Базовые потребности человека. Зрелый возраст

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания:

1.тепло,

2.защита,

3.пища,

4.безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей:

5. в стимулах и поглаживаниях;

6. любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе;

7. самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»);

8. уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям;

9. в духовном развитии.

Проблема неудовлетворённых потребностей связана с тем, что многие люди в детстве жили в семьях, где их права были подавлены. Где им запрещали (разными способами) требовать для себя всего необходимого. Где родители не умели научить ребёнка одновременной дисциплине, правильному (ограждающему от опасностей и деструктивного поведения в отношении своего тела, своего будущего, других людей и окружающего мира) самоограничению и удовлетворению своих потребностей (в том числе утверждению своих прав). Правильные ограничения воспринимались ребёнком как запрет проявлять себя вообще (в том числе просить, говорить о потребностях).
Кроме того, в каждом из нас уживаются разные по характеру и жизненной позиции эго-состояния. Поведение, склонности одних эго-состояний могут конфликтовать с поведением и склонностями других эго-состояний. Так что, в одних эго-состояниях мы повреждаем себя, тогда как в других испуганы за своё здоровье и будущее. Более того, те эго-состояния, которые имеют вредные привычки, отчаянно сопротивляются осознанию человеком (исполнительной частью личности) своих потребностей. Потому что это приведёт к новым правилам и этому эго-состоянию придётся подчиниться новой дисциплине. Это сопротивление имеет много уловок. Например, некоторые люди философствуют о том, что все их привычки, даже вредные, — это их индивидуальность, что эти привычки зачем-то нужны и если человек откажется от них, то «потеряет» себя.
В этом случае нам необходимо независимое решение – решение из Взрослого эго-состояния.

Для начала человеку необходимо решение о том, что у него есть эти девять потребностей.

Затем составить план удовлетворения каждой потребности. Вторым взрослым решением о потребностях должно быть решение о том, что человек будет делать для удовлетворения каждой потребности. И выполнять это решение независимо от внутреннего состояния.

1. Потребность в тепле. Это потребность в телесном температурном комфорте. Многие взрослые люди, как это ни странно, не умеют одеваться по погоде. Я часто вижу, как люди съёживаются от холода, идут по улице быстро, напряжённо, стараясь поскорее оказаться в помещении. Или, наоборот, потеют и мокнут, так что от них неприятно пахнет. При этом им самим некомфортно. Они делают себя неприятными для других, реализуя тем самым неосознанную сценарную установку «Не будь близким». Таким людям нужно осознать и научиться правильно удовлетворять потребность в тепле. Т.е. одевать себя так, чтобы не терять комфорт.

2. Потребность в защите. Эту потребность в детстве удовлетворяют родители. Для взрослых людей эту потребность удовлетворяют законы (конституция, гражданский кодекс, трудовой кодекс, жилищный кодекс и т.д.) и государство (участковый, милиция, суд, муниципальные органы, органы здравоохранения и т.д). Для удовлетворения этой потребности взрослый человек должен изучить законы, узнать о наличии и функциях государственных органов. Так, чтобы точно знать, куда и по какому вопросу обращаться. Требовать защиты от другого человека, например, от мужа, родителей и т. д. для взрослого человека ненормально. Мы можем попросить помощи у близкого человека в конкретной ситуации, но не должны «навешивать» на близких людей родительские функции и ожидания.

3. Потребность в пище. Для удовлетворения этой потребности недостаточно просто есть так, как приучили в детстве. Нужно добыть информацию о потребностях организма в определённых веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила.

4. Потребность в безопасности. За удовлетворение этой потребности в детстве отвечают родители и собственный инстинкт ребёнка в самосохранении. Взрослому человеку нужно пересмотреть свой образ жизни и привычки (привычку переходить дорогу, водить машину, пользоваться острыми предметами, электроприборами и т.д.). Если есть привычки, которые потенциально могут привести к опасности, повреждениям, потере здоровья, нужно отказаться от них и научиться делать те же дела по-другому.

5. Потребность в стимулах и поглаживаниях. Для поддержания своей неопсихики (Взрослого эго-состояния), т.е. способности к произвольным усилиям и осознанности, в «рабочем» состоянии человеку необходимо постоянно тренировать её. Тренировка неопсихики происходит при стимулировании восприятия. Стимулирование восприятия происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром с помощью органов чувств. Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Человеку жизненно необходимы стимулы, иначе его неопсихика деградирует.

Вот цитата Эрика Берна о необходимости стимулирования неопсихики.
«….Способность человеческой психики поддерживать согласованные эго-состояния зависит, по-видимому, от меняющего потока сенсорных стимулов. Это наблюдение является психобиологическим основанием социальной психиатрии. Сформулированное в структурных терминах, оно состоит в том, что сенсорные стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток перекрывается или становится монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется («мышление человека ухудшается »); это обнажает нижележащую археопсихическую деятельность («он показывает ребячливые эмоциональные реакции »); в конце концов и археопсихическое функционирование тоже становится дезорганизованным («он страдает галлюцинациями »). Это описание эксперимента на сенсорную депривацию.
Можно показать, что у неопсихики наступает истощение катексиса в случае стимульной социальной и структурной депривации, сравнив пациентов, лежащих в плохих и хороших государственных больницах. По существу доказано, что результатом такой депривации является архаическая внушаемость, что делает ее сильнейшим оружием в руках жестоких лидеров в борьбе с непримиримыми личностями….»

Самые «качественные» для тренировки неопсихики стимулы человек получает в процессе общения. Никакая компьютерная игра (а в них люди играют как раз для получения стимулов) не сравнится в этом смысле с общением. Общение – самый эффективный тренажёр для неопсихики. Поэтому люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду общения. В изоляции люди испытывают беспокойство и успокаиваются, когда получают «гарантию» общения. Гарантия общения – это признание нас другими людьми, внимание к нам со стороны других людей. Единица внимания, признания – это поглаживание.
Резюме. Потребность в стимулах является жизненно важной потребностью. Она называется жаждой стимула. Люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду поглаживаний.

Подробнее об этой потребности можно прочитать в книгах:
1. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ». пер. с англ. СПб., 1996, глава «Жажда стимула».
2. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия». Перевод с англ., СПб., издательство <Братство>, 1992, глава VIII СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, раздел 1. Теория социальных контактов.

В настоящее время я работаю над продолжением статьи.

С уважением, Ирина Летова.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.сайт

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей . Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

· ВЫДЕЛЯТЬ

· ДВИГАТЬСЯ

· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

· СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

· ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

· БЫТЬ ЧИСТЫМ

· ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

· ОБЩАТЬСЯ

· ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание , то есть наличие в организме патологического процесса , сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы медсестры - комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности :

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

· одышку,

· кашель,

· боль в грудной клетке.

В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДЫШАТЬ :

· курение;

· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.


При объективном обследовании может быть:

· изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность);

· затруднённое дыхание через нос;

· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

· лихорадка.

:

1) одышка;

2) кашель;

3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4) удушье;

5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

6) высокий риск от удушья.

:

1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию ;

4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ , человек осуществляет доставку в организм пищу - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· нарушение аппетита;

· отрыжка;

· тошнота;

· боли в животе.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ЕСТЬ :

· погрешность в диете;

· нарушение режима питания;

· переедание;

· злоупотребление алкоголем;

· отсутствие зубов, кариозные зубы.

2. Объективное обследование :

· запах изо рта;

· наличие кариозных зубов;

· рвота во время обследования.

:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности :

Употребляя потребность ПИТЬ , человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

:

1. Субъективное обследования :

ЖАЛОБЫ :

· сухость во рту.

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ :

· употребление недоброкачественной воды;

· потребление недостаточного или избыточного количества воды.

2. Объективное обследование :

· сухость кожи и слизистых.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ , человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· вздутие живота;

· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

· отсутствие мочи;

· малое количество мочи;

· увеличенное количество мочи;

· частое болезненное мочеиспускание;

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ :

· нарушение в диете;

· малоподвижный образ жизни;

· переохлаждение.

2. Объективное обследование :

· отёки явные;

· отёки скрытые;

· изменение характера стула;

· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

· изменение количества мочи;

· визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности :

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ , человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· бессонница;

· нарушение сна;

· прерывистый сон;

· сонливость;

· засыпание под утро.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ :

· отсутствие отдыха;

· чрезмерная загруженность работой;

· отсутствие отпуска и выходных.

2. Объективное обследование :

· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

· зевота.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) отсутствие сна;

2) нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга .

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

Понятие о потребности :

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· потливость;

· чувство жара;

· головная боль;

· ломота в теле, суставах;

· сухость во рту.

2. Объективное обследование :

· появление «гусиной кожи»;

· горячая на ощупь кожа;

· сухость кожи и слизистых;

· трещины на губах;

· изменение температуры тела

· учащение пульса и ЧДД;

· влажная кожа;

· отклонение в температурном режиме помещений.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

· нарушение целостности;

· неприятный запах;

· неприятный запах изо рта;

· грязное бельё;

· неухоженные ногти;

· сальные волосы.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

Слабостью;

Отсутствием конечности;

Наличием параличей;

· расстройство психической деятельности.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ :

· сидячая работа;

· постоянная езда на транспорте.

2. Объективное обследование :

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· гиперемия;

· местное повышение температуры;

· изменение конфигурации;

· пассивное положение в кровати;

· отсутствие конечности.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

· боль при движении;

· паралич конечностей;

· резкая слабость;

· психические расстройства.

2. Объективное обследование :

· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ ;

· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высоки риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности :

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

Например :

· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

· может ли пациент самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

· умывает,

· кормит,

· подаёт судно,

· одевает, раздевает;

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

Понятие о потребности :

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие к состоянию своего здоровья;

2) беспокойство за состояние своего здоровья;

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

4) отсутствие адаптации к стрессу;

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

· физическая активность;

· ежедневное распределение времени и его запас;

· открытый «шлю» для эмоций;

· планирование режима дня;

· аутотренинг , расслабление;

6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

Потребность ОБЩАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ . Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

Виды общения:

· разговор;

· чтение;

· музыка;

· телевидение;

· религия.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

· родственники;

· медицинский персонал;

· соседи по палате;

· средства массовой информации;

2. Объективное обследование :

Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ :

· нарушение слуха;

· нарушение зрения;

· нарушение движения;

· нарушение интеллекта.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит общения с семьёй;

2) недоверие медицинскому работнику;

3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Понятие о потребности :

В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие:

· к жизни;

· к своему здоровью;

2) необходимость духовного участия и сочувствия.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ . Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ , необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

· какую социальную роль в жизни он играет;

· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

· в работе;

· в семье;

2) принижение чувства собственного достоинства;

3) дефицит организованного досуга.

Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

Неудовлетворённые потребности пациента - это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

ЗАДАЧАМИ медсестры является:

  1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
  2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
  3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:
  • сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
  • составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

Основные потребности есть у всех живых существ, но человек все же занимает лидирующие позиции. Люди ежедневно удовлетворяют свои нужды, начиная с базовых: есть, пить, дышать и т.д. Есть также второстепенные потребности, к примеру, самореализация, желание добиться , стремление к знаниям и много других.

Основные виды потребностей

Существует много разных классификаций и теорий, которые позволяют разобраться в этой теме. Мы постараемся выделить наиболее значимые из них.

10 основных потребностей человека:

  1. Физиологические. Удовлетворение этих потребностей необходимо для выживания. В эту группу входит желание есть, пить, спать, дышать, заниматься и т.д.
  2. Потребность в двигательной активности. Когда человек бездействует и не шевелится, он не живет, а просто существует.
  3. Потребность в отношениях. Людям важно общение с окружающими, от которых он получает тепло, любовь и другие положительные эмоции.
  4. Нужда в уважении. Для реализации этой основной потребности человека многие стремятся достигнуть в жизни определенных высот, чтобы получить одобрительные отзывы окружающих.
  5. Эмоциональные. Невозможно представить человека, который бы не испытывал эмоции. Стоит выделить желание слышать похвалу, чувствовать безопасность, любовь и т.д.
  6. Интеллектуальные. С самого детства люди пытаются удовлетворить любопытство, узнать новую информацию. Для этого они читают, учатся и смотрят познавательные передачи.
  7. Эстетические. У многих людей есть инстинктивная потребность в красоте, поэтому люди стараются ухаживать за собой, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно.
  8. Творческие. Часто человек ищет сферу, где он может выразить свою натуру. Это может быть поэзия, музыка, танец и другие направления.
  9. Потребность в росте. Люди не хотят мириться с ситуацией, поэтому развиваются, чтобы достичь более высокой ступени в жизни.
  10. Потребность быть членом общества. Человек стремится быть участником разных групп, к примеру, семьи и коллектива на работе.

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.



error: Контент защищен !!