Конспект урока литературы на тему «А. де Сент-Экзюпери

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)




















1 из 19

Презентация на тему: Любовь в жизни Ильи Ильича Обломов (роман «Обломов»)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Любовь в жизни Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Ольга Ильинская Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 4

Описание слайда:

Восприятие девушки в обществе Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

№ слайда 5

Описание слайда:

Любовь в понятии Ольги Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

№ слайда 6

Описание слайда:

Чувства к Обломову Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

№ слайда 9

Описание слайда:

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Ольга и Штольц Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Психологический портрет героини «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

№ слайда 13

Описание слайда:

Пробуждение чувств Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

№ слайда 14

Описание слайда:

Пшеницына и Обломов Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

№ слайда 18

Описание слайда:

После смерти Обломова У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сведения о презентации Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове.

Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве».

Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни?

Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?»

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и послушания

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни- покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей.

Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара — слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

- Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Ребята, есть вопросы к выступающему?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Вывод: Захар -верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей.

Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

- "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Гончаров сказал: «Любовь движет ми­ром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.

Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею мож­но объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Лю­бовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совер­шать прекрасные поступки.

Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой иде­ал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любов­ных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.

Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот дея­тельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, добро­ту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей заба­вой, тем более что Обломов прямо на гла­зах начинает возрождаться. Он и сам жи­вет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи­лись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, само­уверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотвер­женной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начи­нает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажет­ся, причина в том, что оба любили создан­ный ими образ, а не конкретного челове­ка. Илья Ильич понял это и в письме к Оль­ге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность лю­бить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, да­же просто в слезах или истерических при­падках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Пого­дите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, ка­кой он есть на самом деле, а свое творе­ние, то, что могло получиться потом, в бу­дущем. А Обломов? Он вернулся к преж­ней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Оль­ги, ему бы и в голову не пришло помес­тить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдли­вой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в со­стоянии покоя, никогда не поймет дея­тельную натуру Ольги.

Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного че­ловека. Любовь изменила и Ольгу. Пер­вым это заметил Штольц. «Как она созре­ла, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фра­зах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недо­сказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противо­речия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счаст­лив в браке. Он добился, чего хотел, и на­шел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Об­ломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к зна­ниям. Но в душу Ольги закрадываются со­мнения, ей кажется, что чего-то в ее жиз­ни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятель­ную натуру Штольца.

Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и не­заметно. Лежа на диване, видя перед со­бой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отлич­ная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него со­хранились с детства. С того самого мо­мента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вер­нуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяй­ка сама идет на жертвы во имя этой люб­ви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных пред­чувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечи­мую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании че­ловека, которого можно бы было предан­но любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и от­лично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Об­ломов, только бы барин ни в чем не нуж­дался. Такая любовь очень похожа на ма­теринскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.

В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже на­шли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринима­ет как должное и счастлива.

Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Сча­стлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всеце­ло заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.

Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

Цели урока .

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
    4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
    5. Развивать творческие способности.
    6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.
    2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

    1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
    2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания "Ассоциативные ряды",

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова "Обломов".

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова ).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа . (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, - М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, - М.: Вако, 2005 г.

"Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

Коротко о романе

Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

Любовь к Ольге

Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

Настоящая ли это любовь

Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

Любовь Ольги

Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

Конец романа

Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

Новая возлюбленная

С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

Новая Обломовка

Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

Любовь Пшеницыной

А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

Новые чувства

Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

Мнение Андрея Штольца

Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

Илья Ильич о жизни Штольца

В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

Брак Штольца и Ольги

Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

Внутренний мир Ольги

Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

След в душе Ольги

Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

Ильи Ильича

Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

Роль любви в жизни героя

Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.



error: Контент защищен !!