Презентация как я делала поделку хохломская роспись. Хохломская роспись

Орловский региональный центр Федерации Интернет Образования

Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество.

Золотая хохлома

Студенникова Л.Н.


  • Студенникова Лариса Николаевна
  • учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №31 г.Орла ».
  • Работаю по региональной программе для начального образования в Орловской области
  • «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства».

это удивительной красоты расписная деревянная посуда - ложки, чашки, блюдца, замысловатые ковши...

это удивительной

красоты расписная

деревянная посуда –

ложки, чашки, блюдца,

замысловатые ковши...


Из истории…

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине. 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области. Для Хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.


Как создавали посуду.

Выточенные деревянные изделия ("белье") грунтуют жидко разведенной глиной, по - местному вапой, чтобы закрыть все поры, сушат в печи, покрывают олифой. Так делают несколько раз. В последней же раз олифу не досушивают, доводят до «слабого отлипа».



Что такое Золотая хохлома?

Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов, ягод, и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.


Два типа росписи.

« верховая » - красным и черным цветом на золотом фоне;

Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называют варианты такой росписи - "под листок", "под ягодку".



Фоновое письмо.

« под фон » - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.


Роспись "под фон", или фоновое письмо, - это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит "заливка" фона.

После сушки и покрытия лаком, в результате чего "серебро" превращается в "золото", художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку .


Азбука хохломской росписи.

Плавно вьющиеся стебли трав-травная роспись или травка.

Мелкие элементы-ягодки, листья,цветы .


Откуда пришла эта роспись?

Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" следует искать в древнерусской декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские.


"осочки"

"капельки"

"завитки"

"кустики"


ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

ведущий стебель-"криуль"


УЗОР "ЛИСТОЧКИ"


УЗОР "ЯГОДКИ"


ОРНАМЕНТ С "ЯГОДКАМИ" И "ЛИСТОЧКАМИ"


Декоративные элементы для рисования сказочных птиц .


Малыши расписывают .


  • Назови способ появления названия этого народного промысла?
  • По названию местности. (село Хохлома)
  • Как называются заготовки для росписи?
  • «Белье».
  • Верховое и фоновое письмо
  • Назови типы росписи.

В наши дни.

В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.


.

Работы мастеров.




Cлайд 1

Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!

Cлайд 2

Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!

Cлайд 3

Легенда Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Cлайд 4

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. /БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./

Cлайд 5

Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Cлайд 6

Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Cлайд 7

Цвета хохломы Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.

Cлайд 8

Рисунок хохломы В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Cлайд 9

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!

Cлайд 10

Хохломской орнамент Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик

Cлайд 14

Cлайд 15

Ложки Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Cлайд 16

Шкатулки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы.

Cлайд 17

Изделия Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя


Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.

Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.



Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.


Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника.

Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.



Стадии производства изделий хохломской росписи

На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая «бельем».

Хохломской ковш-лебедь ("белье"). Материал - липа.


В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой, просушивают при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох, изделия натирают алюминиевым порошком.

Хохломской ковш-лебедь после операции лужения.


Покрытие лаком

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Так, серебро превращается в «золото».

Хохломской ковш-лебедь перед росписью (покрыт цветным лаком).


Готовое изделие

Кроме черного, красного и золотого цвета, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.

Хохломской ковш-лебедь с росписью.


  • красный - красивый. Исконно русский цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
  • золотой - Свечение Солнца
  • черный - цвет земли, изобилия и мудрости
  • зелёный - цвет травы, цветущей природы и вечной молодости

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.


« осочки »

« завиток »

« капельки »

« кустики »





Виды хохломской росписи

Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

«Фоновая» роспись


«Верховое» письмо

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.




Хохлома

Слайдов: 32 Слов: 3026 Звуков: 0 Эффектов: 11

Хохлома. Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ! Сказка. Разное рассказывают старики. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Легенда. Такова легенда. Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. - Хохлома.ppt

Роспись хохлома

Слайдов: 20 Слов: 215 Звуков: 0 Эффектов: 33

Урок на тему «хохломская роспись». Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов. и село Сёмино Ковернинского района. Технология изготовления. 1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева 2. Изготавливают «бельё» 3. Грунтуют вапой 4. Сушат и покрывают несколькими слоями олифы. 5. Лужение 6. Художественная роспись. 7. Покрывают лаком 8. Закаливают в печи. Росписи. "Верховая". "Под фон". - Роспись хохлома.pptx

Золотая хохлома

Слайдов: 25 Слов: 672 Звуков: 25 Эффектов: 89

Золотая хохлома. Расписная деревянная посуда. Хохломская роспись. Как создавали посуду. Что такое золотая хохлома. Два типа росписи. Фоновое письмо. Роспись. Азбука хохломской росписи. Откуда пришла эта роспись. Узор «Травка». Декоративные элементы. Проверь свои знания. Работы мастеров. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок. - Золотая хохлома.ppt

Промысел хохлома

Слайдов: 10 Слов: 624 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохлома. Содержание. Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. История. В настоящее время у хохломской росписи два центра. Технология хохломской росписи делится на 3 этапа. Изготовление «белья». После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной. Выделяют роспись «верховую». Сушка. - Промысел хохлома.ppt

Народный промысел хохлома

Слайдов: 22 Слов: 1344 Звуков: 1 Эффектов: 2

Народные промыслы России. Золотая хохлома. Чудо изделия. История развития промысла. Технология выполнения. Инструменты и материалы. Основные цвета. Виды хохломской росписи. Верховое письмо. Фоновое письмо. Характеристика верхового письма. Травинки. Травный орнамент. Роспись «под листок». Роспись «под фон». Эскизы роспись «под фон». Рисунок «кудрина». Рисунок. Эскизы «Кудрина». Современное состояние промысла. Выставки. - Народный промысел хохлома.ppt

Хохломская роспись

Слайдов: 17 Слов: 292 Звуков: 1 Эффектов: 61

Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Добрым людям на загляденье. Декоративное рисование. Изобразительное искусство и художественный труд. Урок в начальной школе. Тема. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! План урока. I Вступительное слово. «Золотая посуда». II Основная часть. «Волшебный узор». Планирование самостоятельной работы. III Выполнение узора в полосе. IV Итог урока. Анализ работ учащихся. «Золотая посуда». Художественный цех. Хохлома. Народный промысел деревянные изделия название села. - Хохломская роспись.ppt

Узоры хохломской росписи

Слайдов: 28 Слов: 1577 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохломская роспись. Хохлома. Деревянной. Происхождение хохломской росписи. Русские умельцы. Легенда появления хохломской росписи. Истоки народного промысла. Чёрное кружево. Распространение народного промысла. Элементы хохломской росписи. Волшебная красота. Резные ложки. Матрена. Матрешка. Путешественница. Щечки розовеют. Предметы с хохломской росписью. Изделия с хохломской росписью. Жизнь народных традиций. Рамка для фотографий. Машина под «хохлому». Стилизованное кафе. Русские традиции. Чародеи. Композиция описания. Слова-помощники. Оригинальная шкатулка. - Узоры хохломской росписи.ppt

Хохломская посуда

Слайдов: 45 Слов: 2628 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохломская роспись. Хохлома. Художественное наследие росписи. Лебедь большой. Лебедь малый. Набор для вина с графином. Набор для варенья. Набор для меда. Миска большая. Миска средняя. Миска малая. Кружка малая. Кружка. Бочонок. Сахарница. Креманка. Фужер. Рюмка малая. Тарелка. Хохломское блюдо. Набор для специй малый. Набор для специй большой. Набор для вина. Фруктовница. Салфетница. Боченок. Подсвечник большой. Подсвечник малый. Солонка. Кувшин. Подсвечник высокий. Орешница. Орнамент. Сахарница с ложкой. Горшочек для соли. Набор для икры. Ваза. Сухарница. Ложка. Половник. Ковш. -



error: Контент защищен !!