Философия планеты взгляни на мир другими глазами. Что является главным помощником креативных людей? Отношение к жизни: мы такие разные… как люди видят мир

А вы когда-то задумывались о том, как это у других людей? Как другие люди видят то, что видите вы? Как они чувствуют то, что чувствуете вы? Воспринимают ли они этот мир таким, каким его воспринимаете вы? Или у них какое-то другое, собственное отношение к жизни и восприятие этого мира?

Вам никогда не хотелось выйти за рамки ограничений собственного восприятия и посмотреть со стороны другого человека на всё, происходящее вокруг вас? Возможно даже на себя самого. Ведь люди действительно видят мир совершенно иным, чем его видим мы. Их картинка мира отличается от нашей, порой даже кардинально.

Нет, конечно, они тоже видят, что у человека, стоящего напротив, 2 глаза, 2 руки и 2 ноги. Но этого человека они воспринимают совсем не так, как мы. У них совсем другое к нему отношение, другие суждения. Это очень легко пронаблюдать.

Отношение к жизни: мы такие разные… как люди видят мир?

Каждый из нас воспринимает этот мир сквозь призму своих психических особенностей, внутренних свойств, систем ценностей и желаний. Наше видение, мировоззрение и отношение к жизни диктуют нам наши вектора.

Вот анально зрительная женщина. Женщина - мать. Её главные ценности - семья, дети, уют в доме. И хоть сегодня каждой женщине нужна социальная реализация, для неё семья остаётся главным жизненным приоритетом, ради которой она готова пожертвовать любой карьерой.

Кого она увидит в кожно-зрительной карьеристке? Женщине, от природы заданной быть соблазнительницей и рождённой без материнского инстинкта? Как минимум - какую-то «неправильную» женщину. Женщину, возможно ещё и развратную, даже если её поведение не будет заходить за социально приемлемые рамки. Ну а безумную любовь кожно-зрительной женщины к невинному флирту, наша анально-зрительная дама посчитаем высшей формой неприличия.

В свою очередь, кожно-зрительная женщина воспринимает анально-зрительную как «серую мышь», скучную, о то и вовсе — занудную. Она даже может искренне считать, что семья и дети для её анально-зрительной оппонентки - это лишь способ прикрыть свою несостоятельность. Потому что для неё самое главное - быть востребованной среди мужчин, быть на виду, добиваться высокого социального статуса. В этом она видит женское счастье. И она не может принять, что правильное отношение к жизни у каждого заключается в чем-то другом.


Никто из нас не в состоянии это принять. Хоть мы все дружно и скандируем: не мерь всех одной меркой/не суди всех по себе. Но на самом деле именно этим и занимаемся. Каждый из нас, без исключения. Иначе не можем.

Просто так устроено наше бессознательное. Обладая определённым набором векторов, свойств, желаний и систем ценностей, мы все воспринимаем всё, происходящее вокруг с позиции своих векторальных особенностей. Это касается не только наших суждений о людях и их особенностях, но и ситуаций, отношений, суждений. В этом заключается проблема отношения человека к жизни.

Это приводит к большому количеству разногласий, к неспособности адекватно построить отношения, ни в коллективе, ни в семье, и, как результат - неудовлетворённость от взаимодействия с людьми.

Так, анальник, видя всех через себя, уверен в том, что не может человек забыть о чьей-то просьбе. У него-то, у анальника, память ещё та. Поэтому, когда его какую-то просьбу не выполнили, он видит только одно объяснение - это сделали специально, чтобы обидеть, сделать больно. Результат - обида, деструктивные состояния, негативное отношение к жизни.

И так в каждой ситуации, расценивая её с позиции своих векторальных особенностей , мы не способны воспринять чужие оправдания, понять истинные причины того или иного поведения или отношения к нам. Это приводит к непониманию, раздражению, гневу и разладу отношений.


Кожных жен нервируют анальные мужья, неспособны быстро реагировать, вертеться на этом ландшафте, расталкивать локотками своих коллег на пути к вершине карьерной лестнице.

Родителей нервирую дети, которых никак не выманить из туалета и вовремя не отправить в школу. Мужей нервирую жены, которые постоянно куда-то торопятся, в спешке совершенно не обращая внимания на качество выполненной работы.

Мы ощущаем эту проблему отношения человека к жизни. Не до конца её осознаём, но чувствуем её присутствие. Не зря же так часто советуем другим: встань на моё/его место.

Но не получится встать на чужое место, не изменим своё сознание. В чужой шкуре со своим мироощущением мы ничего не почувствуем и не поймём, только усугубим ситуацию. Простой, и очень часто встречающийся пример:

Кожный мужчина, на время потерял свою реализацию. А, надо знать - у кожников есть внутреннее стремление к изменениям. При потерянной реализации он не может реализовать это желание в социальной сфере и реализует в паре. Через измену жене. Жена же, с анальным вектором, попытавшись встать на место своего супруга, что чувствует? Она-то через себя знает, что измена - это край. Чтобы вступить в интимные отношения с человеком, надо испытывать к нему чувства, чувствовать его близким, родным. Сможет ли она с этой позиции легче воспринять ситуацию? - Никогда!

Только научившись видеть мир сквозь призму восьмимерного психического мы сможем полноценно «вставать на чужие места» и научиться видеть, чувствовать, воспринимать окружающий мир таким, каким его видят и чувствуют другие люди. У нас будет складываться правильно отношение к жизни с точки зрения любого человека.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана даёт нам этот инструмент. Раскрывая для нас психическое каждого из 8-ми векторов, она научает нас видеть мир глазами других людей. Мы начинаем точно понимать, какую ситуацию и как воспринимает кожник, как её же воспринимает анальник, уретральник, зрительник или звуковик. Мы начинаем не просто понимать других людей, но чувствовать их, легко и просто решая проблему отношения человека к жизни .

Увидеть мир глазами других людей сегодня - реально. Для этого не нужны эзотерические практики, медитации. Достаточно просто раскрыть для себя системно-векторную психологию.

Статья написана с использованием материалов

Главные герои профильных смен по русскому языку – это её участники. Мы уже об Ульяне Крюковой, а сегодня хотим представить мужской взгляд на мир вокруг. Десятиклассник Сергей Матюшкин рассказал о своем видении мира вокруг, кумирах, телевидении и литературе.

– Мне 16, я приехал в «Орлёнок» из Рязанской области. Оказался здесь очень просто: участвовал во Всероссийском конкурсе сочинений «Россия, устремлённая в будущее», дошёл до финала и благодаря этому попал сюда. Ещё мне помогли некоторые региональные конкурсы, связанные с литературой или литературным творчеством, в которых я был призёром либо победителем. На смене по русскому языку я впервые, хотя до этого уже был в «Орлёнке», но это была другая смена, связанная с экологией.

– И как тебе? Есть отличия от обычной смены?

– Знаете, обычная смена – это, конечно, тоже здорово, нельзя умалять её достоинства. Но когда ты на тематической смене находишься, здесь именно те ребята, которые разделяют твою любовь к чему-либо и здесь же с тобой работают люди, которые всю жизнь посвятили этому. Послы русского языка, профессора Института Пушкина общаются и занимаются с нами, конкретно с теми, кому это действительно интересно. В обычной смене: ну да, какие-то конкурсы, но там нет четкой специализации, а здесь мы объединены общей целью, какими-то мечтами, возможно. В одни и те же вузы будем поступать, на одни и те же факультеты. Мы, кстати, как-то уже говорили об этом…. Это лучше, это классно и более запоминающееся, чем обычный отдых в лагере.

– Вы планируете вместе поступать в вузы? Расскажи подробнее.

– Многие ребята хотят поступить на филологические факультеты, связанные, возможно, с родным языком и национальной культурой. Сам я пока не знаю. Может быть, разделю их выбор или же, что более вероятно, поступлю на переводческий факультет, я всё-таки занимаюсь иностранными языками. Хочу заниматься либо иностранной литературой, либо филологией, либо переводом и переводоведением. Это мне всё-таки как-то ближе. Говорят, что у меня есть к этому способности.

– Почему тебя заинтересовала именно эта сфера?

– Всё началось с уроков английского языка в 9 классе, к нам пришла учительница, которую все боялись, но мне всё давалось с какой-то легкостью, и она мне сказала: «Серёжа, у тебя есть способности». К её словам, я поначалу не отнесся серьёзно, но потом раз за разом стал побеждать в олимпиадах и понял, что мне это интересно и у меня это получается. Понимаете, переключаться с одного языка на другой – это очень сложно, это востребовано, но, самое главное, это развивает человека как личность. Да и родители меня поддерживают, что немаловажно.

– Это семейная традиция?

– Нет, это только мой выбор. Хотя… Моей маме тоже нравится заниматься филологией, но ей ближе отечественная культура, отечественная литература. Я тоже, в принципе, люблю это всё, но есть там что-то такое, чего нет, возможно, у нас… И это привлекает меня.

– Ты имеешь в виду отличия в культуре?

– Не только в культуре. Вообще в языке, в мелодичности этого языка. Ведь это же классно – знать другой язык, смотреть на мир немного другими глазами. В английском языке такое видение мира, что иногда это оказывается сложным для понимания. Например, распорядок дня. Они по-другому называют время суток: мы говорим 9 часов вечера – они говорят 9 часов ночи, мы говорим 3 часа ночи – они 3 часа утра. Это, конечно, мелочи, но в итоге они складываются в одно большое целое, и ты начинаешь немного по-другому мыслить. И это очень интересно, что на одну и ту же вещь можно смотреть по-разному, и ты уже начинаешь мыслить двояко как-то. В некоторых ситуациях даже становится проще выразить свои мысли на иностранном языке, потому что к какой-то конкретной ситуации у них есть своя идиома, свой фразовый глагол, у нас, например, этого нет. Также и в русском языке могут возникать аналогичные ситуации. Я смотрю на мир с двух разных углов, и получается более насыщенная и более яркая картинка, нежели если бы я пользовался только одним языком.

– Изучаешь пока только английский? Или для работы переводчиком необязательно изучать несколько языков?

– Это обязательно. Даже не в смысле работы, а для саморазвития. Языки очень сильно развивают наш мозг, нейронные связи. В основном это моя главная мотивационная причина развиваться, а не стоять на месте и деградировать. Сейчас пошла мода на всякие курсы по изучению английского языка – 30 дней и готово, какие-то таблицы…. Вообще не люблю эти таблицы по экспресс-подготовке. Терпеть не могу адаптированную литературу – мне кажется, что она какая-то исковерканная. Я люблю первичное, чтобы можно было открывать самостоятельно, грызть гранит науки, а не готовенькое в табличках. То же самое второй иностранный язык. Возможно, он мне не понадобится. Например, я хочу изучать латынь. Я знаю, что она сейчас никому не нужна, будем честными, но понимаете, через латынь можно до такой степени свой мозг изменить и преобразовать! И ты сам становишься ментально на уровень выше. Ты прикасаешься к тому, что ценилось на протяжении значительной части истории человечества.



– Расскажи о своей мечте и о своих целях.

– Наверное, до конца определиться с выбором профессии и, как бы это банально не звучало, сдать ЕГЭ. Ещё хочу показать более высокий результат во Всероссийской олимпиаде школьников. Хочу раскрепоститься. У меня какой-то панцирь, какая-то оболочка, что ли…. И как-то измениться в лучшую сторону, потому что у меня не самый хороший характер, иногда я бываю очень грубым, могу сорваться ни с того ни сего. Не знаю, почему это происходит и мне правда очень нужно измениться, стать добрее к своим родным и близким, потому что нет ничего дороже в жизни, чем они. И это, наверное, моя мечта и я к ней иду.

– А что ты думаешь по поводу современности? Согласен с тем, что ты живешь в век возможностей?

– В каждой эпохе есть свои плюсы и минусы и я не могу однозначно сказать: «Да, отличное время, век высоких технологий». Мне нравится, что развивается медицина, всё на пике. Но…. я не особенный любитель сферы технологически революционных изобретений. Сейчас все помешались на искусственном интеллекте, роботы и всё прочее. Мне это не близко. Я не ощущаю себя своим среди таких людей. Нравится ли мне этот век? Да, нравится. Но я не получаю от него ничего.

– Если бы была возможность, в какой век переместился бы?

– Может быть, в XIX век, либо в XX век, но в его середину, послевоенную, конечно. Первая половина XX века – это время войн, а я их не понимаю и не люблю. Вообще и сейчас, наверное, много хорошего есть. Наверное, если бы я жил в другом веке, то моё увлечение иностранным языком вряд ли бы удалось, не было бы никаких ресурсов для этого. В общем, если подумать, всё сейчас хорошо. И если бы человечество ощущало себя одной семьей, то было бы ещё лучше. Вроде бы XXI век, а у нас опять какие-то войны, нас опять что-то там не устраивает и вот мы на этом маленьком земном шаре наплевали на весь опыт предыдущих поколений и до сих пор продолжаем какие-то свои распри. Вроде бы так далеко ушли в науке и технологиях, но в чем-то так и остались на какой-то пятилетней стадии развития.

– В смысле?

– Ну, в смысле как пятилетний ребенок. Вот он сломал игрушку, покидался ею дома и теперь не знает, как её починить. Люди создали атомное оружие, а теперь не знают, что с ним делать, куда его девать. Вроде бы можно поиграться и побиться, но… Все эти постоянные угрозы они, правда, напоминают ребенка который что-то не поделил со своими ровесниками и теперь привлекает к себе внимание. Это очень обидно и горько об этом говорить.

– Если продолжать тему перемещений во времени, то с каким историческим персонажем ты хотел бы встретиться?

– Ох, сейчас подумаю. Обязательно с Оскаром Уайльдом. Прямо 100%!

– Почему?

– Это писатель эпохи декаданса, основоположник эстетизма. Кстати, с него началось моё увлечение иностранным языком. Ещё в третьем в классе я прочитал его сказки, и он тогда показался мне настолько цепляющим: построение предложений, сюжета, как это всё завязано – и я тогда решил, что вырасту и обязательно прочту его в оригинале. И вот мое желание сбылось – я прочел «Портрет Дориана Грея», и всю книгу меня не покидало ощущение, что я читаю свой личный дневник. Потому что столько всего близкого и родного нашел для себя.

Ещё хотел бы встретиться с Бальмонтом. У него такие стихи, которые не просто рассказывают нам о природе и красоте, а передают переживания, которые происходят в человеческой душе, когда мы на это смотрим. Например, стихотворения «Чайка», «Болотные лилии». Если это чайка, то обязательно прилетевшая из какой-то далекой страны, она бьётся над морем, не знает, куда себя девать, и её крик вонзается ввысь. Если болотные лилии, то это скромные растения, они поднялись снизу, из холодной воды, посмотрели на мир, но о них никто не узнал. И у меня в сердце всегда были такие ассоциации, а о Бальмонте я узнал совсем недавно, к своему стыду. Его произведения, возможно, меланхоличные, но западают мне в сердце.



– А ты себя можешь назвать меланхоличным? И вообще такая ситуация свойственна для твоих ровесников?

– Нет. Есть подростки, которые делают из этого культ ради лайков в Instagram и Вконтакте. И всё. Это показуха, как сказал Оскар Уайльд: «Дайте людям маски, и они будут с удовольствием носить их».

В «Орлёнке» я не встречал меланхоличных ребят, которые были бы погружены в себя, ни с кем не контактировали. Наоборот, здесь окружающие заряжают тебя своим творческим потенциалом и харизмой.

– Говорят, что молодёжь не смотрит телевизор. А ты смотришь?

– Понимаете, в телевидении не все так однозначно. Мы знаем, какие там иногда бывают передачи. Касательно меня и моих друзей, то мы смотрим телевизор по праздникам. Например, «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию» в Новый год обязательны, потому что это традиция, потому что так принято и так делают наши родители. С удовольствием смотрим советские детские фильмы, например «Морозко», «Варвара краса, длинная коса».

Постоянно мы телевизор, конечно, не смотрим. Есть более информативные источники. Смотреть телевизор, чтобы узнать какую-нибудь новость – это не рационально.

– Когда мы разговаривали с Ульяной Крюковой, она положительно отзывалась о состоянии русского языка. А ты что думаешь?

– Мне очень не нравится, несмотря на то, что я увлекаюсь иностранными языками, большое количество заимствований, причем не с той интерпретацией и не с тем ударением, относительно языка-оригинала. Всякие «хайпы», «офферы» – меня это очень раздражает.

Мне кажется, что сейчас снижается лексический запас у людей и навыки говорения. Это заметно и по той литературе, что у нас лежит на прилавках в магазинах. Я ничего не имею против Донцовой, но это не то, что должно сметаться с книжных полок. Мне очень обидно, что сейчас среди людей такое пренебрежительное отношение к великому языку и культуре, которая создавалась веками нашим народом и нацией.

Я часто замечаю, как родители вместо того, чтобы дать ребенку книгу, дают ему планшет, чтобы он пальцем потыкал и там какие-то квадратики заполнились. У меня мама работает учителем, отношение к русскому языку среди родителей на таком уровне: «Ну, русский мы уж сами сделаем, а английский – это ужас и кошмар, срочно ищем репетитора». Меня это поражает. Родители сами пишут с ошибками, к литературе интереса не проявляют, но при этом считают, что русский язык – это не тот предмет, где нужна дополнительная помощь. А между тем язык и литература – это основа всего. В итоге получается, что ребенок не успевает нигде. И это результат либо какой-то деградации сверху, либо люди глупее стали. Профессор Татьяна Черниговская как раз говорила об этом, что с нашим мозгом что-то произошло: идет либо деградация всеобщая, либо мозг «играется» с нами.

Нет никакой цензуры, полки магазинов ломятся от дешевой писанины на один день, а государство это никак не контролирует.

– Ты считаешь, что должна быть цензура?

– Нужна цензура, чтобы не было однотипности и шаблонности. Чтобы мы не писали одно и то же, только под разными именами.

– Должна быть комиссия, которая принимала бы решения?

– Нет, никаких комиссий. Просто если человек не покупает что-то, не нужно его заставлять. Вот, например, «Гарри Поттер». Переводом «Махаона», который ужасен и его ни покупает никто, заставлены все полки, а хороший перевод «Росмэна» убрали. Почему так? Какая у нас задача? Продвигается неизвестно что, а жемчужины зарываются.

– Каким ты видишь себя через 10-15 лет и мир вокруг тебя?

– Очень надеюсь что не стану занудой, что в моей душе сохранится детская, взрывная харизма. Надеюсь, что не стану «сухим» человеком, который ничего не чувствует и ходит с каменным лицом. Я вижу себя в карьере, какой-то постоянной активности, возможно, творчестве, в поисках нового и неизведанного, расширении горизонтов. Семьи не вижу – пока. Потому что сначала нужно самому устроиться, а потом только заводить семью. Семья – это ответственность, а не какая-нибудь прихоть и обязанность.

А каким будет мир, я не знаю. Потому что я даже не знаю, что будет завтра. Всё происходит очень быстро и хаотично, как говорили в XX веке: «Вперёд, вперёд, вперёд!». ​ The сайт"s official website uses cookies to ensure high-quality work and storage of users" settings on their devices. We also collect some data for site statistics using Google Analytics, Yandex.Metrika, Mail.ru and Sputnik counters. By clicking OK and continuing using our website, you acknowledge you are informed of and agree with that and our Privacy Policy . If you are not agree we kindly ask you to leave our website and not to use it. You may switch off cookies in your browser tools.

В тёплый летний день, под раскидистой старой яблоней на лавочке сидели старый седовласый дед и его внучата, близняшки – девочка и мальчик. Дети были подростками – уже не маленькие, но ещё и не взрослые. Дед дремал, положив голову на руки, упираясь на трость. А внуки, которые сидели по обе стороны от деда занимались кто чем. Мальчик разглядывал что-то в своём телефоне, а девочка смотрела вокруг, наслаждаясь природой.

Ой, смотрите, пёрышко! – вдруг воскликнула девочка. Пролетев между ветками яблони, пёрышко плавно спускалось вниз, не спеша паря в воздухе. Девочка подставила ладонь, и пёрышко приземлилось на неё. – Можно загадать желание, - восторженно произнесла девочка, и, зажав пёрышко в руке, зажмурилась и стала думать о своём.

Ха! Девчонка! – подтрунивал над сестрой мальчик. – Веришь в сказки! Как какое-то перо может исполнить твоё желание?

То, во что ты веришь и есть твоя реальность, - сказал, проснувшись от детского спора дед. - Каждый человек смотрит на окружающий мир по своему, оглянитесь вокруг, что вы видите?

Ну, деревья, трава, яблоки валяются. Ничего такого, - ответил мальчик.

Солнышко светит, пахнет яблоками и скошенной травой, ой, а вот и бабочка летит, кра-си-вая! – восторженно сказала девочка.

Вот видите, смотрите на одно, а видите по-разному, - сказал дед.

Дедушка, расскажи нам одну из твоих историй, давно ты нам ничего не рассказывал, - попросила девочка.

Давно уже всё рассказано, - ответил дед. - А впрочем…, - произнёс он задумчиво, поднимая с земли яблоко. – Слушайте…

В одной очень древней священной книге есть история о сотворении мира. Когда Творец создал этот мир, всё в нём было гармонично и красиво. И людей Он создал по образу и подобию своему – они были бессмертны, и они были такими же Творцами, как и Он. Люди могли создавать всё о чём мечтали и всё было им по силам. Но когда они сорвали плод с Дерева познания добра и зла, глаза их открылись, они стали видеть всё по-другому. Люди забыли, что они Творцы, стали делить всё на доброе и злое. Но способность воплощать в жизнь свои мечты и желания у них осталась, только желания эти были подвластны уже их видению.

Кто видит в жизни только плохое, для кого она тяжела и мучительна, наполнена препятствиями и страданиями, тот и притягивает всё это в свою жизнь. Притягивает таких людей и обстоятельства.

А кто умеет радоваться каждой прожитой минуте, наслаждаться жизнью, быть благодарным за то, что имеет, кто верит в то, что в жизни всё возможно, и что все испытания даются людям только для роста, тот живёт полной жизнью и притягивает к себе всё чудесное. И эти чудеса случаются в его жизни.

Так этим плодом с Дерева познания было яблоко. А глаз наш это что - глазное яблоко! – через него мы смотрим на мир, воспринимаем его и познаём. И если долго и внимательно смотреть в глаза другого человека, там, в глубине его глаз, можно увидеть его бессмертную душу, которая помнит ВСЁ! Душу ТВОРЦА, - закончил свой рассказ дед.

Притихли дети. Молча сидели они и смотрели вокруг. Каждый из них видел своё, но теперь они смотрели на мир совсем другими глазами.

И правда: как давно вы видели мир не так, как привыкли, а как будто со стороны? Или представляли, что не только вы на него смотрите, а он в ответ наблюдает за вами? А что, если посмотреть на это облако не стоя, а лежа? Или представить себя маленькой божьей коровкой, которая ползет по траве?

Лично я никогда не думала, что такое погружение в окружающий мир возможно. Но благодаря второму заданию фотоохоты в проекте Ульяны Кучеренко смогла увидеть привычное иными глазами, услышать то, что он хотел сказать и рассмотреть детали там, где, казалось бы, ничего нет. После , это задание стало не просто фотоохотой, а настоящим творческим свиданием с собой.

При этом со стороны я, судя по улыбкам и иногда удивленным взглядам, выглядела забавно.

С другой стороны, часто ли увидишь взрослую женщину, которая карабкается на деревья, лежит на животе на асфальте, ползает по прошлогодним листьям, качается на качелях или забирается на камни и заборы, чтобы сделать фото?

Но это было по-настоящему здорово! Мой внутренний ребенок пищал от восторга 🙂

Помимо удовольствия от процесса не меньшее удовлетворение я получила и от фото, качество которых, благодаря советам Ульяны, удалось улучшить. И еще один очевидный плюс - я начинаю не только смотреть по сторонам, но и видеть!

Представляю, на мой взгляд, лучшие фото, которые стали итогом фотоохоты апреля. Подробности проекта читайте в блоге у Ульяны. Присоединиться можно с любого этапа. А работы участников можно посмотреть в любой социальной сети с тегом #iamphotoshooter_task2. Хочу заметить, что все фотографии сделаны на телефон, без фильтров, кроме черно-белых, которые снимались с фильтром "монохром".

В основном, вся фотоохота проходила на территории казарм и музейного квартала Кауниснурми, а также православной церкви в Коувола. Некоторые фото сделаны в районе Рекола (Коувола).

Православная церковь Святого Креста в Коувола (построена в 1915 году, функционирует)


Если представить себя совсем крошечной, божьей коровкой, например, как бы выглядел этот мир?

И если предположить, что собаки видят только в черно-белом цвете, то, может, именно так для них выглядела природа?

Леонардо Витторио Арена (Leonardo Vittorio Arena) – специалист по восточной философии, преподаватель университета Урбино (Италия). Составитель и комментатор книги восточных притч «Волшебная пагода и другие рассказы о том, как найти счастье внутри себя» («La pagoda magica e altri racconti per trovare la felicita dentro di se», Piemme, 2008).

Psychologies: вы говорите о счастье как о психическом состоянии. То есть как о чем-то, что доступно каждому. Почему же тогда счастья так трудно достичь?

Леонардо Арена: основная трудность состоит в том, что счастье – не цель, которой нужно достичь, а путь. Сложно найти счастье, потому что мы привыкли представлять его себе как то, к чему стремимся и чем не обладаем. Поэтому мы чувствуем разочарование, не находя счастья, ведь мы ищем его где-то за пределами нас самих. Так, счастье отождествляют с достижением того или иного блага. А во многих притчах, восходящих к даосизму, говорится о том, что мы уже обладаем всем, что нужно для счастья.

Вы призываете искать скрытое в нас сокровище. Откуда мы можем начать этот путь?

Л. А.: Лао-цзы говорил: не выходя со двора, можно познать мир. Поиск спрятанного сокровища всегда начинается с осознания. Оно может произойти во сне или из-за случайной встречи: мы замечаем, что нам чего-то недостает. Мы не знаем точно, чего именно. Хотя предмет поисков неизвестен, мы ищем в разных направлениях, пока не поймем: поиск – это новое обретение возможностей, которые у нас и так есть. На самом деле никуда не нужно идти. То, что мы имеем, уже с нами.

Успех, деньги, карьера никак не связаны с ощущением счастья?

Л. А.: Нет. Мы стремимся к успеху, но потом, достигнув его, не испытываем удовлетворения, поскольку понимаем: это не то, чего мы по-настоящему искали. Но это не поражение, потому что главное – заметить момент кризиса, понять, что за нашим стремлением скрывалась попытка, пусть ошибочная, найти самих себя. И отсюда можно двигаться дальше.

Последователи суфизма живут по принципу: «Быть в мире, но не от мира сего»…

Л. А.: Да, человек может заниматься каким угодно делом, ставить себе любую цель, но, если у него нет внутренней свободы, если он зависит от того, чего достиг, его жизнь не будет иметь смысла. Все дело в способе осознания жизни. Человек может быть очень успешен и при этом оставаться самим собой. Важно отдавать себе отчет: настоящее счастье – не цель, а то, как мы идем к цели.

Сегодня очень многие сокрушаются, что им чего-то недостает, а даосизм призывает довольствоваться тем, что имеешь. Как примирить эти противоречия?

«ПУСТЬ ДРУГОЙ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ЦЕЛЕЙ, ДЛЯ МЕНЯ НЕДОСТУПНЫХ, - ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕГО ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЯ».

Л. А.: Довольствоваться – не значит не иметь устремлений и желаний. Но если не довелось родиться журавлем, незачем завидовать журавлю. Тот, кто живет мечтою быть рок-звездой, будет вечно разочаровываться… Очень часто говорят: будь у меня дом побольше, попади я на телевидение, будь у меня любовь, работа получше, я был бы счастлив. Но, рассуждая так, я сам отказываю себе в счастье, потому что, связывая его с достижением какого-то блага, всегда буду зависеть от других. Есть такая притча. Лошадь в конюшне сетует, что ее ценят меньше, чем других лошадей. Но когда тех остальных отправляют на войну, она понимает, как ей повезло. Я не могу завидовать другому, потому что не знаю, какая у него судьба. Каждый проживает свою жизнь. Пусть другой может достичь целей, которые мне недоступны, – это не значит, что его жизнь удалась больше, чем моя.

Многие восточные истории призывают пользоваться возможностями настоящего. Как заметить сигналы, которые посылает нам жизнь?

Л. А.: Ответы всегда перед нами, но наши ожидания и наши схемы мешают их увидеть. Мы как персонаж одной буддийской притчи, который не замечает, что дверь в темницу, где он провел долгие годы, открыта, и остается узником. Так же и мы совершаем одинаковые ошибки, снова и снова переживая ситуации, которые причиняют нам боль. Мы чувствуем себя не в своей тарелке в той или иной обстановке? И тем не менее мы стремимся к ней. Это неизбежно влечет за собой психосоматические расстройства, головные боли, усталость, тревогу… Приведу в качестве примера карьерный рост, часто вынуждающий нас идти на компромиссы, которые какая-то часть нашего существа не приемлет. Одним словом, с людьми или ситуациями определенного типа нас сталкивает не случай. Мы не можем возлагать на других вину за то, что несчастливы, только мы сами – хозяева своей судьбы.

Л. А.: Да, осознавая при этом в каждый момент, чего мы действительно хотим. Большинство из нас непременно навестили бы друга, раз уж потратили силы на целую ночь пути. А герой этой истории поворачивает назад, потому что в ту снежную ночь, когда он шел к другу, он уже пережил те ощущения, к которым стремился. Он увидел красоту ночного пейзажа – друга ему уже видеть незачем. Даже более того: разговор с ним мог бы нарушить его умиротворение.

В общем, чтобы быть счастливым, иногда надо уметь остановиться в нужный момент…

Л. А.: Именно так. Вкусив то, к чему стремился, свой день можно и закончить. Если говорить о повседневной жизни, это значит не злоупотреблять пищей, обращать внимание на сигналы нашего тела о том, что оно насытилось. А еще не нужно браться за все дела сразу, быть чересчур активными. Это призыв к умеренности – не к покорности, а к тому, чтобы каждый раз понимать, что действительно хорошо для нас, а что нет.



error: Контент защищен !!