Организация лечебно-профилактической помощи детям. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям Основные принципы организации медицинской помощи детям
Детская поликлиника
ПМСП и специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или структурным подразделением объединенной детской больницы. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-
профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах (75-85% детей начинают и заканчивают лечение в условиях детской поликлиники).
Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке обычно не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-травматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр, на которого приходится более 60% всех посещений в поликлинике и более 90% всех посещений ребенка на дому.
В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и детьми с хронической патологией, а также нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здорового ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики заболеваний и неблагоприятного их течения, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи в формировании здорового образа жизни. По существу хороший участковый педиатр - это детский семейный врач.
Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за новорожденными, особенно при наличии факторов риска.
Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, с рекомендациями родителям по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию; осмотры врачами-специалистами; проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.
Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявить заболевание на ранней стадии, своевременно провести лечение и соответственно предотвратить развитие хронического процесса.
По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка. Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в году) болеющим детям, поскольку у них чаще развиваются различные хронические заболевания. Дети 3-5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и соответствующих врачей-специалистов (см. также раздел 6.3).
Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную деятельность, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяются наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и на приеме в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.
В 1952-1953 гг. в нашей стране была введена работа врача по системе "единого педиатра", когда ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет - макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы "единого педиатра" позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.
Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.
Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит опытная медсестра. При опросе она выясняет состояние здоровья ребен-
ка и причины посещения им поликлиники, осматривает его кожу и зев, при необходимости осуществляет термометрию и решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.
В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.
В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливают из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста; на 600 детей дошкольного возраста; на 2000 детей школьного возраста; на 200 детей в санаторных яслях; на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах. Одна должность медицинской сестры предусмотрена на 100 детей, воспитывающихся в детских садах; на 700 детей, обучающихся в школах; на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах; на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.
Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике находится кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением. К сожалению, низкая заработная плата медицинских работников не позволяет укомплектовать штаты детской поликлиники и соответственно обеспечить полноценную работу медицинского персонала в школьных и дошкольных учреждениях.
Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.
При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медицинской сестры или посещения медицинской сестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.
Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится
сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.
В последнее время развивается специальность "семейный врач" - ВОП, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи - детей и взрослых.
Детские больницы
Эти больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), которые, в свою очередь, подразделяются на отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеются лабораторно-диагностическая служба, патолого-анатомическое отделение.
Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно составлять не менее 3% общего числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидотдела (санэпидцентра) о наличии или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра - о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольнич-ной инфекции целесообразно предусматривать палаты для детей до 1 года на 1-2 койки, а для более старших детей - не более чем на 4 койки.
Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию; особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка. Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпВ процессе реформирования здравоохранения РФ сокращается число коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек.
Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах. Все подобные учреждения подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи. Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.
Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также тех детей, родители которых лишены родительских прав.
Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:
Осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую их адаптацию;
Проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;
Осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей;
Обеспечить проведение профилактических прививок;
Организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;
Принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;
Проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.
Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо большое внимание уделять профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.
Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.
На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме - лечебная помощь детям. ФАП обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работают фельдшер или патронажная медицинская сестра. В стационар сельской участковой больницы госпитализируют в основном детей с легкими формами заболевания; в тяжелых случаях помощь оказывают в ЦРБ (маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами, и помощь детям нередко оказывает терапевт).
На 2-м этапе медицинская помощь детям всего района оказывается в ЦРБ. Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению. В соответствии с рекомендациями специалистов в ЦРБ целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре (3-й этап).
На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов проведения организационно-методической и лечебно-консультативной работы в сельских районах.
Одной из важных и далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощиподросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты, но при ряде поликлиник они не сохранились.
Как подчеркивает академик Лисицын Ю.П. (2002), здравоохранение как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру, совокупность деятельности структур - элементов системы. Она включает отрасли:
лечебно-профилактическую (амбулаторно-поликлинические больницы, диспансеры и др.);
медицинскую помощь женщинам и детям;
санитарно-противоэпидемическую;
медицинскую - фармацевтическую промышленность, аптечные учреждения и предприятия;
медицинское образование и медицинскую науку - высшие и средние медицинские и научно-исследовательские учреждения;
санаторно-курортные учреждения;
патологоанатомическую, судебно-медицинскую и судебно-психологическую экспертизы;
обязательное медицинское страхование (ОМС).
Указанные организации (виды учреждений) составляют основу системы медицинской помощи, оказываемой за счет государства (федеральный уровень) и муниципальных (региональных, местных) органов и учреждений, организаций ОМС. К этой системе добавляется все более расширяющаяся и укрепляющаяся система частных медицинских учреждений и медицинских учреждений общественных организаций, фондов, религиозных конфессий. Все они в совокупности составляют общественную систему здравоохранения, которая приходит на смену единственной монопольной государственной бюджетной.
Здоровье ребенка, как уже отмечалось, в огромной степени зависит от здоровья и благополучия матери.
Большая роль в сохранении и приумножении здоровья женщин и детей отводится специально созданной структуре в системе здравоохранения -- системе охраны материнства и детства. Ее роль особенно возрастает в неблагоприятной социально-демографической ситуации со снижением рождаемости, ростом смертности и отрицательным естественным приростом населения, сокращением численности детей в возрастной структуре населения, увеличением доли детей, воспитывающихся в неполных семьях в результате разводов родителей или рождения вне брака.
В Конституции Российской Федерации имеется специальная статья (ст. 38), посвященная охране семьи, материнства и детства; в Основах Законодательства об охране здоровья граждан в ст. 22-24 изложены вопросы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья семей, матерей и детей.
Как отмечалось выше, для работы в системе охраны материнства и детства с 1930 г. осуществляется подготовка специальных медицинских кадров - врачей-педиатров. В 1930 г. впервые были организованы педиатрические факультеты в 14 медицинских институтах, в том числе в 1-м Ленинградском, 2-м Московском, Ростовском, Казанском, Горьковском и др.
К 1990 г. в СССР насчитывалось более 60 педиатрических факультетов и институтов, а в настоящее время более чем в 30 вузах Российской Федерации имеются педиатрические факультеты.
К настоящему времени число специалистов-педиатров почти 24 на 10 000 детского населения, на 10 000 человек - около 5 акушерров-гинекологов. Среди врачебного персонала педиатры -- самая многочисленная специальность, их около 66 000 (1999).
Основа организации медицинской помощи для женщин и детей - женские консультации, детские поликлиники, родильные дома, перинатальные и неонатальные центры, центры планирования семьи и репродукции человека и др. Всего этих учреждений несколько тысяч, более половины из 21,000 всех амбулаторно-поликлинических учреждений, не считая десятков тысяч фельдшерском акушерских пунктов.
В стационарах в 1999 г. было более 166 000 коек для больных детей всех профилей, или более 604 коек на 10 000 детского населения (0-14 лет): акушерских коек было почти 90 000, или 23,2 на 10 000 женщин фертильного возраста; гинекологических коек 90 000, или 11,7 на 10 000 женского населения. 35% всех акушерских коек предназначались для женщин с патологией беременности.
В качестве президентской программы 18.08.94 Указом президента Российской Федерации была утверждена целевая программа Дети России», включающая в себя 6 программ: «Дети Чернобыля», «Индустрия детского питания», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты».
В 1996 г. приняты Постановление Правительства «О плане действий по улучшению положения детей в РФ» и национальный план действий по улучшению положения женщин.
В 1993 г. была разработана и утверждена федеральная программа «Вакцинопрофилактика», а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была подготовлена и утверждена правительством России целевая государственная программа «Безопасное материнство».
Кроме федеральных программ, которые имеют статус государственных, в стране реализуются отраслевые программы по развитию неонатологической службы, гинекологической помощи населению, о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и домах ребенка, по развитию медико-генетической службы в стране, созданию отечественных детских лекарственных форм и медицинской техники, а также территориальные программы по охране материнства и детства. В соответствии с программами создано более 60 перинатальных центров, 200 центров планирования семьи и др.
Организация медицинской помощи женщинам и детям основывается в целом на тех же принципах, что и другим группам населения, но имеет более ярко выраженную профилактическую направленность.
Учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: ЛПУ, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленная группа ЛПУ состоит из амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Ведущее место в системе акушерско-гинекологической помощи принадлежит женской консультации, которая относится к ЛПУ диспансерного типа, осуществляющему амбулаторно-поликлиническое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Женские консультации чаще размещаются в составе крупных поликлиник (80%), реже при медико-санитарных частях (10%).
Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного родильного дома либо многопрофильной больницы. В последние годы в крупных городах появились специализированные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беременность, а также различные соматические заболевания.
Отделения для новорожденных оборудуют при физиологическом (палаты не больше чем на 4 койки) и обсервационном (палаты на 1-2 койки) родильных отделениях.
Во избежание возникновения различных внутрибольничных инфекций в родильном доме имеют значение не только правильная работа приемного отделения, но и соблюдение соответствующего санитарно-гигиенического режима. С этой целью в родильных отделениях палаты заполняют единовременно, проводится санитарно-гигиеническая подготовка помещений к приему родильниц и новорожденных.
Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиники обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и заканчивают лечение и условиях детской поликлиники.
Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке -- не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-травматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 90% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.
Все больные дети должны получать медицинскую помощь только на дому, поэтому непосредственно в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или имеющие хронические заболевания вне обострения. Более 90% всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.
В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и имеющими хроническую патологию и нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи. По существу, хороший участковый педиатр -- это детский семейный врач.
Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.
Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса.
Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней и году) болеющим детям, поскольку у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания.
Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и специалистов.
Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.
По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка.
Работа врача по системе «единого педиатра» была введена в нашей стране в 1952-1953 гг. Ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет -- макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.
Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.
Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит наиболее опытная медсестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра его кожи и зева, а при необходимости и термометрии она решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.
В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.
В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливаются из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста, на 600 детей дошкольного возраста, на 2000 детей школьного возраста, на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах; 1 медсестра на 100 детей, воспитывающихся в детских садах, на 700 детей, обучающихся в школах, на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.
Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике располагается кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.
Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.
При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медсестры или посещения медсестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.
Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.
В последнее время развивается специальность «семейный врач» - врач общей практики, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи, детей и взрослых.
Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те, в свою очередь, отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеется лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение.
Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3% общего числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидстанции (санэпидцентра) о наличии или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции целесообразно предусматривать палаты на 1-2 койки для детей до 1 года, а для более старших детей не более чем на 4 койки.
Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию, прежде всего особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка.
Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпитализацию детей в первую очередь первых 2-3 лет жизни вместе с матерями.
В процессе реформирования здравоохранения происходит сокращение числа коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек (например, за 1998 г. на 6%).
Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах.
Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.
Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.
Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.
Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:
осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию;
проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;
осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;
обеспечить проведение профилактических прививок;
организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;
принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;
проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.
Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.
Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми, имеющими хронические заболевания.
Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.
На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме лечебная помощь детям. В стационар сельской участковой больницы госпитализируются в основном дети с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь оказывают в центральной районной больнице, поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.
Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работает фельдшер или патронажная медсестра.
Основным этапом оказания медицинской помощи детям всего района служит центральная районная больница (2-й этап). Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.
Еще достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные детские и общие больницы.
В соответствии с рекомендациями специалистов в центральных районных больницах целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре.
На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной работы.
Одной из важных, но еще далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощи подросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты (они сохранились при ряде поликлиник). Число таких кабинетов и подростковых отделений увеличивается. Только в 1998 г. их стало 2997.
Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.
В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).
Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.
Управление больницей осуществляют:
· главный врач;
· заведующий поликлиникой;
· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);
· заместитель главного врача по медицинской части.
В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.
Главный врач организовывает работу соответственно положению о детской больнице. Он имеет право нанимать и увольнять работников, отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы, планирует ее работу, обеспечивает качество обследования и лечения больных детей, разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в воспитательных и учебных учреждениях, размещенных в районе обслуживания, создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.
Заместитель главного врача по поликлинической работе обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники, контролирует организацию работы в детских дошкольных учреждениях и школах, надлежащее ведение учетных документов, изучает состояние здоровья детей, анализирует деятельность подразделений и медицинского персонала, осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, роддомом, СЭС.
Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационаров, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, осуществляет контроль качества диагностики, контроль питания и ухода за больными, отвечает за ведение учетной документации, анализирует деятельность подразделения.
В общей системе медицинских мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь , которую обеспечивают в поликлинических отделениях детских, городских, центральных районных больниц и в самостоятельных детских поликлиниках.
Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:
· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;
· первичная и вторичная профилактика заболеваний;
· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;
· реабилитация больных;
· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.
Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.
В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.
На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.
В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий (рисунок №9).
Детская поликлиника имеет достаточно сложную разветвленную систему отделений и кабинетов (рисунок №10).
Рисунок №9. Основные разделы работы детской поликлиники
Рисунок 10 Структура детской поликлиники
Деятельность поликлиники обеспечивают медицинские работники , штаты которых устанавливаются с учетом численности детского населения, особенности его расселения, форм работы подразделения, обусловленных современными условиями хозяйствования.
Согласно указу МЗ Украины №33 от 23.02.00г. в городах с населением более 25 тыс. устанавливают должности врачей для обеспечения приема детей поликлиники, оказания им медицинской помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах и другой работой по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (таблица 3).
Кроме педиатров, в детских поликлиниках работает численная группа врачей других специальностей (хирурги, ортопеды-травматологи, психоневрологи, офтальмологи, отоларингологи, эндокринологи, кардиоревматологи, урологи, аллергологи и др.).
В зависимости от количества специалистов, устанавливаются должности лаборантов – рентгенологов, физиотерапевтов, ЛФК.
Для обеспечения работы в детских учреждениях и школах всех типов устанавливается дополнительно одна должность из расчета:
1. врача-педиатра:
· на 600 детей детских садов (соответственных групп в яслях);
· на 2500 учеников школ;
2. врача-фтизиатра на 200 детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах);
3. детского врача-психиатра на 300 учеников специализированных школ для умственно отсталых детей;
4. детского врача-офтальмолога – в одно из поликлиник города (городского административного района) с численностью детского населения не менее 300 тыс. человек.
Таблица №3. Штатные нормативы врачей детских поликлиник
Наименование должностей | Количество должностей на 10 тыс. детей до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней), которые прикреплены к поликлинике |
Врач-педиатр участковый | 12,5 |
Врач-кардиоревматолог детский | 0,3 |
Врач-гинеколог детского и подросткового возраста | 0,1 но не менее одной должности на административный район |
Врач-хирург детский | 0,45 |
Врач-ортопед-травматолог детский | 0,5 |
Врач-уролог детский | 0,2 |
Врач-отоларинголог детский | 1,0 |
Врач-невролог детский | 1,0 |
Врач-офтальмолог детский | 1,0 |
Врач-эндокринолог детский | 0,4 |
Врач-аллерголог детский | 0,2 |
Врач-иммунолог детский | 0,3 |
Врач-инфекционист детский | 0,5 |
Врач-гематолог детский | 0,2 |
Врач-нефролог детский | 0,1 но не менее 0,5 должности на административный район |
Врач-гастроэнтеролог детский | 0,3 |
Врач-дерматовенеролог детский | 0,2 |
В зависимости от количества врачей одного профиля могут быть установлены должности заведующего отделением: педиатрического: вместо 0,5 должности врача – при количестве должностей участковых педиатров и педиатров 6,5-9.
Общее руководство работой поликлиники осуществляет заведующий поликлиникой или заместитель главного врача по поликлинической работе.
В самостоятельной поликлинике эту функцию выполняет главный врач поликлиники.
В детских поликлиниках, кроме медицинских, вводятся также должности и педагогических работников для логопедических и сурдологических кабинетов. В сурдологическом - должность заведующего кабинетом, врача-отоларинголога (сурдолога), по одной должности невропатолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, младшей медицинской сестры.
Указанные должности устанавливаются для одной из детских больниц или поликлиник города, где расположена детская поликлиника.
Должность логопеда в поликлинике в зависимости от объема работы устанавливают из расчета одна должность на 20 тыс. детей и подростков.
Соответственно штату врачей устанавливаются должности среднего и младшего медицинского персонала, работу которых возглавляет старшая медицинская сестра.
Четкость работы поликлиники в значительной мере зависит от деятельности регистратуры.
Основные задачи регистратуры идентичны для поликлиник, которые оказывают помощь взрослому населению (см. раздел «Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению»).
Чтобы освободить врача от выполнения функций не свойственных уровню его подготовки, в поликлиниках функционируют кабинеты доврачебного приема. На квалифицированный средний медицинский персонал положено выполнение следующих функций:
· проведение контрольного кормления новорожденных;
· обработка микротравм;
· выдача свидетельств об эпидемической обстановке по месту проживания, выписок с истории развития ребенка и направлений на обследование в связи с оформлением в дошкольное учреждений, школу, отъезда на санаторное оздоровление;
· проведение антропометрических измерений;
· определение температуры тела и АД перед осмотром педиатра.
Организация медицинской помощи детям
Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. К наиболее очевидным причинам роста смертности детей в возрасте до года в начале 90-х гг. XX века относят переход России на новое определение живорождения, рекомендованное ВОЗ, и ухудшение общей социально-экономической ситуации в стране.
Улучшение здоровья детей возможно только при последовательной государственной политике в области охраны материнства и детства. В связи с этим в Российской Федерации принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социально-экономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (1998) в статьях 5 и 8 предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. Однако медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсирует темпов роста стоимости жизни. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. В России ратифицированы Конвенции ООН "О правах ребёнка" и "О ликвидации всех форм дискриминации женщин", проводится государственная социальная политика по защите и выхаживанию детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ "Дети России", "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развитии социальной инфраструктуры и создании условий для здорового образа жизни.
Медицинская помощь детям в России
В нашей стране существуют служба планирования семьи, развитая сеть перинатальных центров, медико-генетических отделений и кабинетов, консультативно-диагностических служб, совершенствуется медицинская помощь детям и беременным. Планирование семьи направлено на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей. Для продолжения реализации государственной политики по охране здоровья женщин и детей разработана и реализуется федеральная целевая программа "Дети России", предусматривающая внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи новорождённым, детям раннего возраста и применение новых медицинских технологий для профилактики, диагностики и лечения социально значимых болезней.
В родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащённые современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации ребёнка, родившегося в асфиксии. Оборудование обеспечивает объективный контроль за жизненно важными функциями организма при проведении длительной интенсивной терапии. Происходит внедрение современных технологий по выхаживанию новорождённых с малой массой тела. Детей, находившихся в критическом состоянии, а также имеющих перинатальную патологию или малую массу тела, переводят на второй этап выхаживания в специализированные отделения. Разрабатывают вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ).
Пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний способствует снижению рождаемости детей с пороками развития, не совместимыми с жизнью.
Новорождённых обследуют на фенилкетонурию и врождённый гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять детей с этой патологией и предотвращать их инвалидизацию.
Ранняя диагностика, предоперационная подготовка и экстренная хирургическая медицинская помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Важную роль играет преемственность в ведении детей с перинатальной патологией между стационарами, поликлиниками и консультативно-диагностическими центрами.
Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребёнка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр районной поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение необходимого комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка.
Профилактический осмотр проводят поэтапно:
- I этап - доврачебное обследование по скрининг-программе.
- II этап - врач-педиатр осматривает ребёнка, затем на основе данных осмотра и скрининг-диагностики и с учётом возраста ребёнка оценивает уровень его психомоторного, нервно-психического, физического развития и определяет объём специализированного обследования.
- III этап - врач соответствующего профиля осматривает ребёнка в присутствии родителей.
- IV этап - по итогам профилактического осмотра врач-педиатр делает заключение о состоянии здоровья ребёнка (относит его к соответствующей группе здоровья), даёт рекомендации (по режиму, питанию, физическому воспитанию, вакцинации).
Профилактика заболеваний
Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 10-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.
В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребёнка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания и правила введения прикорма.
В течение первого года жизни педиатр осматривает ребёнка 11 раз - 4 раза за время периода новорождённое, далее в 2, 3, 5, 7, 9 и 12 мес. Новорождённых второй и третьей групп здоровья педиатр осматривает на дому 4 раза в год, невролог - 1 раз.
В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребёнка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок. В последующие месяцы первого года жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр. Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. В случае необходимости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.
В 1 год участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка.
На 2-м году жизни профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.
В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детям проводят доврачебное и лабораторное обследования, их осматривают педиатр и врачи-специалисты; при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют на медицинские группы для занятий физической культурой. Затем в 5 и 6 лет проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8, 9, 10, 11, 12,13 и 14 лет также контролируют усвоение школьной программы. В 6 и 12 лет в программу профилактических осмотров включают электрокардиографию (ЭКГ).
Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен в 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.
Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.
Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономических затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.
Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.
Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями специфическую иммунопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.
Рацион питания детей
Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, раннее введение прикорма, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания".
Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей, имеющих хронические заболевания, специальными продуктами питания, включая лечебные.
При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребёнка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.
Эффективное формирование и поддержание здоровья детей возможно только при взаимодействии медико-социальных мероприя- тий и последовательной государственной политики в области охраны материнства и детства. В Российской Федерации (РФ) принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социальноэкономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998) предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. В РФ ратифицированы Конвенции ООН «О правах ребёнка» и «О ликвидации всех форм дискриминации женщин», проводят государственную социальную политику по защите детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ «Дети России», «Планирование семьи» и «Безопасное материнство». Эти программы направлены на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей, внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи. Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развития социальной инфраструктуры и создания условий для здорового образа жизни. Медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсируют темпов роста стоимости жизни. В последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. Создана развитая сеть перинатальных центров, в родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащён- ные современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации новорождённых, внедряются современные технологии по выхаживанию новорождённых с малой массой тела, разрабатываются вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ), совершенствуется пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний. Ранняя диагностика,
предоперационная подготовка и экстренная хирургическая помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Новорождённых обследуют на фенилкетонурию, врождённый гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром. Работают медико-генетические отделения и кабинеты, консультативно-диагностические подразделения, что позволяет совершенствовать медицинскую помощь беременным и детям, предотвращать инвалидизацию детей.
Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребён- ка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка. Профилактический осмотр проводят поэтапно.
Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, с коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 14-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.
В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребён- ка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания.
В последующие месяцы первого полугодия жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр ежемесячно (далее в 8, 10 и 20 мес). Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. При необхо-
димости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.
В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребён- ка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок.
Участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка в 1 год.
На 2-м году жизни детей профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.
В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детей осматривают педиатр и врачи-специалисты; проводят лабораторное обследование, при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют их по медицинским группам для занятий физической культурой. Затем, в 5 и 6 лет, проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8-14 лет также контролируют состояние здоровья по мере прохождения школьной программы. В программу профилактических осмотров 6- и 12-летних детей включают электрокардиографию (ЭКГ).
Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен для детей в 1, 3 года, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.
Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.
Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономи- ческих затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.
Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию
осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.
Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска, и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями вакцинопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.
Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания».
Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей с хроническими заболеваниями, специальными продуктами питания, включая лечебные.
При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объ- ёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребён- ка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.