Восстание на крейсере очаков. Спад и отступление революции

«Очаков»
(с 25.03.1907 года «Кагул»)
(с конца августа 1919 года «Генерал Корнилов»)

«Богатырь»

«Очаков»
(с 25.03.1907 года «Кагул»)
(с конца августа 1919 года «Генерал Корнилов»)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Проектное вооружение

Артиллерия

  • 12 x 152-мм орудия;
  • 12 x 75-мм орудия;
  • 8 x 47-мм орудия;
  • 2 x 37-мм орудия;
  • 2 пулемета;
  • 2 десантные пушки.

Минное вооружение

  • 2 381-мм торпедных аппарата.

Вооружение после модернизации 1915 года

Артиллерия

  • 16 x 152-мм орудия;
  • 2 x 75-мм зенитных орудия;
  • 2 пулемета.

Вооружение после модернизации 1916-1917 года

Артиллерия

  • 14 x 130-мм орудия;
  • 2 x 75-мм зенитных орудия;
  • 2 х 40-мм зенитных автомата «Виккерс».

Однотипные корабли

«Очаков» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь» . «Очаков» принял активное участие в Севастопольском восстании на флоте в 1905 году, являлся флагманом восставших под командованием лейтенанта Шмидта. После подавления восстания «Очаков» был переименован в «Кагул» и долго восстанавливался. Принял активное участие в Первой мировой войне. С 1918 года являлся флагманом и одним из самых активных кораблей Черноморского флота ВСЮР.

История создания

После разгрома Пруссией Франции в 1871 году Россия добилась в вознаграждение за свой нейтралитет в этой войне ликвидации тех статей Парижского трактата 1856 года, согласно которым России запрещалось содержать военный флот на Черном море. Недостаток финансов не позволил приступить к возрождению Черноморского флота немедленно, поэтому в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов Черноморский флот включал в себя 2 плавучие батареи - «поповки», несколько наспех переоборудованных в крейсеры пароходов и оснащенных минами катеров. Первая программа, предусматривающая строительство на Черном море мощного современного броненосного флота была принята в 1881 году. Согласно данной программе за 20 лет предстояло построить 8 броненосцев, 2 крейсера, 20 миноносцев и 6 канонерских лодок.

Главной задачей флота являлось безусловное доминирование Российского Черноморского флота и потенциальная операция по захвату проливов. В этой связи крейсерам в данной программе было уделено минимальное внимание - все силы были брошены на создание мощных броненосцев («Екатерина II»), канонерских лодок («Запорожец»), а также миноносцев и минных крейсеров.

Что касается крейсеров, то в строю имелся единственный представитель данного класса - «Ярославль» (с 1883 года - «Память Меркурия») - весьма странное судно, нечто среднее между пароходом (в качестве которого он и прошел в 1880 году в Черное море под коммерческим флагом) и боевым кораблем. Брони он не имел, был вооружен устаревшей артиллерией и к концу XIX века утратил свое боевое значение. Между тем, привлекавшиеся для крейсирования канонерские лодки и минные крейсеры справлялись с этой службой с трудом.

Наконец, судостроительной программой 1895-1902 годов для Черноморского флота было предусмотрено строительство двух кораблей крейсерского класса. В конце 1880-х годов британская фирма «Армстронг» (англ. Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd ) на верфи г. Эльсвик (англ. Elswick Ship Building Yard ) начала постройку для зарубежных флотов весьма специфических бронепалубных крейсеров. При малом водоизмещении они развивали неплохую для своего времени скорость и был вооружены мощными орудиями ГК (254-203 мм), а также несколькими скорострельными среднекалиберными пушками.

В 1883 году фирма создала по заказу Чили (традиционно строившей корабли на британских верфях) небольшой крейсер «Эсмеральда» (2 800 тонн, 2-254 мм, 6-152 мм орудий, 18,25 уз.), вызвавший фурор в кораблестроительных кругах того времени. «Эсмеральда» не имел броневого пояса - только броневую карапасную палубу, прикрывавшую своими скосами жизненно важные части корабля - машины и погреба.

Появление «Эсмеральды» совпало с кризисом бронирования, когда по мнению кораблестроителей даже самая толстая броня не давала гарантированной защиты от снарядов. Это привело к появлению безбронных линкоров («Италия»), многочисленных носителей торпед - миноносок, миноносцев, а также бронепалубных крейсеров всех разновидностей - от крошечных кораблей 3 класса (фактически - больших канонерских лодок) до гигантов «Пауэрфул» , «Гишен» , «Коламбия» . Однако основные кораблестроительные державы достаточно быстро выявили бесперспективность крупного бронепалубного крейсера, его высокую уязвимость и непригодность для эскадренного боя равных флотов. Поэтому на рубеже веков и Англия и Франция и США приступили к серийной постройке броненосных крейсеров для эскадренного боя.

Иное дело - Россия, избравшая свой путь. До середины 1890-х годов упор делался на постройку классических самобытных броненосных крейсеров - рейдеров. Прошедшие последовательный путь развития от «Генерал-адмирала» и «Минина» до «Рюрика» , «России» и «Громобоя» , эти корабли достигли высокой степени совершенства для той роли, для которой предназначались - рейдерских действий в открытом океане. И эти же великолепные корабли абсолютно не годились для эскадренного боя.

Крейсер 1 ранга «Богатырь»

Их гигантские борта, защищенные небольшим поясом, представляли собой отличную цель для скорострельных орудий среднего калибра, установленная в спонсонах артиллерия могла стрелять только из половины орудий на борт. Эти недостатки вместе с преклонением перед зарубежными бронепалубными крейсерами (эльсвикскими) со стороны ряда отечественных адмиралов (в первую очередь - С. О. Макарова, считавшего «Эсмеральду» «идеальной боевой машиной») привело к тому, что все русские крейсеры, строившиеся по программам 1895-1902 годов и 1898 года за исключением «Баяна» были бронепалубными.

Ряд заказов на эти крейсеры для получения передового зарубежного опыта было решено разместить за рубежом. И эти корабли действительно оказались одними из лучших представителей отечественного флота - «Варяг» (США), «Аскольд» и «Богатырь» (Германия). Все эти 3 корабля условной серии имели мощное вооружение из 12 152-мм орудий, высокую скорость хода (правда, «Варяг» толком не мог ее развить из-за отвратительных котлов Никлосса), неплохое палубное бронирование.

С каждым новым кораблем усиливалась защита артиллерии главного калибра. «Варяг» не имел ее вовсе, а орудия были размещены неудачно - параллельно по бортам, «Аскольд» имел щитовое и казематное прикрытие орудий, а на «Богатыре» 4 из 12 орудий разместились в двух башнях - на носу и корме, еще 4 - в казематах и 4 - за щитами. Из всех этих кораблей «Богатырь» был признан наилучшим и стал родоначальником серии из 3 кораблей, строившихся по его чертежам в России - 1 на Балтике («Витязь» , после уничтожившего его пожара - «Олег») и 2 на Черном море («Очаков» и «Кагул»).

Проектирование

Узнав о планах постройки в России крейсеров по образцу «Богатыря», Балтийский завод выступил с инициативой и предложил собственный проект в котором все 12 152-мм орудий размещались в башнях. Такое решение позволяло резко повысить живучесть главной артиллерии и увеличить эффективность ее использования благодаря надежной защите прислуги, увеличению секторов обстрела и улучшению условий подачи снарядов из погребов, предусмотренных в средней части корабля для каждой пары бортовых башен. Имелись в таком решении и недостатки - техническое несовершенство башенных установок того времени, меньшая скорострельность установленных в них орудий, больший разброс. Эти недостатки достаточно убедительно продемонстрировал «Кагул» (бывший «Очаков») в годы Первой мировой войны.

Однако этот перспективный (или преждевременный) проект реализован не был. Для ускорения постройки решено было использовать готовый, вполне устраивающий военно-морское руководство проект «Богатыря» . Дополнительный эффект оказывал тот факт, что проект этот - зарубежный и «учитывает все новейшие зарубежные веяния». Собственно, это все было недалеко от истины, но постройка крупного боевого корабля по зарубежным чертежам в России, да еще и на казенном предприятии, со всеми бюрократическими проволочками естественно была сопряжена с проблемами.

«Кагул» на рейде Буюк-Дере в проливе Босфор, 1913

Окончательная готовность «Кагула» к службе была достигнута только в компанию 1911 года - через 6 лет после расстрела. С мая 1911 года «Кагул» участвовал в ходовых испытаниях по выявлению влияния глубины на волновое сопротивление воды движению корабля и причин падения скорости на мелководье. Также в составе эскадры крейсер совершал неоднократные походы по всей акватории Черного моря с заходами в русские, турецкие и болгарские порты. 27 октября 1912 года «Кагул», линкор «Ростислав» и канонерская лодка «Донец» в составе международной эскадры встали на рейде Константинополя для обеспечения безопасности посольств, которые могли подвергнуться угрозе из-за наступления болгарской армии во время Балканской войны.

Возвратились корабли этого отряда в Россию только в августе 1913 года. Остаток 1913 года прошел в учебных плаваниях и торжествах в честь Императора (в октябре). 29 апреля 1914 года «Кагул» и «Память Меркурия» организационно были сведены в полубригаду крейсеров с подчинением начальнику минной дивизии. С началом войны в нее были включены вспомогательные крейсеры «Алмаз» , «Император Николай I» и «Император Александр III» (в связи с постройкой линкора с таким наименованием переименован в «Император Александр I»), впоследствии переоборудованные в носители гидросамолетов - «гидрокрейсеры».

Участие в Первой мировой войне

Первый боевой поход «Кагула» состоялся 16 октября 1914 года. Флот вышел в море для поиска германо-турецкого линейного крейсера «Гебен» и турецких кораблей, начавших военные действия против России обстрелом Севастополя и Одессы. 22-25 октября русский флот подверг ответной бомбардировке угольный центр Турции Зонглудак.

5 ноября 1914 года силы флота у берегов Крыма встретили «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» («Медилли») . Из-за сильного тумана бой свелся к дуэли «Гебена» и линкора «Евстафий» , который видел его лучше всех. Получив несколько попаданий «Гебен» воспользовался преимуществом в скорости и скрылся в тумане. Во время похода к берегам Кавказа 24-29 декабря «Кагул», «Память Меркурия» и «Евстафий» участвовали в перестрелке с крейсерами «Гамидие» и «Бреслау» . «Кагул» успел сделать всего 4 выстрела из казематного орудия по причине слабой светосилы прицелов и нежелания командира ослеплять своими залпами комендоров «Евстафия» , имевшего гораздо более мощные орудия. Бой оказался безрезультатным для обоих сторон. В последующем походе к порту Ризе огнем 152-мм орудий были потоплены 11 турецких небольших грузовых судов, брошенных при появлении русских кораблей. Стрельба также показала полную неэффективность 75-мм орудий.

14 января 1915 года произошла новая встреча «Кагула» и «Памяти Меркурия» с «Гамидие» и «Бреслау» . Русские крейсеры начали погоню. «Бреслау» пытался прикрыть турецкий крейсер, но затем бросил его и 25-узловым ходом удалился. «Гамидие» так и не был настигнут из-за того, что «Кагул» неожиданно прекратил преследование. Причиной стал выход из строя механизмов, загрязнение котлов, не позволявших поднять пар. Максимальная скорость, развитая «Кагулом» в данной погоне - 22 узла. Общая изношенность котельной части заставляла временами прекращать пары в 6 котлах из 16, но крейсер продолжал эксплуатироваться «на убой» больше года.

В марте-апреле 1915 года с крейсера сняли оставшиеся 8 орудий калибра 75-мм (еще 4 были сняты в ходе восстановительного ремонта 1905-1910 годов) и заменили на 4 152-мм орудия «Канэ». Число последних составило 16. Также были добавлены 2 75-мм зенитные пушки - переделка 50-калиберных орудий «Канэ». С января по сентябрь 1915 года крейсеры выполнили более 10 походов к берегам Турции для обстрела побережья. К середине 1915 года в составе флота появились 3 «маневренные группы». Первую составили «Кагул» и линкор-дредноут «Императрица Мария» .

Во второй половине 1915 года - начале 1916 года «Кагул» участвовал в выходах маневренной группы, обеспечивая действия «Императрицы Марии» . 22 марта и 9 июля дважды флот встречал «Бреслау» , оба раза ему удалось оторваться и уйти. Во второй половине года крейсер продолжали преследовать аварии и поломки котло-машинной установки. Наконец ее износ достиг той степени, когда командованию стало понятно - дальнейшее использование изношенного корабля приведет к серьезной аварии или гибели. Участвовать в боях и походах «Кагул» больше не мог.

25 сентября с крейсера выгрузили боеприпасы, в ноябре сняли все орудия и разобрали башни. Корабль встал на капитальный ремонт. Ремонтом предусматривалась полная замена котлов, снятие всех 16 152-мм орудий и замена их на 14 новых 130-мм 55 калиберных орудий. Снимались обе башни, не оправдавшие себя и заменялись одиночными палубными установками со щитами. Артиллерийское вооружение пополнили 2 40-мм зенитных автомата «Виккерс».

Революционные события и интервенция 1917-1918 годов

Об этом периоде истории «Кагула» известно мало. Р. М. Мельников, едва ли не поминутно описавший события ноября 1905 года в своем труде описывает лишь участие членов команды крейсера в революционных событиях. Самого корабля как бы и не существовало. 1 марта 1917 года на волне революционных событий кораблю было возвращено его первоначальное имя - «Очаков». Однако исторически оно «не прижилось» (что наглядно показывает отношение как «красных», так и «белых» к актам власти и командования времен Временного правительства). Во всех документах, исторических произведениях крейсер продолжал именоваться «Кагулом». Возможно - по негласному «сговору» - красных смущало, что «Очаков» стал «Генералом Корниловым», а белых - что «Генерал Корнилов» когда-то был «Очаковым». Между тем, ремонт крейсера окончился в декабре 1917 года.

В результате ремонта боеспособность крейсера была в значительной степени восстановлена. В декабре 1917 года как и прочие корабли Черноморского флота он формально перешел на сторону Советской власти. С марта 1918 года - был сдан в порт на хранение. Команда во главе с командиром перешла на линкор «Свободная Россия» . В мае при приближении к Севастополю германских войск со всеми старыми и небоеспособными кораблями остался в главной базе флота.

Летом 1918 года он в качестве базы спасательной «Мариинской партии» принял участие в проводившейся (уже под контролем немцев) операции по подъему со дна Севастопольской бухты линкора «Императрица Мария» , погибшего от внутреннего взрыва в 1916 году. При этом сам крейсер едва не затонул - на нем оказался разобщен винт и вал. Вода начала поступать в корпус и затопила машинное отделение. Поступление воды обнаружили и устранили по чистой случайности.

В ноябре 1918 года германцев сменили союзники, которые немедленно спустили поднятые было на кораблях флота андреевские флаги и взяли их под свой контроль. «Кагул», очевидно, был принят ими за небоеспособное судно - плавучую казарму. Поэтому захватывать его они не стали. Между тем, крейсер был в достаточно хорошем техническом состоянии.

В составе Белого флота

28 марта 1919 года капитан 2 ранга Потапьев В. А. после согласования с штабом флота (формальным органом, находившимся в Севастополе под контролем союзников) получил разрешения занять «Кагул» и снять с него работников спасательной партии. Готовилась эвакуация города и Потапьев энергично приступил к подготовке выхода корабля в море. К моменту выхода на корабле находились 42 офицера, 19 механиков, 2 врача, 21 сухопутный офицер и 120 «охотников флота» - матросов-добровольцев. Перед уходом крейсера в его командование вступил прибывший капитан 1 ранга Лебедев, а Потапьев стал старшим офицером.

12 апреля красные подошли к Севастополю, но защищать город было некем. Эвакуировать Севастополь союзники тоже не могли - в доке стоял линкор «Мирабо» , незадолго до этого севший на камни и снятый с них с помощью «Кагула». 15 апреля командующий французскими кораблями адмирал Амет послал адмиралу Саблину телеграмму с просьбой в течение ночи и ближайшего утра увести крейсер «Кагул» и другие корабли по желанию из Севастополя. Несмотря на письменный протест Саблина спасти корабли можно было только покинув Севастополь.

16 апреля в Новороссийск ушли «Кагул», подводная лодка «Тюлень» , посыльное судно (бывший минный заградитель) «Буг» , посыльное судно № 7 (бывший миноносец № 273), несколько пароходов и буксиров. На буксире удалось увести подводные лодки «Утка» и «Буревестник» , эскадренные миноносцы «Пылкий» и «Поспешный» , миноносцы «Жаркий», «Живой», «Строгий» и «Свирепый», канонерскую лодку «Терец», посыльное судно № 10 (бывший миноносец № 258). Кроме того, своим ходом ушла из Каркинитского залива канонерская лодка К-15. Оставшиеся корабли флота были либо затоплены союзниками (подводные лодки) либо на них были взорваны крышки цилиндров и подшипники (старые линкоры, крейсер «Память Меркурия» , эсминец «Быстрый» , миноносцы «Жуткий» и «Заветный»).

Крейсер «Кагул» у Феодосии. Рядом легкий крейсер HMS Caradoc

"Кагул" стал самым сильным кораблем крошечных морских сил Вооруженных сил Юга России. После прихода в Новороссийск командовать крейсером был назначен капитан 1 ранга П. П. Остелецкий. И хотя в команде была огромная нехватка, 27 апреля крейсер вышел к Ак-Монайскому перешейку, где держались части генерала Боровского. Из-за недостатка кочегаров корабль мог развить лишь 6 узлов.

С 28 апреля по 4 мая он принимал участие в обстрелах позиций красных совместно с канонеркой К-15, британским линкором «Айрон Дюк» , двумя малыми мониторами и греческим броненосцем «Лемнос» . Корабль имел всего 600 снарядов главного калибра, а стреляло фактически одно орудие. После небольшого отдыха с 13 мая «Кагул» снова в Феодосийском заливе. Крейсер обстреливал берег, высаживал тактические десанты. 17 июня десант крейсера в тылу красных соединился с частями Боровского, прорвавшими Ак-Монайский фронт. Поскольку одновременно белые войска подошли к перешейкам, красные были вынуждены эвакуировать Крым и Севастополь. 3 мая крейсер был зачислен в состав морских сил Юга России

27 июня 1919 года крейсер, имея на борту генерала Деникина и адмирала Саблина посетил города Сочинского округа - Туапсе, Сочи и Адлер, подтвердив их принадлежность правительству Юга России. 6 июля крейсер прибыл в Севастополь с адмиралом Саблиным на борту. Адмирал спустил свой флаг и перешел на линкор «Георгий Победоносец». В первых числах августа 1919 года «Кагул», миноносец «Живой», транспорт «Маргарита», тральщики «Роза» и «Адольф», буксир «Доброволец», катера № 52 и 58, 3 баржи высадили у Одессы Крымский конный полк и пехотные части корпуса генерала Шиллинга, 10 августа в Сухом Лимане был высажен Сводно-драгунский полк, а 11 августа Одесса взята белыми частями. Попытка прорваться в город красного бронепоезда была отбита огнем «Кагула».

За этот подвиг крейсер был переименован в «Генерал Корнилов» в честь вождя Белого движения - Лавра Георгиевича Корнилова, погибшего при штурме Екатеринодара в 1918 году. П. П. Остелецкий получил звание контр-адмирала. Наступление на Москву, предпринятое Деникиным осенью 1919 года проводилось без участия флота. Его катастрофическое завершение оставило остатки белых частей в Крыму, а флот без топлива. 4 января 1920 года подпольщики хотели затопить крейсер, но им это не удалось. Проблемы с топливом удалось решить только к лету 1920 года, одновременно с началом наступления в Северной Таврии.

10 июля 1920 года с пришедшего в Тендровский залив «Генерала Корнилова» был высажен судовой десант. В конце июля флот получил задачу уничтожить трехорудийную 152-мм батарею красных в Очакове и подготовить прорыв в Днепро-Бугский лиман канонерских лодок. К этому времени немногочисленный экипаж крейсера, находившийся на нем почти год сплавался, имел достаточный опыт. 17 июля «Генерал Корнилов» под командованием капитана 1 ранга Потапьева вышел из Севастополя. 20 июля он вошел в Тендровский залив, и, приблизившись к Кинбурнской косе открыл огонь по батарее красных. Выпустив 18 снарядов крейсер отошел, батарея ответила 7 безрезультатными выстрелами.


Ю.Гирченко Легендарный крейсер. ""Командую флотом. П. Шмидт"" - эти слова помнятся с детства, ещё с уроков истории. Севастопольское восстание 1905-го года... Первые красные флаги на кораблях Черноморского флота... Пусть плохо организованные, но уже конкретные вооружённые восстания... Революция... Одесса - броненосец ""Потёмкин"", Севастополь - крейсер ""Очаков"". Широкую известность крейсер ""Очаков"" получил во время революции 1905-1907гг. А именно, 26 ноября 1905-го года в Севастополе на крейсере ""Очаков"" произошло восстание, и все офицеры были изгнаны с корабля. Командиром крейсера избран матрос-большевик С. Частник. 27 ноября к восставшему крейсеру присоединились: минный крейсер ""Гридень"", канонерская лодка ""Усуриец"", миноносцы ""Заветный"", ""Зоркий"", ""Свирепый"", ""265"", ""268"" и ""270"", учебное судно ""Днестр"", минный транспорт ""Буг"", транспорт-тюрьма ""Прут"". В этот же день Совет матросских и солдатских депутатов принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте и назначить командующим флотом, на днях уволенного в отставку, морского офицера Петра Петровича Шмидта. На следующий день, 28 ноября, в погонах капитана 2-го ранга П. Шмидт прибыл на крейсер ""Очаков"". На мачте восставшего крейсера был поднят красный флаг и сигнал ""Командую флотом"". Матросы, знавшие по службе лейтенанта П. Шмидта, не были удивлены его новым званием, потому, что по всем правилам при увольнении морского офицера, ему автоматически присваивался следующий чин. С времён введения Петром Первым ""Табеля о рангах"" периодически происходили всевозможные уточнения и перемещения. Некоторые воинские звания-чины добавлялись, некоторые упразднялись. И вот, в период описываемых событий в императорском флоте следующим после чина - лейтенант был чин - капитан 2-го ранга. Поэтому, увольняясь со службы, лейтенант П.П. Шмидт смело прикрепил себе на мундир погоны капитана 2-го ранга в отставке. Погоны эти несколько отличались от погон действительного офицера, но это уже, представляет интерес, скорее, для униформистов. В этот же день к восставшим присоединился броненосец ""Св. Пантелеймон"" (бывший ""Потёмкин""). Силы восставших росли, и составляли уже около 8200 человек, против 10000 правительственных войск. С крейсера ""Очаков"" была отправлена телеграмма императору Николаю Второму: ""Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется больше вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт"". В последствии славными советскими историками, описывающими эти события, текст был несколько изменён. Да, собственно, из него просто удалили слово ""государь"". Но, без этого слова тон послания меняется, как бы выражая презрение к адресату. Командующий правительственными войсками генерал Меллер-Закомельский предъявил восставшим ультиматум с требованием капитуляции, но ответа не последовало. Через три часа после ультиматума верные правительству корабли и крепостная артиллерия открыли огонь по восставшим кораблям и казармам. Восставшие открыли ответный огонь. Миноносец ""Свирепый"" пошел в торпедную атаку, но, попав под сосредоточенный огонь, был выведен из строя. Артиллерийским огнём был уничтожен и один из номерных миноносцев. Броненосец ""Св. Пантелеймон"" не мог поддержать восставших огнём, так как с орудий оказались сняты ударники. Крейсер ""Очаков"" отбивался с двух бортов, ведя огонь по броненосцу ""Ростислав"" и береговым батареям... Через полтора часа после начала боя мятежные корабли были разбиты. Пытаясь спастись с горящего крейсера ""Очаков"" П. Шмидт перешёл на миноносец ""270"", который, через несколько минут, был подбит огнём с броненосца ""Ростислав"". Все оставшиеся в живых из команд восставших кораблей были арестованы. На следующий день, 29 ноября, правительственными войсками при поддержке артиллерии были взяты восставшие казармы. Севастопольское восстание было подавлено. Потом было четырёхмесячное следствие по делу о восстании, во время которого команду с крейсера ""Очаков"" содержали в казематах крепости Очаков. И 19 марта 1906-го года по приговору военного суда на острове Березань были расстреляны руководители восстания: комендор Н. Антоненко, кондуктор С. Частник, машинист 2-й статьи А. Гладков и лейтенант П.П. Шмидт. Почему ""лейтенант"", а не ""капитан 2-го ранга""? Ответ прост - император Николай Второй своим указом отменил присвоение очередного чина при отставке П.П. Шмидту, хотя на всех фотографиях во время следствия П. Шмидт изображён в погонах капитана 2-го ранга. История этого восстания во множестве красок описана десятки раз советскими историками и писателями. В 60-х годах на острове Березань в память о расстрелянных революционерах был установлен огромный пятидесятиметровый памятник в виде паруса. Сооружение это весьма грандиозное и впечатляющее, увидеть которое можно с любой точки Очаковского побережья. Именами Шмидта, Антоненко, Частника, Гладкова названы улицы, кинотеатры, музеи и школы. Им установлены памятники и бюсты. Как говорится, ничто не забыто! Только упущена одна вещь - куда делся, и что дальше произошло после восстания 1905-го года с легендарным первым революционным крейсером ""Очаков""? И почему об этом молчали советские историки? Для того чтобы в этом разобраться нужно начать с самого начала. В 1901-м году на императорских судостроительных верфях были заложены два однотипных крейсера ""Очаков"" и ""Кагул"". Водоизмещение каждого - 6645 тонн. Скорость хода - 23 узла. Первоначальное вооружение состояло из: двенадцати 45-мм пушек ""кане"", двенадцати 50-мм противоминных пушек и восьми 37-мм противоминных пушек. На то время вооружение было относительно неплохое. В период 1914-1916гг. крейсера частично перевооружались с целью усовершенствования и увеличения числа орудий. Но, речь не об этом. После восстания 1905-го года само название ""Очаков"" наводило на воспоминания о революции. И поэтому, военно-морское ведомство со изволения императора Николая Второго приняло оригинальное решение. 25 марта 1907-го года оба крейсера были переименованы. ""Очаков"" стал называться ""Кагул"", а ""Кагул"" получил название ""Память Меркурия"". С этими названиями крейсера и просуществовали десять лет, вплоть до отречения Николая Второго от престола. После февральской буржуазной революции 1917-го года армия и флот стали стремительно разваливаться, чему в огромной мере способствовал приказ номер 1. Приказ этот в самом своём корне был глуп до невозможности. Он определял выборность командных должностей. А это значит, что толкового и требовательного командира на общем собрании подразделения тут же, при помощи голосования, могли отстранить от должности, а на его место назначить бестолкового, но компанейского собутыльника. Дисциплина начала превращаться в понятие совсем неуместное с ""революционными"" свободами. И тут, и там стали появляться красные флаги, причём поднимавшие их матросы и солдаты, толком и не знали - флаг этот Временного правительства, или ещё чей? В этой вакханалии вспомнилось, что крейсер ""Кагул"" раньше назывался ""Очаков"". И что это именно он - крейсер первой русской революции. В мае 1917-го года была попытка вернуть революционному крейсеру старое название. Но вся эта затея на деле так и не осуществилась. В октябре 1917-го года произошёл большевистский переворот, названный позже Великой октябрьской социалистической революцией. А за ним и гражданская война. В конце 1917-го года крейсер ""Кагул"" окончил капитальный ремонт в Севастополе, и его котлы и машины были в относительном порядке. Его артиллерия была модернизирована и состояла теперь из: четырнадцати 130-мм, двух 75-мм и двух 40-мм зенитных орудий системы ""викерс"". В апреле 1919-го года командой капитана 2-го ранга Потапьева, перехитрив немцев и англичан, из Севастополя в Новороссийск был уведён крейсер ""Кагул"", где и вошёл в состав 1-го отряда судов Черноморского флота Добровольческой армии. Воевал ""Кагул"" неплохо, принимая участие в высадке морских десантов, обстрелах побережья, занятого противником, и Красная армия немало претерпела от его действий. За отличные действия против частей Красной армии в ноябре 1919-го года крейсер ""Кагул"" приказом по Добровольческой армии был переименован в честь героя Белого движения генерал-лейтенанта Л.Г. Корнилова, и стал именоваться - ""Генерал Корнилов"". Летом 1920-го года крейсер ""Генерал Корнилов"" принимал участие в блокировании Днепро-Бугского лимана, высадке десанта на Кинбурнскую косу и на остров Березань. Периодически вёл обстрел батарей крепости Очаков и Николаевского острова, названного позже Первомайским. Красные моряки на Очаковских батареях проклинали всеми известными им ругательствами белогвардейский крейсер ""Генерал Корнилов"". Позже, в ноябре 1920-го года, уже при эвакуации из Крыма Русской Армии генерала Врангеля, ""Генерал Корнилов"" перевёз из Феодосии в Галлиполийский лагерь 3000 человек. А потом, вместе с другими кораблями прибыл в Бизерту, где был лагерь для бывших белых русских моряков, предоставленный правительством Франции. 29 октября 1924-го года, в связи с признанием Францией советского правительства, на ""Генерале Корнилове"", как и на других русских кораблях, был спущен Андреевский флаг.
Через два дня крейсер ""Генерал Корнилов"" был передан на хранение французам, и последние русские моряки покинули его. Французское правительство считало корабли прибывшей эскадры собственностью России, какое бы там правительство не было. В связи с этим положением в конце декабря 1924-го года в Бизерту прибыла советская делегация, которая осмотрела все корабли и отобрала наиболее новые для буксировки в Чёрное море. Крейсер ""Генерал Корнилов"" к тому времени в строю был уже 23 года. Комиссия приняла решение отправить его в металлолом. 28 октября 1929-го года первый революционный крейсер, носивший в разное время названия: ""Очаков"", ""Кагул"" и ""Генерал Корнилов"" был продан французами на металлолом, и спустя несколько дней распилен. Жизнь штука переменчивая, и крейсер ""революционер"" в 1905-м году стал ""контрреволюционером"" в 1919-м. Конечно, это только случайность, всё могло бы быть и по-другому. Но случилось именно так. Поэтому, и молчали наши историки, не вороша неприятных страниц истории. А собственно, никто вопросов и не задавал. Ну, а нет вопросов, то и отвечать не нужно. Май 2004 год.


Революционное брожение среди рабочих Севастополя, флотских экипажей и армейских частей гарнизона в конце октября - начале ноября 1905 года нарастало с необыкновенной быстротой. Малейшей искры было достаточно для мятежа. Такую искру «высекло» распоряжение командования Черноморского флота, запретившее матросам береговых экипажей покидать казармы и участвовать в совместных с рабочими и солдатами митингах. 11 ноября стихийно вспыхнуло восстание. Уже к ночи на 13 ноября власть в городе фактически перешла в руки матросской комиссии - Совета матросских, солдатских и рабочих депутатов. 13 ноября началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Во второй половине дня 14 ноября на «Очаков» прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Легендарный лейтенант Пётр Петрович Шмидт (если не учитывать сочинений революционных баснописцев) в реальности был фигурой жалкой и страшной одновременно.
На "Очакове" и других, примкнувших к мятежу кораблях, были подняты красные флаги. Чтобы привлечь на сторону восставших всю эскадру, Шмидт обошел ее на миноносце «Свирепый». Затем «Свирепый» направился к превращенному в тюрьму транспорту «Прут». Вооруженный отряд матросов во главе со Шмидтом освободил находившихся на судне потемкинцев. К восставшим присоединилась команда «Святого Пантелеймона» (бывший «Потемкин»), но сам броненосец уже не представлял большой военной силы, так как был разоружен еще до начала мятежа. Не получив ответа на ультиматум о сдаче, верные царю войска начали обстрел восставших кораблей. После двухчасового обстрела восставшие сдались. Шмидт вместе с сыном пытался скрыться, но безуспешно.
Личность Шмидта представляет интерес в связи с той ролью, какую он сыграл в мятеже на крейсере «Очаков». Шмидт был превращен большевиками в очередную легенду, хотя он не примыкал ни к одной политической партии ("революционер вне партий").
Пётр Петрович Шмидт (1867-1906) родился в Одессе, в семье потомственного морского офицера. Его отец был героем обороны Севастополя, вице-адмирал и градоначальник Бердянска. Окончив Морской корпус в Петербурге (1886), Шмидт-сын служил на Балтике и на Тихом океане; в 1898 в чине лейтенанта ушёл в запас. Плавал на океанских торговых судах. С началом русско-японской войны Шмидт был мобилизован и назначен старшим офицером на транспорт «Иртыш», но в боевых действиях не участвовал. Перед отправлением русской эскадры на Дальний Восток Шмидт получил 15 суток ареста за неподчинение командиру (по другой версии, за драку). Во время похода после неврастенического припадка вернулся в Россию из Египта. В январе 1905 г. был назначен командиром командиром отряда из двух устаревших миноносцев, базирующихся в Измаиле. Место тихое, должность необременительная, но самостоятельная, так что можно спокойно дожидаться конца войны. Но Шмидту в Измаиле не сидится, он похищает отрядную кассу, в которой всего-то 2,5 тыс. золотых рублей, и отправляется «путешествовать» по югу России. Деньги кончились быстро, и Шмидт сдался властям. На следствии он пытался доказать, что деньги он потерял или их у него украли еще в Измаиле, а в бега подался, опасаясь неприятностей. Дезертирство в военное время - это уже не проступок, а преступление. Дяде пришлось изрядно постараться, чтобы спасти племянника от суда и каторги. Получилось и на этот раз.
Романтичность и авантюризм Шмидта проявились в его личной жизни. Будучи близким к народникам по политическим убеждениям он женится на проститутке. Для него брак с проституткой был своеобразной формой хождения в народ. Одновременно романтичный Шмидт был влюблен в Зинаиду Ризберг, женщину, с которой общался всего 40 минут в поезде.
Шмидт организовал в Севастополе «Союз офицеров - друзей народа». Его манит карьера общественного деятеля. Он увлечённо выступал на многих митингах. 20 октября Шмидт был арестован. Севастопольские рабочие в знак протеста избрали его пожизненным депутатом своего Совета. Через несколько дней Шмидта выпустили, но командование флотом отправило его в отставку.
Когда вспыхнул мятеж, центром которого стал крейсер «Очаков» Шмидт, давно представлявший себя в роли народного лидера, охотно принял предложение возглавить «Очаков», и весь Черноморский флот. Он был настолько уверен в победе, что даже взял с собой на «Очаков» сына. Шмидт полагал, что правительственные войска откажутся стрелять по кораблям, подчиненным такому популярному человеку, как он. Кроме того, он взял в заложники прибывших на "Очаков" офицеров_переговорщиков.
Во время следствия он вёл себя настолько неадекватно, что его психическое здоровье вызвало сомнения. Тем не менее, по решению военно-полевого суда Шмидт был приговорен к расстрелу.

Урок для 9 кл. Учитель Наталевич О. В.

Восстание на ЧФ. П.П.Шмидт


Повторение:

  • Охарактеризуйте обстановку в Севастополе зимой - весной 1905г.
  • Перечислите причины восстания на броненосце «Потёмкин».
  • Кто возглавил восстание?
  • Проследите ход восстания.
  • Оцените результаты восстания.
  • Что такое Булыгинская дума?
  • Охарактеризуйте события октября 1905г в России.
  • Назовите основные положения Манифеста 17 октября.
  • К каким политическим последствиям привёл Манифест? Почему?

1905 года


План урока:

  • П.П. Шмидт – реалист или мечтатель?
  • Ход восстания на крейсере «Очаков».
  • Вооруженное восстание в Севастополе.
  • Результаты восстания.
  • Сформулируйте свои вопросы к уроку.

Севастополь в октябре 1905г

  • Прочитайте п.1 стр.27 – 34.
  • Как реагировала общественность Севастополя на Манифест 17 октября?
  • Какие требования выдвигались 18 – 20 октября?
  • Кто такой П. П. Шмидт?
  • Почему он был арестован?

Митинг

1905 г.


Пётр Петрович Шмидт

  • Родился в Одессе в 1867г.
  • Закончил в 1886г Морской корпус, получил назначение на БФ.
  • Вскоре оставил службу из-за опрометчивого брака.
  • В 1892г вернулся на флот, служил на Тихом океане.
  • В 1898 уходит в отставку.
  • В апреле 1904г вновь призван на военную службу.
  • В феврале 1905 назначен командиром миноносца № 262 ЧФ.
  • В октябре 1905г, за революционные настроения, отстранён от службы, ожидает отставки.
  • Возглавил восстание на крейсере «Очаков».
  • Казнён 6 марта 1906г по приговору военно-морского суда.

Сразу видна натура импульсивная, ищущая, не постоянная. Он не карьерист, но способен на решительные действия и верность своим принципам.


Что говорит нам толковый словарь?

Мечтатель- человек с несбыточными желаниями, придуманными, мнимыми.

Романтик- не стеснённый условными правилами, вольный, свободный.

Реалист- последовательный, требующий во всём вещественного направления, устраняя отвлечённости.

Прагматик- достоверный, основывающийся на деле.

Так каким человеком

был П. П. Шмидт?


  • П. П. Шмидт приобрел авторитет и уважение севастопольцев во время бурных событий октября 1905г. Он проявил себя как убеждённый сторонник революции и хороший оратор.
  • Он считал себя социалистом, надеялся на демократическую республику . Хотел ехать в Москву для участия в политической борьбе. Писал в Одессу революционным массам, и в то же время , горячо отвергал насилие, как средство революционной борьбы.
  • 11 ноября началось восстание на кораблях ЧФ и в сухопутных частях гарнизона.
  • Центром восстания стал крейсер «Очаков». Офицеры покинули корабль. Команда выбрала командиром крейсера старшего баталера кондуктора С. П. Частника и подняла на мачте красный флаг революции.
  • На стихийных митингах нижних чинов решено было сформулировать их общие требования к начальству, и матросы хотели посоветоваться с «революционным офицером».

Действия очень

прагматичны

Команда крейсера

«Очаков»


  • Они пришли к нему на квартиру. Шмидт поздоровался с каждым за руку, усадил за стол в гостиной: все это были знаки невиданного демократизма в отношениях между офицерами и матросами. Ознакомившись с требованиями очаковцев, Петр Петрович посоветовал им не размениваться на мелочи (матросы хотели добиваться улучшения быта, условий службы, увеличения выплат и т.д.). Он рекомендовал им выдвинуть политические требования – тогда к ним прислушаются всерьез, и будет о чем «торговаться» на переговорах с начальством.
  • Прибыв на борт «Очакова», Шмидт собрал команду на шканцах и заявил, что по просьбе общего собрания депутатов принял на себя командование всем Черноморским флотом, о чем приказал немедленно известить срочной телеграммой государя императора. Что и было исполнено.

Несомненно, он демократ

и человек дела


  • Утром 15.11 Шмидт поднял на "Очакове" флажный сигнал "Командую флотом".
  • К полудню в руках восставших было 12 кораблей , экипажи которых насчитывали более 2200 человек (броненосец "Св. Пантелеймон", крейсер "Очаков", минный крейсер "Гридень", минный транспорт "Буг", канонерская лодка "Уралец", эскадренные миноносцы "Заветный" и "Свирепый", миноносцы № 265, 268, 270, учебные суда "Днестр" и "Прут").
  • На мятежных кораблях были подняты красные флаги.
  • Численность восставших на берегу достигла 6 тыс. человек.
  • С "Очакова" была направлена телеграмма царю с требованием немедленно созвать Учредительное собрание и заявлением, что флот перестает повиноваться царскому правительству.

Шмидт действовал как реалист-

прагматик


Планы П. П. Шмидта

Требования и действия

Шмидт требовал, чтобы из Севастополя и из Крыма вообще вывели казачьи части, а также те армейские подразделения, которые остались верны присяге. От возможной атаки с берега он прикрылся, выставив между «Очаковом» и береговыми батареями минный транспорт с полной загрузкой морских мин – любое попадание в эту огромную плавучую бомбу вызвало бы катастрофу, сила взрыва снесла бы часть города, примыкавшую к морю.

  • По словам Шмидта: «захват Севастополя с его арсеналами и складами – только первый шаг, вслед за которым надлежало идти к Перекопу и выстроить там артиллерийские батареи, перекрыть ими дорогу в Крым и тем самым отделить полуостров от России. Далее он намеревался двинуть весь флот на Одессу, высадить десант и взять власть в Одессе, Николаеве и Херсоне. В результате образовывалась бы «Южно-русская социалистическая республика», во главе которой Шмидт видел себя.

Он реалист.

Он мечтатель.


  • Планы Шмидта рухнули уже на следующий день: флот не восстал, с берега подмоги не было, а команда минного транспорта открыла кингстоны и затопила корабль с опасным грузом, оставив «Очаков» под дулами артиллерийских орудий. Канонерская лодка «Терец», которой командовал друг детства Шмидта и его однокашник по училищу, капитан второго ранга Ставраки, перехватила и пустила на дно несколько буксиров с очаковским десантом.

Власти подтянули к Севастополю до 10 тыс. войск, привели в боевую готовность артиллерию всех кораблей и батарей крепости. Восставшим был предъявлен ультиматум о капитуляции, но революционные корабли отвергли его и вступили в неравный бой.


  • «Когда я вступил на палубу «Очакова»…я понимал всю беспомощность крейсера… Но я знал, что не дальше как завтра, будет начата бойня, будет открыт артиллерийский огонь по казармам, знал, что это страшное злодеяние уже подготовлено, что беда неминуемо стрясется и унесет много неповинных жизней… Команда знала от меня что первым условием моего участия в деле было не пролить ни капли крови, и команда сама не хотела крови.
  • Я знаю один закон - закон долга перед родиной, которую вот уже три года заливает русской кровью. Заливает малочисленная преступная группа людей, захватившая власть и отделившая государя от своего народа.»
  • П. П. Шмидт

П. П. Шмидт благородный прагматик –

реалист и мечтатель - романтик,

с честью выполнивший свой долг.


Результаты восстания

  • От огня корабельной и крепостной артиллерии крейсер "Очаков" получил значительные повреждения, многие моряки погибли.
  • Через 1,5 ч боя оставшиеся в живых покинули корабль. П. П. Шмидт с 16-летним сыном и матросами перешел на миноносец № 270 и при высадке на берег был арестован.
  • Обстрел казарм дивизии продолжался вечером и ночью, утром каратели взяли казармы штурмом. Было арестовано свыше 2 тыс. человек.
  • Лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни (расстреляны 06.03. 1906),
  • 14 человек - к бессрочной каторге, 103 человека - к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.

Домашнее задание:

  • Записи в тетради выучить.
  • Прочитать параграф 2.2 «На рубеже веков».

В соответствии с программой возрождения Черноморского военно-морского флота (1895 г.) в России стали строить однотипные бронепалубные крейсеры по нескольким проектам.

Одним из лучших проектов , по единодушному мнению специалистов, считались проекты крейсеров типа Богатырь. Головной корабль серии Богатырь был построен в Германии в 1902 г. В Петербурге, Николаеве и Севастополе были заложены однотипные крейсеры. Наибольшую известность приобрел Очаков , построенный на Казенной верфи г. Севастополя инженером Н. Янковским.

От других проектов и, в частности, от проекта крейсеров типа Аврора корабли типа Богатырь отличались прежде всего более высокой скоростью - 23 уз и количеством орудий главного калибра (двенадцать 152-мм орудий против восьми на крейсерах типа Аврора).


Главные размерения, м. . . 132,Зх16,6x6,3

Т........................ 6 645

Мощность главных двигателей

л. с............................................. 19 500

Скорость, уз............................... 22,7

Чел............................... 570

Мощность паровых машин тройного расширения составляла 19 500 л. с. На Очакове было 16 паровых котлов. Корабль имел три трубы и два гребных винта. Толщина броневой защиты палубы составляла 38 мм, с 75-миллиметровыми скосами.

Орудия главного калибра располагались по два ствола в двух концевых башнях, защищенных 125-миллиметровой броней, а крайние бортовые орудия главного калибра были помещены в казематы, толщина брони которых составляла 78 мм. Кроме того, крейсер был вооружен двенадцатью 75-мм орудиями, двенадцатью орудиями меньшего калибра, а также шестью . Экипаж корабля состоял из 570 человек, в том числе 23 офицера.

Очаков спустили на воду осенью 1902 г. Начались будни достройки корабля на плаву. Работы велись медленно и тянулись до ноября 1905 г.

Время было особенное: приближался период наибольшего подъема Первой русской революции 1905 г. (декабрь 1905 г.). Революционное движение охватило всю страну. Только что прошла Октябрьская всероссийская политическая стачка . Напуганный размахом революционной борьбы царь опубликовал 17 октября 1905 г. манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» , в котором он обещал «даровать» народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.

манифест - это вынужденный ход царского правительства, и призывали народ к продолжению всеобщей забастовки, к подготовке всенародного вооруженного восстания.

События продолжали развиваться. Ширилось стачечное движение, революционные волнения охватили все слои трудового населения России. Революционное движение стало развиваться в царской армии и военно-морском флоте. Стихийные выступления солдат и матросов произошли в Кронштадте и Владивостоке, в Киеве и в

Туркестанском военном округе, но наиболее сильным, ярким, существенно повлиявшим на последующий ход событий, было знаменитое ноябрьское вооруженное восстание 1905 г. в Севастополе.


Прошло всего несколько месяцев с тех пор, как из Румынии перегнали в Россию революционный Потемкин и переименовали его вПантелеймон , и снова восстали матросы на кораблях Черноморского флота Прут, Георгий Победоносец и некоторых других. Царское правительство жестоко покарало повстанцев. 25 августа 46 были казнены руководители восстания на корабле Прут , 3 сентября - руководители восстания наГеоргии Победоносце . Десятки матросов были отправлены на каторгу, сотни брошены в плавучие тюрьмы, стоявшие в Севастопольской бухте.

Однако кровавые репрессии не могли остановить революционного движения матросов, а также солдат Севастопольского гарнизона и портовых рабочих. Назревали новые революционные бои, которые вылились в ноябрьское вооруженное восстание в Севастополе , и в этом восстании нетрудно видеть развитие революционных июньских событий на Черном море.

Среди руководителей ноябрьского восстания были матросы, члены военной организации РСДРП, участвовавшие в подготовке июньского восстания: А. И. Гладков, Р. В. Докукин, В. И. Карнаухов-Краухов и др. И сам план нового одновременного общего восстания полностью совпадал с планом, разработанным «матросской Централкой» перед революционным выступлением Потемкина .

Революционное движение среди матросов, солдат и рабочих усиливалось. Этого не могли не видеть военно-морские власти Черноморского флота. Вице-адмирал Г. П. Чухнин докладывал морскому министру:

«Настроение в командах ненадежное, появились признаки его на Очакове, Пантелеймоне и в дивизии... Ожидаю бунта, нужны крайние меры» (ЦГВИА, ф. 400, д. 21, л. 158).

Но произошло следующее. Так же, как и в июне, план одновременного общего восстания был нарушен стихийным выступлением моряков и солдат.

Поскольку революционные волнения в Севастополе усилились, члены военной организации РСДРП решили 11 ноября вечером устроить митинг, на котором хотели предостеречь солдат и матросов от преждевременного выступления и убедить их лучше подготовиться к восстанию.

Об этом стало известно военно-морским властям, и контр-адмирал С. П. Писаревский решил пойти на провокацию. Он поручил роте матросов дать залп по солдатам учебной команды, которой командовал штабс-капитан Штейн. Далее по сценарию Штейн должен был крикнуть солдатам: «В ружье, в нас стреляют!»-и приказать им открыть огонь по участникам митинга.

Этот разговор случайно услышал молодой матрос из боевой роты. Он застрелил Штейна и ранил С. П. Писаревского. Так стихийно началось знаменитое ноябрьское вооруженное восстание, которое явилось предвестником декабрьского вооруженного выступления в Москве , когда революция 1905 г. достигла наивысшей точки.

В это время Очаков находился в море, куда он вышел 11 ноября для пробы башенных орудий. На его борту 300 рабочих заканчивали достройку корабля. Со стрельб Очаков вернулся в Севастополь в 3 ч дня, когда город уже был охвачен восстанием, и командир приказал никого на берег не отпускать.

За несколько дней до этого 8 ноября на крейсере возник конфликт между матросами и офицерами. Матросы машинной и кочегарной команд требовали улучшения тяжелых условий труда, протестовали против грубости командиров и заявили, что до тех пор, пока не сменят командира капитана II ранга Глизяна и не удовлетворят их требования, они не будут нести службу.

На следующий день матросы, заступившие на вахту, отказались отвечать на приветствие командира. Тогда на Очаков прибыл военно-морской прокурор полковник А. И. Крамаревский, и на его расспросы член корабельной социал-демократической организации машинист А. И. Гладков от имени команды высказал жалобу на грубость командира и плохую пищу.

Когда очаковцы, возвратившись со стрельб 11 ноября, узнали, что в городе началось восстание, волнения на крейсере усилились. Офицеры, выполняя приказ

командования, привели корабельные орудия в небоеспособное состояние, выпустив из компрессоров масло, но матросы потребовали снова залить его, что и было сделано.

На следующее утро на мачте казарм флотской дивизии появились позывные Очакова и сигнал: «Прислать депутатов в казармы». Несмотря на сопротивление командного состава, моряки выбрали депутатами А. И. Гладкова и Р. В. Докукина, и те отправились в казармы.

Вернувшись на корабль, депутаты рассказали о событиях на берегу: об аресте коменданта крепости и командира одной из пехотных дивизий, о митингах и демонстрациях, происходящих в городе. Тут же были зачитаны программные требования, разработанные советом военной организации РСДРП:

1) немедленный созыв Учредительного собрания на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования;

2) введение 8-часового рабочего дня;

3) освобождение политических заключенных;

4) снятие военного положения;

5) вежливое обращение офицеров с нижними чинами;

6) увеличение жалования матросам;

7) уменьшение срока военной службы и т. д.

Узнав, что экипаж Очакова выходит из повиновения, Г. П. Чухнин приказал командиру корабля написать рапорт об увольнении, но моряки Очакова уже примкнули к восстанию. Новый командир М. Скаловский вместе с офицерами под свист и улюлюкание матросов съехали на флагманский броненосец Ростислав . На крейсере Очаков началось восстание.

Чухнин приказал вывести все корабли в море, чтобы удержать экипажи от восстания, а Очаков и Пантелеймон по возможности взорвать.

На следующий день, 14 ноября депутаты с кораблей обратились к морскому офицеру лейтенанту П. П. Шмидту с предложением принять командование крейсером Очаков , а потом и всеми кораблями, которые перейдут на сторону революции.

Что за человек был П. П. Шмидт и почему именно к нему обратились матросы и солдаты в решительный час?

Петр Петрович Шмидт (1867-1906) не принадлежал ни к какой политической партии, но был убежденным революционным демократом, и революционные матросы доверяли ему. В октябре-ноябре 1905 г. П. П. Шмидта знали все революционные матросы, солдаты и рабочие Севастополя: его яркие, искренние речи на митингах и демонстрациях запоминались надолго. П. П. Шмидт был избран пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов. В октябре П. П. Шмидт был арестован, но освобожден по требованию революционных масс Севастополя.

П. П. Шмидт был замечательным капитаном - умелым, знающим, доброжелательным, и попасть к нему на судно считалось большой честью и удачей.

В 1904 г., когда началась война с Японией, П. Г1. Шмидта призвали в военно-морской флот и назначили на транспорт Иртыш , который в составе Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Рожественского следовал на восток. Но Шмидту не довелось стать участником Цусимского боя : в Порт-Саиде его списали по болезни, а когда он выздоровел, то был назначен командиром миноносца № 253 , входившего в состав Черноморской эскадры.

Вот несколько примеров, характеризующих П. П. Шмидта как умелого навигатора и волевого человека.

1903 год. Шмидт - капитан океанского транспорта Диана водоизмещением 800 т. По вине штурмана пароход ноябрьской ночью сел на камни у острова Мен. Начался беспорядок. И тут раздался тихий, но твердый голос Шмидта. Сила его влияния на команду была необыкновенной. Все успокоились. Порядок был восстановлен, экипаж стал работать четко и организованно. Люди знали, что капитану можно верить.

На третий день пароход оказался в опасном положении, и Шмидт приказал покинуть судно. Были спущены шлюпки, все находившиеся на борту без паники заняли места и благополучно достигли берега.

Сам же Шмидт остался на пароходе и пробыл на нем 16, суток, пока 14 декабря Диану не сняли с камней. Возвратясь домой, он употребил все свое влияние и энергию, чтобы защитить проштрафившегося штурмана, заявив: «Я капитан - значит, я один и виновен».

1904 г. Шмидт - старший офицер на транспорте Иртыш . Корабль стоял в порту Либава, когда был получен приказ немедленно сняться с якоря и следовать в Ревель на императорский смотр. Иртыш выводили два буксира. Нужно было сделать крутой поворот. Стали разворачиваться, но этот маневр был выполнен настолько неудачно, что в результате сильного порыва ветра буксирный трос лопнул, и транспорт понесло на берег. Начальник порта, командовавший буксирами, растерялся. Командир

Иртыша тоже. И тогда старший офицер П. П. Шмидт перевел обе ручки машинного телеграфа, и обе паровые машины отработали «Полный назад». Затем спокойным, уверенным голосом он начал отдавать приказания, исправляя ошибку маневра. Через несколько минут корабль остановился, - опасность миновала.

1904 год. Транспорт Иртыш стоит в Либаве. Получен приказ срочно принять уголь для эскадры вице-адмирала Рожественского и через три дня выйти в Порт-Саид.

Измученные матросы работали дни и ночи, но погрузить за трое суток 8000 т угля было немыслимо. И тогда командир на исходе третьего дня приказывает своему старшему офицеру Шмидту прекратить погрузку и создать видимость того, что судно загружено, - заполнить цистерны двойного дна забортной водой.

И случилось невероятное. Образцовый лейтенант Шмидт... отказывается выполнить приказ: эскадра ждет не морскую воду, а уголь. И уголь был принят полностью - все 8000 т, и только после этого судно отошло от причала.

18 октября 1905 г. Севастополь. Первый день после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 г. У тюрьмы - огромный митинг. И вдруг по безоружной толпе царские солдаты открывают огонь. Восемь человек убито, много ранено. 20 октября на похоронах убитых с горячей речью выступает лейтенант П. П. Шмидт, только что выбранный депутатом городской думы. От имени многотысячной толпы П. П. Шмидт поклялся, что борьба за свободу, за благо неимущего люда будет продолжаться (ЦГИАМ, ф. 1166, on . II, ед. хр/66).

В тот же день «красного лейтенанта» арестовали и две недели продержали под стражей. Благодарные рабочие заочно избрали Шмидта пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов, и узнав об этом, Шмидт сказал:

«Они никогда не пожалеют, что выбрали меня пожизненным депутатом. О, я сумею умереть за них».

4 ноября, после того как в газетах Севастополя были опубликованы протесты за тысячами подписей, Шмидта выпустили из-под стражи. Так нужно ли удивляться, что именно к Шмидту пришли представители военных моряков с просьбой стать во главе восстания?

А о последующих событиях говорит сам Шмидт в своей речи на суде :

«Когда я вступил на палубу Очакова , то, конечно, с полной ясностью понимал всю беспомощность этого крейсера... без артиллерии, так как имелось всего две рукоятки от 6-дюймовых орудий, остальные орудия действовать не могли. Я понимал всю беспомощность крейсера, неспособного даже к самообороне, а не только к наступательным действиям » .

Очаков превратился в штаб-квартиру. Шмидт хотел захватить флагманский корабль Ростислав , надеясь, что как флагман, он сможет вызвать офицеров эскадры и арестовать их. Кроме того, он намеревался освободить с плавучей тюрьмы Прут арестованных потемкинцев.

Вечером 14 ноября матросы флотской дивизии пробрались в порт, захватили ряд мелких судов, немного оружия, ударники, снятые офицерами с орудийПантелеймона , арестовали часть офицеров. Но захватить главные склады оружия и добыть.ударники от орудий других кораблей матросы не смогли.

15 ноября Шмидт поднял на Очакове флаг: «Командую флотом» . На миноносце Свирепый лейтенант обошел всю эскадру, призывая экипажи присоединиться к восстанию. Одним из первых выступил на борьбу с царизмом броненосецПантелеймон . Даже под новым именем и с новым экипажем корабль остался верен своим революционным традициям. ЗаПантелеймоном под знамя борьбы стал учебный корабль Днестр , минный крейсер Гридень , канонерская лодка Уралец , несколько миноносцев - всего 14 кораблей с экипажем около 1500 человек.

На броненосцахРостислав, Синоп, Двенадцать Апостолов и других кораблях, стоявших на рейде, раздавались приветственные возгласы матросов и взвивались красные флаги, но их тотчас спускали по приказу командиров. На некоторых кораблях матросов на верхней палубе вообще не было: их загнали в жилые палубы, а вместо них на палубе стояли офицеры и кондукторы, враждебно встретившие Шмидта.

Однако сочувствуя восставшим, команды большинства кораблей не решались на активные выступления. Отсутствие решительных и смелых руководителей,

медлительность восставших, а также колебания среди самих команд привели к тому, что большинство крупных кораблей эскадры не присоединились к восставшим.

Затем миноносец Свирепый по приказу Шмидта направился к плавучей тюрьме Прут , на котором томились моряки Потемкина , осужденные после июньского восстания на броненосце. Потемкинцы были освобождены, а офицеры Прута арестованы и доставлены на Очаков . Чтобы увеличить число заложников, восставшие на катерах

подошли к Пантелеймону и арестовали офицеров, которых также доставили на Очаков .

Между тем правительство готовило кровавую расправу. Опытный усмиритель мятежей генерал А. Н. Меллер-Закомельский стянул вокруг восставших кораблей

правительственную эскадру, а против сухопутных революционных войск выставил 10-тысячную армию. Стволы корабельных и береговых орудий были направлены

против Очакова и других кораблей, поднявших красные флаги.

Во втором часу дня 15 ноября Меллер-Закомельский отдал приказ открыть орудийный, пулеметный и ружейный огонь по кораблям, стоявшим под красными флагами, а также пулеметный огонь по шлюпкам, поддерживающим связь с революционными кораблями. Канонерская лодка Терец , с которой предусмотрительно были удалены все матросы (их заменили офицерами), обстреляла катер, перевозивший продовольствие для революционных кораблей. Катер пошел ко дну, а на нем был еще другой груз, гораздо важнее продовольствия, - ударники для орудий броненосца Пантелеймон .

Начался артиллерийский обстрел казарм и судов, стоявших на малом рейде. Тогда от Очакова отделился миноносец Свирепый с приготовленными к бою минными аппаратами. По приказу Шмидта миноносец Свирепый под командованием машинного квартирмейстера броненосца Пантелеймон большевика Ивана Сиротенко пошел в атаку на броненосцы Ростислав иПамять Меркурия . По миноносцу тотчас открыли огонь броненосцы Ростислав, Сакен и Память Меркурия . Свирепый отстреливался, не спуская красного флага, пока у него не были снесены все надстройки. Сам Иван Сиротенко погиб в этом бою как герой.

С Ростислава и двух других броненосцев, а также с береговых батарей начался ураганный обстрел Очакова .

Когда начался обстрел восставших кораблей, минный транспорт Буг стоял в Южной бухте. На борту его находилось 300 боевых мин, и поэтому, опасаясь, что при попадании снаряда произойдет взрыв, моряки открыли кингстоны и затопили Буг вместе с его страшным грузом (телеграмма А. В. Каульбарса Николаю II 149, с. 163]).

Версия, приведенная в повести К. Паустовского «Черное море» о том, что Шмидт хотел поставить Буг около Очакова , чтобы предотвратить артиллерийский обстрел, документально не подтверждается.

Главные силы огня карателей были сосредоточены на Очакове , его обстреливали мощные орудия флагманского корабля Ростислав и орудия крепостных батарей. Очаков долго мужественно защищался, но, исчерпав силы, вынужден был спустить красный флаг.

Мы переходим к основной причине поражения восстания - неподготовленности восстания, недостаточной организованности революционных масс, т. е. к отсутствию четких планов действий, отсутствию опытных и решительных руководителей.

Революционных матросов поддержали рабочие Севастопольского порта, солдаты некоторых воинских подразделений. Но в решительный момент восстания солдаты Севастопольского гарнизона не присоединились к восставшим, позволили себя обмануть, и многие из них по приказу своих офицеров и генералов направили против

революционных матросов и рабочих артиллерийские орудия и винтовки.

Характерный эпизод произошел на одной из береговых батарей. Солдаты первоначально отказались стрелять по восставшим, и тогда по батарее был произведен провокационный выстрел. Снаряд убил двух человек, и офицеры убедили артиллеристов, что выстрел был произведен с крейсера Очаков . После этого орудия батареи открыли огонь по Очакову и другим восставшим кораблям .

Аналогичная картина наблюдалась и на многих кораблях Черноморской эскадры, на которых командование силой или хитростью сумело заставить матросов стрелять по своим братьям.

В результате соотношение сил оказалось явно не в пользу восставших: 14 кораблей, большей частью с орудиями, неспособными вести огонь, и 1500 человек, против 22 кораблей и 6000 человек.

Готовились к выступлению рабочие, но все они были очень плохо вооружены и еще хуже организованы. Давая оценку деятельности Одесского комитета РСДРП во время июньских событий в Одессе и революционного выступления броненосца Потемкин , В. И. Ленин отметил, что комитет «был страшно слаб перед великими задачами» (Ленинский сборник, XXVI. 1934, с. 433).

То же самое можно сказать и о деятельности Севастопольского комитета РСДРП. Ко времени ноябрьского выступления многие руководители Севастопольской

организации РСДРП были арестованы или казнены, на смену им пришли другие, менее опытные руководители; в комитете усилилось влияние меньшевиков, захвативших командные посты в социал-демократической организации города после массовых провалов в октябре 1905 г. Все это затруднило выработку четкой большевистской линии в момент подготовки и проведения восстания.

Революционные моряки не имели хорошо продуманного плана действий и боевого революционного штаба. Меньшевики из Крымского союза РСДРП и Севастопольской военной организации РСДРП, стремясь избежать вооруженного восстания, хотели придать движению характер мирной стачки. Восстание вспыхнуло стихийно, и так как оно не было подготовлено, большевики не смогли придать ему организованный и наступательный характер. Восставшие смело вступали в вооруженные схватки с

правительственными войсками, но в целом их действия носили оборонительный характер.

Используя это, военное начальство сумело удержать на своей стороне значительную часть солдат Севастопольского гарнизона и быстро подтянуть подкрепления.

После того как восставшие спустили красный флаг, каратели два с половиной часа расстреливали Очаков с кораблей и с береговых батарей Десятки снарядов впивались в борта и надстройки крейсера. Вскоре из средней части корпуса клубами пошел дым. Снаряд разорвался в машинном отделении, и начался пожар. Моряки (а их было на крейсере около 400 человек) стали бросаться в воду, многие из них сгорели живьем, а спасавшихся людей расстреливали с берега каратели

Меллер-Закомельского.

Сколько очаковцев погибло в ту ночь, - до сих пор неизвестно. Меллер-Закомельский в своем рапорте царю называл совершенно неверную цифру - всего восемь

убитых и 15 сгоревших, что, естественно, было неуклюжей попыткой скрыть истинную картину расправы. В письме С. П. Частника, расстрелянного вместе с П. П. Шмидтом, говорится о четырехстах жизнях (ЦГАКА, ф. 32620, он. 3, д. 430, ч. II, л. 433).

Более точно оценить число погибших можно исходя из следующих рассуждений. Как мы знаем, в ту страшную ночь на крейсере находилось около 400 человек. Перед царским судом предстало всего 39 очаковцев. Даже если допустить, что нескольким десяткам моряков удалось достичь берега и скрыться, истинное число жертв расстрела восставшего корабля огромно: свыше 300 человек. Таким образом, это была одна из самых массовых кровавых расправ за всю историю революционного движения на

русском военно-морском флоте.

Расстрел Очакова видел своими глазами великий русский писатель А. И. Куприн . Он описал последние минуты восстания ":

«...Три четверти гигантского крейсера - сплошное пламя. Остается целым только кусочек корабельного носа, и в него уперлись неподвижно лучами своих прожекторов Ростислав, Три Святителя, Двенадцать Апостолов...

Никогда, вероятно, до самой смерти не забуду я этой черной воды и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осужденного вместе с сотнями человеческих жизней на смерть...

...Стало тихо, до ужаса тихо. Тогда мы услыхали, что оттуда, среди мрака и тишины ночи, несется протяжный высокий крик:

- Бра-а-а-тцы!

...Стала лопаться раскаленная броня с ее стальными заклепками. Это было похоже на ряд частых выстрелов...».

После того, как статья «События в Севастополе», содержащая этот отрывок, была опубликована в газете, вице-адмирал Чухнин выслал А. И. Куприна из Севастополя в 48 ч, а в апреле 1906 г. Куприну по этому же вопросу пришлось предстать перед Петербургским окружным судом по статье 1535 «За клевету в печати». Писатель был наказан всего лишь 10-дневным домашним арестом, но наказание могло быть суровее, если бы власти знали, что в ту страшную ночь А. И. Куприн помог группе спасшихся матросов с Очакова укрыться на виноградниках своего друга композитора П. И. Бларамберга.

Раненный в ногу П. П. Шмидт одним из последних покинул крейсер и был схвачен карателями. Три с половиной месяца его держали в полутемном сыром каземате на острове Морской батареи в ожидании суда.

«Обо всем, что я сделал, - не жалею, - сказал в своем последнем слове на суде П. П. Шмидт. - Считаю, что поступил так, как должен был поступить каждый честный человек... Я знаю, что столб, у которого встану я принять смерть, будет водружен на грани двух разных исторических эпох нашей родины. Позади за спиной у меня останутся народные страдания и потрясения тяжелых лет, а впереди я буду видеть молодую, обновленную счастливую Россию».

Николай II торопил морского министра закончить дело «красного лейтенанта». Поэтому из нескольких сотен подсудимых выбрали группу «главных зачинщиков» во главе с П. П. Шмидтом. Четыре человека: лейтенант П. П. Шмидт, кондуктор С. П. Частник, машинист А. И. Гладков и комендор Н. Г. Антоненко были приговорены к смертной казни.

Сохранились письма, которые П. П. Шмидт писал перед казнью своим близким. Письма раскрывают П. П. Шмидта как нравственно высокого человека.

Ранним утром 6 марта 1906 г. на остров Березань доставили П. П. Шмидта и его товарищей, приговоренных к расстрелу. Очаковские рыбаки наотрез отказались дать лодки царским жандармам: «Для подлого дела лодок у нас нет».

Стрелять по революционерам приказали сорока матросам канонерской лодки Терец . Позади них с винтовками наперевес стояли солдаты, так что если бы кто-нибудь из моряков отказался стрелять, его бы тут же убили пулей в спину. Некоторые матросы, приводившие приговор в исполнение, рыдали. П. П. Шмидт и его товарищи держались очень мужественно.

Весть о казни распространилась с молниеносной быстротой. На остров стали приезжать на рыбацких лодках жители Очакова и других близлежащих городов и сел. Тогда власти запретили посещать остров, а могилу сравняли с землей.

И только в 1917 г. прах героев был перенесен с острова Березань в Севастополь.

Не пощадило царское правосудие и других участников Севастопольского восстания: несколько сотен моряков и солдат отправили на каторгу, в ссылку, в арестантские роты. В память о жестокой расправе с восставшими на стенке набережной Приморского бульвара в Севастополе висит мраморная доска: «Здесь 28 ноября (15 ноября по старому стилю - С. Б.) 1905 г. царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера Очаков».

Выгоревший корпус Очакова долго стоял у достроечного причала. Царское правительство приказало переименовать крейсер, и он был зачислен в списки русского флота как Кагул.

Имя Очаков крейсеру возвратили только после февральской революции 1917 г., но ненадолго. Во время интервенции оккупанты захватили корабль и назвали его именем генерала-вешателя Л. Г. Корнилова. А в 1920 г. Врангель увел крейсер в тунисский порт Бизерту.

В двадцатых годах во Франции пришел к власти Левый блок и изъявил согласие возвратить Советскому Союзу корабли так называемой «Бизертской эскадры» , включая Очаков .

В конце 1924 г. крупнейший ученый-кораблестроитель, будущий академик А. Н. Крылов в составе специальной комиссии прибыл в Бизерту. Комиссия осмотрела угнанные корабли Черноморского военно-морского флота. В своих воспоминаниях А. Н. Крылов пишет:

«Был подан паровой катер, и мы отправились для осмотра судов. Ближайшим был Корнилов, бывший Очаков, старый крейсер; его осмотр продолжался недолго, ибо наша комиссия решила, что вести его в Черное море нет надобности, а надо продать на слом».

Так решилась судьба прославленного корабля.

Для нас крейсер Очаков - один из первых кораблей революции, и наш народ чтит память о восставших матросах и о лейтенанте П. П. Шмидте. В Ленинграде мост через Неву, около которого в ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 г. стоял продолжатель революционной борьбы Очакова - крейсер Аврора , носит имя лейтенанта Шмидта, замечательного человека, погибшего за революцию.


Примечания:

Лейтенант П. П. Шмидт. Воспоминания сестры. Петроград, 1923, с. 42.

ЦГИАМ, ф. 1160, ед. хр. 100, on . 1, 1906.

Старшим офицером на Тереце был М. М. Ставраки, который впоследствии руководил расстрелом Шмидта и его товарищей.

В журнале «Правовая жизнь» (1906 г., № 1, с. 35) недвусмысленно указывалось, что Очаков имел очень плохой, непрочный корпус, заклепка была самая небрежная и над строителями Очакова велось негласное следствие.

Это серьезное обвинение нельзя считать доказанным, однако военно-морское руководство Черноморского флота с первых же дней Севастопольского вооруженного восстания стремилось уничтожить корабль. Именно такое предложение было высказано в рапорте А. Н. Меллер-Закомельского вице-адмиралу Г. П. Чухнину (ЦГИАМ, ф. 54Л, д. 548, л. 6-11) и самим Чухниным на собрании офицеров эскадры (ЦГИАМ, ф. ДП, 1905, д. 1667, л. 252-257).

Остров, который некогда славяне называли Буяном, сейчас носит другое имя - Березань. Он находится недалеко от города Очакова. На самой высокой точке острова стоит необычный памятник в виде трехкрылого паруса. Это памятник подвигу лейтенанта Шмидта и его товарищей.



error: Контент защищен !!