Биография Евтушенко Е А (Литература XX века). Биография евгения александровича евтушенко Евгений евтушенко анализ

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Эволюция темы любви в творчестве поэта.
3. Анализ стихотворений.
4. Лиричность и публицизм произведений.

Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких «никогда!», от детских «навсегда!». «Не надо обещать!» — нам поезда кричали, «Не надо обещать!» — мычали провода.

Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.

Е. А. Евтушенко — один из популярнейших поэтов второй половины XX века. Родился он в 1933 году в Иркутской области, получил высшее образование в Литературном институте им. М. Горького. В 1949 году началась его самостоятельная творческая деятельность.

Первая книга под названием «Разведчики грядущего» вышла в свет, когда поэту было всего 19 лет. С этого времени сборники его стихов стали выходить регулярно.

Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популяр-

ность поэта. Врожденное чувство гражданственности, слитое с тонким чувством времени, делают лирику Евтушенко еще более интересной для понимания. Он общителен как лирик, неравнодушен к происходящему вокруг него и к судьбам окружающих его людей, умеет тонко подбирать настроения произведений для самых разных читателей. Кроме того, это — поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви...» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:

Не понимать друг друга страшно —
не понимать и обнимать,
и все же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всем друг друга понимать.

Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:

И, наделен познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.

Со временем любовь для поэта преображается, светлое и наивное чувство начинает приобретать более драматический, тяжелый характер. Герой произведений этого этапа творчества пытается найти выход из тисков повседневности, укрыться от проблем на «навеки в небо врезанном» мосту, но, к сожалению» этот мост остается только в мечтах. Жизнь взваливает на плечи поэта тяжелую любовную ношу. Образ любимой девушки тоже подвергается изменениям — он усложняется, делаясь одновременно трагичней и реалистичней. Примером подобного изменения мировоззрения поэта может стать стихотворение «Ты начисто притворства лишена...».

Наиболее выдающееся стихотворение этого времени — «Заклинание». Оно оригинально и необычно как стилистически так и композиционно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви:

Весенней ночью думай обо мне

осенней ночью думай обо мне

Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране, —
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.

Одна и та же рифма в конце каждой строки придает тексту напевность, монотонность ритма убаюкивает и успокаивает читательские мысли. По ощущениям оно напоминает спокойный морской прибой, мягко, но неотвратимо раз за разом накатывающий волны на пологий берег.

Однако в конце первой же строфы возникает ощущение напряжения, которое ширится с каждой новой строкой, чтобы вылиться в финальный вздох — вскрик:

Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.

Лирический герой этого периода по-прежнему ищет успокоения от быта и обыденности, но ищет его теперь не в каком-то безлюдном месте, а в тихой гавани искренней женской любви. Одно из самых жестоких любовных стихотворений Евтушенко — «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». лирический герой не испытывает здесь никакой жалости ни к себе, ни к своей возлюбленной:

Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!

Герой опасается ложного чувства сострадания со стороны бывшей возлюбленной, способного разрушить его спокойствие и нормальное душевное состояние:

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь

и пробуешь, кряхтя, поставить представленье

с названием тупым «Спасенная любовь».

Финал стихотворения — на одном душевном надрыве — жесткий, но удивительно трогательный и гармоничный:

Не надо обещать... Любовь — неисполнимость.

Зачем же под обман вести, как под венец?

Виденье хорошо, пока не испарилось.

Гуманней не любить, когда потом — конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,

то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

Творчество Евтушенко многопланово и разнообразно. Поэт обращается к самым разнообразным проблемам и темам, он воспевает различные образы, опираясь на творческое наследие А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

В своих произведениях Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист. Он рассматривает действительность не только как нечто дающее лирическое вдохновение, но и как единство нравственной и исторической связей:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему — не стану,

А говорить, что к худшему — боюсь.

Не утратило обаяния и молодости и зрелое творчество Евтушенко, очаровывающее читателей наряду с ранними его произведениями.

Непревзойденный мастер афоризма, обладатель яркого, подчеркнуто индивидуального литературного стиля, Евгений Александрович Евтушенко навсегда останется в нашей памяти как символ и воплощение светлого идеализма эпохи «шестидесятников».

Стремление к совершенству было неотъемлемой чертой его характера и творчества:

«Сами себе велите

Славу свою добыть.

Стыдно не быть великими.

Каждый им должен быть»

В свои двадцать Евтушенко уже был членом Союза писателей СССР, однако первые литературные опыты казались молодому поэту недостаточно зрелыми. Подлинным дебютом его таланта станут, по собственному признанию, более поздние произведения - «Шоссе энтузиастов», «Обещание» и «Станция Зима», в которых Евтушенко в полной мере ощутит себя частью нового, рождающего на глазах литературного поколения.

На протяжении 1960-х Евгений Евтушенко вместе с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и своей первой женой - Беллой Ахмадулиной неоднократно декламировал свои стихи на многолюдных поэтических вечерах в Политехническом музее или выступал прямо с подножья знаменитого памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Его броские художественные акции, а затем и прямые выступления в поддержку советских диссидентов - Бродского, Солженицына и Даниэля - сформировали запомнившийся многим образ поэта-идеалиста, непримиримого борца за свободу.

В 1962 году на всю страну прозвучало резонансное стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина», приуроченное к выносу тела диктатора из Мавзолея:

«Нет, Сталин не умер.

Считает он смерть поправимостью.

Мы вынесли из мавзолея его.

Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

Вскоре из-под его хлесткого пера канонадой прогремят новые, поразительно точные и емкие стихотворения - «Бабий яр», «Письмо Есенину» и, наконец, знаменитое «Танки идут по Праге»:

«Танки идут по соблазнам

жить не во власти штампов.

Танки идут по солдатам,

сидящим внутри этих танков»

«Мы не были врагами Советской власти. Нас хотели сделать врагами своей страны, но не получилось» - позднее скажет Евтушенко об этом периоде своего творчества.

В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его талант получил широкое признание во всем мире. В разные годы с Евгением Евтушенко общались и дружили американский политик Роберт Кеннеди, президент Чили Сальвадор Альенде, лидер кубинской революции Фидель Кастро.

Евгений Александрович Евтушенко скончался в минувшую субботу на 85-м году жизни. Российское историческое общество с глубоким прискорбием встретило известие о смерти поэта и выражает самые искренние соболезнования родным, близким и друзьям покойного.

Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/

Текст: Владимир Беклямишев

Период с 1954 по 1964 годы в истории СССР условно называется периодом «оттепели». Он ознаменовался такими событиями, как ХХ (1956г.) и XXII (1961г.) съезды КПСС, на которых подверглись критике и осуждение, во-первых, сам культ личности Сталина, во-вторых, репрессивная политика Сталина, а также частичный отказ от сталинской тоталитарной политики и смягчение ограничений как цензурных, так и идеологических. Последнее значительно способствовало подъему литературы:
; разрешается публикация ранее запрещённых авторов,
; возникают новые литературные объединения,
; появляются новые поэтические школы,
; в некотором смысле появляется свобода творчества,
; происходит гуманизация литературы: интерес поэтов и писателей от «ОНИ» и «МЫ» возвращается к личности человека; для литературы периода «оттепели» характерен интерес к внутреннему миру человека, а также обращение к вечным вопросам и проблемам человеческого бытия,
; наблюдается развитие и драматургии, и поэзии («тихая», «громкая»), и прозы («деревенская», «городская»);
; возникает поколение «шестидесятников» и «эстрадная поэзия» (лирика становится своеобразным голосов всей эпохи).
Ярким явлением периода «оттепели» являются поэты «шестидесятники» и их «эстрадная» («громкая») поэзия. К их числу принадлежат Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, которые выступали в Политехническом музее и Лужниках с чтением стихов, собирая немалые стадионы, благодаря чему их поэзию назвали «эстрадной». «Шестидесятники», хоть и подчеркивали независимость и неофициальность своего творчества, стремление вырвать личность человека из паутины тоталитаризма, по утверждению Булата Окуджава, своей основной целью они видели «очеловечить» коммунистический режим. Именно в этом и заключается историческая заслуга «эстрадной поэзии»: именно «шестидесятники» впервые в советской истории заговорили о личности человека и о ценностях ее свободы, о праве на то, чтобы быть искренним, быть собой, и о праве личности на себя.
Пожалуй, самым «громким» лириком плеяды «шестидесятников» считается Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился 18.07.1932г. в Сибири. Отец, Александр Рудольфович Гангнус, увлекался поэзией, а мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, по профессии была геологом, но нашла себя как актриса, была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Именно она и сменила «неудачную» фамилию сына на свою девичью.
Евгений Александрович сравнительно рано начал свой поэтический путь: первое стихотворение "Два спорта" было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 г., а в 1952г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего», который поэт позже назвал «незрелым». Учеба в Литературном институте не заладилась, так как Евтушенко к тому времени начал открыто выражать свои политические взгляды, которые, впрочем, шли в разрез с советской идеологией, и в 1957г. его отчислили, указав официальной причиной отчисления «дисциплинарные взыскания». Не секрет, что он был в числе тех немногих, кто публично заступился за опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына.
Пик популярности творчества поэта пришелся на 50-80-е годы. В тот период Евтушенко активно гастролировал по Советскому Союзу, собирая полные стадионы и концертные залы. Именно в эти годы у поэта выходят несколько сборников, которые были тепло приняты публикой: «Третий снег», «Обещание», «Нежность», «Взмах руки».
Стоит отметить, что Евтушенко – довольно противоречивая и загадочная личность, вокруг которой прогремело не мало громких скандалов. Многие современники отзывались о нем далеко не лестно, даже тот же Иосиф Александрович Бродский, за которого Евтушенко в своё время заступался, однажды назвал поэта «стукачом». Впрочем, это нисколько не меняет тот факт, что поэзия Евтушенко, как утверждал критик Е. Сидоров, - «кардиограмма времени», и она всегда искренняя, честная».
Поэзия Евтушенко – синтез простоты, доступности, богатства образных деталей, широчайшей гаммы настроений и разнообразия тем. В его поэзии нашли отражение и любовь к женщине, и человеколюбие, и патриотический пафос, и протест против войн, и размышления об исторической судьбе России, и философские размышления о смысле бытия и т.д.
Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». Стихотворение написано в 1961 году и посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, советскому журналисту, публицисту и ответственному редактору известного литературно-художественного журнала «Юность». Собственно, благодаря ему в 1965г. и вышла в печать заменимая поэма Евтушенко «Братская ГЭС».
«Людей неинтересных в мире нет…» - яркий образец философской лирики поэта. Евтушенко выдвигает на передний план размышления о жизни и о смерти, об уникальности, неповторимости каждого человека и о смысле его пребывании на земле. Язык поэта и прост, и понятен, но в тоже самое время насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, лексическими повторами, анафорами, антитезами, окказионализмами, рядами однородных членов, которые придут речи выразительность и убедительность, а пятистопный ямб и смежная рифмовка делают стихотворение динамичным. В основу стихотворения положено сравнение человека и его жизни с планетами и их историями. Это сравнение задается уже в первой строфе:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее».

Поэт смело заявляет, что каждый человек – это целая планета, огромный мир, вселенная, похожих на которых не было, нет и не будет, потому что у каждого «особенное, свое». Обилие местоимений «свое», «свой», «кто-то», «он», «мы», «мне» и др. делает стихотворение очень личным, позволяя позиционировать под «кто-то», «он» себя, своих знакомых, друзей, родных, и, таким образом, позволяет поэту быть ближе к своему читателю.
Провозглашая факт неповторимости каждого человека, даже самого типичного, заурядного, непримечательного, путем обыгрывания однокоренных слов «незаметно» - «незаметностью»; «интересен» - «неинтересностью», Евтушенко заявляет, что даже своей «неинтересностью» человек уже уникален: такой заурядности более не будет на земле:
«…он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей».

По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает. А анафора, которая используется поэтом во второй строфе:

«Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час…»

Вместе с антитезами (антонимами) «лучший» - «страшный», «миг» - «час», еще раз подчеркивает, что «внутренний» мир человека остается в нем, и никто не способен так же прочувствовать и обиды, и радости, испытываемые человеком.
Для поэта смерть человека эквивалентна погибели целой планеты: ведь вместе с собой он забирает свой «первый снег», свой «первый поцелуй», свой «первый бой». Поэт не может смериться с этой трагедий, он не хочет принимать то, что умирает целая планета.
Ему трудно смириться с тем, что их, людей, «не возвратить», их «тайные миры» не возродить. От этой несправедливости лирическому герою «хочется кричать». Он отмечает, что от людей что-то да останется, а затем с грустью добавляет, что «что-то» все равно безвозвратно уходит:
«Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!»

Из этого поэт выводит «закон безжалостной игры» - «Не люди умирают, а миры!» И печальнее всего Евтушенко находит то, что о них мы «зная все, не знаем ничего»: ни «про братьев», ни «про друзей», ни «о единственной своей», ни «про отца родного своего». Они все уходят и «их не возвратить» …
Трудно не согласиться с Евтушенко: действительно, каждый человек – это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями…Бог создал каждого человека уникальным как внешне, так и внутренне. Пускай, все мы имеем глаза, нос, губы, руки, ноги, но ведь нет на свете других таких глаз, никто другой не умеет улыбаться так, такого носа тоже нет, пусть он и с горбинкой, пусть он и сломан, пусть он и большой, да какая разница, если нет на свете такого другого? К сожалению, XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, к которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евтушенко.
Трагичнее всего, что подражанию подвергается не только внешность, но и внутреннее содержание человека. Обязательно требуется походить на других людей. Ведь это так «страшно»: быть собой, а не играть кого-то. Человечество придумывает себе ложные идеалы, стремясь достичь которые теряет самое главное – себя.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
Таким образом, действительно, лирика Евтушенко – удивительное явление в русской литературе: она способна проникнуть в сердце практически любого человека и, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности.

Евгений Евтушенко — одна из наиболее ярких фигур в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились сила искреннего чувства, страстного желания вмешаться в жизнь, собст-венным опытом постичь ее сложности. По определению критика Е. Сидорова, «поэзия Евтушенко — это как бы кардиограмма времени, иногда искаженная неточностью поэтического инструмента, но все-гда искренняя, честная. Его стихи, то и дело теряющие в гармонии, цельности эстетической оснащенности, нередко выигрывают в ак-туальности, злободневности».

В ранней поэзии Евгения Евтушенко значительное место зани-мают стихи о любви. В них звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоя-щее («Ты большая в любви…»), и искреннее, глубокое обожание, и бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страш-но…»), и первая любовная коллизия — переживания от разобщен-ности «близких душ» («Со мною вот что происходит…»). Написанное в 1957 году стихотворение «Со мною вот что происходит…» было по-священо Белле Ахмадулиной. В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать:

…чужих людей соединенность и разобщенность близких душ!

Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как «ста-рый друг» к нему не ходит, а вместо любимой «совсем не та ко мне приходит». Эта разобщенность людей в мире — причина грусти по-эта и его одиночества. Тема одиночества промелькнет в стихотво-рении «Я комнату снимаю на Сущевской…», а потом в стихотворе-нии «Не надо…» Оно одновременно и разговор с самим собой и монолог, обращенный к любимой. Рефрен «не надо…», повторяю-щийся в начале каждой строфы, вносит дисгармонию в звучание стихов и тем самым подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с любимой. С годами к поэту придет более полное и глубокое понимание чувства любви. Одним из лучших

стихотворений любовного цикла конца 60-х годов стало стихотворе-ние «Когда взошло твое лицо…» Здесь резко меняется понимание сущности любви. Если несколькими годами раньше она казалась всего лишь «соединеньем» близких душ, то ныне за любовь прини-мается другое («Я понимаю — этот страх и есть любовь»). В этих стихах возникает образ любимой женщины, наделенной детской доверчивостью и мужской выдержкой, и мужеством, и юношеской порывистостью, и увлеченностью, и долготерпением. К таким жизнь не бывает покладиста и добра. С такими в жизни трудно, но надежно:

Живу я тревогой и болью двойной. Живу твоим слухом, твоим осязаньем, Живу твоим зреньем, твоими слезами, Твоими словами, твоей тишиной. Мое бытие — словно два бытия. Два прошлых мне тяжестью руки согнули. И чтобы убить меня, нужно две пули: Две жизни во мне — и моя, и твоя.

Образ любимой усложняется в другом стихотворении («Ты на-чисто притворства лишена…») В нем поэт отрешается от внешних обстоятельств судьбы любимой женщины и целиком уходит в об-ласть психологии любви. Побег из прошлого и расплата с ним — это еще не победа любви: «И я был просто первым, на кого ты, убе-гая, в темноте наткнулась». Истинный драматизм характера люби-мой раскрывается после и именно во внутренней сфере, в психоло-гии:

И вроде ты со мной, и вроде нет. На самом деле я тобою брошен. Неся в руке голубоватый свет, По пепелищу прошлого ты бродишь. Что там тебе? Там пусто и темно! О, прошлого таинственная сила! Ты не могла любить его само, Ну а его руины — полюбила. Могущественны пепел и зола. Они в себе, наверно, что-то прячут, Над тем, что так отчаянно сожгла, По-детски поджигательница плачет.

Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен-ко — его «Заклинание», которое можно поставить в ряд с выдаю-щимися произведениями этого жанра в русской поэзии. Достоинст-во и благородство, с которыми выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично соединились с широким и свободным распевом стиха и строгой кольцевой композицией. Глу-бокое лирическое волнение все нарастает, нарастает с каждой стро-кой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе, в последней мольбе:

Молю тебя — в тишайшей тишине, Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне — Весенней ночью думай обо мне И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

С. Владимиров отмечал: «Пожалуй, русская поэзия не знала та-кой степени, такого уровня откровенности в стихе, такой энергии самораскрытия, как в творчестве Евтушенко. Весь мир как бы со-средоточивается, переносится в душу поэта, все воспринимается только в качестве его собственного эмоционального состояния.

При этом ничто не выпадает, не выносится за пределы этого ми-ра. Недаром возникают упреки в чрезмерном самомнении, не-скромности. И действительно, может показаться, что поэт чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальны его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты».

Лирика Евгения Евтушенко выходит за пределы нравственного самовыражения. Поэт внимателен к жизни, его пытливый ум и зоркий глаз видят все вокруг. Интерес к людям, поиски характеров проявляются уже в самой ранней лирике Евтушенко. Поэт углуб-ляется в область личной жизни окружающих его людей и Видит, что у каждого есть свои мечты и свое горе, свои праздники и свои будни, свои надежды и разочарования — у каждого своя судьба. Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена в 1960 году как первый итог наблюдений. Это стихотворение обращено к тем людям, которых принято называть простыми:

Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет, У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.

Евтушенко видит в каждом человеке свой неповторимый мир и беспокоится о том, чтобы мы как можно больше знали друг о друге, в том числе и о самых близких. «Тайный личный мир» остается за-крытым и неведомым для окружающих людей, и смерть каждого человека — непоправимая утрата:

И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой. Всё это забирает он с собой… Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных… А что мы знали, в сущности, о них? Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.

Евгений Евтушенко пришел в поэзию с ощущением мятежной роли поэта. Еще до «Мастеров» Вознесенского он провозгласил: «Большой талант всегда тревожит и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа». Но прошло не-сколько лет, как в полном противоречии с первоначальными дек-ларациями поэт высказался: «Хочу я быть немножко старомодным — не то я буду временностью смыт…» Тема поэзии звучит во многих произведениях Евтушенко (поэма «Братская ГЭС», цикл стихов о Севере, стихотворение «Долгие крики»). В стихах северного цикла Евтушенко не раз задает вопрос — нужна ли его поэзия народу, на-стоящее ли все то, что осталось позади, — многолюдные вечера, ус-пех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени? Стремление быть услышанным своим народом остро и пронзительно звучит в стихотворении «Граждане, послушайте меня…», написанном в 1963 году. На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смя-тения и боли, мучительный крик в начале песни: «Граждане, по-слушайте меня…» Слова эти звучат как мольба о помощи, стремле-ние преодолеть человеческое равнодушие к чужой мольбе. Но поэту трудно достучаться до чужих сердец. Он одинок, и его страдание выливается в мучительные строки:

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, Вдруг в ней все ничтожно будет, кроме Этого мучительного, с кровью: «Граждане, послушайте меня…»?!

В своей статье «Воспитание поэзией» Евгений Евтушенко писал: «Стать поэтом — это мужество объявить себя должником. Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни… Поэт в долгу перед потомками, ибо его гла-зами они когда-нибудь увидят нас». Убежденность в особой роли поэта в России с особой силой звучит в «Молитве перед поэмой» («Братская ГЭС»). Вступление к поэме содержит целый ряд харак-терных для творчества Евтушенко тем и мотивов: тема гражданско-го служения поэта, его особой роли в России — роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее; мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям. Наконец, «молитва», обращенная к семи крупнейшим русским поэтам, по сути своей представляет со-бой манифест, поэтическую программу Евтушенко. Начиная «Пуш-кинский перевал» с самоуничижения перед именами Пушкина и Грибоедова, Евтушенко ведет мысль к характеру художника, к то-му, «что «гений тоже слабый человек», но силою характера преодо-левший свою слабость. И вот тут-то обозначается крупная цель: учиться у гениев преодолению слабостей: «Чтоб нас не утешали па-раллели, когда толкают слабости в провал, чтоб мы смогли, взош-ли, преодолели — пушкинский открылся перевал…». Материал с сайта

В «Молитве перед поэмой» Евтушенко подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Обращаясь к Пушкину, Евтушенко просит дать ему его певучесть и способность «глаголом жечь сердца людей», к Лермонтову — его желчный взгляд на жизнь, к Некрасо-ву — дать боль его иссеченной музы, к Блоку — дать вещую туман-ность, к Пастернаку — чтобы его свеча вовеки горела, к Есенину — дать на счастье его нежность, к Маяковскому — дать грозную не-примиримость, чтобы и он, поэт Евтушенко, прорубаясь сквозь вре-мя, мог сказать о нем товарищам-потомкам. Самое замечательное в этой «Молитве» то, что Евтушенко чуть ли не первым из поэтов его поколения выразил только что обозначившуюся тенденцию поворо-та к классике, к традициям русской литературы.

Сегодняшнее творчество Евгения Евтушенко многообразно. В последние годы поэт обращается к самым различным вопросам со-временности. «Нелегкий талант» гражданственности накладывает большую ответственность за действенную силу слова. Свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении «Что я скажу тебе, Россия?»:

Чем помогу тебе, Россия?

Да и возможно ли помочь той, что от власти не впервые поэтов мудро гонит прочь?

Россия — женский образ Бога. Твои хлеба — мои хлеба. Твоя печаль — моя тревога. Твоя судьба — моя судьба. (1997)

«Природа творческой натуры Евтушенко не дает ему возможно-сти покоя и мудрой взвешенности суждений. Он обгоняет себя на каждом повороте жизни, причем замечательно, что это свойство не проходит с годами… Какая-то вечная, быстроногая и легкодумная юность клокочет внутри, создавая характер уникальный, очень обаятельный, но и раздражающий своим нежеланием остановиться на чем-нибудь главном.

Критик Лев Аннинский точно подметил однажды: «Подробности быта светятся у Евтушенко как бы самостоятельным светом, так что иногда пропадает связь подробностей с целым, и сама необязатель-ность красок становится здесь поэзией». «Необязательность» под-робностей, становящихся поэзией, характерна для поэта и по сей день. Бытовые детали, мастерски освоенные стихом, придают его произведениям теплоту и обаяние, которые усиливаются, когда де-таль подсвечена юмором…

Евтушенко — поэт очень русский, продолжающий демократиче-ские традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковско-го. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, придав стиху живую пластичную интонацию разговорной речи» (Евгений Сидоров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • евтушенко лирика о дружбе
  • ты большая в любви анализ стиха еатушенко
  • стихи евтушенко о силе слова
  • лирические стихи евгений евтушенко
  • Живу я тревогой и болью двойной.

Вопросы по этому материалу:

  • dsgssdf
  • sdfsdf
  • sdfsdf

«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

И ее стариков.

Если было несладко,

Я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

(полный тайных тревог)

И мои, и чужие

Заметая следы.

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо . Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен . И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.



error: Контент защищен !!