Чем определяется образ жизни человека. Правильный образ жизни: как начать его вести

Образ жизни это стабильные формы индивидуальной либо групповой деятельности людей.

Понятие образа жизни

Образ жизни характеризуется особенностями поведения, общения и мышления человека в различных ситуациях. Это понятие находит свое отображение в деятельности человека, а также в его социальной активности, в выражении интересов и убеждений.

Образ жизни имеет свои индивидуальные черты ля каждого поколения, так как на него влияют социально-экономические аспекты разных временных периодов. Основными составляющими образа жизни являются труд (учеба для молодежи), быт, а также система поведенческих привычек.

Многие ученые рассматривают это понятие как синтез четырех категорий: экономической (уровень жизни), социально- экономической (уклад жизни), социологической (качество жизни) и социально-психологической (стиль жизни).

Образ жизни человека является главным фактором, который воздействует на состояние его физического и психологического здоровья.

Образ жизни человека, семьи, народа

Образ жизни зачастую рассматривают как поведенческий тип определенного индивида: его деятельность, особенности его мировоззрения, бытовые привычки и т.д.

Однако в более широком смысле образ жизни присущ и таким социальным группам как семья и народ. Образ жизни семьи, как правило, обоснован на общих интересах супругов, на обобщенности в ведении быта, на предпочтениях в видах отдыха.

Образ жизни семьи имеет в своей основе психологическую близость членов семьи. Образ жизни определенных народов – понятие, которое сложилось в ходе исторического процесса.

Основой его выступают традиции и нормы, которые передавались каждому новому поколению. Именно традиции и нормы влияют на поведенческие особенности представителей народа, а также их социальное и экономическое восприятие.

Факторы, влияющие на образ жизни

На образ жизни человека влияют такие факторы, как уровень социально – экономического развития в государстве, уровень медицинского обслуживания, уровень экологической безопасности, а также психологические факторы.

На образ жизни индивида также влияет образ жизни народа, к которому он принадлежит, в частности уклад жизни и традиционная культура.

Образ жизни народа и человека часто зависит от политической идеологии государства. Так во времена СССР, именно коммунистическая идеология определяла все составляющие образа жизни человека, в частности на стиль жизни.

Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание.
Б. Франклин

Здоровье гораздо более зависит от
наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства

Д. Лебок


Экологическим фактором стало увеличивающееся потребление населением лекарств. Большинство синтетических медикаментов, нормализуя одну физиологическую реакцию, функцию органа, могут незаметно изменить состояние других органов и систем, вплоть до их заболевания, о котором говорят как о побочном действии лекарств.

Следовательно, надо помнить и о болезнях фармакологической агрессии». Так, некоторые лекарственные препараты способны вызывать поражения печени. На IV международной конференции по сердечно-сосудистой терапии (1991) указывалось, что применение фармакологических препаратов, снижающих уровень жира в крови, может приводить к повышению числа опухолевых заболеваний. Все больше появляется в обществе людей, страдающих «лекарственной аллергией».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала правительства развитых стран оказывать содействие в возрождении народной медицины с рекомендацией научного изучения ее потенциала. Наблюдается долгожданный отход от противопоставления народной медицины и официальной. То, что «неофициальные» лекарственные средства могут оказывать оздоравливающее воздействие, не вызывает сомнения.

Здоровый образ жизни — непременное условие здоровья человека. Отмечается большая зависимость между заболеваемостью и образом жизни человека.

К сожалению, здоровье занимает у человека далеко не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни. Конечно, здоровье в большой степени зависит от благосостояния. Но что понимать под благосостоянием, разве только вещи? Неограниченный рост материального потребления становится для человека вредным и тормозит его духовное развитие. Это затмевает важность главных целей жизни — физического и духовного совершенствования и гармоничного развития личности.

Если раньше одновременно человек был и производителем, и потребителем, то теперь эти функции четко распределились. Так же, по-видимому, произошла и со здоровьем. Человек, «потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Таким образом, здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого труженика. Все представляется заботам государства, медицине, которые, как, вероятно, думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты питания, промышленные товары и платные услуги. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, а не его «производителем».

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Под культурой понимается особого рода отношение — отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура — это не только сумма нравственных начал. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Образ жизни — это комплекс наиболее существенных и типичных характеристик способа трудовой, общественной, познавательной, культурной и других видов деятельности (активности) людей, непосредственно воздействующих на их здоровье. В научное определение организма должна входить и среда, так как без последней существование организма было бы невозможным. Один из мудрецов Древней Индии провозгласил: «Каков микрокосмос, таков и макрокосмос».

Хотя образ жизни находится в неразрывном единстве с условиями жизни, следует отличать эти понятия. Условия жизни — это, по существу, все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы, его определяющие или ему сопутствующие. В их числе материальные и нематериальные факторы (социальные, духовные, культурные и др.) и природные факторы. Образ жизни в виде деятельности, активности людей связан с условиями жизни, поскольку люди реагируют на условия жизни, используют их, проявляют к ним определенное отношение. Надо понять, «что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит» (Леонардо да Винчи).

Еще более 2000 лет тому назад великий врач Гиппократ подчеркивал роль здорового образа жизни для предупреждения заболеваний. В это понятие он включал: соблюдение диеты соответственно возрасту, времени года, конституции, прогулки, купания, гимнастические упражнения.

Философ Сократ, живший в V в. до нашей эры, считал, что осмысленная жизнь ведет к духовному и физическому здоровью, гармонии внутренних сил и внешней деятельности, к нравственному удовлетворению своим поведением. Знание самого себя, по его мнению, является высшим человеческим достоинством и благом. Для того чтобы быть здоровым, надо иметь большую силу воли, не угодничать прихотям и желаниям собственного тела. Еще древний философ Сенека писал по этому поводу: «Угождайте телу лишь столько, сколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным, держите тело в строгости».

Из истории известно, что человека нередко губили излишества — переедание, переутомление в работе, половая невоздержанность, применение возбуждающих средств в больших дозах. Здоровье — это здоровый образ жизни, утверждение которого неотделимо от борьбы с вредными привычками. «Образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» (Ю.П. Лисицын).

Обобщая ряд классификаций, Ю.П. Лисицын включает в образ жизни четыре категории: «... экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни». При прочих равных первых двух категориях (экономической и социологической) здоровье людей зависит также от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей, определяющем их поведение. Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой ритм жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Основные сферы, где реализуется образ жизни человека:

— труд, его организация, формы удовлетворения материальных и культурных потребностей;
— быт, как сфера обслуживания и как совокупность обычаев, традиций, норм общежития, которые характерны для жизни вне производства, в свободное время;
— формы участия людей а политической и общественной жизни;
— элементы, относящиеся к общественному сознанию, нравственности, морально-этические, психологические и общекультурные.

Устойчивое здоровье достигается соблюдением принципов здоровой, разумной жизни, обеспечивающей в конечном итоге активное долголетие. В понятие «здоровый образ жизни» входят: рациональный режим труда, отдыха и питания, активный отдых, полноценный сон, закаливание организма, решительная борьба с вредными привычками.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.


Образ жизни и здоровье

Что такое образ жизни?

Не раз повторяли, что от образа жизни непосредственно зависит здоровье, и подчеркивали

КА его значение при различных факторах риска. Др/^HJ Теперь, прежде чем продолжить и конкретизировать эту тему, остановимся па, казалось бы, простом и бесспорном — самом понятии «образ жизни». Но так кажется только на первый взгляд.

Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. И подобные представления не вызывают возражений — они широко вошли в быт. Но нам следует дать научную трактовку этого понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести его со здоровьем — очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий.

Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в своих ранних работах квалифицировали образ жизни как общественное явление, неотрывное от способа производства. В «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства — не только воспроизводство физического существования индивидов, «в еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни1».

Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально-нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр., она предопределяется в конечном счете материальными условиями, уровнем производства и производственными отношениями. Именно в конечном счете, не обязательно прямо, непосредственно. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе. К пониманию сущности, природы образа жизни можно целиком отнести высказывание Ф. Энгельса: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное— лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь»2.

В марксистской литературе подчеркивается, что образ жизни нельзя сводить к проявлениям жизни людей вообще. Это определенный характер их жизнедеятельности, обусловленный объективными процессами развития общества, общественно-экономических формаций. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория, понять которую можно лишь на основе марксистской методологии. Никакие произвольные, субъективные суждения об образе, стиле, укладе жизни, идеалистические, вульгарно-механистические трактовки, буквально наводнившие буржуазную философию и социологию, не в состоянии раскрыть сущность этой категории, более того, они извращают ее, вносят путаницу, уводят в сторону от научного анализа.

Как общественное, классовое явление, образ жизни, отражая самые существенные черты социально-экономических и политических систем, резко различается при капитализме и социализме. Несостоятельны поэтому рассуждения буржуазных идеологов о каком-то над- или внеклассовом образе жизни, о единой «технической цивилизации», «индустриальном обществе» и т. п.

В книге «Советский образ жизни», где обобщена большая марксистская литература по этому вопросу, В. И. Касьяненко пишет, что, по мнению многих авторов, «можно определить образ жизни как совокупность типичных для данного общества видов (или способов) жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями».

Поскольку речь идет о проявлениях в многообразных и многочисленных сферах, существенные черты деятельности людей весьма трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать-, особенно с учетом ее исторического характера, разных уровней (структуры). Обычно выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, культурную, воспитательную и т. д. Хотя в более общем виде существуют лишь производственная и внепроизводственная сфера, считая отдых, быт.

В одной из первых публикаций, специально посвященных образу жизни и охране здоровья населения, представлена такая градация: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека»2.

Сотрудники кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Московского мединститута имени Н. И. Пирогова также предложили ряд схематических группировок составных частей (аспектов) образа жизни. Были выделены производственная, общественно-политическая, ^непроизводственная активность. Последняя складывалась из деятельности в быту и социально-культурной деятельности. Отдельно рассматривалась медицинская активность, о которой будет сказано особо.

Естественно, разные авторы предлагают разные группировки, множество критериев их определения и оценки. Остановимся на некоторых примерах. В трудовой или производственно-трудовой активности обращается внимание на характер, содержание, структуру, виды, организацию труда. При изучении содержания труда производственная деятельность распределяется по отраслям, по совершаемым операциям, учитывается специфика физического и интеллектуального труда, его режим, ритмичность, психоэмоциональное напряжение, степень механизации и автоматизации и многое другое. Берутся на прицел объективные и субъективные факторы, в том числе производственная, трудовая дисциплина, выполнение норм, инициативность, отношение к делу и к рабочему коллективу, степень удовлетворенности трудом и пр.

Социологи, гигиенисты, физиологи труда, иные специалисты пытаются разграничить факторы трудовой активности, установить их значимость, удельный вес и т. п. Так, ученые Института социологических исследований АН России следующим образом распределили по рангам значение некоторых показателей производственнотрудовой деятельности:

I. Степень удовлетворенности работой и специальностью.

II. Установка на профессиональную учебу и повышение квалификации.

III. Интенсивность труда.

IV. Занимаемая должность.

V. Отношения в трудовом коллективе.

VI. Уровень профессиональной подготовки и квалификации.

VII. Санитарно-гигиенические условия труда.

VIII. Инициативность: участие в рационализаторстве и трудовых починах.

В рамках трудовой деятельности очерчивается общественно-политическая активность, которая сама но себе представляет важную сферу образа жизни. Ее особенно сложно рубрицировать и оценивать. Разработано несколько подходов, немало показателей и критериев. Один из вариантов принадлежит тому же институту социологических исследований. Он строится на таких показателях: I) выполнение постоянной общественной работы; 2) работа на выборных должностях; 3) информированность в вопросах внешней политики; 4) интерес к политической литературе; 5) частота выступлений на собраниях; 6) учеба в системе политпросвещения. Сюда можно добавить выполнение общественных поручений, количество лиц, выполняющих поручения, качество выполнения, отношение к ним и т. д.

Образ жизни включает в себя и другие виды, стороны (сферы) активности, среди них, как мы отмечали, социально-культурная деятельность и деятельность в быту. Обычно их относят к нетрудовой активности, но это, конечно, крайне условно, ибо и в быту, в первую очередь женщинам, приходится очень и очень много работать; сфера духовной культуры тоже требует большой отдачи, в том числе в воспитании. Тем не менее ради изучения целесообразно придерживаться пусть и чисто схематического выделения, выбрав для него свои показатели: поведение в быту, распределение времени на те или иные занятия, а также обеспеченность населения, семей, отдельных лиц зарплатой, пособиями, их утилизация, использование на питание, жилище, одежду, культурные нужды (посещения театра, кино, приобретение книг, журналов). И так далее. Интересно распределение показателей по рангам. Стоит познакомиться с результатами, полученными К. В. Бестужевым-Ладой, И. И. Травяным, Б. М. Фирсовым, А. В. Рябушкиным и другими социологами (см. табл. 4).

Образ жизни как сложную динамическую функциональную систему помогает постичь системный подход, который обязывает изучать взаимодействие, связи различных его элементов, без чего невозможна какая бы то ни было правильная оценка.

Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни», что чувствуется кое-где даже в приведенных нами примерах рубрикации видов активности. Между тем условия жизни — это, по существу, все опосредствующие и обусловливающие образ жизни факторы. В их числе материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, определяющие образ жизни, и природные, которые, не будучи определяющими, оказывают подчас очень существенное влияние па образ


Таблица 4 Ранговое распределение показателей, характеризующих деятельность в быту и социально-культурную деятельность Показатели деятельности в быту

Установка на продолжение образования Частота посещений театров, выставок, концертов Расходы на удовлетворение культурных потребностей Наличие хобби

Количество книг в домашней библиотеке

Удовлетворенность культурно-бытовыми условиями и наличие в жилищ-предметов культурно-бытового назначения Частота посещений кино и количество выписываемых газет и журналов жизни, сопровождая его. Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Образ жизни — деятельность, активность людей, которые связаны с условиями жизни, реагируют на них, используют тем пли иным способом.

Социологические исследования, включая социально-гигиенические, обычно нацелены на выяснение воздействия условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджетов, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и других отношений) , на отдельных лиц, группы людей и т. д. Но при этом делаются лишь непосредственные выводы. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливаются корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками (показателями состояния здоровья населения или работы медицинских учреждений, медицинского персонала) подчас без учета того, как отражаются эти условия на активности людей и через нее—на отдельных параметрах здоровья, организации медицинской помощи. Таким образом, возможна односторонняя оценка. И хотя осуществлено много исследований, доказывающих влияние качества жилья, материальных доходов, уровня образования и пр. на здоровье населения, их итоги были бы гораздо более точными и полными, если бы специально обращалось внимание не только на количественную сторону (квадратные метры жилой площади, величину заработной платы и т. п.), но и на то, как используются эти условия, как ведут себя люди, то есть анализировались бы проявления образа жизни. Квадратный метр или рубль сами по себе на здоровье влиять не могут: и в большой квартире, и с большой зарплатой можно вести нездоровый, негигиенический образ жизни.

Остановимся еще на понятиях «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Буржуазные идеологи даже пытаются замелить ими марксистское понимание образа жизни. Самое простое — отрицать или отбросить эти термины, однако они приобрели популярность, да к тому же некоторые из них можно применять при правильном, научно обоснованном толковании. Образ жизни обобщает, вбирает в себя четыре категории: экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

«Уровень жизни», или уровень благосостояния, характеризует количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Сюда относят размер национального дохода и фондов потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели здоровья и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и др.1.

Под «укладом жизни» обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуру, регламентирующие жизнедеятельность людей.

«Стиль жизни» основывается на индивидуальных особенностях поведения как одном из проявлений активности. К нему причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Но следует помнить, что этим термином любят жонглировать буржуазные идеологи.

Еще чаще в целях защиты, апологетики, пропаганды капиталистического строя они прибегают к понятию «качество жизни». Введенное в конце 50-х годов, оно должно было служить завесой дискредитировавших себя теорий об обществе «изобилия», «всеобщего благоденствия», «экономической зрелости», «постиндустриальном обществе» и т. п. В публикациях западных философов и социологов нет четких границ: наряду с попытками качественно измерить отдельные стороны жизни здесь присутствуют и показатели ее уровня, уклада, стиля. Разумеется, соглашаться с такими представлениями нельзя. Если и использовать данный термин, то лишь для оценки условий, питания, уровня комфорта, удовлетворенности работой, общением и т. д. Естественно, это ни в какой степени не заменяет понятия «образ жизни».

При этом качественная сторона «определяется господствующим общественным строем, местом класса в системе экономических и политических отношений. Количественная сторона определяется уровнем развития производительных сил и потребления, находит выражение прежде всего в уровне жизни, а также в других показателях»1.

Мы уже отмечали классовое, социальное, обусловленное историческим развитием содержание понятия «образ жизни», следовательно, должно говорить о принципиальных различиях социалистического (коммунистического) и капиталистического образа жизни. В капиталистическом обществе есть образ жизни трудящихся и образ жизни господствующих классов; в нем, подчеркивал В. И. Ленин «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности»1. Образу жизни власть имущих, которому благоприятствуют капиталистические производственные отношения, противоположен образ жизни рабочего класса с его революционным мировоззрением, коллективистской моралью, социалистическими идеалами.

В нашем обществе сложился и совершенствуется образ жизни, единый для всех классов и социальных слоев. Являясь итогом коренных общественно-экономических преобразований, он развивается и укрепляется вместе с укреплением единства социалистического общества, формированием советского народа как новой исторической общности.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии дано такое определение: «Возник новый, основанный на принципах социалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ни угнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежит пароду. Его отличительные черты — коллективизм и товарищеская взаимопомощь, торжество идей свободы, неразрывное единство прав и обязанностей каждого члена общества, достоинство личности, подлинный гуманизм».

С социалистическим образом жизни тесно связано понятие «социалистическая цивилизованность». Подразумевается постоянный рост сознательности и культуры советских людей, включая культуру быта, поведения, культуру разумного потребления, образцовый общественный порядок, здоровое рациональное питание, высокое качество обслуживания населения, полноценное, с нравственно-эстетической точки зрения, использование свободного времени и пр.

Однако торжество социалистического образа жизни в целом не исключает отличий в укладе, стиле жизни различных слоев, групп, тех или иных личностей. Но это совсем ие значит," что при социализме нет единого для всех образа жизни, как заявляют в своих антисоветских писаниях буржуазные идеологи. Не подтверждают их точку зрения и противоречащие нашей морали негативные черты в поведении отдельных людей. Такие черты носят социальный характер, но чужды социальной сущности социализма; они социальны, но не носят классовый характер. И далеко не безразличны для здоровья. Это обстоятельство надо учитывать при оценке социальной природы ряда заболеваний.

Социалистический образ жизни неравнозначен понятию «образ жизни при социализме», коль скоро не все население поднялось до требуемого уровня сознательности. Имеющиеся еще недостатки, не будучи порождением нашего общественного строя, успешно преодолеваются государством, самими трудящимися.

← + Ctrl + →
Образ жизни и здоровье Непосредственное воздействие образа жизни на здоровье

) , обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются формационный О. ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж. (индивида, социальной группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества) . В свою очередь тот и разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и сельский и т. п.) .

В условиях социализма к категории О. ж. используется для повышения науч. обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др. ) , сопряжённые с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О. ж., края затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см. Прогнозирование) , на основе сопоставления которых вырабатываются соответствующие рекомендации.

Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма, негуманным отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства, аптагонистич. противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом, культом наживы, насилия.

Для социалистич. О. ж., в буржуазному, характерны , подлинный демократизм и , социальный , чувства человеч. достоинства, обществ. долга, товарищеской взаимопомощи, и патриотизм, уважение к труду и трудящемуся человеку, социальное равноправие, бережное к культуре, к духовным ценностям, высокая , непримиримость к недостаткам, социальная , основанная на развитии чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.

Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие некоторых пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. развития общества, с которыми ведётся , а также ростков будущего коммунистич. О. ж., которые всемерно развиваются в процессе коммунистич. строительства

Материалы XXV съезда КПСС , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Щербицкий В. В., XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистич.. О. ж. и формировании нового человека, М., 1977 ; Толстых В. И., О. ж.: Понятие , реальность, проблемы, М., 1975 ; Социалистич. О. ж. и совр. идеологич. борьба, М., 1976 ; Капустин Е. И., Социалистич. О. ж. Зкономич. , М., 1976 ; Проблемы социалистич. О. ж., М., 1977 ; Струков Э. В., Социалистич. О. ж., М., 1977 ; Социалистич. О. ж. и вопросы идеологич. работы, М., 1977 ; Бутенко А. П., Социалистич. О. ж.: Проблемы и суждения, М., 1978 ; Сдобнов С. И., Социалистич. О. ж.: Экономич. аспект, М., 1978 ; Касьяненко В. И., Роль КПСС в формировании Социалистич. О. ж., М., 1979 ; Ануфриев?. ?., Социалистич. О. ж. (Методологич. и методич. вопросы) , М., 1980 ; Социалистич. О. ж., М., 1980 ; Социальные показатели О. ж. сов. общества, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, “образ жизни” дает типологическую, “портретную” характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают “кочевой” и “оседлый”, “городской” и “сельский”, “традиционный” и “индустриальный”, “аристократический” и “буржуазный” и т. д. жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения (“советский” или “американский”, “западный” или “восточный”, “социалистический” или “капиталистический” образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть “медлительным” или “подвижным”, “рациональным” или “нерациональным” и т. д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как “уровень жизни”, “качество жизни” и “стиль жизни”, которые можно рассматривать как конкретизацию и различные “срезы” этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного “аспектного” (демографического, психологического, медицинского и т. д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, “порядка жизни”, он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких “родственных” признаков (научная и эвристическая такой “собирательной” характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия “образ жизни” обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т. е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т. п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т. д. М. Вебер, предпочитая вместо понятия “образ жизни” понятие “стиль жизни”, рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические . Каждому стилю жизни, согласно М. Веберу, соответствует более или менее высокая (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т. д. сферы человеческой жизнедеятельности - с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И. Кант считал “культуру воспитания” важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа , без чего создается лишь “видимость” культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К. Марксу, “жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как ... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...” (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного “фонда” общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социальноэкономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия “западного” и “восточного” образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в , когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает о смене парадигмы и формировании “глобального стиля жизни”, активно обсуждается судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

Лит.: Толстых В. И. Образ жизни: понятие , реальность, проблемы. М., 1975; Панин Л. Г. Социология культуры. М., 1996: Коз.ювски П. Культура постмодернизма. М.,1997.

В. И. Толстых

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОБРАЗ ЖИЗНИ" в других словарях:

    Системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования, Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств, трудовая) деятельность человека. О.ж.… … Энциклопедия культурологии

    Понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60 х 20 в., активно использовался на протяжении 70… … Новейший философский словарь

    Англ. way of living; нем. Lebensweise. Способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, соц. полит. и культ.), типичные для конкретно истор. соц. экон. отношений. см. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ … Энциклопедия социологии

    Философско социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд,… … Большой Энциклопедический словарь

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирую­щих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватываю­щими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного време­ни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в обществен­ной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни - один из критериев обще­ственного прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50-55 % приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жиз­ни человека, следует отнести:

Уровень общей культуры человека и его образованность;

Материальные условия жизни;

Половые, возрастные и конституциональные особенности человека;

Состояние здоровья;

Характер экологической среды обитания;

Особенности трудовой деятельности (профессии);

Особенности семейных отношений и семейного воспитания;

Привычки человека;

Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессио­нальной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности челове­ка. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую

и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - то,

как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жиз­недеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установ­ки, эталоны поведения и т. д. Образ жизни, обусловленный в значительной степе­ни социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конк­ретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функцио­нальных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное мно­гообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жиз­ни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих по­требностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), нося­щих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в лю­бом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимо­связи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бы­товых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укреп­ления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоро­вье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетво­рение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоя­тельств, и прежде всего тем, что:

В нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной сте­пени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не ста­ло на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных челове­ческих ценностей, а также о необходимости разработки основных положений и ус­ловий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения

людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - об­разование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школь­ных учреждениях, в колледжах, вузах и т.

Д. Второй - самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни не­обходимо сочетать оба пути.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением ин­дивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и спо­собностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недо­статочно сосредоточить усилия лишь на преодолении факторов риска возникнове­ния различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Конституция человека - это генетический потенциал организма, продукт на­следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно кон­ституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Кон­ституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Ре­альная конституция человека складывается из набора составляющих. Перечислим основные из них.

Рефлексивная конституция - генетическая память (наследственность), эпиге­нетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перене­сенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).

Гепотипическая конституция - это «наследственный паспорт» (геномная ха­рактеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.

Фенотипическая конституция - это традиционное (а подчас и единственное) представление о конституции человека на основе наследственной структуры его костно-мышечного и жирового габитуса.

Иммунная конституция - система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интен­сивность иммунологических реакций.

Нейронная конституция - состояние неврологической реактивности, опреде­ляющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, детерминирующих наше здоровье и нашу невроло­гическую симптоматику.

Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.

Лимфогематологическая конституция - это особенности лимфотока и группа крови, носящие геномный, конституциональный характер и определяющие интен­сивность метаболизма и энергетики организма.

Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение детерминируется взаимодей­ствием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).

Энерго-акупунктурная конституция - это специфика системы так называе­мых энергоканальных связей в организме.

Системное представление о конституции человека дает интегральную харак­теристику, лежащую в основе жизнедеятельности человека. Здоровый образ жиз­ни - это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.

К основным принципам здорового образа жизни относятся:

Социальные: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;

Биологические: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энер­гетически, укрепляющим и ритмичным.

Совершенно очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствую­щих моделей поведения человека..

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

Стремление к физическому совершенству;

Достижение душевной, психической гармонии в жизни;

Обеспечение полноценного питания;

Исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алко­голизма, наркомании, гиподинамии и т. д.);

Соблюдение правил личной гигиены; закаливание организма и его очище­ние и т. д.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Приведем его основные положения.



error: Контент защищен !!