Условный знак проселочной дороги на карте. Что обозначают значки

на топографической карте.

Попалась вам в руки карта мало кому известная из тайных архивов района или области. А там, давно исчезнувшие хутора, и сёла, и станицы и много ещё непонятных знаков, чёрточек и точек. Что обозначают значки на топографической карте? Как понять и определить, где действующее поселение, где исчезнувшее, где кладбище, а где живой родник с кристально чистой питьевой водой, который может вам пригодиться в знойную летнюю погоду во время копа. Кто-то скажет, надо было учить географию, и это правильно, но всего не запомнишь.

А нам, кладоискателям и археологам любителям важно уметь правильно читать топографическую карту, для правильной и быстрой ориентировки на местности. Ладно, когда поиск старины вы ведёте в знакомой местности. А если это чужой район или регион? Старожилы кладоискательства советуют вести коп совместно, в компании. Так возможно вы сможете защитить себя от нападков местных жителей и представителей власти. Вам будет весело в обществе единомышленников, и если что-нибудь случится непредвиденное, вам обязательно помогут. Но если не один из вас не знает расшифровку обозначения значков на топографической карте - грош вам цена. Бегать из стороны в сторону, бешено искать по округе наугад места для раскопок - глупо, вызывающе, чрезмерная суета привлекает негативное внимание.

И так, приступим к детальному изучению обозначений на вашей секретной карте сокровищ.

1. Множественные здания.
2. Разрушенные здания.
3. Одиночное здание.
4. Разрушенное здание.
5. Работающие шахты.
6. Закрытые шахты.
7. Промышленное предприятие (завод, фабрика).
8. Заводская труба.
9. Электростанция.
10. Склад горюче-смазочных материалов.
11. Башня либо каменная, либо металлическая.
12. Башня лёгкой конструкции (с уголков).
13. Телевизионные и радиовышки.
14. Распределяющий трансформатор.
15. Центр телевидения или радиовещания.
16. Взлётная полоса для самолётов (аэродром).
17. Жильё лесника.
18. Геодезическая точка.
19. Железная дорога.
20. Каменный или кирпичный забор (ограждение).
21. Родник.
22. Колодец воды (журавль).
23. Колодец ветряной.
24. Обычный колодец, сруб.
25. Мусульманское кладбище.
26. Основные расположения стоянок чумов и юрт.
27. Электрические провода на деревянных столбах.
28. Электропровода на бетонных столбах.
29. Двигатели, работающие от ветра (электростанции).
30. Ветряные мельницы.
31. Добыча торфа масштабная.
32. Мельница водяная.
33. Бензозаправка.
34. Метеорологический пункт.
35. Часовенка.
36. Церковь (храм, собор).
37. Большое кладбище.
38. Маленькое кладбище.
39. Монументы, обелиски, мемориалы и памятники.
40. Пчеловодческая пасека.



41. Лес. Цифры в числители - высота, в знаменатели - обхват ствола, цифра рядом - расстояние между деревьями. Впереди дроби, могут писать какой лес: берёзовый, кленовый, дубовый, или смешанный.
42. Хвойный лес.
43. Лес вырубленный.
44. Редкий лес.
45. Поросли кустарников.
46. Солончаки не проходимые.
47. Проходимые солончаки.
48. Непроходимые болота с растительностью. Если три чёрточки (как на рисунке) - мох. Если две чёрточки - трава. Кустиком изображается камыш или тростник.
49. Сад фруктовый.
50. Сухой лес или сгоревший.
51. Камыш или тростник.
52. Лес, поваленный бурей (ураганом, смерчем).
53. Высокий травостой.
54. Растительность луга, менее одного метра в высоту.
55. Молодые деревья.

56. Овраги и ямы.

57. Курганы.

58. Высота абсолютная.

59. Камни.

60. Пещера.

61. Указание брода на реке. Первая цифра в знаменателе – глубина, вторая – длина. В числителе первая – тип грунта (Т – твёрдый), вторая – скорость течения реки.

62. Терриконы.

63. Обжиг извести.

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

На топографических картах объекты местности (реки, населенные пункты, дороги, рельеф, заводы и т. п.) изображаются условными знаками. Условные знаки подразделяются на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные. Масштабными условными знаками изображаются объекты местности, выражающиеся в масштабе карты; размеры таких объектов (длину, ширину, площадь) можно измерить по карте, например: площадь леса, болота, озера, населенного пункта. Внемасштабными условными знаками показываются объекты местности, не выражающиеся в масштабе карты, например: отдельно стоящее дерево, километровый столб, дом, геодезический пункт и т. п. Такие объекты изображаются в преувеличенном виде, а их точное положение на карте определяется главной точкой условного знака. Так, например, точное положение пункта государственной геодезической сети находится в геометрическом центре фигуры его условного знака.

Пояснительные условные знаки и подписи применяются для дополнительной характеристики объектов местности и показа их разновидностей. Например, фигурна хвойного или лиственного дерева на изображении леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей, а цифры и буквы на условном знаке шоссейной дороги - ширину и материал покрытия. Пояснительные условные знаки и подписи позволяют более полно изучить по карте характер местности.

Следует учитывать, что на нарте при изображении отдельных объектов местности допускается ряд условностей, например:

При изображении населенных пунктов точно наносятся только их внешний контур, главные улицы и ближайшие к перекресткам постройки; количество показанных строений обычно не отражает их действительного числа, а лишь характеризует плотность застройки;
- при густом расположении однородных объектов местности (строений, колодцев, курганов и т. п.), сосредоточенных на небольшой площади, с сохранением точного положения показываются только крайние из них;
- середина между двумя линиями, изображающими шоссейные дороги, соответствует середине дорог на местности; сами же линии условных знаков краям дорог в большинстве случаев не соответствуют;
- условный знак фабрики, завода размещается на месте, соответствующем расположению на местности фабричной трубы или, при ее отсутствии,
- главного здания.

Правильное чтение карты обеспечивается хорошим знанием условных знаков. Условные знаки топографических карт всех масштабов по своему начертанию в подавляющем большинстве одинаковы, а поэтому знание условных знаков карт масштабов 1:25000, 1:50000 и 1:100000 делает возможным чтение топографических карт более мелких масштабов.


География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "условные знаки" в других словарях:

    Символические, штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на топографических и других географических картах, а также на графических документах. В зависимости от предназначения различают… … Морской словарь

    Условные знаки - Условные знаки … Географический атлас

    Графические, буквенные и цифровые обозначения объектов и элементов местности, оперативно тактической и метеорологической обстановки, применяемые на топографической и др. географических картах, а также на графических документах. В зависимости от… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Условные знаки - графические условные обозначения и стандартные сокращения пояснительных надписей к ним, применяемые в военно оперативных документах, на схемах, картах, отчетных карточках и т. п. для обозначения положения войск, тыловых частей (подразделений)… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Vietovės objektų, kovinės ir meteorologinės situacijos žymėjimo žemėlapiuose ir kt. koviniuose grafiniuose dokumentuose ženklai. Pagal paskirtį jie būna taktiniai, topografiniai ir… … Artilerijos terminų žodynas

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Grafiniai simboliai, kuriais žemėlapiuose reiškiamas jų turinys. Simboliais vaizduojami fiziniai Žemės paviršiaus objektai (jų padėtis, kiekybiniai ir kokybiniai… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Условные знаки - знаки, используемые при составлении планов и схем места происшествия и иных мест производства следственных действий. Представляют собой совокупность стандартных топографических знаков и обозначений объектов, встречающихся в следственной… … Криминалистическая энциклопедия

    Условные знаки - символические штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на географических картах и графических документах. Различаются топографические, тактические и метеорологические У. з. Они могут… … Словарь военных терминов

    УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИКАХ Название материка Площадь в тыс. кв. км Координаты крайних точек Наибольшая высота над уровнем моря Наименьшая высота от уровня моря Евразия 54 870 сев. м. Челюскин 77º43′ с.ш. 104º18′ в.д. юж. м.… … Географический атлас

    Картографические условные знаки система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте,… … Википедия

Книги

  • , Условные знаки для топографических планов. Масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1973 года (издательство`Недра`).… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Условные знаки для топографических планов , Главное управление геодезии и картографии при Сове , Показаны условные знаки геодезических пунктов, строений, зданий и их частей, железных дорог и сооружений при них, автомобильных и грунтовых дорог, гидрографии, мостов, путепроводов и… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

«План местности. Условные знаки»

6 класс

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План мест­ности. Условные знаки». Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Изображения местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).

Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники) (рис.1).

Рис.1. Самолет М-101Т "Сокол" – предназначен для съёмки местности

(http://www.gisa.ru)

Фотоснимки, полученные в результате аэрофотосъёмки земной поверхности, называются аэрофотоснимками.

Рассмотрим аэрофотоснимок (рис.2) и топографический план (рис.3) одной и той же местности (русло Москвы-реки в районе Воробьёвых гор). Какое изображение нам даёт более полную информацию о географических объектах? Каким видом изображения удобнее пользоваться, чтобы совершить прогулку по Москве?

Сравнение, позволит сделать вывод о том, что именно по плану местности мы можем узнать подробную информацию о географических объектах (например, название реки, название улиц, станций метро, парков).



Рис. 2. Аэрофотоснимок снимок

(http://maps.google.ru)



Рис. 3. План местности

(http://maps.google.ru)

Масштаб 1:50 000

У
Зеленые насаждения
Шоссе
Здание

Река
Железная дорога


словные обозначения
Теперь нам необходимо подробнее познакомиться с теми особенностями, которые отличают топографический план от аэрофотоснимка.

Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое сна­ряжение, какую одежду взять, возможно - подготовиться к пе­реходу реки, оврага и т. д. Информацию о районе похода Вы сможете получить, правильно прочитав карту.

Пред Вами два разных изображения земной поверхности: спутниковый снимок (рис.1) и топографическая карта (план местности) (рис.4-5).

Давайте выясним, сравнив спутниковый снимок и план местности . Найдем черты сходства и различия.

Используя рисунки 4 и 5, заполним таблицу «Особенности изображения местности».


Особенности изображения

План местности

Аэрофотоснимок

1. Вид сверху

+

+

2. Можно узнать название населенного пункта, реки, озера и т.д.

+

_

3. Можно определить вид растительности, названия пород деревьев

+

_

4. Изображены все видимые объекты сверху

_

+

5. Изображены только важные объекты

+

_

6. Можно узнать стороны горизонта

+

_

7. Объекты изображены условными знаками

+

_

Подведем итог – что же такое топографическая карта или план местности?

Запишем определение понятия «план местности» в тетрадь.

План местности или топографический план (от лат. «планум» - плоскость) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. «Азбукой» топографического плана являются условные знаки. Условные знаки, используемые для построения планов местности, одинаковы для всех стран мира, что облегчает их использование даже при незнании языка.

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах или планах для изображения различных объектов и их количественных и качественных характеристик. Другими словами, условные знаки, обозначают предметы на плане и похожи на эти предметы.

Что можно узнать, пользуясь данным планом местности (рис.6)?


Рис. 6. План местности (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, 2009)

И ещё многое другое!

Топографические условные знаки принято разделять на: масштабные (или площадные ), внемасштабные , линейные и пояснительные .

З
арисуйте в тетрадь следующую схему:

Масштабные , или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания (http://www.spbtgik.ru ).

З
арисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок

Внемасштабные или точечные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками - электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолета показывает аэродром, а палатки - кемпинг.



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг


Подробнее рассмотрим данный тип условных знаков.

Если Вы хотите познакомиться с другими условными знаками, можете скачать следующий документ (Файл Word)

http://irsl.narod.ru/books/UZTKweb/UZTK.html

Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие пять заданий.

Задание 1.

План местности используется для:

А) изучения обширной территории, например, России;

Б) строительства, сельскохозяйственных работ на небольшой территории;

В) путешествия по различным странам мира;

Г) для прокладывания маршрута, если Вы хотите отправиться в поход.

Задание 2.

«Азбукой плана» являются условные знаки. Но что им соответствует на местности? Подберите номер, под которым изображен условный знак, соответствующей букве, обозначающей его значение (рис. 7).

Например: 1-А; 2- В.

А) обрыв; Б) болото; В) тропа; Г) кустарник; Д) луг

Рис. 7. Условные знаки плана местности

(Баранчиков, Козаренко, 2007)

Задание 3.

Дороги обозначаются на плане:

А) черными сплошными или пунктирными линиями;

Б) коричневыми линиями;

В) линиями голубого цвета;

Г) линиями зеленого цвета.

Задание 4.

Масштабными или площадными условными знаками на планах местности обозначаются следующие объекты:

А) болото, фруктовый сад, лес, пашня;

Б) колодец, школа, родник, отдельно стоящее дерево;

В) тропа, просека, река, овраг;

Г) железная дорога, огород, завод, озеро.

Задание 5.

Внимательно изучи фотографию (рис. 8) и прилегающий к ней план (рис. 9).

Ответь на вопросы.




Вопрос 1. Школьники-туристы переходят реку вброд недалеко от места впадения в нее ручья?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 2. Можно ли по плану определить, в какую сторону течёт река Сона?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 3. Можно ли по фотографии определить, какова вероятная ближайшая цель школьников-туристов?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 4. Можно ли по плану местности определить, что туристы направляются в сторону деревни Сонино, где они могут отдохнуть и пополнить свои продовольственные запасы?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 5. Какие угодья, занимают большую часть территории, изображенной на плане.

А) болота;

Б) смешанный лес;

В) кустарник;

Список литературы, использованной учителем при разработке урока


  1. География Земли: 6 кл.: задания и упражнения: пособие для учащихся/ Е.В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк, М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-11.

  2. Начальный курс географии: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.

  3. Рабочие программы по географии. 6-9 классы/ Н. В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 5-13.

Этот материал для вас подготовила учитель географии ЦО №109

Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: chekushkina . daria @ gmail . com



error: Контент защищен !!