Правила посещения дацанов. Ваш путеводитель по бурятии и байкалу

Тибетское слово «дацан»

означает «монастырская школа»,

в которой монахи живут по законам винаи

(канон монашеской дисциплины)

и изучают различные разделы Учения.

Правила посещения дацанов

Вера человека – это одна из самых тонких, деликатных материй, где проявление невежества и, пусть даже нечаянного, неуважения воспринимается очень болезненно. И хотя буддисты отличаются высокой толерантностью к иноверцам, не стоит при посещении дацанов вести себя как в обычном музее.

С любезного разрешения лам Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» мы приводим основные правила, которые следует соблюдать, заходя в дацан:

1) снимите головной убор – этого требуют простые правила вежливости;

2) в дугане (алтарном зале) совершайте движение по ходу солнца, то есть слева направо, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю даже при выходе из дугана;

3) если вы хотите подольше посидеть в храме, подумать о высших истинах, морально-этических нормах и о своей жизни, то можете присесть на скамейку;

4) можно сделать подношение и пожертвование, заказать службу.

Заказывая службу, вписывая имена родных и близких и делая подношения, не ограничивайтесь родными и близкими, желайте благополучия всем живым существам. Ведь согласно тому, что существуют карма и реинкарнация (перерождение), все живые существа в прошлых жизнях были когда-то нашими матерями и были очень добры к нам. Через благопожелание всем живым существам мы приобретаем благоприятную карму.

Как нужно себя вести во время проведения служб (молебнов)?


Не опаздывайте к началу хурала (молебна). Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.

Перед входом в дуган (алтарный зал), необходимо снять головной убор, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо) совершить поклоны и занять место для слушания хурала. Сидеть во время хурала можно на скамейках, на ковре в позе лотоса или полулотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Очень важно, чтобы ваши сидячие позы не были вызывающими и не мешали окружающим. Во время проведения хурала также рекомендуется совершать обход вокруг храма и простирания, подавляя свою гордость.

Ни в коем случае нельзя разговаривать по телефону, болтать друг с другом и решать какие-либо свои проблемы.

После хурала можно подойти к ламам (священнослужителям) и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой. Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны. Затем надо подойти к чайнику с аршаном (освященная вода), налить немножко в левую ладонь и сделать три маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омыть свое лицо и голову.

Фото предоставлены Виктором Рачковским

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют правила поведения в дацане. — это буддийский монастырь-университет. Распространены дацаны в основном в Бурятии и Монголии.

На данный момент в России существует около 30 таких храмов. Иволгинский дацан в Бурятии — это центр буддийской общины в России.

Основные правила

Множество людей посещают эти монастыри, поэтому в нашей статье мы расскажем о нормах и предписаниях, свойственных этим местам. Если вы совершите какой-нибудь промах, то, скорее всего, делать вам замечания никто не будет, но все же существует определенный набор правил при посещении, чтобы не выглядеть неуместно или не задеть чьи-либо чувства.

Прийти в дацан может человек любой национальной принадлежности и вероисповедания.

При посещении храма следует:

  • снять шапку, а сумку или рюкзак взять в руки
  • прикрыть ноги и руки
  • стоять к статуям только лицом
  • вести себя тихо и скромно
  • выключить мобильный телефон

На территории самого монастыря запрещается употреблять спиртные напитки, курить, а также нельзя этого делать и до самого посещения.

Как вести себя на территории и внутри здания

Как только вы зашли на территорию храма, нужно совершить обряд гороо, т.е. обойти дацан несколько раз слева направо, в процессе вращая молитвенный барабан. В этом барабане находятся написанные мантры и его прокручивание приравнивается произнесению священных текстов. Количество кругов обхода должно быть нечетным.

На пороге желательно снять обувь или переобуться. В некоторых храмах предлагается надеть бахилы.

Перед тем как вы зайдете в главный зал, сложите руки определенным образом в форме нераскрывшегося лотоса: ладони близко друг другу, большие пальцы загнуты вовнутрь, так, что образуется небольшое отверстие. Поднесите руки сначала к голове, потом ко лбу, горлу и сердцу. Таким образом мы очищаем свои мысли, речь и тело.

Также в сложенные руки нужно произносить прошения. Считается благом, если вы будете просить за своих близких, а также за всех живых существ. В дугане располагается алтарь со статуей Будды. В обычные дни утром и днем здесь совершаются хуралы. В праздничные дни график может меняться.


В самом храме во время молебна следует совершить обряд простирания, т.е. поклон с абсолютным распростертием тела. Смыслом такой процедуры является смирение и укрощение ума, избавление от негативной энергетики и очищение кармы.

Делать это нужно перед алтарем, ступой, изображением божества. Простирания совершаются и в качестве знака вежливости ученика перед учителем.

Если вы приходите ко времени молебна, или хурала, пожалуйста, не опаздывайте. В ином случае, подобные вещи будут восприняты как непочтительность к ламам. Во время действа разрешается сидеть на скамейках, ковриках, но не рекомендуется класть ногу на ногу или протягивать их в сторону статуй или образов божеств.

После этого нужно совершить . В храме есть специальные места, где можно оставить цветы, пищу или другие пожертвования. Обычно они находятся слева от алтаря. Женщинам нельзя прикасаться к ламам или отдавать подношения прямо в руки. В некоторых монастырях служителям запрещается разговаривать с женщинами и другими посетителями.


Если вы хотите, чтобы за кого-то из ваших близких помолились, нужно положить записки с именами в специальные ящики, на которых написаны названия молебнов. Также можно пожертвовать какую-либо сумму денег для храма. Для этого также существуют специально отведенные места.

В процессе хурала нельзя вести беседы с другими посетителями или разговаривать по телефону. Когда все закончится, можно подойти к ламам с просьбой о благословении. Процесс этот выглядит следующим образом: служитель касается вашей головы либо Священной книгой, либо каким-то религиозным символом.

При выходе следует проделать обряд орошения и очищения святой водой из сосуда: набрать немного воды в правую руку, потом перелить в левую, затем отпить три глотка, а оставшуюся часть вылить на голову. Выходить из дугана нужно лицом к алтарю.

Выйдя из храма, можно привязать на дерево магический разноцветный флажок — колыхание этих лоскутков придает энергии человеку и устраняет печаль. Они бывают горизонтальные и вертикальные, и называются лунгта и дарчор.


Чего делать нельзя

На всей территории храма категорически запрещается:

  • проявлять агрессию, использовать нецензурную лексику, грубить людям
  • бесцеремонно разговаривать со священнослужителями
  • трогать деньги, которые были принесены в качестве пожертвования монастырю

Заключение

Наш сегодняшний рассказ подошел к своему завершению. Надеемся, что вам было интересно узнать о правилах посещения буддийских монастырей и о том, какие ритуалы можно совершить в процессе пребывания там.

животные тибетского календаря

буддийский используется с небольшими различиями в странах южного буддизма - Таиланде , Лаосе , Камбодже , Мьянме и на Шри-Ланке ; а также в странах северного буддизма: в Тибете до аннексии Китаем , Непале , Бутане , отдельных штатах и регионах Индии (Сикким , Ладак), в Японии и др.

Буддийский календарь еще называют лунным, поскольку он основан на фазах луны.

Начало летоисчисления буддийского календаря в южном буддизме ведется с года осуществления Буддой Шакьямуни Паринирваны и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

Таким образом, 2016 год соответствует 2559 году по буддийскому календарю.

Тибетский календарь

животные тибетского календаря

История буддийского календаря в Тибете восходит к 1027 году, когда появился тибетский перевод Калачакра-тантры , ставшей очень известной и получившей распространение во всех буддийских традициях Тибета. Именно из этой системы берут начало астрологические представления буддистов Тибета, Монголии и России , а также популярный лунный календарь 60-летних циклов летосчисления, каждый из которых подразделяется на пять 12-летних малых циклов. 1027 год Огненного Кролика - время, когда в Тибете был введен астрологический календарь на основе китайского лунного календаря, поскольку он также строился на 60-летних циклах. В соответствии с новым календарем были рассчитаны все предыдущие события.

Тибетский календарь делится на основные циклы по шестьдесят лет. Эти шестидесятилетние циклы в свою очередь делятся на пять меньших двенадцатилетних циклов, каждый год которых определяется названием животного, птицы или рептилии. Двенадцать лет также последовательно связаны с различными Элементами. Таких Элементов пять, со сменяющимися мужскими и женскими аттрибутами.

Шестнадцатый цикл закончился в 1986 году годом Огненного Тигра. Таким образом, мы живем в семнадцатом цикле, и 2004 год был годом Деревянной Обезьяны. Тибетский год основан на двенадцати лунных месяцах и длится 360 дней. Чтобы не было расхождения с солнечным годом (365,25 дней) каждые три года добавляют "быстро растущий" месяц. Существуют разумные вычисления, того, какой месяц будет "быстро растущим". И этот определенный месяц просто повторяется. В 1997 году пятый месяц года Огненного Быка повторялся.

В зависимости от точного сдвига, пять или шесть дней из тибетского года исключаются, если сдвиг происходит позже, и это делают дважды, если сдвиг происходит раньше. Для того чтобы перевести дату Западного календаря на тибетский календарь или наоборот, используют наиболее точный календарь "тибетский календарь традиции Цурпху", разработанный Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже.

Из-за быстрорастущего месяца день нового года (Лосар) тибетского календаря передвигается между февралём и мартом. Месяц начинается в новолуние и 15 день соответствует полнолунию.

В центре рисунка - астрологическая диаграмма, которую начертал Манджушри на нижнем панцире черепахи. Во внутреннем центральном круге тибетские цифры от одного до девяти, расположенные в форме "волшебного квадрата", известного как "девять мева", число "пять" находится в середине, а остальные восемь цифр располагаются вокруг так, что их сумма составляет пятнадцать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Во втором круге восемь лотосовых лепестков, в каждом из которых содержится одна из восьми возможных комбинаций или фигур, образованных линиями инь и ян, которые создают восемь триграмм, использующихся в китайских предсказаниях.

Тайский календарь

Официальное летоисчисление в Таиланде ведется по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев сделано исключение, и год указывается в соответствии с григорианским календарем. Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные - по-тайски:

  • 1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю
  • 2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю
  • 3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю
  • и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны - малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก). Наравне с лунным календарем в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Литература

  • Андросов В.П. Калачакра-тантра// Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011. С.243-245.

Подробности

Ближайшие особенные дни - смотри Календарь мероприятий .

Тибетский календарь опирается на точных расчетах, отличающихся от европейской астрологической традиции. Точка отсчета здесь - это фазы луны, а не солнца, как в западной традиции. Длины фаз луны и солнца отличаются, поэтому каждый год необходимо подгонять лунный календарь к солнечным циклам дня и ночи. Иногда случается, что какой-то день должен быть пропущен (например за третьим днем сразу наступает пятый) либо продублирован (например появляются два четвертых дня подряд). Бывает и так, что и весь месяц дублируется.

Одним из последствий этой системы является тот факт, что даты буддийских праздников и годовщин подвижны. Только некоторые годовщины связанные с великими современными ламами, празднуются по западному календарю.

В тибетской астрологии существуют различные системы расчетов. Мы решили использовать общую тибетскую традицию, приняв за образец расчеты из Дхармасалы, т.к. в монастыре Бенчен, филиалом которого мы являемся, все религиозные праздники и годовщины в настоящее время отмечаются согласно именно этой традиции.

Знание тибетской системы астрологии требует многих лет учебы. В Польше у нас нет специалистов в этой отрасли, поэтому в нашей редакции мы опираемся на образцы разработанные образованными тибетскими астрологами.

СПИСОК ОСОБЕННЫХ ДНЕЙ

Четыре главных буддийских праздника связанны с жизнью Будды Шакьямуни. Последствия всех поступков совершенных в эти дни увеличиваются в 10 миллионов раз:

  1. Чётрул Дычен – кульминация, последний из пятнадцати дней нового года, во время которых Будда Шакьямуни показывал различные чудеса, чтобы пробудить преданность в своих будущих учениках.
  2. Сага Дава Дычен – день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. В возрасте тридцати пяти лет Будда достиг Пробуждения в Бодхгайя.
  3. Чёкхор Дычен – через семь недель после достижения Просветления, Будда Шакьямуни, по просьбе богов Индры и Брахмы, первый раз обернул Колесом Дхармы. Первых своих учеников он учил "Четырем Благородным истинам".
  4. Лха Баб Дычен – Будда Шакьямуни вернулся на землю с неба Индры. Пребывал там три месяца, обучая Дхарме свою мать, которая умерла вскоре после родов. Отблагодарив этим за всю доброту, которую получил от нее.

День Будды Медицины и Зеленой Тары – восьмой день месяца. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Делается упор на практику медитации.

День Гуру Ринпоче – десятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Рекомендуется делать подношения цок, а также особенно поддерживать практику осознанности.

День Дакинь – двадцать пятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Имеет такое же значение как день Гуру Ринпоче. Практикуется цок и совершается множество подношений.

День Защитников – двадцать девятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на очищение негативностей и пост. Признание ошибок и очищение нарушенных обетов. Подношение цок.

Полнолуние

Новолуние - кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на спасение жизни животных.

Также празднуем:

Весак – в традиции тхеравады праздник рождения, Пробуждения, а также ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. Обычно это полнолуние четвертого месяца лунного календаря, хотя в разных буддийских традициях может выпадать и в другие дни. В течение нескольких лет, различные буддийские группы в Польше совместно празднуют его в ближайшее воскресенье к фактической дате.

    Необходимо соблюдать спокойствие и доброжелательность на территории храмового комплекса.

    При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед.

    Прежде, чем зайти в храм или поклониться ступе, святому лику, принято обходить трижды вокруг места поклонения по ходу солнца. Такой круг называется гороо.

    Если буддийский комплекс является мужским монастырем, то есть дополнительные правила. К примеру, женщинам запрещается приходить в брюках, в женские дни; следует прикрывать обнаженное тело, чтобы не искушать монахов. Нельзя находиться женщинам на территории монастыря после захода солнца.

    На входе в храм нужно снять головной убор, солнечные очки, снять сумку с плеча, заранее выплюнуть жевательную резинку.

    Мобильный телефон необходимо отключить.

    Нужно всегда быть лицом к алтарю, это выражает почтение. Для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной.

    Неправильно указывать пальцем на лики божеств.

    Во время молебнов нельзя скрещивать руки, ноги. Сидя на молебне нельзя вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.

    Внутри храмов обычно запрещена фотосъемка, однако на прилежащей территории такого запрета нет.

    Нельзя посещать монастырь после приема алкоголя, нельзя курить и сквернословить на территории монастыря, в святом месте.

    Нельзя оставлять мусор в священных местах.

    Нельзя поднимать монеты, которые лежат на земле или на барабанах и ступах. Это пожертвования прихожан и принадлежат они монахам и хуваракам монастыря, т.к. за счет эти пожертвования обеспечивается жизнедеятельность всего комплекса.

Допустимые практики

    В дацанах можно окроплять себя аршаном

    Возжигать светильники в специально предназначенных для этого местах

    Делать подношения

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. По сей день Иволгинский дацан является официальным центром Буддизма России.



error: Контент защищен !!