Молодежная антарктическая станция. Научные станции в антарктиде

Л.И.Дубровин
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин

Антарктический метеорологический центр Молодежная.
Главная база Советской антарктической экспедиции находится в западной части Земли Эндерби, на южном берегу залива Алашеева моря Космонавтов.
Научный поселок расположен в небольшом прибрежном оазисе (холмы Тала), в 0,5 - 0,6 км от побережья. Окрестности представляют собой холмистую местность с грядами свободных ото льда и снега горных пород, разобщенных заснеженными впадинами.
К югу от поселка, раскинувшегося на площади около 1 км, высота поверхности ледникового покрова увеличивается и на расстоянии 10 км от берега моря составляет около 500 м.
На территории оазиса много озер. Одно из них, Лагерное, служит источником водоснабжения поселка.
Климат в районе Молодежной, как и в районе Мирного, характеризуется отрицательной температурой воздуха в течение почти всего года, а также частыми сильными ветрами и ураганами. Средняя годовая температура воздуха - 11 "С, минимальная - 42 "С, максимальная 9 "С.
Средняя годовая скорость ветра 10 м/с, максимальная - более 40 м/с. Полярная ночь длится полмесяца, с 15 по 30 июня, а полярный день - почти полтора месяца, с начала декабря до середины января.
Большую часть года море Космонавтов в районе Молодежной покрыто льдом. К концу зимы кромка припая находится почти в 100 км от берега.
В районе станции обычно много айсбергов.
Советские исследователи впервые увидели суровые берега Земли Эндерби в 1957 г., когда здесь появилось экспедиционное судно 2-й САЭ дизель-электроход. Под руководством О. А. Борщевского с борта были выполнены маршрутная аэрофотосъемка и гидрографический промер.
В результате этих работ на карте появились такие объекты, как залив Алашеева, бухта Хмары, полуостров Сакеллари, залив Лена и др. Позднее полуостров, располагающийся западнее бухты Фрит, на северной оконечности которого чернеют хорошо видные из Молодежной холмы Свиридова, был назван именем Борщевского.
6 марта 1961 г. по пути со станции Лазарев в Мирный в залив Алашеева зашел дизель-электроход. Была спущена моторная шлюпка, и группа участников 5-й и 6-й САЭ во главе с начальником 5-й САЭ Е. С. Короткевичем направилась к берегу, чтобы осмотреть место, намеченное для
строительства новой советской научной антарктической станции. Рекогносцировочная группа убедилась, что в этом районе имеются все необходимые условия для создания новой станции, т. е. свободные от ледникового покрова участки для размещения научного поселка, невысокий ледяной барьер, пригодный для швартовки и разгрузки экспедиционных судов, озера пресной воды для водоснабжения, ровные площадки для оборудования взлетно-посадочных полос и условия для безопасного прохода в глубь материка для будущих санногусеничных поездов.
12 января 1962 г. в заливе Алашеева снова появился дизель-электроход. На берег высадились геолого-геодезический отряд во главе с Л. В. Климовым, а также небольшая группа под руководством опытного полярника В. С. Сидорова, которая приступила к строительству станции.
23 февраля над новой станцией был поднят государственный флаг Советского Союза.
Первые сделали все возможное, чтобы подготовиться к наступающей зиме, и выразили горячее желание остаться на зимовку и продолжить научные наблюдения, однако новая станция была все же еще плохо оборудована и снабжена и ее пришлось временно законсервировать.
21 марта геологи и группа В. С. Сидорова отправились на родину.
Сезонными отрядами 7-й САЭ в тот год были выполнены аэрофотосъемочные, геологические, гравиметрические, астрономо-геодезические и гидрографические работы в районе новой станции. По материалам аэрофотосъемки и наземных астрономо-геодезических и гидрографических работ были составлены новые карты, на которых появились гора Городкова, мыс Гранат, остров Дубинина и другие географические,объекты.
14 января 1963 г. станция была расконсервирована и на ней стали выполняться систематические круглогодичные научные наблюдения. В 1964 г. на станции Молодежная началось интенсивное строительство, поскольку впоследствии она должна была заменить обсерваторию Мирный.
Станция постепенно расширялась, оборудовалась новейшими средствами научных исследований, использовалась как база для полевых маршрутных работ в прилегающих и континентальных районах Восточной Антарктиды.
В начале 1966 г. на Молодежной было закончено строительство нефтебазы. 3 марта сюда подошел танкер. Доставленное им топливо было слито в цистерны станции. С этого времени она снабжается топливом с помощью танкеров.
24 декабря 1970 г. Молодежная превратилась в советский антарктический метеорологический центр - главную базу Советских антарктических экспедиций. Начиная с 16-й САЭ, которую возглавлял И. Г. Петров, руководители зимовочных экспедиций стали являться и начальниками АМЦ Молодежная. В 70-е годы АМЦ Молодежная стала наиболее крупным населенным пунктом и научно-исследовательским центром на всем Антарктическом материке. Сооружения главной базы САЭ раскинулись на территории площадью более 1 км~.
В центральной части поселка, расположенной на сравнительно ровной каменистой площадке между озером Лагерным и бухтой Опасной, проходит улица М, Сомова. Находящиеся на этой улице жилые дома, кают- компания, здание вычислительного центра, баня-прачечная й другие служебные помещения поставлены на свайный фундамент.
Южнее, на вершине возвышающейся над поселком сопки Озерной, оборудована станция ракетного зондирования атмосферы, а на высоком крутом берегу озера Лагерного - приемная радиостанция. В северной части поселка, на расстоянии около 0,5 км от улицы Сомова, находятся передающая радиостанция, гараж с мастерской и электростанция, на которой установлены четыре дизель-генератора мощностью 320 кВт каждый.
У горы Вечерней, километрах в пятнадцати к востоку от Молодежной, построена выносная база, где размещается персонал, обслуживающий аэродром. Из наземного транспорта на Молодежной имеются гусеничные тягачи и вездеходы, тракторы, бульдозеры, а также машины и оборудование для выравнивания снежной поверхности и другие механизмы.
На главной базе Советских антарктических экспедиций выполняются океанологические, гляциологические и биологические наблюдения, а также полный комплекс аэрометеорологических и геофизических наблюдений (в частности, ракетное зондирование метеорных следов и др.), ведутся медицинские исследования.
С целью выявления условий для создания снежных аэродромов и искусственных ледяных причалов широко развернуты исследования по инженерной гляциологии. Кроме того, здесь осуществляются сбор и первичная обработка метеорологической информации, поступающей со всех советских антарктических станций, и оперативное научное обслуживание судов и самолетов, которые работают в Антарктике.


Фотографии из личного архива участника 17 САЭ на станции "Молодежная" Юрия Бабаева:
(Прислал сын - Бабаев Валерий)





Станция Молодёжная..

Гора Вечерняя и домики строителей аэродрома.Взлетно-посадочная полоса уникальная. С помощью специальных дорожных катков строители укатывали снег и получился твёрдый слой снега, позволяющий произвести посадку самолёта на колёсном шасси.
Отыскать подходящее для аэродрома место в Антарктиде чрезвычайно трудно. С одной стороны, его нужно строить поближе к научной станции, чтобы обеспечить надежную наземную связь. С другой - не следует удаляться и от берега, куда подходят морские корабли. Хотелось бы, чтобы естественный рельеф в какой-то мере отвечал термину «аэродром». Полосу сделали на леднике покрытым снегом, а ледник постоянно сползает в океан и её каждый год приходилось переносить назад на купол. Полоса, на которую садились в первом полёте сползла на 120 метров к океану.
- Рейс из Москвы в Антарктиду понадобился нам не для установления каких-либо рекордов, - говорил заместитель министра гражданской авиации СССР Б.Д.Грубий, технический руководитель перелета. - Перед нами поставили задачу: наладить четкую оперативную связь с шестым континентом, чтобы доставка полярников в Антарктиду занимала два-три дня вместо нескольких месяцев утомительного плавания…
Оставалось подобрать подходящий лайнер с приемлемой дальностью полетов и взлетным весом в пределах 70 т. Этим требованиям отвечал серийный турбовинтовой Ил-18Д, а первым командиром экипажа, совершивший посадку на снежный аэродром станции Молодёжная, стал Анатолий Николаевич Денисов из Московского аэропорта Внуково. И остался, наконец, «пустяк» - построить на ледяном куполе далекого континента аэродром, полоса которого не промялась бы под колесами «Ильюшина».

Знаменитый столб.
Именно для проведения научных экспериментов наш Ил-18Д и слетал к Южному географическому полюсу. Перед вылетом приехали учёные и начали пристраивать приборы. Где взять питание? Где можно подключиться к антене? Хотели произвести сьёмку местности с Ил-18Д и на обратном пути выяснилось,что выполненая сьёмка равна сьёмке на Ил-14 за пол года.

О чем говорят эти эпизоды? Во-первых, об исключительно важной роли авиации в работе антарктических экспедиций. Крылатые машины доставляют необходимые грузы зимовщикам, ведут ледовую разведку в прибрежных районах, с борта самолета ведется аэрофотосъемка и аэромагнитная съемка. Авиация помогает геологам, геофизикам, гляциологам. Перечень этих работ, конечно не полный.
Этот беспримерный в истории освоения шестого континента рейс был организован Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, в ведении которого находятся советские антарктические станции и Министерством Гражданской авиации. С учетом всех полетов в небе Антарктиды и возвращения на Родину общий налет «Ильюшина» в ходе экспедиции составил 45 тыс. 660 км

Честно признаюсь, что написание данной части далось нелегко. Отчасти потому, что в большой бочке мёда появилась ложка дёгтя. Хотелось бы в эпиграфе написать, как это часто определяют " все персонажи вымышлены, все совпадения случайны", но, к сожалению, всё это реальность.

Сказать, что я волновался когда мы летели на Молодёжку, это значит ничего не сказать. Стало понятно, что это точка невозврата. Вот сейчас уйдет судно и ты остаёшься совсем один на краю Земли. Рядом 10 человек и груз ответственности за здоровье этих людей полностью ложится на твои плечи.Пока в Антарктиде лето, есть возможность эвакуации, а что будет потом...

5 1

Забегая вперёд, скажу, что с началом зимовки на Новолазаревской, когда улетает последний самолёт и "Фёдоров" берёт курс на Питер в течении ближайших 9 -ти месяцев помощи ждать неоткуда. Был опыт, накопленный в ISOS, но здесь было совершенно другое. Как было сказано в документальном фильме, в космос летают чаще. И это правда. Случись что, космонавта с орбиты снимут Здесь же ни одно транспортное средство в Антарктиду не доберётся. Но с другой стороны, ты же знал на что подписывался. Но всё это было где-то там, далеко, пока не стало конкретной реальностью.

Немного истории освоения Антарктиды. На тот момент это была 56-ая Российская Антарктическая Экспедиция, а это значит, что пятый континент осваивался, в начале Советским Союзом, когда экспедиции назывались САЭ, а впоследствии и Россией, в общей сложности в течении 56-ти лет..

Станция Беллинсгаузен работает с 1968 года, Восток с 1957, Мирный с 1956 года,Прогресс с 1988, с перерывом с 2000 до 2003-го, станция Новолазаревская с 1961-го. Молодёжная просуществовала с 1962 по 1999-ый год. Две станции на сегодняшний день полностью законсервированы. Это Ленинградская, время работы 1971-1991 года и станция Русская 1980-1990 плюс Дружная 1987-1995 года.

Если исходить из того, что на каждой станции работали по два врача, то произведя нехитрые математические расчёты, получается что врачей за всё время освоения Антарктиды, на момент моего прибытия, было около 600. Не то чтобы я, спрыгивая с вертолёта на землю самого отдалённого континента, вспоминал слова Нила Армстронга, понимая, что до меня здесь уже побывали тысячи человек. Но мысль что я один из такого ничтожно малого количества из многомиллионной когорты врачей, всё-таки, заставляло собой гордиться.


2 0


3 0

В этих красивых бочках было топливо для самолёта, что нас должен был забрать с Молодёжки. Мы их ещё потом перевозили на купол (обязательно объясню, что я имею в виду).

В тот же день некоторые товарищи, что прилетели вместе с нами, улетели назад. Полярники с белорусской станции попросили нас помочь им в спасении техники и тоже улетели. Мы остались одни. На календаре было 19 декабря 2010 года


3 0


3 0

3 0

2 0

4 0

Первые минуты в Антарктиде


2 0

Станция Молодёжная в своё время была крупнейшей станцией, её называли столицей Советской Антарктиды На зимовке количество работников доходило до 150 человек, а в сезон до 500. Станция имела свой аэродром, диспетчерский пункт, нефтебазу, склад под ракеты, запускающие зонды в атмосферу, целый дом был отдан под медпункт и, если вы посмотрите на фото, то это небольшой посёлок.


1 0


3 1


3 1

А вот что осталось от былого величия. Пять самолётов навеки застыли в снегу и льдах пятого континента.


4 0


3 0


4 2

Большинство строений выглядят таким образом.


2 0

Относительно недавно, в 1999, году станция была законсервирована, зимовки там не проводятся. А вот на сезон приезжают каждый год. Заводят дизель генератор и живут 2 месяца, тем самым определяя геополитическое присутствие России в данном регионе.

Недавно прозвучало заявление со стороны руководство РАЭ, что в ближайшее время собираются реанимировать станцию. Честно скажу, сомневаюсь. Учитывая, что организация далеко не богатая, вернуть всё на круги своя,будет непросто. А это, как вы понимаете, стоит очень и очень дорого.

Полностью пригодны для жилья в настоящее время на Молодёжке только два здания. Пригодны в том плане, что там есть электричество, а значит свет и тепло. 9 человек расселились в одном доме, два гидробиолога во втором


2 1


1 0

Интересно, какого года обои в моей комнате?


4 0


4 0


4 0

Повар готовил, механики занимался техникой, главный механик ДЭС и моторист несли по очереди вахту около дизель генератора. Что не мудрено. Топливо это жизнь в Антарктиде и работа такого важного агрегата требует круглосуточного наблюдения. Наши учёные занимались своими исследованиями. А что делать доктору? Я дежурил по кухне первое время, пока всё не устаканилось,и не был составлен график дежурств. Дежурили все, за исключением начальника станции, мотористов и механиков.

В свободные дни от дежурств по кухни я вместе с механиком ездил за водой на вездеходе к ближайшему водозабору. Кстати, освоил вождение на вездеходе


2 0


4 0

Относительно недалеко от Молодёжки располагалась первая белорусская антарктическая станция. Они тогда только начинали осваиваться. Это сейчас уже, как я слышал,у них станция построена, а тогда они хранили свою немногочисленную технику на Молодёжке. Вот, в частности, такую.


4 0

Кроме того, на хранении оставались два импортных снегохода. Они стояли в деревянном помещении по типу гаражного. Но за предыдущие 9 месяцев безмолвия, ворота в гараже подорвались и два снегохода были похоронены под 3 метровым слоем снега. И просьба белорусов сводилась к тому, чтобы мы их оттуда достали и определили в место понадёжнее до следующего года. Надо сказать, что ветра в Антарктиде такие, что неплотно прикрытое окно в транспортном средстве, ма-а-ааленькая щель, за ночь пропустит столько снега в кабину, сколько может поместиться, заполняя до миллиметра всё свободное пространство и при этом ещё и спрессует. А тут вместо ворот....


4 0

В Антарктиде влажность 30 % и поэтому на солнце, при отсутствии ветра и температуре 0 и даже минус 1 комфортно даже в футболке. Но очки рекомендовалось носить всегда. Были случаи, когда из-за повышенного ультрафиолета и белоснежного покрова вокруг, дело заканчивалось отслоением сетчатки. Снег, который мы выбрасывали наружу гаража, таял очень быстро. Справившись со снегом, надо было вызволять снегоходы из ледяного плена. Примёрзли они к полу конкретно. Но день за днём мы с этой задачей справились. Поставили на них заряженные аккумуляторы, и каждый из них завёлся, как говорится, с пол тыка. Техника внушала уважение.


1 0

4 0

2 0


1 0

3 0

Приходилось отпаривать технику кипятком


2 0


2 0


3 0

Обнаружил на станции хлебопечь и инструкцию к ней. Решил попробовать. Получилось хорошо, но только пока свежий. Ребята прозвали мой хлеб «докторский».

Перед Новым Годом меня позвал к себе начальник станции. После ежедневной планёрки по рации с " Фёдоровым", который курсировал вдоль Антарктиды,выяснилась следующая ситуация. Мне предложили поменять место дислокации. Отправиться вторым врачом на станцию " Восток". Одного из докторов вывезли со станции по медицинским показаниям. Не то чтобы обрадовался такому сценарию, но я так мечтал о работе на " Востоке", а по распределению попал на "Новолазаревскую". Сердце радостно забилось, готово было выскочить из груди. Но, как граф Калиостро,заставил его урезать ритм. Урезалось.

Здесь я вынужден вернуться к началу экспедиции. Как писал выше,доктора собирали аптеку на свои станции. Выяснилось, не только на свои. Надо было пройти курс молодого бойца и мы втроём, те кто первый раз шли в Антарктиду собирали аптеку на все станции. Я и два молодых доктора-анестезиолог и хирург,что шли на станцию "Восток". Остальные шли уже не в первый раз и это было не царским делом.сапоги шить. Такая традиция, ничего не попишешь. Они даже на корабле не шли. Доктор с " Беллинсгаузена" летел на самолёте через Чили, остальные должны были присоединиться к нам в Кейптауне, так же,прилетев на самолёте.

На судне нас селили в каюты по территориальному признаку. Как правило, все шли с теми, с кем в дальнейшем будут работать на станции. Меня поселили с новолазаревцами, ну и так далее. И надо же такому случиться, что в каюте с двумя докторами с " Востока" шёл один из полярников, уже не в первый раз идущий в Антарктиду. И этот полярник по пути до Бременхафена позволил себя расслабиться в плане "дружбы с зелёным змием". Нет, он не падал с верхней полки, его не рвало на соседа, он просто выпивал. Надо сказать, что весь корабль на тот момент занимался тем же. Не смею судить, но каждый переживает долгую разлуку с домом по своему, а поверьте она долгая. Кто знает, что человек оставляет дома, какие мысли роются в его голове.

Вспоминаю, когда в 1994-ом я второй раз уходил в море из Мурманска на досыл, на плавбазу, на учебном судне " Борис Сафонов" . К нам в каюту со стоматологом заглянул капитан и, пахнув свежачком, попросил: "Ребята,на судне 176 человек, будьте вы двое хотя бы трезвыми на отходе". Вот такие дела.

Но нашла коса на камень. Доктор хирург обращается к начальнику экспедиции с решением вопроса о списании данного товарища из зимовочного состава. Все обращения к совести, что-де побойся Бога, человек 4-ый раз идёт на зимовку,успеха не принесли. Коллега настаивал, что если не будет вынесено решение, будет обращаться непосредственно к руководству института Арктики и Антарктики. Деваться некуда, и товарищ из Бременхафена уезжает домой.

На следующий день я разговариваю с одним из бывалых "восточников".Оказывается, каждый раз на отходе одна и та же картина. Но, прибыв на станцию,данный специалист, не то что не употребляет спиртное, которое полагается каждому полярнику, но и пиво, положенное по субботам в баню, отдаёт товарищам.То есть, всю зимовку ведёт абсолютно трезвый образ жизни. Но вот в это раз не повезло оказаться с таким правильным, принципиальным товарищем в одной каюте.Возмущённый донельзя действиями коллеги, за ужином, прилюдно, я выдал доктору, что молодой щенок слишком много на себя взял, в свою первую экспедицию, решая судьбу человека, трижды отработавшего в Антарктиде, и закончил свою гневную тираду, обозвав поборника прав за трезвый образ жизни,чудаком на букву М.

Кто-то скажет, грубо и некрасиво. Соглашусь и нет.. Спустя столько лет, мне абсолютно не стыдно за свой поступок. Постарайтесь меня понять. Я нахожусь на корабле с полярниками, кто третий, четвёртый а кто и пятый-шестой раз зимовали в Антарктиде. Эти люди вершили историю пятого континента. Я, взрослый мужик слушал истории о зимовках, открыв рот. По сути, боготворил их,"нормальных психов". А тут,какой-то первоходок выносит свой приговор, пользуясь положением. Кстати, мой "диагноз" впоследствии оказался верным. Я общался потом с"восточниками". А вот то,что я до сих пор поддерживаю тёплые отношения со своими зимовщиками, может о многом сказать.

Почему решился рассказать об этом случае.

Во-первых, не хочу показаться всем добрым и пушистым. Я такой же как и вы все из мышц и сухожилий, со своими тараканами в голове и скелетами в шкафу. Работа в стационаре, по вахтам и особенно на скорой, и всё это с людьми, научила давать адекватные оценки происходящего. Нет, грубияном я никогда не был. Больше того, могу сказать, что до сих пор на откровенное хамство в свой адрес теряюсь и не знаю, что ответить.Но стараюсь всегда стоять за справедливость.

Во вторых, было бы неправильно представить всю поездку в розовом цвете и восторженных откликах. Так или иначе, в любом предприятии возникают шороховатости в плане человеческих отношений. И умолчав о них, рассказ получился бы неполным. и нечестным.

Как-то так повелось по жизни, что самые нетерпимые к выпивающим людям, с кем мне приходилось встречаться, это бывшие алкоголики. Упаси Бог, никого не хочу обидеть, это моё личное мнение. ИМХО. Выпив свою цистерну и потом,в силу различных причин, а это как правило медицинских-перенесённый инфаркт, язва желудка или того хуже, цирроз печени, начинают поучать окружающих, как это плохо пить. Я к тому, что принципиальный коллега, в силу возраста, 34 года, ни как не мог быть из бывших,хотя кто его знает. Но что-то у него по жизни явно не складывалось.Мужик должен быть мужиком, а не следовать на поводу своих амбиций.

Но вернёмся к нашим баранам. У анестезиолога на "Востоке" случилась проблема с зубом. Ох уж эти зубы!!! И доктор хирург что-то там неудачно сделал. Анестезиолога снимают со станции и везут на "Фёдоров". На судне, умудрённый сединами, судовой врач, удаляет зуб, что и надо было сделать первоначально. И тут доктора перемыкает-он ни в какую не хочет возвращаться на " Восток". О причинах такого поступках не знаю, могу только догадываться. И говорит, что мол погорячился, верните меня в Питер. Возникает вопрос о втором докторе на станцию и моя кандидатура оказывается единственной.

Ритм сердца урезался и надо было принимать решение.Решение пришло очень быстро. Два хирурга на станции без анестезиолога это нонсенс. Какой мне смысл ехать вторым хирургом. В плане ассистентов всегда можно"намыть" на операцию кого-нибудь из числа, кто крови не боится, а что делать двум хирургам на одной станции? И дело было даже не в том, что у нас с оставшимся на" Востоке" хирургом не сложились психологические отношения. Не смотря на всю мою идиосинкразию, если бы он был анестезиологом, положа руку на сердце,я бы никогда не оставил 10 полярников без медицинской помощи. Но здесь своё присутствие считал абсолютно лишним и отказался.

Незаметно подошёл Новый Год. Решено было отметить праздник шашлыками. Я с удовольствием взялся за это дело. Во–первых, я люблю готовить, и именно мясо. А во вторых, не хвастаясь, я очень хорошо готовлю шашлык. С душой. Но на станции не было шампуров. Мы с гидробиологами нашли толстый алюминиевый лист, нарезали из него полосок, обточили, заточили их на станке, завернули тыловую часть и получили прекрасные шампуры.

4 0


4 0

Новый Год встречали при параде.


4 0


3 0

Выбрались с ребятами прогуляться. Вдоль побережья тянется мыс Гранат. Название получил от камня, что здесь раньше находили и, говорят, приличных размеров. Сейчас же под ногами лежали множество камней с мельчайшими вкраплениями граната.


3 0


4 1


3 0


3 0


2 0

Перед отходом " Фёдорова" из Питера, встретился со своим другом. " Привези мне камень из Антарктиды"-попросил он тогда. " А почему камень? " " А что ты ещё можешь привезти? " Я задумался....а, правда, что? Но когда под ногами была такая красота, сомнения отпали. Привёз и другу и у меня на стеллаже хранится пара камней, частички пятого континента

С одной стороны мыс пологий. Мы подошли к его основанию и увидели пингвинов аделей. Те, в свою очередь, кинулись к нам навстречу полюбопытствовать, что за звери…или люди…какие там мысли в этих маленьких головёнках. Но стоило подойти поближе, отошли на безопасное расстояние. Над пингвинами крутился баклан, высматривая жертву. Но пингвинячьи глазки смотрели внимательно.


2 1


5 0


4 0


5 0

Стали подниматься на мыс. Ветер создавал причудливые природные монументы


4 1


4 0


4 1

0 0

Я однозначно считал и считаю, что любая трагическая смерть, а особенно героическая, во все времена, как правило, была результатом чьего-то раздолбайства. Разумеется, в русском языке есть более жёсткий синоним данного действия и он более правильно и чётко, на мой взгляд, подчёркивает ситуацию. Затрудняюсь даже сказать, есть ли его аналог в иностранных языках. Но получив хорошее воспитание в семье офицеров, лучше его употреблять не буду.

Предвижу возмущение со стороны читателей. Но я же сказал, как правило . Разумеется, из этого списка выпадают события в боевых действиях. Достаточно взять любую войну или гибель сотрудников правоохранительных органов в мирное время. Об этом даже и говорить кощунственно. Хотя…

История знает случаи, когда по ошибке или незнанию обстановки и даже, собственных амбиций и наконец (не могу отделаться от этого ёмкого слова) решение командира приводило к массовой гибели личного состава. Тем, кто увлекается историей Второй мировой войны, я бы посоветовал посмотреть 96 –ти серийный документальный фильм « Вторая мировая война - День за днём» режиссёра Виктора Правдюка. Считаю, что на сегодняшний день, это лучшее детальное освящение самой страшной войны за всю историю человечества. Больше чем уверен, что откроете для себя много нового. Как эпизод из фильма… Я глубоко уважаю Георгия Константиновича Жукова, но его разговор с Эйзенхауэром в освобождённом Берлине наводит на неприятные мысли. Посмотрите, не пожалеете. И потом, всем известная « 9 рота», неужели это вымысел режиссёра?

И даже, если написанное выше, не является исторической правдой, (оставим это на совести тех, кто нам эту информацию преподал), то кто сможет оспорить следующие реальные факты нашего времени.

Вернёмся к героизму и что ему предшествовало. В армии, на учениях, офицер накрывает своим телом гранату, выпавшую из рук новобранца с сорванной чекой. Офицер героически погибает, спасая окружающих. А как назвать того, кто эту гранату уронил? Пожарный, спасая людей из пожара, сам сгорает в огне. А однозначно есть тот, единственный, из-за кого эта трагедия и случилась. И таких примеров можно привести тысячу и за ними будут стоять конкретные люди. А если взять просто трагедию по вине другого, то любое ДТП будет лучшим примером.

Я к тому, что в могилах на станции Молодёжная нашли свой вечный приют полярники, ушедшие, по большей части, не от естественных причин но и героев там нет. Поэтому, на основании вышесказанного, о том, кто покоится в саркофагах, промолчу по этическим соображениям. Скажу лишь только, что было время, когда полярники подписывали бумагу, что в случае смерти не возражают против похорон в Антарктиде.


3 1

2 0


3 0

Не знаю, приходилось ли вам попадать в следующую ситуацию по жизни.

Представьте, что тебя на праздник приглашает твой знакомый, товарищ, друг. На празднике присутствуют ЕГО товарищи, которых ты видел, раз или два и даже знаешь о них понаслышке. И когда все, по выражению моего любимого Владимира Семёновича Высоцкого, сидят за «растерзанным, выпитым и съеденным столом» одному из таких приглашённых очень хочется поговорить. Тебя выбирают в качестве объекта БОЛЬШОЕ УХО и начинается разговор. Нет, это не разговор, не диалог, это МОНОЛОГ. В монологе всё, что накипело за последние дни, месяцы и даже годы. Причём, говорят не только о себе, а приплетают в разговор Петю, Ваню, Машу, которых ты до сегодняшнего дня не только не знал и не видел никогда, но даже и не предполагал об их существовании в этом грешном мире. Уже забыта первоначальная тема разговора и всё больше ты узнаёшь об этих персонажах, с отчествами, фамилиями и ещё множеством других подробностей. Заканчивается это на минорной ноте: « А Петька, гад, на мою жинку глаз клал!!!» При этих словах, зал обводиться мутным взглядом в поисках эфемерного Петручи, который вот-вот должен материализоваться из клубов сигаретного дыма, как джин из кувшина и тут-то он по полной и получит.

В процессе монолога неотступно преследует первая мысль: « Я этих людей отродясь не видел и мне неинтересно о них слушать». Но в силу природной вежливости продолжаешь внимать пьяному разговору. После минорного завершения появляется тревога: « А что в подсознании у твоего визави?» Может сейчас лицо ненавистного Петьки непостижимым образом наложится на твоё и после криков « Попался, гадюка!» тебе предстоит общение в приёмном покое родной больницы с коллегами травматологами, со следами насилия на лице.

Конечно, в настоящее время, будучи уже взрослыми у нас есть друзья, с которыми мы дружим семьями. Все давно перезнакомились, общаемся прекрасно. Но, ещё с тех, относительно, молодых лет, я сделал для себя один важный вывод. Никогда не говорить о людях, о которых не знает мой собеседник. Именно поэтому, я стараюсь в своих рассказах, где присутствует много персонажей, по минимуму называть их именами. И только в том случае, если того требует повествовательная канва. Правомочно считаю, что лишняя личная информация моему читателю неинтересна.Но одного человека я всё-таки обозначу в своём рассказе. Это будет ниже и объясню почему.

Незаметно пролетел январь. Мы стали готовиться к закрытию станции, а так же надо было обеспечить самолёту, что увезёт нас на Новолазаревскую, мягкую посадку и топливо.

Продолжение следует...

14 января 2003 года исполняется 40 лет со дня открытия на побережье Восточной Антарктиды /Земля Эндерби/ советской научной станции "Молодежная", долгие годы считавшейся "столицей" советских, а после 1991 года - российских полярников.

Станция имела более 70 различных сооружений /в т.ч. жилые дома, научные лаборатории и павильоны, мощный радиоцентр, электростанцию, станцию ракетного зондирования атмосферы, склады, топливную базу/, располагавшихся на свободном ото льда грунте в небольшом прибрежном антарктическом оазисе на берегу залива Алашеева /море Космонавтов/.

Комплекс работ, проводимых на главной базе отечественной науки на шестом континенте, был весьма обширен и включал ледовую разведку и составление карт ледовой обстановки, прибрежные снегомерные и ледовые наблюдения, метеорологический мониторинг и многое другое.

Несмотря на то, что "Молодежная" расположена в сравнительно мягких климатических условиях /минимальная температура составляет минус 15 градусов по Цельсию, максимальная - плюс семь, в отличие от станции "Восток", где 21 июля 1983 года была зафиксирована рекордно низкая температура на поверхности Земли - минус 89,2 градуса/, выдержать их под силу далеко не каждому. Так, по словам многих участников экспедиций, "зимой дует такой ветер, что на ногах устоять просто невозможно". Помимо этого, было установлено, что даже в таком щадящем температурном режиме человеку противопоказано проживание в Антарктиде более пяти лет ввиду сильнейшего ослабления иммунной системы организма.

С именем станции связаны многие рекорды и достижения. Так, 10 февраля 1980 года по маршруту Москва-"Молодежная" состоялся авиаперелет на самолете Ил-18Д: экипажи Е.Бунчина и А.Денисова преодолели расстояние в 16 тысяч километров за 26 летных часов.

44-я научная экспедиция под руководством Леонида Сергеевича Алексеева на "Молодежной" оказалась последней: 9 июля 1999 года флаг РФ на станции был приспущен, после чего зимовочный состав отбыл на судне "Академик Федоров", а сама станция была законсервирована. По данным на конец 2001 года, в Антарктиде остались всего четыре станции и две базы, принадлежащие РФ, в то время как, например, США располагали тремя стационарными базами и 18 сезонными.

В настоящее время "столицей" российских полярных исследователей является станция "Прогресс", однако это не решает того большого количества проблем, которые связаны с изучением южного континента. Одна только "консервация" "Молодежной" включала, в частности, демонтаж оборудования и доставку его на новое место, постановку жилого фонда и коммуникационных систем на хранение, а также утилизацию /в соответствии с международными Конвенцией по охране среды обитания и Протоколом об охране окружающей среды/ различного рода мусора и отходов.

Так, одна из действующих российских станций - "Беллинсгаузен" - перешла на работу в сезонном режиме; всего же на трех оставшихся станциях в зимний период остаются порядка 100 человек.

Существует и ряд технических вопросов, препятствующих оптимальному ведению научных исследований и прочих работ, как, например, замена устаревшего оборудования на современное и экологически чистое и модернизация и пополнение авиационного парка /российскую полярную авиацию составляют преимущественно легкие самолеты/.

На судне "Академик Федоров" отправляются домой. В этом году ученые исследовали антарктические камни. В них в условиях вечной мерзлоты живут уникальные микроорганизмы.

Станция Молодежная — в прошлом Советская антарктическая столица. Центральная улица носит имя Михаила Сомова. В советские годы здесь могло зимовать около 150 человек. Теперь же это — только сезонная база. И она будет закрыта до следующего антарктического лета.

"Молодежка" поражает размахом: всего здесь сохранилось около 70 сооружений - технических, научных, жилых. Они раскиданы вокруг на километр. Здесь был огромный аэродром, пункт запуска метеоракет для изучения верхних слоев атмосферы. Одних только радистов здесь было несколько десятков. А всего в сезон на "Молодежке" собиралось пятьсот человек. Объем продуктов на такое количество людей не помещался ни в какие холодильники. Для хранения в скале были вырублены специальные склады - горизонтальные шахты глубиной около 30 метров. Теперь про них напоминает только буква "М" - подарок строителей, профессиональных проходчиков Ленинградского метрополитена.

В 1999 году станция была закрыта. Финансирование экспедиции резко сократилось, и содержать такую мощную структуру стало не по карману. У начальника станции Владимира Киселева — огромный полярный стаж. На его глазах "Молодежка" еще была южной столицей, он присутствовал и при ее закрытии, и вот уже одиннадцатую экспедицию руководит базой во время сезона.

Сезон - это три месяца антарктического лета. На 16 человек вполне хватает пары домов и кают-компании. В этот раз отремонтировали крыши зданий, полностью привели в порядок один жилой дом. Многие постройки в этом сезоне пришлось буквально спасать от воды. Здания стоят в многометровых сугробах и летом под ними вытаивают целые котлованы. Если воду не откачать, то зимой она замерзнет. Фундамент просто разорветЮ и здание погибнет.

С 2007 года, шестой сезон подряд, вместе с российскими полярниками здесь работает Белорусская антарктическая экспедиция. В этом году — в составе трех человек: биолог, специалист по исследованию атмосферы и начальник базы. "Наша основная задача - стать полноправным членом Договора об Антарктике, в перспективе — получить статус консультативной стороны Договора", — говорит начальник Белорусской антарктической экспедиции Алексей Гайдашов.

В этом сезоне совместными усилиями полярникам удалось реализовать обширную научную программу - в том числе, по исследованию почв. Почвой в Антарктиде оказались даже скалы - почвовед Андрей Долгих ищет микроорганизмы, которые живут внутри камней. "Суровые условия Антарктиды приводят к тому, что жизнь вынуждена находить свои экологические ниши, где она может выживать. Водоросли, различные бактерии, лишайники - вся эта система функционирует внутри камня", — рассказывает он.

Антарктический сезон на Молодежной завершен. Техника закрыта в гараже, окна заколочены, на дверях - замки. За полярниками пришло судно "Академик Федоров", а провожать их на вертолетную площадку вышли постоянные местные жители - пингвины.



error: Контент защищен !!