Честь и совесть рядом идут. Размышления о совести, чести, достоинстве и внутреннем благородстве человека

Мобильный урок на тему:

«Жить по совести и чести»

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Доброта, любовь и сострадание, милосердие и понимание

Русскому присуще человеку. Ценность не теряют век от веку.

Для людей, живущих в нашей школе, нет чужой тревоги, грусти, боли.

Эти свойства праведной натуры в нашу жизнь несет литература:

Пушкина божественное слово, Чехова тоска, обет Толстого,

Салтыкова едкие сатиры и Некрасова к борьбе призывы

В нашем сердце вечно будут живы.

Цели урока:

Проанализировать такие понятия, как взяточничество и коррупция, и показать их негативные последствия для общества;

Познакомить с М.Е. Салтыковым-Щедриным как видным политическим деятелем;

Ознакомить с наказанием за коррупционные деяния;

Мотивировать учащихся жить по нормам морали и нравственности.

Задачи урока:

Демонстрация учащимся поведения, не нарушающего законодательных и общепринятых норм;

Формирование потребности соблюдать нормы и правила;

Изложение последствий нарушения закона;

Расширение знаний в области законодательства РФ по борьбе с коррупцией.

Как вы думаете, о ком из этих великих писателей мы будем сегодня говорить и почему?

Мы будем говорить о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине, потому что здание, в котором мы находимся названо в его честь.

Совершенно верно. Давайте обратимся к фотографиям и документам, которые вы видите на стенде. В этом здании в далеком 19 веке жил и работал великий литературный деятель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В Рязани имя русского писателя носят улицы и библиотека, а недавно поставлен памятник. В историю Рязанской губернии писатель-сатирик вошел как видный политический деятель.

- Давайте вспомним, что же связывало его с Рязанским краем?

На экране слайд с фотографиями писателя.

- В 1858 году Александр II подписал указ о назначении Салтыкова-Щедрина вице-губернатором Рязани. В городе тогда было около 50 улиц. Салтыков-Щедрин знал людей и их адреса настолько хорошо, что о его осведомленности до сих пор ходят легенды. По словам краеведа Игоря Канаева, известен случай, когда курьер не мог найти человека, и Михаил Евграфович послал его в церковь. Там и нашли разыскиваемого.

По воспоминаниям рязанских чиновников, при первом же приёме служащих Губернского правления, «Салтыков-Щедрин, нахмурившись и обводя всех глазами, сказал: «Брать взяток, господа, я не позволю, и с более обеспеченных жалованьем я буду взыскивать строже. Кто хочет служить со мною - пусть оставит эту манеру и служит честно...». Примечательно, что многим закоренелым «подьячим» со своими местами в Губернском правлении пришлось расстаться. Сам же вице-губернатор в дружеской переписке жаловался: «Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским». За непримиримое отношение ко всяким злоупотреблениям рязанские обыватели прозвали Салтыкова-Щедрина «Вице-Робеспьером». За два года активной деятельности великий сатирик так достал местную чиновничью братию, что из жалоб и кляуз, написанных на него, собралась пухлая папка. Венцом была жалоба… самого рязанского губернатора. В 1860 году смутьяна убрали с должности вице-губернатора от греха подальше и перевели в Тверь.

В 1867-1868 годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь был направлен в наш город на должность председателя Казённой палаты. В те годы он жил в скромных апартаментах в старинном одноэтажном доме Стародубских (дом №49 на перекрёстке современных улиц Свободы и Щедрина).

Именно в Рязанский период жизни Салтыков-Щедрин впервые получил официальное признание как писатель. Будучи вице-губернатором, а позднее управляющим Рязанской казенной палатой, он уделял внимание просвещению населения: занимался изданием газеты «Рязанские губернские ведомости», был попечителем местной библиотеки. Между прочим, именно Салтыков-Щедрин был инициатором строительства театра в Рязани.

Скажите, пожалуйста, с чем же не переставал бороться Михаил Евграфович и как сейчас мы называем это понятие?

Работая вице-губернатором в Рязани с 1858 по 1860 годы, он всегда боролся со взяточничеством. "Вице-губернатор Салтыков. Сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных; этими качествами приобрел особенное доверие и внимание начальника губернии; таким же вниманием встречен был и от лиц здешнего избранного общества, сколько по значительности занимаемого им места, столько и по литературной его известности... Он искренно желает уничтожения крепостного права и деятельно преследует злоупотребления оного, о чем свидетельствует значительное число следствий, бывших в минувшем году, о жестоком обращении помещиков с крепостными людьми по важным и маловажным поводам, устранение некоторых из них от управления имением и вызов их на жительство в губернский город".

Давайте сейчас обратимся к нашим учебникам по литературной Рязани и прочитаем о тех злоупотреблениях, которые описывает автор. Это является реальным комментарием к позднейшему рассказу Салтыкова "Миша и Ваня». Дело происходило в Рязани, в конце 1859 года. Совместно жившие в Рязани отставной майор Вельяшев и жена ротмистра Кислинская жестоко обращались со своими крепостными. В сентябре 1859 года два крепостных мальчика Кислинской, Иван - 14 лет и Гаврила - 11 лет, родные братья, не вытерпев истязаний, решили покончить с собой и зарезались в соседнем саду столовым ножом. Младший погиб, старшего удалось вылечить. Узнав об этом самоубийстве, Салтыков написал "весьма нужную" официальную бумагу, в которой сообщал: "Вчера 27 сентября, два мальчика, находящиеся в услужении у полковницы Кислинской, проживающей в Рязани у

г.Вельяшева, покусились на собственную жизнь. При этом в городе существует молва, что покушение это произошло от многократно повторявшихся жестоких истязаний как со стороны владелицы их, так и со стороны г. Вельяшева... А посему предписываю вам о происшествии этом произвести строжайшее формальное следствие, по окончании представив оное ко мне". Кроме этого дела известно и еще одно, тесно связанное с готовящейся реформой по крестьянскому делу и с попытками местных рязанских помещиков разными махинациями обойти приближавшееся освобождение крестьян. Это дело фабрикантов братьев Хлудовых так запомнилось Салтыкову, что ровно тридцать лет спустя он в "Мелочах жизни" рассказал о нем, как о типичном деле эпохи начала эмансипации.

Итак, как же сейчас называется взяточничество?

На современном этапе мы также сталкиваемся с этим понятием, и называется оно «коррупция».

На экране слайд о коррупции .

1) «Богопротивное лакомство» Петр1

2) «Произвольное самовознаграждение» С.С.Уваров

3) «Служебные сладости» М.Е.Салтыков – Щедрин

Как вы поняли, это общественное явление возникло давным-давно, но существует до сих пор. Давайте обратимся к презентации и поработаем с раздаточным материалом (Приложение №1 пословицы о коррупции ). Подумайте, о какой противоправной деятельности идет речь в пословицах и поговорках?

О коррупции.

Совершенно верно. Мы изучаем право, участвуем в региональном проекте «Знакомьтесь, судебная система РФ» и знаем, что такое коррупция. Как у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Данное понятие в научном мире и в практической сфере до сих пор не имеет однозначной трактовки, общепринятой характеристики. Разночтения определяются различием позиций, с которых рассматривается это явление: политическое, экономическое, правовое, нравственное, бытовое.

На ваших раздаточных листах есть разные подходы к определению « коррупция», прочитайте (Приложение №2 ). Проанализируйте все определения и выделите главные признаки, которые присутствуют во всех определениях. Назовите их.

Злоупотребление служебным положением;

В целях личного обогащения;

Кража, хищение, присвоение государственной собственности должностным лицом.

Считается, что в коррупции виноват только жадный взяточник, а тот, кто дает взятку, невинная жертва. Как вы думаете, так ли это?

Нет. У любой коррупционной сделки две стороны: тот, кто дает взятку(подкупает), и тот, кто ее получает(кого подкупают).

Давайте рассмотрим уголовный кодекс РФ. Статью 290 (получение взятки), статью 291 (дача взятки). Что такое взятка?

- Взятка - это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги), или какая-либо имущественная выгода, или услуги за действие (или, наоборот, бездействие).

Какие же четыре группы получателя взятки выделены в статье?

Должностное лицо, действия которого входят в должностные полномочия.

Должностное лицо за незаконные действия (бездействия).

Должностное лицо, занимающее государственную должность РФ.

Государственная должность субъекта РФ или глава местного самоуправления.

Какое максимальное наказание определяется У.К.РФ за получение взятки каждой из групп? Разберем для этого статью 291(дача взятки). Какое здесь максимальное наказание? (Приложение №3) .

Проанализируйте уровень коррупции в разных странах. Каковы, на ваш взгляд, причины живучести коррупции?

Желание чиновников обогатиться за счет государства.

Недостаточно эффективна правовая база и механизм выполнения антикоррупционных законов.

Психологический фактор и мораль (безнравственное антиобщественное явление).

Какие же шаги предпринимает наше государство в борьбе с коррупцией. Я предлагаю рассмотреть законодательную базу РФ (Приложение №4 ). Перед вами раздаточный материал законов, указов, постановлений, вся законодательная база в борьбе с коррупцией. Примечательно, что в основе многих документов лежит опыт стран, которые эффективно борются с этим злом. Предлагаю познакомиться с опытом Японии, Южной Кореи.

Слушаем сообщения учащихся.

Итак, первый шаг сделан, есть государственная законодательная программа, создана целая система исполнительной власти в борьбе с коррупцией, совет по борьбе с коррупцией, рабочая группа по налаживанию взаимодействия между правительством и бизнес-группами. Но, к сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно и простой гражданин не имеет возможности каким-либо способом противостоять ее проявлениям. Так ли это? (Приложение №5 ). Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации, связанные с каким – либо проявлением коррупции в повседневной жизни:

Досмотр пассажира и его багажа в аэропорту не произведен работником по установленным правилам;

Водительские права получены при неудовлетворительной оценке на экзамене;

В медицинский ВУЗ зачислен менее способный абитуриент за взятку.

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы:

Какими мотивами руководствовались непосредственные участники коррупционных действий?

Какие личные корыстные выгоды хотели получить?

К каким общественно – опасным последствиям может привести подобная ситуация?

Итак, какой же вывод можно сделать из того, что мы сейчас проанализировали?

- Все зависит от воспитания человека, необходимо формировать антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционное поведение как образ жизни.

Незадолго до своей кончины Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сказал: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить всем о когда-то ценных и веских словах: стыд, совесть, честь, которые ныне забыты и ни на кого не действуют»...

Дорогие наши выпускники, каждый из вас скоро вступит во взрослую жизнь. Очень хочется, чтобы вы не забывали о том, что сказал великий русский писатель в таком далеком от нас 19 веке. Но его слова актуальны и сейчас. Хочется, чтобы они всегда помогали вам в жизни выбирать правильный путь и принимать верное решение. Хочется, чтобы вы никогда не проходили мимо несправедливости и по возможности с ней боролись. На вас мы возлагаем большие надежды. Вы наше будущее.

Хотела статью написать про Честь и Совесть, а она уже есть готовая оказывается. Спасибо, тебе, Наташа! Вот комментариев только маловато... Что тема не популярная? ну ничего, исправим положение))) Пирамиды, практики - это всё замечательно, чтобы работать с пирамидами, человек должен достичь чистоты помыслов, чистоты помыслов человек достигает, когда становится Человеком.

В книгах А.Новых - Совесть, Честь, Достоинство, Правда, стать Человеком очень часто упоминаются.

” А честь – это и есть один из признаков общей духовности человека, не только воина, то есть когда он живет какими-то высокоморальными ценностями. Чело­век без чести – это ничто и никто.” Сэнсэй

”- Прежде всего надо стать Человеком! «Крайний Лотос» - это высший уровень. Достичь его очень сложно. Но стремиться к этому надо. - И уже обращаясь к Николаю Андреевичу и Володе, проговорил: - Ко всему нужно тщательно готовиться. Тем более, чтобы проникнуть в суть «Лотоса», нужны годы и система тренировок. Это раз. Во-вторых, то, с чем вы соприкоснулись, это не просто Страж, а своеобразный лабиринт. Пройти его, прорваться к Высшему может только человек с чистой душой, твёрдо стремящийся к Свету. В противном случае эта преграда-лабиринт откроет тебе совершенно другую дверь и поведёт тебя совершенно иным путём. Поэтому очень много зависит от твоего духовного развития.

То есть это нечто вроде уровня допуска? - уточнил Володя.

Совершенно верно, - подтвердил Сэнсэй. - Так что это всё не просто так. А чтобы иметь соответствующий уровень, надо иметь соответствующий духовный опыт. А это далеко не так, как считают некоторые люди, что если раз в сутки сделали медитацию для своего удовольствия или же помолились, так сказать, для «галочки», то есть отметились, значит, сегодня занимались духовным. Духовный опыт - это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу - это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света.” Сэнсэй 4

”Ригден: Людям не нужно тратить время на поиск виновных, потешая своё Животное начало, или ждать, что кто-то за них что-то сделает. Им необходимо самим начинать действовать, становясь хорошим примером для остальных. В обществе люди тянутся к тем, у кого есть Честь, Достоинство, кто безвозмездно помогает другим людям, кто живёт по Совести, кто действительно служит духовному миру, игнорируя материальные приоритеты. Вот таким человеком и нужно быть, в первую очередь работая над собой.”

”То есть должна быть развита культура популяризации духовно-нравственных ценностей, знаний, добра, совести, чести, достоинства, дружбы между людьми, позитивных, созидательных моделей, примеров образа мышления, лучших человеческих поступков как Личности, так и коллективов. Должна отсутствовать пропаганда негатива, навязываемого Животным разумом, - войны, насилия, убийств, розни, ненависти, эгоизма и так далее. Причём от самого общества должны исходить инициатива и дело популяризации созидательной идеологии, а также предотвращение любых попыток навязывания людям разрушительной идеологии. Эти условия и есть основа для формирования единого мирового сообщества с духовным вектором развития.” АллатРа стр.861

”Благомыслящие с славными шагнут, Выбор свой сделав в мыслях, словах и делах. Они положат от конца – Начало… … Разве слабосильный нужен мне Человек, чье слово – пыль и ложь? Всемогущего Духом, славного желаю я, Добро творящего миру. Пусть грянет он, наконец, Сила Арты будет в подмогу. Мудр тот, кто в толпе стоящий на грани миров Внемлет слову Ахура. Выбор дан. Каждый сам изберёт Свой жребий зла или жребий добра, А вместе с добром и свободу».

Елена ✎ Валентина К 21.06.2017 16:55

спасибо за добавку к статье. А последний абзац из какой книги? Авеста?

Валентина К ✎ Елена 22.06.2017 01:39

Я из книги “Перекрестье” взяла,а, благодаря Вам, Елена, начала читать “Авесту”, спасибо!)))

Вот ещё о чем хотела с Вами поговорить. Это же Вы автор статьи “Ещё о сокровенном...” ? Вы написали комментарий и я вспомнила про наш с вами разговор под этой статьей про пережитый ночной ужас. Так вот как раз об этом же и говорят Сэнсэй с Николаем Андреевичем- про уровни допуска!

Понимаешь, - медленно проговорил Николай Андреевич. - Этот твой рассказ вызвал во мне ассоциацию с тем случаем из моей практики «Лотоса», о котором я тебе рассказывал.

А что за случай? - с явным интересом подключился к их разговору Володя.

Да я как-то, практикуя «Цветок лотоса», попытался максимально углубиться в медитацию. И чётко почувствовал приближение к какой-то грани… предела, до которого, как мне показалось, вполне реально дойти. И главное, я явно чувствовал, вернее осознавал, что за ним огромная сила. Но чем ближе я пытался приблизиться, тем сильнее чувствовал другую, противоположную силу. Её даже тяжело описать словами. Страх и ужас по сравнению с этими ощущениями - ничто. Это длилось всего лишь какие-то мгновения, но я не выдержал и быстро вышел из медитации. И это несмотря на то, что Сэнсэй предупреждал меня об этом Страже, несмотря на весь мой накопленный опыт и знания в области психологии, несмотря на то, что я был настроен на выполнение данной медитации, но пройти не смог. Я, конечно, ожидал, что моё Животное будет учинять мне преграды. Но что оно будет настолько сильно! Вот тут-то, честно говоря, я по-настоящему осознал всю силу Животного, присутствующего во мне.

Виктор, внимательно слушавший Николая Андреевича, уточнил:

То есть, чем ближе к тому миру, тем усиливалось воздействие этого мира?

Ну это нормальное явление, - проговорил Сэнсэй. - Не так то просто дойти до грани, не говоря уже о том, чтобы её преодолеть.

А у меня, между прочим, тоже было нечто подобное, - припомнил Володя. - Как-то делал медитацию и решил, так сказать в качестве разведки, занырнуть поглубже того, что обычно делаю. Ну и занырнул на свою голову. И главное чувствую, что приближаюсь к чему-то светлому, хорошему. И тут раз, туман какой-то возник на пути. Я хотел его пройти, да не тут-то было. Да такой необычный туман - густой и тёмный. Вот как резину палишь, только без запаха. Такие неприятные ощущения меня охватили в нём. Да к тому же он оказался липким. И главное, стал как-то засасывать. Я назад, а он меня не отпускает. Такой страх на меня напал, словно я занырнул в воду глубоко-глубоко, а вынырнуть, выкарабкаться не могу. Я кое-как вышел из той медитации и больше таким «заныриванием» из любопытства не балуюсь. Всё делаю в рамках того, что сказал Сэнсэй.

Напишу сейчас своё видение: как мне кажется, Стража пройти не так то просто, и вообще возможно ли человеку самому его пройти? Не знаю. Помните, в передаче “Единение” Игорь Михайлович говорит, что Святой Дух творит из Человека Ангела. И тут большое значение имеет заглавная буква “Ч” в слове Человек, потому как Человек заслуживает... И особенно во времена Перекрестья. Что выберем?

Валентина К ✎ Валентина К 24.06.2017 20:12

Да, не пользуется популярностью тема... а мне она нравится, сама с собой поговорю тогда, не я одна сама с собой разговариваю. Вот ещё одну цитату нашла:

И один человек может многое… Мудрец каждый вечер подходил к зеркалу и спрашивал себя: «Кто ты и кем ты был сегодня: рабом или свободным человеком?» Тем и отличается свободный человек от раба, что раб, даже когда видит зло и неравнодушен к нему, он молчит. А свободный человек, видя зло и ложь, не проходит мимо, а поступает по Чести и по Совести здесь и сейчас, как и подобает по-настоящему свободному человеку. Игорь Данилов

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

  1. внутреннее благородство;
  2. справедливость;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. чистота совести

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение «человек чести» . Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с . Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

2. Честь и совесть связывают с уважением. Они способствуют росту авторитета в любых кругах. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

4. Честь и совесть обеспечивают надежность. Проверенный на прочность человек получает огромный «кредит доверия». В дальнейшем это выгодно ему самому за счет взаимовыручки за проявленную честность. Ему готовы поручить любое важное дело в рабочем коллективе, доверить большой проект или управленческие вопросы. Честь – лучшая рекомендация в любой сфере.

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.

3. Семейное неблагополучие.

Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Как часто можно услышать от кого-то фразу о том, что, мол «совести у тебя нет». На самом деле, это глобальная проблема современного мира, которую нужно решать в срочном порядке. Отсутствие совести и чести среди ценностей современного человека приводит к повышению уровня преступности, к увеличению процента развода и элементарному одиночеству. Человек, готовый переступать через все правила и нормы ради своего личного удовольствия с легкостью изменит супругу, переступит через интересы друга и пойдет на преступление ради обогащения. Я такого человека нет будущего, ведь он морально разлагает и уничтожает общество.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем. Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение . Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература . Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы . Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести . С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа . Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Возвращаясь к проблемам современности, стоит подчеркнуть факт существования целого пласта людей, разочаровавшихся в старых идеалах и отрицающих моральные ценности. Нигилизм словно болезнь поразил общество. Как вернуть такого человека на путь жизни по чести и совести? Статистика показывает, что это возможно лишь с помощью длительного убеждения и мотивирования. То есть, если человек, не боящийся запятнать свою честь и обходящийся без угрызений совести попадет в компанию благородных людей, чтящих эти качества, есть шанс на «исправление». Но в основном, у взрослых личностей уже сформировалось мировоззрение, поэтому менять их уже поздно.

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Таким образом, понятия чести и совести – камень преткновения и базис моральных принципов. Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Выборы как общественный институт существуют с давних пор. Отношение к ним всегда было неоднозначным. В наше время, к сожалению, для некоторых обывателей-избирателей выборы – это всего лишь досадная процедура, отнимающая личное время. Совсем другая ситуация сложилась в дореволюционной России. В те времена о всеобщем избирательном праве можно было только мечтать. Но те, кто имел право участвовать в выборах, относились к ним весьма и весьма ответственно. В Российской империи во второй половине XIX – начале XX века наибольшее распространение получили выборы гласных в городские думы, проходившие раз в четыре года.

По «Городовому положению», принятому 16 июня 1870 года, учреждалась всесословная система городского самоуправления. Городские думы - выборные органы. Они получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Например, заведовали городскими сборами, капиталами и имуществом, попечением о благоустройстве (дороги и мостовые, водоснабжение, освещение, пожарное дело), о здоровье жителей, призрении бедных, развитии народного образования.

Городская реформа повлекла за собой значительные изменения в российском избирательном праве. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей, но не все.

Избиратель должен был быть мужчиной не моложе 25 лет, владеть в пределах города недвижимостью, содержать торговлю или промышленное заведение, налоговый сбор с которых поступал в пользу города. Не платившие налоги в городскую казну лишались избирательных прав.

Все избиратели делились на три разряда: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждый разряд платил треть городских налогов и избирал треть гласных. На первые две трети всех избирателей по имущественному положению приходился максимальный процент избранных гласных. Это и определяло доминирующую роль крупных и средних предпринимателей в городской думе.

Осенью 1870 года выборы во Владимире начались с составления списков лиц, имевших право участия в голосовании. После исправлений и утверждения списки избирателей опубликовали во «Владимирских губернских ведомостях». Губернатор Струков назначил выборы на 4, 5 и 7 декабря. В итоге прошедших выборов большинство во Владимирской городской думе (43 из 72 гласных) получила торгово-промышленная часть населения.

Путаница с шарами

27 декабря 1870 года гласные Владимирской думы выбирали городского голову и членов городской управы. Перед началом выборов они давали клятву, что будут голосовать по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы; избирать из своих собратий достойнейших.

В целом ответственное мероприятие прошло нормально, за исключением казуса, происшедшего с купеческим племянником - гласным Николаем Васильевичем Боровецким. Во время процедуры его избрания шары вынули из урны и перемешали, не посчитав отдельно избирательные и неизбирательные. При второй попытке голосования вообще одного шара не досчитались. Это обстоятельство и отсутствие Боровецкого в зале вызвали прения, а затем третью баллотировку, в ходе которой Николай Васильевич не был избран в члены управы.

Такой ход событий сильно возмутил Боровецкого. Он пожаловался в вышестоявший орган - Владимирское губернское по городским делам присутствие. На заседании 7 января 1871 года Николай Васильевич просил прошедшие выборы в городскую управу «как сопровождавшиеся явным уклонением от законного порядка уничтожить, назначив новые». При последовавшем затем обсуждении инцидента гласный Ранг уточнил, что при избрании членов управы шаров постоянно не досчитывались. После заслушивания всех заинтересованных лиц члены губернского присутствия постановили признать баллотировку Боровецкого в члены управы проведённой неправильно и предоставить ему право новой «буде он пожелает».

Николай Васильевич, недовольный принятым решением, отправил жалобу в Сенат. Сенат «не нашёл оснований к какому-либо изменению принятого постановления». Новые выборы на городские должности, как того требовал обиженный Боровецкий, не состоялись.

Интриги купца Тарасова

3 декабря 1890 года в городской управе проходили выборы гласных во Владимирскую думу на очередное четырехлетие. Поведение на них купца Тарасова возмутило многих избирателей. Девять человек обратились с письменным заявлением к городскому голове Шилову. В письме к градоначальнику недовольные граждане писали, что Тарасов на прошедших выборах имел партию и был её агитатором. Перед выборами купец ходил по городу и собрал «на имя членов своей партии» до 20 доверенностей на право голоса, которые и были представлены на выборах. За оформление этих доверенностей у нотариуса деньги платились, по всей вероятности и имевшимся слухам, Тарасовым из собственных.

Непосредственно на самих выборах купец совместно со своими приказчиками Фроловым, Шалфеевым и Селецким показывали «партизанам» (то есть членам собранной партии), куда класть шары. Пантомима была заметна всем. Если нужно было избрать кандидата, то Тарасов засовывал руки в карманы, если не избирать - закладывал руки назад. Когда его «партизаны» подходили к ящику, то прежде чем положить шар, бросали свой взор на стоявшего близ него Тарасова или на одного из его помощников и тогда голосовали.

О действиях Тарасова и его «способников» было донесено губернатору и прокурору Владимирского окружного суда. 6 февраля 1891 года владимирский голова на заседании Владимирского губернского по городским делам присутствия, представляя поданное ему заявление, объяснил, что ни до начала выборов, ни во время них ни о каких нарушениях законом установленного для выборов порядка ему заявлено не было, а потому таковые своевременно проверены быть не могли. Со своей стороны, исполнявший должность прокурора Владимирского окружного суда уведомил губернатора накануне, что возбужденное по заявлению дело предложено прекратить. Заявление оставили без последствий.

Будни или праздники?

4 декабря 1912 года гласные Владимирской думы среди прочих выборных вопросов рассматривали и такой: когда сподручнее проводить голосование - в будни или в выходной?

Гласными Овчининским, Смирновым, Молитвослововым и некоторыми другими высказано было пожелание, чтобы избирательное собрание для выбора гласных было назначено на праздничный день, так как в будний многие, особенно те, кто состоял на службе или занимался торговлей, были лишены возможности участвовать в выборах.

Другие же гласные находили удобным назначить выборы на буднее время. По их мнению, уделить один рабочий день для участия в выборах не могло встретить затруднений у избирателей, к какому бы классу они ни принадлежали, тем более что в прежнее время избирательные собрания обыкновенно проходили в будни. Подачей голосов посредством вставания, большинством 25 против 6 было решено просить Владимирскую управу назначить выборы на будний день.

День выборов

Участие в выборах требовало от избирателей и времени, и терпения. В среду, 9 января 1913 года, выборы гласных во Владимирскую думу проходили весь день. С утра толпа избирателей заполнила зал городской думы, коридор, помещение управы. К 11 часам проверили документы, раздался звонок, и все собрались в зале, где рядами уже были расставлены стулья.

Секретарь управы зачитал список 243 явившихся избирателей. Им принадлежало 266 голосов, так как некоторые присутствовавшие голосовали за себя и по доверенности. Перед началом процедуры городской голова Николай Сомов познакомил впервые участвовавших в выборах с устройством баллотированных ящиков. Их в количестве восьми штук поставили у стены зала.

Ровно в полдень начался первый тур баллотировки. Избиратели опускали шары или в правую часть ящика (за), или в левую (против), а затем переходили к следующей «урне» для голосования. Волеизъявление проходило сериями: в первом туре баллотировались восемь человек из начала списка кандидатов, затем следующие по списку и так далее. Первый тур закончился через 40 минут. После подсчёта шаров объявили результаты. Кандидат, набравший большинство голосов избирателей, считался избранным в гласные.

Закончились выборы в 9 часов вечера. За весь прошедший день 91 избиратель покинул помещение. Всего за время выборной процедуры в избирательные урны было опущено 20920 шаров. Это были последние выборы гласных во Владимирскую городскую думу, проработавшую весь положенный срок. Революционный 1917 год круто изменил всю жизнь российских обывателей, в том числе и закон о выборах.

^

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Они были навеяны фильмом. Буду честна, этот вопрос был актуален всегда, но только просмотрев до конца, подчеркиваю, до конца фильм "Кому выгоден мировой конфликт? Или МОД «АЛЛАТРА» о чести, свободе и правах человека" , пазлики наконец-то стали на свои места.

Древние люди имели представление о внутренней свободе, они были внутренне свободными. Однако со временем утратилось понятие о свободе внутренней и люди стали искать свободу во внешнем, чего априори быть не может. Тело постоянно от чего-то зависит: то ему холодно, то жарко, то есть хочется, то пить, то сосед не устраивает, то мухи кусаются, то хочется чего-то, а чего не знает.

Свободным можно себя ощущать только в духе. Быть свободным от привязок, от шаблонов — это другое дело, это разумеется, имеет место быть. И ещё кое-что, без чего не может быть внутренней свободы. Честь, совесть, внутреннее благородство, достоинство, самоуважение, умение видеть в других только позитив — этими качествами обладает настоящий Человек, Человек с большой буквы.

За несколько последних десятилетей в постоянной гонке за материальными благами и в неустанной борьбе за выживание мы растеряли эти качества, посему нет даже толковых статей на эту тематику. Всё как-то выборочно, а разобраться всё-таки хочется глубоко, ну есть такой душевный порыв.

Эти понятия должны быть базовыми в воспитании детей, но прежде всего, ими должны руководствоваться в своей жизни родители. Раньше, попадая в сложные ситуации, остро стоял вопрос "как поступить?". Фильм мне дал даже больше, чем я ожидала. Он научил не бояться говорить правду, отстаивать свои честь и достоинство, но также с уважением относиться к чести и достоинству других людей.

Он дал мне ту внутреннюю опору, на которой строятся все основы и принципы воспитания детей. Всё гениальное как всегда оказалось просто. Детям нужно дать кодекс чести, как основу их морально-нравственного воспитания. Опираясь на который они будут интуитивно находить внутри себя ответы на вопросы, как поступить в той или иной ситуации. А для этого нужно его сформировать у себя.
Для себя ответить на вопрос "а что я буду делать, если увижу несправедливость?".

Жизнь — это великая школа воспитания наших душ. Сказано — сделано.

Урок первый

Стою на кассе в магазине, входит ссорящаяся пара. Подходят к кассе и продолжают громко, употребляя нецензурную лексику, выяснять отношения. Подобная ситуация обычно раздражает, но почему-то мы привыкли молчать, потому что так приучили. Не влазь, они сами разберутся, вот мы и молчим из страха, а людям может никто никогда не говорил, что в общественных местах так себя не ведут. Спокойно, тактично, с уважением объяснила, что они в общественном месте и нам, здесь присутствующим, неприятно слушать их разговор, люди также вежливо извинились и ушли.

Любая ситуация — это всего лишь урок. Ошибок не существует. Человек не ошибается, он ищет правильный путь выхода из ситуации. Жизнь полна и гармонична, когда мы способны в другом видеть друга, учителя, Бога, даже если нам кажется, что он ошибается. Ведь на самом деле он не ошибается, а проходит свой урок, но это видно только тогда, когда мы смотрим через призму Любви и Знаний, с полной уверенностью, что у него достаточно сил его пройти. Жизнь приносит только радость, когда мы с чувством собственного достоинства прошли очередной этап.

Какой же он — внутренний кодекс чести, настоящего Человека, который не может быть нарушен, как бы не сложились внешние обстоятельства?

  1. Я и только я, ответственна за ту ситуацию в которой оказалась, за все свои слова, поступки и мысли. А мысли, как доказали учёные — материальны, именно они формируют наше будущее, поэтому за них ответственность особая.
  2. Уважать выбор другого человека, каким бы он ни был. Каждый за свой выбор несёт ответственность и я обязана его принимать с любовью и благодарностью, так как его принимает наш Создатель.
  3. Ценить труд другого человека, как свой собственный.
  4. Не потакать злу, смело говорить правду, даже если это противоречит мнению большинства.
  5. Есть границы дозволенности, которые нельзя нарушать, никогда, ни при каких обстоятельствах.

Это только малая часть тех принципов, которыми руководствуется зрелая Личность, идущая по духовному пути.

Зрелая, сильная духом Личность — это та, которая живёт в гармонии с собой и окружающим миром, не лжёт себе и другим, не сравнивает себя ни с кем, она духовно свободна, открыта для вечности и бесконечного познания. Её зрелость проявляется в единстве со всеми, признанием равнозначности всех людей и полном их принятии. Она видит потенциал других людей и радуется его раскрытию. Принимает выбор других людей целиком и полностью. Такой человек принимает ответственность за свои слова и деяния, за ситуации, в которые он попадает, с Любовью и Благодарностью к Всевышнему.

Совесть

Бог наделил человека дарами. Одним из таких даров является Совесть. Только не все признают её даром, для некоторых она является наказанием, а некоторые и вовсе ею не пользуются. Давайте разберемся, что же это такое.

В книге А. Новых «Сэнсэй-II» есть прекрасные слова на эту тему:

"Но не проще ли прекратить мечтать и выбрать себе в жизни роль, достойную звания Человека? И быть тем, кем ты должен быть. Чтобы, засыпая, ты был спокоен, что твоя совесть чиста. Чтобы, умирая, было не стыдно за свои мысли и поступки. И чтоб стоя даже перед Богом, как говорят христиане, на Суде Божьем, тебе было что сказать. Чтобы твоя корзина с добрыми делами была полна, а с худыми делами была пуста. Вот что значит быть Человеком. Ибо жизнь слишком коротка. И даётся она для того, чтобы человек доказал Богу, что он достоин звания Человека..."

Древние говорили, что Совесть — степень величия Духа.

Совесть — боль, которую испытывает личность, когда нарушается внутренний кодекс чести. Самое парадоксальное, что животной составляющей в человеке очень хочется нарушить его и при этом очень страшно это сделать. Вот такой вот внутренний конфликт получается. Но изначально она дарована Богом, как способность чувствовать, когда он поступает правильно, а когда нет. Так и говорят: "поступил по совести или не по совести". Каждый так и выбирает, как ему поступать.

"А честь - это и есть один из признаков общей духовности человека, не только воина, то есть когда он живёт какими-то высокоморальными ценностями. Чело-век без чести - это ничто и никто."

"Ригден: Людям не нужно тратить время на поиск виновных, потешая своё Животное начало, или ждать, что кто-то за них что-то сделает. Им необходимо самим начинать действовать, становясь хорошим примером для остальных. В обществе люди тянутся к тем, у кого есть Честь, Достоинство, кто безвозмездно помогает другим людям, кто живёт по Совести, кто действительно служит духовному миру, игнорируя материальные приоритеты. Вот таким человеком и нужно быть, в первую очередь работая над собой.

В цивилизованном обществе, имеющем духовный вектор развития, каждый человек с детства должен уметь игнорировать мысли от Животного начала, понимать свою двойственную природу, свою энергетическую конструкцию и её возможности. Он должен знать, что непосредственно связан с духовным миром, что Бог един и для общения с Ним вообще не должно быть каких-либо посредников, это таинство двоих: человека и Бога. В обществе необходимо создать условия, чтобы новые Личности, пришедшие в этот мир, понимали главный смысл жизни: наращивать свою духовную силу, соблюдать естественные для человека культурно-нравственные основы, проявлять больше человечности, доброты в своих мыслях, словах и делах, совершенствоваться во внутренней работе над собой и, в конечном счёте, спасти свою Душу."

"Человек изначально свободен и за ним нет греха. Ведь что такое грех? Грех - это то, что тяготит нас внутри, на уровне подсознания, это то, что отделяет нас от Бога, заставляет бояться, чувствовать за собой вину. То есть это естественное следствие действия вашей психики после наруше-ния общечеловеческих морально-нрав-ственных законов. Это есть грех. Эти законы есть кодекс вашей чести, вашей совести. И коль вы его сами нарушили, необходимо самому становиться лучше и чище в помыслах и деяниях."

Из книги А. Новых «Сэнсэй-І»

Честь

От слова честный. Честный с собой и другими. В древности на Руси существовало такое понятие, как «Честное купеческое слово». Его давали купцы и ценилось оно превыше всего. Оно имело вес в обществе, ему верили, больше чем нынче верят нотариально заверенным документам. Скрепление сделки рукопожатием было крепче письменных договоров, а репутация ценилась дороже не только денег, но и жизни.

Подоплёкой честного купеческого слова служили не только экономические соображения. Это был своеобразный кодекс чести. Многие купцы прошлого были неграмотными. Обмануть такого человека, который не мог подписать купчий крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно. Однако честное купеческое слово было столь же значимым, как в дворянской среде честь или благородное происхождение.

Честь человека понятие внутреннее и связано оно с уважением, самоуважением. Если человек уважает себя, то он будет уважать и других, ценить в них такие понятия как честь и достоинство, свободу выбора. При любых обстоятельствах, в которых бы такая личность ни оказалась, кодекс чести неприкасаемый.

Такой человек видит внутренний потенциал других людей, их ценность и ресурсы, он чувствует единство с другими людьми на внутреннем уровне. Оберегать честь и достоинство других людей является для него внутренней потребностью, задачей номер один в общении с другими людьми. Нарушение морально-этических принципов вызывает в нём внутренний дискомфорт, душевную боль и страдания. Так и говорят: "совесть мучает". А разве может она мучить? Она подсказывает — не правильно идёшь, не туда


Достоинство

Обладающий собственным достоинством человек, уважает себя и других, он способен признавать внутреннюю равнозначность окружающих, ощущать потенциал и внутреннюю красоту людей.

Он находится в гармонии с самим собой и окружающим миром, не превозносясь и не унижаясь. Такой человек крепко стоит на этой позиции, и именно чувство собственного достоинства не даёт ему впасть в одну из этих крайностей, он не стремится никому ничего доказывать, пытаться повлиять на выбор других людей. Он полон внутреннего благородства. Это проявляется во всём и касается всех аспектов его жизни. Морально-этические нормы, привитые с детства родителями, благородный человек не может переступить ни при каких обстоятельствах. Все помыслы у благородного человека связаны с помощью ближнему.

Визуально такие люди ничем не выделяются, но от них веет внутренним теплом и светом, рядом с ними хорошо и спокойно, как будто легче дышится. И ещё одна деталь, которую я для себя отметила, после общения с таким человеком, хочется жить, творить, любить весь мир, радоваться каждому мгновению.

Если каждый человек по мере своих сил искренне, всем своим существом будет стремиться развить в себе такие качества как: честь, совесть, достоинство, внутреннее благородство, то наша жизнь станет светлее, мы сможем построить созидательное общество, жизнь в котором будет приносить только радость. Такое общество отнюдь не фантастика, а единственно правильная реальность. И я уверена, что мы сможем объединиться в духе и это в наших силах, если каждый постарается, то сказка станет былью.

Разве это не стоит того?

"Все люди простые и состоят из одного и того же материала. Но, в зависимости от личного выбора, один становится Гитлером, а другой — Буддой. Так что, если хочешь жить в лучшем обществе, начни, в первую очередь, с себя, стань Человеком. Загляни внутрь себя, подумай, ради чего ты живёшь в этом мире, кто ты на самом деле. Посмотри чистым взором на окружающий тебя мир, без пелены Аримана. Следи за чистотой своих мыслей. Замени своё мысленное злословие — добрословием, вместо зависти искренне порадуйся за успехи другого человека, вместо пустых злых обсуждений лучше пойди и сделай добро другим людям, просто, молча и бескорыстно. Вместо того чтобы желать зла другому и жаждать его смерти, лучше разделите с ним кусочек своего хлеба и просто сядьте вместе и поговорите о том, что на душе у каждого, о жизни, о Любви, о Боге. Пусти лучи своего добра в мир, поделись чистыми знаниями, и многие души согреются их теплом. И глядишь, из одной пусть маленькой вашей чистой искорки возгорится две. А там где две, там и третья всполохнет. А когда таких искорок станет много, то возгорится настоящее пламя. Так что один человек может сделать очень много полезного и доброго! И он даже не представляет себе, насколько масштабно будет его деяние и насколько ценен будет его труд перед Богом во благо своей души."

А. Новых «Сэнсэй-IV»



error: Контент защищен !!