Что происходит с душой самоубийцы.

Среди случаев оказания неотложной помощи в приемных отделениях попытки суицида и самоповреждения входят в число наиболее распространенных. Ежегодно в США происходит 790000 попыток са­моубийства, из которых более 30000 заканчиваются смертью. В США самоубийства стоят на 11-м месте среди причин смерти среди населе­ния в целом и на третьем месте среди молодых людей. В 2002 г. в США более 124000 лиц в возрасте 10-24 лет поступили в приемные отделе­ния после попыток самоубийства или нанесения самоповреждений. Женщины совершают попытки суицида в 3 раза чаше мужчин, используя, как правило, яды.

Причины самоубийств разнообразны и включают психические рас­стройства и социальные факторы. Поскольку больной может скрывать суицидальные мысли, всегда должен иметь в виду вероятность их существования при сборе анамнеза. Трудно выявлять людей с суицидальными намерениями среди больных, поступающих в приемное от­деление, но это важно для эффективного вмешательства и предотвра­щения их гибели после попыток суидица.

Цель нанесения самоповреждений установить сложно. Самоповреждение не всегда является результатом попытки самоубийства. Напри­мер, намеренное самоотравление является распространенным мето­дом самоубийства, однако его следует отличать от случайного отравле­ния, особенно у детей, людей с умственной отсталостью или деменцией, а также у наркоманов. К тому же самоповреждения могут быть нанесе­ны с целью манипулирования окружающими людьми или для того, чтобы справиться с нахлынувшими эмоциями. Попытки суицида могут быть и реак­цией на иллюзии или галлюцинации.

Трициклические антидепрессанты, ингибиторы МАО часто ис­пользуются для совершения самоубийства, поскольку они токсичны и часто назначаются с лечебной целью людям из группы риска. Однако попытки суицида препаратами этой группы стали встречаться реже, что может быть связано с вытеснением их из клинической практики селек­тивными ингибиторами обратного захвата серотонина.

Психиатрические аспекты лечения попыток суидица

Первичное психиатрическое обследование

Если при поступлении больной находится в сознании, необходимо прежде всего выяснить некоторые ключевые стороны психического статуса. На это направлено первичное психиатрическое обследование. Полное психиатрическое обследование после попытки суицида проводят только тогда, когда психическое состояние больного нормализовалось, а соматическое со­стояние стабилизировалось. Подтвердить стабильность соматического состояния должен врач приемного отделения или токсиколог, учиты­вающий фармакокинетику отравляющего вещества: токсикологиче­ский анализ крови и другие дополнительные методы исследования не могут быть достоверным основанием для такого заключения.

Важнейшие цели первичной психиатрической диагностики - оп­ределить риск побега больного, склонность к повторной попытке суицида и его способность к принятию реше­ний. Больной должен находиться под строгим надзором и не может быть выписан, пока не будет завершена полная оценка его психическо­го состояния.

Общепринято, что больной должен быть осведомлен и должен дать согласие на лечение, но часто встает вопрос о его способности к принятию решений после попытки суицида. Больные могут требовать выписки, отказываться от ле­чения или становиться агрессивными. Агрессия может возникать на почве длительной интоксикации, сильной тревоги, страха, из-за огра­ничения свободы или из-за неприятных лечебных процедур. Хотя обычно можно успокоить больного разъяснениями разумных ограни­чений и цели его лечения, иногда приходится прибегать к методам фармакологического или физического сдерживания и принудительно­му лечению. Принуждению подвергаются люди, которые по причине психического заболевания или снижения когнитивных способностей не могут осознать необходимость лечения после попытки суицида. Если больной находится в состоянии интоксикации, должная помощь может быть оказана на ос­новании принципа презумпции согласия.

В обстоятельствах, когда подозревается самоповреждение, также воз­можно вынужденное отступление от принципа информированного со­гласия. Это допускает принудительное задержание, ограничение сво­боды и оказание необходимой медицинской помощи с применением медикаментов против воли больного до момента окончания психиат­рического обследования. После проведения неотложных мероприятий и устранения интоксикации больной после попытки суицида должен быть направлен на психиатрическое обследование. Возражения боль­ного и основания для принудительной госпитализации должны быть отмечены врачом приемного отделения в медицинской карте.

После стабилизации состояния больного может потребоваться более тщательная оценка его способности к принятию решений. Консульта­ция после попытки суидица помогает установить степень нарушения этой способ­ности, его причину и прогноз.

Текущий риск

После того как угроза для жизни больного устранена, надо оценить риск суицидальных действий на текущий момент.

Достоверность и конфиденциальность

Анамнез, основанный на неискреннем, недостаточно детализован­ном, непоследовательном и неправдоподобном рассказе больного, не может заслуживать доверия. Следует повторно расспросить больного по поводу маловероятных аспектов анамнеза и подвести его к повтор­ному изложению сомнительных событий и подробностей. Часто это привносит ясность, хотя такое повторное изложение, конечно, тоже может быть недостоверным. Очень важно обращаться к дополнитель­ным источникам информации, чтобы прояснить или проверить рассказанное больным. Необходимо внимательно изучать всю предшест­вующую медицинскую документацию.

Полное психиатрическое обследование

Это обследование включает оценку прошлых и текущих суицидальных мыслей, поиск предрасполагающих факторов и постановку диагноза. На основании такой диагностики делается прогноз и составляется план лечения попытки суицида.

Стрессовая уязвимость

В настоящее время самоубийство рассматривают как результат несоот­ветствия психической уязвимости человека давлению внешних об­стоятельств. Психическая уязвимость может быть обусловлена некото­рыми чертами характера (например, импульсивностью) или такими состояниями, как депрессия, тревога или безнадежность. К внешним обстоятельствам относятся социальные стрессовые факторы, доступ­ность способов самоубийства и другие очевидные и неочевидные фак­торы.

Характеристика суицидального мышления

Обстоятельное обсуждение с больным его суицидальных мыслей и мо­тивов позволяет оценить риск самоубийства. Такая оценка должна все­гда производиться при исследовании психического статуса. Врач обя­зан потратить несколько минут, чтобы спросить о наиболее трагичном моменте жизни больного. В конечном счете, каждому больному нужно задавать вопрос, хотел ли он когда-либо «убить» себя (активное суици­дальное мышление). Сила суицидальных переживаний может варьи­ровать от фантазий о смерти, например от неизлечимого заболевания или травмы, до конкретных размышлений о способе самоубийства. Оценивают также периодичность возникновения, императивность и длительность суицидальных мыслей и их зависимость от внешних сти­мулов и внутренних переживаний.

Психические заболевания и попытки суицида

Главное, что важно принять во внимание при оценке риска самоубий­ства, - это наличие тяжелого психического заболевания. Риск попы­ток суицида у людей, страдающих психическими расстройства­ми, в 20-40 раз выше.

Демографические факторы

Хотя точное прогнозирование затруднительно, статистически само­убийства чаще совершают мужчины, чем женщины, и чаще белые. Од­нако частота самоубийств среди черных и белых молодых мужчин при­близительно одинакова. Участились самоубийства среди белых и чер­ных подростков (15-19 лет). Напротив, частота самоубийств среди по­жилых с 1940 г. снизилась втрое, хотя абсолютное число случаев в этой группе все еще непропорционально велико. Попытка суицида в прошлом является очевидным фактором риска, в особенности если оно несло реальную угрозу для жизни.

Лечение после попытки суицида

После проведения полного психиатрического обследования определя­ется тактика ведения больного. Любой человек, совершивший попыт­ку суицида, должен быть отнесен к группе риска и поэтому требует оказания помощи в дальнейшем. В течение первых 10 лет ежегодный риск совершения самоубийства с летальным исходом составляет при­близительно 1 %, а в течение первого года еще выше.

Сильная тревога или психотические симптомы могут быть быстро устранены лекарственными средствами. При депрессии эффект анти­депрессантов проявляется лишь через несколько недель, поэтому как средства оказания первой помощи они бесполезны. Более того, крайне опасно назначать человеку, недавно совершившему попытку суицида, препараты типа трициклических антидепрессантов или не­избирательных ингибиторов МАО, передозировка которых может по­влечь смерть. Новые антидепрессанты (селективные инги­биторы обратного захвата серотонина) — препараты выбора для лечения большинства депрессивных состояний, потому что они позволяют быстрее достигнуть терапевтического эффекта и относи­тельно безопасны в случае передозировки. Неспециалисту не рекомендуется начинать лечение антидепрессантами после попытки суицида, если нет уверенности в том, что в первые же дни после выписки покушавшийся на самоубий­ство человек получит поддержку в социальной реабилитационной груп­пе по телефону доверия или у психиатра.

После оказания неотложной помощи принимается решение о том, в каких условиях дальнейшее лечение может проводиться безопасно для больного. Не всех людей с суицидальными мыслями и даже не всех со­вершивших попытку самоубийства следует госпитализировать, осо­бенно учитывая стойкие предрассудки о неполноценности лечащихся в психиатрических . Вообще, подобное лечение следует при­менять, если другие ограничительные меры не могут гарантировать безопасность. Если есть серьезные опасения по поводу безопасности амбулаторного лечения, больного следует оставить в приемном отделе­нии для дополнительного обследования, либо госпитализировать в больницу общего профиля под строгое сестринское наблюдение, либо направить в психиатрическое отделение.

Выбор между стационарным и амбулаторным лечением после попытки суицида зависит от стабильности психического состояния больного, участия и компе­тентности его семьи и друзей, возможности пользоваться врачебной помощью по месту жительства и жизненных обстоятельств больного. Лучше всего, если такое решение будет принято психиатром. По­скольку во многих медицинских учреждениях нет психиатра, должна существовать возможность вызова в приемное отделение специали­ста, компетентного в психиатрии, например , специально подготовленного социального работника или медицинскую сестру. Если такого специалиста нет, больной до его появления должен быть оставлен в приемном отделении либо направлен в другое учреждение для обследования. Обстоятельства, в которых предусматривается при­нудительная госпитализация психиатрических больных, регламенти­руются законами и отличаются в различных штатах. Любое серьезное преднамеренное самоповреждающее действие обычно подпадает под действие этих законов. Врач должен быть знаком с условиями прину­дительной госпитализации, а также знать, кто законодательно упол­номочен направлять на такую госпитализацию и проводить кризис­ное вмешательство.

Кризисное вмешательство после суицида - это быстрая психотерапия, направлен­ная на раскрытие причин кризиса и роли в нем самого больного. Часто больные неверно воспринимают кризисную ситуацию, и мягкая кор­рекция деструктивного мышления может быть очень полезна.

Лечение наркомании может занять до несколь­ких лет. Однако врач, оказывающий неотложную помощь, может сыграть важную роль в начале этого процесса, если сумеет создать у больного отрицательный настрой в отношении медицинских послед­ствий наркомании. Больные, которые впоследствии не будут госпита­лизированы, должны быть направлены на амбулаторные программы помощи после суицида, такие как программы обществ «Анонимные наркоманы», «Анонимные кокаинисты» или «Анонимные алкоголики».

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

В то время как души людей, естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: "Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой". Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы "покончить со всем", а оказывается, что там-то все для них только начинается.

Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: "Я попал совсем не туда, где находилась она... То было какое-то ужасное место... И я сразу понял, что сделал огромную ошибку" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 143).

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-то темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это им наказание за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпеть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в потустороннем мире нести еще большее.

Один мужчина, переживший временную смерть, рассказывал: "Когда я попал туда, я понял, что две вещи абсолютно воспрещаются: убить себя и убить другого человека. Если бы я решил покончить с собой, то это означало бы бросить в лицо Богу данный Им ныне дар. Лишить же жизни другого человека – значило бы нарушить Божий план о нем" (Raymond A. Moody, MD, Life after Life, Bantam Books, NY 1978, стр. 144).

Общее впечатление врачей-реаниматоров таково – самоубийство очень сурово наказывается. Доктор Брус Грэйсон (Bruce Greyson), психиатр при отделе скорой помощи при Коннектикутском университете, обстоятельно изучивший этот вопрос, свидетельствует, что никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни (Raymond A. Moody, MD, The Light Beyond, Bantam Books, NY 1990, стр. 99). Хотя тот мир несравненно лучше нашего, но здешняя жизнь имеет очень важное подготовительное значение. Только Бог решает, когда человек достаточно созрел для вечности.

Сорокасемилетняя Беверли рассказывала, как она счастлива, что осталась живой. Будучи еще ребенком, она переносила много горя от своих жестоких родителей, которые ежедневно издевались над ней. Уже будучи в зрелом возрасте, она не могла без волнения рассказывать о своем детстве. Однажды в семилетнем возрасте, доведенная своими родителями до отчаяния, она бросилась головой вниз и разбила себе голову о цемент. Во время клинической смерти ее душа видела знакомых детей, окруживших. ее бездыханное тело. Вдруг вокруг Беверли засиял яркий свет, из которого неизвестный голос сказал ей: "Ты сделала ошибку. Твоя жизнь не тебе принадлежит, и ты должна вернуться". На это Беверли возразила: "Но ведь никто не любит меня и никто обо мне не хочет заботиться". – "Это правда, – ответил голос, – и в будущем никто не будет заботиться о тебе. Поэтому научись сама заботиться о себе". После этих слов Беверли увидела вокруг себя снег и сухое дерево. Но тут откуда-то повеяло теплом, снег растаял, и сухие ветки дерева покрылись листьями и спелыми яблоками. Подойдя к дереву, она стала срывать яблоки и с удовольствием есть их. Тут она поняла, что как в природе, так и в каждой жизни есть свои периоды зимы и лета, которые составляют единое целое в плане Творца. Когда Беверли ожила, она стала по-новому относиться к жизни. Став взрослой, она вышла замуж за хорошего человека, имела детей и была счастлива (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back", 1993, стр. 184).

Рай и ад

Что представляет собой Небо? Где оно? В разговорной речи люди обозначают Небо "вверху", а ад "внизу". Люди, видевшие во время своей клинической смерти состояние ада, неизменно описывали приближение к нему как именно спуск. Хотя, конечно, "верх" и "низ" – это условные понятия, однако, все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они -два разных места, хотя не поддающихся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне "координат" нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.

Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство "прорывается" в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящие душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть "туда", она ограничена фактом, что те "места", находятся вне нашего трехмерного пространства.

Большинство современных рассказов людей, переживших клиническую смерть, описывают места и состояния "близкие" к нашему миру, еще по эту сторону "границы". Однако встречаются и описания мест, напоминающих рай или ад, о которых говорит Священное Писание.

Так, например, в сообщениях д-ра Георга Ритчи, Бетти Мальц, Матрица Раулинга и других фигурирует и ад – "змеи, гады, невыносимый смрад, бесы". В своей книге "Возвращение из завтра" д-р Ритчи рассказывает о случившемся с ним самим в 1943 году, когда он видел, картины ада. Там привязанность грешников к земным желаниям была неутолима. Он видел убийц, которые были как бы прикованы к своим жертвам. Убийцы плакали и просили у погубленных ими прощения, но те не слышали их. Это были бесполезные слезы и просьбы.

Томас Уэлч (Thomas Welch) рассказывает, как, работая на лесопилке в Портланде, штат Орегон, он поскользнулся, упал в речку и оказался придавленным огромными бревнами. Рабочим потребовалось больше часа, чтобы найти его тело и достать из-под бревен. Не видя в нем никаких признаков жизни, они сочли его умершим. Сам же Томас в состоянии своей временной смерти оказался на берегу необъятного огненного океана. От вида несущихся волн горящей серы он остолбенел от ужаса. Это была геенна огненная, описать которую нет человеческих слов. Тут же, на берегу геенны огненной, он узнал несколько знакомых лиц, которые умерли раньше него. Все они стояли в оцепенении от ужаса, глядя на перекатывающиеся огненные валы. Томас понимал, что уйти отсюда нет никакой возможности. Он стал жалеть, что раньше мало заботился о своем спасении. О, если бы он знал, что ждет его, он бы жил совсем иначе.

В это время он заметил кого-то, идущего вдали. Лицо незнакомца отображало великую силу и доброту. Томас сразу понял, что это Господь и что только Он может спасти его душу, обреченную в геенну. У Томаса возникла надежда, что Господь заметит его. Но Господь шел мимо, смотря куда-то вдаль, "Вот-вот Он скроется, и тогда всему конец" – подумал Томас. Вдруг Господь повернул Свое лицо и взглянул на Томаса. Это все, что надо было – лишь один взгляд Господа! В одно мгновение Томас оказался в своем теле и ожил. Еще он не успел открыть глаза, как явно услышал молитвы рабочих, стоявших вокруг. Много лет спустя Томас помнил все, что увидел "там" во всех мельчайших подробностях. Этот случай невозможно было забыть (свой случай он описал в книжице "Oregon"s Amazing Miracle", Christ tor the Nations, Inc., 1976).

Пастор Кэннет Хейджин (Kenneth Е. Hagin) вспоминает, как в апреле 1933-го года, когда он жил в Маккиней, штат Техас, его сердце перестало биться, а душа вышла из тела. "После этого я стал спускаться все ниже и ниже, и чем больше я спускался, тем темнее и жарче становилось. Потом еще глубже я начал замечать на стенах пещер мерцание каких-то зловещих огней – очевидно, адских. Наконец, большое пламя вырвалось и потянуло меня. Уже много лет прошло с тех пор, как это случилось, а я до сих пор как наяву вижу перед собой это адское пламя.

Достигнув дна пропасти, я почувствовал около себя присутствие какого-то духа, который начал вести меня. В это время над адской тьмой прозвучал властный Голос. Я не понял, что он сказал, но почувствовал, что это – глас Бога. От силы этого голоса затрепетало все преисподнее царство, как листья на осеннем дереве при дуновении ветра. Тотчас дух, толкавший меня, выпустил меня, и вихрь понес меня обратно наверх. Постепенно опять стал светить земной свет. Я оказался снова в моей комнате и впрыгнул в свое тело, как человек впрыгивает в свои брюки, Тут я увидел свою бабушку, которая начала говорить мне: "Сыночек, а я думала, что ты умер".

Через некоторое время Кеннет стал пастором одной из протестантских церквей и посвятил свою жизнь Богу. Этот случай он описал в брошюре "Мое свидетельство".

Д-р Раулингз посвящает целую главу в своей книге рассказам людей, побывавших в аду. Одни, например, видели там огромное поле, на котором грешники в боевой схватке без отдыха калечили, убивали и насиловали друг друга. Воздух там насыщен невыносимыми воплями, ругательствами и проклятиями. Другие описывают места бесполезного труда, где жестокие демоны удручают души грешников переносом тяжестей с одного места на другое.

Невыносимость адских мук еще проиллюстрирована следующими двумя рассказами из православных книг. Один расслабленный, промучившись много лет, наконец, взмолился к Господу с просьбой прекратить его страдания. Явился ему Ангел и сказал: "Твои грехи требуют.очищения. Господь предлагает тебе вместо одного года страданий на земле, которыми бы ты очистился, испытать три часа мучения в аду. Выбирай". Страдалец подумал и выбрал три часа в аду. После этого Ангел отнес его душу в преисподние места ада. Всюду был мрак, теснота, везде духи злобы, вопли грешников, везде одни страдания. Душа расслабленного пришла в невыразимый страх и томление, на его крики отвечало только адское эхо и клокотание геенского пламени. Никто не обращал внимания на его стоны и рев, все грешники были заняты своими собственными мучениями. Страдальцу казалось, что уже протекли целые века и что Ангел забыл про него.

Но вот наконец появился Ангел и спросил: "Каково тебе, брат?" – "Ты обманул меня! – воскликнул страдалец. – Не три часа, а многие годы я здесь в невыразимых мучениях!" – "Что за годы?! – переспросил Ангел, – прошел лишь один час, и тебе надлежит еще помучиться два,часа". Тогда страдалец начал умолять Ангела вернуть его на землю, где он согласен страдать сколько угодно лет, лишь бы уйти из этого места ужасов. "Хорошо, – ответил Ангел, – Бог проявит к тебе великую Свою милость".

Оказавшись опять на своем болезненном ложе, страдалец с той поры уже с кротостью терпел свои страдания, помня адские ужасы, где несравненно хуже (из писем Святогорца, стр. 183-я, письмо 15-е, 1883 год).

Вот рассказ про двух друзей, из которых один ушел в монастырь и вел там святой образ жизни, а другой остался в миру и жил греховно. Когда друг, живший греховно, внезапно умер, его друг-монах стал молить Бога открыть ему участь его товарища. Однажды во сне явился ему умерший друг и стал рассказывать о своих невыносимых мучениях и о том, как неусыпающий червь гложет его. Сказав это, он приподнял свою одежду до колена и показал свою ногу, которая вся была покрыта страшным червем, снедавшим ее. От ран на ноге исходил такой ужасный смрад, что монах тотчас проснулся. Он выскочил из келий, оставив дверь открытой, а смрад из келий разлился по всему монастырю. Так как от времени зловоние не уменьшалось, то всем монахам пришлось переселиться в другое место. А монах, видевший адского узника, всю свою жизнь не смог избавиться от прилепившегося к нему смрада (из книги "Вечные загробные тайны", издание Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне).

В противоположность этим картинам ужаса, описания Неба всегда светлы и радостны. Так, например, Фома N., ученый мировой известности, утонул в бассейне, когда ему было пять лет. К счастью, один из родственников заметил его, достал из воды и отвез в больницу. Когда остальные родственники собрались в больнице, доктор объявил им, что Фома скончался. Но неожиданно для всех Фома ожил. "Когда я оказался под водой, – рассказывал потом Фома, – то почувствовал, что лечу сквозь длинный туннель. На том конце туннеля я увидел Свет, который был настолько ярким, что можно было осязать его. Там я увидел Бога на троне и внизу людей или, вероятно, ангелов, окружающих престол. Когда я приблизился к Богу, Он сказал мне, что мое время еще не пришло. Я хотел было остаться, но внезапно очутился в своем теле". Фома утверждает, что это видение помогло ему найти правильный жизненный путь. Он захотел стать ученым, чтобы глубже постичь сотворенный Богом мир. Несомненно, он сделал большие успехи в этом направлении (Melvin Morse, MD, Closer to the Light Ivy Books, published by Ballantine Books, 1990. "To Hell and Back," 1993, стр. 167).

Бетти Мальц в своей книге "Я видела вечность", вышедшей в 1977-ом году, описывает, как сразу после смерти она оказалась на чудесном зеленом холме. Ее удивило, что имея три операционных раны, она стоит и ходит свободно и без боли. Над ней яркое синее небо. Солнца нет, но свет повсюду. Под босыми ногами – трава такого яркого цвета, какого на земле она не видела; каждая травинка как живая. Холм был крутой, но ноги двигались легко, без усилия. Яркие цветы, кусты, деревья. Слева от нее – мужская фигура в мантии. Бетти подумала: "Не Ангел ли это?" Они шли, не разговаривая, но она поняла, что он не был чужим и что он знал ее. Она чувствовала себя молодой, здоровой и счастливой. "Я чувствовала, что я имею все, чего когда-либо желала, была всем, чем когда-либо хотела быть, шла туда, где я всегда мечтала быть". Потом перед ее взором прошла вся ее жизнь. Она увидела свой эгоизм, и ей было стыдно, но она чувствовала вокруг себя заботу и любовь. Она и ее спутник подошли к чудесному серебряному дворцу, "но башен не было". Музыка, пение. Она слышала слово "Иисус". Стена из драгоценных камней; ворота из жемчуга. Когда ворота на мгновение приоткрылись, она увидела улицу в золотом свете. Она никого не видела в этом свете, но поняла, что это – Иисус. Она хотела войти во дворец, но вспомнила отца и вернулась в тело. Это переживание привело ее ближе к Богу. Она теперь любит людей.

Святой Сальвий Альбийский, галльский иерарх шестого века, вернулся к жизни после того, как был мертв большую часть дня, и рассказал своему другу Григорию Турскому следующее; "Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину Неба, и тогда под моими стопами, казалось, виднелись не только эта жалкая земля, но также солнце, луна и звезды. Затем меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца и ввели в здание, где все полы блестели золотом и серебром. Свет тот описать невозможно. Место это было наполнено людьми и простиралось так далеко во все стороны, что конца ему не было видно. Ангелы расчистили передо мною путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были недалеко. Над этим местом парило светлое облако, которое было светлее солнца, и из него я услышал голос, подобный голосу вод многих.

Потом меня приветствовали некие существа, одни из которых были облачены в священнические одежды, а другие в обычное платье. Мои сопроводители объяснили мне, что это были мученики и другие святые. Пока я стоял, меня обвеивало такое приятное благоухание, что, как бы напитанный им, я не ощущал потребности ни в еде, ни в питье.

Затем голос из облака сказал: "Пусть этот человек вернется на землю, ибо он нужен Церкви". А я пал ниц на землю и заплакал. "Увы, увы, Господи, – сказал я. – Зачем Ты показал мне все это только для того, чтобы снова отнять у меня?" Но голос ответил: "Иди с миром. Я буду призирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место". Тогда я плача пошел обратно через ворота, в которые вошел".

Другое замечательное видение Неба описано святым Андреем Христа ради юродивым, славянином, жившим в Константинополе в девятом веке. Однажды во время суровой зимы святой Андрей лежал на улице и умирал от холода. Вдруг он ощутил в себе необычайную теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце. Этот юноша повел его в рай, на третье Небо. Вот что св. Андрей рассказывал, вернувшись на землю:

"По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении... Я видел себя в раю, и здесь я дивился несказанной прелести этого прекрасного и дивного места. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мое зрение, и от ветвей их исходило приятное благоухание... Эти деревья нельзя уподобить по красоте ни одному земному дереву, В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от их сладкозвучного пения я не помнил себя...

После этого мне показалось, что я стою наверху небесной тверди, передо мной же ходит какой-то юноша со светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу... Когда я последовал за ним, то увидел высокий и красивый крест подобный радуге, а кругом его – огнеподобных певцов, которые воспевали и славословили Господа, распятого за нас на кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко кресту, поцеловал его и дал знак и мне, чтобы я сделал то же... Лобызая крест, я наполнился несказанной радости и почувствовал благоухание сильнее прежнего.

Идя дальше, я посмотрел вниз и увидел под собой как бы морскую бездну. Юноша, обратившись ко мне, сказал: "Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше", – и подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидел дивных мужей, их не передаваемую на человеческом языке радость... И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли юноши, видом подобные пламени... И сказал мне водивший меня юноша: "Когда откроется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Тогда поклонись престолу славы Его". ... И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Самого Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимы летали вокруг Его. Он был облачен в багряную одежду; лицо Его сияло, и Он с любовью взирал на меня. Увидев это, я пал пред Ним ниц, кланяясь Пресветлому и Престолу славы Его.

Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить; Даже и теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал перед своим Владыкой. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем – не понимаю и сам, как я снова очутился в раю".

(Интересно добавить, что когда святой Андрей, не видя Девы Марии, спросил, где Она, Ангел объяснил ему: "Ты думал увидеть здесь Царицу? Ее здесь нет. Она сошла в бедственный мир – помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надо возвратиться".)

Итак, согласно житиям святых и рассказам в православных книгах, душа попадает на небо уже после того, когда она покинула этот мир и прошла пространство между этим миром и Небом. Нередко это прохождение сопровождается кознями со стороны бесов. При этом всегда Ангелы ведут душу на Небо, и она никогда не попадает туда самостоятельно. Об этом писал и святитель Иоанн Златоуст: "Тогда ангелы отвели Лазаря... ибо душа не сама собой отходит к той жизни, что для нее невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни". Очевидно, современные рассказы, о свете и о местах дивной красоты передают не действительные посещения этих мест, а лишь "видения" и "предвкушения" их на расстоянии.

Подлинное посещение Неба всегда сопровождается явными знамениями Божественной благодати: иногда дивным благоуханием, сопровождаемым чудесным укреплением всех сил человека. Например, благоухание так напитало святого Савелия, что ему более трех дней не требовалось еды и питья, и только когда он рассказал об этом, благоухание исчезло. Глубокий опыт посещения Неба сопровождается чувством благоговения перед величием Божиим и сознанием своего недостоинства. При этом личный опыт Неба недоступен точному описанию, потому что "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на ум человеку, что приготовил Бог любящим Его" и "теперь мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же у видим лицом к лицу" (1 Кор. 2:9 и 13:12).

Александр Милеант,
Из книги "На пороге жизни и смерти".

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

В данной статье подробно рассказывается чем грозит попытка суицида статья УК РФ, если нет трудового стажа, и все что об этом надо знать. В России множество заканчивают свою жизнь самоубийством. Некоторые только пытаются, но каким то причинам у них это не выходит. Многие уверены, что за попытку суицида последует уголовное наказание. Но это не так. Право на жизнь имеет каждый гражданин, и распоряжаться ей вправе он сам. Если в Европе попытка суицида является преступлением, то в России более ответственно относятся к конституционным правам граждан. Если человек решил свести счеты с жизнью, это надо предотвратить, но ни как не наказывать.

Что такое суицид

Суицидом признается убийство самого себя. Попыткой суицида называют попутку убийства самого себя. В настоящее время человека, который совершил попытку суицида, следует ставить на учет в психоневрологическую больницу. Это необходимо для предупреждения следующих попыток и восстановления эмоционального состояния больного. Ведь, тот, кто решил убить себя не может быть психически здоровым человеком. Вполне возможно, что он недавно испытал большой стресс.

Большинство случаев суицида происходят в следующих формах:

  • Разрез венозной артерии на руках ногах - 40%;
  • Отравление лекарственными препаратами - 40%;
  • Убиение через повешение, удавление - 10%;
  • Выбрасывание с высоты, утопление - 5%;
  • Другие формы совершения суицида - 5%.

Не важно, в какой форме совершается суицид, необходимо предупредить его. Родственникам и знакомым жертвы нужно обратить внимание на нее, когда человек начинает вести себя не как обычно. Не всегда суицид является полностью желанием жертвы. Ее могут принудить к этому, довести. Именно за такое преступление предусмотрена уголовная ответственность.

Законодательное регулирование суицида

В настоящее время существует две статьи уголовного кодекса, в соответствии с которыми преступники, доводившие жертву к суициду, или склонявшие к нему понесут наказание.

В соответствии с уголовной статьей 110 доведением до самоубийства признается:

  • Высказывание угроз в отношении жертвы или ее близких;
  • Жестокое обращение, постоянные издевательства, избиения жертвы;
  • Постоянное высказывание в отношении жертвы слов, которые унижают ее, уничтожают ее достоинство;
  • Опубликование на всеобщее обозрение информации, порочащей честь и достоинство человека, не зависимо от того, правдива она или нет. Кроме наказания по 110 статье УК РФ, преступник получит дополнительное наказание за разглашение тайны или клевету.

За все вышеуказанные пункты преступления злоумышленник может быть наказан:

  • Принудительные работы 5 лет + (Лишение права занимать должность на 7 лет);
  • Лишение свободы 2 - 6 лет + (Лишение права занимать должность на 7 лет).

Если данное преступление осложнено оно будет наказываться в более сложной форме. К отягощающим обстоятельствам относят совершение преступления в отношении:

  • Инвалида или несовершеннолетнего ребенка;
  • Беременной женщины или другого беспомощного лица;
  • 2 или более человек;
  • Если преступление совершено организованной бандой, а так же несколькими лицами, которые заранее договорились о совершении преступления;
  • Совершение преступления при большом количестве народа, а так же в СМИ и Интернет

В этом случае преступника ждет более жестокое наказание. Суд может назначить:

  • Лишение свободы на 15 лет + (Лишение права занимать должность на 10 лет + ограничение свободы на 10 лет).
Иного наказания за данное преступление не предусмотрено. Кроме этого, преступника можно привлечь по уголовной статье 110.1. В соответствии с ней преступник наказывается за:
  • Склонение к самоубийству посредством принуждения, любых уговоров, запугивании, если нельзя привлечь по ст. 110 наказывается:
  1. Ограничение, лишение свободы - 2 года + (Лишение права занимать должность на 3 года).
  • Если человек предоставил подробный план самоубийства или дал средства совершения суицида, то его необходимо наказать:
  1. Ограничение, лишение свободы - 3 года + (Лишение права занимать должность - 4 года).
  • Если данные преступления совершены в отношении беременной, несовершеннолетнего, нескольких лиц, а так же в публичном выражении, то преступника ждет наказание в виде:
  1. Принудительные работы - 5 лет + (Лишение права занимать должность - 5 лет);
  2. Лишение свободы - 6 лет + (Лишение права занимать должность - 5 лет);
  3. Если преступление совершено в отношении нескольких лиц, то преступник понесет наказание в виде 8 - 15 лет лишения свободы.
  • Если указанные действия преступника привели к суициду или попытке самоубийства, то его необходимо наказать:
  1. Лишение, ограничение свободы - 5, 4 лет соответственно + (Лишение права должности на 6 лет);
  • Если данные действия привели к самоубийству или попытке суицида несовершеннолетнего ребенка, беременной женщины, недееспособного лица:
  1. Лишение свободы 6 - 12 лет + (Лишение должности на 6 лет).

В этой статье вы узнали, чем грозит попытка суицида УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.

Редактор: Игорь Решетов

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов. Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70. По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы. Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

Суицидальное поведение: признаки

По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.

Истинные (подлинные) суицидальные действия , хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению . Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи. Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать. Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить. Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности «. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.

Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:

Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства , как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».

Сильная озабоченность смертью , как «явлением, дарованным свыше». Чрезмерное увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода и почитании вечного сна.

Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.

Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».

Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».

Меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность. Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В состоянии глубокой депрессии даже самые общительные и оптимистичные натуры превращаются в замкнутых, скрытых, апатичных особ. Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».

У некоторых людей отмечается «избирательная» трудоспособность: они стараются привести в идеальное состояние дела, пытаются как можно быстрее завершить начатые проекты. Некоторые удивляют домочадцев срочным составлением завещания или изменением имеющегося.

Может наблюдаться нехарактерная благотворительная щедрость, когда он начинает раздаривать посторонним людям не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Это противоестественные пожертвования выступают для суицидента как своеобразный «откуп» за свершаемый грех – самоубийство.

Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии , после которых следует период душевного умиротворения. При пристальном изучении поведения индивида прослеживается его мыслительный процесс, который схематически можно изобразить как цепочку: размышление о бесцельности бытия – метания в поисках решения – выход найден (самоубийство).

Многие лица, раздумывая о суициде в период депрессии, начинают употреблять наркотические вещества или пытаются затмить реальность алкоголем. Хотя наркологи и относят алкоголизм и наркоманию в первичное самостоятельное заболевание, в случае с крайней формой депрессии, эти пагубные пристрастие – лишь орудие для ослабления душевных мук. Суицидент тревожиться, что в здравом уме он не сможет выполнить задуманный акт прекращения жизни, и снимает заслоны сознания с помощью одурманивающих веществ.

Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Индивид пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Критическое состояние человека: аллопсихическая дереализация – тягостное чувство нереальности, чуждости, призрачности окружающего мира. Индивид находится в крайне тревожном, возбужденном состоянии. Нередко возникает аутопсихическая дезориентация, человек перестает ориентироваться, понимать собственную личность и деперсонализация – отчуждение от самого я. Могут возникать императивные вербальные галлюцинации в виде голосов, приказывающих совершить какое-то опасное для жизни человека действие.

Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.

Суицидальное поведение: причины

Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.

Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

  • Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
  • Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
  • Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;
  • Потеря близкого родственника;
  • Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;
  • Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
  • Вынужденная социальная изоляция индивида;
  • Психические патологии и пограничные состояния;
  • Алкоголизм и наркотическая зависимость;
  • Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;
  • Пережитое сексуальное насилие;
  • Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
  • Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.

Суицидальное поведение: диагностика

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно. Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно. Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.

Направлять на действие и поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста : психолога, психотерапевта.

Стараться не оставлять человека в одиночестве , но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.

Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов , рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.

Тактика общения с больным – роль внимательного собеседника. Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности. Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником. Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.

Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого. Никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека, лишь компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить депрессивные состояния. Виноватых в преждевременной, неестественной кончине, нет (если конечно, человека сознательно и целенаправленно не подтолкнули к такому шагу). В большинстве случаев, суицидальная попытка – личное, осознанное и обдуманное решение человека. Лучшая диагностика крайних депрессивных проявлений – дать возможность каждой личности получить необходимые психологические знания, ощутить право поиска и применения адекватных методов решения проблем, показать ценность и неповторимость человеческой жизни!



error: Контент защищен !!