Итоги правления василия шуйского кратко. После свержения василия шуйского власть перешла

Личность В.И. Шуйского

Василий Шуйский родился в $1552$ году в семье князя Ивана Шуйского . Шуйские являлись Рюриковичами суздальско-нижегородской ветви.

Возвышение князя началось в конце правления Ивана Грозного. При дворе находились также и братья Василия – Иван Пуговка , Андрей , Дмитрий .

После смерти Ивана Грозного царем стал слабоумный Федор Иванович . Среди всех ветвей Рюриковичей Шуйские были старейшими, поэтому имели больше шансов на воцарение. Но на тот момент уже активно действовал в свою пользу Борис Годунов . Шуйские подверглись преследованиям. Андрей Иванович и Иван Петрович были сосланы, оба вскоре были убиты. Василий Иванович на момент репрессий уже находился в ссылке, в Галиче.

В $1591$ году умер царевич Дмитрий . Тогда же Борис Годунов вернул Шуйских в Москву. Но Василию Шуйскому было запрещено жениться и, соответственно, продолжать род Шуйских. Расследование обстоятельств смерти царевича Годунов поручил комиссии под руководством Василия Шуйского. После «Угличского дела» Шуйского ввели в Боярскую думу.

Василий Шуйский и Лжедмитрий I

    В $1603$ году появился Лжедмитрий I . Василий Иванович объяснял народу, что царевич погиб и похоронен в Угличе.

    В начале $1605$ года Василий Иванович стал командующим войск, двинутых против Лжедмитрия I. Результат победы в битве у Добрыничей в январе $1605$ года был намеренно не закреплен: Василий знал об ухудшении позиции царя Бориса.

    В мае $1605$ года Бориса Годунова отравили. Василий Шуйский стал основным кандидатом на престол в боярской среде. Однако позиции Лжедмитрия были сильнее, народ его принял. Поэтому после приезда самозванца в Москву Шуйского приговорили к казни, но в последний момент Лжедмитрий заменил ее ссылкой, а вскоре, и вовсе вернул князя ко двору.

Падение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского

Самозванец царствовал недолго. Его преклонение перед Европой и, в частности, Польшей, вызывало сильное раздражение в Москве. На свадьбе с Мариной Мнишек в июне $1606$ года было множество поляков, они вели себя крайне развязно.

$17$ мая $1606$ года Василий Шуйский с вооруженными людьми вошел в Кремль, а народ уже громил поляков по всей Москве. Князь призвал изгнать самозванца, который в итоге был убит разъяренной толпой.

Через пару дней Шуйского избрали царем в ходе «выкрикивания» его имени. Он дал крестоцеловальную запись, обещая не творить беззакония; по тексту гарантировалось в первую очередь соблюдение интересов боярства.

Правление Василия Шуйского

Шуйский перенес останки царевич Дмитрия в Москву. Затем заменил патриарха, избранного Лжедмитрием, на Гермогена .

У Василия Шуйского были враги, которые вслед за сторонниками Лжедмитрия начали распространять слухи, что он спасся. Начались волнения, крупнейшее из которых – восстание Ивана Болотникова .

Вслед за восстанием Болотникова появился Лжедмитрий II . Он дошел до подмосковного Тушино и встал там лагерем. Войска «тушинского вора» грабили и разоряли земли по большей части европейской России. Лжедмитрию II помогали поляки, поэтому Василий Шуйский заключил союз с их противником – Швецией. В ответ на это Сигизмунд III отозвал от Лжедмитрия войска, так как лично объявил России войну.

Вскоре тушинский лагерь был разбит талантливым племянником Василия Михаилом Скопиным-Шуйским . После снятия осады с Москвы его даже предлагали сделать царем вместо Василия, но он отказался.

Такие идеи не понравились Василию Шуйскому, и вскоре после пира Михаил заболел и умер. Отравление окончательно сгубило авторитет Василия Шуйского.

Замечание 1

Кроме того, от подошедших к Москве поляков во главе с гетманом Жолкевским , некому было отбиваться. В этих условиях противники Шуйского дворяне Ляпуновы подняли Москву на восстание. $17$ июля $1610$ года Василию Шуйскому пришлось сойти с престола. Затем он был насильно пострижен в монахи.

Власть перешла к «Семибоярщине » . Они не могли отражать атаку поляков, поэтому согласились передать трон королевичу Владиславу .

Гетман Жолкевский передал Василия Шуйского в качестве пленника королю Сигизмунду. Василий Шуйский был заключен в Гостынском замке , где и скончался в $1612$ году.

Царь Василий Шуйский

На южных окраинах России переворот, совершённый в Москве Василием Шуйским, вызвал сильное недовольство. Демократические начала в этих местах были развиты сильнее, чем в центре страны. Население на южных рубежах наполовину состояло из казаков. Продолжая верить, что Лжедмитрий был «народным царём», казаки, горожане и мелкое дворянство видели в Шуйском ставленника враждебного класса бояр. Сосланный Шуйским в Путивль за преданность самозванцу князь Григорий Шаховской стал распространять там слухи, что Лжедмитрий I не был убит в Москве, а вновь чудесно спасся. Путивль восстал против Шуйского. К начавшемуся бунту примкнул и воевода соседнего Чернигова Телятевский. Брожения против Шуйского начались и в Москве. Их исподволь раздували некоторые бояре, мечтавшие перехватить престол у Василия.

На юге мятежники собрали целую армию. Во главе неё с согласия Телятевского и Шаховского стал Иван Болотников . Человек дерзкий и много повидавший, Болотников провёл немало лет в татарско-турецком плену, бывал в Западной Европе и теперь уверял, что за границей виделся со спасшимся Дмитрием. С 1300 казаков Болотников разгромил под Кромами 5-тысячную рать Шуйского, и к восстанию быстро примкнула вся южная половина России: города Венев, Тула, Кашира, Калуга, Орёл, Астрахань. Дворяне Ляпуновы подняли против Василия Шуйского всю Рязанскую область.

Осенью 1606 войско Болотникова пошло на Москву «возвращать престол царевичу Дмитрию». На столицу двинулись и рязанские отряды Ляпуновых. 2 декабря Болотников вступил в подмосковное село Коломенское, но здесь силы восставших раскололись. В войске Болотникова на первое место выдвинулась беднота, разбойный класс и прочие общественные отбросы. Эти люди страшно бесчинствовали, грабили всех подряд, водворяя повсюду кровавую анархию. Дворянские ополчения Ляпуновых, ужаснувшись деяниями своих первоначальных союзников, решили порвать с ними и во имя восстановления порядка соединиться с Василием Шуйским. Дворянские отряды покинули Болотникова и перешли в Москву к Шуйскому, хотя их вожди продолжали недолюбливать боярского царя. Болотников, отогнанный от столицы юным племянником Шуйского, Михаилом Скопиным, отступил в Калугу, где его осадил князь Мстиславский.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1606-1610).

Князь Василий Иванович Шуйский родился в 1552 году в семье боярина князя Ивана Андреевича Шуйского (около 1533-1573). Он являлся потомком князей Суздальских и Нижегородских и вел свой род от Андрея Ярославича, младшего брата .

В молодые годы В. И. Шуйский служил при дворе , в 1580 году был дружкой царя на его последней свадьбе. В 1581-1582 годах стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу от возможного нападения крымского хана.

Боярин (с 1584 года) князь В. И. Шуйский принял активное участие в борьбе придворных партий после смерти . Он выступал противником , шурина царя , постепенно захватывавшего в свои руки реальные рычаги управления государством. В 1587 году князь подвергся опале, но был быстро прощен и вернулся ко двору.

В мае 1591 года В. И. Шуйский был отправлен в для ведения следствия о загадочной смерти царевича . Следствие подтвердило, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Однако и современники, и потомки подозревали В. И. Шуйского в сокрытии истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди Бориса Годунова, а князь сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со стороны царя. В народе верили, что В. И. Шуйский единственный, кто знает правду об углической трагедии.

В 1596 году В. И. Шуйский направлялся воеводой с полком правой руки «по крымским вестем» в .

В 1598 году, после смерти царя Федора I Ивановича - последнего Рюриковича на русском престоле, - В. И. Шуйский по знатности своего рода и по близости к пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. После избрания на царство Бориса Годунова князь постоянно находился под подозрением в нелояльности, неоднократно удалялся от двора, но неизменно возвращался.

В начале 1605 года В. И. Шуйский активно участвовал в военных действиях против . После смерти Бориса Годунова князь был отозван в .

В июне 1605 года В. И. Шуйский перешел на сторону Лжедмитрия I. Не дожидаясь приезда нового государя в Москву, князь вместе с братьями выехали к нему навстречу. Самозванец принял их в , поначалу говорил с ними сухо, но потом простил.

Вскоре князь возглавил заговор против Лжедмитрия I, был приговорен к смерти, затем помилован и сослан, но в конце 1605 года был вновь возвращен ко двору.

В мае 1606 года, опираясь на дворцовую и церковную знать, верхушку провинциального дворянства западных и центральных уездов и крупное купечество, В. И. Шуйский снова возглавил заговор против Лжедмитрия I. В ходе восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит заговорщиками, а 19 мая группа приверженцев В. И. Шуйского «выкрикнула» его царем.

В. И. Шуйский дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. 1 (10) июня 1606 года Василий IV Шуйский венчался на царство в Московского Кремля. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх - бывший казанский митрополит , известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедмитрия I.

Первым публичным актом царя Василия IV Шуйского стало перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича в Москву. В Углич был направлен ростовский митрополит . 3 июня 1606 года мощи Дмитрия Ивановича были привезены и выставлены в Московского Кремля. Его убийцей официально был объявлен Борис Годунов. Этим жестом царь стремился подчеркнуть, что и Лжедмитрий I, и те, кто надеялся последовать его примеру - самозванцы. Однако этой мерой уже нельзя было уже остановить начинавшуюся смуту.

Начавшаяся Смута превратила недолгое царствование Василия IV Шуйского в постоянные войны с И. И. Болотниковым, дворянскими ополчениями братьев Ляпуновых, боярским сыном И. Пашковым. Пытаясь привлечь на свою сторону феодальную верхушку, царь издал Уложение 9 марта 1607 года, по которому срок сыска беглых крестьян составлял 15 лет, а сами крестьяне принадлежали тем, за кем были записаны в 1590-х годах. Но и эта мера не привела к желаемому результату.

В 1607 году новый самозванец - - начал наступление на Москву. Он захватил огромные территории и обосновался в подмосковном селе Тушине (ныне в черте города Москвы). Для борьбы с ним Василий IV Шуйский решил опереться на помощь шведского короля Карла IX. В 1609 году царь отказался от претензий на прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Ливонскому ордену, уступил Швеции город Корелу, дал разрешение на хождение шведских денег в Московском государстве, а также принял на себя обязательства содержать шведские войска.

Племяннику Василия IV Шуйского , способному полководцу, во главе русско-шведской армии удалось установить контроль правительства над северными областями страны. Многие начала видеть в нем преемника престарелого и бездетного царя. Однако внезапная смерть М. В. Скопина-Шуйского, в которой сразу же стали обвинять Василия IV Шуйского, лишила царя и этой опоры.

В сентябре 1609 года началась открытая польская интервенция. Польский король осадил . 24 июня 1610 года русско-шведские войска Василия IV Шуйского были разгромлены гетманом С. Жолковским в битве под селом под .

Слабость Василия IV Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 (27) июля 1610 года он был низложен боярами, насильно пострижен в монахи и заточен в Чудов монастырь. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформировано боярское правительство, вошедшее в историю под именем «Семибоярщины». Его члены согласились на избрание русским царем польского королевича , сына Сигизмунда III.

В сентябре 1610 года В. И. Шуйский (как мирянин, а не как монах) был выдан польскому Гетману С. Жолкевскому, который в октябре вывез его вместе с братьями под , а позднее в Польшу. В. И. Шуйский скончался 12 (22) сентября 1612 года, находясь в заключении в Гостынском замке.

В 1635 году по просьбе царя останки В. И. Шуйского были возвращены в и погребены в усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.



error: Контент защищен !!