был прилагать всю энергию, необходимую для работы. Однако в повседневной жизни направленность на работу часто бывает не так сильна. Новый раздражитель пробуждает любопытство, и некоторое время затрачивается на ориентировку, как, например, у собак акад. И. П. Павлова, отвечающих на отвлекающие раздражители «ориентировочным рефлексом» и временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает экспериментатор, является частью «дела», в то время как в обычной жизни подобное отвлечение могло бы рассердить, а гнев представляет собой большее отвлечение, чем шум. К тому же внутренний интерес к звонку и гудку и даже ко многим фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-либо более интересное может действительно отвлечь.

Исходя из этого соображения, Вебер (1929) применил в качестве отвлекающих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности: сложение, вычитание, запоминание, определение, извлечение корня. Все 16 испытуемых показали уменьшение производительности (10-50 процентов), и в отчете о своих субъективных ощущениях все они сообщили, что были в это время отвлечены. Иногда отвлекающие факторы были только более или менее мешающим фоном, но иногда они врывались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый забывал свою работу и отдавался музыке или рассказу. В другие моменты музыкальный фон ощущался как облегчающий работу.

Субъективное переживание преодоления отвлечений внимания состояло, как сообщали испытуемые Вебера, либо в отстранении отвлекающих факторов, либо в положительном сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем третирования, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода музыки. Некоторые испытуемые рассказывали об особом роде «внутреннего закрывания» одного уха и исключении, таким образом, раздражителя. Положительное сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы, иногда в думании вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвлечения, как отмечалось экспериментатором, включало: 1) общее возрастание мускульного напряжения; 2) возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза сосредоточенности (наклонение туловища вперед и сжимание головы руками); 3) оборонительные движения: встряхивание головой, закрывание глаз, прикрывание глаз руками, движения плечами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою энергию на преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали в состояние временного нервного беспокойства, в котором они не могли работать, или в состояние опустошения и полной заторможенности.

Острота ощущений в зависимости от внимания и отвлечения . При направлении внимания непосредственно на раздражитель можно ожидать лучшего восприятия слабых раздражителей и более низких порогов ощущения, чем в других условиях. Результаты различных экспериментов, проводившихся по этой общей проблеме, расходились, вероятно, потому, что испытуемые иногда действительно отвлекались, а иногда сильно возбуждались отвлекающим раздражителем. Условия в эксперименте Невола (1923) свободны от этой двойственности, потому что он применял не отвлекающие раздражители, а изменял условия при помощи предупреждающих сигналов, вроде тех, которыми пользовались при измерении времени реакции, меняя, таким образом, готовность к восприятию слабых тактильных раздражений. Иногда сигнал о готовности не подавался; в этом случае испытуемый был менее всего готов к восприятию раздражения. Иногда этот сигнал на 1,7 сек. предшествовал действию раздражителя, а иногда испытуемый мог знать точно, когда будет дано слабое тактильное раздражение, наблюдая движущуюся стрелку, которая достигала определенной метки как раз в тот момент, когда предъявлялось тактильное раздражение. Этим тактильным раздражением было слабое нажатие на палец. Приблизительно в половине проб нажатий не делалось. Задачей испытуемого было отвечать, был ли дан раздражитель или нет. Скомбинировав данные от двух испытуемых, мы получили таблицу, ясно показывающую, что чем больше готовность (внимание), тем лучше ощущение. Чем ближе от сигнала готовности к моменту воздействия раздражителем, тем лучше различение между слабым раздражителем и отсутствием раздражения. Сходные результаты были получены со слабыми зрительными раздражителями.

Из пособия для стервы. Если мужчина во время беседы спрашивает вас о чем-то, что вы желали бы скрыть, используйте манипулятивную технику «отвлечение внимания»:

– рассмейтесь (скорее всего, он спросит, чему вы смеетесь, и вы сможете легко перевести разговор на другую тему);

– переспросите, почему он об этом спрашивает, или задайте встречный вопрос (так вы сможете заставить откровенничать его самого, оставаясь в это время в тени);

– рассердитесь, придравшись в его словах к чему угодно, да хотя бы к самому тону вопроса (он занервничает, и его задача изменится: теперь он сам начнет оправдываться и забудет обо всем остальном);

– или просто поцелуйте его и скажите комплимент (а за поцелуями вопрос будет благополучно забыт).

Чтобы отвлечь внимание, вам в любом случае нужно переключить мужчину на другую тему или на иной предмет. Вы можете, например, притвориться, что вам стало душно, и расстегнуть воротничок. Встать и открыть окно. Предложить пойти прогуляться. Сказать, что вам в глаз попала соринка, и попросить ее вынуть. Изобразить недомогание или головокружение. Попросить попить, закурить или просто «вспомнить», что вам срочно надо позвонить кому-то.

Если вам удалось отвлечь мужчину, то он, вероятно, не скоро вспомнит (если вообще вспомнит) о своем вопросе, и у вас будет время придумать достойный ответ.

Такой же прием используйте, чтобы навязать свое мнение мужчине или добиться от него согласия на какое-то ваше предложение. Для этого в общих чертах изложите свою мысль или просьбу. Затем, как мы уже предложили, переключите его внимание, после чего неожиданно и ультимативно («да или нет») вернитесь к вопросу. Скорее всего, мужчина будет растерян и не сможет отказать вам… Особенно если в течение беседы вы умело используете свое женское обаяние!

Прием. Использование патриархальных чувств и стереотипов воспитания, эксплуатация либидо, напускание тумана.

Цель. Отвлечь и рассеять твое внимание, чтобы использовать ситуацию в своих интересах.

Как понимать и что делать . Если женщина избегает отвечать на твои вопросы, отмалчивается или после вопроса меняет тональность беседы (провоцирует смех, ссору или секс), то все ясно: она что-то от тебя скрывает.

Далеко не все женщины умеют качественно использовать этот прием. Для его применения необходима хорошая реакция, крепкие нервы, определенная выдержка и некоторая подготовка. Обычно дамы не обладают этими качествами, поэтому прием вычисляется очень просто.

Итак, вариант первый: ты задаешь подруге неудобный для нее вопрос, и она начинает лихорадочно с него спрыгивать. Скорее всего, она применит одну из следующих уловок.

Псевдонедомогание.

Сюда входят все вариации на тему «мне плохо», «мне душно», «у меня кружится голова», «ой, что-то в груди закололо» и, как вершина, внезапный обморок.

Приему «Недомогание» будет посвящена отдельная глава. А в данном случае просто принеси воды, нашатыря, открой окно и приголубь девочку, но не забывай, что именно ты хотел у нее спросить, и вновь задай свой вопрос, как только ей «станет лучше»!

Встречный вопрос.

Если это не элементарная невоспитанность, то манипуляция.

Поэтому, когда подруга реагирует в стиле «а зачем тебе это знать», «а почему ты спросил?», «тебя это и вправду интересует?», «а сам как считаешь?» и т. п., то есть не отвечает на твой вопрос, а перепасовывает мяч тебе, тут все ясно. Значит, она не хочет отвечать, а пытается заставить говорить тебя, чтобы самой направлять беседу, уводя ее прочь и переводя разговор на другую, не столь скользкую тему.

Перевод разговора на другую тему (или отвлечение внимания действием).

Это произойдет или сразу после неудобного вопроса, или после попытки применить описанный выше прием.

Стой на своем и не давай себя запутать. Пусть подруга расстегнет пуговки, чтобы пошире открыть декольте; пусть она сделает вид, что куда-то звонит; пусть она потеребит в руках браслетик или ожерелье; пусть выйдет «за пепельницей и кофе» в другую комнату – неважно. Все это делается только для того, чтобы тебя отвлечь. Помни об этом. Я надеюсь, ты не сопливая курсистка, которую так просто запутать. Не прогибайся: ты задал вопрос – ты должен получить ответ! Стой на своем и не давай отвлечь себя. Помни, что описанные манипуляции могут быть составной частью приема «затягивание с ответом»!

Затягивание с ответом (или отвлечение внимания действием).

Применяется для того, чтобы выиграть время и придумать наиболее выгодный ответ на твой вопрос. Обычно перед ним следует попытка перевести разговор на другую тему, но если она не выгорает, то в ход идет этот прием.

Тут тоже используется отвлечение действием: подруга отходит к окну, затягивается сигареткой или меееееееееедленно сбивает с нее пепел, теребит бусы, изящно скрещивает на груди руки (эти и подобные действия имеют целью отвлечь тебя визуально), смотрит искоса, загадочно улыбается и т. п.

Кроме того, может быть применен и псевдоответ типа: «Какой интересный вопрос…», «Ну ты иногда и спросишь…», «Забавно…», «Ты меня почти смутил» и так далее. Скорее всего, следующим шагом будет попытка перевести разговор на другую тему. А уже когда-нибудь потом ты можешь даже получить ответ на свой вопрос. Но что этот ответ будет насквозь лживым, я могу гарантировать.

Вариант второй: подруга желает тебя в чем-то убедить или заставить выполнить какую-то ее просьбу.

Тут все проще. Как и предложено в учебнике, она станет отвлекать и рассеивать твое внимание, чтобы ты не сумел четко и сознательно отреагировать.

Чтобы избежать этой манипуляции, никогда не принимай серьезные решения спонтанно. Особенно под давлением. Особенно под давлением со стороны женщины. Это верно и для жизни вообще, и для отношений с дамами в частности. Любое решение, которое ты принимаешь, должно быть всесторонне обдумано: легкость в мыслях необыкновенная – удел хлестаковых и женщин; тебе же, как мужчине, необходимо ВСЕГДА отвечать как за свои слова, так и за свои действия, а для этого и те и другие должны быть продуманы и взвешены. Если ты не будешь следить за своим базаром и своими поступками, то, так сказать, твой жизненный путь будет весьма тернист.

Итак, делаем выводы.

1. Если ты подозреваешь, что женщина что-то от тебя скрывает и потому использует прием «отвлечение внимания», не нужно сию же минуту начинать выяснения типа: «А почему ты не отвечаешь на мой вопрос!», прерывать секс, начинать заглаживать свою мнимую вину (если девушка делает вид, что сердится) и т. д.

Просто веди себя естественно, переводи разговор на другую тему и не акцентируй внимание на том, что тебя пытаются провести. Но сделай для себя заметку и немного позже снова непринужденно задай свой вопрос. Это как бы контрольный выстрел: если «динамо» с ответом в первый раз могло быть случайностью или совпадением, то реакция на второй вопрос (список возможных реакций приведен в самом «учебнике»), покажет, что тут и в самом деле налицо манипуляция.

Здесь, выигрывая малое (не отвечая на вопрос), женщина проигрывает большее: она явно дает понять, что ей есть что скрывать. Делай выводы: если от тебя что-то скрывают, значит, есть что. Тебе стоит насторожиться и выяснить, в чем дело.

2. Если ты понял, что с помощью отвлечения внимания тебя хотят заставить принять необдуманное решение, просто возьми тайм-аут. Не принимай решение сразу же. Ведь от тебя добиваются именно этого.

Лучше предложи еще раз подробнее изложить просьбу.

Уточни сомнительные моменты.

Переспроси, что неясно.

Не бойся показаться занудой. Лучше оказаться занудой, чем лохом. Взвесь для себя все «за» и «против» (не исключено, что в течение этого процесса тебя еще не раз попытаются отвлечь), и только тогда озвучь свое решение.

Помни: слово – олово. Пацан сказал – пацан ответил. Так что никогда не спеши со словами: если ляпнешь что-нибудь, женщина не упустит случая это использовать.

↔ В принципе описанный прием отнюдь не специфически женский. Это классика манипуляции. Отвлечь внимание, расслабить собеседника, а потом резко надавить на него и застать врасплох. Или же отвлечь внимание и уйти со скользкой темы, подсунув взамен более выгодную для себя.

Данный прием изучают и для использования в деловых переговорах, торговле, операциях разведывательных и разыскных служб, его любят аферисты и каталы, коммивояжеры и ловеласы, дипломаты и опера… Конечно, ты тоже можешь использовать его в общении с подругами – ведь это так просто!

Вывод. Не поддавайся манипуляции с отвлечением внимания: это несложно, если ты умеешь держать нити беседы в своих руках и быть сосредоточенным.

А если ты в принципе рассеян и управляем – работай над собой, чтобы навсегда не остаться удобным объектом для манипуляций!


Практически любая форма болезненного аффекта может быть смягчена путем отвлечения внимания пациента. Эта техника особенно эффективна при работе с эмоцией печали. Сначала терапевт просит пациента оценить интенсивность переживаемой им эмоции, а затем велит ему сосредоточить внимание на каком-нибудь предмете и детально описать этот предмет. После этого пациент повторно оценивает интенсивность эмоции и, как правило, обнаруживает, что его настроение улучшилось.
В случае успешного выполнения «упражнения» во время сессии пациенту дается задание отработать этот прием в промежутках между сессиями. Возникновение эмоции печали должно служить сигналом к тому, чтобы заняться каким-нибудь делом. Это может быть прогулка, чтение, телефонный разговор или наблюдение за окружающими. На первых порах пациенту, как правило, не удается отвлечься от своей печали более чем на несколько минут, но в результате систематических тренировок продолжительность процедуры обычно возрастает.
Можно научить пациента отвлекаться путем переключения на сенсорные модальности и концентрации внимания на различных средовых стимулах, таких как звуки, запахи, цвета и т. п. Эта процедура применяется в тех случаях, когда пациента преследуют навязчивые негативные мысли и образы. Чем больше модальностей задействует пациент, тем скорее он испытает облегчение.
Для отвлечения пациент может также вызвать в своем воображении какую-нибудь приятную картинку, например представить себя играющим в теннис во Флориде или помечтать о том, как он выиграет в лотерею. Чем больше деталей содержит образ, тем выше его эффективность. Можно также посоветовать пациенту вспомнить счастливые моменты его жизни или представить себя здоровым. Однако в случаях глубокой депрессии мы не рекомендуем прибегать к этим приемам, поскольку существует опасность вторжения негативных образов в фантазии пациента.

Еще по теме Отвлечение внимания.:

  1. 117.Существительные, соотнесенные с отвлеченными понятиями


error: Контент защищен !!